рабочая программа по ИЗО для 6-7 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Габуния Светлана Викторовна

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6-7 классов

разработана и составлена на основе программы

Б. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_2012.docx80.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №9

________ /Ю.А. Кудрявцев/

Приказ № _________

от «___» __________ 2012г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора МБОУ СОШ №9

________/Н.П. Куклина/

 «___» ____________ 2012г.

Программа рассмотрена на заседании

школьного методического объединения

учителей физической культуры,

трудового обучения, ИЗО

протокол № ____

от «___» _____________ 2012г.

Руководитель ШМО __________ /С.А. Князева/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

6 – 7 классы

2012 – 2013 учебный год

базовый уровень

Учитель Габуния Светлана Викторовна

Квалификационная категория: первая

г. Елизово

2012

Паспорт рабочей программы по изобразительному искусству

Тип программы: программа основного общего образования

Статус программы: рабочая программа учебного курса

Назначение программы:

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

- для педагогических работников МБОУ СОШ №9 программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

- для администрации МБОУ СОШ №9 программа является основанием для определения качества реализации общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 6-7-х классов МБОУ СОШ №9

Сроки освоения программы: 2 года

Объем учебного времени: 70 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 1 час в неделю

Формы контроля:

-викторины

- творческие задания

- анализ художественных произведений

- тесты

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая  программа по изобразительному искусству составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» пункт 4.
  3. Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 марта 2004г. № 1312).
  4. Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) общего образования по изобразительному искусству (базовый уровень). Сборник нормативных документов. Изобразительное искусство. – М.: Дрофа, 2004.
  5. Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 0З-12бЗ «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  6. Приказ  МОиН РФ от 14.12.2006г. № 321 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008учебный год).
  7. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

         

          Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления  учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

          Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

          Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

          Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  1. формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  2. освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  3. формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  4. развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  5. формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  6. воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  7. развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  8. овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  9. овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Общая характеристика учебного предмета

          Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

          Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

          Программа «Изобразительное искусство. 5-9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

          Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

          Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

          Тема 6 и 7 клaccoв – «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

          Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний, и умений.

          Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.

Место предмета в базисном учебном плане

          Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004 г., предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6-7 классах в объеме 70 учебных часов.

          Примерная адаптированная программа рассчитана на 70 учебных часов.

          Данная учебная программа решает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

          В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  1. воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  1. формирование ответственного отношения к учению;
  2. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  3. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

 Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемым результатом;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки;
  6. умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Предметные результаты:

  1. формирование основ художественной культуры как части общей духовной культуры;  
  1. развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира;
  2. освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей;
  3. воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;
  4. приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств;
  5. приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;
  6. развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
  7. осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  8. развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании основной школы учащиеся должны:

6 класс

  1. знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
  2. знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
  3. понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
  4. знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа, натюрморта в истории искусства;
  5. называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
  6. понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
  7. знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображений;
  8. знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
  9. пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
  10. видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
  11. видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  12. создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
  13. активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

7 класс

  1. знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, следовательно, и способов его изображения;
  2. знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологический и библейская темы в искусстве;
  3. понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
  4. знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
  5. чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве, художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
  6. знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
  7. знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;
  8. знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начала в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации; называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX-ХХ столетий;
  9. иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о творческой индивидуальности художника;
  10. иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в ХХ веке;
  11. получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
  12. научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
  13. развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
  14. получить навыки соотнесения собственных переживаний с  контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

Минимум содержания образования по разделам

6 класс

Изобразительное искусство в жизни человека (35ч.)

