Программа по ИЗО 5 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
«Изобразительное искусство и художественный труд» Настоящий развернутый тематический план разработан применительно к учебной программе «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», автор Горяева Н. А. / под ред. Б. М. Неменского, 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по рисованию 5 класс | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к тематическому плану уроков по учебной программе
«Изобразительное искусство и художественный труд» Настоящий развернутый тематический план разработан применительно к учебной программе «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», автор Горяева Н. А. / под ред. Б. М. Неменского, 2009.
№ п/п | пСистема уроков | Дидакти- ческая модель обучения | Педагоги- ческие средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения | Информационно-методическое обеспечение | |||
Компетенции | |||||||||
Учебно-познавательная | Информационно-коммуникативная | ||||||||
Базовый уровень | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | ||
Р а з д е л. Изобразительное искусство и мир интересов человека (34 часа) Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию. | |||||||||
1 | Язык изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать виды изобразительного искусства. Уметь различать виды изобразительного искусства | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник (1, 2, 3, 4), репродукции о видах изобразительного искусства, ЭЭ, ПК | ||
2 | Отношение человека к природе | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать возможности человека и природы. Уметь: – понимать назначение труда человека; – создавать продукт творчества своими руками | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник. Репродукции картин И. Шишкина, В. Поленова, В. Васнецова, Г. Климта, наглядные пособия.
| ||
3 | Отношение человека к природе | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, чем отличается запись музыки от стихотворения, картины. Уметь отличать виды искусства | Уметь находить и пользоваться информацией | СД «История искусства», 2004 | ||
4 | Разные люди – разные культуры. Великороссы | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать историю зарождения русской одежды, традиций, обычаев. Уметь отличать разные народности по одежде, праздникам | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции картин И. Шишкина, К. Брюллова, И. Билибина, В. Васнецова, А. Венецианова, таблицы, музыкальный ряд, стихи С. Есенина, А. Пушкина, А. Толстого | ||
5 | Разные люди – разные культуры | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать традиции своих предков – славян. Уметь характеризовать быт славян, различать музыкальные инструменты, виды одежды | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | ||||
6 | Мудрость народа | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Индивидуальная, парная, групповая | Знать назначение пословиц, загадок. Уметь объяснить их смысл | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции картин М. Врубеля, В. Васнецова, В. Серова, П. Корина, таблицы. СД «Истоки Древней Руси» | |||
7 | Идеал в жизни и в искусстве. Человек | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, что такое идеал, его понятие в жизни и в искусстве. Уметь определить виды идеалов (воин-освободи-тель, русская красавица, русский пейзаж) | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Аленов М. М. Врубель. – М.: Слово, 1996. Школа изобра-зительного искусства. – М.: Искусство, 1994 | ||||
8 | Идеал в жизни и в искусстве. Жилище человека | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, как в жилище разных народов выражено представление об иде-але, совершенстве. Уметь по элементам декора определить национальность | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой», рабочая тетрадь, иллюстративный ряд, фотографии. СД «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий, 2003) | ||
9 | Мой идеал | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать назначение идеала. Уметь составить свое представление об идеале | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | ||||
10 | Художественная мастерская | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно | Индивидуальная, парная, групповая | Знать особенности материалов. Уметь отличать художественные и природные материалы | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | ||||
11 | Человек – художник | ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать назначение украшений, свойства материалов (глина, пластилин, соленое тесто, камень). Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | |||
12 | Природа и изделие | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать манеру выполнения изделий мастеров Гжели, Хохломы, Палеха. Уметь самостоятельно выполнять роспись предметов в зависимости от стиля | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | ||||
13 | Художественное изделие | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать назначение посуды. Уметь: – видеть различие между обыденной посудой и праздничной; – создавать разные виды посуды | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник, рабочая тетрадь; репродукции картин В. Васнецова, А. Куинджи, произведений мастеров Хохломы и Палеха; образцы деревянной посуды | ||
