Программа по ИЗО 8 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме
«Изобразительное искусство и художественный труд»Развернутый тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1–9 классов (М.: Просвещение, 2009) и рассчитано на 34 часов в учебный год (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по ИЗО 8 класс | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к тематическому плану уроков по учебной программе
«Изобразительное искусство и художественный труд»Развернутый тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1–9 классов (М.: Просвещение, 2009) и рассчитано на 34 часов в учебный год (1 час в неделю).
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Р а з д е л 1. дизайн и архитектура – конструктивные искусства | ||||||||
1 | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции | 1 | Изучение нового материала | Введение в искусство архитектуры. Основные понятия: конструктивное искусство, дизайн. Представление об элементах композиционного творчества в архитектуре и дизайне. Архитектура и ее функции в жизни людей | Знать: – как анализировать произведения архитектуры и дизайна; – о месте конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общее начало и специфику; – особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественного начал; – основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства. Уметь: – гармонично сбалансировать композиции из трех прямоугольников; | Композиция из трех прямоугольников | ||
2 | Прямые линии и организация пространства | 1 | Изучение нового материала; повторение, закрепление | Введение в композицию от 3 до 5 прямых линий | ||||
3 | Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна | 1 | Рисунки (композиции) по темам (примерные): «Шум дождя», «Суматоха» и т. п. | |||||
4 | Искусство шрифта. Буква – строка – текст | 2 | Изучение нового материала; | Общее и разное в образно-языковых основах и жизненных функциях | Композиция заглавной буквы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
5 | Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне | 2 | повторение, закрепление изученного; выполнение заданий | конструктивных и изобразительных видов искусств | – передавать в работе (выражать) свое настроение (ощущение) и состояние от происходящего в природе, картинах жизни | Макеты плаката, поздравительной открытки | ||
6 | Многообразие форм дизайна | 2 | Организация пространства вокруг архитектуры | Макет разворота книги | ||||
Р а з д е л 2. художественный язык конструктивных искусств. в мире вещей и зданий (7 часов) | ||||||||
7 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность | 1 | Изучение нового материала | Ознакомление с понятиями: ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф. Место расположения памятника и его значение | Уметь: – конструировать объемно-пространственные композиции; – моделировать в своих творческих работах архитектурно-ди-зайнерские объекты, основные этапы художественно-производ-ственного процесса в конструктивных искусствах; – работать по памяти, с натуры и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды; – конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-про-странственную композиции | Выполнение макета из нескольких прямоугольных призм | ||
8 | Архитектура – композиционная организация пространства | 1 | Изучение нового материала | Творчество великих архитекторов | Достижение композиционного взаимосочетания объектов | |||
9 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм | 1 | Изучение нового материала | Важнейшие архитектурные элементы здания | Соединение объемов, составляющих здание | |||
10 | Важнейшие архитектурные элементы здания | 1 | Изучение нового материала | Создание эскиза архитектурных элементов здания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
11 | Единство художественного и функционального | 1 | Изучение нового материала | Единство художественного и функционального | Композиция из реальных предметов и вещей (коллаж) | |||
12 | Роль и значение материала и конструкции | 1 | Изучение нового материала | Роль и значение материала в конструкции | Сочетание фантазийного и реального начал в изображении вещи – сапоги-скороходы, ковер-самолет | |||
13 | Цвет в архитектуре и дизайне | 1 | Изучение нового материала | Роль и значение цвета в архитектуре и дизайне | Цветовое решение макетной композиции | |||
Р а з д е л 3. город и человек. социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (10 часов) | ||||||||
14 | Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого | 1 | Изучение нового материала | История развития архитектуры. Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры | Уметь: – использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвет, объем, статику и динамику тектоники, фактуру; – владеть навыками формирования, использования объемов в дизайне и архитектуре; – создавать композиционные макеты объектов, архитектурные образы графическими материалами; | Силуэтная зарисовка знаменитых построек | ||
15 | Город сегодня и завтра. Тенденция и перспектива развития архитектуры | 1 | Изучение нового материала | Развитие образного языка конструктивных искусств. Подбор и анализ репродукций с изображением интерьера зданий | Фантазийная зарисовка «Архитектура будущего» | |||
16 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Виды монументальной живописи | 2 | Изучение нового материала, повторение, | Среда жизни современного человека. Интерьер. Работа в бумажной пластике | Макетно-рельефное моделирование района |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
17 | Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды | 2 | закрепление, выполнение практических заданий | Роль архитектурного дизайна. Интерьер как синтез искусств в архитектуре. Оформление интерьера | – работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, панно, фреска); – выполнять рельеф, витражную розетку (бумажная пластика), мозаику (по собственному эскизу), аппликацию; – оформлять интерьер школы, своей комнаты; – изготовить по собственному эскизу проект «Архитектура будущего» | Создание проекта парка с городской мебелью | ||
18 | Дизайн – средство создания интерьера | 1 | Историчность и социальность интерьера | Интерьер в технике аппликации | ||||
19 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства | 2 | Связь природы и архитектуры | Создание макета сквера с фонтанами, беседками и т. д. | ||||
20 | Проектирование города: архитектурный замысел | 1 | Практикум, проектная деятельность | Истоки монументальных вдов искусства. Подбор искусствоведческого материала о монументальном искусстве | Коллективная работа над макетной композицией: проект города | |||
Р а з д е л 4. человек в зеркале дизайна и архитектуры (8 часов) | ||||||||
