План-конспект урока. Мастер-класс "Матрёшка"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме

 На  уроке учащиеся знакомятся с историей происхождения Матрёшки,с различными способами росписи (Загорской, Семёновской,Полхов-Майдана) и по образцу выполняют роспись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_matryoshka.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат  VIII вида г. Кольчугино.

План-конспект урока

Мастер-класса  «Матрёшка»

Учитель: Алексеева Н. В.

2011-2012 учебный год

Тема мастер-класса: « Матрёшка.»

Цель урока: Учить рисовать матрёшку.

Задачи урока:

Обучающая: Познакомить учащихся с историей появления матрёшек.

Учить детей рисовать матрёшку.

Расширить эстетические представления о изделиях народных мастеров матрёшки из разных центров народных промыслов.

Развивающая: Развивать графические навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.

Воспитывающая: Воспитывать интерес к народному творчеству , аккуратность при выполнении задания.

Оборудование: Балванка, матрёшки, трафареты ,иллюстрации матрёшек из журналов,  таблицы с зашифрованными названиями народных промыслов, рисунки матрёшек.

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Загадка.

 В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

(Матрешка)

3.Стихотворение о матрёшке.

Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри - ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном - двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых  пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой.
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!

4. История возникновения матрёшки.

Матрёшкой называют точёную разъёмную игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Её условная округлая форма имеет мягкие  очертания и плавные переходы от головы  к широкому туловищу с плоским устойчивым основанием. Лёгкость круглящихся поверхностей, весёлая игра бликов, красочная роспись и случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок- вкладышей вызывают восторг. Дети любят Матрёшку. Разбирают и собирают её.

Впервые Матрёшка появилась в Москве в середине 90-годов  19 века и была сделана по эскизу художника Малютина. Её полюбил народ и Матрёшка получила большое распространение. Её стали создавать в Сергиевском посаде, г. Семёнове, Полхов-Майдане,  и т. д.Её форма и роспись каждый раз менялась и преобретала национальные черты.

Матрёшку изготавливают из выдержанной берёзы или липовой древесины. Сначала вытачивают самую маленькую целую фигурку , по ней- нижнюю часть фигурки побольше, затем её верхнюю половину и так весь ряд многоместной игрушки.

Перед вами одно из зашифрованных названии  матрёшки.

З    С    К

А    Р    А

Г    О    Я

Загорская матрёшка- широкая, толстобокая, приземистая,слегка сужающаяся книзу. Загорские мастера на ошкуренную поверхность сразу наносят роспись гуашевыми красками .Яркими открытыми цветами, окрашивают платок, завязанный спереди широким узлом, сарафан, передник ,кофту.Концом кисти рисуют верхние веки, приподнятые брови, чёрные радужки глаз с бликами, двумя точками нос ,красный бантик губ и две пряди светлых волос .Вдоль нижнего края передника и платка наносят ленту мелкого цветочного узора, который часто подчёркивают  двойной белой или красной линией .Рукава кофты также расписывают полоской узора. У мелких вкладышей украшают сарафан вертикальной полосой с кружочками и змейками. Всё наросованное обводят чёрной краской по контуру и лакируют, отчего матрёшка приобретает блеск и яркость.

Я    А    К    С    В    О

Н    Ё    М    Е    С

Семёновские матрёшки перед росписью грунтуют картофельным клейстером, затем наносят чёрной тушью стальным пером рисунок платка, рук, бровей , глаз со штриховой и бликами, орнамента, покрывающего туловище, концы и кайму платка. В середине орнамента обычно размещаются две-три крупных условных цветка, похожих на розы и колокольчики, между ними рисуют цветы и бутоны поменьше, ягодки и листочки .Нанесённый рисунок расписывают прозрачными анилиновыми красками и покрывают лаком. Часто роспись выполняют без «наводки» в кистевой манере рисуют травку, листики, лепестки.

П    В    М    Н   А

О    О    А    А

Л    Х    Й    Д

Следующая матрёшка Полхов-Майдана, как и семёновские, грунтуют токарную форму и «наводят» тушью рисунок. Их роспись отличается большей условностью: анилиновой красной или жёлтой краской покрывается верх игрушки, низ- зелёной или фиолетовой, вместо сарафана и передника – широкий овал, весь заполненный крупными «розанами», «колокольчиками», «яблочками» и кудрявыми листочками.Овал лица, как и брови, глаза, нос, даже рот ,намечают чёрной краской, обрамляют завитками кудрей и трилистниками цветистого розана.

5.Объяснение задания.

По трафарету выполнить рисунок матрёшки .Узор на матрёшки выбрать из предложенных образцов, приветствуется собственное составление узора матрёшки.

6.Физкультминутка.

7.Самостоятельная работа уч-ся .

Изображение матрёшки, цветовое решение задания .

Индивидуальная и фронтальная работа с учащимися.

8.Коллективный анализ детских рисунков.

9.Исполнение частушек про матрёшек.

Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к нам пришли матрешки

Ложки деревянные

Матрешечки румяные.

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам идем.

Весь народ глядит в окошки,

Танцевать пошли матрешки.

Восемь - водят хоровод,

А девятая - поет.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики,

Весело кружатся в танце

Яркие букетики.

10.Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...