Календарно-тематическое планирование для 7 класса ИЗО.
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Маковская Анна Владимировна

Календарно-тематическое планирование для 7 класса ИЗО по программе авторов Л. Г.Савенковой,  Е.А.Ермолинской. (Вентана-Граф, 2013 ) Составлено с учетом новых требований к структуре пояснительной записки и КТП и отражением УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_ktp_savenkova.docx85.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа для 7 класса. Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.). (авторы Л. Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2013)  . Учебно – методический  комплект  рекомендован Министерством  образования  РФ  /Сборник  программ  к  комплекту  учебников  «Начальная  школа  XXI  века»  -М. :  Вентана – Граф, 2013.

1 Общая характеристика учебного предмета. 

         Определяющими характеристиками данной программы являются  интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.  Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития   ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также  педагогические подходы и методологические основания программы  опираются на концепцию образовательной области «Искусство»,

разработанной в Учреждении Российской академии образования  «Институт художественного образования».

      Данная программа учитывает передовой опыт современных  направлений педагогики искусства в области художественного  образования школьников, научно-методические концепции, технологии  обучения, а также изменения культурного пространства России,  появление новых имен, тенденций, произведений искусства.

        Современный уровень социокультурного развития общества  диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик  становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных  программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих  полихудожественное развитие школьников.

        2  Целью уроков изобразительного искусства в основной школе  является реализация фактора развития, формирование у детей целостного,  гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой  деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с  искусством; формирование духовных начал личности, воспитание  эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений

профессионального и народного (изобразительного) искусства;  нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему  народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» на год:

  1. Формирование представления о значении искусства в развитии цивилизации;
  2. Включение учащихся в процесс художественного творчества, погружение в символику изобразительного искусства и мифологию;
  3. Углубление представления о природных формах в искусстве (дизайн, конструирование, архитектура, декоративно-прикладное искусство) , биоархитектуре в разные периоды развития человечества;
  4. Освоение художественного языка разных видов изобразительной деятельности (графической грамоты).

•   воспитание  устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение  нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и  формирование художественных и эстетических предпочтений;

•  развитие  способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому  восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов  искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала,  побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;

•  освоение  разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;приемов  работы с художественными материалами, инструментами , техниками.

•   овладение  умением пользоваться выразительными средствами изобразительного  искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами , которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их  желания выразить в своем творчестве свои представления об  окружающем мире;

•  развитие опыта художественного восприятия произведений  искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.

      Фактор развития реализуется в программе посредством развития  дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности  самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника,  восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия  и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.

       Основой всего педагогического процесса в преподавании  изобразительного искусства является органическое единство учебного и  воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с  другими образовательными дисциплинами.

        Характерными признаками развивающего обучения в условиях  полихудожественного подхода  на уроках  изобразительного искусства являются следующие:

1. Духовное возвышение ребенка. 

2. Действие, радость, увлечение школьника работой.

3. Живое общение с искусством. 

4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.

5. Опора на региональный компонент в обучении. 

6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.

7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей,

8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. 

9. Активное творчество самих детей. 

3Ценностные  ориентиры  содержания.

        Программа открывает возможность реализации  интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач,последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.

4 Место  изобразительного  искусства  в  учебном  плане.

          В  соответствии  с   учебным  планом  для основного общего образования .Данная  рабочая  программа  рассчитана  на  35  часов  в  год  (1  час  в  неделю,  исходя  из  продолжительности  учебного  года  35  учебных  недель ).  

5 Планируемые результаты  освоения  курса:

Предмет «Изобразительное искусство »в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Личностные УУД

1. формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

3. развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

4. формирование духовных и эстетических потребностей;

5. овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

6. воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

7. отработка навыков самостоятельной и групповой работы

8. обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности

Регулятивные УУД

1. Проговаривать последовательность действий на уроке.

2. Учиться работать по предложенному учителем плану.

3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

5. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

5. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

7. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;

Коммуникативные УУД

1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

3.Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

5. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

6.При  реализации  данной  рабочей  программы  основное  внимание  будет  уделяться  формированию  универсальных  учебных  действий  (УУД)  через  использование  (применение)  следующих  педагогических  технологий,  в  т.ч.  инновационных:

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

  1. Педагогика сотрудничества
  2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  1. Игровые технологии
  2. Проблемное обучение
  3. Технологии уровневой дифференциации
  4. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
  5. Групповые технологии
  6. Компьютерные технологии обучения

Частнопредметные педагогические технологии:

Природосообразные технологии

  1. Технология саморазвития (М. Монтессори)

Технологии развивающего обучения:

  1. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
  2. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
  3. Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко), что  отражено  в  календарно-тематическом  планировании. 
  4. Ключевой  задачей  при  реализации  данной  программы  будет  являться  здоровьесбережение,  так  как  оно  как  никогда  актуально  в  учебно-воспитательном  процессе  и   формирует внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывает понимание ценности человеческой жизни, закладывает основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

          Новизна  разработанных  требований  в  соответствии  с  ФГОС  предполагает  приоритет  системно-деятельностного  подхода  к  процессу  обучения,  что  определяет  не  только  освоение  обучающимися  предметных  умений,  но  и  развитие  у  них  общих  учебных  умений  и  обобщённых  способов  деятельности,  связанных  с  формированием  познавательной,   информационной  и  коммуникативной  компетентности.  

