Рабочая программа по мировой художественной культуре для 8 класса
рабочая программа по мхк (8 класс) на тему

Мельникова Елена Степановна

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок — виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A.Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, B.Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 им. А.М.Горького»

городского округа город Фролово Волгоградской области

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 8 класса

составитель Мельникова Е. С.

2014-2015  г.

Пояснительная записка

Цели преподавания: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Дидактические цели:

- формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;

- формирование навыков сбора и анализа информации.

Задачи преподавания:

актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

формирование умений и навыков художественного самообразования.

формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор

представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры

воспитание художественного вкуса.

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 35 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 1 час в неделю

Особенности преподавания: Программы для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура 5-11 классы составитель Данилова Г.И. рассчитаны на 34 часа, а по учебному плану МКОУ СОШ №1 городского округа город Фролово 34 часа. Резерв 1 час.

Методы и формы, технологии обучения: Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок — виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A.Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, B.Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.

Учебник Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура. 7 – 9 класс», М: «Дрофа», 2011соответствует Федеральному списку учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.Программа для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура 5-11 классы составитель Данилова Г.И. соответствует выбранному учебнику. Методическое обеспечение соответствует авторской программе.

№ урока

Название разделов, тем, уроков

Кол-во часов

Сроки

Тип урока

                Содержание

Ключевые компетенции

план

факт

Раздел I.

1.

Художественные символы

народов мира

1ч.

Мировая художественная культура как совокупность множества  культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении веков. Художественные и поэтические символы  народов мира,

понимать символику видов искусств

2.

Единство и многообразие

культур

1ч.

Комбинированный урок

Культура народов мира — общее достояние человечества. Универсальность идей мировой культуры и их постижение через шедевры искусства. Национальная самобытность и ее воплощение в культуре разных народов, стран и континентов

Уметь сравнивать, сопоставлять произведения искусств

3.

Героический эпос народов мира

1ч.

Комбинированный урок

Понятие о героическом эпосе, художественно отражающем представления человека о прошлом, воссоздающем целостные картины народной жизни. Героический эпос — результат коллективного народного творчества

Знать эпические произведения, характеризовать образы главных героев

4.

Герои и темы народного эпоса

1ч.

Комбинированный урок

Общие черты произведений героического эпоса. Повторяемость тем и сюжетов, общность характеристик главных героев

Знать эпические произведения, характеризовать образы главных героев

5.

Шедевры народного эпоса

1ч.

Комбинированный урок

Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Своеобразие эпоса, оригинальность женских образов, идеалы дружбы и верности.

Знать эпические произведения, характеризовать образы главных героев

6 - 7

Храмовая архитектура

2ч.

Комбинированный урок

Защита презентаций

Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества.

Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека об устройстве мироздания

Уметь сравнивать и сопоставлять разные архитектурные сооружения с опорой на выразительные виды искусств

8

Дом — жилище человека

1ч.

Комбинированный урок

Многообразие жилых построек. Искусство их возведения, характерные особенности устройства, оригинальность архитектурных решений. Организационное занятие по разработке проектов.

Развивать творческие способности, уметь защитить свой проект

9.

Тест 1

1ч.

Урок контроль

Проверить уровень знаний учащихся

10.

Древнерусская иконопись

1ч.

Комбинированный урок

Древнерусская иконопись — уникальное явление мировой художественной культуры. Следование византийским канонам, выработка собственного способа отражения религиозных представлений. Исключительная роль иконы в жизни человека

Развивать умение представить иконографии в зале Древнерусской иконописи в качестве экскурсовода

11.

Скульптура Африки

1ч.

Комбинированный урок

Самобытность культуры народов Африки. Традиционные маски

народов Африки как отражение религиозных представлений

о мире, их символическое значение. Этника как явление современной популярной музыки.

Уметь сопоставлять скульптуры Европы и Востока, уметь анализировать произведения искусства

12.

Традиции народного орнамента

1ч.

Комбинированный урок

Как и почему возник орнамент, его отличие от живописи. Элементы-мотивы древнейших орнаментов. Единство мотивов и ритмов

Развитие творческих способностей – создание орнамента в русском костюме

13.

Игрушки народов мира

1ч.

Комбинированный урок

Русская игрушка как отражение народных представлений о мире, добре и красоте. Форма и декор народной игрушки, отражение в ней древнейших представлений и верований человека.

Понимать значение и смысл игрушки в сохранении народных традиций.

14.

Художественные промыслы народов России

1ч.

Комбинированный урок

Народное искусство как основа национальной культуры, память человечества о своем прошлом.

Уметь сравнивать и анализировать

15.

Тест 2

1ч.

Урок контроль

Проверить уровень знаний учащихся

16 - 17

Всякая душа празднику рада

2ч.

Комбинированный урок

Защита презентаций

Праздник — неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной культуры. Понятие об обряде как совокупности установленных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни

Уметь подготовить и защитить свою презентацию по теме урока

18 - 19

Религиозные праздники и обряды

2ч.

Комбинированный урок

Защита презентаций

Праздник — неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной культуры. Понятие об обряде как совокупности установленных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни

Уметь подготовить и защитить свою презентацию по теме урока

20.

Карнавалы народов мира

1ч.

