Календарно-тематическое планирование для 6 класса ИЗО.
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Маковская Анна Владимировна

Календарно-тематическое планирование для 6 класса ИЗО по программе авторов Л. Г.Савенковой,  Е.А.Ермолинской. ( Вентана-Граф, 2013 ) Составлена с учетом новых требований к структуре пояснительной записки и КТП и отражением УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_ktp_savenkova.docx94.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа для 6 класса. Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.). (авторы Л. Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2013)  . Учебно – методический  комплект  рекомендован Министерством  образования  РФ  /Сборник  программ  к  комплекту  учебников  «Начальная  школа  XXI  века»  -М. :  Вентана – Граф, 2013.

1 Общая характеристика учебного предмета. 

         Определяющими характеристиками данной программы являются  интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.  Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития   ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также  педагогические подходы и методологические основания программы  опираются на концепцию образовательной области «Искусство»,

разработанной в Учреждении Российской академии образования  «Институт художественного образования».

      Данная программа учитывает передовой опыт современных  направлений педагогики искусства в области художественного  образования школьников, научно-методические концепции, технологии  обучения, а также изменения культурного пространства России,  появление новых имен, тенденций, произведений искусства.

        Современный уровень социокультурного развития общества  диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик  становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных  программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих  полихудожественное развитие школьников.

        2  Целью уроков изобразительного искусства в основной  школе  является реализация фактора развития, формирование у детей целостного,  гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой  деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с  искусством; формирование духовных начал личности, воспитание  эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений

профессионального и народного (изобразительного) искусства;  нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему  народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» на год:

1. развитие представлений об окружающем мире, космосе, человеке, природе, времени, обществе, их единстве, об освоении человеком окружающего природного ландшафта в разные периоды жизни на Земле;

2. развитие понимания взаимообусловленности формы и характера украшения архитектуры от «вмещаемого ландшафта» (Л.Н.Гумилёв), природных условий, общей экологии.

•   воспитание  устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение  нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и  формирование художественных и эстетических предпочтений;

•  развитие  способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому  восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов  искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала,  побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;

•  освоение  разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;приемов  работы с художественными материалами, инструментами , техниками.

•   овладение  умением пользоваться выразительными средствами изобразительного  искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами , которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их  желания выразить в своем творчестве свои представления об  окружающем мире;

•  развитие опыта художественного восприятия произведений  искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.

      Фактор развития реализуется в программе посредством развития  дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности  самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника,  восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия  и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.

       Основой всего педагогического процесса в преподавании  изобразительного искусства является органическое единство учебного и  воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с  другими образовательными дисциплинами.

        Характерными признаками развивающего обучения в условиях  полихудожественного подхода  на уроках  изобразительного искусства являются следующие:

1. Духовное возвышение ребенка. 

2. Действие, радость, увлечение школьника работой.

3. Живое общение с искусством. 

4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.

5. Опора на региональный компонент в обучении. 

6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.

7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей,

8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. 

9. Активное творчество самих детей. 

3Ценностные  ориентиры  содержания.

        Программа открывает возможность реализации  интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач,последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.

4 Место  изобразительного  искусства  в  учебном  плане.

          В  соответствии  с   учебным  планом  для основного общего образования .Данная  рабочая  программа  рассчитана  на  35  часов  в  год  (1  час  в  неделю,  исходя  из  продолжительности  учебного  года  35  учебных  недель ).  

5 Планируемые результаты  освоения  курса:

Предмет «Изобразительное искусство »в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Личностные УУД

1. формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

3. развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

4. формирование духовных и эстетических потребностей;

5. овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

6. воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

7. отработка навыков самостоятельной и групповой работы

8. обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности

Регулятивные УУД

1. Проговаривать последовательность действий на уроке.

2. Учиться работать по предложенному учителем плану.

3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

5. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

5. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

7. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;

Коммуникативные УУД

1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

3.Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

5. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

6.При  реализации  данной  рабочей  программы  основное  внимание  будет  уделяться  формированию  универсальных  учебных  действий  (УУД)  через  использование  (применение)  следующих  педагогических  технологий,  в  т.ч.  инновационных:

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

  1. Педагогика сотрудничества
  2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  1. Игровые технологии
  2. Проблемное обучение
  3. Технологии уровневой дифференциации
  4. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
  5. Групповые технологии
  6. Компьютерные технологии обучения

Частнопредметные педагогические технологии:

Природосообразные технологии

  1. Технология саморазвития (М. Монтессори)

Технологии развивающего обучения:

  1. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
  2. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
  3. Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко), что  отражено  в  календарно-тематическом  планировании. 
  4. Ключевой  задачей  при  реализации  данной  программы  будет  являться  здоровьесбережение,  так  как  оно  как  никогда  актуально  в  учебно-воспитательном  процессе  и   формирует внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывает понимание ценности человеческой жизни, закладывает основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

          Новизна  разработанных  требований  в  соответствии  с  ФГОС  предполагает  приоритет  системно-деятельностного  подхода  к  процессу  обучения,  что  определяет  не  только  освоение  обучающимися  предметных  умений,  но  и  развитие  у  них  общих  учебных  умений  и  обобщённых  способов  деятельности,  связанных  с  формированием  познавательной,   информационной  и  коммуникативной  компетентности.  

7 Взаимосвязь урока «Изобразительное искусство»  осуществляется с внеурочной деятельностью и изостудией, где ребята закрепляют и пробуют полученные знания в практической деятельности.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности,  на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных  универсальных учебных действий (УУД).

8 Нацеленность  обучения   ИКТ    отражена  в  календарно-тематическом планировании.   ИКТ-технологии  будут  использоваться  на  всех  этапах,  как  при  подготовке  урока,  так и  в  его  процессе:  при  объяснении,  закреплении,  повторении,  систематизации.  Преимуществами  использования  ИКТ  является: индивидуализация  обучения.

