Социальный проект "Мы выбираем здоровый образ жизни"
материал по обществознанию (10 класс) по теме

Крупская Светлана Ивановна

Миссия  проекта, заключается в повышении эффективности формирования у школьников понятия ценности здоровья.

Проект предлагает решить проблему низкого уровня побуждений школьников к ведению здорового образа жизни, посредством повышения компетенций в области здоровьесбережения, повышения уровня побуждений к ведению здорового образа жизни учителей и родителей, и преобразованием имеющихся здоровьесберегающих условий ОУ с учетом потребностей учащихся и научно обоснованных рекомендаций специалистов.

Формирование у педагогических работников и родителей школьников понятия ценности здоровья, повышения их компетенций в области здоровьесбережения, а так же преобразование имеющихся здоровьесберегающих условий ОУ, позволит повысить мотивацию школьников к ведению здорового образа жизни, и сделает возможным повышение эффективности здоровьесберегающей среды школы.

Привлечение внимания к проблеме сохранения здоровья через создание системы внутришкольных и районных акций, организации интересных внеклассных мероприятий.

Цель проекта - попцляризация здорового образа жизни через вовлечения молодежи в занятие спортом, культурно-массовые мероприятия и формирование активной жизненной позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация проекта.

        Направление социального проекта – пропаганда здорового образа жизни, выбрана не случайно. Наша школа давно занимается проблемой сохранения и укрепления здоровья.  Цель школы - создание условий, способствующих воспитанию физически и нравственно здорового, интеллектуально развитого и социально адаптированного человека на основе целостного педагогического процесса.

Исходя из цели, в опытно – экспериментальной работе среди основных задач школы формируются задачи воспитания физически здорового человека:

 исключение перегрузки учащихся в учебном процессе;

 оптимальная организация учебного дня с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей учащихся;

 привлечение учащихся в занятия спортивных секций, совершенствование работы групп здоровья для нуждающихся детей;

 организация питания в школе с учетом физиологических потребностей растущего организма;

 просветительская работа среди членов педагогического сообщества и родителей о важности здорового образа жизни;

 дальнейшее совершенствование и реализация программы «Здоровье»;
 развитие осознанной мотивации на сохранение здоровья и соблюдение ЗОЖ;

 обеспечение наркологической грамотности.

Данный социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди молодого поколения на территории города Владимира через пропаганду здорового образа жизни в подростково–молодёжной среде, возможность практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры молодежи нашего города.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Что такое здоровье?

Проблемные вопросы:  От чего зависит здоровье человека? Каково значение пословицы «В здоровом теле – здоровый дух»? Способна ли медицина заменить «Здоровый образ жизни»? Как сохранить здоровье? Модно ли быть здоровым?

Учебные вопросы: Что означает понятие «Здоровый образ жизни»? Как начать здоровый образ жизни?

Миссия  проекта, заключается в повышении эффективности формирования у школьников понятия ценности здоровья.

Проект предлагает решить проблему низкого уровня побуждений школьников к ведению здорового образа жизни, посредством повышения компетенций в области здоровьесбережения, повышения уровня побуждений к ведению здорового образа жизни учителей и родителей, и преобразованием имеющихся здоровьесберегающих условий ОУ с учетом потребностей учащихся и научно обоснованных рекомендаций специалистов.

Формирование у педагогических работников и родителей школьников понятия ценности здоровья, повышения их компетенций в области здоровьесбережения, а так же преобразование имеющихся здоровьесберегающих условий ОУ, позволит повысить мотивацию школьников к ведению здорового образа жизни, и сделает возможным повышение эффективности здоровьесберегающей среды школы.

Привлечение внимания к проблеме сохранения здоровья через создание системы внутришкольных и районных акций, организации интересных внеклассных мероприятий.

Считается, что общественная тяга к здоровому образу жизни — знак социального оптимизма. Реализация проекта «Наша школа выбирает здоровье» позволит зарядить социальным оптимизмом учащихся школы.

