Методическая разработка интегрированного занятия по изобразительному искусству и логопедии
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)
Методическая разработка интегрированного занятия по изобразительному искусству и логопедии
Тема: «Путешествие в страну розовой феи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка интегрированного занятия по изобразительному искусству и логопедии | 38.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка интегрированного занятия по изобразительному искусству и логопедии
Тема: «Путешествие в страну розовой феи»
Учитель изобразительного искусства, высшей категории, к.п.н , МБОУ «Гимназия №19»,г. Черкесск:
Фролова Марина Ивановна
2019г
Технологическая карта
Урок «Путешествие в страну розовой феи» ФГОС
Тип урока: интегрированный, урок комплексного применения знаний и умений
Ф.И.О. Фролова М.И., учитель изобразительного искусства ,к.п.н.
Учебный предмет: изобразительное искусство и логопедия
Класс: 1класс.
В конспекте хода урока содержится:
• Цели, достигаемые на каждом технологическом этапе урока;
• Формы (фронтально, индивидуально), используемые для организации учебной деятельности на каждом этапе урока.
• Учебное содержание в форме заданий, предлагаемых учителями на каждом этапе в соответствии с целями этого этапа.
• Озвучивание каждого задания и образец правильного его решения.
• Вопросы побуждающего или проблемного диалога, задаваемые учителем при организации работы по выполнению каждого задания
• Предполагаемые ответы учеников, в том числе и возможные ошибки
• Способ контроля и самоконтроля правильности выполнения каждого задания
• Способы исправления ожидаемых ошибок
Цели урока: (образовательные, развивающие, воспитательные)
- Расширение представления обучающихся о розовом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания. Знакомство с розовым цветом как оттенком красного цвета. Знакомство с оттенками розового цвета.
- Развивать навыки цветоведения.
- Развивать композиционные умения.
- Формирование способности ясно и четко излагать, строить полные предложения. Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже.
- Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
- Развитие произвольного внимания: умения максимально концентрироваться на происходящем.
- Воспитание длительного плавного выдоха. Формирование вкусовых образов.
- Совершенствование мелкой моторики рук и координации движений.
- Расширение представления обучающихся об эмоциях и воспитание добрых чувств.
- Снижение эмоционально-психического и телесного напряжения.
- Активизация творческого мышления, воображения и фантазии. Автоматизация звука «р» в словосочетаниях и предложениях.
- Развивать умение объективно оценивать результаты своей деятельности и деятельность одноклассников.
- Развивать умение анализировать соответствие результата урока с поставленными целями.
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Организационный момент Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Личностные - мотивация на урок, рефлексия готовности к уроку. Регулятивные УУД
| Проверяет готовность к уроку обучающихся. Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе; Настрой на работу. | Контролируют и оценивают свою готовность к уроку. |
II. Постановка учебной цели Цель:. Развитие навыков смешивания различных цветов. Подведение обучающихся к формулированию темы и цели урока. Автоматизация звука «р» в словосочетаниях и предложениях | Регулятивные УУД: - целеполагание, самоконтроль. Коммуникативные: - учебное сотрудничество с учителем. Познавательные: - развитие композиционных навыков и абстрактного творческого мышления. - Личностные: -умение сравнивать свои действия с действиями партнера. | Наводящими вопросами подводит обучающихся к формулированию учебной цели. | Воспринимают вопросы учителя на слух. |
III. Актуализация знаний Цель: обобщение ранее полученных знаний и актуализация этих знаний. | Регулятивные УУД: - целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено. Коммуникативные: - уметь слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения. Познавательные: - навыками цветоведения автоматизация звука «р» в словосочетаниях и предложениях,. | Учитель ИЗО предлагает детям соединить несколько цветовых пятен и наблюдать, какие оттенки получаются при соединении. Учитель –логопед отрабатывает автоматизация звука «р» в словосочетаниях и предложениях через цветовосприятие. | Соединяют цветовые пятна, наблюдают за получившимися оттенками, отвечают на вопросы учителей, подводят итог беседы. |
