Программа по ИЗО 8 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Буренко Наталья Александровна

«Изобразительное искусство и художественный труд»Развернутый тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1–9 классов (М.: Просвещение, 2009) и рассчитано на 34 часов в учебный год (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа по ИЗО 8 класс105 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка
к тематическому плану уроков по учебной программе
«Изобразительное искусство и художественный труд»
Развернутый тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1–9 классов (М.: Просвещение, 2009) и рассчитано на 34 часов в учебный год (1 час в неделю).

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Р а з д е л  1. дизайн и архитектура – конструктивные искусства
в ряду пространственных искусств
 (9 часов)

1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции

1

Изучение нового материала

Введение в искусство архитектуры.

Основные понятия: конструктивное искусство, дизайн.

Представление об элементах композиционного творчества в архитектуре и дизайне.

Архитектура и ее функции в жизни людей

Знать:

– как анализировать произведения архитектуры и дизайна;

– о месте конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общее начало и специфику;

– особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественного начал;

– основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Уметь:

– гармонично сбалансировать композиции из трех прямоугольников;

Композиция из трех прямоугольников

2

Прямые линии и организация пространства

1

Изучение нового материала; повторение, закрепление

Введение в композицию от 3 до 5 прямых линий

3

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна

1

Рисунки (композиции) по темам (примерные): «Шум дождя», «Суматоха» и т. п.

4

Искусство шрифта. Буква – строка – текст

2

Изучение нового материала;  

Общее и разное в образно-языковых основах и жизненных функциях

Композиция заглавной буквы


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне

2

повторение, закрепление изученного; выполнение заданий

конструктивных и изобразительных видов искусств

– передавать в работе (выражать) свое настроение (ощущение)

и состояние от происходящего

в природе, картинах жизни

Макеты плаката,

поздравительной

открытки

6

Многообразие форм дизайна

2

Организация пространства вокруг архитектуры

Макет разворота

книги

Р а з д е л  2. художественный язык конструктивных искусств. в мире вещей и зданий (7 часов)

7

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность

1

Изучение нового материала

Ознакомление с понятиями: ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф. Место расположения памятника и его значение  

Уметь:

– конструировать объемно-пространственные композиции;


– моделировать в своих творческих работах архитектурно-ди-зайнерские объекты, основные этапы художественно-производ-ственного процесса в конструктивных искусствах;


– работать по памяти, с натуры

и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды;


– конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-про-странственную композиции

Выполнение макета

из нескольких прямоугольных призм

8

Архитектура – композиционная организация пространства

1

Изучение нового материала

Творчество великих архитекторов

Достижение композиционного взаимосочетания объектов

9

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм 

1

Изучение нового материала

Важнейшие архитектурные элементы здания

Соединение объемов, составляющих здание

10

Важнейшие архитектурные элементы здания

1

Изучение нового материала

Создание эскиза архитектурных элементов здания


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

Единство художественного и функционального

1

Изучение нового материала

Единство художественного и функционального

Композиция из реальных предметов и вещей (коллаж)

12

Роль и значение материала и конструкции

1

Изучение нового материала

Роль и значение материала в конструкции

Сочетание фантазийного и реального начал в изображении вещи – сапоги-скороходы, ковер-самолет

13

Цвет в архитектуре и дизайне 

1

Изучение нового материала

Роль и значение цвета

в архитектуре и дизайне

Цветовое решение макетной композиции

Р а з д е л  3. город и человек.

социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (10 часов)

14

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

1

Изучение нового материала

История развития архитектуры. Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры  

Уметь:

– использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвет, объем, статику и динамику тектоники, фактуру;


– владеть навыками формирования, использования объемов

в дизайне и архитектуре;


– создавать композиционные макеты объектов, архитектурные образы графическими материалами;


Силуэтная зарисовка знаменитых построек

15

Город сегодня и завтра. Тенденция и перспектива развития архитектуры  

1

Изучение нового материала

Развитие образного языка конструктивных искусств. Подбор и анализ репродукций с изображением интерьера зданий

Фантазийная зарисовка «Архитектура будущего»

16

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Виды монументальной живописи

2

Изучение нового материала, повторение,

Среда жизни современного человека. Интерьер. Работа в бумажной пластике

Макетно-рельефное моделирование района


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

17

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды

2

закрепление, выполнение практических заданий

Роль архитектурного дизайна. Интерьер как синтез искусств в архитектуре. Оформление интерьера

– работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, панно, фреска);


– выполнять рельеф, витражную розетку (бумажная пластика), мозаику (по собственному эскизу), аппликацию;


– оформлять интерьер школы, своей комнаты;


– изготовить по собственному эскизу проект «Архитектура будущего»

Создание проекта парка с городской мебелью

18

Дизайн – средство создания интерьера

1

Историчность и социальность интерьера

Интерьер в технике аппликации

19

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

2

Связь природы и архитектуры

Создание макета сквера с фонтанами, беседками и т. д.

