Проектная работа
творческая работа учащихся по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Классен Алла Викторовна

Художественные особенности и функции витражного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проектная работа192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Художественные особенности и функции витражного искусства

 

Проектная работа

Содержание

Введение        2

Глава I.  Становление и функциональное значение искусства витража  в контексте мировой истории искусства        7

1.1. Предпосылки и этапы возникновения витражей в мировой художественной культуре        7

1.2. Разновидности  и виды обработки витража………………………………15

1.3. Утилитарная и декоративная функции витража…………………………22

Глава II. Историко-производственный аспект витражного искусства и его использование в современном пространстве        25

2.1. Приемы и технологии работы создания витража        25

2.2. Современное применение витражного искусства в интерьере домашнего пространства……………………………………………………………………………………………………………..………………….28

Заключение        32

Библиографический список        35

Приложение ……………………………………………………………………...38

Введение

        Актуальность. Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. [1, с.145-152]

Художественный витраж – интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Витраж как один из прекраснейших образов монументального искусства всегда восхищал человечество. История витража и витражного искусства уходит своими корнями во времена раннего средневековья. Средневековый мастер понимал искусство витража как подражание природе. Широчайший круг своих новых впечатлений от соприкосновений с ней он воплощал в растительном орнаменте, воспроизводя в рельефах капителей, миниатюрных рукописях, росписях, рисунках витражей всевозможные побеги и цветы. Художественные витражи, применявшиеся главным образом для декорирования церковных зданий, сегодня все глубже проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей все больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре и искусстве. Много различных витражей сохранилось в мире, созданных выдающимися живописцами, художниками и мастерами. Немало красивейших витражей создано руками мастеров, чьи имена остались неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах. [10, с.135-142]

        Художественная культура рубежа начала ХХI столетия насыщена событиями и чрезвычайно разнообразна. В этой противоречивой сложности выделяются явления, позволяющие по-новому оценить художественное прошлое, увидеть возможности развивающихся сегодня художественных процессов. С этой точки зрения, заслуживает внимательного изучения витраж, столь органично вписавшийся в новый образ современного интерьера и проявляющий в своей творческой практике важные тенденции развития декоративных искусств конца ХХ века. [2, с.268] 

        Искусство витража обретает особую ценность в условиях эры высоких технологий, обусловивших безграничные возможности репродуцирования и копирования. Витраж представляет собой ту форму художественной деятельности, которая далеко не всегда поддается тиражированию. [2, с.268]

         В наше время очень популярны витражные вставки для мебели, а также декорирование витражным стеклом ниш, перегородок, дверей и потолков. Очень часто в интерьере наших домов стали появляться и другие декоративные изделия в технике росписи по стеклу. Это все возможные вазы для цветов, посуда, люстры и бра, выполненные в этой технике, фоторамки с элементами художественной росписи и многое другое.

       Таким образом, процесс изучения витражного искусства сейчас наиболее актуален  в связи с его значимостью  в истории искусства и проникновением в современную культуру.

        Степень разработанности проблемы. В значительно большей степени витраж изучен в зарубежной литературе, такие страны, как Германия и Франция до сих пор спорят по поводу первенства в его изобретении. Тема витража второй половины ХХ века неотделима от общей проблематики этого искусства, которая не имеет пока систематического изучения в отечественном искусствознании. Неразработанность данной темы проявляется в терминологических разночтениях; не обобщены и основные характеристики витража как вида искусства. Практически отсутствуют монографические исследования генезиса и истории витража, которые позволили бы понять причины его востребованности в современной культуре. [10, с.135-142]

        Появление в последние годы переводных изданий существенно обогатило общий взгляд на искусство витража. Самой значительной, по нашему мнению, стала работа американских исследователей Э. Уили и Ш. Чик «Искусство цветного и декоративного стекла». Ключевыми можно также считать издания энциклопедического характера, например, труд А. Морана «История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней». Интересное, но эпизодическое обращение к истории витражного искусства осуществляется чаще всего в изданиях, посвященных эпохам готики или модерна: это исследования Е.И. Ротенберга, О.Я. Лясковской, К.М. Муратовой, Д.В. Сарабьянова. Расширили представление об отдельных этапах истории отечественного витража работы Н.Н. Качалова и Н.Т. Ягловой, а также публикации Е.И. Батановой, Н.Н. Воронина, Н.В.Воронова, И. Холостенко и др. Однако в них не ставилась задача понимания природы этого искусства в более широком историческом контексте. Первое масштабное обобщение исторического материала предложено в исследовании Е. Минухина «Витражи», но это издание было осуществлено почти полвека назад.

        Объектом исследования в работе являются художественные особенности витража.

Предмет научного анализа – витраж как вид  декоративного искусства.

Цель работы  - изучить этапы становления и функции искусства витража как художественного явления, востребованного современной культурой.

Задачи курсовой работы:

  1. осуществить ретроспективный анализ этапов развития витражного;
  2. охарактеризовать разновидности  и виды обработки витража;
  3. проанализировать декоративную и утилитарную функции предметов витражного искусства;
  4. рассмотреть приемы и технологии создания витража;
  5. показать современное применение витражного искусства в интерьере.

        Методические основы курсовой работы. Изучение материала строится на основе применения метода дисциплинарного анализа, а также сравнительно-исторического и искусствоведческого подходов. Существенное значение имели исследования историко-культурного направления, рассматривающие витраж в контексте культуры (Е.И. Ротенберг, Г.Ю. Стернин, К.М.Муратова), осуществляющие историческое изучение витражного искусства (Н.Н. Качалов, Е.И. Минухин, Э. Уили и Ш. Чик), а также труды по художественному стеклоделию (А.Г. Ланцетти, М.Л. Нестеренко, Л.В. Казакова).