Особое внимание при  реализации  данной  рабочей  программы  будет  уделено  формированию  проектного  мышления  как  ключевой  компетентности.  Ввиду  этого  в  календано-тематическом  планировании  отражена  организация  проектной  деятельности  на  уроке.  

9  материально-техническое обеспечение предмета «Изобразительное  искусство» в основной школе : мольберты, планшеты, ДВД-плеер, телевизор, компьютер, экран, проектор.

10 методическое обеспечение

Изобразительное искусство: интегрированная программа :5-8(9) классы/Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская./М.: Вентана-Граф, 2013.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

КАЛЕНДАРНО-тематическое  планирование 6 класс

(Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2013.)

дата

Тема урока

Художественно-педагогическая идея урока, раздела.

Предметные результаты

понятия

Д.З.

икт

Ууд

Личностные результаты

п

ф

1

Введение. История развития представлений человека о мироздании

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Развитие представлений учащихся об эволюции взаимоотношений человека и природы, изменении взглядов людей на мир в разные исторические эпохи (Древний мир, Средние века, Новый мир и современность) и отражении их мировоззрения в архитектуре. Тематическая композиция. Создание тематических композиций по материалам изученной темы, например: «В пещере», «Древнегреческий герой в лабиринте», «Данила в горах Уральских», «Кладовые Хозяйки Медной горы», «Идеальные сады и величественный град».

Создание объёмно-пространственной композиции по подсказке: создание макета с использованием развёртки пирамиды, геометрического или растительного орнамента по мотивам росписи произведений народных промыслов

Работа на плоскости
Представлять историю развития жизни на Земле.
Уметь различать и объяснять характерные различия в архитектурных сооружениях разных эпох.
Создавать тематические композиции на плоскости и в пространстве.
Выполнять коллективные макеты.

Использовать в макетировании чертёжные инструменты (линейку, карандаш, треугольник, рейсфедер) для выстраивания правильной геометрической формы

Регулятивные УУД

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД

Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)        

формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

Глава 1. Мифология в народном творчестве

2

 Мифы творения мира

Создание образа Мирового древа

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Развитие мировоззрения учащихся через формирование представлений о мифологии, в которой главными являются мифы о сотворении мира. Мифы о происхождении Вселенной у разных народов: общее и различие. Организация исследовательских работ по изучению мифов народов мира. Мировое древо.
Создание образа Мирового древа, объединившего в себе все четыре времени года. Определение места для символов и знаков.

Проведение исследовательских работ по изучению истории своей семьи и графическое изображение своего древа жизни (своей семьи)

Работа на плоскости
Проводить самостоятельно исследования по изучению истории своей семьи.
Создавать схему древа жизни в разных техниках (аппликация, графика).
Грамотно
использовать в композиции знаки и символы.
Уметь объяснять символику изображения.

Участвовать в обсуждении тем в классе (дискуссии, беседы, КВНы)

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности

3

Мифология и символика русской избы
 Макет русской избы

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Мифология и символика русской избы. Разнообразие видов крестьянских домов (полуземлянка, изба, дворовые постройки). Конструкция крестьянской избы, её характерные черты, назначение каждого элемента архитектуры. Различия внешнего вида избы и её украшений в зависимости от региона проживания, климата, традиций. Макет русской избы. Работа по подсказке — выполнение макета фасада избы в технике бумажного рельефа. Работа в малых группах.
Передача в работе представлений о пропорциях, важных элементах, составляющих фасад крестьянского дома: наличнике (лицо), причелинах (чело), окнах (око), солнечных розетках, крестах и громовых знаках на полотенцах, коньке на крыше, жар-птице и петухах в обрамлении окон, на причелинах и лобовой доске «небесных хлябей» (городки, капли), берегинях, русалках, драконах на наличниках.

Создание серии цифровых фотографий с объектов архитектуры региона проживания учащихся, в которых сохранились элементы украшения традиционного крестьянского жилья (интерьер и экстерьер) для коллективного альбома

Декоративно-прикладная деятельность
Уметь работать с натурой — передавать геометрическую форму графическими материалами (карандаш).
Выполнять упражнения на изображение различных декоративных украшений.
Работать самостоятельно по подсказке, данной в учебнике.
Работать в малых группах.
Передавать в работе пропорции, характерные элементы фасада крестьянского дома.
Знать и уметь объяснять назначение каждого элемента, составляющего фасад крестьянского дома — избы.

Уметь выбирать объекты для фотосъёмки в соответствии с обозначенными задачами

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира

4

Фантастические звери в русском народном творчестве
Создание образа фантастического зверя в природной среде

Развитие фантазии и воображения.
Развитие фантазии и воображения на основе олицетворения могущественных сил природы, вымышленных персонажей народных сказок, былин, сказаний (лев и единорог как символы дня и ночи;

Семаргл — крылатый пёс; Алконост — райская дева-птица; Сирин — дева-птица, посланница властелина подземного мира; жар-птица — олицетворение огня, света, солнца; грифон — мифическое существо, полуорёл-полулев, Стратим — птица-великан, ящер-крокодил, Кот Баюн и др.). Графическое изображение фантастического зверя.
Создание образа фантастического зверя в природной среде; в качестве подсказки можно использовать Красную книгу.

Слепить фигурку фантастического животного по описанию в сказке или былине (создание из готовых фигур животных коллективной композиции в природной среде). Работа по подсказке в учебнике (центром композиции должен стать образ фантастического зверя, женской фигуры Богини-матери или Мировая гора)

Работа на плоскости или в объёме (по выбору)
Передавать образ фантастического зверя в природной среде.
Использовать в процессе работы ИКТ в поиске информации, например «Красную книгу».
Лепить фигурку фантастического животного по описанию в сказке, былине (создание из готовых фигурок животных коллективной композиции в природной среде).

Работать по подсказке в учебнике

Регулятивные УУД

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

 отработка навыков самостоятельной и групповой работы

5

Символы в орнаменте
Геральдические композиции.

