Программа по учебному предмету "Прикладное творчество"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»,
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.02.ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
2013
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств»
Структура программы учебного предмета
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета; - Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
- Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план;
- Годовые требования. Содержание разделов и тем;
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Методическое обеспечение учебного процесса
- Список литературы и средств обучения
- Список методической литературы;
- Список учебной литературы;
- с
- --ссс
- Средства обучения
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана на основании и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».
Учебный предмет «Прикладное творчество» занимает важное место в комплексе предметов программ «Живопись». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Целью данной программы является развитие творческих способностей детей и приобщение их к традиционным народным культурным ценностям, истокам народного искусства. Для достижения данной цели необходимо создание благоприятных условий для развития каждого ребенка с учетом его мотиваций и представлений, воспитания у детей интереса к занятиям. Занятия декоративно-прикладным творчеством развивают такие личностные качества, как: аккуратность, внимание, терпение.
Программа включает в себя три раздела, объединенных одной темой, содержанием которой являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию.
Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.
Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на 3 года обучения, с 1 по 3 класс. В первый год продолжительность учебных занятий составляет 32 недели, во второй и третий годы - по 33 недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «Прикладное творчество» при 3-летнем сроке обучения составляет 294 часа. Из них: 196 часов - аудиторные занятия, 98 часов - самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |||||
Классы | 1 | 2 | 3 | ||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Аудиторные занятия | 32 | 32 | 32 | 34 | 32 | 34 | 196 |
Самостоятельная работа | 16 | 16 | 16 | 17 | 16 | 17 | 98 |
Максимальная учебная нагрузка | 48 | 48 | 48 | 51 | 48 | 51 | 294 |
Вид промежуточной аттестации | просмотр | просмотр | просмотр |
Форма проведения учебных занятий
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы - от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения.
Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий, а также 1 час самостоятельной работы.
Цели и задачи учебного предмета
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
- формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;
- формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
обучающие:
научить основам художественной грамоты;
сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества и основами художественного мастерства;
научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно-прикладного творчества;
научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках;
научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
воспитательно-развивающие:
пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству;
раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;
формировать творческое отношение к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
- творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
- исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
- Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
- Освоение приемов работы в материале.
- Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а
также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной
мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Прикладное творчество» построено с
учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей
развития их пространственного мышления; включает теоретическую и
практическую части.
Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и
способами работы с различными материалами, а практическая часть
основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом
процессе. За годы освоения программы дети получают знания о
многообразии декоративно-прикладного искусства, а также умения работы в
различных техниках прикладного творчества.
Содержание программы включает следующие основные разделы:
Раздел 1: Работа с бумагой.
Раздел 2: Росписи по различным поверхностям.
Раздел 3: Нетрадиционные техники в изобразительном творчестве.