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы

Рисунок - основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности, Ритм линий

Пятно как средство выражения. Ритм линий

Цвет. Основы цветоведения

Цвет в произведениях живописи

Объемные изображения в скульптуре. Камчатские художники

Основы языка изображения

Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазия в творчестве художника

Изображение предметного мира - натюрморт

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Освещение. Свет и тень

Натюрморт в графике

Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта

Вглядываясь в человека. Портрет

Образ человека - главная тема в искусстве. Портреты камчатских художников

Конструкция головы человека и ее основные пропорции

Изображение головы человека в пространстве

Портрет в скульптуре

Графический портретный рисунок

Сатирические образы человека

Образные возможности освещения в портрете

Роль цвета в портрете

Великие портретисты прошлого

Портрет в изобразительном искусстве ХХ века

Человек и пространство. Пейзаж

Жанры в изобразительном искусстве

Изображение пространства

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

Пейзаж - большой мир

Пейзаж настроения. Природа и художник

Пейзаж в русской живописи. Камчатский пейзаж

Пейзаж в графике

Городской пейзаж

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

7 класс

Изобразительное искусство в жизни человека (35ч.)

Изображение фигуры человека и образ человека (9 ч.)

Изображение фигуры человека в истории искусства. (2ч.)

Пропорции и строение фигуры человека. (2ч.)

Лепка фигуры человека. (2ч.)

Набросок фигуры человека с натуры. (2ч.)

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. (1ч.)

Поэзия повседневности (7ч.)

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. (1ч.)

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. (1ч.)

Сюжет и содержание в картине. (1ч.)

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. (1ч.)

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). (1ч.)

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). (2ч.)

Великие темы жизни (10ч.)

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. (1ч.)

Тематическая картина в русском искусстве XIX века. (1ч.)

Процесс работы над тематической картиной. (4ч.)

Библейские темы в изобразительном искусстве. (2ч.)

Монументальная скульптура и образ истории народа. (1ч.)

Место и роль картины в искусстве  XX века. (1ч.)

Реальность жизни и художественный образ(9ч.)

Искусство иллюстрации. Слово и изображение. (2ч.)

Зрительские умения и их значение для современного человека. (1ч.)

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. (1ч.)

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. (1ч.)

Художественно-творческие проекты. (4ч.)

Содержание курса

6 класс

Изобразительное искусство в жизни человека (35ч.)

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (9ч.)

Мир наших вещей. Натюрморт (7ч.)

Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч.)

Человек и пространство. Пейзаж (9ч.)

7 класс

Изобразительное искусство в жизни человека (35ч.)

Изображение фигуры человека и образ человека (9 ч.)

Поэзия повседневности (7ч.)

Великие темы жизни (10ч.)

Реальность жизни и художественный образ(9ч.)

Тематическое планирование 6 класс

Раздел

Тема

Основная цель

Важнейшие результаты учащихся

Тема курса «Изобразительное искусство в жизни человека» (35 ч.)

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Искусство и его виды. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: конструктивные, декоративные и изобразительные

Знать виды изобразительного искусства.

Рисунок — основа изобразительного творчества

Рисунок – основа творчества. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок с натуры. Графические материалы и их выразительные возможности

Зарисовка с натуры отдельных травянистых растений или веточек. Работа карандашами разной твердости

Линия и ее выразительные возможности

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Ритм пятен. Доминирующее пятно

Знать приемы работы акварелью. Уметь изображать различные осенние состояния в природе: ветер, дождь, туман.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

Роль пятна в изображении, его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон, тональные отношения: темное и светлое.

Знать о роли пятна и его выразительных возможностях.

Уметь видеть тональные отношения.

Цвет. Основы цветоведения

Основные составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплое и холодное. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета

Знать приемы работы гуашью. Уметь изображать фантазийные сказочные царства ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета

Цвет в произведениях живописи

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.

Знать основные правила составления композиции букета. Уметь изображать осенний букет с разным настроением

Объемные изображения в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево

Знать приемы работы с различными пластическими материалами. Уметь мастерить животных из материалов по выбору

Основы языка изображения

Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

Знать приемы работы с различными художественными материалами. Уметь с их помощью создавать  творческие работы по замыслу

Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазия в творчестве художника

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

Знать произведения художников П.Брейгеля, Д. Арчимбольдо. Уметь самостоятельно создавать творческую композицию на тему «Этот фантастический мир»

Изображение предметного мира — натюрморт

Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Знать приемы работы гуашью, последовательность работы над натюрмортом. Уметь последовательно работать над рисованием натюрморта из плоских изображений знакомых предметов

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Знать названия простых геометрических тел; правила работы с бумагой. Уметь конструировать из бумаги простые геометрические тела

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Знать правила построения композиции из нескольких геометрических тел.