IV.Установка учебной задачи, самоопределение к учебной деятельности. Цель: создание проблемной ситуации. | Регулятивные: -логические (анализ, обобщение); - самоконтроль. Познавательные: -добывают новые знания: называют оттенки, полученные при смешивании цветов. Коммуникативные: - высказывают свое предположение, обосновывают свою точку зрения. Личностные: - выражают положительное отношение к процессу познания и к преодолению трудностей. | Организует обсуждение темы и цели урока с помощью наводящих вопросов | Участвуют в обсуждение темы и цели урока. |
V. Первичное закрепление Цель: закрепить знания, полученные на уроке. | Регулятивные: - анализ, обобщение, умение организовывать совместную деятельность под руководством учителя. Познавательные: - осуществляют отбор информации Коммуникативные: - учатся аргументировать свою точку зрения. Личностные: - оценивают собственные успехи и дают оценку своей деятельности. | Задает вопросы по теме. | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. |
VI. Практическая работа Цель: самоконтроль, взаимоконтроль усвоения знаний. | Регулятивные: -самоопределение к деятельности, контролируют результат своей деятельности. Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: - осуществляют отбор информации Коммуникативные: - вступают в конструктивный диалог с партнерами; высказывают свою точку зрения. Личностные: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Предлагает обучающимся внимательно выслушать инструкцию к заданию, выполнить задания, презентовать свою практическую работу для класса. | Высказывают предположения, участвуют в групповой практической работе, рассказывают о проделанной работе и о результате виртуального путешествия в рисунках, которое у них получились. |
VII. Рефлексия. Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности. | Регулятивные: -самооценка. Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные: - оформлять свою мысль в устной речи (умение выстраивать диалог). Личностные: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Побуждает обучающихся вспомнить поставленную цель. Просит сформулировать достигли ли этой цели. Подводит итог. | Контролируют результат своей деятельности. Понимают причины успеха/неуспеха, находят ответы на вопросы, опираясь на свой опыт. Оценивают свою деятельность на уроке. |
Оборудование и материалы
Предметы розового цвета: кусочки тканей, ленты, нитки, клубочек, цветы, перо, пуговицы, игрушки, шарик, бант, кукла-фея в розовом наряде, малиновое варенье и др.
Ход занятия
Вступление
-Розовая фея приглашает вас в розовый, розовый мир. Посмотрите, как красива эта фея (кукла в розовом наряде). И мир ее так же красив, как она сама.
-Фея хочет вам что-то сказать.
Педагог включает тихую, спокойную музыку, и от имени Розовой феи говорит:
-Закройте глаза и представьте себе розовые - розовые облака. Они тихонько плывут по небу, легкие, нежные и красивые. Эти облака - ваши мечты и желания. Представьте, что каждый из вас плывет на одном из таких розовых облаков. Это облако несет вас в розовый мир... Вот розовое облако мягко опускается вниз... все ниже и ниже... и вы - в розовом мире. (Педагог снимает покрывало с предметов розового цвета.) Откройте глаза и посмотрите на розовый мир.
ПОГРУЖЕНИЕ В ЦВЕТ
Упражнение 1. Оттенки розового цвета
-Посмотрите на розовые предметы. Скажите, к какому цвету ближе всего розовый цвет? (К красному.)
-Правильно. Розовый цвет – это оттенок красного цвета. Он состоит из смешения двух цветов: красного и белого. Розовый цвет очень разный. Он тоже имеет много оттенков: от бледно-розового до ярких, насыщенных тонов.
-Назовите мне сначала предметы светло-розового цвета.(Светло-розовое платье, светло-розовое перышко...) Теперь назовите темно-розовые предметы. (Темно-розовая ткань, темно-розовая рыбка...)
Упражнение 2. Ощущение цвета
Что бы могли путешествовать дальше в страну розовой феи нам нужно выполнить следующее задание.
-Расслабьте плечики... руки... лицо... глаза... Посмотрите на розовый цвет. Попробуйте почувствовать и описать, что несет розовый цвет, какое настроение вызывает. Какой он? (Нежный, мягкий, добрый, красивый, чудесный, спокойный, удивительный...)
-Вы замечательно описали розовый цвет. Розовый — это цвет примирения, воплощения доброты и любви. Он способствует расслаблению тела и помогает быть внимательным к окружающему миру. Когда вы почувствуете себя печальным или одиноким, этот цвет окажет вам поддержку: согреет вас и напомнит, что вы не одиноки в этом мире.
Упражнение 3. Повтори по памяти
-Проверим вашу память и внимание. Я закрою все предметы розового цвета, а вы назовете предметы, которые были закреплены на стенде. Будете внимательны и не повторяйте то, что уже назвали другие ребята. (Розовая кукла, розовый бант, розовый карандаш, розовый автомобиль и т. д.)
Упражнение 4. За малиной
Посмотрите, есть ли среди предметов ягоды розового цвета. (Есть.) Как называются эти ягоды? (Малина.) Давайте пойдем в лес собирать малину.