Содержание программы направлено на освоение различных способов
работы с материалами, ознакомление с традиционными народными
ремеслами, а также с другими видами декоративно-прикладного творчества.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Название раздела, темы | Вид Учебного занятия | Общий объем времени в часах | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудитор ные занятия | |||
96 | 32 | 64 | |||
Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация с элементами коллажа | |||||
1.1. | Техника торцевания. « Цветы». | Урок | 3 | 1 | 2 |
1.2. | «Ежик», «Цыпленок»- объемное торцевание | Урок | 4 | 2 | 2 |
1.3. | « Петушок»- рваная аппликация | Урок | 3 | 1 | 2 |
1.4. | « Натюрморт»- рваная аппликация | Урок | 6 | 2 | 4 |
1.5. | « Рыбка» - аппликация из салфеток | Урок | 6 | 2 | 4 |
1.6 | « Открытка»- техника квиллинг | Урок | 3 | 1 | 2 |
1.7 | Декорирование кухонной доски- декупаж | Урок | 6 | 2 | 4 |
1.8. | Поздравительная открытка- коллаж | Урок | 3 | 1 | 2 |
Раздел 2: Виды росписи на различных поверхностях. | |||||
2.1. | Декорирование рамки для фотографии. Точечная техника. | Урок | 3 | 1 | 2 |
2.2. | Новогодняя открытка. Точечная роспись. | Урок | 3 | 1 | 2 |
2.3. | Точечная роспись на тарелке. | Урок | 6 | 2 | 4 |
2.4. | «Цветы и бабочки». Декоративное панно в технике витража. | 6 | 2 | 4 | |
2.5. | Городецкая роспись по дереву. Роспись разделочной доски. | 9 | 3 | 6 | |
2.6. | Батик Свободная техника росписи. | 6 | 2 | 4 | |
2.7. | « Космос». Техника горячий батик. | 6 | 2 | 4 | |
Раздел 3: Нетрадиционные техники рисования. | |||||
3.1. | Монотипия. Рисунки отпечатками листьев. | Экскурсия | 6 | 2 | 4 |
3.2. | « Цветик-семицветик». Техника- ватные палочки | Урок | 6 | 2 | 4 |
3.3. | « Кошка». Техника- граттаж. | Урок | 6 | 2 | 4 |
3.4. | « Сова». Техника- соленое тесто. | Урок | 6 | 2 | 4 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Название раздела, темы | Вид учеб ного занятия | Общий объем времени в часах | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
99 | 33 | 66 | |||
Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж, аппликация, декупаж. | |||||
1.1. | Цветок. Коллаж. | Урок | 6 | 2 | 4 |
1.2. | Бабочка. Торцевание. | Урок | 6 | 2 | 4 |
1.3. | Открытка. Квиллинг. | Урок | 3 | 1 | 2 |
1.4. | Царевна- лебедь. Аппликация из салфеток | Урок | 9 | 3 | 6 |
1.5 | Декупаж на стеклянной тарелке | Урок | 6 | 2 | 4 |
1.6. | Ветка рябины. Квиллинг. | Урок | 6 | 2 | 4 |
Раздел 2: Виды росписей на различных поверхностях. | |||||
2.1. | Роспись разделочной досточки. Хохломская роспись. | Урок | 9 | 3 | 6 |
2.2. | Пейзаж. Витражная роспись по стеклу. | Урок | 6 | 2 | 4 |
2.3. | « Бабочка», «Рыбка». Точечная роспись. | Урок | 6 | 2 | 4 |
2.4. | Роспись новогодних игрушек контуром. | Урок | 3 | 1 | 2 |
2.5. | Новогодняя открытка. Батик. | Урок | 6 | 2 | 4 |
2.6. | Композиция в технике холодный батик | Урок | 9 | 3 | 6 |
Раздел 3: Нетрадиционные техники рисования. | |||||
3.1. | Коллективная работа « Цветы и бабочки» Монотипия. | Урок | 6 | 2 | 4 |
3.2. | « Фрукты на столе» Ватные палочки | Урок | 6 | 2 | 4 |
3.3. | «Подводный мир». Граттаж. | Урок | 6 | 2 | 4 |
3.4. | Панно из соленого теста. | Урок | 6 | 2 | 4 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Название раздела, | Вид | Общий объем времени в часах | ||
темы | учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |
99 | 33 | 66 | |||
Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж. Квиллинг. | |||||
1.1. | «Подводное царство» Коллаж. | Урок | 6 | 2 | 4 |
1.2. | Корзина с цветами. Квиллинг. | Урок | 9 | 3 | 6 |
1.3. | Объемная форма. « Волшебное дерево» | Урок | 9 | 3 | 6 |
1.4. | Композиция в технике вырезания из бумаги | Урок | 6 | 2 | 4 |
1.5. | Коллаж. | Урок | 6 | 2 | 4 |
Раздел 2: Виды росписи на различных поверхностях. | |||||
2.1. | Жостовская роспись | Урок | 9 | 3 | 6 |
2.2. | Роспись по деревянному яйцу. | Урок | 6 | 2 | 4 |
2.3. | Роспись по стеклу. | Урок | 6 | 2 | 4 |
2.4. | Роспись на вазе.Точечная роспись, декупаж. | Урок | 6 | 2 | 4 |
2.5. | Батик. Смешанная техника росписи. | Урок | 6 | 2 | 4 |
2.6. | Панно «Птица-пава». Холодный батик. | Урок | 9 | 3 | 6 |
Раздел 3: Нетрадиционные техники рисования. | |||||
3.1. | Пейзаж. Техника монотипия. | Урок | 3 | 1 | 2 |
3.2. | « Цветы в вазе». Техника набрызг. | Урок | 6 | 2 | 4 |
3.3 | « Красивые цветы». Граттаж. | Урок | 6 | 2 | 4 |
3.4. | Фрукты. Панно из соленого теста. | Урок | 6 | 2 | 4 |
Годовые требования. Содержание разделов и тем
Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликации с элементами коллажа
- Тема: «Цветы» Познакомиться с особенностями декоративной композиции: плоскостность изображения, лаконичность и выразительность силуэта, локальные цветовые отношения. Знакомство с техникой торцевания- создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги.
