Рабочая программа по ИЗО для 5 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Рабочая учебная программа по ИЗО по учебнику автора Н. Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izo_5_klass.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ЛИПОВКА»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ с. Липовка» Энгельсского муниципального района _____________/В.В,Миронова/ «__»____________2012г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ с.Липовка» Энгельсского муниципального района _____________/Н.А. Миронова / Приказ № ___ от «__» ______________ 2012г. |
Рабочая учебная программа
по учебному предмету «изобразительное искусство»
для обучающихся 5 класса
МБОУ «СОШ с. Липовка»
Энгельсского муниципального района
(базовый уровень)
на 2012\2013 учебный год
Составитель:
Иванова Наталья Владимировна
учитель изобразительного искусства
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству и художественному труду для 5 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по изобразительному искусству и художественному труду (базовый уровень) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года.
Рабочая учебная программ предназначена для учащихся 5 класса.
Первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Целью учебного предмета «Изобразительное искусство» является: формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:
- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.
- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
Формирование художественно-творческой активности:
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
Формирование художественных знаний, умений, навыков, а также способствует реализации модели выпускника основной школы: любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающего мир, умеющего учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активного, уважающего закон и правопорядок, уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Ожидаемые образовательные результаты
Учащиеся должны понимать:
-значение древних корней народного искусства;
-связь времён в народном искусстве;
-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;
-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома):
-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Учащиеся должны уметь:
-отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
-создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
-создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
-объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
№ п/п | Тематический блок. | Кол-во часов | Использо вание ИКТ | Использо вание проект. деят-ти | Использо вание исследоват деят-ти |
1 | Древние корни народного искусства. | 8 | 2 | 2 | 4 |
2 | Связь времен в народном искусстве. | 8 | 6 | 1 | 1 |
3 | Декор-человек, общество, время. | 10 | 3 | 2 | 5 |
4 | Декоративное искусство в современном мире. | 8 | 3 | 1 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Тематический блок, тема учебного занятия | Кол-во часов | |
Древние корни народного искусства (8) | ||
1 | Древние образы в народном искусстве (ИД) | 1 |
2 | Декор русской избы (ИКТ) | 1 |
3 | Внутренний мир русской избы (ИКТ) | 1 |
4 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда (ИД) | 1 |
5 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки (Мини-проект) | 1 |
6 | Внутреннее убранство крестьянского дома. (Посиделки) (ИД) | 1 |
7 | Народный праздничный костюм (Мини-проект). | 1 |
8 | Народные праздничные гулянья (ИД) | 1 |
Связь времен в народном искусстве (8) | ||
1 | Древние образы в современных народных игрушках. (ИД) | 1 |
2 | Искусство Гжели. ( ИКТ) | |
3 | Городецкая роспись. (ИКТ) | |
4 | Хохлома. (ИКТ) | |
5 | Жостово. Роспись по металлу. (ИКТ) | |
6 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. (ИКТ) | |
7 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. (ИД) | |
8 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Обобщение темы. (Мини-проект). | |
Декор – человек, общество, время (10) | ||
1 | Зачем людям украшения. (ИД) | 1 |
2 | Украшения в жизни древних обществ. (ИКТ) | 1 |
3 | Декоративное искусство Древней Греции. (ИД) | 1 |
4 | Греческая вазопись. (ИКТ) | 1 |
5 | Что такое эмблемы, зачем они людям. (Мини-проект) | 1 |
6 | Гербы и эмблемы. (ИД) | 1 |
7 | Декоративное искусство Западной Европы 17 века. (ИКТ) | 1 |
8 | Одежда французского двора второй половины XVII века. (ИД) | 1 |
9 | Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. (ИД). | 1 |
10 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. (Мини-проект) | 1 |
Декоративное искусство в современном мире (8) | ||
1 | Современное повседневное и выставочное искусство.(ИКТ) | 1 |
2 | Современное декоративное искусство.(ИКТ) | 1 |
3 | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. (ИД) | 1 |
4 | Витраж. (ИКТ) | 1 |
5 | Древние образы в современном декоративном искусстве. (Мини-проект) | 1 |
6 | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. (Панно).(ИД) | 1 |
7 | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. (Игрушка из мочала). (ИД) | 1 |
8 | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. (Ваза).(ИД) | 1 |
Календарно-тематическое планирование.