        Материалы курсового исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов «История искусства», «История декоративно-прикладного искусства», а также спецкурса по истории витражного искусства. Существенную помощь работа окажет при написании учебно-методических рекомендаций по изучению декоративно-прикладного искусства.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Глава I. Становление искусства витража  в контексте мировой истории искусства

1.1. Предпосылки и этапы возникновения витражей в мировой художественной культуре

            Витра́ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. [3, с.125-128] (см.приложение 1)

        С давних пор витраж использовался в храмах. В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент. В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу. [6, с.120]

        В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

        В 1820-е гг. увлечение в России рыцарскими романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent — прозрачный). В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В Западной Европе в это время витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения, который привел к потере многих секретов ремесла. Мастера придворных стекольных предприятий разных стран Европы работали над восстановлением старых и поиском новых рецептов окраски стекол, разрабатывали составы для росписи, совершенствовали технику соединения стекол между собой. В этот «восстановительный период» Европа еще не могла поставлять витражи на внешний рынок. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Арсенала в Царском Селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV—XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские. [13, с.12-14]

        Николай I проявлял к транспарантным картинам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи — Санкт-Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах. Так как российские придворные заводы в этот период еще не были в состоянии производить подобные изделия, они отбирались из музейных коллекций, например из собрания древних готических стекол, хранившихся в Эрмитаже. Витражи в этот период стали главным элементом, формировавшим «готический стиль» русского интерьера — той изюминкой, благодаря которой на любом помещении появлялся налет европейского средневековья. Стоимость «готических окон» в то время была невероятно высока. На всероссийской мануфактурной выставке 1839 г. «картина в 61 стекло» завода М. Ф. Орлова вызвала восторженные отзывы как «изящнейшее изображение» и была оценена в 6 тысяч рублей. Мало кто мог себе позволить приобрести такие дорогие вещи. Так как витражи в это время вызывали в Петербурге повышенный интерес публики, на них приезжают смотреть как на чудо. Владельцы частных стекольных заводов пытались изготавливать витражи. Результат, как правило, не оправдывал вложенных усилий. Незнание рецептов керамических красок, технологии обжига, дороговизна импортных материалов, отсутствие необходимого оборудования сводили все старания на нет: либо опыты были неудачными, либо стоимость стеклянных картин оказывалась чрезмерно высокой, и дело не приносило выгоды. Опыты предпринимались на заводах М. Ф. Орлова, Н. А. Бахметева,  П. М. Воробъева, Мальцовых. Результаты их деятельности до нас не дошли. [11, с.150]

        Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок, выпуская на него «подделки»: расписывали оконные стекла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи. Императорский стеклянный завод по воле Николая I также оказался вовлечен в процесс освоения нового для России ремесла. На этом придворном предприятии первоначально изготавливали одноцветные стеклянные пластины без росписи. Поэтому витражи этого завода первоначально представляли собой набор однотонных стекол, образующих в оконном переплете простой геометрический узор. Так, в церкви Св. Александра Невского в Александрии (1831—1833), (проект К. Ф. Шинкеля; арх. А. Менелас, И. Шарлемань), первые разноцветные розы над порталами были сделаны в 1833 году и напоминали калейдоскопическую мозаику. Такие примитивные витражи были распространены в русских интерьерах на протяжении всего XIX века, однако, они мало походили на своих прародителей — тысячецветные окна в каменном кружеве готических соборов. [20, с.365]

        До 1840-х гг. русская стекольная промышленность не могла предложить ничего, кроме этих малохудожественных имитаций окон средневековых храмов. В тот момент, когда было решено установить в алтаре Исаакиевского собора витраж с изображением Воскресшего Спасителя, в России не нашлось завода, способного выполнить такое задание. Поэтому алтарный образ был заказан за границей — в Мюнхене, на знаменитом в XIX столетии предприятии — «Заведении живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре (нем. Königlich Bayrische Hofglasmalerei) по эскизу Г. М. фон Хесса М. Э. Айнмиллером. В 1847 году стеклянный запрестольный образ уже находился в алтарном окне собора, и с тех пор его не покидал. Это расписное окно является самым ранним из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия. Значение его для всей истории русского витражного искусства очень велико. Это — первый фигуративный витраж в русском православном храме. До его установки стеклянных икон не было ни в древнерусских культовых постройках, ни в храмах XVIII века. Появление в Исаакиевском соборе заалтарной стеклянной картины с изображением Иисуса Христа стало результатом взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы. Впоследствии витражи стали распространенным элементом в убранстве православных храмов, а иконографическая схема витража Исаакиевского собора часто использовалась при росписи алтарных окон русских церквей в разных городах России. [6, с.120]

        Следующий этап истории витражей в России связан с производством на Императорском стеклянном заводе, где в приказном порядке начинают расписывать стекла для окон. Эти работы представляли собой картины на стекле. Такой тип витражей распространился в Европе с 1830-х годов. Первоначально картины для окон составляли из нескольких крупных пластин стекла. Однако постепенно техника стеклоделия, росписи и обжига настолько усовершенствовались, что появилась возможность писать картину на цельном стекле, как на куске холста. Сохранились всего два витража Императорского завода: «Ангел молитвы» (1857) — копия картины Т. А. Неффа (Государственный музей-заповедник г. Павловска) и «Святое семейство» — копия работы итальянского живописца эпохи Возрождения (музей фарфорового завода им. М. В. Ломоносова). Императорские заводы были «образцовыми» предприятиями, законодателями мод и вкусов: частные стекольные заводы стремились подражать придворной продукции. Однако из-за сложности исполнения и, как следствие — дороговизны подобных картин на стекле, производство их было невозможным. Деятельность по созданию витражей на Императорском стеклянном заводе существовала около 50 лет — от возникновения в 1840-е до 1890 года, когда ИСЗ как самостоятельное предприятие прекратил свое существование. [20, с.365]

        Тем временем в русской архитектуре сменился не один «исторический стиль». Витражи, появившиеся как атрибут «готики», не исчезли вместе со снижением интереса к западному средневековью. Они настолько прочно укоренились на русской почве, что в период эклектики их можно было увидеть в интерьерах самой разнообразной стилистики. Разноцветные композиции украшали окна как дворцов и особняков знати, так и общественных сооружений и церквей. Витражи стали олицетворять богатство хозяина дома, древность его рода. Российская стекольная промышленность на протяжении всего XIX века не обеспечивала спрос на произведения художественного стеклоделия: развитие этой отрасли было недостаточным для удовлетворения спроса населения даже на простые изделия первой необходимости. Поэтому витражи в основном привозили из-за рубежа. В 1860-е гг. среди заграничных мастерских появилось конкурентоспособное ателье, организованное русским художником Владимиром Дмитриевичем Сверчковым (1822—1888). Его мастерская находилась в Шляйсхайме под Мюнхеном, она была ориентирована в первую очередь на заказы российского императорского Дома, выполняла витражи для церквей и особняков Петербурга, Москвы, Берлина, Лондона, Мюнхена, Турку. Витражи Сверчкова сохранились в зданиях Петербурга и музейных коллекциях, часть известна по старым фотографиям. Среди самых известных его работ — фигуративные витражи в конференц-зале С.-Петербургской Академии художеств. Они сохранились в фондах музея Академии художеств и ожидают реставрации. [14, с.358]