Материалы: цветной картон , клей, ножницы, торцовочный инструмент, гофрированная бумага.
Самостоятельная работа: Познакомиться с техникой торцевание.
1.2Тема: Ежик. Цыпленок. Изготовление объемных изделий в технике торцевание на заготовке из пластилина.
Материалы: пластилин, гофрированная бумага, торцовочный инструмент.
Самостоятельная работа: « Божья коровка», «Грибок» выполнить в технике торцевание, салфетки или гофрированная бумага, клей, А5.
1.3Тема: Петушок. Познакомиться с техникой мозаичной аппликации. Узнать о виде монументального декоративно- прикладного искусства – мозаика. Знакомство с понятием «простая и сложная форма».
Материалы: цветная бумага, цветной картон, клей.
Самостоятельная работа: используя технику мозаичной аппликации выполнить упражнение «Радуга-дуга», цветная мозаичная бумага, картон формат А5.
1.4.Тема: Натюрморт. Выполнить натюрморт в технике рваной аппликации. Понятие симметрии и асимметрии .Найти выразительное композиционное решение.
Материалы: цветной картон, цветная бумага, клей.
Самостоятельная работа: познакомиться с техникой рваная аппликация .
1.5. Тема: Рыбка. Техника аппликация из салфеток. Выполнить композицию из салфеток разных оттенков одного цвета на контрастном фоне. Организовать плоскость листа при акцентировании композиционного центра и соподчинении всех элементов композиции.
Материалы: цветные салфетки, цветной картон, клей.
Самостоятельная работа: Знакомство с техникой аппликации из салфеток.
1.6. Тема: Открытка. Знакомство с техникой квиллинг- искусство бумагокручения. Выполнить плоскую композицию из тонких разноцветных бумажных лент, скручивая в спирали специальным образом. Подобрать гармоничное сочетание фона и цветов.
Материалы: бумага для квиллинга, булавки, линейка, зубочистки, клей.
Самостоятельная работа: Познакомиться с работами, выполненными в технике квиллинг.
1.7Тема: Декорирование кухонной доски. Использование салфеточной техники- декупаж. Техника декупажа- это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Составить композицию из салфеточных мотивов, ритмически расположив их по форме доски. Подобрать цвет фона таким образом, чтобы салфеточный мотив казался нарисованным, а не приклеенным. Законченную работу дополнить росписью акрилом и контурами, и вскрыть лаком.
Материалы: доска, ножницы, салфетки, клей, кисти, акрил, контуры, лак.
Самостоятельная работа: познакомиться с техникой декупаж.
1.8. Тема: Поздравительная открытка. Выполнить открытку в технике коллаж. Знакомство с новой техникой. Коллаж( приклеивание)- технический прием в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую- либо основу предметов и материалов , отличающихся от основы по цвету и фактуре. Его можно дорисовать тушью, акварелью…При составлении композиции вспомнить о способах выделения композиционного центра и как с помощью ритма добиться необходимого впечатления.