Для реализации проекта были определены следующие направления деятельности.
1) Исследование факторов влияния на ценностные ориентации молодежи города и формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью.

2) Вовлечение молодежи в общественную, спортивную, творческую жизнь. Проведение большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни среди молодёжи Владимира;

3) Повышения информационной осведомленности молодых людей о социально-значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм.
4) Содействие органам местного самоуправления и органам государственной власти в:

-интеллектуальном, творческом и физическом развитии молодёжи;
- реализации общественно-полезных студенческих и молодёжных инициатив.

Аудитория: 

Проект предполагает охват школьников города Владимира и жителей Фрунзенского района  и имеет долгосрочную перспективу.

Цель проекта:

Популяризация и повышение ценности здорового образа жизни среди молодежи города Владимира, через вовлечение молодых людей в занятие спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях и формирование активной жизненной позиции.

Задачи проекта:

1) Создание программы, направленной на позитивное изменение у молодых людей отношения к своему здоровью и отказ от вредных привычек.
2) Организация агитбригады, для реализации данной программы.
3) Создание условий для эффективного взаимодействия с органами власти и другими структурами, работающими с молодежью с целью проведения эффективной работы в области профилактики социально-негативных проявлений в молодежной среде;

Обоснование социальной значимости проекта:

Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки в современной школе делают задачу сохранения и укрепления здоровья школьников одной из приоритетных. Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ. По данным Министерства здравоохранения России, 90% школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья, у 60% наблюдаются мозговые дисфункции, а 35% хронически больны. Лишь 5-10%о детей приходят в школу с диагнозом «здоров». Снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника. Значительная часть нынешних детей имеет повышенную нервную возбудимость, физическую ослабленность, вследствие экологического и социального неблагополучия условий жизни.

 Назрела острая необходимость проводить профилактику социально-значимых заболеваний. Чтобы профилактические меры стали эффективными, необходимы усилия медицинских работников, органов власти, но в первую очередь самой молодежи, так как она является наиболее активной и динамичной группой, обладающей собственными склонностями и интересами, своими взглядами на жизнь и собственное будущее. К сожалению, большинство молодежи города остается пассивной, ошибочно считая, что не в состояние привнести позитивные изменения в жизнь города.

Этапы работы над проектом

1 Подготовительный

2. Планирование работы

3. Реализация проекта

4. Рефлексия

1этап

Задачи:

1. Исследовать причины, возможные варианты решения проблемы низкой мотивации школьников к ведению здорового образа жизни.

2. Определить источники информации (справочная литература, интернет, беседы с психологической службой  школы, учителями, родителями).

Для решения первой задачи из числа учащихся 10 – 11 классов были созданы инициативные группы, которым было поручено разработать вопросник, для изучения общественного мнения, прежде всего школьников, по вопросам ЗОЖ, профилактики вредных привычек и т.п. После утверждения был составлен список вопросов для анкетирования. Учащиеся опрашивали молодых людей, преимущественно школьников, в самом образовательном учреждении, через Интернет, на улицах Фрунзенского района. (приложение 1)

После обработки полученных результатов был выявлен ряд проблем:

Во-первых, доля занимающих активную жизненную позицию в десятки раз меньше чем доля пассивных. Более 60% молодых людей редко проявляет инициативу в вопросах связанных со здоровьем.

Во вторых, здоровье молодых людей является высокой духовной и социальной ценностью. Подростки и молодежь наиболее подвержены социально-значимым заболеваниям, из-за отсутствия конкретных знаний, бытующих мифов среди молодежи о вредных привычках, низкого уровня информационной осведомленности (71 % опрошенных в возрасте от 12 до 18 лет употребляли алкоголь, 43% делают это не реже 1 раза в неделю, 89 % пробовали курить,  почти 60% курят постоянно, из них 37%  - курильщики со стажем боле 3 –х лет).