14 | Гармония | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, как использует человек природные мотивы в своих изделиях. Уметь видеть прекрасное в природе | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Природные и художественные материалы. Репродукции картин И. Васильева, Н. Рериха, Б. Кустодиева. СД «История искусств», 2003 | ||
15 | Симметрия | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, что такое симметрия. Уметь определять симметричные и несимметричные формы предметов в повседневной жизни, в произведениях искусства | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Иллюстрации греческих ваз, храмов, строений (Колизея). Кн.: «Школа изобразительного искусства», «История Древнего мира» | ||
16 | Орнамент | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, что такое орнамент, его виды, назначение. Уметь различать виды орнаментов в разных видах искусства | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции с изображением греческих ваз, русских народных костюмов, посуды. | ||
17 | Орнамент. Природные мотивы | ориентированная педагогическая ситуация | диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать природные мотивы орнаментов. Уметь отличать виды орнаментов друг от друга | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Литература: Дорофеев Ю. Русский праздничный народный костюм. – М.: Мозаика-Синтез, с. 17. Учебник «Прекрасное рядом с тобой», СД «Мировая художественная культура», 2005. Репродукции картин А. Венециано-ва, И. Шишкина, Б. Кустодиева. СД «Орнамент», 2005 | ||
18 | Плоскость и объем | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать различия между плоскостью и объемом, рисунком, рельефом, скульптурным изображением. Уметь выполнять объемные детали | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | |||
19 | Художественная мастерская | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, чем отличается скульптура, рельеф, аппликация. Уметь пользоваться полученными навыками на практике | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | ||||
20 | Часть и целое | Индивидуальная | Знать, что такое часть и целое, видеть то и другое в природе, искусстве, музыке. Уметь отличать часть и целое в картинах, скульптуре, архитектуре | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | |||||
21 | Мозаика | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная | Знать, что такое мозаика, виды мозаики, из какого материала ее можно выполнить. Уметь отличать характер мозаики, создавать свою мозаику, используя придуманную композицию | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Иллюстрации византийских фресок, мозаик. СД «Мировая художественная культура» | ||
22 | Сюжет | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная | Знать назначение сюжета в искусстве. Уметь определять сюжет, создавать новый | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой». СД «Мировая художественная культура» | |||
23 | Разыгрываем сказку | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Парная, групповая | Знать особенности декора. Уметь соотносить время и быт | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | ||||
24– 25 | Человек изобразил мир | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, | Парная, групповая | Знать особенности быта людей прошлого. Уметь различать нравы и обычаи предков | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой»; репродукции картин | |||
26 | Родилась живопись | диалог, поступок | Индивидуальная | Знать, каким был древний художник, что он создавал. Уметь пользоваться новыми умениями | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | В. Васнецова, К. Брюллова; отрывки из художественного фильма «Русь былинная» | |||
27 | Родилась скульптура | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная | Знать, из какого материала древний мастер выполнял скульптуру, какими инструментами он пользовался для выполнения работы. Уметь различать, из какого материала сделана работа, скульптура, фреска, бюст, памятник | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой», иллюстрации скуль-птур О. Ренуара, Л. По, О. Комова, В. Цигаля. СД «Мировая художественная культура» | ||
28 | Родилась музыка | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Групповая, индивидуальная | Знать, из какого материала изготовлены древние музыкальные инструменты. Уметь определять родство музыкальных инструментов у разных народов | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | СД «Мировая художественная культура», «Вивальди. Четыре сезона» | ||
29 | Родился театр | Групповая, индивидуальная | Знать, как выглядел древний театр. Уметь соединить современный театр и древний | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции картин Б. Кустодиева, В. Бакста, И. Билибина | ||||
30 | Наш театр | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Групповая, индивидуальная | Знать историю зарождения театра во всем мире. Уметь различать направления работы художника, декоратора, костюмера | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции картин В. Бакста, В. Васнецова, А. Куинджи. СД «Мировая художественная культура» | |||