Материалы: цветной картон, мягкая ткань- салфетка , контуры, бисер, клей.
Самостоятельная работа: Выполнить коллаж из различных предметов, А5
Раздел 2: Виды росписей на различных поверхностях.
2.1. Тема: Декорирование рамки для фотографии. Использование точечной техники . Современная точечная техника ( point-to-point) выполняется акриловыми контурами. Контуры передают объем рисунка за счет объемных точек. Работы, выполненные в точечной технике очень похожи на работы , выполненные в технике старинной финифти с эмалью. Выполнить несколько упражнений: виды узоров, орнаментов используемых в этой технике.
Материалы: рамка, контуры, акрил.
Самостоятельная работа: Познакомиться с точечной техникой.
2.2.Тема: Новогодняя открытка . Выполнить в точечной технике, с использованием акрила и элементов декупажа.
Материалы: контуры, акрил, салфетки, клей.
Самостоятельная работа: Украсить в точечной росписи чашку или стакан.
2.3. Тема: Точечная роспись на тарелке. Выполняется эскиз к работе, подбирается цветовое сочетание контуров и фона.
Материалы: стеклянная тарелка, контуры, акрил.
Самостоятельная работа: познакомиться с витражной росписью.
2.4. Тема: «Цветы и бабочки». Декоративное панно в технике витража. Познакомиться с историей возникновения витражей. Витраж- это прозрачная картина, выполненная на стекле витражными красками. Выполнить эскиз, подобрать цветовое сочетание.
Материалы: стекло, контуры, витражные краски.
Самостоятельная работа: познакомиться с Городецкой росписью по дереву.
2.5.Тема: Городецкая роспись по дереву. Роспись разделочной доски. Знакомство с центром росписи ( Городец), особенность стиля и орнаментальные мотивы. Выполнить упражнения на овладение основными приемами этой техники.
Материалы: разделочная доска, гуашь.
Самостоятельная работа: Выполнить веточку с цветами( розаны и купавки) на А5
2.6.Тема: Батик . Свободная техника росписи. Познакомить с историей росписи тканей, материалах и приспособлениях, основными техниками росписи. Рассказать о свободной технике росписи. Обратить внимание на цветовую гармонию, выразительность линий и мягких переходов одного цвета в другой.
Материалы: Грунтованная ткань( искусственный шелк) , краски , рамка или подрамник А4.
Самостоятельная работа: Выполнить аналогичную работу дома.
2.7. Тема: « Космос». Техника- горячий батик. Изучение техники горячий батик.
Выполнение эскиза и упражнений по отработке приемов этой техники. Подобрать цветовой колорит для батика.
Материалы: Свечи, кисти, спирт, краски, подрамник или рамка А4
Самостоятельная работа: собрать коллекцию осенних листьев.
Раздел 3: Нетрадиционные техники рисования.
3.1. Тема: Монотипия. Рисунки отпечатками листьев. ( Например: « Осенний ковер», «Жар- птица» , « Солнышко» Знакомство с техникой монотипия. Выполнить упражнения на отпечатывание листьев. Придумать композицию из листьев, разобраться с цветовым колоритом.
Материалы: осенние листья, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнить подобную работу , А5
3.2. Тема: « Цветик- семицветик», « Подводная красавица» . Рисунок выполняется ватными палочками. Знакомство с техникой, выполнение упражнений. Нарисовать эскиз и подобрать цветовую гамму.
Материалы: ватные палочки, гуашь.
Самостоятельная работа: Выполнить работу ватными палочками « Натюрморт из фруктов», А5
3.3. Тема: « Кошка» или « Парусник». Работа выполняется в технике граттаж. Знакомство с новой техникой. Придумать эскиз будущей композиции и цветовые отношения.
Материалы: масляная пастель, гуашь, зубочистки.
