Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса
рабочая программа по мхк (9 класс) на тему
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса разработана на основе:
• Федерального компонента государственного стандарта общего образования
• авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данило¬ва. — 6-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2011.»
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Тип программы: программа изучения МХК на базовом уровне.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.
Образовательными целями и задачами курса являются:
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
—формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
—осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
—постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_mkhk_9_klass.docx | 38.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 им. А.М.Горького»
городского округа город Фролово Волгоградской области
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса
составитель Мельникова Е. С.
2014-2015 г.
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса разработана на основе:
· Федерального компонента государственного стандарта общего образования
· авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 6-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2011.»
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Тип программы: программа изучения МХК на базовом уровне.
Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием«Мировая художественная культура. 7-9 классы. Данилова Г.И – М.: Дрофа, 2013», включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.
Цели и задачи учебного предмета МХК
Образовательные цели и задачи курса:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
—формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
—осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
—постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
—освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
—знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели и задачи курса:
— помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
—способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
—подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
—развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
—создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Развитие творческих способностей школьниковреализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся.
Требования к результатам обучения и воспитания:
Личностные:
— формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;
— развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
— накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;
— формирование творческого отношения к проблемам;
— развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
— гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;
— подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные:
? Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства;
? самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства;
? применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза изображений;
? воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий;
По предмету:
- Осознавать значение искусства в жизни современного человека;
- знать причины возникновения искусства;
- понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы;
- рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства;
- уметь анализировать и интерпретировать произведения искусства;
- ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства;
- владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса;
- понимать значение стиля в искусстве;
- различать в общих чертах основные художественные стили Европы;
- эмоционально воспринимать и давать эстетическую оценку произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- раскрывать особенности формы и содержания на примере отдельных произведений пластических искусств;
- размышлять о значении живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна в жизни современного человека;
- изучать с помощью сети Интернет высокохудожественные образцы монументальной скульптуры, расположенные в столицах разных стран мира;
- понимать специфику фотоискусства;
- осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства;
- воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации;
- исследовать разнообразие и специфику современной музыки (вокальной, театральной, симфонической);
- сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей;
- осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет;
- понимать специфику восприятия различных визуальных произведений;
В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, обучающийся должен:
Знать/понимать:
- художественные символы народов мира и уметь их различать;
- единство и многообразие культур;
- шедевры мировой художественной культуры;
- свое место по отношению к культурологическим эпохам;
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуры;
- выполнять учебные и творческие задания
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
1. 1. Мировая художественная культура: учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2013.
