Социальный проект "Мы за здоровый образ жизни"
проект по теме

Запривода Анна Юрьевна

 Цель: формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья школьников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

«Основная  общеобразовательная школа №8»  

Руководитель:учитель Запривода Анна Юрьевна.

                                                         Подготовили : Егорова Ирина, Давыдова Ульяна, Кондрашов Дмитрий, Таранов Артём,

Социальный проект

«Мы за здоровый образ жизни»

Название проекта: «Мы за здоровый образ жизни»

Направление проекта:  содействие в сохранении и укреплении здоровья обучающихся, формирование навыков   здорового образа жизни.

Организаторы проекта: обучающиеся 9 класс МОУ ООШ №8 г.Ухта

Руководитель проекта: Запривода Анна Юрьевна

Сроки проведения: 2012-2014 г.

Участники проекта: обучающиеся школы, учителя, родители.

Анализ ситуации и постановка проблемы:

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение у телевизора и компьютера, учебные перегрузки, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неправильное питание, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей. В связи с этим в число основных приоритетов современной школы входит  – оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся.  Для решения  данной проблемы,  необходимо эффективными, несложными в применении приёмами и методами, обеспечивающими  максимально полный охват обучающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирования позитивных установок по охране своего здоровья.

Цель проекта: формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья школьников.

Задачи проекта:

-активная пропаганда здорового образа жизни;

- профилактика правонарушений, беспризорности и безнадзорности;

-стимулирование и поддержка деятельности школьного самоуправления;

-формирование и развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;

-повышение двигательной активности обучающихся;

- формирование потребности коллективной работы;

-воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношение к своему здоровью.

Содержание проекта и сроки реализации:

1.Подготовительный этап - включает в себя  планирование, оповещение активов классов,  разработка планов дел. Подбор информации, сценариев  по теме проекта.

2.Реализация проекта

Октябрь 2012 г. Торжественное открытие  недели «Мы за ЗОЖ»

-оформление стенда о ЗОЖ

-утренняя зарядка в начальной школе (проводят старшеклассники и волонтёры всю неделю)

- показ роликов социальной рекламы

24  декабря  - День спорта - каждый класс на перемене показывает комплекс спортивных упражнений (оценивается позитивный настрой, синхронность, массовость)

 2013 март

-конкурс плакатов, видеороликов  «Мы против наркотиков », «Мы за ЗОЖ»;

-конкурс, листовок,  буклетов «Мы выбираем спорт» (5-9 классы)

-конкурс плакатов и рисунков совместно с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья»

2013 сентябрь

-конкурс на лучший лозунг,  кричалку, стихотворение  о ЗОЖ (1-9 классы)

2013 ноябрь

- акция Конфетку за сигаретку»

- проведение музыкально-театрализованного мероприятия с конкурсной программой для начальной школы  «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить!» 

2014 Январь

- конкурс снежных скульптур

- лыжные соревнования

2014 май

Подведение итогов, награждение  классов и  самых активных участников.

В течение всего проекта обучающихся из  9 классов, волонтёры, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физической культуры  проводят классные часы на тему:

(5-6 класс – «Здоровье - бесценное богатство»; 7-9 классы - «Алкоголь-враг здоровья»;8-9 классы- «Наркомания»)

3. Рефлексия – выбор обучающимися лучших мероприятий недели «Мы за ЗОЖ» путём голосования.

Ожидаемые результаты:

- улучшение знаний детей о ЗОЖ;

- повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни

- расширение опыта работы в классном коллективе;

- повышение уровня информированности о проблемах никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости посредством проведения мероприятий, а также  распространения буклетов, информационных листов, плакатов, рисунков;

- вовлечение в активную деятельность большого круга детей;

         Образ жизни - это понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, определяемые данной общественно-экономической ситуацией, система поведения в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации. Данное понятие охватывает труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения людей.

Здоровый образ жизни - это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Это целостная, логически взаимосвязанная,  целенаправленная система поведения человека, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты.

