Рабочая программа дисциплины "Искусство и художественная культура" для 5-9 классов.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Программа "Искусство и художественная культура разработана для 5-9 классов и объеденияет в себе учебный материал учебных курсов "изобразительное искусство" и "мировая художествення культура".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prog-ma_iskusstvo.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12
с углубленным изучением отдельных предметов «Центр образования»
г.Серпухов Московской области
РАССМОТРЕНО на заседании УМС ___________ Крайнова Ю.А. « 31 »_ августа _2012 г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ________ Чекурина Е.В. «31»__августа_2012 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов «Центр образования» ____________ Акимова Е.В. «_31 »_августа_2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины (элективного курса) Искусство: искусство и художественная культура
(наименование дисциплины, курса)
Всего учебных часов (занятий) 280 часов
Период изучения 5-9 класс
Составитель рабочей программы:
учитель искусства _Беляева Ж.В.
(должность) (ФИО)
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программы для 5-9 классов объединяет учебный материал курсов изобразительного искусства и мировой художественной культуры. Последовательность подачи учебного материала в программе "Искусство" тесно связана с курсом "История". Поэтому учителю, проводящему занятия по данной программе, целесообразно согласовывать учебные темы и задания с учителем истории, чтобы исключить ненужное дублирование. На этом этапе учащиеся знакомятся с наиболее характерными и яркими примерами художественных культур разных цивилизаций. В 5 классе изучается художественная культура Древнего мира, в 6 классе - Средневековья, в 7 классе - России (до 19 в.), в 8 классе - исторические стили и художественные школы 17-19 вв., в 9 классе - искусство 19 - 20 вв.
Искусство как результат художественного творчества отражает действительность, воспроизводя её по своим законам. Образное воплощение размышлений, фантазий художников является элитарным опытом чувственно-эмоционального восприятия мира и обобщения происходящих явлений, которые во многом зависят от социальных и экономических факторов развития общества.
Искусство зародилось в далёком прошлом; развиваясь на протяжении всей истории, оно преобразовывалось, находило новые формы самовыражения и оставило летопись духовных и мировоззренческих поступков человечества.
Рабочая программа "Искусство" для 5-9 классов разработана на основе программы "Искусство", составленной творческим коллективом авторов под руководством и редакцией С.И.Гудилиной и рекомендованной Гуманитарным советом ИОСО РАО.
Основными целями и задачами обучения по данной программе являются:
- развитие творческих способностей учащихся, умения находить, понимать и использовать различные виды информации в своей деятельности;
- приобщение учащихся к мировым и национальным духовным ценностям, воплощенным в произведениях искусства;
- формирование представлений о целостности мира через эмоционально-ценностное ориентирование личности, в том числе путем интеграции учебных дисциплин - изобразительного искусства, музыки, литературы, истории и др., а также использования в учебном процессе различных видов информации - фольклора, музыки, мультфильмов, фрагментов фильмов, материалов Интернета и пр.;
- учащимися начальных знаний о разнообразии видов и жанров искусств;
- освоение языка искусства, средств художественной выразительности, изучение основ композиции, многообразия природных и искусственных форм;
- знакомство с художественными материалами и инструментами, приемами и способами работы.
Все вышеперечисленные задачи следует решать в комплексе, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их общего развития.
Интеллектуальное развитие учащихся предлагается осуществлять по следующим направлениям:
1. Образно-семантическое:
- раскрытие средств художественной выразительности разных видов искусств;
- развитие ассоциативного мышления в процессе создания учащимся художественных образов, раскрытия идеи и системы образов при обсуждении художественного произведения и пр.
-раскрытие зависимости художественной формы от цели творческого замысла.
Обращение к различным видам искусства, разными способами интерпретирующими одну и ту же тему, помогает увидеть ассоциативные связи и осознать их роль в творческой деятельности.
В современном мире наблюдается тенденция к визуальной коммуникации: представление текстов в виде условных изображений, символов и т.п. Поэтому важно научить учащихся понимать условность изображения и механизм визуализации.
2. Поисково-системное, направленное на выработку у учащихся навыков:
- сбора информации из различных источников (книг, словарей, видео-, аудиосредств и т.д.);
- систематизации тематического материала для нахождения связей между частным и общим.
Учителю предлагается использовать методические приёмы, помогающие раскрытию и усвоению ключевых понятий, художественных терминов, определенных программой. Например, на уроке учащимся рекомендуется вести словарь для записи новых слов, иллюстрируя их (в порядке домашнего задания) рисунком, аппликацией, картинкой из журнала, открыткой и пр.