7 Взаимосвязь урока «Изобразительное искусство»  осуществляется с внеурочной деятельностью и изостудией, где ребята закрепляют и пробуют полученные знания в практической деятельности.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности,  на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных  универсальных учебных действий (УУД).

8 Нацеленность  обучения   ИКТ    отражена  в  календарно-тематическом планировании.   ИКТ-технологии  будут  использоваться  на  всех  этапах,  как  при  подготовке  урока,  так и  в  его  процессе:  при  объяснении,  закреплении,  повторении,  систематизации.  Преимуществами  использования  ИКТ  является: индивидуализация  обучения.

Особое внимание при  реализации  данной  рабочей  программы  будет  уделено  формированию  проектного  мышления  как  ключевой  компетентности.  Ввиду  этого  в  календано-тематическом  планировании  отражена  организация  проектной  деятельности  на  уроке.  

9  материально-техническое обеспечение предмета «Изобразительное  искусство» в основной школе : мольберты, планшеты, ДВД-плеер, телевизор, компьютер, экран, проектор.

10 методическое сопровождение предмета:

Учебник А.С.Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека»/М.Просвещение./2009.

Изобразительное искусство: интегрированная программа :5-8(9) классы/Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская./М.: Вентана-Граф, 2013.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

КАЛЕНДАРНО-тематическое  планирование 7 класс

(Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2013.)

икт

дата

Тема урока

Художественно-педагогическая идея урока, раздела.

Предметные результаты

понятия

Д.З.

Ууд прк Личностные результаты

+

_

п

ф

Глава 1. Природа в изобразительном искусстве

1

Природная среда как
источник художественного вдохновения

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Работа с натуры: наброски и зарисовки.

Раскрыть перед учащимися роль и значение наброска и зарисовок в работе художника: запечатление мгновения, настроения, движения в быстром рисунке по восприятию, по впечатлению, с натуры. Изображение с натуры осеннего листа — набросок карандашом. Передача конструктивных особенностей формы листа, её неповторимости; работа лёгкими линиями, передача симметрии (ось симметрии).

Тональное решение работы — уточнение формы листа с помощью штриха

Работа на плоскости
Уметь рисовать с натуры.
Владеть графическим материалом — карандашом.
Передавать конструктивные особенности природных объектов (формы листа и её особенностей).
Работать лёгкими линиями.
Передавать симметрию природной формы с помощью оси симметрии. Владеть штрихом в передаче тональности

Природная среда

Личностные УУД

воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

отработка навыков самостоятельной и групповой работы

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

2

Использование растительных мотивов в художественном творчестве

Развитие фантазии и воображения.
Мотивы природных форм и элементы стилизации и обобщения формы из реальной в декоративную.

Представление о творческой переработке природной формы художником . Переработка природной формы в декоративно-образную.
Развитие фантазии и воображения.

Создание нескольких вариантов декоративно-образной переработки природной формы (листа, цветка, травы, дерева). Можно использовать наброски и зарисовки листа, выполненные на предыдущем уроке

Работа на плоскости
Уметь перерабатывать природную форму в декоративную.
Вносить в художественную декоративную форму свои представления о красоте.
Выполнять несколько вариантов переработки реальных форм в декоративные.
Использовать в работе рисунки, зарисовки, выполненные раньше.

Владеть разными графическими материалами: тушью, пером, акварелью, карандашом

элементы стилизации

Личностные УУД

1. формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

3

Мир живой природы глазами художника

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Представление о художнике-анималисте.

Изучение натуры: наблюдение, зарисовки, наброски, скульптурные этюды. Понятие о пластике в скульптурном изображении. Создание скульптурного этюда.

Создание скульптурного этюда на основе выполненного ранее эскиза, зарисовки, наброска с животного (домашнее или содержащееся в зоопарке). Передача пластики, характерного движения животного. Лепка из глины или пластилина способом вытягивания деталей и отсекания лишнего из целого комка

Работа в объёме — лепка
Выполнять объёмную форму на основе наброска, зарисовки.
Получить представление о скульптурном этюде.
Передавать пластику и характерное движение животного в лепке.

Уметь лепить из глины и пластилина способом вытягивания деталей и отсекания лишнего из целого комка

художник-анималист

Личностные УУД

 формирование духовных и эстетических потребностей;

 овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

 воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

Регулятивные УУД

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

4

Особенности художественного изображения животных и птиц в декоративно-прикладном искусстве

Развитие фантазии и воображения.
Формирование представлений о реальном и стилизованном изображении животных и птиц в изобразительном искусстве.

Использование в стилизации формы животных характерных движений, поз; соблюдение закона стилизации, применимого в декоративно-прикладном искусстве — минимум средств в передаче задуманного художественного образа (линия, форма, цвет, пластика). Мир флоры и фауны в работах художника-прикладника.
Два задания на выбор:
1. Создание эскиза заколки, пряжки для ремня, застёжки, значка (по выбору), в основе формы которых лежат образы животного или птицы.
2. Создание декоративного фриза для кабинета биологии или географии на основе стилизованных изображений животных разных континентов.
Продумать позу, движение животного. Перед началом работы выполнить несколько эскизов. Передать наиболее характерные выразительные детали, придать им декоративность.

Работу выполнять в цветной графике

Работа на плоскости
Создавать эскиз будущего изделия декоративно-прикладного искусства по мотивам образа живой природы (стилизованных изображений животных, птиц).
Передавать позу и движение, характерные для животного.
Выполнять несколько эскизов одного изделия. Выполнять наиболее характерные выразительные детали в соответствии с выбранным образом.