2. «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 6-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2011»
Календарно - тематическое планирование уроков по мировой художественной культуре в 9 классе
№ | Тема | Элементы содержания | Вид урока, кол. Час. | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Элементы дополн. содержания | Дом зад. | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Виды искусств и их взаимосвязь | Пространственно-временные виды искусства | Трад. 1 час | Синкретический характер искусства первобытного человека. Синтез искусств в храме. Синтез искусств в эпоху модерна. Уметь видеть связь видов искусств в различных произведениях | Анализ картин А. Мантенья «Парнас», Э. Дега «Голубые танцовщицы», письменный экспресс опрос | Индийские скульптуры | Размышление на тему «Мой любимый вид искусства | ||
2 | Тайны художественного образа. | Особенности образного языка в различных видах искусства. Понятие условности в искусстве. | Урок лекция с элементами беседы. 1 час | Пейзажная музыка К. Дебюсси и М. Равеля Картины Ван Гога и М. Врубеля Уметь анализировать произведения , с опорой на язык выразительных средств | Письменный опрос, беседа Является ли искусство «тенью тени « или «копией копии» мира реального (по утверждению Платона) | Искусство Огюста Родена. Сообщения презентации | |||
3 | Художник и окружающий мир | Художник и окружающий мир. | Урок презентация 1час | Картины И.Левитана»Золотая осень», Ван Гога «Красные виноградники в Арле».Скульптуры О.Родена.Знать произведения искусств в русском и зарубежном искусстве. | Устный и письменный опрос | Темы природы в живописи и графике. Сообщение | |||
4 | Язык архитектуры. Архитектурные стили | Стили античности. Романский, готический, стиль эпохи Возрождения в архитектуре.Классицизм, барокоо | уроклекция | Знать элементы архитектурных стилей, уметь составить опрный конспект лекции | Устный и письменный опрос | Выучить элементы архитектурных стилей | |||
5 | Путешествие по городу | Архитектура объёмных сооружений, ландшафтная архитектура, градостроительство | Трад.1 час | Закрепить тему «Архитектурные стили» | Подготовить экскурсию по городу Фролово с учётом храмовых зданий. ГДК. железнодорожного вокзала. | Подготовить проект архитектурно-ландшафтного дизайна городского сквера, парка в рисунке. стихотворении | |||
6 | Язык изобразительного искусства | Монументальные и станковые произведения изобразительного искусства. | Урок-лекция 1 час | Уметь составить опорный план конспект. Знать средства выразительного языка в живописи, усвоить понятия: панно, мозаика, фрески, вывески .бюсты, .рельефы. эстампы | Письменный экспресс -опрос | Размышление на тему «Роль живописи, графики, скульптуры в жизни человека». | |||
7 | Жанры и художественные средства живописи | Картины из Третьяковской галереи. | Уроэкскурсия 1 час | Знать шедевры Третьяковской галереи, усвоить жанры живописи, уметь ответить на вопросы, связанные с темой урока. Стр. 51, №1,2.4.5,6 | Викторина на определение жанра, устный опрос | Ответить письменно на вопросы в конце параграфа №7 | |||
8 | Искусство графики и его художественные возможности | Виды графики по технике исполнения, по целевому назначению. | Урок мастерская 1 час | Развивать творческие способности учащихся в создании графического рисунка. Усвоить понятия6ксилография, литография. линография,. офорт | Творческое задание. Графический рисунок в различном стиле::шарж, иллюстрация, плакат, реклама и т.д. | Сообщение на тему «Художники графики». | |||
9 | Искусство художественной фотографии и его связь живописью | Связь фотографии с живописью. Документальная и художественная фотография. | Урок мастерская 1 час | Развивать творческие способности учащихся, .Выполнить коллаж из фотографий на темы: моя семья. домашние питомцы, мои путешествия.. Усвоить выразительные средства фотографии. | Творческое задание. , устный опрос. | Закончить оформление коллажа. | |||
10 | Язык скульптуры | Основные виды скульптуры., её выразительные средства | Трад. Урок 1 час | Усвоить выразительные средства скульптуры. Уметь анализировать произведения искусства. | Викторина. Устный и письменный опрос | Выполнить рельеф из пластилина, воска, солёного теста. | |||
11 | Декоративно-прикладное искусство и дизайн | Практическая направленность декоративно-прикладного искусства, классификация по функциональному признаку. Материалу, технике выполнения. | Урок презентация 1 час | Расширить знания учащихся по данной теме. | Устный и письменный опрос | Сообщение по теме:керамика. Резьба и роспись по дереву. Кружевоплетение. Вышивка. Ковка и литьё, изделия из стекла. | |||
12 | Музыка как вид искусства и её воздействие на человека | Мифы о музыке. Виды. Жанры музыки. Её выразительные средства. | Урок концерт 1 час | Уметь анализировать произведения по музыке, воспитывать художественный вкус у учащихся. | Слушание музыки. Письменный опрос | Сочинение на тему: | |||
13 | Художественный образ в музыке . Музыкальная драматургия. | Условность, зримость, пластичность музыкального образа. | Урок концертный зал 1 час | Уметь сопоставлять произведения средневековой эпохи и произведения современности, опираясь на выразительные средства. | Слушание музыки, беседа, письменный экспресс опрос | Сообщения по теме: фортепианные произведения Р. Шумана, Э. Грига, А. Онеггера | |||