        В конце XIX века наступил новый этап в развитии витражного искусства, которое за короткий период 1880—1910-х гг. достигло необычайного расцвета в странах Европы, Англии и Америке. Благодаря техническому прогрессу в области стеклоделия упростилось производство листового стекла, были разработаны новые технологии его окраски, обработки, декорирования. Основные художественные принципы стиля модерн — графичность контуров, плоскостность рисунка, локально окрашенные поверхности изображения как нельзя лучше соответствовали природе витража, набранного из кусочков цветного стекла. Стиль модерн выявил художественные достоинства техники мозаичного набора, замаскированного в эпоху эклектики эффектными росписями. Витраж-картина остался в прошлом. В конце XIX—начале XX века господствует витраж-панно. Это эволюционное превращение не только кардинально изменило иконографию витражей, но и чрезвычайно расширило сферу их применения. В эпоху эклектики месторасположение витража в доме было жестко ограничено рамками оконного проема. Теперь витраж «вышел» из «рамы» окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик города. [3, с.125-128]

        Древняя техника витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов — ламп и светильников самых причудливых форм. [21, с.80]

        В российскую стекольную промышленность проник иностранный капитал, что изменило саму ее структуру. Появился новый тип предприятия — акционерное общество, которое часто объединяло несколько фабрик. Эти общества часто возглавляли иностранные предприниматели, которые вместе с капиталом привозили в Россию современное оборудование, сырье для производства и мастеров. В сфере российской стекольной промышленности произошла специализация: если раньше производство стекла, его отделку и декоративную обработку осуществляла одна и та же фабрика, то теперь заводы лишь производят листовое стекло, а отделочные и художественные работы выполняют специализированные мастерские, среди которых появилось большое число витражных ателье. В Петербурге за почти тридцатилетний период (1890—1917 гг.) в общей сложности работали около 20 витражных мастерских. Наиболее известные среди них — ателье братьев М. и А. Франк, братьев Оффенбахер, М. Кноха, А. Аноховича и другие. Они изготавливали витражи не только для столицы, но и для многих других городов России. Наряду с ними художественную продукцию предлагали представительства заграничных ателье, но их количество в это время было незначительным. [27, с.135-137]

        Если в 1890—1890-е в сфере отделочных и художественных работ по стеклу приглашение иностранных мастеров было необходимостью, то в 1900-х в России формируются собственные кадры профессиональных художников-витражистов. Подготовка специалистов была организована в образовательных учреждениях столицы: в 1895 году — в Императорском обществе поощрения художеств, в 1899 — в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица.

        Таким образом, к началу XX века в России было все необходимое для успешного развития витражного дела. Разноцветные окна перестали быть предметом роскоши и стали доступны большому числу заказчиков. Применение витражей в петербургских зданиях в начале XX столетия приобрело массовый характер. Особняки, церкви, больницы, школы, магазины, рестораны, театры и даже бани украшались витражами. В конце XIX—начале XX века изменилось и терминологическое обозначение витражного произведения: от «транспаранта», «живописи на стекле» или «стеклянной картины» XIX столетия — к «стеклянной мозаике» в 1880—1890-е. Затем в русской лексике появились термины, в которых подчеркивалась функция витража как декоративно оформленного окна: «узорное окно», «витро» (vitro или vitreau). Лишь в 1900-е в русском языке появилось слово «витраж». [11, с.150]

        Русские витражи конца XIX—начала XX вв. отразили основные принципы стиля модерн. Основой его художественной и декоративной практики было подражание природным формам во всем многообразии их проявлений. Круг иконографических мотивов витражей этой эпохи чрезвычайно широк. Цветы и ветки растений, сплетенные в сложном рисунке стебли или орнаментально упорядоченные мотивы, беспредметные композиции с текучими, плавно изгибающимися линиями, часто образующие букву «омега» — основной набор изображений на витражах стиля модерн. Наряду с ними существовали и другие — геометрические композиции, вариации на тему готической стрельчатой арки, стилизованные изображения гербов, пейзажные композиции. Фигуративные композиции сохранились в нашей стране в незначительном количестве: один из самых эффектных сюжетных витражей посвящен античной мифологии и находится в ресторане гостиницы «Европейская». [29, с.145-152]

        «Программным» произведением русского витражного искусства, наиболее полно сконцентрировавшее в себе «дух» времени, стало художественное остекление Торгового дома братьев Елисеевых на Невском проспекте (сохранился лишь небольшой фрагмент). Многофигурная витражная композиция в огромном окне-экране главного фасада выражала идеи богатства страны, национальной самобытности и включенности России в общеевропейскую культуру. В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой. Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим. Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период, привела к появлению различных технологий-заменителей. [22, с.531]

        С началом Первой мировой войны в 1914 году объемы стекольного производства в России сократились, строительная деятельность в стране, а вместе с ней и выпуск отделочных материалов были прекращены. После Октябрьского переворота все крупные частные производства были национализированы. Витражные мастерские, существовавшие почти исключительно в структуре крупных стекольно-промышленных объединений, прекратили свое существование. Так, недолгая история российских витражей оказалась прервана. Лишь в 1930-е годы в советской архитектуре вновь появился интерес к полихромным просвечивающим композициям, которые составили уже совсем другую эпоху — советского витражного искусства со своей тематикой, новыми материалами, находками и экспериментами. Старинные российские витражи благодаря усилиям историков и хранителей музеев постепенно возвращаются к нам из небытия: они становятся известными по архивным документам, некоторые обнаруживаются в музейных хранилищах. Их реставрируют и демонстрируют на выставках. [30, с.57]

1.2. Разновидности  и виды обработки витража

    Слово «Vitrage» переводится как стекло, но это не просто стекло, это, скорее подвижная картина. На ней идет постоянная смена цветовых и световых эффектов: освещенные солнцем прозрачные цветные стекла переливаются множеством оттенков. А вечером, искусственный свет, проникая через витраж, придает новое своеобразное звучание этой прозрачной музыке цвета. [26, с.207]

      Возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм: декоративное панно с подсветкой на стене, ширма, подвесной потолок, колонны и светильники. Новые технологии позволяют моделировать из стеклянных пластин просто фантастические вещи. Стекло может быть не только плоским, ему можно придавать изогнутую форму, добавить наполнитель в виде воздушных пузырьков или цветных тонких нитей, а можно «вплести» тонкую «золотую» проволоку, которая будет давать дополнительные яркие блики при прохождении света. В современном витраже прекрасно сочетаются новые технологии, последние дизайнерские разработки и традиции старых мастеров, дошедшие до нас из глубины веков. [25,  с.385]