   Каждый человек стремится к комфортному состоянию, но, к сожалению, в повседневной жизни оно не всегда достижимо. Всегда есть множество факторов, «мешающих жить». В таких случаях у человека возникает чувство психологического дискомфорта. Большинство людей для выхода из стрессового состояния используют: свои внутренние ресурсы, обращаются за помощью к друзьям, близким людям или просто пережидают - «время лечит», считая «проблемные» периоды естественными явлением жизни.
Люди используют различные способы, чтобы справиться со стрессом, снять усталость, расслабиться. Для одних - это еда, для других - спорт, музыка, компьютерные игры, рыбалка, чтение, работа, коллекционирование и т.д. В норме эти способы поддержания психологического комфорта не мешают, а помогают и являются неотъемлемыми составляющими полнокровной, насыщенной эмоциями и общением жизни. Если же такой способ ставится во главу угла, отодвигая на второй план все остальное «жизненное», «человеческое», можно говорить о возникновении аддитивного поведения. Вероятность возникновения аддукции выше у людей, которые с трудом переживают даже кратковременные и «незначительные» затруднения, не умеют справляться с житейскими стрессами.
   Наркомания и алкоголизм являются одной из важных и сложных проблем нашего общества. Дальнейший рост числа наркозависимых среди детей и подростков создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
   В сфере образования приоритетным направлением в решении проблем, связанных с формированием негативной зависимости, является профилактика: болезнь легче предупредить, чем лечить. Касаясь вопросов профилактики наркомании и алкоголизма, необходимо учитывать многоаспектность этого явления, а, следовательно, и сложность построения системы превентивных мероприятий. Современная школа в своей деятельности, как и прежде, стремится к единству процессов обучения и воспитания. Образовательному учреждению принадлежит ведущая роль в организации среди учащихся профилактики недисциплинированного поведения, нарушения ими норм морали, этики, а также в организации санитарно-просветительской работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма и злоупотребления психоактивными веществами.
   Очень часто употребление психоактивных веществ несовершеннолетними является симптомом жизненно-личностного или социального (семейного) неблагополучия. Неправильное питание, гиподинамия, стрессы, потеря смысла жизни - это факторы, которые приводят детей, подростков и молодежь к употреблению алкоголя, табака, наркотиков. Подростки «выпадают» из сферы образования, ведут маргинальный образ жизни, совершают правонарушения. Это предполагает приоритет педагогических и социально-психологических воздействий при решении вопросов профилактики аддиктивного поведения в образовательной среде.

«Полагаться только на опыт наркологов в деле предупреждения табакокурения, алкоголизма, наркоманий и токсикоманий - значит, вообще ничего не менять... борьба с вредными привычками в отрыве от формирования здорового образа жизни не имеет смысла, ибо любая из вредных привычек - не первичное явление, она заполняет вакуум в системе воспитания именно там, где здоровье и здоровый образ жизни занимают одно из последних мест в системе ценностных ориентаций ребенка или подростка»

Наркомания и алкоголизм - социальная опасность для подростков

    Если обратиться к большому энциклопедическому словарю, то в нем мы находим следующее определение: наркомания (от греч. narke - оцепенение и мания) - болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию, в больших - оглушение, наркотический сон.

    Термин «наркомания» этимологически связан с понятием «наркотик» (от греч. narkotikos- усыпляющий). Однако терминологическая неопределенность возникает сразу же, как только речь заходит о препаратах, не относящихся к группе опия, т.к. среди средств, отнесенных к наркотикам, лишь опиаты и ноксирон обладают снотворным воздействием. Другие же препараты по своей фармакологической активности являются психостимуляторами, психотомиметиками и т.д.

    В настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать при их употреблении эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.

Кроме того, в литературе, посвященной проблеме наркомании, встречается точка зрения, что наркотик - это вещество, удовлетворяющее трём критериям:

Медицинский критерий: это вещество оказывает специфическое (седативное, стимулирующее, галлюциногенное и др.) влияние на центральную нервную систему.

Социальный критерий: немедицинское употребление вещества имеет большие масштабы, и последствия этого приобретают социальную значимость.

Юридический критерий: данное вещество признано законодательством наркотическим.

    В медицинской энциклопедии алкоголизм определяется так: это заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающего этим заболеванием.

    Впервые термин «Алкоголизм» был применен в 1849 году шведским врачом и общественным деятелем М. Гуссом (Хусс; М.Huss) для обозначения совокупности болезненных изменений, происходящих в организме под влиянием употребления спиртных напитков. В современном понимании биологическое и медицинское значение термина «Алкоголизм» неотделимо

от его социального содержания. Однако не следует ставить знак равенства между пьянством (неумеренным потреблением спиртных напитков), как формой антиобщественного поведения, и алкоголизмом, как болезнью. Пьянство порождает алкоголизм, но не является болезнью.