Самостоятельная работа: « Удивительные цветы» в технике граттаж, А5
3.4. Тема: « Сова». Выполнить работу из соленого теста и расписать.
Материалы: соленое тесто, ножницы, гуашь, контуры.
Самостоятельная работа: познакомиться с работами из соленого теста.
2год обучения
Раздел1: Работа с бумагой. Коллаж, аппликация, декупаж.
1.1.Тема: «Цветок» Используя технику коллажа выполнить выразительное решение сюжета. Выбрать удачное композиционное размещение предметов на плоскости. Составить эскиз аппликации, вырезать отдельные его части по заготовленным лекалам из журналов различных по цвету и наклеить их согласно рисунку.
Материалы: журналы, клей, А4.
Самостоятельная работа: собрать в коллекцию разные по фактуре и цвету предметы декора( пуговицы, бисер, ракушки..).
1.2Тема:Бабочка.Выполнить работу в технике торцевания. Повторить особенности техники торцевания. Подобрать гармоничную цветовую гамму .
Материалы: гофрированная бумага, торцовочный инструмент, клей, А3.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичное задание на формате А5.
1.3.Тема:Открытка. Выполнить в технике квиллинг. Продумать сюжет и эскиз на основе знаний о симметрии и асимметрии, понятий ритмически расположенных форм. Согласно эскизу продумать порядок формирования изображения способом послойного наложения заготовок на плоскость.
Материалы: бумага для квиллинга, цветной картон, зубочистки, клей.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу.
1.4.Тема: «Царевна-лебедь». Работа выполняется в технике аппликации из салфеток. Нарисовать эскиз панно, затем выполнить его в технике аппликации с использованием различных по цвету салфеток.
Материалы: бумага А3, салфетки, клей.
Самостоятельная работа: познакомиться с иллюстрациями к « Сказке о царе Салтане».
1.5.Тема: Обратный декупаж на стеклянной тарелке. Познакомиться с техникой- обратный декупаж. Составить композицию из салфеточных мотивов и ритмически расположить их на тарелке. Подобрать цвет фона. Работу оформить контурами и росписью акрилом.
Материалы: стеклянная тарелка, салфетки для декупажа, клей, акрил, контуры.
Самостоятельная работа: познакомиться с техникой обратный декупаж.
1.6. Тема: « Ветка рябины». Используется техника квиллинг. Выполнить эскиз композиции, подобрать гармоничное сочетание фона и элементов композиции.
Материалы: цветной картон, бумага для квиллинга, зубочистки, клей.
Самостоятельная работа: познакомиться с панно, выполненными в технике квиллинг.
Раздел2: Виды росписей на различных поверхностях.
- Тема: Роспись разделочной досточки. Хохломская роспись. Беседа об истории возникновения и развития росписи «Хохлома». Изучить элементы росписи, овладеть основными приемами их выполнения.
Материалы: гуашь, разделочная досточка
Самостоятельная работа: выполнить орнамент с цветочками и листочками хохломской росписью, А5
- Тема: Пейзаж. Витражная роспись по стеклу. Повторить технику исполнения витражной росписи. Выполнить эскиз к композиции, подобрать гармоничное сочетание цветов.
Материалы: стекло, витражные краски, контуры.
Самостоятельная работа: познакомиться с пейзажами , выполненными в витражной росписи.
2.3.Тема: «Бабочка», «Рыбка». Точечная роспись. Повторение основных особенностей точечной росписи и приемов ее выполнения. Создать свой эскиз и выполнить роспись стеклянной тарелки.
Материалы: стеклянная тарелка, акрил, контуры.
Самостоятельная работа: познакомиться с точечной росписью на тарелках.
2.4.Тема: Роспись новогодних игрушек контурами и акрилом. Выполнить работу акриловыми красками с применением точечной росписи по предварительно выполненному эскизу.
Материалы: акрил, игрушки, контуры.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу.