Развитие фантазии и воображения.
Развитие представления об орнаменте как виде изобразительного декоративно-прикладного искусства, основу которого составляют символы и знаки.

Геральдическая композиция Геральдические композиции.
Создание геральдической композиции для литературного героя или создание своего фамильного герба с помощью геометрических символов, предметных образов.

Использование в работе разных принципов построения композиции — регулярного или свободно асимметрического, ленточного или с центральной симметрией. Подобрать соответствующую цветовую гамму. Выделение главных и второстепенных элементов

Усвоить информацию об орнаменте как виде изобразительного декоративно-прикладного искусства, основу которого составляют символы и знаки.
Создавать геральдическую композицию для конкретного человека.
Использовать в работе разные принципы построения композиции — регулярный или свободно асимметрический, ленточный или с центральной симметрией.

Подбирать соответствующую цветовую гамму. Выделять главные и второстепенные элементы композиции

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

6

Пермская деревянная скульптура
 Выполнение набросков с натуры фигуры человека в статичной позе

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Пермская деревянная скульптура — культовая скульптура, являющая частью ансамблей церквей и часовен, — уникальный образец народного искусства.

Фронтальная композиция, симметрия и статика этого вида искусстваНаброски с натуры. Выполнение набросков с натуры фигуры человека в статичной позе как эскиза будущей скульптуры.
Создание коллективной тематической многофигурной композиции на основе полученных набросков.

Лепка из глины или пластилина

Работа в объёме
Выполнять наброски с натуры фигуры человека в статичной позе.
Использовать наброски в процессе создания скульптурной композиции.

Создавать коллективную тематическую многофигурную композицию в скульптурном материале (глина, пластилин)

Регулятивные УУД

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД

. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)        

развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

формирование духовных и эстетических потребностей;

Глава 2. Мир архитектуры

7

 Храмовая архитектура
 Создание эскиза к храму науки

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представления о храме как символической модели мироздания.

Исследования учёного К.Г. Юнга о параллели символики здания (роль этажей), с сознанием и чувствами человека (верхний этаж — сознание и разум, духовная жизнь; первый этаж — здравый смысл и бессознательный разум; подвал — коллективный бессознательный разум и интуиция). Объёмно-пространственная композиция.
Создание эскиза к храму науки (искусства, космоса и др.).
Работа по подсказке — эскиз объёмной композиции.

Коллективная работа в смешанной технике с применением развёрток геометрических фигур. Использование чертёжных инструментов и приспособлений при вычерчивании развёрток

Художественное конструирование. Работа в объёме
Получить представление о храме как символической модели мироздания.
Самостоятельно
создавать проект храма в технике объёмно-пространственной композиции.
Работать по подсказке, данной в учебнике.

Уметь работать над коллективной композицией. Использовать чертёжные инструменты и приспособления при вычерчивании развёрток

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

отработка навыков самостоятельной и групповой работы

8

Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов
 Эскиз дворцового строения.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представления учащихся о разнообразии стилей и направлений в архитектуре.

Характер формы дворцовой архитектуры тесно связан с культурой общества, национальными, историческими, географическими и ланд-шафтными особенностями местности, в том числе наличием строительного материала (дерево, камень). Значение дворцовой архитектуры: оборонительная и административная функции. Украшение дворцовых построек: башни, скаты крыши, ограда, форма и декор окон, ворот, дверей. Эскиз дворцового строения. Создание эскиза дворцовой архитектуры для своего города (села, посёлка, деревни). Передача в эскизе характерного стиля, пропорций, ритма форм и украшений. Работа на плоскости графическими материалами на цветном фоне (тушь, перо). Возможна групповая работа над ансамблем одного исторического периода

Наблюдать и изучать окружающий мир, природные явления.
Использовать в работе тонированную и цветную бумагу.
Овладевать приёмами работы с графическими материалами.
Выбирать материал и инструменты для изображения.
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.
Овладевать приёмами работы красками и художественными материалами.
Работать в группе.

Создавать графические композиции на передачу особенностей изображаемого пейзажа с учётом региона, климата

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира

9

Дворянские усадьбы России
 Создание объёмно-пространственного эскиза оформления дворянской усадьбы

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представлений о национальных особенностях архитектуры. Дворянские усадьбы — особое явление в архитектуре России.

Характер архитектурных построек, относящихся к усадьбе: небольшая церковь, флигеля и хозяйственные постройки, архитектурный комплекс жилых помещений как единое целое; парадный двор, беседки, павильоны и др. Герб или вензель хозяина усадьбы на барском доме. Объёмно-пространственная композиция в смешанной технике. Работа в малых группах, использование в работе готовых форм (коробки, пластмассовые бутылки), цветной бумаги, картона, поделочного материала, красок.

Работа в объёме: работа с готовыми формами и лепка
Осваивать возможности средств ИКТ — программы Paint в графической изобразительной деятельности в процессе создания предварительного эскиза будущей постройки.
Использовать ресурсы Интернета для нахождения нужной информации.
Передавать в форме и цвете характерные образы архитектуры.
Различать характер и особенности архитектурных сооружений.

Использовать элементарные правила композиции. Выделять главный элемент в композиции цветом и формой

Регулятивные УУД

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД

. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)        

овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

10

Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства

Развитие фантазии и воображения.

Освоение понятий «художник-монументалист», «монументальная живопись», «фреска», «витраж», «мозаика». Формирование представления о тесном взаимодействии художника-архитектора и художника-монументалиста; о роли и значении монументальной живописи в интерьере и экстерьере архитектурного сооружения.  Фризовая композиция.
Выполнение эскиза фризовой композиции в технике аппликации из цветной бумаги (технике пластинчатой мозаики) для конкретного здания. Выполнение витража для оконного проёма в кабинете искусства (музыки, изобразительного искусства, литературы): создание эскиза, подготовка основы с прорезными фигурами для цветных стёкол.