3. Сравнительно-оценочное:
- развитие чувства гармонии и формирование критериев оценки произведений искусства на основе изучения родной культуры и культуры других народов;
- формирование умений отстаивать свое мнение и воспринимать другие точки зрения.
Для реализации данного направления целесообразно на каждом уроке обсуждать все выполненные работы. Каждый ребенок должен иметь возможность рассказать о своей работе, а также отстаивать свою точку зрения на создание того или иного произведения. Желательно, чтобы при анализе работ школьники использовали художественные термины (композиция, цветность, гармония, контраст, нюанс и пр. термины, определенные программой).
4. Технологическое:
- обучение способам работы с художественными материалами в разных техниках;
- знакомство с различными формами работы при подготовке, разработке и показе творческих работ, в том числе с помощью технических средств (видеокамера, компьютер и т.д.);
- формирование умений работы в коллективе.
В настоящее время развитие информационных технологий требует воспитания навыков общения нового свойства, то есть каждый ребенок должен научиться работать с техническими средствами, в т.ч. компьютером, используя их как инструмент для осуществления своей творческой деятельности.
Программа для 5-9 классов объединяет учебный материал курсов изобразительного искусства и мировой художественной культуры. Последовательность подачи учебного материала в программе "Искусство" тесно связана с курсом "История". Поэтому учителю, проводящему занятия по данной программе, целесообразно согласовывать учебные темы и задания с учителем истории, чтобы исключить ненужное дублирование. На этом этапе учащиеся знакомятся с наиболее характерными и яркими примерами художественных культур разных цивилизаций.
В 5 классе изучается художественная культура Древнего мира,
в 6 классе - Средневековья,
в 7 классе - России до 19 в.
в 8 классе - исторические стили и художественные школы 17-19 вв.,
в 9 классе - искусство 19 - 20 вв.
Рабочая программа имеет следующую структуру:
- пояснительная записка,
- общее содержание направлений обучения,
- тематическое планирование,
- требования к уровню знаний и умений учащихся.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
5 класс (70 ч.)
Культура Древнего мира
Значение художественного наследия (художественная культура). Роль искусства в обществе.
Первобытное искусство.
У истоков искусства. Рождение цивилизации. Периоды первобытной культуры. Живопись палеолита. Религиозные верования древних людей. Язычество. Живопись эпохи мезолита. Письменность. Памятники культуры прошлого. Зарождение архитектуры. Магическое и символическое значение искусства. Театр, музыка, танец в первобытной культуре.
Культура народов междуречья.
Художественные памятники, эпосы и мифы Двуречья, Ассирийской и Персидской держав.
Древнеперсидская архитектура. Храмовые библиотеки. Строительство и значение города-крепости. Культура Шумеров. Изобразительное и музыкальное искусство.
Культура Древнего Египта.
Древний Египет. Этапы развития. Изображение богов в мифах. Заупокойный культ и его связь с искусством. Рельеф. Скульптура Др. Царства и её связь с заупокойным культом. Живопись. Фаюмские портреты. Каноны изображения. Жанры искусства: бытовой, исторический. Искусство музыки, танца и театра в Древнем Египте. Архитектура. Возникновение и развитие монументального строительства. Выражение в грандиозных масштабах идеи величия фараонов, идеи вечного существования. Письменность.
Искусство Китая и Японии.
Народные праздники. Быт и обычаи. Искусство Китая. Архитектура и парки. Живопись. Перспектива. Театр. Декоративное искусство и костюмы. Расписная керамика. Геометрические узоры на гончарных изделиях. Японская поэзия. Декоративно-прикладное искусство.
Культура Древней Индии.
Связь с искусством Ближнего и Среднего Востока. Общественная жизнь, религия, наука, литература. Индийские боги. Поэзия, ее связь с музыкой и танцами. Своеобразие и ценность древнеиндийского искусства. Сложение индийской мифологии и связь её с архитектурным и изобразительным искусством. Скульптура. Декоративное искусство (ткачество, ювелирное дело).
Древняя Греция.
Древнегреческая мифология, сюжеты в художественных произведениях. Боги Олимпа. Музы. Олимпийские игры. Обычаи древних греков. Взгляды древних греков на искусство ("человек как мера всех вещей", искусство как производственно-техническая деятельность (техника). Античная эстетика и современность. Космос - воплощение наивысшей красоты. Мироощущения в соразмерности, гармоничности, ритмичности. Эстетические понятия - прекрасное, мера, гармония.