Уметь выполнять зарисовки карандашом

Освещение. Свет и тень

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

Знать определение понятий: «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень».

Уметь изображать геометрические тела из гипса или бумаги с боковым освещением

Натюрморт в графике

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски

Знать определение гравюры и ее виды.

Уметь выполнять оттиск с аппликации на картоне

Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.

Цвет в живописи и богатство  его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи  (обусловленный).  Цветовая  организация  натюрморта — ритм
цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника

Знать определение натюрморта.

Уметь критически оценивать свои работы с точки зрения правил построения композиции, использования цвета

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

Образ человека — главная тема искусства

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Знать отличительные признаки изображения человека в различных эпохах, историю появления портрета. Уметь соотносить изображения человека с определенными временными отрезками

Конструкция головы человека и ее пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика

Знать правила рисования головы человека.

Уметь изображать голову человека по сетке

Изображение головы человека в пространстве

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа.

Знать правила работы с карандашами различной мягкости.

Уметь создавать объемное конструктивное изображение головы с натуры

Портрет в скульптуре

Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Знать правила работы с пластилином. Уметь создавать из пластилина портрет выбранного литературного героя с ярко выраженным характером

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Знать последовательность работы над портретом. Уметь изображать фигуру человека с натуры в карандаше и цвете.

Сатирические образы человека

Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Знать определение карикатуры, дружеского шаржа. Уметь изображать сатирические образы литературных героев или создавать дружеские шаржи

Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения

Знать правила наблюдения натуры. Уметь делать наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении

Портрет в живописи

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого

Знать портреты Рафаэля, Тициана, А. Ван Дейка, Д. Веласкеса, Гейнсборо;Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В.Боровиковского. Уметь выполнять аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.

Портрет в живописи.

Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура

Знать правила работы над портретом.

Уметь работать над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга)

Великие портретисты прошлого

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников

Знать произведения нескольких зарубежных и русских великих художников-портретистов.

Уметь выделять парадный, лирический, групповой идр.

Портрет в изобразитель-ном искусстве ХХ века

Особенности и направления развития портретного образа. Знаменитые мастера (П.Пикассо, А.Матисс, А.Модильяни, С.Дали). Роль и место портрета в искусстве ХХ века

Знать основные вехи в истории развития портрета. Уметь приводить примеры известных портретов художников.

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Жанры в изобразительном искусстве

Жанры: портрет, пейзаж, бытовой, исторический жанры. Историческое развитие жанров. Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного искусства

Знать и называть жанры, объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Уметь самостоятельно группировать картины по жанрам.

Изображение пространства

Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.

Знать законы построения перспективы пространства. Уметь находить линию горизонта, точку схода на картинах известных мастеров

Правила линейной и воздушной перспективы

Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности

Знать законы линейной и воздушной перспективы. Уметь самостоятельно анализировать произведение на основе полученных знаний о перспективе

Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Знать правила превращения пустоты в пространство. Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр.

Пейзаж-настроение. Природа и художник

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении

Создание пейзажа-настроения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).

Пейзаж в русской живописи.

История формирования художественного образа природы в русском искусстве. Пейзажи А. Венецианова, И. Шишкина, И. Левитана

Знать имена великих русских живописцев, узнавать известные картины. Уметь рассуждать о значении художественного образа

Пейзаж в графике. Городской пейзаж

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века

Создание графической композиции «Наш город».

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.

Знать, что понимание искусства — труд души. Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека.

Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата прове-дения

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

I четверть «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (9 ч.)

1.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

1

2.