Работа на плоскости
Различать понятия: художник-монументалист, монументальная живопись, фреска, витраж, мозаика.
Получить представление о взаимодействии художника-архитектора и художника-монументалиста.
Понимать роль и значение монументальной живописи в интерьере и экстерьере архитектурного сооружения.
Выполнять эскиз фризовой композиции в технике аппликации из цветной бумаги с учётом конкретного здания.
Пользоваться поисковыми системами Интернета.

Выполнять эскиз витража с применением цветных прозрачных фильтров

понятий «художник-монументалист», «монументальная живопись», «фреска», «витраж», «мозаика»

Регулятивные УУД

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности

11

Садово-парковая архитектура

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование способности различать характерные стилевые особенности архитектурных сооружений.
Садово-парковая, или ландшафтная, архитектура. Задача данного вида искусства — решение эстетической организации природной среды (около жилой архитектуры).

Своеобразие и общие черты в ландшафтно-парковой архитектуре разных стран (Древнего Востока, Греции, Рима, Японии, России). Цветная графика. Графическая композиция.
Создание графической композиции садово-парковой зоны, которую можно разбить возле школы. Работа в технике цветной графики (цветной карандаш, фломастер, акварель), При изображении учитывать законы воздушной перспективы.

Работа на плоскости
Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.
Рассматривать и обсуждать творческие работы детей, их своеобразие.
Изображать по памяти и представлению.
Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно.
Овладевать приёмами работы с графическими материалами.
Выбирать материал и инструменты для изображения.
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.
Передавать в форме и цвете разное настроение.

Проводить экскурсии по выставке фотографий, созданных учащимися

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

Глава 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы

12

Дворянский быт, интерьер дворянского дома

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Характерные особенности дворянского быта, архитектурных построек, внутренних жилых помещений. Оформление интерьера в зависимости от назначения. Элементы предметно-пространственного окружения дворян.
Создание тематического натюрморта, характерного для интерьера усадьбы Пушкиных в Болдино (например, предметы и письменные принадлежности; цветы и утварь и др.).
Работа в цвете гуашевыми красками с использованием белил.
Работа по представлению или описанию в литературных произведениях А.С. Пушкина.

Работа на плоскости
Наблюдать за предметами интерьера, конструктивными особенностями окружающих человека объектов.
Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости.
Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и особенностей конкретного интерьера как характеристики его хозяина.
Работать с гуашью и белилами.
Работать по описанию или представлению. Сознательно выбирать точку зрения на группу предметов.
Передавать пластическое единство группы изображаемых предметов, соразмерность и масштаб.
Уметь самостоятельно составлять натюрморт.
Учиться распределять предметы по планам на изобразительной плоскости.

Уметь выбирать точку зрения в поиске композиции будущей фотографии

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

отработка навыков самостоятельной и групповой работы

13

Литературная гостиная и литературный салон
Проект литературной гостиной

Развитие фантазии и воображения.

История появления первых салонов и их популярность во Франции и России в XVII –XVIII веках (организация и проведение поэтических вечеров, интересных встреч, музыкальных концертов, конкурсов и т. д.). Создание эскиза интерьера для организации литературной гостиной в школе (классе, зале, рекреации). В разработке эскиза учитывать тематику литературного вечера (по выбору учащихся или по рекомендации учителя). Вечер может быть посвящён тому литературному произведению, которое изучается в данный момент на уроках литературы. Связь оформления с историческим периодом.

Техника по выбору (эскиз — акварель, гуашь, макет с использованием небольшой коробки, аппликация)

Работа на плоскости или в пространстве
Получить представление о литературных салонах и литературных гостиных.
Выполнять эскиз интерьера литературной гостиной. Уметь передавать тематику литературного вечера в оформлении интерьера в соответствии с избранным литературным произведением и историческим периодом.
Применять разные техники и технологии работы.

Работать над эскизом в составе небольшой группы

Регулятивные УУД

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД

. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)        

овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

14

 Музыка в пространстве интерьера
 Натюрморт с музыкальными инструментами.

Развитие фантазии и воображения.
Формирование представления о характере работы композитора, специфике его жизни и творчества.

Развитие понятия о взаимозависимости музыкального произведения и архитектурного пространства, в котором оно исполняется (каждому музыкальному произведению соответствует определённое пространство: камерное, большое, высокое, широкое, сферическое). Натюрморт с музыкальными инструментами.
Создание натюрморта с изображением трёх предметов, в котором центром композиции должен быть музыкальный инструмент (скрипка, балалайка, мандолина, барабан и др.). Работа по подсказке.

Работа акварельными красками

Работа с реальными объектами и изображение на плоскости
Самостоятельно
составлять композицию из трёх предметов, в центре которой находится музыкальный инструмент.
Передавать в натюрморте настроение и колорит музыки.
Работать с опорой на подсказку учебника.
Создавать эскиз занавеса, созвучного по цвету с музыкальным произведением.

Работать акварельными красками

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира

Глава 4. Портрет в искусстве

15

Костюм как произведение искусства
Создание силуэта костюмов разных исторических периодов

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о костюме как произведении искусства — свидетеле истории. Уметь доказать это положение с помощью ИКТ.

История развития костюма и его роль в жизни общества. Сравнение костюма и архитектуры (общее и различия). Исторический костюм.
Создание силуэта костюмов разных исторических периодов (по выбору) из чёрной бумаги.
Передача характерных признаков костюма разных исторических эпох. Образцом для подражания является архитектура соответствующей эпохи.

Готовый костюм дополнить причёской, обувью, головным убором, аксессуаром. Работа может выполняться в технике графики или аппликации

Декоративно-прикладная деятельность
Создавать силуэтное изображение фигуры человека в одежде.
Передавать в силуэте костюма образ, характерный для разных исторических эпох.
Понимать взаимосвязь силуэта и формы костюма с архитектурой соответствующей эпохи.
Соотносить причёску, обувь, головной убор, аксессуары с костюмом.

Работать в технике графики и аппликации из чёрной бумаги

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности

16

Исторический портрет, парадный портрет
Создание портрета.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представлений учащихся о различных видах портретного жанра Создание портрета.
Создание парадного портрета своей семьи — многофигурной композиции в костюмах определённой исторической эпохи.