Работать в цветной графике

декоративный фриз

Личностные УУД

развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

формирование духовных и эстетических потребностей;

Регулятивные УУД

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД

. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

Глава 2. Природа и творчество

5

Отражение природных форм в архитектуре

Развитие фантазии и воображения.

Освоение нового термина: архитектурная бионика. Гармоничность, надёжность природных форм и конструкций (крепление деталей, механизмы взаимодействия частей, функциональность и гармоничность формы, её назначение и др.). Применение особенностей природных форм и конструкций в создании предметов дизайна, техники, в архитектуре. Знакомство с творчеством архитектора А. Гауди. Мотивы природы в застывших формах архитектуры. Архитектурная бионика.
Выполнение зарисовок с природных объектов, передача формы, структуры, пластики, особенностей изображаемого объекта.
Создание эскиза или зарисовки архитектурных или дизайнерских форм, в основе которых лежит структура природных объектов.
Работа тушью, пером, карандашом, фломастером.
Знакомство с понятиями «диафильм», «диапроектор». Самостоятельная работа над созданием диафильма (визуальное повествование, сочетающее изображение и текст). Выполнение упражнений на «раскадровку» (последовательность рисунков) в диафильме.

Создание коллективного диафильма по материалам исследования с использованием видеозаписи, сделанной во время экскурсии

Работа на плоскости
Выполнять зарисовки с природных объектов.

Уметь передавать форму, структуру, пластику, характер изображаемого объекта.
Раскрывать в эскизе архитектурных или дизайнерских форм особенности природных конструкций.
Работать тушью, пером, карандашом, фломастером.
Уметь обосновывать свой проект.
Усвоить информацию о диафильме, диапроекторе.
Создавать несложные диафильмы с визуальным повествованием, сочетающим изображение и текст.
Знать, что такое раскадровка.
Создавать коллективные видеофильмы по материалам исследования, используя видеозаписи, сделанные во время экскурсии.

Выстраивать свой видеоряд по теме исследования и создавать видеофильм

архитектурная бионика

Личностные УУД

воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

отработка навыков самостоятельной и групповой работы

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

6

Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан)

Развитие фантазии и воображения.

Раскрытие особенностей работы архитектора: продумывание и конструктивное решение не только архитектуры, но и всей прилежащей территории («вмещающий ландшафт» — Л.Н. Гумилёв)Создание объёмно-пространственной композиции.
Создание объёмной конструкции фонтана, который можно было бы установить возле одного из архитектурных сооружений А. Гауди. В основе архитектурной формы фонтана должны лежать природные мотивы.
Придумать оригинальное название фонтана.
Работа в малых группах рассчитана на использование дополнительного свободного внеурочного времени. Для защиты выполненного проекта перед аудиторией отводится специальное время.

В процессе работы над композицией проводить фотосессии и видеосъёмки процесса работы учащихся, которые станут основой следующего проекта

Работа в объёме (конструирование)
Создавать и детально прорабатывать объёмно-пространственные макеты (проект): архитектурные, дизайнерские объёмные формы, в основе которых лежат природные мотивы.
Придумывать оригинальные решения композиции, соответствующие предлагаемому заданию.
Работать в малых группах, согласовывать свои действия.
Уметь защищать свой проект перед аудиторией.
Применять поисковые системы Интернета в разработке проекта.
Уметь выстраивать план коллективной фотосъёмки и видеозаписи.

Создавать авторские презентации с использованием фотоматериалов и видеозаписей

(«вмещающий  ландшафт» 

Личностные УУД

 формирование духовных и эстетических потребностей;

 овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

 воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

Регулятивные УУД

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

7

Средства передвижения. Летательные аппараты — от Леонардо да Винчи до наших дней

Развитие фантазии и воображения.
Творчество и жизнь Леонардо да Винчи: художник, учёный, инженер, изобретатель.

Летательные аппараты, средства передвижения по земле, созданные художником по наблюдениям за птицами, животными и др.. Эскиз-проект средства передвижения по мотивам природных объектов (животных, птиц, насекомых).
Графическое решение эскиза любого аппарата: автомобиля, самолёта, космического корабля, лодки, другого объекта, в основе которого ясно прочитываются мотивы природной структуры — бионики.
Карандаш, фломастер, акварель.

Создание мультфильма по мотивам выполненных работ учащихся с помощью силуэтного изображения и инструментов программы Paint: «Карандаш», «Ведро», «Текст»

Работа на плоскости
Создавать графический эскиз механизма, конструкции на основе природной структуры — бионики.
Учитывать взаимодействие формы конструкции, её внешнего вида и назначения.
Использовать грамотно графический материал: карандаш, фломастер, акварель.
Уметь обосновывать свой выбор.

Работать самостоятельно над созданием собственного мультфильма по мотивам работ учащихся с помощью силуэтного изображения и инструментов программы Paint: «Карандаш», «Ведро», «Текст»

Эскиз-проект

Личностные УУД

1. формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

Глава 3. Художественное творчество и его истоки

8

Наука и искусство

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).

Размышления о науке и искусстве, их общих чертах и различии. Художник и философия, художник и математика. Художник и воображение. Этапы работы художника (писателя, поэта, драматурга, композитора) над произведением; научное открытие и воображение. Развитие представлений о том, что в основе любого художественного проекта или научной разработки лежат многочисленные наброски, записи, размышления, искания, пробы. Графический проект (архитектурный, дизайнерский) по выбору.

