рабочая программа по ИЗО для 6-7 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6-7 классов
разработана и составлена на основе программы
Б. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_2012.docx | 80.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №9
________ /Ю.А. Кудрявцев/
Приказ № _________
от «___» __________ 2012г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора МБОУ СОШ №9
________/Н.П. Куклина/
«___» ____________ 2012г.
Программа рассмотрена на заседании
школьного методического объединения
учителей физической культуры,
трудового обучения, ИЗО
протокол № ____
от «___» _____________ 2012г.
Руководитель ШМО __________ /С.А. Князева/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
6 – 7 классы
2012 – 2013 учебный год
базовый уровень
Учитель Габуния Светлана Викторовна
Квалификационная категория: первая
г. Елизово
2012
Паспорт рабочей программы по изобразительному искусству
Тип программы: программа основного общего образования
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МБОУ СОШ №9 программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МБОУ СОШ №9 программа является основанием для определения качества реализации общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 6-7-х классов МБОУ СОШ №9
Сроки освоения программы: 2 года
Объем учебного времени: 70 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
Формы контроля:
-викторины
- творческие задания
- анализ художественных произведений
- тесты
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» пункт 4.
- Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 марта 2004г. № 1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) общего образования по изобразительному искусству (базовый уровень). Сборник нормативных документов. Изобразительное искусство. – М.: Дрофа, 2004.
- Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 0З-12бЗ «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Приказ МОиН РФ от 14.12.2006г. № 321 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008учебный год).
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа «Изобразительное искусство. 5-9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 6 и 7 клaccoв – «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.
Место предмета в базисном учебном плане
Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004 г., предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6-7 классах в объеме 70 учебных часов.
Примерная адаптированная программа рассчитана на 70 учебных часов.
Данная учебная программа решает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- формирование ответственного отношения к учению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемым результатом;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Предметные результаты:
- формирование основ художественной культуры как части общей духовной культуры;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании основной школы учащиеся должны:
6 класс
- знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
- знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
- знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа, натюрморта в истории искусства;
- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображений;
- знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
7 класс
- знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, следовательно, и способов его изображения;
- знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологический и библейская темы в искусстве;
- понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
- знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве, художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;
- знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начала в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации; называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX-ХХ столетий;
- иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о творческой индивидуальности художника;
- иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в ХХ веке;
- получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
Минимум содержания образования по разделам
6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека (35ч.)
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы
Рисунок - основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности, Ритм линий
Пятно как средство выражения. Ритм линий
Цвет. Основы цветоведения
Цвет в произведениях живописи
Объемные изображения в скульптуре. Камчатские художники
Основы языка изображения
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника
Изображение предметного мира - натюрморт
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Освещение. Свет и тень
Натюрморт в графике
Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека - главная тема в искусстве. Портреты камчатских художников
Конструкция головы человека и ее основные пропорции
Изображение головы человека в пространстве
Портрет в скульптуре
Графический портретный рисунок
Сатирические образы человека
Образные возможности освещения в портрете
Роль цвета в портрете
Великие портретисты прошлого
Портрет в изобразительном искусстве ХХ века
Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве
Изображение пространства
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива
Пейзаж - большой мир
Пейзаж настроения. Природа и художник
Пейзаж в русской живописи. Камчатский пейзаж
Пейзаж в графике
Городской пейзаж
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
7 класс
Изобразительное искусство в жизни человека (35ч.)
Изображение фигуры человека и образ человека (9 ч.)
Изображение фигуры человека в истории искусства. (2ч.)
Пропорции и строение фигуры человека. (2ч.)
Лепка фигуры человека. (2ч.)
Набросок фигуры человека с натуры. (2ч.)
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. (1ч.)
Поэзия повседневности (7ч.)
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. (1ч.)
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. (1ч.)
Сюжет и содержание в картине. (1ч.)
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. (1ч.)
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). (1ч.)
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). (2ч.)
Великие темы жизни (10ч.)