Использование в работе готовых фотопортретов. Каждый персонаж должен быть одет в костюм соответствующей эпохи. Соблюдение пропорций фигуры и вырезанного из фотографии лица. Использовать греческий канон изображения человека на портрете

Декоративно-прикладная деятельность
Создавать коллективный портрет — многофигурную композицию.
Получить представление о парадном историческом портрете.

Создавать многофигурную композицию в костюмах определённой исторической эпохи.

Использовать в работе готовые фотопортреты. Каждого персонажа одеть в костюм соответствующей эпохи. Соблюдать пропорции фигуры и вырезанного из фотографии лица. Использовать греческий канон изображения человека на портрете

Регулятивные УУД

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

отработка навыков самостоятельной и групповой работы

17

Графический портрет
 Создание графического портрета.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование понятия о гравюре как виде графического искусства. Специфика данного вида художественного творчества, история его появления. Отображение в данном виде изобразительного искусства портретного жанра (исторический и парадный портрет). Гравюры Петровской эпохи. Знакомство с пропорциями человеческого лица и канонами его изображения. Создание графического портрета.
Выбор героя, портрет которого будет выполняться в графике. Знакомство с выразительными возможностями литографии, активное использование в ней линии, пятна, силуэта.

Использование знаний о линейной перспективе, плановости, соразмерности частей объектов изображения, композиционном центре во время размещения портрета в интерьере

Работа на плоскости
Получить представление о многообразии графических техник и материалов, о выразительных возможностях графики.
Применять знания о законах работы над портретом, изображением головы и фигуры человека.
Создавать образ героя в разных видах и позах, используя исторические особенности костюма и интерьера, в котором находится портретируемый.

Знакомиться с методикой работы в технике граффити

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

 развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

формирование духовных и эстетических потребностей;

Глава 5. Натюрморт

18

Декоративный натюрморт 
Создание натюрморта

Развитие фантазии и воображения.
Формирование широкого, объёмного представления учащихся о жанре натюрморта в изобразительном искусстве. Взаимосвязь изображаемых предметов в натюрморте (диалог предметов). Представление о выразительных средствах, используемых художником в изобразительном искусстве.

Реалистическая манера исполнения натюрморта и отход от реалистической манеры.. Создание натюрморта, цвет и форма которого несут в себе определённый образ или настроение.
Использовать в работе выразительность цвета (контраст, нюанс) в передаче замысла.
Работа гуашью на больших форматах. Дать название, соответствующее настроению и созданному художественному образу.

Возможна работа в группах по два человека.

Работа на плоскости
Получить представление о стилизации в искусстве.
Уметь гармонизовать (уравновешивать) изобразительную плоскость, находить варианты композиционного решения, применять знания о закономерностях колористического решения, выявлять и передавать конструктивные и характерные особенности предметов, из которых составлен натюрморт.
Создавать декоративный натюрморт.
Активно
применять цвет и форму в передаче задуманного образа или настроения в картине.
Использовать в работе выразительность цвета (контраст, нюанс) в передаче замысла.
Работать гуашью на больших форматах.
Придумывать название, соответствующее настроению и созданному художественному образу.

Работать в паре над одной композицией

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

19

Построение геометрических тел

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование представления о натюрморте как самостоятельном жанре изобразительного искусства. Красота окружающего человека предметного мира, в котором отражается культура народа в разные периоды истории человечества. Натюрморт как один из самых древних жанров изобразительного искусства. Развитие представлений о характере изображения геометрических тел в композиции: смысловая связь предметов в композиции, грамотное построение предметов в натюрморте, графические техники изображения предметов, иллюзия передачи объёма изображаемых предметов. Построение геометрических тел.
Построение натюрморта из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра.
Передача иллюзии объёма, смысловой взаимосвязи между предметами

Работа на плоскости
Представлять натюрморт как один из важнейших жанров изобразительного искусства.
Строить натюрморт из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра.
Создавать собственный натюрморт, предметы которого стилизованы под геометрические тела.

Передавать иллюзию объёма и смысловую взаимосвязь между предметами

Регулятивные УУД

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД

. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)        

воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

отработка навыков самостоятельной и групповой работы

20

Ахроматический натюрморт

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представлений о хроматической и ахроматической гамме, о технике исполнения живописного произведения с использованием разнообразных оттенков одного цвета. Формирование понятий о разнообразии цветового и тонального решения живописных и графических композиций; освоение понятий: тон и светлота, гризайль. Создание натюрморта в ахроматических тонах.
Освоение технологии создания ахроматической композиции натюрморта в технике гризайля.

Работа по подсказке: выбор формата, организация предметной плоскости, создание предварительного рисунка, построение геометрических тел, тональное решение предметов в зависимости от удаления и расположения от источника света

Работа графическими материалами на плоскости
Создавать самостоятельно натюрморт в ахроматических тонах.
Осваивать по подсказке технологию создания ахроматической композиции натюрморта в технике гризайля.
Работать по подсказке.
Выбирать формат.
Организовывать предметную плоскость.
Создавать предварительный рисунок.

Строить геометрические тела.

Передавать тональное решение предметов в зависимости от удаления и расположения от источника света

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

21

Символика в живописи
 Создание натюрморта, воспевающего плодородие и щедрость земли.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представлений учащихся о символике в европейской реалистической жи-вописи (составляющие украшения интерьера, предметы натюрморта, цвет, священные лики, животные, цветы и др.).

Символы в окружающей жизни современного человека. Создание натюрморта, воспевающего плодородие и щедрость земли. Использование знаний о символике в живописи.
Работа по подсказке.

Работа в графике на плоскости
Получить представление о символике, применяемой в европейской реалистической живописи.
Уметь находить символы в живописи и объяснять их.
Грамотно
применять в беседах профессиональные художественные термины, называть выразительные средства изобразительного искусства.
Создавать композиции по воображению и фантазии. Участвовать в дискуссиях, обсуждениях картин художников, экскурсий в музей.
Уметь подготавливать небольшие презентации-выступления по картинам художников.