Создание проекта любого предмета, постройки, средства передвижения (по выбору) с помощью компьютерной графики. Выполнение нескольких предварительных набросков для уточнения задуманного. Перевод наиболее удачного варианта наброска в зрительный образ. Продумывание всех механизмов действия аппарата и умение обосновать свой проект, свою художественную форму

Работа на плоскости
Получить представление о графическом дизайне (компьютерных графических технологиях).
Создавать проект предмета, средства передвижения, архитектуры (по выбору) в компьютерной графике.
Выполнять несколько зарисовок, набросков одного предмета с разных сторон
Переводить свои зарисовки в художественный образ.

Понимать, что в основе любого художественного проекта или научной разработки лежат многочисленные наброски, записи, размышления, искания, пробы

Личностные УУД

 формирование духовных и эстетических потребностей;

 овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

 воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

Регулятивные УУД

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

9

Роль фантазии и воображения в искусстве

Развитие фантазии и воображения.

Формирование творческого мышления школьников с помощью внедрения в процесс обучения механизма переноса знаний с одного искусства на другое, раскрытия выразительных и конструктивных особенностей произведений разных видов искусства: музыки и слова; слова и предложения; пространственного выстраивания композиции стиха, нот на нотном стане; композиции рассказа, пьесы и др. Фантазийная композиция.

Создание свободной объёмно-пространственной или полуобъёмной композиции по мотивам стихотворений В. Хлебникова, М. Цветаевой, Н. Гумилёва (по выбору), в основе которой использование конструктивного каркаса из проволоки. Выделение в работе эмоционально-смыслового звучания стиха через написание слов, букв, слогов как составляющих конструкцию стихотворения. Использование в работе разнообразных поделочных материалов: проволоки, пластилина, палочек и др.

Работа в объёме
Создавать пространственную объёмную или полуобъёмную композицию на основе каркаса из проволоки.
Выполнять композиции по мотивам других видов искусства: поэзии, музыки.
Передавать настроение в работе.

Уметь объяснять задуманный художественный образ

свободная объёмно-пространственная и полуобъёмная композиции

Личностные УУД

воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

отработка навыков самостоятельной и групповой работы

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

10

Художник и творческий процесс

Развитие фантазии и воображения.

Формирование представлений учащихся о замысле и художественном образе произведения искусства. Обсуждение размышлений художников о процессе работы над произведением  .Графическая композиция по литературному описанию.
Работа с текстом литературного произведения, воспоминаний художника.
Создание композиции в смешанной технике (аппликация, графика), которая отражает настроение и состояние художника (В. Кандинского) в момент написания картины.

Работа акварельными красками, широкой кистью

Работа на плоскости
Внимательно читать тексты и определять их основные идеи.
Создавать графические композиции в смешанной технике (аппликация, графика).
Выражать в работе эмоционально-чувственное состояние.

Работать акварельными красками, широкой кистью

смешанная техника

Личностные УУД

 формирование духовных и эстетических потребностей;

 овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

 воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

Регулятивные УУД

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Глава 4. Краткость и выразительность в искусстве

11

Коллаж — особая форма искусства

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Дать представление о технике коллажа.

Техника выполнения коллажа и её применение . Коллаж в изобразительном искусстве.
Оформление упаковки для диска с записями песен, других музыкальных произведений. Выполнение работы в технике коллажа. Использование традиционной формы упаковки для хранения диска — квадрат.

Определение композиции оформления упаковки и её решения с учётом эмоционально-смыслового содержания и колорита музыкального произведения. Выбор элементов оформления и шрифта как части композиции и его смыслового центра

Работа на плоскости
Выполнять работы в технике коллажа.
Находить соответствие формата упаковки смысловому содержанию материала диска.
Самостоятельно
отбирать элементы изображения, в том числе буквы как часть композиции.

Определять композиционный центр

коллаж

Личностные УУД

1. формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

12

Мудрость народа, заключённая в нескольких строчках

Развитие фантазии и воображения.
Отображение культуры народа в его поэзии.
Различия западной и восточной культур в их отношении к природе.

Особенности жанра традиционной японской поэзии — хокку. Чтение текстов хокку и размышление над их содержанием. Сочинение и иллюстрирование хокку.
Создание самостоятельных поэтических трёхстиший по мотивам японских хокку.
Графическое изображение иллюстрации к своему сочинению в технике цветной графики.
Работа тушью, акварелью, в смешанной технике (акварель, тушь, перо).

Использование изобразительных приёмов японской графики и живописи

Работа на плоскости
Создавать самостоятельно поэтические трёхстишия.
Передавать в графическом произведении — иллюстрации —смысл трёхстишия и его эмоциональное звучание.
Работать тушью, акварелью, в смешанной технике, подражая японским художникам.

Уметь объяснять смысл собственного сочинения и произведения мастера

хокку.

Личностные УУД

развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

формирование духовных и эстетических потребностей;

Регулятивные УУД

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД

. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

13

Плакат и законы его построения. Плакатная графика

Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.

Плакат как вид изобразительного искусства. Выразительный язык плаката. Текст плаката и изображение — это сжатый, ясный, лаконичный пластический язык. Связь изображения и текста, содержащегося в плакате. Создание плаката на экологическую тему или на тему событий, происходящих в классе или школе.
Выполнение плаката с соблюдением всех правил изображения, свойственных этому виду изобразительного искусства.
Передача единства выразительно-изобразительного языка и текста.
Работа индивидуально и в группе.

Создание в классе выставки плакатов

Работа на плоскости
Создавать композицию плаката с соблюдением всех правил изображения, свойственных этому виду изобразительного искусства.
Передавать единство выразительно-изобразительного языка и текста плаката.
Работать индивидуально и в группе.