        Узорчатые витражи - изготавливаются из фрагментов бесцветного, полностью прозрачного стекла, имеющего фактурную узорчатую поверхность, по заранее заготовленному рисунку будущего узора или геометрического орнамента. Благодаря особой технике подбора стекол с различающейся фактурой удается добиться создания довольно привлекательных узоров. Если же в узорчатых витражах применяется стекло с одинаковой фактурой, то неповторимый орнамент или рисунок можно получить благодаря различному расположению самих стеклянных деталей. В создании узора таких витражей особая роль отводится контурам свинцового обрамления и исходной геометрии и размерам отдельных стеклянных фрагментов. [23, с.265] (см.приложение 2)

         Контурные витражи (они же силуэтные витражи) – составляются из стеклянных элементов в форме шайбы или дисков, напоминающих днище обычных стеклянных бутылок из-под «Боржоми». Эти шайбочки, как правило, бывают однотонными, иногда используются зеленоватые оттенки бесцветного стекла. Кругляшки укладываются в одной горизонтальной плоскости, пространство между ними заполняют кусочками стекла соответствующей формы, вся конструкция прочно скрепляется свинцовой жилкой. [18] (см.приложение 2)

        Мозаичные витражи – создаются из цветных кусочков стекла и могут быть в виде геометрических и растительных орнаментов или коврового узора. Довольно часто для изготовления мозаичных витражей используется готовая инкрустация из литых стекольных розеток. Процесс изготовления мозаичных витражей очень трудоемкий и требует от мастера хорошо развитого пространственного чувства, представлений о цвете и свете, умения подбирать стекла соответствующих цветов и оттенков. Наряду с этим мастер должен виртуозно владеть техникой резки и обработки стекла, скрепления свинцовых жилок. [18] (см.приложение 3)

        Поверхность витражей может быть обработана различными способами. Наиболее популярны декоративные виды обработки, выполняемые:

        Пескоструйным способом. Выполняется при помощи набора трафаретов и с использованием специального аппарата. Этот способ позволяет получать любые изображения, в том числе рисунки, рельефы, силуэты и надписи, которые соответствуют заданному трафарету. Они могут быть матовыми на прозрачном фоне, прозрачными на матовом фоне, могут иметь матированный фон и штриховой рисунок различной интенсивности. Причем необработанные части поверхности могут сами составить рисунок в виде прозрачных нематированных просветов, образуя ленты, розетки, различные абстрактные вкрапления. Данному способу декоративной обработки поверхности витражей подвергается, как правило, бесцветное стекло. [8, с.345-347]  (см.приложение 3)

        Гравированием. Для данного способа используются медные и абразивные диски. На прозрачных или бесцветных стеклах, а также многослойных стеклах с их помощью можно наносить любые изображения, картины и рисунки, результат всегда превосходный. [4]

        Отливкой или прессованием витражей. Применяется для обработки витражей сравнительно небольших размеров, имеющих армирование свинцовой или медной пайкой. Полученные рельефы или барельефы из цельного стекла, а также отдельных кусков стекла, используются, как правило, для заполнения дверных филенок. [4]

        Цветным протравливанием или травлением химическими веществами. Травлением принято называть особую технику, основанную на способности плавиковой кислоты вступать в реакцию с главным компонентом стекла - диоксидом кремния, в результате чего стекло начинает разрушаться. Использование защитных трафаретов позволяет получить рисунки любой сложности и заданной глубины. Применяется также многослойное травление - обработка стекла специальными составами в несколько этапов, при котором достигается постепенное протравливание стекла на разную глубину, поэтапное снятие защитного слоя лака или постепенное его нанесение. Благодаря этой методике на стекле получается объемный, рельефный рисунок, чего нельзя добиться просто при шлифовке поверхности абразивами. Наиболее простым и доступным способом травления, не требующим повторного снятия или нанесения лака, является нанесение матового трафаретного рисунка, выполняемого в один прием. В результате получаем травленый витраж - группу стекол (филенок), которые выполнены в одной технической манере, относящейся к химическому травлению и объединенной общим композиционным и смысловым замыслом и помещаемых внутрь рамных секций. [4] (см.приложение 4)

        Живописные витражи - составляются из кусочков цветного стекла, расписываются керамическими красками, затем подвергаются обжигу. После процесса обжига, краски на стеклянной картине спекаются со стеклом, происходит их диффузия. Правда, любая живопись на стекле, выполненная спекающимися красками, по многим параметрам уступает светопроницаемым витражам, выполненным из цветных стекол и окрашенных в процессе изготовления, например, по чистоте и яркости цветов. Кроме того, после обжига на стекле остается тончайший слой пленки вроде патины, который образуется в результате окисления металлических поверхностей. Живописные витражи бывают или сюжетными или орнаментальными, однако большей частью представляют комбинацию этих видов. Зеркальные стекла с полированной поверхностью для этих целей почти непригодны, так как на них плохо ложится краска. [4]

        Витражи диапозитивы - могут выполняться с использованием фотографической техники, фотопечати на стекле или методом фототравления. Витражи-диапозитивы используются при остеклении небольших проемов торгово-выставочных павильонов, витрин. Следует отметить, что фотопечать на стекле и метод фототравления стали использоваться в технологиях изготовления витражей относительно недавно.

        Комбинированные витражи - представляют собой сочетание витражей, выполненных в различных видах и стилях. Как следует из названия, в процессе изготовления комбинированных витражей применяются уже готовые элементы. Это могут быть литые стеклянные розетки, многослойное стекло, подвергнутое обработке травлением кислотами или механическим шлифованием.

        Мозаичный витраж - это разновидность наборного витража, имеющего, как правило, геометрическое построение в виде орнамента. Внешне напоминает мозаику из одинаковых по размеру элементов смальты. Ингода мозаичный набор используется как фон, но нередко применяется самостоятельно, создавая сплошное ковровое перекрытие пространства окон. В качестве готовых модулей для мозаичного набора зачастую используются формованные фигурные детали, имеющие сложный рельеф, шлифованные вставки, кабошоны и др. [9, с.165-172]

        Узор "Мороз" - такая фактура получается на стекле при нанесении столярного клея, желатина или иной аналогичной субстанции на заранее обработанную пескоструйным методом поверхность, которую специально протравили, затерли абразивом и процарапали. Данная техника основана на свойстве адгезивных материалов уменьшаться в объеме при высыхании. Используемый при этом горячий клей равномерно заполняет все трещины и шероховатости поверхности стекла, по мере высыхания он начинает сжиматься, выдирая за собой тонкие чешуйчатые пластинки стекла. Получаемая таким образом фактура стекла своим рисунком очень напоминает морозные узоры на окнах. [12, с.155-156]

        Наборный витраж - является одним из простейших видов витража. Он, как правило, не имеет росписи и обычно составляется на наборном столе из кусочков заранее нарезанного стекла. [17]