Поэзия, скульптура, архитектура, музыка, риторика - виды искусства и деятельности, выражающие жизненно важное для человека отношение к окружающему миру. Греческий театр, слияние искусств. Монументальная живопись и вазопись. Архитектура и скульптура. Дорический, ионический, коринфский ордера. Декоративно-прикладное искусство и одежда.
Древний Рим.
Искусство как ремесло. Красота на службе государства. Особенность пантеона богов.
Грандиозные масштабы и триумфальный характер архитектуры эпохи империи. Создание нового типа храма. Скульптура. Расцвет реалистического портрета.
Семь чудес света.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗАНИЙ, УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
Учащиеся должны иметь общее понятие о культуре (чем отличается понятие "культура" от "художественной культуры").
знать:
- мифологические сюжеты, наиболее часто используемые в художественных произведениях.
- название архитектурных сооружений Древнего Рима, Древней Греции и Древнего Египта.
узнавать:
- выдающиеся памятники древних культур (7 чудес света, Эпосы о Гильгамеше, Гомер "Странствия Одиссея" и т.д.).
кратко характеризовать:
- древнеегипетские изобразительные каноны;
- древнегреческих богов;
иметь представление о:
- своеобразии искусства древнего мира;
- гармонии с точки зрения древних греков;
- видах древнегреческой вазописи;
- характерных чертах дорического, ионического и коринфского ордеров;
уметь:
- отличать и оценивать произведения искусства древних цивилизаций по художественным средствам выразительности;
- знать отличительные черты орнаментов и узоров разных народов и уметь их изображать;
- составлять эскизы мозаик;
- изображать (рисовать или лепить) лица и фигуры человека с соблюдением пропорций;
- пользоваться справочной литературой по искусству, выделять в ней главное.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС ( 70 часов)
№ | Наименование раздела тем. | Кол-во Часов. |
1. | Введение в предмет «Искусство» | 1 часа. |
2. | Первобытное искусство. | 13 часов. |
3. | Культура древних цивилизаций. Междуречье. | 11 часов. |
4. | Культура Древнего Египта. | 21 часов. |
5. | Культура Древней Греции. | 16 часов. |
6. | Древний Рим. | 5 часов. |
7. | Семь чудес света. | 2 часа. |
8. | Резервное время (защита творческих проектов) | 1часа. |
Всего по плану | 70 часов. |
6 класс (70 ч.)
Искусство Средневековья и эпохи Возрождения
Культура Средневековья и Возрождения
Два периода средневековой культуры 5 - 14 вв.: раннесредневековый (5 - 10 вв.) и позднесредневековый (9 - 14 вв.). Два основных направления: философско-богословское и искусствоведческое.
Религиозное содержание изобразительных искусств: "книга для неграмотных", увековечение исторических событий, украшение интерьеров храмов.
Представление о красоте, прекрасном, безобразном.
Перспектива - теория зрительного восприятия.
Поэтика.
Главное в поэзии - содержание. Отличие формы внешней от внутренней. Цели поэзии: учить нравственности и доставлять наслаждение слуху и уму.
Музыка.
Зарождение нотной грамоты. Различия между церковной (например, Григорианский хорал) и светской (песни, танцы) музыкой.
Живопись.
Ценность красоты, содержательности, аллегоризма.
Архитектура.
Величина и соразмерность. Светоносность, богатое украшение. Геометрические расчеты. Скульптура. Жизнеподобие.
Художественные стили
Романский стиль.10-12 (13) вв.
Архитектура (замки и соборы). Обороноспособность. Тяжелые массивные формы. Скульптурные композиции на библейские темы. Стремление изобразить могущество божества. Неприятие мирского мироощущения.
Готический стиль в 12 - 15 (14) вв.
Художественно-стилевое единство: господство линий, вертикализм композиций, виртуозная деталировка в логике целого, связь архитектуры и скульптуры. Городской собор. Сложные каркасные конструкции. Устремленные ввысь соборы, обширные интерьеры, прорезные окна, обилие каменной резьбы. Витражи. Гобелены. Миниатюра (иллюстрация манускриптов). Культ девы Марии.
Мавританский стиль (условный термин).
Искусство арабов-завоевателей в Испании, Африки, Сицилии в 12-15 вв. Архитектура: культовая (медресе, мечети, минареты) и светская (замки, дворцы, крепости, жилые дома). В зодчестве преобладание разнообразия арок, сдвоенных окон, куполов. Пестрая отделка зданий. Декор из растительных и геометрических узоров (арабески) и надписей. Арабская сказка
Переходный характер эпохи Возрождения между средневековьем и новым временем стран Запада (14 - 16 вв.).