Рисунок — основа изобразительного творчества

1

3.

Линия и ее выразительные возможности

1

4.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

1

5.

Цвет. Основы цветоведения

1

6.

Цвет в произведениях живописи

1

7.

Объемные изображения в скульптуре

2

8.

9.

. Основы языка изображения

1

II четверть «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч.)

1.

. Реальность и фантазия в творчестве художника

1

2.

Изображение предметного мира — натюрморт

1

3.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

4.

Изображение объема на плоскости

и линейная перспектива

1

5.

Освещение. Свет и тень

1

6.

Натюрморт в графике

1

7.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта

1

III четверть «Вглядываясь в человека. Портрет» (10 ч.)

1.

Образ человека — главная тема искусства

1

2.

Конструкция головы человека и ее пропорции

1

3.

Изображение головы человека в пространстве

1

4.

Портрет в скульптуре

1

5.

Графический портретный рисунок

1

6.

Сатирические образы человека

1

7.

Образные возможности освещения в портрете

1

8.

Портрет в живописи. Роль цвета в портрете

1

9.

Великие портретисты

1

10.

 Портрет в изобразительном искусстве ХХ века

1

IV четверть «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч.)

1.

Жанры в изобразительном искусстве

1

2.

Изображение пространства

1

3.

Правила линейной и воздушной перспективы

1

4.

Пейзаж — большой мир.

Организация изображаемого пространства

2

5.

6.

Пейзаж-настроение. Природа и художник

1

7.

Пейзаж в русской живописи. Камчатский пейзаж

1

8.

Пейзаж в графике. Городской пейзаж

1

9.

Выразительные возможности

изобразительного искусства. Язык и смысл

1

Тематическое планирование 7 класс

Раздел

Тема

Основная цель

Важнейшие результаты учащихся

Тема курса «Изобразительное искусство в жизни человека» (35 ч.)

Изображение фигуры человека и образ человека

Изображение фигуры человека в истории искусства

Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека

Знать представление людей разных эпох о красоте человека.

Уметь определять людей разных эпох по изображениям,

иллюстрациям и репродукциям

Пропорции и строение фигуры человека

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения фигуры человека

Знать что такое точка зрения в скульптуре. Уметь: выбирать более интересную точку зрения,

сочетать пластику,

выразительность и композицию

Лепка фигуры человека

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX — начала XX века

Различать  скульптурные изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья.  Знать работы Донателло, Микеланджело.

Набросок фигуры человека с натуры

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека

Знать, что такое композиция, колорит, аксессуары.

Уметь создавать  композицию на тему «Моя будущая профессия»

Понимание

красоты человека

в европейском и русском искусстве

Красота человека в античном искусстве; духовная красота человека в искусстве Средних веков в Европе и в русском искусстве.

Знать о соотношении духовной и внешней красоты человека. Уметь рассуждать об изменчивости образа человека в истории искусства

Поэзия повседневности

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.

Знать что такое сюжет, его отличие от темы и содержания в бытовом жанре

изобразительного искусства. Уметь создать эскиз на

выбранную тему бытового жанра.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри них.

Знать жанры живописи. Уметь группировать картины по жанрам.

Сюжет и содержание в картине

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения

Знать определение сюжета, темы, содержания картины. Уметь различать сюжет, тему, содержание произведения искусства

Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве

Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к человеку, к окружающим людям — необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным.

Знать, как выделить один или несколько   простых  сюжетов. Уметь  сделать композиционные рисунки на выбранные темы

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками,  и  его  значение  в  представлении  народа  о  самом себе.

Знать правила перспективы при построении композиции. Уметь создавать композицию на темы жизни людей своего города в прошлом

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

Сюжеты   праздника  в   изобразительном   искусстве.   Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера.

Знать традиции своего народа. Уметь создавать композицию в технике коллажа на тему праздника.

Великие темы жизни

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи — фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Темперная и масляная живопись.