Устраивать в классе выставку творческих работ

Плакатная графика

Личностные УУД

 формирование духовных и эстетических потребностей;

 овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

 воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

Регулятивные УУД

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Глава 5. Искусство театра

14

Театр — содружество всех искусств

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Работа с музыкальным или литературно-поэтическим произведением.

Формирование представлений учащихся об особенностях оформления сцены. Экскурсия (очная или заочная) в театр. Знакомство с особенностями театра (вестибюль, гардероб, сцена, гримёрная, костюмерная и др.). Особенности театра как вида искусства.
Архитектура театра, особенности оформления спектакля, театральные костюмы. Подготовка артиста к работе над спектаклем и выступлением.

История возникновения театра, его роль в жизни общества

Проявлять любознательность и интерес в процессе экскурсии.
Уметь грамотно формулировать вопрос на интересующую тему.

Поддерживать содержательный разговор в группе и во время экскурсии на рассматриваемую тему

вестибюль, гардероб, сцена, гримёрная, костюмерная

Личностные УУД

воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

отработка навыков самостоятельной и групповой работы

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

15

Оформление спектакля. Художник в театре

Развитие фантазии и воображения.

Театральная площадка — предметно-пространственное окружение сцены. Элементы пространства сцены: авансцена, занавес, собственно сцена, закулисное пространство . Создание макета сцены к спектаклю по выбору.
Работа по подсказке с готовой формой большой коробки — имитация сцены.
В выполнении эскиза использовать разные техники: живописные, графические, смешанные (аппликацию и коллаж, цветную полиграфию). Оформление всех её элементов: кулис, авансцены, предметов, задника.
Работа в группе

Работа в объёме и на плоскости
Создавать эскиз оформления сцены и задника.
Передавать в эскизе эмоционально-смысловое содержание литературного или музыкального произведения.
Уметь передавать глубину пространства в плоскостном изображении.
Работать по подсказке с готовой формой.

Использовать разные техники работы: живописные, графические, смешанные (аппликацию и коллаж, цветную полиграфию)

авансцена, занавес, собственно сцена, закулисное пространство

Личностные УУД

1. формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

16

Театральный костюм

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие интереса к искусству театра.
Формирование представления о специфике сценария к театральной постановке, построенного по мотивам литературного произведения.

Роль и значение общего оформления сцены к спектаклю и костюмов героев. Создание эскиза театрального костюма одного из героев выбранного литературного или музыкального произведения.
Работа с плоским картонным манекеном: выбор костюма, позы (движение рук, ног, положение туловища, поворот головы) героя.

Создание манекена (использовать знания пропорций фигуры человека и способов изображения её в движении). Выполнение эскиза одежды и её крепление на манекене. Завершением костюма должен быть головной убор. Использование в работе гофрированной бумаги, ткани, поделочного материала и клея

Самостоятельно создавать эскиз театрального костюма
Работать с плоским картонным манекеном. Создавать манекен, используя знание пропорций фигуры человека и способов её изображения в движении.
Выполнять эскизы одежды и укреплять её на манекене.
Использовать в работе мягкую гофрированную бумагу, ткань, поделочный материал и клей.

Распределять обязанности в группе

манекен

Личностные УУД

развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

формирование духовных и эстетических потребностей;

Регулятивные УУД

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД

. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

17

Лицо, грим, маска

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Грим и маска.
Разнообразие видов и форм грима, используемого в театре.
Отображение с помощью грима исторической эпохи, особенностей литературного произведения и характера героя.

Историческое ремесло создания маски. Эскиз театральной маски для любимого персонажа сказки, былины, мифа.
Работа по подсказке.
Создание эскиза с помощью цветной бумаги и полиграфической продукции (цветные страницы журналов).
Применение знаний о линии симметрии.
Работа в технике отрывной аппликации.

Передача в маске яркого зрительного образа, характера персонажа (форма и положение линии рта, бровей, разрез глаз, конструкция и силуэт причёски)

Работа на плоскости в смешанной технике
Создавать эскиз театральной маски для персонажа сказки, былины, мифа.
Работать по подсказке.
Использовать в эскизе цветную бумагу и полиграфическую продукцию (цветные страницы журналов).
Грамотно
применять знания о линии симметрии и асимметрии.
Передавать в маске характер героя, правильно распределять детали, соблюдая пропорции лица.

Работать в технике отрывной аппликации

линии симметрии и асимметрии.

Личностные УУД

 формирование духовных и эстетических потребностей;

 овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

 воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

Регулятивные УУД

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

18

Театральная афиша

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Афиша — лицо спектакля.

Значение афиши для успеха спектакля . Афиша к школьному спектаклю.
Исследование творчества актёров по афишам театра (по желанию).
Создание афиши к школьному празднику или театральной постановке.
Взаимодействие изображения и текста.

Работа в любой из художественных техник

Работа на плоскости
Самостоятельно
проводить исследование с помощью поисковых систем Интернета, библиотек, книг, в которых сохранилась история театра.
Создавать афишу к школьным праздникам, спектаклям, художественным событиям, памятным датам.
Использовать различные графические техники.

Грамотно использовать в афише изображение и шрифт текста

Театральная афиша

Личностные УУД

воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

отработка навыков самостоятельной и групповой работы

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

19

Пригласительный билет на спектакль

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Пригласительный билет — одно из условий успеха проводимого мероприятия (вечера, праздника, дня рождения и др.).