Дети вместе с педагогом проговаривают слова и выполняют соответствующие движения (физминутка):
Ягодка по ягодке (И. Соконская) Собирала я в лесу Ягоду малину.
Я домой не донесу Полную корзину.
Ягодка по ягодке,
Ягодка по ягодке -
Дело продвигается,
Ягод убавляется...
Солнце греет горячо,
Далека дорога.
Не отведать ли еще Ягодок немного?
Закатилось солнышко,
Показалось донышко,
А на донышке видна Только ягодка одна.
Имитируют срывание ягод с куста.
Качают головой, подперев ладонями щеки. «Поднимают тяжелую корзину». Сгибают левую руку в локте (корзина), а правой «достают из корзины по ягодке» и подносят ко рту.
Вытягивают руки вперед и в стороны. Приставляют Описывают полукруг соединенными руками.
ладони «козырьком» и смотрят вдаль. Снова Пожимают плечами.
«достают из корзины по ягодке».
Показывают «ягодку» - маленькое колечко из двух пальцев.
Упражнение 5. Вкусное варенье
Учитель логопед -Теперь давайте представим, что из ягод малины мы сварили вкусное варенье. Вот оно. (Педагог выносит вазочку с малиновым вареньем.) Как называют варенье из малины? (Малиновое). Давайте, попробуем малиновое варенье. Только оно горячее, и сначала надо подуть, чтобы оно остыло(упражнение на воздушные потоки)
Дети плавно и длительно дуют, слегка втягивая на выдохе мышцы живота и лицевые мышцы.
-Варенье остыло, и теперь мы можем его попробовать.
Учитель – логопед : слово розовый начинается на какую букву? Ответ детей [р]
Учитель – логопед обращается к обучающимся с заданием: назвать слова с буквой [р] и проговаривает с обучающимися для автоматизации звука «р»
I. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе
Розовый: пирог, шар, рот, двор, барабан, квадрат, круг, карандаш, парус, рукав, мундир, помидор, гранит, гранат, графин, краб, провод, прутик, пруд, мрамор, фарфор, фломастер, бархат, фартук, торт, шнур, абажур, ковер, персик, кефир, арбуз, картон, карман, веер, кирпич, червяк, забор, город.
Розовая: раковина, роза, дорожка, коробка, ручка, ракета, расческа, пирамида, рукавица, краска, брошка, пробка, простыня, брусника, кружка, пружина, крышка, марка, куртка, фирма, картошка, пер¬чатка.
Розовое: перо, перышко, зернышко, ведро, покрывало.
Розовые: фрукты, брызги, чернила, перчатки, ворота, помидоры.
II. Проговаривание и дополнение предложений
Я раскрасил розовым цветом... (цветок...)
Продайте мне, пожалуйста... (розовую, -ое, -ый, -ые...)
Я собираюсь подарить другу... (розовый, -ую, -ое, -ые...)
Я нарисовала на картине... (розовую, -ый, -ое, -ые...)
По розовой дорожке идет... (розовый, -ая, -ое...)
III. Спряжение в будущем времени
Я построю розовый дворец.
Я покрою розовой краской забор.
Я разрежу розовый арбуз.
Я размешаю в розовой кружке кефир.
Я закрою розовой крышкой коробку.
Я пробегу по розовой дорожке.
(Ты... он... она... мы... вы... они...)
IV. Подбор родственных слов с общей частью «роз»
Розовый, роза, розочка, розовеет, порозовел, розовощекий, розарий,
Учитель ИЗО предлагает для выполнения следующего задания прослушать сказку страны розовой феи.
Упражнение 6. Сказка «История Слоненка» (Г. Богумилова)
В далекой-далекой стране жил Слон. Он был так молод, что, пожалуй, это был Слоненок, веселый и безобидный. Только вот беда: он был розовый. Конечно, это было очень красиво, но уж слишком он отличался от остальных слонов. Все звери веселились, глядя на него, смеялись над ним и дразнили. Розовый Слоненок был добрым и ни с кем не спорил. Но он все время мечтал стать серым, как все слоны.
Он говорил про себя: «Я серый, как все нормальные слоны, серый» - но это не помогало. Он мечтал, что совершится чудо, и в одно прекрасное утро он проснется серым, - но чудо не совершалось.
Однажды с Розовым Слоненком случилась необыкновенная история. Правда, он не мог вспомнить, как это произошло: то ли он побывал в волшебной стране, то ли ему приснился чудесный сон.