Знать произведения исторического и мифологического жанра в искусстве XVII века.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Беседа о великих русских живописцах XIX столетия

Знать произведения: К.Брюллов. Последний день Помпеи; А.Иванов. Явление Христа народу; В.Суриков. Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни; И.Репин. Бурлаки на Волге.

Процесс работы над тематической картиной

.Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобия и условности в изобразительном искусстве.

Знать понятия темы, сюжета и содержания, этапы создания картины. Уметь последовательно работать над созданием картины

Библейские темы в изобразительном искусстве. Вечные темы в искусстве.

Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик.  Древнерусская иконопись и ее особое значение. Библейские  темы  в  живописи  Западной  Европы и в русском искусстве.

Знать историю появления икон, творчество великих русских иконописцев Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.

Монументальная скульптура и образ истории народа

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Meмориалы.

Знать памятники и историю их создания (Минину и Пожарскому (Москва), Юрию Долгорукому (Москва), Воин-освободитель в Трептов-парке (Берлин))

Место и роль картины в искусстве XX века

Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века.

Знать творчество художников М. Шагала, П. Пикассо, Сальвадора Дали

Реальность жизни и художественный образ

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Наглядность  литературных событий и способность иллюстрации выражать смысл произведения,  стиль автора,  настроение произведения.

Знать известных иллюстраторов книг. Уметь построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить

Зрительские умения и их значение для современного человека

Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания.

Уметь делать глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства.

Уметь делать анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

Представление о роли художественного музея в национальной и мировой культуре, о высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством

Знать музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже

Художественно-творческие проекты

Работа над проектом (индивидуальная, коллективная или групповая; осуществляется в течение всей четверти).

Уметь самостоятельно определять цели, ставить задачи, планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Календарно-тематическое планирование 7 класс

№ п/п

Тема урока

Коли-чество часов

Дата прове-дения

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

I четверть «Изображение фигуры человека и образ человека» (9 ч.)

1.

Изображение фигуры человека в истории искусства

2

2.

3.

Пропорции и строение фигуры человека

2

4.

5.

Лепка фигуры человека

2

6.

7.

Набросок фигуры человека с натуры

2

8.

9.

Понимание красоты человека

в европейском и русском искусстве

1

II четверть «Поэзия повседневности» (7 ч.)

1.

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

1

2.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

1

3.

Сюжет и содержание в картине

1

4.

Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве

1

5.

Жизнь в моем городе в прошлых веках

(историческая тема в бытовом жанре)

1

6.

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве        

(тема праздника в бытовом жанре)

2

7.

III четверть «Великие темы жизни» (10 ч.)

1.

Исторические темы и мифологические темы

в искусстве разных эпох

1

2.

Тематическая картина

в русском искусстве XIX века

1

3.

Процесс работы над тематической картиной

4

4.

5.

6.

7.

Библейские темы в изобразительном искусстве. Вечные темы в искусстве.

2

8.

9.

Монументальная скульптура и образ истории народа

1

10.

Место и роль картины в искусстве XX века

1

IV четверть «Реальность жизни и художественный образ» (9 ч.)

1.

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

2

2.

3.

Зрительские умения

и их значение для современного человека

1

4.

История искусства и история человечества.

Стиль и направление в изобразительном искусстве

1

5.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства

и их роль в культуре

1

6.

Художественно-творческие проекты

4

Контрольно-измерительные и дидактические материалы

ТЕСТ « ВИДЫ И ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»


Внимательно прочитай вопросы и найди верные ответы ( их может быть несколько).
1. Назовите виды изобразительного искусства:
а) графика б) музыка в) живопись г) архитектура д) театр е) скульптура ж) декоративно-прикладное искусство;

2. Вид изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является цвет:

а) графика б) живопись в) скульптура г) декоративно-прикладное искусство;  

3. Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является линия, а роль цвета ограничена и условна:

а) живопись б) графика в) скульптура г) архитектура;

4. Произведения какого вида искусства имеют трехмерный объём:

а) архитектура б) графика в) скульптура г) живопись;

5. Искусство проектировать и строить называется:

а) скульптурой б) декоративно-прикладное искусство  в) архитектурой г) графикой;

6. Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту относится к:

а) скульптуре  б) декоративно-прикладное искусство  в) архитектуре

Тест для 6 класса «Древние символы народного искусства»


1. Назовите все известные Вам древние символы (образы) русского народного искусства, например, древо жизни, …………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
2. Расшифруйте и нарисуйте древние символы:
1) хляби небесные;
2) хляби земные.