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. (1ч.)
Тематическая картина в русском искусстве XIX века. (1ч.)
Процесс работы над тематической картиной. (4ч.)
Библейские темы в изобразительном искусстве. (2ч.)
Монументальная скульптура и образ истории народа. (1ч.)
Место и роль картины в искусстве XX века. (1ч.)
Реальность жизни и художественный образ(9ч.)
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. (2ч.)
Зрительские умения и их значение для современного человека. (1ч.)
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. (1ч.)
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. (1ч.)
Художественно-творческие проекты. (4ч.)
Содержание курса
6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека (35ч.)
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (9ч.)
Мир наших вещей. Натюрморт (7ч.)
Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч.)
Человек и пространство. Пейзаж (9ч.)
7 класс
Изобразительное искусство в жизни человека (35ч.)
Изображение фигуры человека и образ человека (9 ч.)
Поэзия повседневности (7ч.)
Великие темы жизни (10ч.)
Реальность жизни и художественный образ(9ч.)
Тематическое планирование 6 класс
Раздел | Тема | Основная цель | Важнейшие результаты учащихся |
Тема курса «Изобразительное искусство в жизни человека» (35 ч.) | |||
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | Искусство и его виды. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: конструктивные, декоративные и изобразительные | Знать виды изобразительного искусства. |
Рисунок — основа изобразительного творчества | Рисунок – основа творчества. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок с натуры. Графические материалы и их выразительные возможности | Зарисовка с натуры отдельных травянистых растений или веточек. Работа карандашами разной твердости | |
Линия и ее выразительные возможности | Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Ритм пятен. Доминирующее пятно | Знать приемы работы акварелью. Уметь изображать различные осенние состояния в природе: ветер, дождь, туман. | |
Пятно как средство выражения. Ритм пятен | Роль пятна в изображении, его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон, тональные отношения: темное и светлое. | Знать о роли пятна и его выразительных возможностях. Уметь видеть тональные отношения. | |
Цвет. Основы цветоведения | Основные составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплое и холодное. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета | Знать приемы работы гуашью. Уметь изображать фантазийные сказочные царства ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета | |
Цвет в произведениях живописи | Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность. | Знать основные правила составления композиции букета. Уметь изображать осенний букет с разным настроением | |
Объемные изображения в скульптуре | Выразительные возможности объемного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево | Знать приемы работы с различными пластическими материалами. Уметь мастерить животных из материалов по выбору | |
Основы языка изображения | Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения. | Знать приемы работы с различными художественными материалами. Уметь с их помощью создавать творческие работы по замыслу | |
Мир наших вещей. Натюрморт | Реальность и фантазия в творчестве художника | Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. | Знать произведения художников П.Брейгеля, Д. Арчимбольдо. Уметь самостоятельно создавать творческую композицию на тему «Этот фантастический мир» |
Изображение предметного мира — натюрморт | Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. | Знать приемы работы гуашью, последовательность работы над натюрмортом. Уметь последовательно работать над рисованием натюрморта из плоских изображений знакомых предметов | |
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы. | Знать названия простых геометрических тел; правила работы с бумагой. Уметь конструировать из бумаги простые геометрические тела | |
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса. | Знать правила построения композиции из нескольких геометрических тел. Уметь выполнять зарисовки карандашом | |
Освещение. Свет и тень | Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине. | Знать определение понятий: «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Уметь изображать геометрические тела из гипса или бумаги с боковым освещением | |
Натюрморт в графике | Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски | Знать определение гравюры и ее виды. Уметь выполнять оттиск с аппликации на картоне | |
Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. | Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм | Знать определение натюрморта. Уметь критически оценивать свои работы с точки зрения правил построения композиции, использования цвета | |
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве | Образ человека — главная тема искусства | Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. | Знать отличительные признаки изображения человека в различных эпохах, историю появления портрета. Уметь соотносить изображения человека с определенными временными отрезками |