Комбинированный урок

Появление карнавала в странах Западной Европы, его традиции

в Средние века и в эпоху Возрождения. Италия — родина карнавальных шествий, популярные герои карнавала. Бразильские карнавальные шествия, их особая зрелищность и театральность постановки

Знать и понимать смысл карнавальных праздников

21.

Идут по Руси скоморохи

 

1ч.

Комбинированный урок

Народное искусство скоморохов, первые упоминание о них в произведениях устного народного творчества. Судьба скоморошества на Руси, отношения скоморохов с представителями церковной власти. Актерское мастерство, импровизация, комизм. Пролог к искусству цирка, эстрады и кукольного театра

Закрепить и расширить полученные ранее знания по теме «театр»

22.

Пекинская народная опера

1ч.

Комбинированный урок

Пекинская музыкальная драма — уникальное явление мировой художественной культуры. История создания и основные этапы

развития. Основа сюжетов, актерское мастерство, условный характер декораций и реквизита

Понимать особенности культуры Востока

23.

Искусство кукольного театра

1ч.

Комбинированный урок

История возникновения кукольного театра. Любимые герои кукольного театра в странах Западной Европы. Кукольный театр теней в Индонезии, его происхождение и символическое звучание. Роль оркестра

Понимать особенности культуры Востока

24.

Тест 3

1ч.

Урок контроль

25 - 26

Музыкальные инструменты народов мира

2ч.

Комбинированный урок

Защита презентаций

Музыка как синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение, колокольные звоны — основа музыкальной традиции православия. Выдающиеся композиторы, создававшие русскую церковную музыку. Западноевропейская духовная музыка. Культовая музыка ислама и буддизма

Уметь анализировать, сравнивать,  сопоставлять.

Уметь подготовить и защитить свою презентацию.

26 - 27

Музыка в храме

2ч.

Урок  репетиция

Музыка как синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение, колокольные звоны — основа музыкальной традиции православия. Выдающиеся композиторы, создававшие русскую церковную музыку. Западноевропейская духовная музыка. Культовая музыка ислама и буддизма.

Развивать вокальные способности в процессе хорового пения.

28.

Колокольные звоны Руси

1ч.

Урок самостоятельной работы

Музыка как синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение, колокольные звоны — основа музыкальной традиции православия. Выдающиеся композиторы, создававшие русскую церковную музыку. Западноевропейская духовная музыка. Культовая музыка ислама и буддизма

Понимать огромное значение и особенности духовной музыки в творчестве композиторов.

29.

Радуга русского танца 

1ч.

Урок контроль

Русский танец как вид народного творчества, его многовековая история и традиции. Характерные черты русского народного танца. Хоровод как простейшая форма танца, сочетание пения и драматического действия

Расширить знания по виду искусства «танец»

30 - 31

В песне — душа народа

2ч.

Урок репетиция

Развитие традиций песенного искусства, особенности исполнения народных песен. Разновидности русских народных песен и их художественная выразительность. Роль поэтической символики

Развивать вокальные способности в процессе хорового пения.

32.

Искусство индийского

танца

1ч.

Урок самостоятельной работы

Происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Система индийского классического танца, ее основные положения. Мудра — танцевальный язык жестов танцора. Синтетический характер индийского танца. Стили

Уметь сравнивать и сопоставлять

33.

Страстные ритмы фламенко

1ч.

Изучение нового материала

Фламенко как своеобразный символ Испании. Основные версии происхождения танца. Гармония музыки, танца и пения. Музыкальное сопровождение, наиболее популярные виды фламенко

Уметь сравнивать и сопоставлять

34.

Тест 4

1ч.

Урок контроль

Формы занятий

-урок-лекция -урок — виртуальное путешествие -диспут -викторина -экскурсии — написание рефератов — составление отчетов по темам — написание отзывов, эссе

Перечень контрольно-измерительных материалов (КИМ)

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются по следующим видам работ: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания.

Требования к уровню подготовки учащихся: В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен: знать/понимать

основные виды и жанры видов  искусства и их классификацию;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства;

уметь

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

Перечень УМК:

- учебник Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура. 7 – 9 класс», М: «Дрофа», 2011

- дополнительная литература

для учителя:

Данилова Г.И. Мировая художественная культура 7-9 классы. Тематическое и поурочное планирование М., Дрофа, 2008.

Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя, М., Просвещение, 1992

Лескова И.А. Мировая художественная культура. Конспекты уроков. Волгоград «Учитель», 2008, 2011

для учащихся:

Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999

- Интернет- ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса по программе Г.И. Даниловой.

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвер...

Рабочая программа по «Мировой художественной культуре» для 10 - 11 класса

Содержит развёрнутое тематическое планирование...

Рабочая программа по Мировой Художественной культуре (искусство) для 6 класса

Программа составлена для работы в 6 классе. Учебник Г.И. Даниловой "Искусство"...

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 8-9 классов. Базовый уровень.

Программа по предмету мировая художественная культура для 8-9 классов. Базовый уровень  Количество часов  - 34....

рабочая программа по мировой художественной культуре 8-9 классы

Содержит методическое обоснование и календарно-тематическое планирование по курсу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Мировой художественной культуре» 10 класс

Программа разработана на  основе авторской программы по мировой художественной культуре: «Программы для общеобразовательных учреждений. МХК 5 – 11 класс»/ составитель Г.И. Данилова. – 6-е изд., с...