План-конспект урока изобразительного искусства
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
1. Урок для 6 класса. Тема: "Портрет". Разработан с использованием методик "Школы 2100"
2. Урок для 7 класса. Тема: "Плакат". Разработан с использованием технологий "Школы 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret.doc | 42.5 КБ |
plan_uroka_7_klass_plakat.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ
УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Учитель ИЗО Рашкова Татьяна Георгиевна
6 КЛАСС
ТЕМА ЧЕТВЕРТИ: «Жанры изобразительного искусства»
ТЕМА УРОКА: «Портрет»
ТИП УРОКА:
Изучение нового материала
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: Проблемное обучение
ПРИЁМЫ: сравнительный анализ, поисковая деятельность, практическая работа.
МЕТОДЫ:
Рассказ учителя с опорой на иллюстративный материал;
Выполнение упражнений и практических заданий;
РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- Таблица пропорций головы
ЦЕЛИ УРОКА:
- Обучение истории изобразительного искусства
- Воспитание эстетического вкуса учащихся, уважительного отношения к мировому культурному наследию;
- Развитие способности к творческому самовыражению
ЗАДАЧИ:
1. Развивающие:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства;
2. Образовательные:
- освоение первичных знаний об истории портрета, о его видах, формах, предназначении;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами зарисовки человека с натуры
3. Воспитательные:
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства;
ПОСЛЕ УРОКА УЧЕНИК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЛАДЕТЬ НАВЫКОМ:
- Знать виды портретов. Основные отличительные черты.
- Самостоятельно анализировать изображения, выявлять характерные черты, уметь сравнивать
- Знать основные пропорции головы
- Делать наброски человеческого лица с натуры
ЭТАПЫ УРОКА:
1.Организационный момент
- Постановка проблемы
- Поиск решения
- Самостоятельное выявление закономерностей в пропорциях головы
- Быстрые наброски лица с натуры
- Подведение итогов
- Рефлексия
ХОД УРОКА:
Учитель напоминает ученикам тему четверти – жанры изобразительного искусства.
Спрашивает с какими жанрами они уже познакомились (натюрморт, пейзаж). Просит назвать определение этих жанров.
На экране слайды с натюрмортом и пейзажем
Затем задаёт вопрос:
- Представьте, что вы хотите подарить маме на 8 марта её изображение, но фотоаппарата у вас нет. Что вы будете делать?
Ученики:
- Рисовать.
Учитель:
- А как будет называться такой рисунок?
Ученики:
- Портрет.
На экране 1 слайд с заголовком «Портрет»
Учитель:
- Хорошо. А что необходимо знать в первую очередь, прежде чем, приступить к рисованию портрета?
Ученики:
- Что такое портрет.
Учитель:
- Правильно. Давайте вместе определим, что же называется портретом. В первую очередь (вспоминая тему нашей четверти) портрет – это…?
Ученики:
- Жанр изобразительного искусства
На 1 слайде выплывает строчка «Жанр изобразительного искусства»
Учитель:
- Прекрасно. Жанр изобразительного искусства изображающий что?
Ученики:
- Человека.
На 1 слайде выплывает следующая строчка.
Учитель:
- А любое ли изображение человека является портретом?
Cлайд с двумя различными изображениями человека.
Ученики пытаются сформулировать заключительную часть определения.
На 1 сайде возникает заключительная часть.
Учитель:
- Мы разобрались что мы будем рисовать. Теперь нам надо посмотреть на портреты, написанные великими мастерами. Где мы сможем их увидеть?
Ученики:
- Музеи, альбомы, книги, Интернет и т.д.
Учитель:-
- Всё правильно. Посмотрим на портреты великих мастеров.
Слайд с разными видами портретов.
- Вы увидели много различных портретов, а все ли они одинаковы по виду, композиции, количеству изображенных персонажей?
Ученики:
- Нет.
Учитель:
- Значит что нам ещё надо знать о портрете, чтобы определится с композицией?
Ученики:
- Виды портретов
Учитель:
- Совершенно верно. Попробуем выделить несколько видов портретов.
На экране слайды. Учитель указывает на основные критерии, составляющие отличия портретов разного вида (размер, поза, одежда и т.д.) Ученики пытаются назвать виды портретов.
Учитель:
- Различают несколько видов портретов. Может вы сами сможете назвать их? (групповой, индивидуальный, автопортрет, камерный и парадный)
Слайд с перечнем видов портретов.
Учитель:
- Теперь мы знаем что будем рисовать и в каком виде. А чего мы не знаем? Ученики:
- Как мы будем рисовать.
Учитель:
- Что главное надо знать при рисовании человеческого лица?
Ученики:
- Пропорции головы.
Учитель:
- Совершенно верно! И вы сейчас самостоятельно изучите эти пропорции.
На экране слайд со схемой пропорций.