Повстречался Розовый Слоненок с мальчиком Мишей, которому нравились животные. Дома у него было так много разных интересных зверей, что, пожалуй, получился бы целый зоопарк. Когда Миша подошел к Розовому Слоненку, ему показалось, что это сон. Он ущипнул себя, но убедился, что не спит. Розовый Слоненок посмотрел такими добрыми, приветливыми глазами, что мальчик подумал: «Вот и пришло мое счастье!».
Он слышал от бабушки, что к каждому человеку обязательно приходит счастье. А поскольку счастье всегда необыкновенно и приходит внезапно, то, конечно, встреча с Розовым Слоненком могла быть только счастливой.
Миша угостил нового знакомого розовым яблоком, а тот в ответ важно кивнул головой. Затем мальчик и Розовый Слоненок пошли гулять.
Мальчик шел рядом с Розовым Слоненком, радостный и счастливый. А Розовый Слоненок думал: «Как все- таки хорошо, что я розовый! Сколько радости я принес этому мальчику!».
Розовый Слоненок улыбался от счастья, потому что понял, насколько приятно и радостно — дарить счастье
другим.
-Понравилась вам сказка?
-Что вам больше всего в ней понравилось?
Кто счастливее в этой сказке: мальчик Миша или Слоненок? Почему?
Нужно ли вообще сравнивать, кто из них счастливее? Может быть, каждый счастлив по-своему?
-Что значит для вас счастье? (Чудо, добро, радость, когда к тебе хорошо относятся, когда все получается, что-то необычное; волшебное, когда ты отдыхаешь летом на даче, когда наступает Новый год...)
Учитель ИЗО - Продолжим наше путешествие и нарисуем что-либо розовое (героя, предмет, событие, место и т. д.), что может принести вам счастье. Чтобы получить розовый цвет мы должны смешать красный и белые цвета. Показывает приемы работы с палитрой и красками. Вам необходимо выполнить задание: Сочинить сказку по своему рисунку.
Вопросы к обучающимся после выполнения задания:
- Кто (что) это? Как его зовут?
Почему ты нарисовал именно этого героя?
Почему он приносит счастье?
Итог занятия
-Розовая фея прощается с вами и благодарит вас за то, что вы побывали в ее стране. Скажите и вы свое спасибо фее за приглашение.
-Понравилось ли вам путешествие в Розовую страну? Что дал вам розовый цвет? Кто запомнил, от сочетания каких двух цветов произошел розовый цвет?
Список литературы
1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Г.А. Волкова, М: Гуманист, издательский центр Владос, 2002. -232с.
2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуальная подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения [Текст]: пособие для логопедов/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М: Издательство ГНОМ и Д, 2001. 136с.
3. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст]: пособие для педагогов и родителей/ Н.Л. Кряжева, Ярославль: Академия развития, 1996. – 208с
4. Погосова, Н. М. Цветовой игротренинг [Текст]: авторская программа для педагогов, психологов, логопедов, родителей/ Н.М. Погосова, Издательство: Речь, 2007. -152с.
5.Разноцветный мир, М.Г. Смолякова, СПб, 1999
6..Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, СПб, 1999
7. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированных занятий педагога-психолога и учителя- логопеда
Задачи работы педагога-психологаЗадачи работы учителя-логопедаОрганизационно-методическая работа...
Методическая разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству «Мир глазами художника» для учащихся 1 класса.
С самого раннего возраста необходимо приучать детей работать с красками, знакомить их с богатством цветовой палитры, с разнообразием бесчисленных оттенков, получаемых при см...
Методическая разработка: “Замок моей мечты” (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
Цикл занятий, посвященных созданию замков, различных по тематике, по пластике решений и по созданию настроения, при помощи колорита.Метод, на котором построена эта методическая разработка можно назват...
Методическая разработка внеурочного мероприятия по изобразительному искусству в современной образовательной технологии «живые» квесты « Романтизм, реализм, импрессионизм и символизм русских художников XIX века"
Методическая разработка расчитана на на возрастную категорию учащихся 6-7 классов, в зависимрости от уровня подготовленности. Данная разработка позволяет в увлекательной современной образовательной те...
Методические разработки по МХК и изобразительному искусству
Мои методические разработки включают, как правило, презентации по урокам МХК и Искуссто (ИЗО, музыка) и изобразительному искуссву, которые могут стать замечательно базой для проведения урока и помощью...
Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.
В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....
Методическая разработка внеурочного занятия по изобразительному искусству "Праздники и традиции русского народа"
Тема занятия: «Праздники и традиции русского народа».Направление внеурочной деятельности: общекультурное.Название кружка: «Художественная мастерская».Возраст обучающихся: 11-12...