           Расписной витраж - вид витража, в котором все стекла имеют роспись, независимо от того, использовано ли при этом цельное стекло для написания картины или она собрана из уже расписанных фрагментов. Для придания блеска допускаются незначительные вкрапления мелких осколков граненого и прессованного стекла. [17]

        Свинцово-паечный (паечный) витраж - разновидность классической витражной техники, появившейся еще в средние века и послужившей основой для всех современных техник изготовления витражей. Он собирается из кусочков стекла в свинцовой оправе, стыки запаиваются. При этом стекла могут быть как цветными, так и расписанными краской, могут также применяться легкоплавкое стекло и окислы металлов, которые после обжига в специальных печах прочно вплавляются в стеклянную основу, образуя с ней единое целое. [17]

        Фацетный витраж - выполняется из особого приготовленного стекла со снятой по всему периметру фаской. Также могут использоваться объемные, шлифованные или полированные стекла, имеющие огранку. Для получения широкой фаски, усиливающей эффект от преломления света и игры отраженного света, используется более толстое стекло, соответственно увеличивается вес самой витражной конструкции. По этой причине готовые фацетированные элементы и блоки вставляются в более прочную металлическую оправу из латуни или меди. Подобные витражи, как правило, размещаются в дверцах мебели или межкомнатных дверях. Оправа из латуни или меди позволяет выдержать многократные нагрузки открывания/закрывания, чего нельзя обеспечить при использовании свинца, который обычно «провисает». Кроме того, благородный золотистый оттенок оправы из меди или латуни дополнительно придаст роскошный вид предметам, которые будут видны не только в просвете витража, но и в отраженном свете, что очень важно в мебельных витражах. [12]

        Кабошон - представляет собой рельефную фигурную вставку в витраже. Она, как правило, прозрачная и своим внешним видом по форме напоминает каплю воды или стеклянную пуговицу, может быть прессованной или отлитой (моллированной) в специальную форму. Витражные кабошоны нередко имеют форму полусферы или слегка приплюснутой полусферы, оснащены бортиком для крепления в оправе.

         Оправа, оплетка, протяжка, шинка, профиль - все эти термины используются для профессионального обозначения оправы, в которые вставляются фигурные детали стекла, составляющие витраж. Традиционно в качестве оправы для витражей использовался свинец. Уже в XVI веке для изготовления свинцового профиля были изобретены вальцы, которые повысили качество изделий и существенно ускорили процесс сборки витражей. С тех самых пор протяжка создается путем проката через механические вальцы отлитых заранее в металлическую или деревянную форму свинцовых заготовок. [17]

        Транспарант (транспарентное стекло) - все виды прозрачного, просвечивающегося стекла. Другое название - прозрачная живопись на стекле, которая воспринимается на просвет. Транспарантная живопись осуществляется безобжиговыми составами, например, с использованием пигмента и какого-либо связующего вещества, живопись темперной или масляной краской, как правило, по матовому стеклу. Транспарантная живопись получила особое распространение в России в эпоху появления моды на витражи. Другая причина – довольно простая технология исполнения, если сравнивать ее с методами живописи стекольными красками с последующим обжигом. [17]

        Эрклез - представляет собой декоративную вставку в тело витража в виде небольшого элемента из более толстого стекла, поверхность которой состоит из нескольких сколотых граней. Обычно такие вставки вытачиваются по шаблону из стекла, затем обрабатываются специально заточенным инструментом. В этих «сколотых» поверхностях свет искрится подобно драгоценным камням. [17]

        Назначение витражей дольно разнообразно. Они успели стать не только элементом декоративного украшения зданий и сооружений, но и обрели утилитарное назначение: заменяют дверные филенки и оконные стекла, хорошо пропускают дневной свет, дают при этом возможность скрыться от посторонних глаз. [29]

1.3. Утилитарная и декоративная функции витража

        Оконные витражи стали популярны еще в средние века. Хотя самые древние витражи, найденные на территории Рима, датируются началом нашей эры. В средневековье, конечно, необходимость установить витраж была чисто утилитарной: цельное стекло изготовить в тех условиях было довольно сложно. Поэтому оконные рамы заполнялись маленькими стеклышками, составляющими своеобразную мозаику. А с течением времени это стало самым настоящим искусством. [16. с.365]

        Изначально мозаика на полу выполняла чисто утилитарные функции - являлась способом выровнять пол и сделать помещение более прохладным. Позднее декоративная функция вышла на первый план, мозаикой отделывались не только полы, но и стены, потолки, предметы культа и быта.

        Назначение витражей дольно разнообразно. Они успели стать не только элементом декоративного украшения зданий и сооружений, но и обрели утилитарное назначение: заменяют дверные филенки и оконные стекла, хорошо пропускают дневной свет, дают при этом возможность скрыться от посторонних глаз.

        Витражи используют в окнах, делая их частично или полностью витражными. Эффектно смотрятся витражные панно и фальш-окна. Помимо чисто декоративной, витраж может нести утилитарную нагрузку. Использование витража с подсветкой позволит «оживить» затемненные участки дома.

        Ниши, проемы, перегородки позволят зонировать пространство, при этом пропуская свет и, при этом, создавая потрясающую игру света и цвета в помещении.

        Витраж в наше время является популярным и востребованным элементом интерьера. С его помощью можно придать комнате свой неповторимый характер, сделать ее запоминающейся и уникальной. Особенно выигрышно смотрятся витражи на окнах, которые выходят на солнечную сторону: проходящий сквозь множество цветных стекол солнечный свет наполняет комнату красками, создавая особую, волшебную атмосферу.

        Кроме того, при помощи витража можно скорректировать «настроение» комнаты. Например, скрыть неприятный вид из окна, заменив его своим сказочным узором, или придать ощущение прохлады в комнате, окна которой выходят на юг, либо наоборот - «согреть» теплыми красками солнечных лучей, преломляющихся в стеклах огненных оттенков, холодную северную комнату. Возможности витража огромны, практически безграничны, и, что интересно, его можно установить практически в любом помещении: витраж способен украсить практически каждое окно. [12, с.155-156]

        Помимо привычного «места обитания» витражей — окон — можно встретить эти произведения искусства и в отделке дверей. Это позволяет создать более гармоничный и законченный интерьер: витражи окна и двери составляют единую композицию. Если существует необходимость разделить большое помещение на несколько зон или между собой, можно использовать межкомнатные витражи. Такие витражи выглядят необычно и представляют собой «изюминку» всего интерьера. [3, с.125-128]