Конструкция головы человека и ее пропорции | Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика | Знать правила рисования головы человека. Уметь изображать голову человека по сетке | |
Изображение головы человека в пространстве | Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. | Знать правила работы с карандашами различной мягкости. Уметь создавать объемное конструктивное изображение головы с натуры | |
Портрет в скульптуре | Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. | Знать правила работы с пластилином. Уметь создавать из пластилина портрет выбранного литературного героя с ярко выраженным характером | |
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала. | Знать последовательность работы над портретом. Уметь изображать фигуру человека с натуры в карандаше и цвете. | |
Сатирические образы человека | Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. | Знать определение карикатуры, дружеского шаржа. Уметь изображать сатирические образы литературных героев или создавать дружеские шаржи | |
Образные возможности освещения в портрете | Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения | Знать правила наблюдения натуры. Уметь делать наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении | |
Портрет в живописи | Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого | Знать портреты Рафаэля, Тициана, А. Ван Дейка, Д. Веласкеса, Гейнсборо;Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В.Боровиковского. Уметь выполнять аналитические зарисовки композиций портретов известных художников. | |
Портрет в живописи. Роль цвета в портрете | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура | Знать правила работы над портретом. Уметь работать над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга) | |
Великие портретисты прошлого | Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников | Знать произведения нескольких зарубежных и русских великих художников-портретистов. Уметь выделять парадный, лирический, групповой идр. | |
Портрет в изобразитель-ном искусстве ХХ века | Особенности и направления развития портретного образа. Знаменитые мастера (П.Пикассо, А.Матисс, А.Модильяни, С.Дали). Роль и место портрета в искусстве ХХ века | Знать основные вехи в истории развития портрета. Уметь приводить примеры известных портретов художников. | |
Человек и пространство в изобразительном искусстве | Жанры в изобразительном искусстве | Жанры: портрет, пейзаж, бытовой, исторический жанры. Историческое развитие жанров. Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного искусства | Знать и называть жанры, объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Уметь самостоятельно группировать картины по жанрам. |
Изображение пространства | Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. | Знать законы построения перспективы пространства. Уметь находить линию горизонта, точку схода на картинах известных мастеров | |
Правила линейной и воздушной перспективы | Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности | Знать законы линейной и воздушной перспективы. Уметь самостоятельно анализировать произведение на основе полученных знаний о перспективе | |
Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства | Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. | Знать правила превращения пустоты в пространство. Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. | |
Пейзаж-настроение. Природа и художник | Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении | Создание пейзажа-настроения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета). | |
Пейзаж в русской живописи. | История формирования художественного образа природы в русском искусстве. Пейзажи А. Венецианова, И. Шишкина, И. Левитана | Знать имена великих русских живописцев, узнавать известные картины. Уметь рассуждать о значении художественного образа | |
Пейзаж в графике. Городской пейзаж | Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века | Создание графической композиции «Наш город». | |
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. | Знать, что понимание искусства — труд души. Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека. |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата прове-дения |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА I четверть «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (9 ч.) | |||
1. | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 1 | |
2. | Рисунок — основа изобразительного творчества | 1 | |
3. | Линия и ее выразительные возможности | 1 | |
4. | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен | 1 | |
5. | Цвет. Основы цветоведения | 1 | |
6. | Цвет в произведениях живописи | 1 | |
7. | Объемные изображения в скульптуре | 2 | |
8. | |||
9. | . Основы языка изображения | 1 | |
II четверть «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч.) | |||
1. | . Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 | |
2. | Изображение предметного мира — натюрморт | 1 | |
3. | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 1 | |
4. | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | 1 | |
5. | Освещение. Свет и тень | 1 | |
6. | Натюрморт в графике | 1 | |
7. | Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта | 1 | |