-У вас на партах лежат листочки с классической схемой пропорций лица. Вам предстоит работа в парах. Советуйтесь друг с другом и попытайтесь на глаз или с помощью линейки выделить основные закономерности пропорций человеческого лица. Напоминаю – пропорция – это соотношение отдельных частей к целому. Например – расстояние между глазами = длине глаза. Записывайте прямо на листочке.
Ученики выполняют задание.
Учитель:
- Мы узнали что такое портрет, познакомились с видами портретов и с основными пропорциями лица. Что нам осталось сделать? Научиться компоновать и передавать особенности фигуры и движения. Нам помогут в этом быстрые наброски с натуры.
На экране слайд с фотографией человека.
Учитель:
- За две минуты попытайтесь нарисовать этого человека максимально похожим.
Ученики рисуют набросок.
Учитель:
- Наш урок подходит к концу. Давайте ещё раз проговорим, что надо знать, чтобы нарисовать изображение человека.
Ученики отвечают.
Учитель:
- Вы отлично поработали! Что вам понравилось в нашем уроке? Что показалось новым и интересным?
Ученики отвечают.
Учитель:
- На следующий урок я прошу каждого принести свою фотографию – мы будем рисовать автопортрет. Так же вам понадобятся: бумага, карандаш, резинка, гуашь, кисточки и баночка для воды. Всем спасибо за урок. До свидания.
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ
УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Учитель ИЗО Рашкова Татьяна Георгиевна
7 КЛАСС
ТЕМА: «Современное искусство»
ТЕМА УРОКА: «Плакат»
ТИП УРОКА:
Изучение нового материала
МЕТОДЫ:
Рассказ учителя с опорой на иллюстративный материал;
Выполнение упражнений и практических заданий;
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:
- таблица З-Х-У
- синквейн
ЦЕЛИ УРОКА:
- Обучение истории изобразительного искусства
- Воспитание эстетического вкуса учащихся, уважительного отношения к мировому культурному наследию;
- Развитие способности к творческому самовыражению
ЗАДАЧИ:
1. Развивающие:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства;
2. Образовательные:
- освоение первичных знаний об истории плаката, о его видах, формах, предназначении; об особенностях цвета и композиции плакатного изображения.
- овладение элементарными умениями, навыками, способами написания шрифта;
3. Воспитательные:
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства;
ПОСЛЕ УРОКА УЧЕНИК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЛАДЕТЬ НАВЫКОМ:
- Знать виды плакатов. Основные отличительные черты.
- Писать и компоновать шрифт
- Составлять синквейн
ЭТАПЫ УРОКА:
- Организационный момент
- Заполнение учениками первой половины таблицы «Что я знал о плакате» (технология таблица З-Х-У)
- Показ презентации об истории и видоизменениях плаката, об особенностях его композиции
- Упражнение на написание шрифта. Знакомство с приёмом построения букв
- Написание стихотворения – рекламы любого продукта или события (технология синквейн)
- Подведение итогов. Заполнение второй части таблицы «Что я узнал о плакате»
- Сбор работ. Выставление оценок.
- Домашнее задание: просмотреть большое количество различных рекламных и театральных плакатов. Подумать над композицией собственного плаката. Заполнить третью графу таблицы «Чтобы я ещё хотел узнать о плакате»
№ | Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика |
1 | Организационный момент | Сообщает тему и цели урока | Слушает тему и цели урока |
2 | Актуализация опорных знаний | Предлагает заполнить правую колонку таблицы «Что я знал о плакате» | Заполняет графу |
3 | Введение в тему | Показывает презентацию «История плаката». Комментирует, обращая внимание детей на основные особенности. Задаёт наводящие вопросы. Организует обсуждение художественных приёмов, использующихся в плакате | Смотрит видеоряд, отвечает на вопросы, анализирует увиденное |
4 | Промежуточные выводы | С помощью наводящих вопросов обобщает пройденный материал. Предлагает овладеть навыком написания, построения шрифта (собственное имя ученика) | Отвечает на вопросы |
5 | Практическое задание |
|
|
6 | Обобщение материала | Предлагает заполнить левую колонку таблицы «Что я узнал о плакате» Выставляет оценки | Заполняет графу. Сдаёт работу |
7 | Домашнее задание | Задаёт на дом – просмотреть как можно больше различных плакатов (в журналах, по ТВ, в Интернете) и продумать композицию своего будущего плаката Заполнить третью графу таблицы «Чтобы я ещё хотел узнать о плакате» | Записывает домашнее задание |
ХОД УРОКА:
Приветствие.
Учитель:
Сегодня мы начинаем новую тему – искусство плаката. Изучать мы её будем три урока. Сегодня урок теоретический – знакомство с историей и видами плаката. На следующих уроках мы попробуем изготовить свой рекламный плакат.
Перед тем, как начать знакомство с плакатом я попрошу вас взять листочек бумаги и сложить его пополам. На одной стороне начертите табличку из трех столбиков. Образец на доске.
Что я знаю о плакате | Что я узнал о плакате | Что я хотел бы ещё узнать о плакате |
Заполните первый столбик – всё, что вы знаете или когда-либо слышали о плакатах.