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности

Глава 6. Художественно-промышленное производство в культуре России

22

 Тульский самовар
 Рисование с натуры. «Натюрморт с самоваром».

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Воспитание уважения к традициям народа, интереса к объектам традиционного быта крестьян, их происхождению, значению каждого предмета в крестьянском быту. Самовар — «водогрейный для чая сосуд большей частью медный с трубою и жаровней внутри»Рисование с натуры. «Натюрморт с самоваром».
Изображение сюжетной композиции, центром которой является самовар.
Задачи рисунка: выбрать ракурс — точки зрения на натюрморт и формат. Выделение на предметной плоскости трёх планов; применение знаний симметрии при изображении самовара; передача объёма и характерного колорита.

Работа в технике цветной пастели или гуаши

Работа на плоскости
Передавать характер объёмной формы предмета с помощью света и тени (светотень, тень на поверхности предмета).
Уметь создавать тональную растяжку из нескольких тонов одного цвета.
Передавать тональные отношения при условии, что свет падает на предмет слева сверху.
Передавать планы композиции и расположения на них предметов.
Уметь работать пастельными мелками.

Грамотно выбирать нужный формат и точку зрения на натюрморт

Регулятивные УУД

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

формирование духовных и эстетических потребностей;

23

 Резьба по камню и кости

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представлений учащихся о видах традиционного народного искусства: резьбе по камню и резьбе по кости — малораспространённых видах народного искусства. Роль поделочного материала в выборе характера резьбы. Знакомство с наиболее распространённым видом в камнерезном искусстве — анималистическим жанром. Анималистический жанр.
Создание сюжетной композиции в анималистическом жанре на тему «Играющие кошки» (тигры, волки и др.). Возможна сюжетная композиция на темы басен И.А. Крылова «Лиса и Виноград», «Волк и Ягнёнок» и др.

Использование в работе большого куска мыла или плотного пластилина, из которого с помощью резца, стеки можно вырезать композицию способом отсечения лишнего

Работа в объёме
Понимать значение этюда в лепке.
Уметь работать с твёрдым пластилином или мылом с помощью инструмента — стеки.
Понимать связь всех изображаемых элементов в сюжетной композиции.

Создавать композицию по мотивам литературных произведений

Резьба по камню и резьба по кости 

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

24

Художественная обработка металла

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представления школьников о традиционном декоративно-прикладном промысле. Литьё, ковка, чеканка. Разнообразие приёмов и видов литья из металла, зародившегося в ХVII веке в Великом Устюге, Ростове Великом, позднее в сёлах Мстёре (Владимирская обл.), Красном (Костромская обл.), Казаково (Нижегородская обл.), Касли (Челябинская обл.), а также Поморье и Дагестане.

Произведения мастеров по обработке металла: декоративные решётки, предметы быта (узорчатые стулья, беседки, столы), скульптуры, ограды, фигуры животных, сюжетные композиции. Эскиз декоративной решётки.
Разработать эскиз декоративной решётки для дворцовой, усадебной архитектуры.
Предварительный эскиз решётки выполнить карандашом на листе тонированной бумаги, на который наклеить белую торцевую бумажную ленту (шириной 1,5–2 см) из ватмана с помощью клея ПВА. Работа может быть выполнена коллективно.

Работа на большом листе тонированной бумаги — создание сюжетной композиции на тему «Прогулка в летнем саду». Техника — полуобъёмная бумажная пластика. Работа может быть выполнена коллективно

Декоративно-прикладная деятельность
Выполнять эскиз декоративной решётки для дворцовой, усадебной архитектуры.
Создавать полуобъёмную декоративную композицию на цветном фоне.
Работать в коллективе над одной большой композицией.
Уметь наблюдать и передавать в рельефе изображение по мотивам наблюдаемого.

Соблюдать условность в передаче изображения: силуэт, ритм, символ

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

отработка навыков самостоятельной и групповой работы

25

Павловопосадские платки
 Создание эскизов набивного платка

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представлений учащихся о традиционных предметах и вещах русского человека — узорных платках, шалях. Формирование представления о том, что платок — это обязательная часть гардероба православной женщины. История происхождения павловопосадских набивных платков, их промышленного производства. Эскиз платка.
Создание эскизов набивного платка по мотивам павловопосадского промысла.
Выполнение двух вариантов узора платка в одном квадрате, разделённом на две части по диагонали. На получившихся треугольниках создать фрагменты (эскизы) росписи двух платков, разных по колориту и композиции.
Использовать в работе декоративные элементы платков конкретного региона России.

Возможна работа в паре: каждый ученик работает над своей половиной платка

Декоративно-прикладная деятельность
Создавать эскиз изделия по мотивам народного промысла.
Предлагать вариативное решение поставленной задачи.
Сохранять мотив и колорит композиции, характерный для изучаемого промысла.
Использовать в работе декоративные элементы платков конкретного региона России.
Работать в паре.

Понимать и уметь представлять характерные особенности набивного промысла павловопосадских платков

Регулятивные УУД

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

Глава 7. Книга как произведение искусства

26

Искусство оформления книги
 Создание макета книги с учётом всех необходимых элементов

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Книга как свёрнутое мироздание. Формирование представлений учащихся об искусстве создания книги. Элементы оформления книги: форзац, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации. Книга-летопись.
1. Создание коллективной книги — летописи класса, в которой будут собраны самые интересные и смешные истории, произошедшие в походе, в школе, на уроке.
Создание макета книги с учётом всех необходимых элементов.
Распределение обязанностей в работе над книгой: макетчики, наборщики текста, редакторы, авторы, составители, рецензенты, художники, дизайнеры, верстальщики.