Значение художественного и декоративного оформления пригласительного билета, оригинального текста и грамотно подобранного шрифта. Приглашение на праздник.
Придумать мероприятие, на которое можно пригласить своих друзей, и создать к нему пригласительный билет.
Выполнить эскиз билета, продумать его художественное оформление.
Работа в технике аппликации или коллажа, использование с этой целью цветных страниц журналов. Возможно оригинальное рельефное или объёмное конструктивное решение.
Учитывать согласование изображения (или конструкции) и текста.

При составлении текста можно использовать буквы и слова, вырезанные из журнала. Дополнить композиционное решение рисунком

Работа на плоскости и в объёме (по желанию)
Создавать к празднику (событию) пригласительный билет.
Выполнять эскиз билета, продумать его художественное оформление.
Работать в технике аппликации или коллажа, использовать цветные страницы журналов. Придумывать оригинальное рельефное или объёмное конструктивное решение.

Согласовывать изображение (или конструкцию) и текст

композиционное решение

Личностные УУД

1. формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

Глава 6. Композиция и её роль в искусстве

20-21

Архитектурная композиция

Развитие фантазии и воображения.
Освоение закономерностей архитектурной композиции: композиционный центр, статика, ритм, динамика, симметрия, согласованность и гармония всех составляющих элементов.

Знакомство с четырьмя видами архитектурной композиции: фронтальной, трёхмерной, высотной, глубинно-пространственной «Вечерняя прогулка в парке».

Создание коллективной глубинно-пространственной композиции. Работа в смешанной технике: готовые формы, бумажная пластика, гуашь, акварель. Использование мятой бумаги (газеты) и клейстера для создания макета природного ландшафта, в котором будут находиться архитектурные объекты. Использовать готовые формы (коробки, пластмассовые бутылки, плотную бумагу). Растения, фигурки людей выполнить в технике бумажной пластики

Работа в объёме и пространстве
Работать в коллективе.
Грамотно
распределять обязанности, учитывая индивидуальные способности каждого.
Создавать глубинно-пространственную композицию.
Работать в смешанной технике: с готовыми формами, бумагой, гуашью, акварелью.
Использовать разнообразные материалы и приспособления, в том числе готовые формы.

Применять технику бумажной пластики

Архитектурная композиция

Личностные УУД

развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

формирование духовных и эстетических потребностей;

Регулятивные УУД

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД

. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

22

Композиция художественного произведения

Развитие фантазии и воображения.

Формирование представления о том, что композиция — это взаимодействие и особая гармония частей (объектов, элементов) художественного произведения, придающая ему единство и цельность. Структурная модель стихотворения.
Создание объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики.
Передача пространственности стихотворения, целостности образа, уравновешенности, соподчинённости и согласованности элементов композиции.
Решение задач композиции с разных точек зрения.

Обратить внимание на такие выразительные средства искусства, как динамика и статика, симметрия и асимметрия, ритмическое чередование элементов

Работа в объёме
Создавать в технике бумажной пластики объёмно-пространственную композицию по мотивам других видов искусства.
Передавать пространственность образа, его целостность.
Получить представление о соподчинённости и согласованности элементов композиции.
Решать задачи композиции с помощью выразительных средств искусства: динамики, статики, симметрии, асимметрии, ритма.

Уметь объяснять и обосновывать своё решение

динамика и статика

Личностные УУД

1. формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

Глава 7. Мироздание и искусство

23-24

Западная и восточная модели в культуре человечества

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Знакомство с философией культур разных народов: западной и восточной моделью мировосприятия.
Западная культура — это культура света.

Восточная культура рассматривает мир как непрекращающийся процесс смены тёмного и светлого. Графические композиции трёхмерного пространства двух моделей культур: западной и восточной.
Создание небольших графических композиций по мотивам работ художников К. Фридриха и Дай Цзиня.
Условное изображение пейзажей, которые бы отражали западную и восточную модели мироздания, два типа мышления человека.

Работа по подсказке каждого из вариантов (см. учебник)

Работа на плоскости
Передавать трёхмерное изображение пейзажа на плоскости
Создавать графические композиции по мотивам работ художников.
Решать изображение пейзажей условными средствами.
Работать по подсказке.

Владеть приёмами работы тушью и акварелью

трёхмерное пространство

Личностные УУД

 формирование духовных и эстетических потребностей;

 овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

 воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

Регулятивные УУД

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

25-26

Миф (мифология) как образ мира

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Национальные особенности мифологической картины мира.
Славянская мифология — это представление о национальном единстве, которое связано с идеей общности Святой Руси.
Средства художественной выразительности, которые использовали художники в передаче особенностей представлений русского народа о мире и о себе.

Принцип разделения в мифах разных народов. Символ единства — Мировое древо. Кодовые цепочки древних мифов.
Создание рельефа кодовых цепочек «Фриз метаморфоз» (перетекание образности пространства во время, в стихии, персонификации божеств).
Передача в разных кодах единства мира, сохранение преемственности при переходе от одного образа к другому.
Работа в двух группах, использование техники скрученной бумажной пластики или лепки из пластилина.

Работа по подсказке

Работа в рельефе
Понимать и уметь объяснять кодовые цепочки древних мифов.
Самостоятельно
создавать кодовые цепочки. Передавать в разных кодах единство мира, сохраняя преемственность при переходе от одного образа к другому.
Работать в двух группах на одну тему, уметь грамотно распределять обязанности между членами группы.

