Социальный проект "Мы за здоровый образ жизни"
проект по теме
Цель: формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt_obuchayushchikhsya_my_za_zdorovyy_obraz_zhizn.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Основная общеобразовательная школа №8»
Руководитель:учитель Запривода Анна Юрьевна.
Подготовили : Егорова Ирина, Давыдова Ульяна, Кондрашов Дмитрий, Таранов Артём,
Социальный проект
«Мы за здоровый образ жизни»
Название проекта: «Мы за здоровый образ жизни»
Направление проекта: содействие в сохранении и укреплении здоровья обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни.
Организаторы проекта: обучающиеся 9 класс МОУ ООШ №8 г.Ухта
Руководитель проекта: Запривода Анна Юрьевна
Сроки проведения: 2012-2014 г.
Участники проекта: обучающиеся школы, учителя, родители.
Анализ ситуации и постановка проблемы:
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение у телевизора и компьютера, учебные перегрузки, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неправильное питание, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей. В связи с этим в число основных приоритетов современной школы входит – оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся. Для решения данной проблемы, необходимо эффективными, несложными в применении приёмами и методами, обеспечивающими максимально полный охват обучающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирования позитивных установок по охране своего здоровья.
Цель проекта: формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья школьников.
Задачи проекта:
-активная пропаганда здорового образа жизни;
- профилактика правонарушений, беспризорности и безнадзорности;
-стимулирование и поддержка деятельности школьного самоуправления;
-формирование и развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;
-повышение двигательной активности обучающихся;
- формирование потребности коллективной работы;
-воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношение к своему здоровью.
Содержание проекта и сроки реализации:
1.Подготовительный этап - включает в себя планирование, оповещение активов классов, разработка планов дел. Подбор информации, сценариев по теме проекта.
2.Реализация проекта
Октябрь 2012 г. Торжественное открытие недели «Мы за ЗОЖ»
-оформление стенда о ЗОЖ
-утренняя зарядка в начальной школе (проводят старшеклассники и волонтёры всю неделю)
- показ роликов социальной рекламы
24 декабря - День спорта - каждый класс на перемене показывает комплекс спортивных упражнений (оценивается позитивный настрой, синхронность, массовость)
2013 март
-конкурс плакатов, видеороликов «Мы против наркотиков », «Мы за ЗОЖ»;
-конкурс, листовок, буклетов «Мы выбираем спорт» (5-9 классы)
-конкурс плакатов и рисунков совместно с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья»
2013 сентябрь
-конкурс на лучший лозунг, кричалку, стихотворение о ЗОЖ (1-9 классы)
2013 ноябрь
- акция Конфетку за сигаретку»
- проведение музыкально-театрализованного мероприятия с конкурсной программой для начальной школы «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить!»
2014 Январь
- конкурс снежных скульптур
- лыжные соревнования
2014 май
Подведение итогов, награждение классов и самых активных участников.
В течение всего проекта обучающихся из 9 классов, волонтёры, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физической культуры проводят классные часы на тему:
(5-6 класс – «Здоровье - бесценное богатство»; 7-9 классы - «Алкоголь-враг здоровья»;8-9 классы- «Наркомания»)
3. Рефлексия – выбор обучающимися лучших мероприятий недели «Мы за ЗОЖ» путём голосования.
Ожидаемые результаты:
- улучшение знаний детей о ЗОЖ;
- повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни
- расширение опыта работы в классном коллективе;
- повышение уровня информированности о проблемах никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости посредством проведения мероприятий, а также распространения буклетов, информационных листов, плакатов, рисунков;
- вовлечение в активную деятельность большого круга детей;
Образ жизни - это понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, определяемые данной общественно-экономической ситуацией, система поведения в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации. Данное понятие охватывает труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения людей.
Здоровый образ жизни - это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Это целостная, логически взаимосвязанная, целенаправленная система поведения человека, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты.
Каждый человек стремится к комфортному состоянию, но, к сожалению, в повседневной жизни оно не всегда достижимо. Всегда есть множество факторов, «мешающих жить». В таких случаях у человека возникает чувство психологического дискомфорта. Большинство людей для выхода из стрессового состояния используют: свои внутренние ресурсы, обращаются за помощью к друзьям, близким людям или просто пережидают - «время лечит», считая «проблемные» периоды естественными явлением жизни.