2. Оформление эпического произведения ХII века «Слово о полку Игореве»

Работа с макетом
Получать представление о книге как о свёрнутом мироздании. Уметь объяснять это.
Представлять особенности и специфику искусства создания книги.
Знать элементы оформления книги: форзац, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации, обложка, суперобложка.
Создавать макет, иллюстрации.
Понимать взаимосвязь иллюстрации и текста, зависимость выбора шрифта и оформления книги от её содержания.
Работать в коллективе.

Проводить коллективное исследование по искусству создания книги, в том числе с помощью поисковых систем Интернета

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира

27

Художественный шрифт
Шрифт и текст

Развитие фантазии и воображения.

Развитие представления о том, что шрифт — это один из важнейших элементов оформления книги, плаката, журнала. Разнообразие видов шрифтов. Отражение в начертании шрифта культурно-исторической эпохи, эстетических и художественных предпочтений автора. Шрифт как визитная карточка эпохи. Шрифт и текст.

Написать текст поговорки или загадки шрифтом, наиболее полно отвечающим смыслу поговорки (загадки). Придумать шрифт, которым мог бы пользоваться любой литературный герой (Снегурочка, сверчок, мышка, Русалочка и др.). Используя возможности Интернета, собрать коллективную коллекцию шрифтов

Усвоить информацию о том, что шрифт — это важнейший из элементов оформления книги, плаката, журнала.
Различать шрифт по написанию, определять по нему исторический период.
Выполнять шрифтовую композицию.
Создавать авторский шрифт, созвучный содержанию.

Работать в поисковых системах сети Интернет

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

28

Шрифтовая композиция
Работа в техниках аппликации и графики

Развитие фантазии и воображения.

Развитие представления учащихся о шрифте как выразительном средстве графической композиции. Шрифт как знак и как текст, содержащий определённую информацию, и одновременно украшение. Единство шрифтовой композиции и изображения в плакате. Создание шрифтовой композиции.

Приглашение на свой день рождения (другое приглашение — по выбору) или плакат (тема по выбору). Соединение шрифта и изображения. Шрифт можно подобрать с помощью Интернета. Работа в техниках аппликации и графики. Графический материал по выбору. Можно использовать готовые изображения букв из иллюстрированных журналов

Получить представление о шрифте как выразительном средстве графической композиции, как знаке и как тексте.
Применять шрифт в графической композиции.
Создавать шрифтовую композицию.

Грамотно соединять в плакате шрифт и изображение

Регулятивные УУД

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

формирование духовных и эстетических потребностей;

Глава 8. Малые формы в графике

29

Экслибрис
 Создание экслибриса для своей библиотеки

Развитие фантазии и воображения.

Формирование представления учащихся о книжном знаке — экслибрисе. Назначение экслибриса, история его появления. Известные художники-графики, специализирующиеся в этом жанре (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, С.В. Чехонин и др.). Сюжет и элементы изображения; передача в экслибрисе характера занятий человека, для которого он предназначается. Композиция экслибриса.
Создание экслибриса для своей библиотеки. Освоение графической техники линогравюры.
Материалы и инструменты, используемые в данной технике: тушь, перо, линолеум, резцы, краска.

Знакомство с творчеством известных художников-графиков, работающих в технике линогравюры, с помощью поисковых систем Интернета. Подготовка небольших иллюстрированных сообщений (презентаций) в классе

Работа на плоскости (линогравюра)
Получить представление о книжном знаке — экслибрисе, его назначении.
Знать имена известных художников-графиков в данном виде изобразительного искусства.
Уметь создавать экслибрис для своей библиотеки. Осваивать графическую технику линогравюры.
Работать с материалами и инструментами, применяемыми в технике линогравюры: тушью, красками, пером, резцами, линолеумом.
Знать творчество известных художников-графиков, работающих в технике линогравюры.
Находить нужную информацию с помощью поисковых систем Интернета.

Самостоятельно готовить небольшие сообщения (презентации) в классе

Экслибрис

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира

30

Эмблема
 Создание серии знаков визуальной коммуникации для школы

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Освоение нового художественного термина «эмблема». Развитие представления учащихся о том, что эмблема существует для передачи определённой информации. Условный характер изображения: эмблема — особый визуальный (зрительный) знак (указывает на вид деятельности, например: на предметный кабинет в школе, какой-либо объект). Для знакового изображения существуют определённые требования, которые художник-дизайнер должен учитывать. Знаки визуальной коммуникации.
Создание серии знаков визуальной коммуникации для школы (кабинеты, столовая, мастерские, библиотека, спортивный зал).
Сохранение единого условного языка изображения: размер, формат, колорит, общепринятые условности графического изображения.

Работа в технике цветной аппликации

Декоративно-прикладная деятельность
Получать представление о знаках визуальной коммуникации.
Создавать серии знаков визуальной коммуникации для школы (кабинеты, столовая, мастерские, библиотека, спортивный зал).
Передавать и сохранять единый условный язык изображения: размер, формат, колорит, общепринятые условности графического изображения.

Работать в технике цветной аппликации

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

отработка навыков самостоятельной и групповой работы

31

Марка как произведение искусства
 Разработка серии марок

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представлений об истории и особенностях создания марки и её изменениях в течение исторического времени. Характер использования цвета в почтовых марках. Композиционное решение марки.

Создание серии марок, посвящённых культурному наследию вашего региона, например исторической архитектуре. Разработка серии марок: решение формата марки для каждого из архитектурных памятников; композиционное решение марки с учётом связи изобразительной и текстовой частей как единое целое. Передача в марке необходимых сведений: цены, года выпуска, страны, выпускающей марки, названия архитектурного памятника

Работа на плоскости
Создавать серию марок, посвящённых какому-либо событию.
Решать формат марки для каждого из архитектурных памятников.
Передавать единство композиционного решения марки, с учётом связи изобразительной и текстовой частей, как единое целое.
Передавать в марке необходимые сведения: цену, год выпуска, страну, выпускающую марку, название архитектурного памятника.