Влияние античного наследия. Абсолютизация человеческой личности. Представление о человеке как о единстве разумного и чувственного. Основные эстетические черты: прекрасное, возвышенное, героическое. Математические исчисления пропорций, симметрии, перспективы и пр. Теория подражания и художник. Важнейший принцип восприятия художественных произведений - наслаждение.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗАНИЙ, УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
Учащиеся должны различать:
- периоды развития культуры Средневековья и Возрождения;
- художественные стили: романский, готический, мавританский.
кратко характеризовать:
- роль церкви в развитии средневековой культуры;
- основные шедевры эпохи Возрождения.
знать:
христианские заповеди.
Учащиеся должны уметь:
- выделять существенные признаки и характерные черты культуры средневековья и Возрождения;
- локализовать (представлять) исторические факты и процессы во времени и пространстве;
- пользоваться произведением искусства как источником знаний;
- использовать язык аллегорий средневековья и применять при анализе художественных произведений;
- изображать характерные детали и выполнять эскиз (макет) архитектурных сооружений в романском, готическом и мавританском стилях;
- составлять композицию арабески.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС ( 70 часов)
№ | Наименование раздела тем. | Кол-во Часов. |
1. | Три религии – три культуры. | 3 часа. |
2. | Искусство и культура средневековой Европы | 22 часа |
2.1. 2.2. 2.3. 2.3. | Мир Византийской культуры. Архитектура европейского средневековья. Изобразительное и декоративное искусство европейского средневековья. Литература, театр и музыка средневековой | 5 часов. 4 часа. 9 часов. |
3. | Художественная культура средневекового востока. | 26 часов. |
3.1. 3.2. 3.3. 3.4. | Древняя Индия. Культура древнего Китая. Страна восходящего солнца. Культура Японии. Художественная культура исламских стран. | 4 часа. 9 часов. 8 часов. 5 часов. |
4. | Искусство цивилизаций доколумбовой Америки. | 4 часа. |
5. | Художественная культура Раннего Возрождения. | 13 часов. |
6. | Резервное время. Защита исследовательских проектов. | 2 часа. |
Всего по плану | 70 часов. |
7 класс (70 ч.)
Искусство Северного Возрождения
Искусство и культура России до 19 века.
Культура Руси
Мир глазами древних славян.
Славянская мифология. Пантеон славянских богов и фольклорные персоналии.
Христианство.
Представление русичей о красоте природы, духа, об искусстве возвышенного, героического. Летописи - главные носители духовных ценностей.
Устное народное творчество: нравственная красота.
Прославление русских героев, патриотизм, силу и смелость. Речитативно-декламационный стиль исполнения былин с гусельным сопровождением. Отражение понятий добра и зла в сказках, пословицах, поговорках. Скоморошины, небылицы, лубок. Пародийные и сатирические образы в народном творчестве. Народные инструменты.
Древнерусские поэмы, былины, исторические песни. Исторические и сатирические повести. Идеальные образы народного героя (мужественного, отважного) и духовного пастыря.
С 15 в. консолидация национальных сил. Осознание софийности (мудрости) искусства.
Введение европейских культурных традиций в период правления Петра 1 (введение европейского платья, бритье бород, ассамблеи). Быт и одежда дворян во времена Петра 1. Европейские танцы. Приглашение иностранных театров. Русская геральдика, флаги.
Русский классицизм (18 в.) в литературе, музыке и других видах искусства. Комедии Фонвизина; элементы классицизма в его творчестве.
Первые русские композиторы (Д.Бортнянский). Крепостные театры. Театр Шереметьева. Изучение народной песни. Основные жанры: опера, хоровая музыка, романс.
Начальное образование.
Университеты. Академия наук. М.В. Ломоносов и Е.Р.Дашкова. Первая газета.
Пластические искусства .
Храм как синтез искусств.
Иконопись, фрески, мозаика, колокольный звон. Иконопись - выразитель высочайших духовных ценностей. Школы иконописи (Рублев, Феофан Грек). Книжные миниатюры. Книга как единый художественный ансамбль (обложка, шрифт, заставки, иллюстрации). Первопечатник Иван Федоров и первые печатные издания. Печатный двор.
Город-крепость.
Московский Кремль: история создания. Деревянное зодчество.
Художественные ремесла.
Кованые изделия. Деревянные и глиняные предметы быта. Деревянные и глиняные игрушки. Лаковая миниатюра. Жостовские подносы. Литье и кованые изделия. Русский народный костюм: ткачество, вышивка, кружево. Символика орнамента на изделиях.
