План-конспект урока изобразительного искусства
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Рашкова Татьяна Георгиевна

1. Урок для 6 класса. Тема: "Портрет". Разработан с использованием методик "Школы 2100"

2. Урок для 7 класса. Тема: "Плакат". Разработан с использованием технологий "Школы 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portret.doc42.5 КБ
Microsoft Office document icon plan_uroka_7_klass_plakat.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ

УРОКА  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Учитель ИЗО Рашкова Татьяна Георгиевна

 

6  КЛАСС

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:  «Жанры изобразительного искусства»

ТЕМА  УРОКА:  «Портрет»

ТИП  УРОКА:

Изучение  нового  материала

 ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: Проблемное обучение

ПРИЁМЫ: сравнительный анализ, поисковая деятельность, практическая работа.

МЕТОДЫ:

Рассказ  учителя  с  опорой  на  иллюстративный  материал;

Выполнение  упражнений и практических   заданий;

РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

  1. Таблица пропорций головы

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Обучение истории изобразительного искусства
  2. Воспитание  эстетического  вкуса  учащихся,  уважительного  отношения  к  мировому  культурному  наследию;
  3. Развитие способности к творческому самовыражению

ЗАДАЧИ:

1. Развивающие:

  1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства;

2. Образовательные:

  1. освоение первичных знаний об истории портрета, о его видах, формах, предназначении;
  2. овладение элементарными умениями, навыками, способами зарисовки человека с натуры

3. Воспитательные:

  1. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства;

ПОСЛЕ УРОКА УЧЕНИК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЛАДЕТЬ НАВЫКОМ:

  1. Знать виды портретов. Основные отличительные черты.
  2. Самостоятельно анализировать изображения, выявлять характерные черты, уметь сравнивать
  3. Знать основные пропорции головы
  4. Делать наброски человеческого лица с натуры

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Организационный момент

  1. Постановка проблемы
  2. Поиск решения
  3. Самостоятельное выявление закономерностей в пропорциях головы
  4. Быстрые наброски лица с натуры
  5. Подведение итогов
  6. Рефлексия

ХОД УРОКА:

Учитель напоминает ученикам тему четверти – жанры изобразительного искусства.

Спрашивает с какими жанрами они уже познакомились (натюрморт, пейзаж). Просит назвать определение этих жанров.

На экране слайды с натюрмортом и пейзажем

Затем задаёт вопрос:

- Представьте, что вы хотите подарить маме на 8 марта её изображение, но фотоаппарата у вас нет. Что вы будете делать?

Ученики:

- Рисовать.

Учитель:

- А как будет называться такой рисунок?

Ученики:

- Портрет.

На экране 1 слайд с заголовком «Портрет»

Учитель:

- Хорошо. А что необходимо знать в первую очередь, прежде чем, приступить к рисованию портрета?

Ученики:

- Что такое портрет.

Учитель:

- Правильно. Давайте вместе определим, что же называется портретом. В первую очередь (вспоминая тему нашей четверти) портрет – это…?

Ученики:

- Жанр изобразительного искусства

На 1 слайде выплывает строчка «Жанр изобразительного искусства»

Учитель:

- Прекрасно. Жанр изобразительного искусства изображающий что?

Ученики:

- Человека.

На 1 слайде выплывает следующая строчка.

Учитель:

- А любое ли изображение человека является портретом?

Cлайд с двумя различными изображениями человека.

Ученики пытаются сформулировать заключительную часть определения.

На 1 сайде возникает заключительная часть.

Учитель:

-  Мы разобрались что мы будем рисовать. Теперь нам надо посмотреть на портреты, написанные великими мастерами. Где мы сможем их увидеть?

Ученики:

- Музеи, альбомы, книги, Интернет и т.д.

Учитель:-

 - Всё правильно.  Посмотрим на портреты великих мастеров.

Слайд с разными видами портретов.

- Вы увидели много различных портретов, а все ли они одинаковы по виду, композиции, количеству изображенных персонажей?

Ученики:

- Нет.

Учитель:

- Значит что нам ещё надо знать о портрете, чтобы определится с композицией?

Ученики:

- Виды портретов

Учитель:

- Совершенно верно. Попробуем выделить несколько видов портретов.

На экране слайды. Учитель указывает на основные критерии, составляющие отличия портретов разного вида (размер, поза, одежда и т.д.) Ученики пытаются назвать виды портретов.

Учитель:

- Различают несколько видов портретов. Может вы сами сможете назвать их? (групповой, индивидуальный, автопортрет, камерный и парадный)

Слайд с перечнем видов портретов.

Учитель:

- Теперь мы знаем что будем рисовать и в каком виде. А чего мы не знаем? Ученики:

- Как мы будем рисовать.

Учитель:

- Что главное надо знать при рисовании человеческого лица?

Ученики:

- Пропорции головы.

Учитель:

- Совершенно верно! И вы сейчас самостоятельно изучите эти пропорции.  

На экране слайд со схемой пропорций.