Применять технику скрученной бумажной пластики и лепку из пластилина

Славянская мифология 

Личностные УУД

воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

отработка навыков самостоятельной и групповой работы

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

27

Влияние мифологических представлений на повседневную жизнь русской деревни

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Мифологическое значение слова «деревня».
Роль и значение расположения деревни в ландшафте. Нередко в больших деревнях (сёлах) центральное место отводилось православному храму. Церковь была центром сельского прихода (нескольких ближних деревень).
Мирское пространство деревни: расположение вокруг церкви домов, бань, овинов, гумна и др.

Сакральное пространство деревенского мира. Связь жизни деревни с окружающей природой. Коллективное панно «Мир северной деревни».
Создание полуобъёмной коллективной композиции на тему организации пространства деревенской жизни.
Работа в малых группах
Передача в работе сакрального пространства деревенского мира.

Работа по подсказке

Полуобъёмная композиция
Понимать и уметь объяснять мифологическое значение слова «деревня».
Уметь обосновывать роль и значение расположения деревни в ландшафте, выбор места — центра нового мира.
Понимать значение строительства вокруг церкви домов, бань, овинов, гумна и др.
Понимать взаимосвязь жизни деревни и окружающей природы.

Работать в группах с использованием смешанной техники

Мирское пространство деревни

Сакральное пространство

Личностные УУД

развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

формирование духовных и эстетических потребностей;

Регулятивные УУД

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД

. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

28

Древнерусский каменный храм как символ православного мироздания

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).

Формирование представлений об архитектуре православных храмов. Характерные особенности храмов-монументов, их принадлежность разным архитектурным школам. Внутренняя структура храма и его убранство. Коллективная работа в группах.
Воспроизведение в эскизе древнерусского каменного храма (по выбору) с учётом всех пропорций, соотношений объёмов, характера форм и украшений.
Перед выполнением работы желательно сделать ряд зарисовок.

Работа по подсказке

Работа на плоскости
Уметь различать архитектурные школы.
Находить черты сходства и различия в экстерьере и интерьере храмов, их убранстве.
Выполнять работы в технике отрывной аппликации.

Участвовать в обсуждениях, представлять и обосновывать своё мнение

храм-монумент

Личностные УУД

 формирование духовных и эстетических потребностей;

 овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

 воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

Регулятивные УУД

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Глава 8. История и искусство

29

Восприятие истории посредством искусства

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Историческая картина.
Формирование представлений о мифологических персонажах, запечатлённых в литературе.
Отображение истории в картинах, гравюрах, скульптуре.
Документально-повествовательный исторический жанр.

Взаимосвязь содержания художественного текста и его иллюстраций. Создание иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Использование в работе образов мифологических персонажей: Дива (грифон на вершине Мирового древа), Бояна (внука Велеса), Даждьбога (прародителя русских), ветров — внуков Стрибога, Карны (плач) и Жели (горе); одушевлённых образов природы («солнце ему тьмою путь заграждало», «чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца»), необычных образов («синее вино, с горем смешанное», «кровавые зори», «встала обида, вступила девой на землю»). Сборка книги с иллюстрациями к «Слову о полку Игореве» из работ 6 (обложка, титул, форзац, заставки) и 7 (иллюстрации) класса

Работа на плоскости
Представлять и изображать мифологических персонажей, запечатлённых в литературе.
Уметь передавать в иллюстрациях содержание художественного текста.
Получить представление об историческом жанре в живописи, скульптуре и литературе.
Уметь объяснять и обосновывать особенности документально-повествовательного исторического жанра.
Участвовать в обсуждениях, уметь аргументированно доказывать свою точку зрения.

Находить необходимую информацию в различных источниках (книгах, словарях, сети Интернет)

Историческая картина

Личностные УУД

1. формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

30

Костюм как средство исторической, социальной и психологической характеристики

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
История развития костюма. Обусловленность особых черт костюма климатом, национальной принадлежностью, характером основных занятий человека. Повседневная и праздничная одежда.

Народное и традиционное в современном костюме. Современный костюм.
Создание современного костюма по мотивам народного традиционного костюма какой-либо эпохи (по выбору), созвучного мировосприятию, внешнему виду, вкусовым и цветовым предпочтениям автора-художника. Выполнение эскиза костюма и головного убора в технике аппликации из цветной бумаги.
Выполнение предварительных зарисовок.

Соблюдение пропорций фигуры человека, соотношения размеров головы, рук и ног с общим решением силуэта

Работа на плоскости
Получать представление об истории развития костюма, его зависимости от климата, национальности, характера занятий человека.
Различать особенности повседневной и праздничной одежды.
Создавать эскизы костюма.
Отображать народное и традиционное в современном костюме.

Соблюдать пропорции фигуры человека, соотношение размеров головы, рук и ног с общим решением силуэта

Современный костюм.

Личностные УУД

развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

формирование духовных и эстетических потребностей;

Регулятивные УУД

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД

. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

31

Мифологические и священные животные (зооморфные коды) в искусстве

Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.

Изображение животных на картинах, гербах, в литературных и мифологических произведениях, сказках, легендах, поэзии, музыке. Священные животные (зооморфные коды) в искусстве.
Изображение герба, который бы символизировал характер, увлечения и интересы автора — создателя герба, его человеческие качества.

Работа на плоскости или рельефе (лепка из пластилина) по выбору

Работа на плоскости или в рельефе
Получить представление о гербе как своеобразном символе человека (общества, группы людей, города, страны и др.).
Создавать эскиз герба.
Работать на плоскости и в рельефе.