Архитектура Санкт-Петербурга.
Стремление к установлению правил художественного творчества ориентировавших на образцы античного искусства.
Дворцово-парковый ансамбль.
Русские усадьбы (Архангельское, Останкино, Кусково). Скульптура (Ф.И.Шубин).
Русские живописцы 18 в.
(Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, Ф.С. Рокотов).
Портрет, в котором отражается своеобразие характера человека, его внешний облик и духовная жизнь.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗАНИЙ, УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
- название основных христианских праздников;
- эстетические идеалы русского народа, приводить примеры
- основные школы архитектуры и иконописи;
- выдающиеся памятники и произведения искусства России;
- основные художественные музеи России.
кратко характеризовать:
- роль русского искусства в мировой художественной культуре;
- основные реформы Петра в области культуры
- основные особенности художественной культуры России до 18 в.;
- характерные особенности народных промыслов России;
- основные элементы русского костюма.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать и оценивать произведения разных эпох с выделением характерных особенностей русского искусства;
- пользоваться справочной литературой, интерпретируя ее содержание;
- критически воспринимать информацию по теме курса, получаемой из прессы, радио- и телепередач (по заранее определенным критериям);
- изображать архитектуру, предметы быта и декоративного искусства с характерными элементами для русского искусства.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС ( 70 часов)
№ | Наименование раздела тем. | Кол-во Часов. |
1. | Искусство Северного Возрождения | 6 часов. |
2. | Культура Русского средневековья. | 6 часов. |
3. | Искусство Средневековой Руси. | 32 часа. |
4. | Декоративное искусство, книгопечатание, музыка. | 5 часов. |
5. | Русская культура XVIII века. | 12 часов. |
6. | Художественные ремесла. | 9 часов. |
Всего по плану | 70 часов. |
8 класс (35 часов)
Европейское искусство 16 - 19 веков.
Основные художественные стили и течения, национальные школы.
Академизм.
Направление в пластических искусствах, оформившееся в европейской культуре 16 в. (Болонская школа). Статус профессионального и свободного художника. Начало формирования систематического обучения искусству через овладение классическим наследием, национальные традиции. Академии "изящных искусств". Преобразование академий в театры, консерватории и пр. учебные заведения.
Барокко.
Стиль в западноевропейском искусстве 17-18 вв.. Происхождение термина. Отличительные черты барокко в пышности, патетической приподнятости, в стремлении объединить реальность с фантазиями. Барокко - динамичные композиции, повышенная экспрессивность, совмещение реальности и иллюзий. Декоративная избыточность выразительных средств барокко. Образный строй музыки: патетика, динамика, ритмический пафос, преувеличенность эмоций.
Связь барокко с централизованной монархией.
Архитектура.
Появление больших куполов. Дворцово-парковое искусство.
Жанровая живопись.
Фламандский натюрморт. Фламандский колорит, выразительность света, эмоциональность произведений. Карандашный портрет во Франции.
Полифоническая музыка.
Немецкие композиторы. Органная музыка (Бах, Гендель). Кантаты. Оратории. Главные инструменты: клавесин, скрипка, орган. Жанры и формы инструментальной музыки: сюита, концерт, фуга.
Стиль классицизма (16 - начало 19 вв.) в литературе и изобразительном искусстве.
Классицизм - обращение к разуму как дисциплинирующему началу. Забота об общей гармонии и равновесии целого. Канонизирующие принципы художественных произведений - симметрия, гармония, единство времени и места действия, приподнятость художественного языка. Рассматривается проблема соотношения частного и общего. Красота по античным образцам. Русский классицизм (напомнить).
Наивысшее развитие в Европе 17 в. Архитектура, ордера и их различие.
Натюрморты Ж. Шардена. Исторический жанр. Полотна Ж. Давида.
Симфонический оркестр и формирование его состава. Распространение фортепьянной музыки (Гайдн, Моцарт, Бетховен). Венская классическая школа.
Ампир - вариация позднего классицизма.
Ампир в России Х1Х в. Эстетические особенности ампира - торжественность, монументальность, парадное великолепие, помпезность.
Отличие ампира в России от европейского. Архитектура. Интерьеры дворцов. Мебель из красного дерева с рельефным орнаментом из золоченой бронзы. Скульптура как конструктивная деталь. Изделия декоративно-прикладного искусства. Крупносерийное производство фарфора, тканей, скульптурных украшений и пр.
Стиль рококо.
Искусство Западной Европы 18 в. Рококо. Асимметрия композиций, мелкая деталировка формы. Предпочтение отдается грациозному, прихотливому, орнаментальному ритму и т.п. "Людовик 15".