20

Проектирование города: архитектурный замысел

1

Практикум, проектная деятельность

Истоки монументальных вдов искусства. Подбор искусствоведческого материала о монументальном искусстве

Коллективная работа над макетной композицией: проект города  

Р а з д е л  4. человек в зеркале дизайна и архитектуры (8 часов)

21

Мой дом – мой

образ жизни. Функционально-архитек-турная планировка дома

1

Изучение нового материала

Ознакомление с известнейшими музеями России. Поисковая работа «Русские музеи». Подбор материала по теме

Уметь:


– использовать изобразительные средства выразительности при моделировании архитектурного ансамбля;

Рисунок: частный дом в городе, в лесу, в деревне (по выбору). Компоновка интерьера дома

22

Интерьер комнаты – портрет хозяина. Дизайн интерьера

1

Изучение нового материала

Моделирование архитектуры и архитектурного ансамбля

– применять разнообразные материалы (бумага, картон), краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш,

Создание общего вида сада (рисунок плюс коллаж)


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

23

Дизайн и архитектура моего сада

1

Урок-экскурсия

Выполнение творческой

работы «Мой сад»

тушь, мелки) при выполнении творческих работ;


– использовать материалы для работы в объеме (картон, бумага, пластилин);


– создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению;


– выступить публично (доклад, презентация, защита творческого проекта и т. п.)

24

Мода и культура. Дизайн одежды

1

Изучение нового материала

Разнообразные материалы в изображении и моделировании, их назначение, особенности

Проект вечернего платья, костюма

25

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды

1

Изучение нового материала

Создание композиционных макетов современной одежды

Рисунок: одежда для дома, для улицы (комплект)

26

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна

1

Урок-видеоэкскурсия

Ознакомление с искусством грима, визажистики, прически в разные эпохи

Зарисовки дневного, вечернего, праздничного макияжей, причесок

27

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна

1

Изучение нового материала

Ознакомление с различными образцами имиджа, их сравнение и анализ; выводы

Коллективное задание группам: сценарные разработки проекта имиджа

28

Моделируя себя, моделируешь мир

1

Урок-практикум

Выполнение творческой работы

Индивидуальная творческая работа

Основной целью разработанного тематического плана является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох. Этому способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время: подготовка сообщений и видеоэкскурсий, изображение архитектурных форм на плоскости и в объеме, организация экспресс-выставок и защита коллективных художественных проектов.

Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

В задачи преподавателя изобразительного искусства входит:

– формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;

– формирование художественно-творческой активности школьников;

– овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.

Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важно организовать их художественно-творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла,  поиска  средств  и  путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; демонстративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

Задания на дом вводятся для расширения представлений об искусстве в реальной, окружающей ребенка жизни.

Обсуждение работ чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в нем участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова (образы) для выражения своего эмоционального отношения.

Опираясь на эмоциональную активность учащихся, необходимо направлять обсуждение в нужное русло.

Многие декоративные и конструктивные работы выполняются на уроках в процессе коллективного творчества. Выполненные коллективно декоративные панно и конструктивные задания могут стать хорошим украшением интерьера школы.

В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства (в курсе 8 класса именно эта тема занимает значительное место) у учащихся формируется конкретно-историческое понимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:

– основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;

– значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

– применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

– анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для восприятия и оценки произведений искусства;

– самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Список методической литературы

1. Вачъянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания /  А. М. Вачъянц. – М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

2. Вачъянц, А. М. Западноевропейское Средневековье /   А. М. Вачъянц. – М. : Айрис-Пресс, 2007.

3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград : Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.

4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги : справочник / Б. Г. Гагарин. – Ташкент : Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.

5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура : Западная Европа и Ближний Восток : тесты, задачи / К. И. Гоголев. – М. : Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.

7. Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. – М. : Детская литература, 1984.

8. Копцев, В. Созидающий ребенок / В. Копцев  // Искусство в школе. – № 4. – 1999.

9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика / А. Г. Мейстер. – М. : ACT-Астрель, 2001.

10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М. : Росмэн, 1997.

11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя / Б. М. Неменский.  – М. : Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

12. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений : с краткими методическими рекомендациями : 1–9 кл. / Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2008.  

13. Петербург: три века Северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.

14. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Р. Рубинштейн // Юный художник. – 1984.– № 11.

15. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства / Т.  Рябшина  // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).

16. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков / Ю. С. Рябцев. – М. : ВЛАДОС, 1997.

17. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство / Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Издательство «Титул», 1996.

18. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура : тесты /  К. М. Хоруженко.  – М. : ВЛАДОС, 2000.

19. Шаг за шагом. Искусство. – М. : Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.

20. Шелешнева-Солодовникова, Н. Гауди /  Н. Шелешнева-Солодовникова  // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).

21. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... / В. Шпаковская  // Семья и школа. – 1990. – № 2.

22. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М. : Астрель, 2002.

25. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М. : АСТ-ЛТД, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...