Люди используют различные способы, чтобы справиться со стрессом, снять усталость, расслабиться. Для одних - это еда, для других - спорт, музыка, компьютерные игры, рыбалка, чтение, работа, коллекционирование и т.д. В норме эти способы поддержания психологического комфорта не мешают, а помогают и являются неотъемлемыми составляющими полнокровной, насыщенной эмоциями и общением жизни. Если же такой способ ставится во главу угла, отодвигая на второй план все остальное «жизненное», «человеческое», можно говорить о возникновении аддитивного поведения. Вероятность возникновения аддукции выше у людей, которые с трудом переживают даже кратковременные и «незначительные» затруднения, не умеют справляться с житейскими стрессами.
Наркомания и алкоголизм являются одной из важных и сложных проблем нашего общества. Дальнейший рост числа наркозависимых среди детей и подростков создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
В сфере образования приоритетным направлением в решении проблем, связанных с формированием негативной зависимости, является профилактика: болезнь легче предупредить, чем лечить. Касаясь вопросов профилактики наркомании и алкоголизма, необходимо учитывать многоаспектность этого явления, а, следовательно, и сложность построения системы превентивных мероприятий. Современная школа в своей деятельности, как и прежде, стремится к единству процессов обучения и воспитания. Образовательному учреждению принадлежит ведущая роль в организации среди учащихся профилактики недисциплинированного поведения, нарушения ими норм морали, этики, а также в организации санитарно-просветительской работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма и злоупотребления психоактивными веществами.
Очень часто употребление психоактивных веществ несовершеннолетними является симптомом жизненно-личностного или социального (семейного) неблагополучия. Неправильное питание, гиподинамия, стрессы, потеря смысла жизни - это факторы, которые приводят детей, подростков и молодежь к употреблению алкоголя, табака, наркотиков. Подростки «выпадают» из сферы образования, ведут маргинальный образ жизни, совершают правонарушения. Это предполагает приоритет педагогических и социально-психологических воздействий при решении вопросов профилактики аддиктивного поведения в образовательной среде.
«Полагаться только на опыт наркологов в деле предупреждения табакокурения, алкоголизма, наркоманий и токсикоманий - значит, вообще ничего не менять... борьба с вредными привычками в отрыве от формирования здорового образа жизни не имеет смысла, ибо любая из вредных привычек - не первичное явление, она заполняет вакуум в системе воспитания именно там, где здоровье и здоровый образ жизни занимают одно из последних мест в системе ценностных ориентаций ребенка или подростка»
Наркомания и алкоголизм - социальная опасность для подростков
Если обратиться к большому энциклопедическому словарю, то в нем мы находим следующее определение: наркомания (от греч. narke - оцепенение и мания) - болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию, в больших - оглушение, наркотический сон.
Термин «наркомания» этимологически связан с понятием «наркотик» (от греч. narkotikos- усыпляющий). Однако терминологическая неопределенность возникает сразу же, как только речь заходит о препаратах, не относящихся к группе опия, т.к. среди средств, отнесенных к наркотикам, лишь опиаты и ноксирон обладают снотворным воздействием. Другие же препараты по своей фармакологической активности являются психостимуляторами, психотомиметиками и т.д.
В настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать при их употреблении эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.
Кроме того, в литературе, посвященной проблеме наркомании, встречается точка зрения, что наркотик - это вещество, удовлетворяющее трём критериям:
Медицинский критерий: это вещество оказывает специфическое (седативное, стимулирующее, галлюциногенное и др.) влияние на центральную нервную систему.
Социальный критерий: немедицинское употребление вещества имеет большие масштабы, и последствия этого приобретают социальную значимость.
Юридический критерий: данное вещество признано законодательством наркотическим.
В медицинской энциклопедии алкоголизм определяется так: это заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающего этим заболеванием.