Архитектура и декоративное искусство. Камерно-интимный стиль придворного искусства. Мебель, бытовая утварь, одежда.
Влияние восточного искусства на европейское искусство (декоративное искусство с заимствованием элементов китайского искусства).
Пьеса для клавесина.
Отход от монументальных форм музыки к миниатюре. Легкость, прозрачность, изящество. В музыке большое количество украшений.
Сентиментализм - направление в искусстве.
Художественное течение конца эпохи Просвещения. Сентиментализм - разочарование в цивилизации, сомнение в возможности "царства разума". Стихийно-творческие силы природы Интерес к яркому характеру и миру чувств. Влияние просветителей на появление интереса к естественной природе и ее жизни. Развитие пейзажа в различных школах европейской живописи. Скульптура (Жан Антуан Гудон).
В литературе стремление приблизить героев к реальным образам. Ведущий жанр - роман. Даниель Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо". Роман-притча о преодолении всех трудностей. Джонатан Свифт "Путешествия Гулливера". Проблема идеала справедливого общества.
Направление романтизм. Конец 18 - начало 19 вв.
Романтизм - интерес к героике прошлого. Героические личности, сильные характеры. Интерес к трагическим событиям прошлого. Концентрация иронии, страсть к гротеску. Интерес к сказкам, карнавалам.
Романтизм в живописи, графике, музыке.
Романтизм в музыке - это царство чувств. Интерес к истории, фольклору, фантастике. Культ природы. Жанры: фортепьянная миниатюра, песня, цикл, симфоническая поэма.
Романтизм в литературе (Шиллер, Гофман, Байрон). Ведущий жанр литературы - роман, объединяющий поэзию и философию.
Направление импрессионизм. Конец 19 - начало 20 вв.
Импрессионизм. Мимолетные впечатления. Стремление передать широкую панораму современной жизни, элементы скепсиса, иронии, отрицания в восприятии общества.
Борьба импрессионистов против академизма. Отображение впечатлений от реальной действительности. Поиск новых форм изображения, композиции и цветосочетания. Техника письма импрессионистов (Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, О.Ренуар). Живопись на пленэре.
Импрессионизм в музыке. Созерцание мира и передача настроений психологических состояний. Темы: пейзаж, фантастика, образы Востока, мифология. Жанры: симфонические эскизы и фортепьянные программные миниатюры.
Популярная музыка. Вальс. Оперетта. И.Штраус, Ж.Оффенбах.
Реализм как творческий принцип.
Реализм основан на передаче художественным языком типичности, правдоподобности жизни. Вместе с тем в творчестве реалистов возможны гротесковые образы, символы и иносказания.
Связь русской реалистической литературы с изобразительным искусством. Правдивость воспроизведения жизни, человеческих характеров, типичных ситуаций.
Реалистические образы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, А.Даргомыжский и др.). Обращение к вокальным жанрам и опере, как наиболее демократическому искусству.
Критический реализм как ведущее направление в литературе и изобразительном искусстве 19 века.
Политическая острота и злободневность искусства. Образ человека из народа в изобразительном творчестве.
Эклектика - художественное направление в архитектуре разных художественных стилей.
Эклектика. Однородность и схематизм. Поиски нового стиля. Эклектика как совмещение элементов нескольких стилей. Разделение единства, архитектурного целого.
Архитектура, интерьеры, мебель. Переплетение мотивов прошлого. Распад понимания стиля как художественно-эстетической целостности.
Архитектура России в стиле эклектики в начале 19 в.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗАНИЙ, УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА
Учащиеся должны различать:
- характерные черты художественной культуры 17- 19 вв.;
- основные школы архитектуры.
приводить примеры:
- выдающиеся памятники и произведения разных стилей 17 - 19 вв.;
- выдающихся композиторов, писателей и художников этого периода.
кратко характеризовать:
- понятие "колорит";
- иметь общее представление о гармониях.
Учащиеся должны уметь:
- определять колорит в изобразительных работах;
- описывать основные черты художественных стилей и течений 17-19 вв.;
- различать и сравнивать художественные произведения;
- собирать материалы из разных источников информации, систематизировать их по годам, стилям, характерным особенностям, видам и жанрам и т.п.;
- разрабатывать эскизы композиций с характерными элементами художественных стилей;
- создавать композиции пейзажа;
- делать несложные макеты домов в разных стилях.
9 класс (35 часов)
Художественная культура 19 - 20 вв.
Ремесленные промыслы России 19 века.