Глава II. Историко-производственный аспект витражного искусства

2.1. Приемы и технологии работы создания витража

        Собственно витраж - это сюжетная или орнаментальная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. В классическом (наборном) витраже отдельные куски цветных стекол, вырезанных по определенному рисунку, соединяются между собой профилем из свинца, меди или латуни. Чем богаче фактура стекла, тем красивей и эффектнее витраж. Солнечные лучи, преломляясь, заставляют стекло гореть яркими сочными красками, делая его всякий раз новым и неповторимым. Роспись в классическом витраже выполняется специальными красками с обжигом, она не выгорает и не стирается долгие годы. [5, с.195] (см.приложение 5)

        В конце позапрошлого века была изобретена новая технология сборки, получившая название «Тиффани», по имени ее создателя. По ней каждая стеклянная пластина оправлялась фольгой, затем разрозненные стекла спаивали друг с другом. Отказ от жесткого металлического каркаса сделал возможным применение таких декоративных изделий не только в качестве стеклянного заполнения проемов в стенах, но и, например, в качестве плафонов для светильников или как отделка для потолков. [9, с.165-172] (см.приложение 5)

        Помимо классических, существует несколько современных методов изготовления витражей. Один из них - по американской технологии SGO. На прозрачное листовое стекло наносится твердое многослойное покрытие, придающее будущему изделию цвет и фактуру. Рисунок на стекле выполняется с помощью свинцовой протяжки, закрепленной с обеих сторон стекла. Эта технология имеет несколько неоспоримых плюсов, которые обеспечивают возрастающую популярность витражам, изготовленным по этой технологии. Во-первых, применение в качестве основы для такого витража листового стекла делает возможным использование его в стеклопакетах с соблюдением всех технологических норм. Согласитесь, иногда просто необходимо закрыть неприглядный вид из окна или обыграть его с помощью полупрозрачного рисунка. Во-вторых, основой для этого витража может быть не только силикатное, но и акриловое стекло, что значительно снижает вес. Поэтому, такие витражи часто используют для оформления подвесных потолков. В-третьих, этот способ, позволяет создавать любую пластику линий в рисунке. И, наконец, такой витраж в два раза дешевле классического. [15, с.57]

        Следующая современная технология изготовления витражей называется «фьюзинг» («спекание»). Суть этого метода заключается в том, что на цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем, стекло разогревается в специальной печи до температуры 850 градусов и спекается в цельный пласт. Не смотря на трудоемкость изготовления, витражи выполненные по технологии «фьюзинг», могут иметь различную форму, толщину и фактуру. Это позволяет использовать их в качестве различных эффектных элементов интерьера: в виде перегородок, вставок в стене, в качестве столешницы. Выглядят такие витражи современно и эстетично, и пользуются заслуженной популярностью. Особенно нужно обратить на них свое внимание почитателям в интерьере постмодернизма и хай-тека. [16, с.365] (см.приложение 6)

        Существует также технология «кастинг», известная у нас как «муранское стекло». Для отливки витражей из него используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления. В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла. Но в отличие от стекла в технике «спекания» рисунок на «муранском стекле» ограничен той металлической формой, с помощью которой оно было изготовлено. [19, с.78] (см.приложение 6)

        Витраж в технике пескоструйной гравировки на стекле и зеркале значительно дешевле предыдущих - от 250$ за кв. м. Он представляет собой стекло толщиной не менее 5 мм, на которое в несколько слоев нанесен рисунок. С помощью этого метода можно создать матированный рисунок или придать стеклу глубокорельефную структуру. Это позволяет делать на стекле всевозможные рисунки, надписи. В основном работы, выполненные этим методом, ассоциируются с композициями на «цветочно-виноградную тему», также можно изображать и абстрактные фигуры. Такой витраж идеально подходит для интерьера в классическом стиле. [19, с.78]  (см.приложение 7)

        Рядом со сложными технологиями настоящих витражей сегодня можно встретить технику пленочного псевдовитража или лаковый псевдовитраж. Такие витражи не долговечны и не доставят радости в интерьере. (см.приложение 7)

        Новейшие технологии производства стекла значительно расширили возможности функционального использования витража. Наряду с привычным использованием витража как заполнения проема, все чаще стали встречаться приемы, где стекло используется в самых непредсказуемых вариантах: как декор подвесных потолков; как разграничивающие пространство перегородки, ширмы; как оформление плафонов, бра; как вставки в мебель (буфеты, шкафы) или столешницы; или как декоративное оформление помещений, в виде панно или вообще сплошных плоскостей.

        Благодаря повышенному вниманию к ценности «чистого» материала, его поверхности, фактуре, изделия из стекла становятся не только драгоценной вставкой в оправу, но совершенно самостоятельным, самоценным произведением. Если вы не имеете достаточного количества средств, чтобы купить настоящий витраж, а иметь дома его очень хочется, можно изготовить его самостоятельно.

        Современный витраж рассчитан на электрическое освещение, что значительно расширило возможности его применения в архитектуре - не только в окнах, но и в интерьерных перегородках и подвесных потолках. Широкое применение стеклопакетов в современном строительстве потребовало внедрения новейшей витражной технологии на основе цельного стекла, специального цветного ламината и свинцового профиля различного сечения. Витражи, собранные по этой технологии, внешне ничем не отличаются от классических, и позволяют не только использоваться в реставрации, но и для создания эффекта старины. [22, с.531]

        Не думайте, что витражи к месту, только в церквях или на худой конец в ресторанах, клубах и магазинах. Уникальные характеристики витража особенно интересны именно в жилом интерьере. Им можно украсить окно, сохранив прозрачность, а можно сделать ярким пятном, несущим функции защиты от посторонних взоров. Благодаря своей светопропускной способности, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства. Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения. [12, с.155-156]

2.2. Современное применение витражного искусства в интерьере домашнего пространства

        Витраж в интерьере. Включение витража в интерьер квартир и домов может осуществляться самым разным образом. Витраж в доме - это не только цветные стёкла в окнах или дверях. Потолки, перегородки, ширмы, мебель, светильники, декоративные элементы превосходно звучат в витражной аранжировке. Несомненно, являясь мощным стилистическим акцентом интерьера, витраж несёт в себе массу философских и практических аспектов. В зависимости от желания и фантазии автора, витраж может оживлять внутреннее пространство и даже изменять его. Так, можно в глухой стене прорезать ложные витражные окна с искусственной подсветкой или создать иллюзию открытого пространства с помощью витражного потолка-купола. Прекрасно выполняя ограждающие функции в зонах кухни-столовой, гостиных, ванных комнатах, на террасах, цветное стекло делает это мягко и ненавязчиво. Если вас по какой-то причине не устраивает вид за окном, можно полностью или частично его перекрыть. Классифицируя витражи по месту их размещения, можно отметить некоторые технические и композиционные особенности, характерные для данных групп. [7, с.43] (см.приложение 8)