    Наркоман - социальный труп. Он равнодушен к  общественным  делам. Его

ничто  не  интересует. Приобретение  и  употребление дурманящих  веществ становится смыслом его жизни. И еще одна особенность. Наркоманы  стремятся приобщить к своему увлечению  других. Недаром  наркоманию  иногда  называют эпидемическим неинфекционным заболеванием. Кратковременный  период иллюзии после приема  дурмана  сменяется  нарушением  сознания,  судорогами. Подростки неожиданно теряют интерес к учебе, работе. Наступает объективное разрушение личности и ее отчуждение  от общества. Большинство наркоманов в браке не состоят и не имеют детей. А среди  детей, родившихся у наркоманов,  велик  процент  аномалий  в  развитии,  врожденных уродств, повреждений мозга. Наркоман не возвращает обществу  затраченные  на его  воспитание  и  образование  средства, не участвует в производстве.

    Медицинское его обслуживание и лечение  дорого  и  малоэффективно. В  среде наркоманов  нередки  попытки к самоубийству, главным образом   путем сознательной передозировки наркотиков. Так что последствия  одурманивания трагичны как для отдельного человека, так и для общества в целом. Хроническое отравление организма наркотическими препаратами приводит к потере нравственной сдержанности. Угасают жизненные устремления и  интересы.

    Человек утрачивает  родственные   чувства, привязанность к людям и даже некоторые естественные влечения. Наркотическое одурманивание  и  серьезные недомогания делают обременительными  учебу  и  работу,  ведут  наркоманов  к тунеядству. Под влиянием общественного мнения  наркоман  вынужден скрывать свой  порок. Он  ищет  поддержку  в  какой-либо   группе,  которая приняла бы его. Обычно это, так называемые, отбросы общества;  присоединяясь к   ним, наркоман сам исключает себя из    прежнего    коллектива. Наконец, наркомания  ведет  к  крайнему  истощению  организма,  значительной потере массы  тела  и  заметному  упадку  физических  сил. Кожа становится бледной и  сухой,  лицо  приобретает  землистый  оттенок,  появляются  также нарушения  равновесия  и  координации  движений. Развивающийся  порок требует все более частого приема наркотиков во все увеличивающихся дозах .

Необходимость  постоянного их добывания толкает наркомана на путь

преступления:  кражи, взломы аптек, подделки  рецептов, даже убийства.

    Наркотики сегодня всюду. Они пришли в школы, колледжи, на дискотеки  и молодежные вечеринки, в воинские части и бизнес - клубы. Посмотрите вокруг внимательно. Не сидят ли в вашем дворе подростки, заснувшие с сигаретой в руках, которая вот-вот обожжет пальцы?  Вы  думаете, они пьяны? Разбудите их - алкоголем и  не  пахнет. Случайность? А зачем этому парню «Трамал», который он купил  без  рецепта в соседней аптеке? А откуда  в подъезде этот запах, как будто жгли прошлогоднюю траву? Почему во дворе  под снегом инсулиновые шприцы? Спросите у дворника  и слесаря, сколько  их  в подвалах и на чердаках. Что это - эпидемия  диабета? Нет,  это  эпидемия наркомании. Невольно возникает   вопрос: почему наркомания  пускает свои  корни особенно успешно в молодежной   среде? Именно потому, что подростковый  возраст - период выбора самостоятельного образа жизни  и собственных  ценностей,  период  отрицания принятых  критериев,  авторитетов,  когда  возрастает  значение  микросреды, товарищей, стремление не отстать от сверстников. Плюс любопытство,  скука  и слова  уже  сформировавшихся  наркоманов  о  том,  какое это удовольствие.

Подталкивает нездоровая обстановка в семье, когда  дети  нередко  становятся жертвами побоев, скандалов, оскорблений.