№пп/п | Наименование тем уроков | Кол-во час. | Дата проведения | Корректировка | Основные понятия и термины | |
по плану | по факту | |||||
1 | Древние образы в народном искусстве. | 1 | 7.09 | Древо жизни, символика. | ||
2 | Декор русской избы. | 1 | 14.09 | Сюжетно-декоративная композиция «Русская изба». | ||
3 | Внутренний мир русской избы. | 1 | 21.09 | Символика внутреннего пространства дома. | ||
4 | Конструкция и декор предметов народного быта. | 1 | 28.09 | Декор в предметах народного быта. | ||
5 | Внутреннее убранство крестьянского дома. (Посиделки) | 1 | 5.10 | Орнамент. Символы. Принципы композиционного построения. | ||
6 | Народный праздничный костюм | 1 | 12.10 | Разнообразие форм и украшений народного костюма. | ||
7 | Народные праздничные гулянья (ИД) | 1 | 19.10 | Понятия, относящиеся к теме: «Древние корни народного искусства». | ||
8 | Внутреннее убранство крестьянского дома. (Посиделки) (ИД) | 1 | 26.10 | Обобщение знаний по данной теме. | ||
9 | Древние образы в современных народных игрушках. (ИД) | 1 | 09.11 | Русская игрушка: филимоновская. | ||
10 | Искусство Гжели. ( ИКТ) | 1 | 16.11 | Русская игрушка: дымковская. Изготовление дымковской игрушки. | ||
11 | Городецкая роспись. (ИКТ) | 1 | 23.11 | История гжельской керамики, особенности росписи. | ||
12 | Хохлома. (ИКТ) | 1 | 30.11 | История и особенности городецкой росписи. | ||
13 | Жостово. Роспись по металлу. (ИКТ) | 1 | 07.12 | История и особенности хохломы. | ||
14 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. (ИКТ) | 1 | 14.12 | История и особенности жостова. | ||
15 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. (ИД) | 1 | 21.12 | История возникновения резьбы по бересте. | ||
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Обобщение темы. (Мини-проект). | 1 | 28.12 | |||
17 | Древние образы в современных народных игрушках. (ИД) | 1 | 11.01. 2013 | Обобщение знаний по теме русские народные промыслы. | ||
18 | Зачем людям украшения. (ИД) | 1 | 18.01 | Костюм, символика цвета. | ||
19 | Украшения в жизни древних обществ. (ИКТ) | 1 | 25.01 | |||
20 | Декоративное искусство Древней Греции. (ИД) | 1 | 01.02 | Костюм, стиль эпохи средневековья. | ||
21 | Греческая вазопись. (ИКТ) | 1 | 08.02 | |||
22 | Что такое эмблемы, зачем они людям. (Мини-проект) | 15.02 | Символ, эмблема, герб. | |||
23 | Гербы и эмблемы. (ИД) | 1 | 22.02 | Символ, эмблема, герб. | ||
24 | Декоративное искусство Западной Европы 17 века. (ИКТ) | 1 | 01.03 | Декоративно прикладное искусство древнего Египта. | ||
25 | Одежда французского двора второй половины XVII века. (ИД) | 1 | 15.03 | |||
26 | Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. (ИД). | 1 | 22.03 | Обобщающие понятия по теме. | ||
27 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. (Мини-проект). | 1 | 05.04 | |||
28 | Современное повседневное и выставочное искусство (ИКТ). | 1 | 12.04 | Многообразие материалов и техник современного ДПИ. | ||
29 | Современное декоративное искусство (ИКТ) | 1 | 19.04 | Многообразие материалов и техник современного ДПИ. | ||
30 | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. (ИД) | 1 | 26.04 | Этапы работы над произведением ДПИ. | ||
31 | Витраж. (ИКТ) | 1 | 03.05 | Этапы работы над произведением ДПИ. | ||
32 | Древние образы в современном декоративном искусстве. (Мини-проект) | 1 | 10.05 | Этапы работы над произведением ДПИ. | ||
33 | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. (Панно).(ИД) | 1 | 17.05 | Этапы работы над произведением ДПИ. | ||
34 | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. (Игрушка из мочала). (ИД) | 1 | 24.05 | Этапы работы над произведением ДПИ. |
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплект
- Учебник изобразительного искусства Н. А. Горяева., О. В. Островская Москва Просвещение 2008 г.
. 2. Горяева Н. А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 кл. 2008.
3. Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. 5 класс 2007.
Литература для учителя
1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный. Москва. Просвещение. 2009 г.
3. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. 5 класс. Волгоград, «Учитель – АСТ» 2003 г.
Литература для обучающихся
- Е. Каменева Какого цвета радуга. Москва. «Детская литература» 1984
- Журнал «Педсовет» №8 1998. Искусство первобытного общества.
Адреса сайтов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...