        Были определены следующие источники информации:

1. интернет – ресурсы

«Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики наркомании среди подрастающего поколения» Сиволап Т. А.

 Александров А.А., Александрова В.Ю. (2009) Профилактика курения: роль и место психолога // Вопр. психологии. - №4. - С.35-37

Кулинич Г.Г., Вредные привычки: профилактика зависимостей:1-4 классы –М.: ВАКО,2009.-224 с.

Кулинич Г.Г., Вредные привычки: профилактика зависимостей:8-11 классы.-М.:ВАКО,2008.-272с.

Кулинич Г.Г., Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы.-М.:ВАКО, 2009.-208 с.

Кальченко Е.И. , Гигиеническое обучение и воспитание школьников.

Ковалько В.И., « Здоровье - сберегающие технологии».

Лебедева Н. Т., « Школа и здоровье учащихся».

Магомедова Т.И., Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы. Волгоград:Учитель,2007.-136 с.

Науменко Ю.В., Мое здоровье., -М.: Глобус, 2008.-236 с.

2. консультативная помощь  - педагогический коллектив и психологическая служба образовательного учреждения.

2 этап

Задача: Сплотить единомышленников из числа учащихся, учителей, педагогов ДО, психологов, родителей для реализации проекта.

В целях решения проблем, выявленных в ходе социологического опроса, были приняты следующие решения:

1. Создать из учащихся 10 – 11 классов агитбригаду в составе 15 человек:

Акимов Дмитрий, 11 «А» класс

Баскакова Кристина, 10 «А» класс

Богачева Алена, 10 «А» класс

Капранова Виктория, 11 «А» класс

Кудинов Артем, 10 «А» класс

Кочедыков Евгений, 10 «А» класс

Куклева Анна, 10 «А» класс

Мамедова Юля, 10 «А» класс

Мочалова Алена, 10 «А» класс

Мулина Яна, 11 «А» класс

Разумов Артем, 11 «А» класс

Суворкина Алиса, 11 «А» класс

Таганович Кристина, 11 «А» класс

Чуприна Мария, 11 «А» класс

Фетисов Артем, 10 «А» класс

2. Привлекать в качестве добровольных помощников учащихся всех классов школы.

3. Общее руководство и координацию проекта осуществляет учитель истории МБОУ «СОШ № 34» г. Владимира – Крупская С.И.

4.  На разных этапах реализации проекта, непосредственную координацию осуществляют учителя предметники: учитель физической культуры – Занина О.В., учителя начальных классов – Федосеева И.В., Афанасьева И.В., Седова С.С., Герасимова Н.Н., учитель изобразительного искусства и технологии – Кабенкина Е.В.

5. Для организации участия учащихся школы в мероприятиях, направленных на достижение целей проекта, привлекать классных руководитель 1 – 11 классов.

6. Разработку практических рекомендаций по сохранению психического и эмоционального здоровья, а также программы тренингов осуществляет психологическая служба школы – Кузьмина Н.П., Макова Л.П.

3этап

Задачи:

1. Разработать план по реализации проекта.

2.Реализовать проект в соответствии с разработанным планом действий.

Примерный план мероприятий по реализации проекта и расчет экономических затрат.

№ п/п

Название мероприятий, акций

Примерная стоимость в руб.

1

Создание уголка ЗОЖ (приложение 2)

50

2

Создание и открытие уголка спортивных достижений учащихся  школы № 34 (приложение 3) 

100

3

«Меняй сигареты на конфеты»                     (2 раза в год)

1000*2=2000

4

Акция «Глоток жизни» (2 раза в год)

1500 *2=3000

5

Туристический слет (приложение 4)

1000

6

«Конкурс видео и аудиороликов по антинаркотической тематике» (в рамках ОУ)

200

7

Конкурс плакатов и рисунков «Скажи наркотикам нет» (1 – 11 классы)

250

8

Создание обучающих презентаций для популяризации спорта и ЗОЖ

100

9

Проведение классных часов для дошкольной группы и младших школьников  учащимися 10 – 11 классов