14 | Музыкальные жанры. симфония | Классификация жанров по функциональному признаку. По месту исполнения музыки. По типу создания, по способу исполнения. Строение симфонии. | 1 час урок лекция | Знать виды жанров, структуру строения симфонии, уметь приводить примеры классической музыки на разные виды жанра | Составление плана конспекта урока, письменный экспресс опрос | Выучить план конспект урока | |||
15 | Форма и язык музыкального произведения | Типы музыкальных форм, их протяжённость во времени. | Трад. Урок 1 час | Знать музыкальные формы и совокупность художественных средств, выражающих содержание музыкального сочинения. | Викторина по слушанию музыки, беседа | М. Равель»Болеро», Д Шостакович фрагмент из 7 симфонии | Выучить план конспект урока. | ||
16 | Литература как искусство слова | Роль литературы в духовной жизни человека. | 1 час уроктеатр | Уметь выразительно исполнять стихотворения поэтов по выбору учащихся, размышлять о прочитанном. | Беседа, зарисовки ассоциаций к стихотворениям в стиле хокку | Стихи японского поэта Басё | Сочинение на тему:»Литература как искусство слова», подбор стихотворения по выбору учащихся | ||
17 | Художественный образ в литературе | Единство общего и индивидуального влитературе. | 1 час урок мастерская | Уметь выполнить иллюстрацию к услышанному литературному тексту, опираясь на художественный образ. Закрепить ранее полученные знания по средствам художественной выразительности в литератур (метафора, эпитет. сравнение0 | Выполнение творческого задания, беседа. | Закончить оформление иллюстрации к прочитанному тексту. | |||
18 | Литература в содружестве с другими видами искусства | Связь литературы с живописью, скульптурой, музыкой, кино. | 1 час Трад урок | Видеть связь искусств в произведениях:»Портрет» Н. Заболоцкого, и портретом Варвары Лопухинлй В. Боровиковского, «Царскосельская статуя» А. Пушкина. И А. Ахматовой »Медный всадник» Фальконе фильм «Ромео и Джульетта» | Письменный экспресс опрос, беседа, анализ произведений искусств | Ответить на вопрос «Можно ли утверждать, что стихи А. Блока, А. Белого музыкальны и почему7» | |||
19 | Возвышенное и низменное | Отражение этической категории в различных видах искусств. | 1 час Письменная работа | Определить эстетические категории в произведениях искусства: пирамиды, Парфенон, Пергамский алтарь, Героическая симфония Л. Бетховена, Картины И. Босха по выбору | Беседа, письменный экспресс опрос | Размышление на тему»Возвышенное и низменное в произведениях искусства». | |||
20 | Трагическое в искусстве | Отражение этической категории в различных видах искусства. | 1 час Урок размышление | Истоки трагического в искусстве античности. Выявить суть трагического в «Реквиеме» Моцарта. | Беседа, слушание музыки | П Пикассо «Герника», фрагменты из «Бориса Годунова «А. Пушкина П Чайковский «Франческа да Римини» | В чём проявляется суть трагизма в произведениях.. рассмотренных на уроке | ||
21 | Комическое в искусстве | Отражение этической категории в различных видах искусства. | 1 час | Выявить комическое в произведениях искусства: Ж. Рамо «Курица», Д Россини »Севильский цирюльник»У. Хогорта «Триумф депутата» графике О. Домье | Письменный экспресс опрос.беседа. | Сообщение на тему Комическое в произведениях мирового искусства. | |||
22 | Средневековый фарс и комедия дель арте | Особенности средневекового театра. | 1 час Трад урок | зЗнать особенности средневекового театра. Традиции комедии дель арте в произведении А. Блока»Балаганчик», «Петрушка» И. Стравинского. | Составить план конспект урока, слушание музыки | Сообщения на тему:образы Арлекино и Пьеро в живописи. Комедии К. Гоцци | |||
23 | Азбука театра | Условный характер театрального искусства, связь видов искусств в театре. | 1 час | Выявить в чём заключаются особенности сценического образа в театре, особенности различных видов театра | Письменный экспресс опрос, | Сообщение на тему Русский театр 20 века. Виды театра по выбору учащихся. | |||
24 | Актёр и режиссёр в театре | Амплуа актёра в театре. Профессия актёра от древности до современности. Режиссёр-профессия 20 века. | 1 час | Знать выдающиеся имена актёров и режиссёров , развивать творческие способности в умении импровизировать диалоги. | составление диалогов, ансамблевых т екстов по заданной ситуации: суд, семейная сцена. покупатель- продавец, учитель-ученик, выразительное исполнение задания | сообщение по теме: выдающиеся актёры и режиссёры прошлого и настоящего. | |||
25 | Создание драматического спектакля | Драматургический конфликт-основа любого действия. Литературные источники. Мизансцены, массовые сцены. Роль художника и композитора в театре | 1 час урок репетиционный зал | Развивать творческие способности: группа актёров, группа художников, группа музыкантов. Придумать афишу к спектаклю по рассказу А. Чехова, продумать выразительное исполнение диалогов, подобрать мелодии классической музыки. элементы мизансцены. | творческая работа в группах. | сообщение по теме: русское театрально-декоративное искусство (А. Бенуа, К. Сомов, М. Добужинский) | |||