III четверть «Вглядываясь в человека. Портрет» (10 ч.) | |||
1. | Образ человека — главная тема искусства | 1 | |
2. | Конструкция головы человека и ее пропорции | 1 | |
3. | Изображение головы человека в пространстве | 1 | |
4. | Портрет в скульптуре | 1 | |
5. | Графический портретный рисунок | 1 | |
6. | Сатирические образы человека | 1 | |
7. | Образные возможности освещения в портрете | 1 | |
8. | Портрет в живописи. Роль цвета в портрете | 1 | |
9. | Великие портретисты | 1 | |
10. | Портрет в изобразительном искусстве ХХ века | 1 | |
IV четверть «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч.) | |||
1. | Жанры в изобразительном искусстве | 1 | |
2. | Изображение пространства | 1 | |
3. | Правила линейной и воздушной перспективы | 1 | |
4. | Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства | 2 | |
5. | |||
6. | Пейзаж-настроение. Природа и художник | 1 | |
7. | Пейзаж в русской живописи. Камчатский пейзаж | 1 | |
8. | Пейзаж в графике. Городской пейзаж | 1 | |
9. | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | 1 |
Тематическое планирование 7 класс
Раздел | Тема | Основная цель | Важнейшие результаты учащихся |
Тема курса «Изобразительное искусство в жизни человека» (35 ч.) | |||
Изображение фигуры человека и образ человека | Изображение фигуры человека в истории искусства | Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека | Знать представление людей разных эпох о красоте человека. Уметь определять людей разных эпох по изображениям, иллюстрациям и репродукциям |
Пропорции и строение фигуры человека | Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения фигуры человека | Знать что такое точка зрения в скульптуре. Уметь: выбирать более интересную точку зрения, сочетать пластику, выразительность и композицию | |
Лепка фигуры человека | Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX — начала XX века | Различать скульптурные изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Знать работы Донателло, Микеланджело. | |
Набросок фигуры человека с натуры | Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека | Знать, что такое композиция, колорит, аксессуары. Уметь создавать композицию на тему «Моя будущая профессия» | |
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | Красота человека в античном искусстве; духовная красота человека в искусстве Средних веков в Европе и в русском искусстве. | Знать о соотношении духовной и внешней красоты человека. Уметь рассуждать об изменчивости образа человека в истории искусства | |
Поэзия повседневности | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре. | Знать что такое сюжет, его отличие от темы и содержания в бытовом жанре изобразительного искусства. Уметь создать эскиз на выбранную тему бытового жанра. |
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри них. | Знать жанры живописи. Уметь группировать картины по жанрам. | |
Сюжет и содержание в картине | Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения | Знать определение сюжета, темы, содержания картины. Уметь различать сюжет, тему, содержание произведения искусства | |
Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве | Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к человеку, к окружающим людям — необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным. | Знать, как выделить один или несколько простых сюжетов. Уметь сделать композиционные рисунки на выбранные темы | |
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) | Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе. | Знать правила перспективы при построении композиции. Уметь создавать композицию на темы жизни людей своего города в прошлом | |
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) | Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. | Знать традиции своего народа. Уметь создавать композицию в технике коллажа на тему праздника. | |
Великие темы жизни | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох | Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи — фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Темперная и масляная живопись. | Знать произведения исторического и мифологического жанра в искусстве XVII века. |
Тематическая картина в русском искусстве XIX века | Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Беседа о великих русских живописцах XIX столетия | Знать произведения: К.Брюллов. Последний день Помпеи; А.Иванов. Явление Христа народу; В.Суриков. Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни; И.Репин. Бурлаки на Волге. | |
Процесс работы над тематической картиной | .Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобия и условности в изобразительном искусстве. | Знать понятия темы, сюжета и содержания, этапы создания картины. Уметь последовательно работать над созданием картины | |
Библейские темы в изобразительном искусстве. Вечные темы в искусстве. | Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве. | Знать историю появления икон, творчество великих русских иконописцев Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. | |
Монументальная скульптура и образ истории народа | Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Meмориалы. | Знать памятники и историю их создания (Минину и Пожарскому (Москва), Юрию Долгорукому (Москва), Воин-освободитель в Трептов-парке (Берлин)) | |