3. Из перечисленного ниже списка выберите и подчеркните предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы:

печь, стол, компьютер, лавка-конник, полати, прялка, вышитое полотенце,  домашний кинотеатр, расписная посуда, телевизор.

4. Подчеркните те из перечисленных ниже элементов одежды, которые составляют южный вариант женского праздничного наряда: кокошник, лента, кичка, сорока, рубаха, сарафан, понева, передник-запон, душегрея.

5. Выберите из перечисленного ниже списка символов древние символы Египта:
лотос, Берегиня, скарабей, ладья, медведь, глаз, олень, сфинкс.

6. Перечислите стили росписи древнегреческих ваз.
1)________________________________
2)________________________________

7. Выберите верное определение и подчеркните его:
А) геральдика – наука о денежных знаках и монетах;
Б) геральдика – наука о гербах и их прочтении;
В) геральдика – наука о марках.

8. Нарисуйте стрелки, показывающие соответствие цвета и его значения в геральдике:
Золотой (желтый)                 Чистота и невинность
Серебряный                           Смелость и любовь
Голубой                                  Богатство и справедливость
Красный                                  Изобилие и надежда
Зеленый                                  Величие и красота
Пурпурный                            Мудрость, печаль, траур
Черный                                   Могущество
9. Практическое задание: выполните эскиз герба (личный, школьный, городской или другой)

Тест «Знайка» для 7 класса

1. Напишите ниже, какие виды изобразительного искусства Вы знаете?
_____________ , _____________ , ______________ , ______________ , ____________ , ____________
2. Дополните предложение по разновидностям жанров в изобразительном искусстве:
А) Изображение человека в живописи, скульптуре, графике называется………………………....
Б) Изображение исторических и военных событий называется …………………………жанром
В) Изображение неживых предметов (плоды, цветы, посуда) называется ………………………..
Г) Изображение природы называется …………………………………………………………..…… 
3. Перечислите:
А) три основных цвета ______________ , ______________ , _______________
Б) три производных цвета ______________ , ______________ , _______________

4. Напишите, как называется линия, разделяющая плоскость неба и земли? ___________________________________________________________________________

5. Подчеркните правильное окончание определения:
В линейной перспективе все предметы при удалении

а) увеличиваются
б) уменьшаются

в) остаются без изменений

В линейной перспективе параллельные линии по мере удаления от наблюдателя
а) сходятся в одной точке
б) остаются параллельными
в) расходятся.

В воздушной перспективе предметы при удалении

а) четкие
б) покрыты дымкой, расплывчаты.

6. Поставьте над фамилиями перечисленных ниже художников буквы:
А – если это художник-портретист
Б – если это художник-пейзажист.
Серов, Левицкий, Репин, Левитан, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Куинджи, Рембрандт, Крамской, Шишкин

7. Практическое задание: выполните пейзаж, используя только теплые или холодные тона.