    Молодежная среда сейчас,  увы, считает нормой времяпрепровождение с наркотиком. Мало того, в некоторых  молодежных  течениях  потребление наркотиков - ритуал,  реализация  жизненной  концепции, символ,  сближающий группу людей и противопоставляющий ее остальным. Но что же это за группа? Наркотическая группировка - это неформальная группа людей, объединенных общими наркотическими интересами. Такой  группой может стать подростково - юношеская компания, участники   которой   начали употреблять наркотические вещества, или же она изначально формируется  на  основе  общей потребности в этих веществах. Человека,  начавшего  употреблять  наркотики, сближает  с  группой  наркоманов  наркотическая  взаимопомощь. Они имеют возможность вместе доставать зелье и, отгородясь ото всех, употреблять его. Опыт показывает, что дети с повышенным риском проблем в развитии и поведении, с наклонностью к злоупотреблению ПАВ могут быть «болевой точкой» любой семьи. Несомненно, их больше в дисфункциональных и асоциальных семьях. Следует также сказать, что семьи с «проблемными детьми» могут быть из всех слоев общества и, несмотря на это, их связывают общие трудности детей, доставляющих беспокойство.

Заключение

    Последовательное, этапное и комплексное выполнение мероприятий, направленных на разрешение выделенных «ключевых» проблем, сделает работу по профилактике наркомании и алкоголизма среди детей и подростков системной, конструктивной и позволит преодолеть негативные тенденции в развитии нарко ситуации в детско-подростковой популяции России.

    В заключение следует указать, что в рамках территориальных программ необходимо организовывать и проводить регулярный мониторинг распространенности употребления ПАВ для систематического анализа региональных особенностей нарко ситуации в детско-подростковой популяции, для выявления негативных тенденций ее развития и принятия упреждающих мер, позволяющих контролировать и активно воздействовать на нарко ситуацию в регионе. Образовательные программы должны быть основаны на дифференцированном подходе к детям с точки зрения их возраста (младший и средний школьный возраст) и их включенности в наркотическую ситуацию. Наиболее эффективен такой подход к детям с искаженным характером представлений о наркоситуации и о наркотиках, к детям, не имеющим опыта контакта с подростками, включенными в наркосреду). К этому направлению следует отнести образовательные программы, ориентированные на формирование у детей, начиная с младшего школьного возраста, ценностей и навыков здорового образа жизни. Такие программы относятся к уровню первичной профилактической работы и осуществляются путем «обучения через предмет»- это валеология, основы безопасности жизнедеятельности и воспитание ценностей и навыков здорового образа жизни.

    В настоящее время многие программы по данным предметам (валеология, ОБЖ) нуждаются в определенной модификации с целью усиления в них аспектов действенной, антинаркотической профилактики, включая усиление следующих компонентов:

  - образовательный компонент: углубление знаний о ценностях здорового образа жизни и поведенческих навыках, облегчающих следование здоровому образу жизни, формирующих умение делать собственный выбор в отношении здорового образа жизни;

  - психологический компонент: углубление знаний о себе, своих чувствах, формах реагирования, особенностях принятия решений; формирование позитивной концепции самосознания у ребенка;

  - социальный компонент: активное формирование навыков коммуникабельности и общения, социальных навыков, необходимых для социальной адаптации, здорового образа жизни.

Улыбнись миру улыбкой здорового человека, ведь Ты — ЧЕЛОВЕК, а не дым-машина, и жизнь у Тебя одна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект на тему: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."

Тема: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."Цель: Формирование социальных установок на здоровый образ жизни,ответственного подхода и позитивного отношения к своему умственному, э...

Социальный проект "Спорт в моей жизни"

Проект способствует формированию позитивного  отношения к здоровому образу жизни,воспитанию культуры здоровья, направлен на организацию досуга подростков, содержит план мероприятий, проведённых в...

социальный проект "С книгой по жизни"

Семья – начало всех начал, это дом, любовь и заботы, труды и радости, привычки и традиции. Семья – это родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. И здорово, если семья читающая, и книге в ней...

Представление социального проекта "С книгой по жизни" руководителем

Тема проекта: "С книгой по жизни"Дидактические  цели проекта: формирование компетентности в  сфере самостоятельной деятельности, критического мышления, навыков работы  в команде, приобр...

Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»

Актуальность создания программы      Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адапта...

Социальный проект "О, спорт, ты жизнь!"

Тема  проекта актуальна, так как развитие личности средствами спорта начинается со школы. Приобщение учащихся, родителей и педагогов  к спорту ведёт к оздоровлению социальной среды не только...

школьный социальный проект "Сад Победы - Сад Жизни"

Развитие системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся; создание условий для воспитания у подрастающего поколения лучших человеческих качеств через социально значим...