Традиционное жилище - изба. Роспись или резьба почти всех принадлежностей быта. Патриархальный уклад жизни в России. Упадок ремесленных промыслов в конце 19 века. Поддержка кустарной промышленности. Лаковая миниатюра. Жостовские подносы.
Реализм в русской живописи, литературе и музыке.
Обращение к передаче событий произведения искусства социальных конфликтов.
Литература и поэзия. Реализм в русской литературе .
"Серебряный век". Символизм. Поэзия С.А.Есенина.
Мир искусства: творчество "передвижников" (И.Репин, В.Суриков, пейзажи И.Левитана, Н. Шишкина; творчество В.Васнецова и пр.)
Портреты В.А.Серова.
Философская живопись М.А.Врубеля.
Творчество А.Н. Бенуа, К.А.Сомова, М.В.Добужинского, Н.К.Рериха, П.М.Кустодиева..
Реализм в русской музыке. Продолжение традиций композиторов "Могучей кучки". Интерес к жизни народа. Отражение образа простого человека. Лирическое восприятие природы. Мир музыки П.И. Чайковского.
Символизм в литературе и изобразительном искусстве.
Интуитивное постижение эстетической сущности вещей. Стремление к синтезу литературы, живописи и музыки. Чюрлёнис. Образы, символы, утонченная лирика, неопределенность настроения и чувств.
Влияние экспрессионизма на музыку 20 века.
Повышенная эмоциональность, взвинченность, отказ от традиционных, классических музыкальных средств выразительности и поиск новых.
Неоклассицизм - противоположность экспрессионизму.
Переход от накала чувств к устойчивости, равновесию, сдержанности всех элементов художественного произведения.
Эклектика и поиски нового стиля. Возникновение стиля модерн. Развитие техники и машинного производства в Европе. Сочетание рационального и прихотливого декоративизма в символике и орнаментике. Появление обтекаемых и изгибающихся, скользящих форм и линий. Индивидуальное строительство дворцов, особняков и доходных домов с предпочтением асимметрии в группировке объемов зданий и расположении оконных и дверных проемов.
Постимпрессионизм.
Особенности живописи постимпрессионистов в создании обобщенных образов, возрождении принципов картины и одновременно отказ от адекватности изображения законам зрительного восприятия реальности. П.Сезанн, В.Ван-Гог, П.Гоген и др.
"Бубновый валет" в Москве.
Модернистские течения и авангардизм.
Художники-авангардисты и их эстетический бунт против устаревших традиций и канонов искусства. Новизна технических конструкций. Индивидуальность зданий. Авангард в живописи. Фовисты против живописных методов и приемов импрессионизма, против ограниченности мещанских вкусов и натуралистического салонного искусства. А.Матисс, Марке.
Кубизм, эксперименты в живописи.
П.Пикассо. Ж.Брак. Главными критериями оценки произведения провозглашаются его конструктивность, геометрическое совершенство, а не идейно-эстетическое содержание. Изображение объемов одновременно с разных точек зрения, превращение форм в механическую комбинацию отдельных элементов с ритмическими диссонансами и острыми сдвигами плоскостей.
Футуризм.
Футуризм, попытка создания нового в искусстве, отрицание "старой школы", художественного наследия прошлого. искажение и деформация образов реального мира. Разрушение старой культуры и воплощение в современном искусстве динамизма индустриальной эпохи. У.Боччони, Д.Северини, К.Карра. Футуризм как полемика с реализмом. Агитки В.Маяковского.
Ремесло и дизайн.
Художественные ремесла: Абрамцевская школа, Палех, Гжель, Хохлома, Кубачи и др. Формообразующие факторы проектирования изделия. Дореволюционное Строгановское училище и Баухауз (н.20 в.) - первые учебные заведения, готовившие художников для работы в промышленности. Специализация подготовки. ВХУТЕМАС (бывш.Строгановское) в Советской России. ВНИИТЭ (Институт технической эстетики).
Слияние искусства с жизнью. Искусство будущего.
Связь науки и техники. Проблемы формообразования (эргономика, цветоведение и др.). Разумность форм - эстетический идеал. Принципы организации предметной среды. Этапы дизайнерского проектирования: исследование потребности и социального спроса, функциональная и технологическая проработка с использованием новейших, достижений науки и техники. Экспериментальная проверка работы предмета в действии, изготовление и продажа.
Современное массовое жилище.
Проектирование интерьера. Организация открытого пространства.
Мода. Одежда. Костюм.
Музыка н.20 в.