2.5.Тема:Новогодняя открытка. Батик, свободная техника. Повторить свободную технику батика. Подготовить эскиз открытки, цветовую гамму. Готовую работу оформить.
Материалы: искусственный шелк, пастельная бумага, краски, контуры, клей.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу.
2.6.Тема: Композиция в технике холодный батик. Познакомить с новой техникой- холодный батик, выполнить серию упражнений на освоение приемов выполнения росписи. Выполнить эскиз будущей работы, подобрать цветовые отношения, обвести резервом и выполнить в цвете. Законченную работу украсить контурами.
Материалы: искусственный щелк, краски по ткани, резерв, трубочка для резерва, контуры.
Самостоятельная работа: познакомиться с работами , выполненными в технике холодный батик.
Раздел 3: Нетрадиционные техники рисования.
3.1.Тема: Коллективная работа «Цветы и бабочки». Выполнить работу в технике монотипия. Вспомнить о приемах выполнения работ в технике монотипия. Выполнить эскиз к композиции, вспомнить о симметрии в композиции, подобрать гармоничное сочетание цветов. Бабочки выстригаются и приклеиваются на основную работу.
Материалы: бумагаА1, А4, акварель, ножницы.
Самостоятельная работа: выполнить бабочку в технике монотипия, А4
3.2.Тема: «Натюрморт .Фрукты на столе». Выполнить композицию ватными палочками. Повторить технику работы ватными палочками. Беседа. Симметрия и уравновешенность в композиции. Выполнение эскиза , разбор работы в цвете.
Материалы: Тонированная бумага, гуашь, ватные палочки.
Самостоятельная работа: познакомиться с детскими работа « Подводный мир».
3.3.Тема: «Подводный мир». Работа выполняется в технике граттаж. Беседа. Симметрия и уравновешенность в композиции. Выполнение эскиза , подобрать гармоничное сочетание цветов. Вспомнить основные правила работы в технике граттаж.
Материалы: бумага А3, масляная пастель, гуашь, зубочистки.
Самостоятельная работа: выполнить работу в данной технике, А5
3.4.Тема: «Цветы». Панно из соленого теста. Выполнить эскиз композиции, подобрать цветовые отношения. Вспомнить технику работы с соленым тестом.
Материалы: картон А4, соленое тесто, гуашь.
Самостоятельная работа: познакомиться с работами из соленого теста.
Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж. Квиллинг.
- Тема: « Подводное царство». Коллаж. Работа выполняется в технике коллаж с использованием элементов декора. Подобрать нужный материал из журналов, выдержав нужную цветовую гармонию. Повторить виды коллажа и способы его выполнения.
Материалы: бумага А3, журналы, клей, элементы декора.
Самостоятельная работа: знакомство с художниками- моринистами.
- Тема: «Корзина с цветами». Квиллинг. Повторить технику квиллинг и основные приемы. Выполнить эскиз работы, скомпоновать в листе, подобрать нужные, гармоничные цвета.
Материалы: цветной картон, бумага для квиллинга, клей.
Самостоятельная работа: закрепление полученных на уроке навыков.
- Тема: Конструирование объемной формы «Волшебное дерево». Теоретические сведения. Понятие «круг», «овал». Правила деления круга на равные части. Художественное конструирование объемной формы на основе геометрической фигуры- круг.
Материалы: салфетки, цветочный горшок, клей ПВА.
Самостоятельная работа: выполнить открытку из салфеток, А5
- Тема: Композиция в технике вырезания из бумаги « цзяньчжи». Познакомить с новой техникой. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Возможен индивидуальный подход: более подготовленным детям будет интересна сложная композиция, менее подготовленным можно предложить упрощенный вариант. При этом обучающий и развивающий смысл задания сохраняется. Использовать правила симметричного вырезания .
Материалы: бумага, резак, ножницы, клей ПВА.
Самостоятельная работа: знакомство с новой техникой
- Тема: Коллаж. Выполнить коллаж соединяя в композиции разные предметы по фактуре, форме и цвету. Такой эксперимент в работе позволит детям увидеть привычные вещи по-новому.