Впервые термин «Алкоголизм» был применен в 1849 году шведским врачом и общественным деятелем М. Гуссом (Хусс; М.Huss) для обозначения совокупности болезненных изменений, происходящих в организме под влиянием употребления спиртных напитков. В современном понимании биологическое и медицинское значение термина «Алкоголизм» неотделимо
от его социального содержания. Однако не следует ставить знак равенства между пьянством (неумеренным потреблением спиртных напитков), как формой антиобщественного поведения, и алкоголизмом, как болезнью. Пьянство порождает алкоголизм, но не является болезнью.
Наркоман - социальный труп. Он равнодушен к общественным делам. Его
ничто не интересует. Приобретение и употребление дурманящих веществ становится смыслом его жизни. И еще одна особенность. Наркоманы стремятся приобщить к своему увлечению других. Недаром наркоманию иногда называют эпидемическим неинфекционным заболеванием. Кратковременный период иллюзии после приема дурмана сменяется нарушением сознания, судорогами. Подростки неожиданно теряют интерес к учебе, работе. Наступает объективное разрушение личности и ее отчуждение от общества. Большинство наркоманов в браке не состоят и не имеют детей. А среди детей, родившихся у наркоманов, велик процент аномалий в развитии, врожденных уродств, повреждений мозга. Наркоман не возвращает обществу затраченные на его воспитание и образование средства, не участвует в производстве.
Медицинское его обслуживание и лечение дорого и малоэффективно. В среде наркоманов нередки попытки к самоубийству, главным образом путем сознательной передозировки наркотиков. Так что последствия одурманивания трагичны как для отдельного человека, так и для общества в целом. Хроническое отравление организма наркотическими препаратами приводит к потере нравственной сдержанности. Угасают жизненные устремления и интересы.
Человек утрачивает родственные чувства, привязанность к людям и даже некоторые естественные влечения. Наркотическое одурманивание и серьезные недомогания делают обременительными учебу и работу, ведут наркоманов к тунеядству. Под влиянием общественного мнения наркоман вынужден скрывать свой порок. Он ищет поддержку в какой-либо группе, которая приняла бы его. Обычно это, так называемые, отбросы общества; присоединяясь к ним, наркоман сам исключает себя из прежнего коллектива. Наконец, наркомания ведет к крайнему истощению организма, значительной потере массы тела и заметному упадку физических сил. Кожа становится бледной и сухой, лицо приобретает землистый оттенок, появляются также нарушения равновесия и координации движений. Развивающийся порок требует все более частого приема наркотиков во все увеличивающихся дозах .
Необходимость постоянного их добывания толкает наркомана на путь
преступления: кражи, взломы аптек, подделки рецептов, даже убийства.
Наркотики сегодня всюду. Они пришли в школы, колледжи, на дискотеки и молодежные вечеринки, в воинские части и бизнес - клубы. Посмотрите вокруг внимательно. Не сидят ли в вашем дворе подростки, заснувшие с сигаретой в руках, которая вот-вот обожжет пальцы? Вы думаете, они пьяны? Разбудите их - алкоголем и не пахнет. Случайность? А зачем этому парню «Трамал», который он купил без рецепта в соседней аптеке? А откуда в подъезде этот запах, как будто жгли прошлогоднюю траву? Почему во дворе под снегом инсулиновые шприцы? Спросите у дворника и слесаря, сколько их в подвалах и на чердаках. Что это - эпидемия диабета? Нет, это эпидемия наркомании. Невольно возникает вопрос: почему наркомания пускает свои корни особенно успешно в молодежной среде? Именно потому, что подростковый возраст - период выбора самостоятельного образа жизни и собственных ценностей, период отрицания принятых критериев, авторитетов, когда возрастает значение микросреды, товарищей, стремление не отстать от сверстников. Плюс любопытство, скука и слова уже сформировавшихся наркоманов о том, какое это удовольствие.
Подталкивает нездоровая обстановка в семье, когда дети нередко становятся жертвами побоев, скандалов, оскорблений.