-У вас на партах лежат листочки с классической схемой пропорций лица. Вам предстоит работа в парах. Советуйтесь друг с другом и попытайтесь на глаз или с помощью линейки выделить основные закономерности пропорций человеческого лица. Напоминаю – пропорция – это соотношение отдельных частей к целому. Например – расстояние между глазами = длине глаза. Записывайте прямо на листочке.

Ученики выполняют задание.

Учитель:

- Мы узнали что такое портрет, познакомились с видами портретов и с основными пропорциями лица. Что нам осталось сделать? Научиться компоновать и передавать особенности фигуры и движения. Нам помогут в этом быстрые наброски с натуры.

На экране слайд с фотографией человека.

Учитель:

- За две минуты попытайтесь нарисовать этого человека максимально похожим.

Ученики рисуют набросок.

Учитель:

- Наш урок подходит к концу. Давайте ещё раз проговорим, что надо знать, чтобы нарисовать изображение человека.

Ученики отвечают.

Учитель:

- Вы отлично поработали! Что вам понравилось в нашем уроке? Что показалось новым и интересным?

Ученики отвечают.

Учитель:

- На следующий урок я прошу каждого принести свою фотографию – мы будем рисовать автопортрет. Так же вам понадобятся: бумага, карандаш, резинка, гуашь, кисточки и баночка для воды. Всем спасибо за урок. До свидания.

 



Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ

 УРОКА  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Учитель ИЗО Рашкова Татьяна Георгиевна

 

7  КЛАСС

ТЕМА:  «Современное искусство»

ТЕМА  УРОКА:  «Плакат»

ТИП  УРОКА:

Изучение  нового  материала

МЕТОДЫ:

Рассказ  учителя  с  опорой  на  иллюстративный  материал;

Выполнение  упражнений и практических   заданий;

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:

  1. таблица З-Х-У
  2. синквейн

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Обучение истории изобразительного искусства
  2. Воспитание  эстетического  вкуса  учащихся,  уважительного  отношения  к  мировому  культурному  наследию;
  3. Развитие способности к творческому самовыражению

ЗАДАЧИ:

1. Развивающие:

  1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства;

2. Образовательные:

  1. освоение первичных знаний об истории плаката, о его видах, формах, предназначении; об особенностях цвета и композиции плакатного изображения.
  2. овладение элементарными умениями, навыками, способами написания шрифта;

3. Воспитательные:

  1. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства;

ПОСЛЕ УРОКА УЧЕНИК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЛАДЕТЬ НАВЫКОМ:

  1. Знать виды плакатов. Основные отличительные черты.
  2. Писать и компоновать шрифт
  3. Составлять синквейн

ЭТАПЫ УРОКА:

  1. Организационный момент
  2. Заполнение учениками первой половины таблицы «Что я знал о плакате» (технология таблица З-Х-У)
  3. Показ презентации об истории и видоизменениях плаката, об особенностях его композиции
  4. Упражнение на написание шрифта. Знакомство с приёмом построения букв
  5. Написание стихотворения – рекламы любого продукта или события (технология синквейн)
  6. Подведение итогов. Заполнение второй части таблицы «Что я узнал о плакате»
  7. Сбор работ. Выставление оценок.
  8. Домашнее задание: просмотреть большое количество различных рекламных и театральных плакатов. Подумать над композицией собственного плаката. Заполнить третью графу таблицы «Чтобы я ещё хотел узнать о плакате»

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

1

Организационный момент

Сообщает тему и цели урока

Слушает тему и цели урока

2

Актуализация опорных знаний

Предлагает заполнить правую колонку таблицы

 «Что я знал о плакате»

Заполняет графу

3

Введение в тему

Показывает презентацию «История плаката». Комментирует, обращая внимание детей на основные особенности. Задаёт наводящие вопросы. Организует обсуждение художественных приёмов, использующихся в плакате

Смотрит видеоряд, отвечает на вопросы, анализирует увиденное

4

Промежуточные выводы

С помощью наводящих вопросов обобщает пройденный материал. Предлагает овладеть навыком написания, построения шрифта (собственное имя ученика)

Отвечает на вопросы

5

Практическое задание

  1. На доске показывает способы построения букв
  2. Предлагает составить сиквейн на тему рекламы какого-либо продукта или события. Объясняет алгоритм составления синквейна
  1. Выполняет упражнение
  2. Пишет синквейн.
  3. Зачитывает лучшие

6

Обобщение материала

Предлагает заполнить левую колонку таблицы

 «Что я узнал о плакате»

Выставляет оценки

Заполняет графу.

Сдаёт работу

7

Домашнее задание

Задаёт на дом – просмотреть как можно больше различных плакатов (в журналах, по ТВ, в Интернете) и продумать композицию своего будущего плаката

Заполнить третью графу таблицы «Чтобы я ещё хотел узнать о плакате»

Записывает домашнее задание

ХОД УРОКА:

 Приветствие.

Учитель:

 Сегодня мы начинаем новую тему – искусство плаката. Изучать мы её будем три урока. Сегодня урок теоретический – знакомство с историей и видами плаката. На следующих уроках мы попробуем изготовить свой рекламный плакат.