Материалы: использование цветных страниц из глянцевых журналов , пуговицы, бисер…. ножницы, клей, бумага А3.
Самостоятельная работа: составить миниатюрный коллаж А5
Раздел 2: Виды росписей на различных поверхностях.
- Тема: Жостовская роспись. Беседа о виде росписи, художественно- стилистические особенности центра росписи Жостово. Краски, применяемые для росписи. Познакомить с центрами росписи по дереву, узнать особенности стиля и орнаментальные мотивы. Изучить элементы и мотивы выбранной росписи, овладеть основными приемами их выполнения. На основе полученных знаний самостоятельно выполнить роспись на досточке или подносе.
Материалы: доска или поднос , акрил.
Самостоятельная работа: изучить литературу по данной теме.
- Тема: Роспись по деревянному яйцу. Научиться работать по образцу, изучить разнообразие элементов росписи, отработать навыки выполнения основных приемов. Выполнение копии с подлинника.
Материалы: деревянная заготовка яйца, гуашь.
Самостоятельная работа: подобрать иллюстративный материал для работы над будущей композицией.
Создать композицию с использованием характерных образов выбранной росписи. Используя основные элементы, цветовые сочетания, композиционные особенности выбранной росписи, создать свой эскиз, выполнить роспись на стекле
Материалы: стекло, акрил.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.
- Тема: Роспись на вазе. Выполнить точечной росписью с применением декупажа. Создать композицию с использованием характерных образов выбранной росписи. Используя основные элементы, цветовые сочетания, композиционные
особенности выбранной росписи создать свой эскиз, выполнить роспись на вазе.
Материалы: ваза, акрил, контуры, салфетки, клей.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.
2.5.Тема: Батик. Смешанная техника росписи. Познакомить с техникой смешанной росписи ткани. Обратить внимание на цветовую гармонию, выразительность линий и мягких переходов одного цвета в другой. Продемонстрировать приемы работы кистью на ткани. Создать композицию "Цветы", работая с наглядным материалом. Выполнить рисунок на бумаге, узнать способы его перенесения на ткань, подготовить рамы к росписи, резервирование, роспись (работа с цветом). Декорирование выполненной композиции контурами.
Материалы: краски для батика, ткани, декоративные контуры, резерв.
Самостоятельная работа: читать сказки, найти образы птиц, собрать иллюстративный материал.
2.6. Тема: Панно «Птица-пава». Повторить технику росписи «Холодный батик». Повторить приемы работы (переведение рисунка на ткань, нанесение контура, роспись с более светлых участков). Работа над эскизом батика. Возможно использование геометрического орнамента при создании рамки вокруг основного мотива.
Материалы: ткань, краски для батика, резерв, стеклянные трубочки.
Самостоятельная работа: выполнить упражнения по отработке навыков работы кистью на ткани.
Раздел 3: Нетрадиционные техники рисования.
3.1.Тема: Пейзаж. Техника монотипия. Повторить приемы, используемые в технике монотипия. Выполнить эскиз будущей композиции, подобрать цветовое решение. Законченную работу дописать акварелью.
Материалы: бумага А4, акварель.
Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке А5
3.2.Тема: Цветы в вазе. Выполнить работу в технике набрызг. Познакомиться с новой техникой набрызг- разбрызгивание краски с помощью зубной щетки и расчески.
Материалы: трафареты, зубная щетка, расческа, гуашь.
Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке А5.
3.3. Тема: «Красивые цветы». Техника граттаж. Повторить технику граттаж. Рассказать о порядке работы во время создания данной композиции. Отработать навыки и умения работы , которые способствуют развитию аккуратности и усидчивости в процессе выполнения задания.
Материалы: бумага А3, масляная пастель, гуашь, зубочистки.
Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке, выполнив подобную работу, А5.