-

10

Участие в городских и областных школьных соревнованиях:

в районных соревнованиях по футболу,

в соревнованиях по легкоатлетическому кроссу,

в Кроссе наций,

в городских соревнованиях по волейболу,

в соревнованиях по военно-спортивному многоборью «Веселые старты,

в соревнованиях по лыжным гонкам,

во Всероссийской массовой лыжной

гонке «Лыжня России»,


в лыжной эстафете,


в соревнованиях «Добросельская лыжня»,


в Президентских соревнованиях,

в легкоатлетической эстафете

-

11

«Выезд в детский дом» 2 раза в год

2000*2= 4000

12

Школьный конкурс проектов «Мы спортивная семья»

500

13

Выставка детских плакатов «No smoking»

300

14

Проведение членами агитбригады школьной радиопередачи «Жизнь без курения»

-

15

«Малые спортивные олимпийские игры»» (1 раз в год)         

1100

16

В рамках проведения «Дня здоровья» проведение интерактивной лекции «Наследие игр 2014 года в Сочи»

-

17

Проведение  членами агитбригады классного часа для учащихся 5-х классов «Олимпийские чемпионы города»

-

18

Участие членов агитбригады в военно-патриотической игре «Зарнице»

800

19

Трудовой десант  «Красивая территория любимой школе»

1000

20

«Туристический поход» (2 раза в год) (приложение 5)

1600

21

Конкурс творческий работ «Реки –руки»

2500

22

Фестиваль по флэшмобу

350

23

Проведение общешкольного родительского собрания – встреча с наркологом  «Дети и наркотики»

-

24

Акция «Мы помним» (2 раза в год)

600*2=1200

25

Акция «Новая площадка                   дошкольной группе»

1500

26

«Моя Россия»

-

27

Круглый стол для старшеклассников в рамках Дня борьбы со СПИДом

-

Итоговая стоимость проекта: 20650рублей

Для реализации проекта привлекается не только средства образовательного учреждения, но и дополнительные источники финансирования.

4 этап

Задачи:

1. Произвести оценку результатов проекта, сделать выводы и опубликовать отчет в доступных формах.

2. Распространить идею проекта в образовательной среде.

Агитбригадой нашего корпуса проведены за год такие акции как «Меняй сигареты на конфеты», «Глоток жизни», «Мы помним»,  «Моя Россия», «Малые спортивные олимпийские игры» и другие. Постоянно организуются субботники, туристический слет, круглые столы, посвященные Дню борьбы со СПИДом, онкологическими заболеваниями и другим. Помогаем в организации праздничных мероприятий для учащихся школы: «Малые спортивные олимпийские игры», «Мы – дружная спортивная семья». Проводим школьный и планируем провести районный этапы конкурса на лучшее видео и аудиоролик антинаркотической (социальной) рекламы.

Результаты: на начальных этапах реализации проекта были определены и детально изучены факторы влияния на ценностные ориентации школьников города и сформированы (посредством изученных факторов) основные направления дальнейшей деятельности. Исходя из потребностей города (на основе полученной информации) была сформирована программа действий, направленная на позитивное изменение у молодых людей отношения к своему здоровью и отказ от вредных привычек.

В общем, разработанная программа состоит из двух блоков – системы мероприятий и акций и тренинговой программы.

За год реализации проекта было проведено около 30 различных мероприятий и акций, что способствовало информированию школьников и жителей района о работе агитбригады и реализации социально-значимого проекта, а также непосредственно вовлечению молодежи в общественную, спортивную, и творческую жизнь.

Посредством реализации тренинговой программы, созданной психологической службой образовательного учреждения были достигнуты следующие результаты:

- информирование подростков о современной проблеме наркомании,
- формирование негативного отношения к данному явлению как способ предотвращения возможных проблем, с ним связанных,
- популяризация здорового образа жизни и ценности личности человека,
- формирование уверенности в себе и ответственного отношения к своему здоровью.