Перед тем, как начать знакомство с плакатом я попрошу вас взять листочек бумаги и сложить его пополам. На одной стороне начертите табличку из трех столбиков. Образец на доске.

Что я знаю о плакате

Что я узнал о плакате

Что я хотел бы ещё узнать о плакате


Заполните первый столбик – всё, что вы знаете или когда-либо слышали о плакатах.

Ученики заполняют столбик.

Учитель:

Теперь отложите листочки на край парты и посмотрите на экран.

Комментарии к презентации:

Плакат (нем. Plakat от фр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — броское, как правило, крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. (В другом значении — разновидность графики). В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий». Данная формула отражает определенный уровень графического дизайна и информирует о предмете коммуникации [1].

К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.

Считается, что плакат возник в результате эволюции от шрифтовых театральных афиш и объявлений, на которых все большее место занимали орнамент и фигурные изображения в Западной Европе во 2-й половине XIX века. В большинстве плакатов этого времени в основном используется большое количество орнаментально-декоративных композиций. До 2-й половины XIX века плакатом называли иногда крупные гравюры, выполнявшие агитационную роль (например, «летучие листки» периода Крестьянской войны и Реформации в Германии (XVI век) (их также относят к жанру лубка)).

Рост популярности плаката связан с увеличением общественно-политической и культурной жизни (развитие зрелищных учреждений, увеличение количества промышленных и художественных выставок, с появлением митингов и манифестаций). Тогда плакаты создавались вручную или методом литографии. Современный плакат обычно является воспроизведением полиграфическим способом единичного изображения.

В начале XX века для рекламных плакатов становится явной тенденция к предметному, конкретному, изображения рекламируемого объекта.

Отдельное место в ряду рекламных плакатов занимают плакаты рекламирующие фильмы (киноплакаты). Эта разновидность появилась благодаря развитию кинематографа. Первоначально киноплакаты создавались на основе отображения отдельных кадров фильма. Позже в плакат добавилась образность, стремление показать главных героев, передать жанр фильма и пр.

С 1920-1930-х г. г. плакат стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве.

В отдельный вид плаката можно выделить политический плакат, появившийся в начале XX века. Во время Первой мировой войны (19141918 г. г.) большое распространение получил агитационный плакат. Он использовался для агитации призыва в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и т. п.

В 19201930-е г. г. активно развивается политический плакат. Для этого времени характерна проникнутость революционным пафосом.

19391945 г. г. — появляются выборные плакаты компартий и антифашистские плакаты, а после окончания Второй мировой войны — появляются плакаты в защиту мира.

В 19201970 г. г. в стилистику плаката активно входит живопись, графика и фотоискусство.

26 октября 1993 года — в Гонконге отпечатан самый большой в мире плакат (его площадь составила 21 936 м²).

Большое влияние на стилистическую эволюцию плаката оказало развитие средств массовой информации и полиграфии.

Проследить метаморфозы в обществе можно на примере рекламных плакатов кока-колы (25 -43 слайд). Комментарии учеников.

По окончании просмотра презентации учитель обобщает материал, задавая ученикам вопросы: «Что такое плакат?», «Назовите виды плакатов?», «Каким должен быть плакат, чтобы привлечь к себе внимание?» «Что, помимо зрительных образов, важно в композиции плаката?» - Ответ: «Слоган, буквы, шрифт».

 Учитель: Предлагаю потренироваться в написании шрифта. У вас на партах лежат образцы художественных шрифтов. Возьмите свои листочки с таблицей и на обратной стороне напишите своё имя, используя один из образцов шрифта. Я на доске покажу вам способ правильного построения букв.

Ученики вместе с учителем выполняют практическое задание. Учитель проходит по рядам, помогает и оценивает работы.

После того, как шрифты написаны, учитель задаёт вопрос: «Что ещё необходимо для плаката, помимо читаемого шрифта и запоминающегося изображения?» Ответ: «Броский слоган». Учитель: Давайте вообразим себя дизайнерами рекламных плакатов и попробуем сочинить стихотворный слоган для рекламы любой продукции или события. Писать их мы будем на тех же листочках по определённому образцу:

1 строка – существительное.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Ученики пишут синквейн. Затем по желанию наиболее удачные зачитываются.

Учитель: Наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам заполнить второй столбик таблички «Что я узнал о плакате». А домашним заданием вам будет – подумать и заполнить третий столбик – «Что бы я ещё хотел узнать о плакате». А так же,  просмотреть как можно больше различных плакатов (в журналах, по ТВ, в Интернете) и продумать композицию своего плаката, который мы будем рисовать на следующих занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

План-конспект урока изобразительного искусства с применением средств ИКТ – 5 класс.

«Подготовка к выполнению и выполнение праздничной открытки 23 февраля – День защитника Отечества, символы и атрибуты Российской Армии»...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства в 7 классе.

План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе адаптивной школы, тема урока: Рисование  снатуры объемных предментов округлой формы (овощи)". Материал к уроку включает  план-к...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток

Содержание:План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых»Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме.Приложение №2 - физкультурные м...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток.

Аннотация Содержание: 1. План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время пе-вых» 2. Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме. 3. Приложение №2 - физку...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...