3.4.Тема: «Фрукты». Панно из соленого теста. Повторить основы и приемы работы с соленым тестом. Выполнить эскиз , подобрать гармоничное сочетание цветов.
Материалы: соленое тесто, гуашь, картон.
Самостоятельная работа: познакомиться с работами , выполненными в этой технике.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Прикладное творчество».
1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративно- прикладного искусства и художественных промыслов.
2.Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.
3.Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.).
- Умение решать художественно - творческие задачи, пользуясь эскизом.
- Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла. Умение работать с различными материалами.
- Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования.
- Умение изготавливать игрушки из различных материалов.
- Навыки заполнения объемной формы узором.
- Навыки ритмического заполнения поверхности.
- Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
- Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
- Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
- Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения.
- Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность.
Программа предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.
2. Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
"5" (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
"4" (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.
"3" (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при
объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.
Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, завершения работ, рисования с применением шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях города и образовательного заведения. Для эффективного выполнения домашней работы все задания выполняются в специальном «Альбоме домашних заданий»
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы
Аверьянова М.Г. Гжель - российская жемчужина.- М, 1993 Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989 Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010 Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная кукла своими руками. Белый город, 2010
Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, 1975 Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность, Северный паломник, - 2008
Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия, АСТ-Пресс Книга, 2009
Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007 Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005 Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.: «Изобразительное искусство», 1984
Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994 Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988 Орловская традиционная игрушка. Каталог. Составитель Борисова И.И., 2007
Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник: справочник / Сост. Теличко А. А., Рыженко В.И..- М.; Оникс, 2008
Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010
Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006
Фиона Джоунс Фантазии из бумаги. Техника, приемы, изделия. Аст- пресс, 2006
Неменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009
Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985 Юный художник 1992 г.: №№3-4. Яковлева О. "Филимоновская игрушка"
Список учебной литературы Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007
Дорожин Ю. Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007
Клиентов А. Народные промыслы. - М.: Белый город, 2010 Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. - М.: Белый город, 2010 Межуева Ю.А. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М., Мозаика-Синтез, 2003
Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел.- М.. Изд-во Эксмо, 2003 Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.: АСТ, 1998
Средства обучения
На уроках прикладного творчества используется большое количество разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель мог ознакомить учащихся со способами изготовления изделий, с инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над заданием. Типы пособий:
• натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках. Для показа сложных приемов обработки материала используются детали увеличенного размера. Возможно использование предметно-технологической карты;
- образец — это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке, особенно на первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций, необходимых для изготовления изделия, случайными и неосознанными;
- устное описание внешнего вида предмета и его конструкции -
способствует образованию у детей правильного представления о предмете творчества;
- электронные образовательные ресурсы - мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные - слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи;
- материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми необходимыми материалами: красками (акварель, гуашь, краски для батика), бумагой разных видов, гелевыми ручки, материалами для изготовления кукол и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету РЕМЕСЛО ( декоративно - прикладное творчество)
Рабочая программа для детей со сложной структурой дефекта. Срок реализации -5 лет (5 -9классы)...
рабочая программа по учебному предмету народное музыкальное творчество (ФГТ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "Живопись".Программа по учебному предмету "Прикладное творчество".
Содержание учебного предмета « Прикладное творчество» построено с учётом возрастных особенностей детей, а также с учётом особенностей развития их пространственного мышления, включает теор...
Учебно-методический комплект к программе "От природы к творчеству"
Учебно-методический комплект к программе "От природы к творчеству"...
Учебно-методический комплект к программе "От природы к творчеству"
Учебно-методический комплект(УМК) представляет перечень учебно-методических материалов для проведения занятий по программе «От природы к творчеству» с указанием ссылок на интернет ресурсы ...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ПРОГРАММЕ "ОТ ПРИРОДЫ К ТВОРЧЕСТВУ"
Учебно-методический комплект(УМК) представляет перечень учебно-методических материалов для проведения занятий по программе «От природы к творчеству» с указанием ссылок на интернет ресурсы ...