         Витражи в зоне лестничных маршей. Классическое место для витража – большие световые проёмы в зонах лестничных маршей, площадок между этажами. Преимущества, которые представляют для местонахождения витражей данные зоны, вполне очевидны: как правило, хороший отход и, следовательно, обзор со стороны интерьера; свобода данного пространства от излишнего декора, мебели; выход интерьерной темы, которую может отражать стекло, во внешнее пространство в вечернее время. Кроме эстетического, может возникнуть и чисто утилитарный мотив для размещения витража на лестничных площадках. Реалии строительства частных домов таковы, что благодаря высокой плотности застройки, строения часто стоят буквально «окна в окна». Понятно и оправдано желание владельцев скрыть подробности своей жизни от чужого взгляда, не закрывая пространство огромных окон шторами. Идеальным в этой ситуации представляется использование декоративного стекла. [28] (см.приложение 9)

         Окна и витражи в жилых помещениях. Окна в жилых помещениях нецелесообразно полностью закрывать цветным стеклом, ведь свет здесь очень важен. Можно забрать под витраж верхнюю часть окон или какие-то их фрагменты. Решившись на установку витража в том или ином помещении, надо учитывать, что они "съедают" часть попадающего извне дневного света. Поэтому так важна ориентация окон по сторонам света. Не случайно в южных странах, где солнечная активность высока, используются стекла достаточно насыщенных цветов, чтобы приглушить свет. В наших же северных широтах предпочтение отдается более светлой палитре, имитирующей солнечные оттенки. (см.приложение 9)

Место для витражей в жилом помещении полезно определить ещё на стадии проектировании интерьера. Он может выполнять роль ширмы, зонирующей помещение, псевдоокна или даже взять на себя функцию части стены. [28]

         Витражные потолки. Особенности размещения витражей в качестве плоских или куполообразных плафонов с искусственной подсветкой диктуют и специфический подход к их проектированию. Учёт технических требований, степени освещённости, места расположения светильников должен происходить на начальной стадии проектирования.В случае, если витражный потолок занимает довольно значительную площадь, изготовлением конструкции должны заниматься специалисты. [18] (см.приложение 10)

         Витражи в зоне кухни-столовой. Стандартное размещение витражных вставок в створках кухонной мебели известно всем. Эту тему можно поддержать витражами в окнах и дверях. Небольшой по площади витражный потолочный плафон будет уместен прямо над кухонным столом. Тенденция объединения кухни и столовой в большое открытое пространство делает актуальной проблему визуального отделения данных зон. Логичным кажется решение использования на стыке двух пространств витражных перегородок. С одной стороны, такая перегородка является преградой, с другой, используя в композиции стекло, возможно добиться ощущения лёгкости. Одно из привлекательных эстетических свойств цветного стекла – отсутствие плотности, некая нематериальность. Обыгрывая это качество, художник и архитектор способны найти множество нетривиальных решений для конкретного интерьера. [24, с.145-152] (см.приложение 10)

        Ванные комнаты. Достаточно часто в современных ванных комнатах делаются подвесные витражные потолки, которые позволяют визуально сделать пространство объемнее, служат в качестве дополнительной, интимной подсветки и создают в помещении совершенно особую атмосферу, особенно если перекликаются с другими витражными элементами.

Окно в современной ванной комнате уже в порядке вещей, а не исключение. Окно, декорированное с помощью цветного стекла - не только эстетически удачный ход, но и необходимость. Витраж позволяет не вешать в ванной комнате шторы, которые часто нежелательны из чисто практических соображений: он надежно защищает внутреннее пространство помещения от посторонних взглядов извне. Может быть, это и не столь важно для городской квартиры, но весьма актуально для коттеджа. Он позволяет кардинально изменить вид из окна, ведь не секрет, что из окон вспомогательных помещений редко открываются красивые панорамы, как правило, это вид на стену соседнего дома, забор или гараж, что в принципе мало интересно... [24, с.145-152] (см.приложение 11)

        Бассейн. Часто применяемое место размещения витражей - бассейны, ведь в помещении, где они располагаются, обычно очень большие окна для естественного освещения, но в то же время желательна значительная степень интимности. Дополнительный эффект создаёт отражение изображений на воде. Подавляющее большинство композиций витражей в окнах бассейна – сюжетного характера. Это темы отдыха, экзотической природы, мотивы подводной флоры и фауны. Очень интересны и уместны в интерьерах современного плана абстрактные композиции. [24,с.145-152]  (см.приложение 11)

Заключение

        Таким образом, витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.

         В мире сохранилось много витражей, созданных выдающимися живописцами и искусными мастерами. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии и других странах. Достойны внимания витражи, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Витраж - стеклянная картина, мозаика или ковер, чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют. [11, с.150]

        В данной работе были изучены:

      - исторические особенности росписи по стеклу, что позволило нам выявить богатое прошлое витражного искусства и безграничные его перспективы. Роспись по стеклу прошла много веков и побывала во многих странах, применявшаяся главным образом для декорирования церковных зданий, но это не является границей витражного искусства. Много различных витражей сохранилось в мире, а именно во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах. Жаль, но не все они сохранились в прежнем состоянии.

      - изучены современные направления витражного искусства и нами было отмечено, что возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм, разновидностей таких как: Свинцово-паечный (паечный) витраж, Фацетный витраж, Наборный витраж, Мозаичный витраж, Комбинированные витражи, Витражи диапозитивы, Живописные витражи, Витражи с декоративно обработанной поверхностью, Мозаичные витражи, Контурные (силуэтные) витражи, Узорчатые витражи. И появилось много новых различных техник выполнения росписи по стеклу, это: Техника Пленочного псевдовитража или Лаковый псевдовитраж, техника Пескоструйной гравировки, техника Кастинг, известная у нас как “муранское стекло”, техника Фьюзинг (спекание), Техника Тиффани.

       В работе были представлены варианты использования техники витража в современном интерьере, и выяснили, что витражи к месту не только в церквях или в ресторанах, клубах и магазинах. Уникальные характеристики витража особенно интересны именно в жилом интерьере. Им можно украсить окно, сохранив прозрачность, а можно сделать ярким пятном, несущим функции защиты от посторонних взоров. Благодаря своей светопропускной способности, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства. Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения;

       Художественные витражи, применявшиеся главным образом для декорирования церковных зданий, сегодня все глубже проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей все больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре и искусстве. Витражи в виде узоров, различных композиций или картин выполняются из цветных или бесцветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости, с применением красок или же без них.