Ученики заполняют столбик.
Учитель:
Теперь отложите листочки на край парты и посмотрите на экран.
Комментарии к презентации:
Плакат (нем. Plakat от фр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — броское, как правило, крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. (В другом значении — разновидность графики). В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий». Данная формула отражает определенный уровень графического дизайна и информирует о предмете коммуникации [1].
К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.
Считается, что плакат возник в результате эволюции от шрифтовых театральных афиш и объявлений, на которых все большее место занимали орнамент и фигурные изображения в Западной Европе во 2-й половине XIX века. В большинстве плакатов этого времени в основном используется большое количество орнаментально-декоративных композиций. До 2-й половины XIX века плакатом называли иногда крупные гравюры, выполнявшие агитационную роль (например, «летучие листки» периода Крестьянской войны и Реформации в Германии (XVI век) (их также относят к жанру лубка)).
Рост популярности плаката связан с увеличением общественно-политической и культурной жизни (развитие зрелищных учреждений, увеличение количества промышленных и художественных выставок, с появлением митингов и манифестаций). Тогда плакаты создавались вручную или методом литографии. Современный плакат обычно является воспроизведением полиграфическим способом единичного изображения.
В начале XX века для рекламных плакатов становится явной тенденция к предметному, конкретному, изображения рекламируемого объекта.
Отдельное место в ряду рекламных плакатов занимают плакаты рекламирующие фильмы (киноплакаты). Эта разновидность появилась благодаря развитию кинематографа. Первоначально киноплакаты создавались на основе отображения отдельных кадров фильма. Позже в плакат добавилась образность, стремление показать главных героев, передать жанр фильма и пр.
С 1920-1930-х г. г. плакат стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве.
В отдельный вид плаката можно выделить политический плакат, появившийся в начале XX века. Во время Первой мировой войны (1914—1918 г. г.) большое распространение получил агитационный плакат. Он использовался для агитации призыва в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и т. п.
В 1920—1930-е г. г. активно развивается политический плакат. Для этого времени характерна проникнутость революционным пафосом.
1939—1945 г. г. — появляются выборные плакаты компартий и антифашистские плакаты, а после окончания Второй мировой войны — появляются плакаты в защиту мира.
В 1920—1970 г. г. в стилистику плаката активно входит живопись, графика и фотоискусство.
26 октября 1993 года — в Гонконге отпечатан самый большой в мире плакат (его площадь составила 21 936 м²).
Большое влияние на стилистическую эволюцию плаката оказало развитие средств массовой информации и полиграфии.
Проследить метаморфозы в обществе можно на примере рекламных плакатов кока-колы (25 -43 слайд). Комментарии учеников.
По окончании просмотра презентации учитель обобщает материал, задавая ученикам вопросы: «Что такое плакат?», «Назовите виды плакатов?», «Каким должен быть плакат, чтобы привлечь к себе внимание?» «Что, помимо зрительных образов, важно в композиции плаката?» - Ответ: «Слоган, буквы, шрифт».
Учитель: Предлагаю потренироваться в написании шрифта. У вас на партах лежат образцы художественных шрифтов. Возьмите свои листочки с таблицей и на обратной стороне напишите своё имя, используя один из образцов шрифта. Я на доске покажу вам способ правильного построения букв.
Ученики вместе с учителем выполняют практическое задание. Учитель проходит по рядам, помогает и оценивает работы.
После того, как шрифты написаны, учитель задаёт вопрос: «Что ещё необходимо для плаката, помимо читаемого шрифта и запоминающегося изображения?» Ответ: «Броский слоган». Учитель: Давайте вообразим себя дизайнерами рекламных плакатов и попробуем сочинить стихотворный слоган для рекламы любой продукции или события. Писать их мы будем на тех же листочках по определённому образцу:
1 строка – существительное.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Ученики пишут синквейн. Затем по желанию наиболее удачные зачитываются.
Учитель: Наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам заполнить второй столбик таблички «Что я узнал о плакате». А домашним заданием вам будет – подумать и заполнить третий столбик – «Что бы я ещё хотел узнать о плакате». А так же, просмотреть как можно больше различных плакатов (в журналах, по ТВ, в Интернете) и продумать композицию своего плаката, который мы будем рисовать на следующих занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»
Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...
План-конспект урока изобразительного искусства с применением средств ИКТ – 5 класс.
«Подготовка к выполнению и выполнение праздничной открытки 23 февраля – День защитника Отечества, символы и атрибуты Российской Армии»...
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
План-конспект открытого урока изобразительного искусства в 7 классе.
План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе адаптивной школы, тема урока: Рисование снатуры объемных предментов округлой формы (овощи)". Материал к уроку включает план-к...
План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток
Содержание:План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых»Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме.Приложение №2 - физкультурные м...
План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток.
Аннотация Содержание: 1. План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время пе-вых» 2. Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме. 3. Приложение №2 - физку...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...