Молодежная среда сейчас, увы, считает нормой времяпрепровождение с наркотиком. Мало того, в некоторых молодежных течениях потребление наркотиков - ритуал, реализация жизненной концепции, символ, сближающий группу людей и противопоставляющий ее остальным. Но что же это за группа? Наркотическая группировка - это неформальная группа людей, объединенных общими наркотическими интересами. Такой группой может стать подростково - юношеская компания, участники которой начали употреблять наркотические вещества, или же она изначально формируется на основе общей потребности в этих веществах. Человека, начавшего употреблять наркотики, сближает с группой наркоманов наркотическая взаимопомощь. Они имеют возможность вместе доставать зелье и, отгородясь ото всех, употреблять его. Опыт показывает, что дети с повышенным риском проблем в развитии и поведении, с наклонностью к злоупотреблению ПАВ могут быть «болевой точкой» любой семьи. Несомненно, их больше в дисфункциональных и асоциальных семьях. Следует также сказать, что семьи с «проблемными детьми» могут быть из всех слоев общества и, несмотря на это, их связывают общие трудности детей, доставляющих беспокойство.
Заключение
Последовательное, этапное и комплексное выполнение мероприятий, направленных на разрешение выделенных «ключевых» проблем, сделает работу по профилактике наркомании и алкоголизма среди детей и подростков системной, конструктивной и позволит преодолеть негативные тенденции в развитии нарко ситуации в детско-подростковой популяции России.
В заключение следует указать, что в рамках территориальных программ необходимо организовывать и проводить регулярный мониторинг распространенности употребления ПАВ для систематического анализа региональных особенностей нарко ситуации в детско-подростковой популяции, для выявления негативных тенденций ее развития и принятия упреждающих мер, позволяющих контролировать и активно воздействовать на нарко ситуацию в регионе. Образовательные программы должны быть основаны на дифференцированном подходе к детям с точки зрения их возраста (младший и средний школьный возраст) и их включенности в наркотическую ситуацию. Наиболее эффективен такой подход к детям с искаженным характером представлений о наркоситуации и о наркотиках, к детям, не имеющим опыта контакта с подростками, включенными в наркосреду). К этому направлению следует отнести образовательные программы, ориентированные на формирование у детей, начиная с младшего школьного возраста, ценностей и навыков здорового образа жизни. Такие программы относятся к уровню первичной профилактической работы и осуществляются путем «обучения через предмет»- это валеология, основы безопасности жизнедеятельности и воспитание ценностей и навыков здорового образа жизни.
В настоящее время многие программы по данным предметам (валеология, ОБЖ) нуждаются в определенной модификации с целью усиления в них аспектов действенной, антинаркотической профилактики, включая усиление следующих компонентов:
- образовательный компонент: углубление знаний о ценностях здорового образа жизни и поведенческих навыках, облегчающих следование здоровому образу жизни, формирующих умение делать собственный выбор в отношении здорового образа жизни;
- психологический компонент: углубление знаний о себе, своих чувствах, формах реагирования, особенностях принятия решений; формирование позитивной концепции самосознания у ребенка;
- социальный компонент: активное формирование навыков коммуникабельности и общения, социальных навыков, необходимых для социальной адаптации, здорового образа жизни.
Улыбнись миру улыбкой здорового человека, ведь Ты — ЧЕЛОВЕК, а не дым-машина, и жизнь у Тебя одна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект на тему: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."
Тема: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."Цель: Формирование социальных установок на здоровый образ жизни,ответственного подхода и позитивного отношения к своему умственному, э...
Социальный проект "Спорт в моей жизни"
Проект способствует формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни,воспитанию культуры здоровья, направлен на организацию досуга подростков, содержит план мероприятий, проведённых в...
социальный проект "С книгой по жизни"
Семья – начало всех начал, это дом, любовь и заботы, труды и радости, привычки и традиции. Семья – это родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. И здорово, если семья читающая, и книге в ней...
Представление социального проекта "С книгой по жизни" руководителем
Тема проекта: "С книгой по жизни"Дидактические цели проекта: формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде, приобр...
Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»
Актуальность создания программы Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адапта...
Социальный проект "О, спорт, ты жизнь!"
Тема проекта актуальна, так как развитие личности средствами спорта начинается со школы. Приобщение учащихся, родителей и педагогов к спорту ведёт к оздоровлению социальной среды не только...
школьный социальный проект "Сад Победы - Сад Жизни"
Развитие системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся; создание условий для воспитания у подрастающего поколения лучших человеческих качеств через социально значим...