31 | Твоя маска | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Групповая, индивидуальная | Знать историю зарождения маски. Уметь создавать из любого материала маску | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой». Репродукции произведений П. Сомова, А. Серова, В. Врубеля, СД «Мировая художествен-ная культура» | ||
32– 33 | Времена года | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Групповая, индивидуальная | Знать смену времен года. Уметь создавать различные сезоны года, рисовать картины с натуры | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой». СД «Вивальди. Четыре сезона», «Чайковский. Четыре сезона» | ||
34 | Здравствуй, лето! | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Групповая, индивидуальная | Знать: – чем отличается лето от других времен года; – русских художников-пейзажистов. Уметь отличать цветовую гамму осени, зимы, весны, лета | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой». СД «Мировая художественная культура», «Вивальди. Четыре сезона», «Чайковский. Четыре сезона» |
Тематический план ориентирован на использование:
• учебника:
– Горяева, Н. А. Изобразительное искусство : Декоративно-прикладное искусство в жизни человека : учебник для 5 кл. / Н. А. Горяева, О. В. Островская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2008;
• дополнительных пособий для учителя:
– Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства / А. М. Пономарев. – М. : Просвещение, 1998;
– Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 1998;
– Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище / В. В. Колокольников. – М. : Просвещение, 1965;
– Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – М. : Агар, 1998;
– Фомина, Н. Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5–8 классы. / Н. Н. Фомина. – М. : Просвещение, 1995;
• дополнительных пособий для учащихся:
– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись / Ю. Г. Дорожкин. – М. : Мозайский, 1999;
– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы / С. И. Жегалова. – М. : Детская литература, 1991;
– Вачьянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания | А. М. Вачьянц. – М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997;
– Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачьянц. – М. : Айрис-Пресс, 2007.
В тематическом плане реализуется модифицированная программа «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека», автор Горяева Н. А., под ред. Б. М. Неменского, 34 часа.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный – в 5 классах, профильный (продвинутый) – в 5 классах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
(базовый уровень)
Учащиеся должны знать:
• основные виды и жанры изобразительных искусств;
• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
• наиболее крупные художественные музеи России и мира.
Учащиеся должны уметь:
• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
• анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);
• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
• восприятия и оценки произведений искусства;
• самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Список методической литературы для 5 класса
1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство / А. Д. Алехин. – М : Просвещение, 1984.
2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник / А. Д. Алехин. – М. : Просвещение, 1994.
3. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству / С. В. Аранова. – СПб. : Каро, 2004.
4. Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье. – М. : Айрис-Пресс, 2007.
5. Вачьянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания. – М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы / С. С. Губницкий. – М. : Профиздат, 1961.
7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель / М. А. Дмитриева. – М. : Детская литература, 1988.
8. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись / Ю. М. Кирцер. – М. : Высшая школа, 1992.
9. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В. С. Кузин. – М. : Агар, 1988.
10. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений : с краткими методическими рекомендациями : 1–9 кл. / Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2008.
11. Половников, А. О. Русь деревянная / А. О. Половников. – М. : Просвещение, 1998.
12. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – М. : Агар, 1998.
13. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок / Н. Н. Ростовцев. – М. : Просвещение, 1995.
14. Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 1992.
15. Семенова, М. Древняя Русь в лицах / М. Семенова. – М. : Просвещение, 1998.
16. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство : учебник для учащихся 5–8 кл. : в 4 ч. / Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Титул, 1998.
Ч. 1. : Основы рисунка. – ISBN 5-86866-067-6.
Ч. 2. : Основы живописи. – ISBN 5-86866-068-4.
Ч. 3. : Основы композиции. – ISBN 5-86866-069-2.
Ч. 4. : Краткий словарь художественных терминов. – ISBN 5-86866-070-6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...