Создавать презентацию с сопроводительным тестом (работа в программе с текстовым редактором) и подбором необходимого иллюстративного материала

Священные животные, герб

Личностные УУД

 формирование духовных и эстетических потребностей;

 овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

 воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

Регулятивные УУД

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

32

Исторические символы в искусстве. «Скрытые образы»

Развитие фантазии и воображения.

Информация, заложенная в символах. Использование символики в картинах, скульптуре, орнаменте . Символика в картине.
Творчество по мотивам работ известных художников — эксперименты в духе современных художников.

Работа по подсказке

Работа на плоскости в технике аппликации и коллажа
Узнавать в символах скрытые образы.
Использовать символику в собственных творческих работах.

Видеть, находить и уметь объяснять символы, использованные художниками в их произведениях

Символика в картине.

Личностные УУД

воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

отработка навыков самостоятельной и групповой работы

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

Глава 9. Проекты

33

Культурные достопримечательности города

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Коллективная проектная работа, связанная с активной исследовательской деятельностью . Мой город (село, деревня).
Провести коллективное исследование, по материалам которого создать контурную карту местности на целом листе ватмана.
Творческая коллективная работа — создание карты достопримечательностей своего города (посёлка, села, деревни).

Разбить на карте всю территорию (города) на зоны и распределить их между учащимися в классе. Соблюдать единое стилевое единство знаков (размер, цвет, техника исполнения)

Работа на плоскости и в рельефе (по выбору)
Создавать карту города (посёлка, села, деревни).
Придумывать символические образы-картинки для карты.
Проводить исследования.
Отображать на карте масштабные величины.

Передавать стилевое единство знаков (размер, цвет, техника исполнения)

проектная работа

Личностные УУД

1. формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

34

Проектная работа «Знаковые образы в искусстве»

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование умения обобщать информацию, поступающую из разных источников, и грамотно её использовать в практике.

Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция. Создание презентации на свободную тему «Знаковые образы в искусстве» по материалам исследования.
Работа в программе PowerPoint.
Способность понимать и находить смысловые и художественно-образные взаимосвязи между разными видами искусства.

Использование в работе знаний, полученных ранее на уроках изобразительного искусства. Темы по выбору. Работа индивидуально или в малых группах

Работать на компьютере в программе PowerPoint с целью составления эффективных наглядных презентаций.
Понимать и находить смысловые и художественно-образные взаимосвязи между разными видами искусства, уметь отображать их в собственной творческой работе.
Использовать в работе знания, полученные ранее на уроках изобразительного искусства.

Работать индивидуально или в малых группах

Выразительные средства изобразительного искусства

Личностные УУД

развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

формирование духовных и эстетических потребностей;

Регулятивные УУД

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД

. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

Глава 10. Великие имена в искусстве

35

Великие имена в искусстве

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников Леонардо да Винчи, Рафаэля, М.А. Врубеля, Ж.-П. Сёра, К.С. Петрова-Водкина и П. Пикассо.
Развитие способности и умения общаться на языке искусства со сверстниками и старшими.

Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по творчеству художников. Беседы, размышления о творчестве художников. Общение на языке искусства и по поводу искусства: выразительные средства изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ).
Разработка индивидуальных групповых проектов по проблемам: история создания одной картины, творчество художников — современников тех, кто представлен в параграфе.

Организация диспута о значении творчества художников и их влиянии на развитие современного искусства

Уметь участвовать в беседе о творчестве художников.
Размышлять об искусстве.
Общаться на языке искусства и по поводу искусства.
Использовать в речи терминологию изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ).

Уметь работать с разными источниками информации: научно-популярной, художественной литературой, словарями, энциклопедиями и другими справочными изданиями, интернет-ресурсами

повторение

Личностные УУД

1. формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

Литература :

Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Кн. Для учителя. М., 1991.

Сокольникова Л.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в нач. школе. – М., 2002.

Болдырева ЕМ. Русская литература. XX век.: Уч. справочник. - М.: Дрофа, 2000.

Варданян Р.В. Мировая художественная культура: архитектура. - М.: Вла-дос;2003.

Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П. Словарь по мировой художественной культуре. - М.: Академия, 2002.

Гузик М.А., Кузьменко ЕМ. Культура средневековья: занимательные игры: Кн. для учащихся 6-9 кл. - М.; Просвещение, 2000.

Гузик М.А. Учебный путеводитель по мировой худ. культуре: 6-9 кл. - М: Просвещение, 2000.

Гузик М.А. Русская культура: занимательные игры: Кн. для учащихся 6-9 кл.-М.: Просвещение. 2000.

Гузик М.А. Культура Древнего Востока: занимательные игры: Кн. для уч. 6-9 кл.-М.; Просвещение, 2000.

Кашекова И.Э. Язык пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура. - М.: Просвещение, 2003.

Кашекова И. Э. От античности до модерна: Стили в художественной культуре.-М.: Просвещение, 2003.

Коровина В.Я. Фольклор и литература.-М.:Скрин, 1996.

Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим: Дидактический материал. - М.: Просвещение. 2002.

Короткова М.В. Культура повседневности: история костюма. - М.: Вла-дос,2003.

Лайне С.В. Искусство XXвека: Россия, Европа. -М.: Просвещение, 2003.

Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. - М.: Просвещение, 2003.

Мосина Вал. Р., Мосина Вер. Р. Художественное оформление в школе и компьютерная графика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002.

Обернихина ГА. Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе.-М.: Владос, 2001.

Розмари, Бартон. Атлас чудес света. - Бертельс манн Медиа Москау АО, 1995.

ДВД диски, презентации :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...