Рабочая программа по ИЗО для 5 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Иванова-Бегутова Наталья Владимировна

Рабочая учебная программа по ИЗО по учебнику автора Н. Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_izo_5_klass.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ЛИПОВКА»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ с. Липовка» Энгельсского муниципального района

_____________/В.В,Миронова/

«__»____________2012г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

           «СОШ с.Липовка» Энгельсского муниципального района

_____________/Н.А. Миронова /

Приказ № ___ от «__»

______________  2012г.

Рабочая учебная программа

по учебному предмету «изобразительное искусство»

для обучающихся 5 класса

МБОУ  «СОШ с. Липовка»

Энгельсского муниципального района

(базовый уровень)

на 2012\2013 учебный год

Составитель:

Иванова Наталья Владимировна                  

 учитель изобразительного искусства

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству и художественному труду  для 5 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по изобразительному искусству и художественному труду (базовый уровень) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года.

Рабочая учебная программ предназначена для учащихся 5 класса.

Первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства  в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

        Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

        Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение.  Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

        Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

        Целью учебного предмета «Изобразительное искусство» является: формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

Формирование художественно-творческой активности:

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание  в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

Формирование художественных знаний, умений, навыков, а также способствует реализации модели выпускника основной школы:  любящего  свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающего мир, умеющего учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активного, уважающего закон и правопорядок, уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для      человека и окружающей его среды.

Ожидаемые образовательные результаты

Учащиеся должны понимать:

-значение древних корней народного искусства;

-связь времён в народном искусстве;

-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;

-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово,  Хохлома):

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Учащиеся должны уметь:

-отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

-создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

-создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

-объединять в индивидуально-коллективной работе творческие  усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

        Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Количество часов

Всего 34  часа; в неделю 1 час.

п/п

Тематический блок.

Кол-во

часов

Использо

вание

ИКТ

Использо

вание

проект.

деят-ти

Использо

вание

исследоват

деят-ти

1

Древние корни народного искусства.

8

2

2

4

2

Связь времен в народном искусстве.

8

6

1

1

3

Декор-человек, общество, время.

10

3

2

5

4

Декоративное искусство в современном мире.

8

3

1

4

СОДЕРЖАНИЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Тематический блок, тема учебного занятия

Кол-во часов

Древние корни народного искусства (8)

1

Древние образы в народном искусстве (ИД)

1

2

Декор русской избы (ИКТ)

1

3

Внутренний мир русской избы (ИКТ)

1

4

Конструкция, декор предметов народного быта и труда (ИД)

1

5

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки (Мини-проект)

1

6

Внутреннее убранство крестьянского дома. (Посиделки) (ИД)

1

7

Народный праздничный костюм (Мини-проект).

1

8

Народные праздничные гулянья (ИД)

1

Связь времен в народном искусстве (8)

1

Древние образы в современных народных игрушках. (ИД)

1

2

Искусство Гжели. ( ИКТ)

3

Городецкая роспись. (ИКТ)

4

Хохлома. (ИКТ)

5

Жостово. Роспись по металлу. (ИКТ)

6

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. (ИКТ)

7

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. (ИД)

8

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Обобщение темы. (Мини-проект).

Декор – человек, общество, время (10)

1

Зачем людям украшения. (ИД)

1

2

Украшения в жизни древних обществ. (ИКТ)

1

3

Декоративное искусство Древней Греции. (ИД)

1

4

Греческая вазопись. (ИКТ)

1

5

Что такое эмблемы, зачем они людям. (Мини-проект)

1

6

Гербы и эмблемы. (ИД)

1

7

Декоративное искусство Западной Европы 17 века. (ИКТ)

1

8

Одежда французского двора второй половины XVII века. (ИД)

1

9

Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. (ИД).

1

10

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. (Мини-проект)

1

Декоративное искусство в современном мире (8)

1

Современное повседневное и  выставочное  искусство.(ИКТ)

1

2

Современное декоративное искусство.(ИКТ)

1

3

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. (ИД)

1

4

Витраж. (ИКТ)

1

5

Древние образы в современном декоративном искусстве. (Мини-проект)

1

6

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. (Панно).(ИД)

1

7

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. (Игрушка из мочала). (ИД)

1

8

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. (Ваза).(ИД)

1

Календарно-тематическое планирование.