26 | Опера как слияние искусств | Фрагменты из оперы «Борис Годунов» М Мусоргского, «Пиковой дамы» П. Чайковского. | 1 час урокконцертный зал | Понятие о музыкальной драматургии. Выполнить декорации к опере(эскизы), прослушать фрагменты из опер, определить оперные голоса | слушание музыки. экспресс опрос, творческое задание | Закончить оформление эскизов к оперному спектаклю. Сообщение по теме: Выдающиеся оперные певцы. | |||
27 | В мире танца | Причины возникновения танца. Виды танца. | 1 час урок-лекция | Знать эволюцию танца в разные эпохи. Придумать ритмические рисунки и движения к ним. | танцы ансамбля И. Моисеева (просмотр репетиции) | Сообщения на тему: бальные, эстрадные, народные танцы по выбору учащихся | |||
28 | Искусство балета | Синтез видов искусств в балете. | урок зрительный зал 1 час | Уметь анализировать фрагменты балетного спектакля, опираясь на жанры адажио и аллегро, динамику движений, музыку. художественные приёмы. | викторина. письменный экспресс опрос. просмотр фрагментов из спектакля. | фрагменты из балета «Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, «Спящая красавица» П.Чайковского | Сообщения по теме: балетный театр 20 века. | ||
29 | Искусство кино и его выразительные возможности | Рождение кинематографа. Жанры в кино. | 1 час урок презентация | Знать выразительные средства в данном виде искусства, жанры кино. Приводить примеры с опорой на собственные знания. | Беседа. Письменный экспресс опрос | Почему кино можно назвать результатом синтеза искусств | |||
30 | Экранные искусства 20 века | Телевидение. Видео. | 1 час урок-шоу | Этапы развития. Циклы телевизионных передач. Знать основные жанры видео развивать творческие способности. | Ролевое участие в проблемной телепередаче, беседа | Создать рекламный ролик «Наша школа», или» Молодёжные субкультуры в нашей (творческая работа 4 четверти) | |||
31 | Духовный мир человека в произведениях мировой культуры | Античная скульптура. Картины на темы Библейских сюжетов. Русский портрет и скульптура 18 века Фрагменты из фильмов А. Тарковского | Урок контроль 1 час | Уметь анализировать произведения искусства. Опираясь на выразительные средства. Проверить уровень усвоенных знаний. | Письменная работа, беседа. | Продолжить работу над творческим заданием по теме »Экранные виды искусств». | |||
32 | Вечные образы искусства | Тема любви, смерти, страдания и борьбы в искусстве. | 1 час Урок поиск | Работая в парах найти ответ на поставленный вопрос, используя ранее полученные знания. А также используя дополнительный материал. | Работа с учебником и реферативным материалом. устный и письменный опрос. | Сообщения по теме2 Великие мастера и шедевры искусства» | |||
33 | Культура и цивилизация | Самостоятельная работа. | 1 час урок контроль | Определить уровень полученных знаний. Вопросы на стр. 212 к теме №33. | Устный и письменный опрос | Подготовка к итоговому уроку года. | |||
34 | Единство и многообразие мирового искусства | Скульптура Лаокоона, стихи Ф. Тютчева (по выбору), художественные методы в искусстве. | Урок контроль 1 час | Защитить творческие работы. Уметь размышлять на этические и эстетические темы. | Устный и письменный опрос, проверка творческих работ по теме «Экранные виды искусств» |
Список цифровых образовательных ресурсов:
1. ЭСУН «История искусства»
2. ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
3. ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
4. ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»
5. ЦОР «Мировая художественная культура»
6. Всеобщая история искусств: http://www.artyx.ru
7. Сайт учителя Быковой Н. Ю. http://miro101.ru
Список литературы:
1.Пособие для учителя «Методика преподавания мировой художественной культуры» авт. Л.В. Пешикова, М. Издательство «Владос». 2004г.
2. Пособие для учителя «Мировая художественная культура 8,9 классы». Авт. Н.В. Кошмина, М. Издательство «Владос». 2004г.
3. Лескова И.А. Мировая художественная культура. Конспекты уроков. Издательство «Учитель». Волгоград, 2000.
4 Энциклопедия «Мифы народов мира» 1-2 том. М. Издательство «Советская энциклопедия».1987г.
5. Энциклопедия для детей. «Аванта», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Мировой Художественной культуры 8 класс
Рабочая программа по МХК 8 класс....
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса по программе Г.И. Даниловой.
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвер...
Рабочая программа по «Мировой художественной культуре» для 10 - 11 класса
Содержит развёрнутое тематическое планирование...
Рабочая программа по Мировой Художественной культуре (искусство) для 6 класса
Программа составлена для работы в 6 классе. Учебник Г.И. Даниловой "Искусство"...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 8-9 классов. Базовый уровень.
Программа по предмету мировая художественная культура для 8-9 классов. Базовый уровень Количество часов - 34....
рабочая программа по мировой художественной культуре 8-9 классы
Содержит методическое обоснование и календарно-тематическое планирование по курсу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Мировой художественной культуре» 10 класс
Программа разработана на основе авторской программы по мировой художественной культуре: «Программы для общеобразовательных учреждений. МХК 5 – 11 класс»/ составитель Г.И. Данилова. – 6-е изд., с...