Джаз, свинг и т.д. Афро-американские фольклорные истоки джаза. Джазовые импровизации. Джазовый оркестр: инструменты и разновидности оркестра. Блюз, рэгтайм, свинг и пр.
Театр и кинематограф.
Влияние научно-технического прогресса на развитие искусств. Искусство фотографии. Искусство экрана (первые шаги). Американский кинематограф. Творчество Ч.Чаплина.
Массовое искусство
Средства массовой информации. Пресса. Мультипликация. Телевидение. Видео. Реклама. Видеоклип. Средства художественной выразительности, применяемые в СМИ. Взаимосвязь формы и содержания. Критическое отношение к средствам информации.
Зрелищные искусства.
Развлекательные представления. Мюзикл. Драматургия, хореография, оперное искусство. Эстрадные концерты. Рок-опера и пр.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗАНИЙ, УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
- основные направления развития художественной культуры 20 в. и их особенности;
- чем отличается дизайн от ремесла.
характеризовать:
- работу художников в театре и кинематографе;
- формообразующие факторы дизайна;
- положительные и отрицательные стороны массовой культуры и средств массовой информации;
- основные этапы развития кинематографа.
приводить примеры
- творчества нескольких современных художников России;
- основные направления развития музыки.
Учащиеся должны уметь:
- различать художественные направления в культуре 20 в.;
- длительное время собирать и классифицировать информацию о художественной культуре 20 в.;
- описывать (изображать, делать коллажи и т.п.) свои впечатления о просмотренном или прослушанном художественном произведении;
- давать художественную оценку театральным и музыкальным представлениям;
- разрабатывать проект несложных изделий с использованием средств художественной выразительности (цвета, ритма, симметрии и асимметрии, контраста и нюанса и т.д.).
Методическая литература
Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984. -160 с., ил.
Алексеева В.В. Что такое искусство? - М.
Баженова Л.М. Наш друг экран. Выпуск 1. - М.: Пассим, 1995. - 80 с.
Баженова Л.М. Наш друг экран. Выпуск 2. - М.: Пассим, 1995. - 80 с.
Барышникова З.Н. Зарубежное искусство в кроссвордах. - Тольятти: Развитие через образование, 1995. - 120 с.
Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. - С. -Петербург: Кольна, 1995. - 371 с.
Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977. - 263 с.
Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге: Очерки. - М.: Сов. художник, 1977. - 215 с.: ил.
Гудилина С.И. Чудеса своими руками. - М.: Аквариум, 1998. - 264 с., ил.
Гудилина С.И. Игровая азбука / Изучаем буквы, учимся рисовать, лепить, делать объемные фигурки из бумаги. - М.: Аквариум, 256 с., ил.
Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1993. - 124 с.
Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. - М.: АУТОПАН, 1993. - 132 с.
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. -М.: Просвещение, 1996. -64 с.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. 2-е изд. Испр. и доп.- М.: Просвещение, 1984. - 206 с., ил.
Киреева Е.В. История костюма. - М.: Просвещение, 1976. - 173 с.
Кузин В.С. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 1997. - 304 с., ил.
Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М.: Наука, 1978. - 206 с.
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М.: Молодая гвардия \, 1988, - 19 с.: ил.
Лосев А.Ф. Динамика мифа. - М.: Искусство, 1930. - 278 с.
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.: Мол. гвардия, 1994. - 315с., ил.
Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Худож. роспись тканей.: Практ. пособие для руководителей школьных кружков/ Под ред. В.А.Барадулина и О.В.Танкус. - М.:.: Просвещение, 1978. - 428 с.
Основы художественного ремесла: Русские художественные лаки. Резьба по дереву и др.: Практ. пособие для руководителей школьных кружков. - М.: Просвещение, 1979. - 436 с.
Прудовская С.Н. Твой коллега - художник. - М.: Тривола, 1994. - 144 с., ил.
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. - М.: Титул, 1996. - 80 с., ил.
Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983. - 415 с.
Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство/ Глав.ред. М.Д.Аксёнова. - М.: Аванта+, 1997. - 688 с.: ил.
Юсупов Э.С. Словарь архитектурных терминов. - С.-Петербург: Ленинградская галерея, 1994. - 432 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса по программе Г.И. Даниловой.
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвер...
рабочая программа по мировой художественной культуре 8-9 классы
Содержит методическое обоснование и календарно-тематическое планирование по курсу...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для _8__ класса, умк Даниловой
Рабочая программа по МХК 8 класс учебник Даниловой Г.И....
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии с...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 7 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии с...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 8 класса
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презен...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса разработана на основе:• Федерального компо...