С тренингами – семинарами «На краю стою», «No smoking – Бросаем курить вместе!», «Умей сказать НЕТ» наша агитбригада планирует посетить другие  средние школы. Тренинг на проверку способностей принятия правильных решений и личной ответственности, коммуникации в группе «Затерянный в джунглях» (в игровой форме) был проведен для учащихся 10 – 11 классов  нашей. Тренинг «Моя карьера» для выпускников школ проводился нами 2 раз за  год. Всего было проведено за  год более 15 различных тренингов. Члены агитбригады общаются с ребятами после проведения тренингов-семинаров, какие еще они бы хотели, чтоб в их классах проводились мероприятия. Каждый раз ребята после проведения тренингов-семинаров заполняют анкеты, где могут задавать вопросы тренерам, оставлять отзывы о работе Агитбригады. Приятно то, что большинство ребят за то чтоб такая работа в их классах велась и дальше, и чтоб агитбригада  приходили с тренингами-семинарами намного чаще. В своей работе мы часто приводим факты из статистики, о проблемах, так как это оказывает наиболее сильнейшее воздействие на ребят.

Корпус агитбригады явился связующим звеном между органами местного самоуправления и активной молодежи города, стремящейся внести позитивные изменения в свое окружение.

Проведение всех тренингов-семинаров, мероприятий, акций предложенных агитбригадой в рамках социального проекта «Мы выбираем здоровый образ жизни» проходит по согласованию с администрацией района. Управление спорта и молодежной политике всячески идет навстречу членам агитбригады. И активно помогает нам в реализации проекта. Предоставляют места для проведения тренингов, семинаров, лекций, привлекают своих людей, средства в помощь в организации мероприятий и акций.

Подводя промежуточные итоги, общими результатами деятельности членов агитбригады, реализуемой в течение года в рамках данного социального проекта, можно назвать повышение информационной осведомленности молодежи о социально значимых проблемах города и активизация инициативной молодежи для решения поставленных проблем.

Программа социального проекта рассчитана на долгосрочный период и осуществляется уже в течение года, имея основный перечень проводимых мероприятий и тренингов, который постоянно пополняется.

Для охвата более массовой аудитории необходимы дополнительные внешние ресурсы: финансовые и информационные.

В целом, на первоначальных стадиях реализации проект показал хорошие результаты и обеспечил отличные перспективы для дальнейшей деятельности.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новое поколение выбирает здоровый образ жизни

Буклет "Новое поколение выбирает здоровый образ жизни"содержит информацию о профилактике вредных привычек, предназначен  для  подростков. Буклет может быть использован в качестве раздаточног...

Классный час на тему "Я выбираю здоровый образ жизни"

Внеклассное мероприятие составлено для выступления на муниципальном этапе конкурса классных руководителей "Востипать человека"....

Спортивно - семейный праздник "Мы выбираем здоровый образ жизни!"

Успешный классный руководитель – это умелый педагог, знающий грань, где заканчивается демократия и начинается вседозволенность; умный организатор, которому по плечу любое мероприятие, и не для галочки...

Час здоровья "Мы выбираем здоровый образ жизни!"

Цель мероприятия: пропаганда здорового образа жизни...

Социальный проект "Мы выбираем здоровый образ жизни"

Поис наиболее оптимальных средств создания и укрепления здоровья воспитанников, создания благоприятных условий для формирования у школьников положительного отношения к здоровому образужизни....

Социальный проект "Я выбираю здоровый образ жизни"

Социальный проект "Я выбираю здоровый образ жизни"...

4. Классный час Здоровье - это жизнь, Мы выбираем здоровый образ жизни

Классный час Здоровье - это жизнь, Мы выбираем здоровый образ жизниЦель: сформировать у студентов представление о ЗОЖ; акцентировать внимание учащихся на необходимости вести ЗОЖ, с целью профилактики ...