Работать на цветном фоне

Регулятивные УУД

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД

. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)        

овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

Глава 8. Проекты

32

Город будущего
 Создание предметно-пространственной композиции

Развитие фантазии и воображения.
Развитие представлений учащихся о художниках-фантастах.

Освоение технологии объёмно-пространственной композиции и работы в группе . Город и фантазия художника.
Создание предметно-пространственной композиции «Город будущего» («Твой город, каким он будет через 100 лет», «Подводный город», «Город на Марсе» и подобные). Другие темы для изображения: «Город у подножия Мирового древа», «Город Великих воинов», «Город мастеров».
Работа по представлению.
Продумать и изобразить транспорт будущего, другие способы передвижения человека по городу.
Работа на большом формате в малых группах по три-четыре человека.
Смешанная техника. Коллаж: аппликация, гуашь, другие материалы.

Возможно выполнение композиции в программе Paint

Работа в рельефе (конструирование)
Создавать предметно-пространственные композиции в смешанной технике.
Работать по представлению и воображению.
Продумывать и изображать детали, соответствующие общей идее композиции.
Работать на большом формате в малых группах по три-четыре человека.
Получить представление о соразмерности объектов композиции.
Передавать вымышленные, фантастические формы, сюжеты в изобразительных (визуальных) образах.

Выполнять композиции в графической программе Paint

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

33

Архитектурный проект школы будущего
 Создание архитектурного эскиза-проекта

Развитие фантазии и воображения.

Формирование представлений об архитектурном проекте, функциональном и эстетическом облике здания. Соотношении архитектурных форм и элементов в пространственной архитектурной композиции. Создание архитектурного эскиза-проекта «Школа моей мечты» или «Школа будущего».

Работа индивидуальная или в малых группах. Продумывание важных функциональных особенностей архитектурного проекта конкретного назначения (аудитории, классы, залы, спортивные площадки, пришкольные территории, игровые зоны, зоны отдыха и др.)

Работа в объёме (конструирование)
Представлять, что такое архитектурный проект.
Понимать и передавать в композиции единство функционального и эстетического в архитектуре.
Уметь передавать в архитектурном проекте соотношение архитектурных форм, деталей, декоративных элементов.
Использовать в работе готовые оригинальные формы.

Уметь объяснять функциональность и значимость используемых архитектурных форм

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

 развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

формирование духовных и эстетических потребностей;

Глава 9. Великие имена в искусстве

Тема 34. Художник-живописец
 Создание живописного произведения в подражание манере письма известного художника.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Художники-живописцы, жившие в разные исторические периоды.
Развитие представлений учащихся о разнообразии видов и жанров живописи, о выразительных средствах живописи и их связи с другими искусствами. Разнообразие техник живописи.

Знакомство с художниками-живописцами: Д.Г. Левицким, Дж. Моранди, В.И. Серовым, Я. Вермеером Делфтским. Живопись.
Создание живописного произведения в подражание манере письма известного художника.

Выбрать понравившееся произведение, приведённое в учебнике в разделе «Картинная галерея» и создать своё живописное произведение, подражая манере художника и сохраняя колорит полотна

Работа на плоскости
Получить представление о разнообразии видов и жанров живописи.
Знать и уметь применять в беседе термины, обозначающие выразительные средства живописи, соотносить их с другими видами искусства.
Создавать живописное произведение, подражая манере письма известного художника.
Участвовать в беседах об искусстве.

Владеть языком искусства

Регулятивные УУД

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

35

Художник-график

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Художники-графики, жившие в разные исторические периоды.
Развитие представлений учащихся о разнообразии видов и жанров в графическом искусстве, о выразительных средствах графики и их связи с другими искусствами. Разнообразие графических техник (монотипия, ксилография, линогравюра и др,  создать эскиз или рисунок в графике, подражая манере художника и сохраняя композиционное решение и выразительные возможности пятна, линии, силуэта, тематики полотна

Работа на плоскости
Получить представление о разнообразии видов и жанров, которые существуют в графическом искусстве.
Знать и уметь применять в беседе термины, выразительные средства графики (силуэт, линия, пятно, форма, штрих Создавать композиции, подражая графическим техникам, манере работы известного художника.
Участвовать в беседах об искусстве.

Владеть языком искусства

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства

Литература:

Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Кн. Для учителя. М., 1991.

Сокольникова Л.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в нач. школе. – М., 2002.

Болдырева ЕМ. Русская литература. XX век.: Уч. справочник. - М.: Дрофа, 2000.

Варданян Р.В. Мировая художественная культура: архитектура. - М.: Вла-дос;2003.

Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П. Словарь по мировой художественной культуре. - М.: Академия, 2002.

Гузик М.А., Кузьменко ЕМ. Культура средневековья: занимательные игры: Кн. для учащихся 6-9 кл. - М.; Просвещение, 2000.

Гузик М.А. Учебный путеводитель по мировой худ. культуре: 6-9 кл. - М: Просвещение, 2000.

Гузик М.А. Русская культура: занимательные игры: Кн. для учащихся 6-9 кл.-М.: Просвещение. 2000.

Гузик М.А. Культура Древнего Востока: занимательные игры: Кн. для уч. 6-9 кл.-М.; Просвещение, 2000.

Кашекова И.Э. Язык пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура. - М.: Просвещение, 2003.

Кашекова И. Э. От античности до модерна: Стили в художественной культуре.-М.: Просвещение, 2003.

Коровина В.Я. Фольклор и литература.-М.:Скрин, 1996.

Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим: Дидактический материал. - М.: Просвещение. 2002.

Короткова М.В. Культура повседневности: история костюма. - М.: Вла-дос,2003.

Лайне С.В. Искусство XXвека: Россия, Европа. -М.: Просвещение, 2003.

Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. - М.: Просвещение, 2003.

Мосина Вал. Р., Мосина Вер. Р. Художественное оформление в школе и компьютерная графика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002.

Обернихина ГА. Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе.-М.: Владос, 2001.

Розмари, Бартон. Атлас чудес света. - Бертельс манн Медиа Москау АО, 1995.

Диски и презентации :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...