21 | Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитек-турная планировка дома | 1 | Изучение нового материала | Ознакомление с известнейшими музеями России. Поисковая работа «Русские музеи». Подбор материала по теме | Уметь: – использовать изобразительные средства выразительности при моделировании архитектурного ансамбля; | Рисунок: частный дом в городе, в лесу, в деревне (по выбору). Компоновка интерьера дома | ||
22 | Интерьер комнаты – портрет хозяина. Дизайн интерьера | 1 | Изучение нового материала | Моделирование архитектуры и архитектурного ансамбля | – применять разнообразные материалы (бумага, картон), краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш, | Создание общего вида сада (рисунок плюс коллаж) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
23 | Дизайн и архитектура моего сада | 1 | Урок-экскурсия | Выполнение творческой работы «Мой сад» | тушь, мелки) при выполнении творческих работ; – использовать материалы для работы в объеме (картон, бумага, пластилин); – создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению; – выступить публично (доклад, презентация, защита творческого проекта и т. п.) | |||
24 | Мода и культура. Дизайн одежды | 1 | Изучение нового материала | Разнообразные материалы в изображении и моделировании, их назначение, особенности | Проект вечернего платья, костюма | |||
25 | Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды | 1 | Изучение нового материала | Создание композиционных макетов современной одежды | Рисунок: одежда для дома, для улицы (комплект) | |||
26 | Грим, визажистика и прическа в практике дизайна | 1 | Урок-видеоэкскурсия | Ознакомление с искусством грима, визажистики, прически в разные эпохи | Зарисовки дневного, вечернего, праздничного макияжей, причесок | |||
27 | Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна | 1 | Изучение нового материала | Ознакомление с различными образцами имиджа, их сравнение и анализ; выводы | Коллективное задание группам: сценарные разработки проекта имиджа | |||
28 | Моделируя себя, моделируешь мир | 1 | Урок-практикум | Выполнение творческой работы | Индивидуальная творческая работа |
Основной целью разработанного тематического плана является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох. Этому способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время: подготовка сообщений и видеоэкскурсий, изображение архитектурных форм на плоскости и в объеме, организация экспресс-выставок и защита коллективных художественных проектов.
Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
В задачи преподавателя изобразительного искусства входит:
– формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;
– формирование художественно-творческой активности школьников;
– овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.
Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важно организовать их художественно-творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; демонстративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Задания на дом вводятся для расширения представлений об искусстве в реальной, окружающей ребенка жизни.
Обсуждение работ чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в нем участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова (образы) для выражения своего эмоционального отношения.
Опираясь на эмоциональную активность учащихся, необходимо направлять обсуждение в нужное русло.
Многие декоративные и конструктивные работы выполняются на уроках в процессе коллективного творчества. Выполненные коллективно декоративные панно и конструктивные задания могут стать хорошим украшением интерьера школы.
В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства (в курсе 8 класса именно эта тема занимает значительное место) у учащихся формируется конкретно-историческое понимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать:
– основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;
– значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
– применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
– анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для восприятия и оценки произведений искусства;
– самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Список методической литературы
1. Вачъянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания / А. М. Вачъянц. – М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
2. Вачъянц, А. М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачъянц. – М. : Айрис-Пресс, 2007.
3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград : Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.
4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги : справочник / Б. Г. Гагарин. – Ташкент : Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.
5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура : Западная Европа и Ближний Восток : тесты, задачи / К. И. Гоголев. – М. : Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.
7. Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. – М. : Детская литература, 1984.
8. Копцев, В. Созидающий ребенок / В. Копцев // Искусство в школе. – № 4. – 1999.
9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика / А. Г. Мейстер. – М. : ACT-Астрель, 2001.
10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М. : Росмэн, 1997.
11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя / Б. М. Неменский. – М. : Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
12. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений : с краткими методическими рекомендациями : 1–9 кл. / Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2008.
13. Петербург: три века Северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.
14. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Р. Рубинштейн // Юный художник. – 1984.– № 11.
15. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства / Т. Рябшина // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
16. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков / Ю. С. Рябцев. – М. : ВЛАДОС, 1997.
17. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство / Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Издательство «Титул», 1996.
18. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура : тесты / К. М. Хоруженко. – М. : ВЛАДОС, 2000.
19. Шаг за шагом. Искусство. – М. : Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.
20. Шелешнева-Солодовникова, Н. Гауди / Н. Шелешнева-Солодовникова // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).
21. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... / В. Шпаковская // Семья и школа. – 1990. – № 2.
22. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М. : Астрель, 2002.
25. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М. : АСТ-ЛТД, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...