      Изделия, выполненные художественной росписью по стеклу, занимают почетное место в наших домах среди других творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными и неповторимыми. Назначение витражей и изделий из стекла разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.

      В наше время очень популярны витражные вставки для мебели, а также декорирование витражным стеклом ниш, перегородок, дверей и потолков.

      Очень часто в интерьере наших домов стали появляться и другие декоративные изделия в технике росписи по стеклу. Это все возможные вазы для цветов, посуда, люстры и бра, выполненные в этой технике, а также фоторамки с элементами художественной росписи и многое другое.

[12, с.155-156]

                       

Библиографический список

  1. Барова, Н. Игра стекла и света [Текст] /Ностальгическая роскошь //Новая классика. – Вып. №1, 2000. - С. 145-152.
  2. Беда, Г.Б. Основы изобразительной грамоты  [Текст] / Г.Б. Беда.- М., 1963. –  380 с.
  3. Виггинтон, Майкл  Пять возрастов стекла [Текст] / Architecture
  4. ‘000000000d’aujourd’hui // Интерьер. – Вып. №6, 2006.- С. 125-128.
  5. Воронова,Н.Н. Умелые ручки. Витраж своими руками [Электронный ресурс] // Электронный журнал  «Солнышко» //  Загл. с экрана: http: //www. Solnet. ee /sol/023/u 022. Html. -  Проверено: 16.03.2012.
  6. Медкова, Е.С. Витражи: эволюция технологии и образа. [Электронный ресурс]  // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» // Загл.  с экрана:  http:// grand-web. com.ua /statya/ 3304.php?|=ru.  - Проверено: 25.05.12.
  7. Волков, Н.Н. Цвет в живописи. [Текст] / Н.Н. Волков. - М.: Искусство, 1965. - 350 с.
  8. Волобаева, Т. В.  К истории искусства витража в России  (Произведения мастерской В. Д. Сверчкова) [Текст] / Т.В. Волобаева. -  М., 1995. – 570 с.
  9. Газарян, С.С. Прекрасное – своими руками  [Текст] / Сост. С.С. Газарян. М., Детская Литература. 1979. – 450 с.
  10. Галицкий, И. А. Вечные ценности [Текст] /  Статья о пескоструйных витражах //  Деко. - №1, 2011. –345-347 с.
  11. Дутов, А. А. Свет сквозь цветное стекло [Текст] / Недвижимость Петербурга//  Новая классика.- Вып. №5, 1995.- 165-172 с.
  12. Зорина, А. М. Сохранить витражи Петербурга [Текст] / Декоративное Искусство роскошь // Новая классика.- Вып. №4, 2000.- 135-142 с.
  13.  Качалова, Н.Н. Художественное стекло и витраж [Текст] /Витраж – грань двух миров// Новая классика.- Вып. №10, 2010.- 145-152 с.
  14. Кириков, Б. М.Витражи Петербурга [Текст] / Наше наследие// Новая классика.- Вып. №4, 1990, 150 с.
  15. Клисов, И. Художественный совет [Текст] / Витражные фантазии // Новая классика. – Вып. №3, 2006.- 155-156 с.
  16. Муратова, К. М.  Витражи: хрупкость стекла в эпоху революций [Текст] / Мир музея // Художественное стеклоделие . Вып. № 3, 2009. - 12-14 с.
  17. Коган, С. Э. Витражное искусство в Петербурге [Текст] /С. Э. Коган.-Санкт-Петербург. :Культура-Искусство-История-Сохранение наследия,1993.-358с.
  18. Козлов,В.В. Учить прекрасному [Текст] / В.В.Козлов.- М.: 1999-360 с.
  19. Корчинова, О.В. Декоративно-прикладное творчество [Текст] / О.В. Корчинова. - Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 450 с.
  20. Кушелевская, Т.А.  Кружок «Витраж»  / [Электронный ресурс]  / Т.А. Кушелевская. – Режим доступа:  http: //www. igpk. ru /print. asp?
  21. Кушелевская, Т.А.  Кружок «Витраж» [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Педагогика и искусство» // Загл. с экрана: http: //www. igpk. ru /print. Asp . htm. - Проверено: 10.05.2012.
  22. Кьяццари, Сюзи. Цвет в интерьере вашего дома [Текст] /Стекловедение// Кристина-Новый век. –Вып. №4,2007.- 460 с.
  23. Минухин, Е. А. Витражи. Рига [Текст] / Е.А. Минухин , Ростов на Дану.: Феникс, 2002.-679 с.
  24. Минухин, Е.А. Возродим витражное искусство  [Текст] / Краски стекла// Новая классика. - Вып. №8, 1949.-480 с.
  25.  Натаревич, А. Витражи. Картины из стекла [Текст] /  А. Натаревич. – М.: Наука, 2011. – 675 с.
  26. Павловский, В.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала  [Текст] /  В.В. Павловский. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 1975. – 456 с.
  27. Пелипенко, А. В. Витраж, соло в интерьере [Текст] / Комфорт // Новая классика. - Вып. №4, 1995.- С. 145-152.
  28. Платонова,Н.И. Энциклопедический словарь юного художника [Текст] /сост. Н.И.Платонова.– М., Педагогика, 1983. – 780 с.
  29. Пономарев, Я. А.  Психология творчества [Текст] / Я. А.Пономарев.- М., 1977. – 466 с.
  30. Севастьянов, К. К. Миражи серебряного века [Текст] / Санкт-Петербургские ведомости  // Новая классика. - Вып. №8, 1993. -  С.135-137.
  31. Яглова, Н. Т. Витраж. Русское декоративное искусство  [Текст] / Н.Т. Яглова. - М., 1965 – 565 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа как эффективное средство самостоятельной работы учащихся

Методическая разработка к выступлению на педагогическом совещании...

Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовате...

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"

Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1  содержит примерные темы ...

Проектная работа «Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»».

Данный проект предназначен для детей старшего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, воспитателей и творческих людей, которые любят творить и создавать шедевры своими руками....

Проектная работа "Воспитание добра через сказку у детей с ОВЗ путем вовлечения в проектную деятельность"

Сказка!!! Как много значит это слово человеку, помнящему свое детство. Сразу перед любым читателем встают памятные образы любимых  сказочных героев. Если это золотая рыбка - то она щедро награжда...

Проектная работа по геометрии. Реальная математика Проектно-расчетное бюро по ремонту помещений

Работа представляет собой шаблон проекта групповой работы школьников, где учащиеся применяют знания геометрии на практических задачах и повторяют учебный материал для подготовки к экзаменам....