Критерии оценки 

Оценка «5»  ставится если ребенок:

  1. готов к сотрудничеству с учителем (имеет все необходимые принадлежности и художественные материалы к уроку);
  2. у него возникает потребность, интерес к творчеству (в связи с различными видами художественной деятельности);
  3. проявляет интерес, упорство и настойчивость при выполнении задания;
  4. владеет художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте;
  5. в своей работе использует различные техники и приемы (особенность использования изобразительных средств в композиции: линии, мазка и т.д.);
  6. в своей работе отражает эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, к данной теме;

его работа:

  1. соответствует теме, определенной идее;
  2. имеет правильное композиционное решение замысла – выделение главного в композиции (фронтальное и угловое размещение предметов, наличие количества объектов, фигур людей от замысла, передача их величин, их взаимосвязь, связь композиционного центра со зрительным восприятием);
  3. оригинальна, непосредственна,
  4. в ней переданы чувства формы и фактуры (уровень передачи светотеневого объема;
  5. цветовое решение и эмоциональное использование цвета, гармоничный цветовой строй;
  6. особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита;
  7. сложность замысла - предварительной продуманности школьником использования образных средств изображения и выражения.

Оценка «4»  ставится если ребенок:

  1. готов к сотрудничеству с учителем (имеет все необходимые принадлежности и художественные материалы к уроку);
  2. у него возникает потребность, интерес к творчеству;
  3. проявляет интерес, упорство и настойчивость при выполнении задания;
  4. неуверенно владеет художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте;
  5. в своей работе использует различные техники и приемы по рекомендации учителя;
  6. в своей работе отражает эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, к данной теме;

его работа:

  1. соответствует теме, определенной идее;
  2. допускает ошибки при построении композиции;
  3. оригинальна, непосредственна,
  4. в ней переданы чувства формы и фактуры с незначительными ошибками;
  5. цветовое решение и эмоциональное использование цвета, гармоничный цветовой строй – допускает незначительные ошибки;
  6. особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита;
  7. простой замысел.

Оценка «3»  ставится если ребенок:

  1. не в полной мере готов к сотрудничеству с учителем (имеет не все необходимые принадлежности и художественные материалы к уроку);
  2. не проявляет интерес к творчеству, к этому его побуждает учитель;
  3. не проявляет интерес, упорство и настойчивость при выполнении задания;
  4. не в полной мере владеет художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте;
  5. в своей работе не желает использовать различные техники и приемы, довольствуется одной;
  6. в своей работе отражает эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, к данной теме;

его работа:

  1. не всегда соответствует теме, определенной идее;
  2. не имеет правильного композиционного решения;
  3. не оригинальна;
  4. в ней искажены чувства формы и фактуры (уровень передачи светотеневого объема;
  5. цветовое решение и эмоциональное использование цвета, гармоничный цветовой строй нарушены;
  6. замысел простой, не соответствует возрасту и способностям ребенка.

Оценка «2»  ставится если ребенок:

  1. не готов к сотрудничеству с учителем;
  2. у него не возникает потребность, интерес к творчеству;
  3. не проявляет интерес, упорство и настойчивость при выполнении задания;
  4. не владеет художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте;
  5. в своей работе не использует различные техники и приемы;
  6. в своей работе не отражает эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, к данной теме;

его работа:

  1. не соответствует теме, определенной идее;
  2. не имеет правильное композиционное решение;
  3. в ней не переданы чувства формы и фактуры;
  4. цветовое решение и эмоциональное использование цвета, гармоничный цветовой строй нарушены;
  5. замысла нет.

Информационно-методическое обеспечение рабочей программы:

Литература основная и дополнительная:

  1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
  2. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
  3.  Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
  4. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
  5. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
  6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
  7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
  8. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – 2-е изд., / авт. – сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  9. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – 2-е изд., / авт. – сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  10. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
  11. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
  12. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
  13. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2003.
  14. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
  15. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
  16. Ростовцев, Н. Н., Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

Медиаресурсы:

  1. Азбука искусства. Как научиться понимать картину.
  2. Библиотека электронных наглядных пособий. Зарубежное классическое искусство.
  3. Библиотека электронных наглядных пособий. Мировая художественная культура.
  4. Большая электронная детская энциклопедия. Архитектура.
  5. Коллекция ВВС. Великие мастера. Леонардо да Винчи.
  6. Коллекция ВВС. Искусство и культура. Как искусство сотворило мир.
  7. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Учимся понимать живопись. Практический курс.
  8. Школа рисунка и живописи. Электронное издание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...