№пп/п

Наименование тем уроков

Кол-во

час.

Дата проведения

Корректировка

Основные понятия и термины

по

плану

по

факту

1

Древние образы в народном искусстве.

1

7.09

Древо жизни, символика.

2

Декор русской избы.

1

14.09

Сюжетно-декоративная композиция «Русская изба».

3

Внутренний мир русской  избы.

1

21.09

Символика внутреннего пространства дома.

4

Конструкция и декор предметов народного быта.

1

28.09

Декор в предметах народного быта.

5

Внутреннее убранство крестьянского дома. (Посиделки)

1

5.10

Орнамент. Символы. Принципы композиционного построения.

6

Народный праздничный костюм

1

12.10

Разнообразие форм и украшений народного костюма.

7

Народные праздничные гулянья (ИД)

1

19.10

Понятия, относящиеся к теме: «Древние корни       народного искусства».

8

Внутреннее убранство крестьянского дома. (Посиделки) (ИД)

1

26.10

Обобщение знаний по данной теме.

9

Древние образы в современных народных игрушках. (ИД)

1

09.11

Русская игрушка: филимоновская.

10

Искусство Гжели. ( ИКТ)

1

16.11

Русская игрушка: дымковская. Изготовление дымковской игрушки.

11

Городецкая роспись. (ИКТ)

1

23.11

История гжельской керамики, особенности росписи.

12

Хохлома. (ИКТ)

1

30.11

История и особенности городецкой росписи.

13

Жостово. Роспись по металлу. (ИКТ)

1

07.12

История и особенности хохломы.

14

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. (ИКТ)

1

14.12

История и особенности жостова.

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. (ИД)

1

21.12

История возникновения резьбы по бересте.

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Обобщение темы. (Мини-проект).

1

28.12

17

Древние образы в современных народных игрушках. (ИД)

1

11.01.

2013

Обобщение знаний по теме русские народные промыслы.

18

Зачем людям украшения. (ИД)

1

18.01

Костюм, символика цвета.

19

Украшения в жизни древних обществ. (ИКТ)

1

25.01

20

Декоративное искусство Древней Греции. (ИД)

1

01.02

Костюм, стиль эпохи средневековья.

21

Греческая вазопись. (ИКТ)

1

08.02

22

Что такое эмблемы, зачем они людям. (Мини-проект)

15.02

Символ, эмблема, герб.

23

Гербы и эмблемы. (ИД)

1

22.02

Символ, эмблема, герб.

24

Декоративное искусство Западной Европы 17 века. (ИКТ)

1

01.03

Декоративно прикладное искусство древнего Египта.

25

Одежда французского двора второй половины XVII века. (ИД)

1

15.03

26

Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. (ИД).

1

22.03

Обобщающие понятия по теме.

27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. (Мини-проект).

1

05.04

28

Современное повседневное и  выставочное  искусство  (ИКТ).

1

12.04

Многообразие материалов и техник современного ДПИ.

29

Современное декоративное искусство (ИКТ)

1

19.04

Многообразие материалов и техник современного ДПИ.

30

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. (ИД)

1

26.04

Этапы работы над произведением ДПИ.

31

Витраж. (ИКТ)

1

03.05

Этапы работы над произведением ДПИ.

32

Древние образы в современном декоративном искусстве. (Мини-проект)

1

10.05

Этапы работы над произведением ДПИ.

33

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. (Панно).(ИД)

1

17.05

Этапы работы над произведением ДПИ.

34

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. (Игрушка из мочала). (ИД)

1

24.05

Этапы работы над произведением ДПИ.

ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплект

  1. Учебник изобразительного искусства Н. А. Горяева., О. В. Островская Москва Просвещение 2008 г.

.      2.  Горяева Н. А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 кл. 2008.

       3.  Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. 5 класс 2007.

Литература для учителя

1.  Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный. Москва.  Просвещение. 2009 г.

3.    Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. 5  класс.  Волгоград,  «Учитель – АСТ» 2003 г.

Литература для обучающихся

  1. Е. Каменева Какого цвета радуга. Москва. «Детская литература» 1984
  2. Журнал «Педсовет» №8 1998. Искусство первобытного общества.

Адреса сайтов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...