Место и роль картины в искусстве XX века | Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. | Знать творчество художников М. Шагала, П. Пикассо, Сальвадора Дали | |
Реальность жизни и художественный образ | Искусство иллюстрации. Слово и изображение | Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать смысл произведения, стиль автора, настроение произведения. | Знать известных иллюстраторов книг. Уметь построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить |
Зрительские умения и их значение для современного человека | Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. | Уметь делать глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства | |
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве | Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. | Уметь делать анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению. | |
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | Представление о роли художественного музея в национальной и мировой культуре, о высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством | Знать музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже | |
Художественно-творческие проекты | Работа над проектом (индивидуальная, коллективная или групповая; осуществляется в течение всей четверти). | Уметь самостоятельно определять цели, ставить задачи, планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Тема урока | Коли-чество часов | Дата прове-дения |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА I четверть «Изображение фигуры человека и образ человека» (9 ч.) | |||
1. | Изображение фигуры человека в истории искусства | 2 | |
2. | |||
3. | Пропорции и строение фигуры человека | 2 | |
4. | |||
5. | Лепка фигуры человека | 2 | |
6. | |||
7. | Набросок фигуры человека с натуры | 2 | |
8. | |||
9. | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | 1 | |
II четверть «Поэзия повседневности» (7 ч.) | |||
1. | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | 1 | |
2. | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | 1 | |
3. | Сюжет и содержание в картине | 1 | |
4. | Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве | 1 | |
5. | Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) | 1 | |
6. | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) | 2 | |
7. | |||
III четверть «Великие темы жизни» (10 ч.) | |||
1. | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох | 1 | |
2. | Тематическая картина в русском искусстве XIX века | 1 | |
3. | Процесс работы над тематической картиной | 4 | |
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | Библейские темы в изобразительном искусстве. Вечные темы в искусстве. | 2 | |
8. | |||
9. | Монументальная скульптура и образ истории народа | 1 | |
10. | Место и роль картины в искусстве XX века | 1 | |
IV четверть «Реальность жизни и художественный образ» (9 ч.) | |||
1. | Искусство иллюстрации. Слово и изображение | 2 | |
2. | |||
3. | Зрительские умения и их значение для современного человека | 1 | |
4. | История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве | 1 | |
5. | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | 1 | |
6. | Художественно-творческие проекты | 4 |
Контрольно-измерительные и дидактические материалы
ТЕСТ « ВИДЫ И ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Внимательно прочитай вопросы и найди верные ответы ( их может быть несколько).
1. Назовите виды изобразительного искусства:
а) графика б) музыка в) живопись г) архитектура д) театр е) скульптура ж) декоративно-прикладное искусство;
2. Вид изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является цвет:
а) графика б) живопись в) скульптура г) декоративно-прикладное искусство;
3. Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является линия, а роль цвета ограничена и условна:
а) живопись б) графика в) скульптура г) архитектура;
4. Произведения какого вида искусства имеют трехмерный объём:
а) архитектура б) графика в) скульптура г) живопись;
5. Искусство проектировать и строить называется:
а) скульптурой б) декоративно-прикладное искусство в) архитектурой г) графикой;
6. Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту относится к:
а) скульптуре б) декоративно-прикладное искусство в) архитектуре
Тест для 6 класса «Древние символы народного искусства»
1. Назовите все известные Вам древние символы (образы) русского народного искусства, например, древо жизни, …………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
2. Расшифруйте и нарисуйте древние символы:
1) хляби небесные;
2) хляби земные.
3. Из перечисленного ниже списка выберите и подчеркните предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы:
печь, стол, компьютер, лавка-конник, полати, прялка, вышитое полотенце, домашний кинотеатр, расписная посуда, телевизор.
4. Подчеркните те из перечисленных ниже элементов одежды, которые составляют южный вариант женского праздничного наряда: кокошник, лента, кичка, сорока, рубаха, сарафан, понева, передник-запон, душегрея.
5. Выберите из перечисленного ниже списка символов древние символы Египта:
лотос, Берегиня, скарабей, ладья, медведь, глаз, олень, сфинкс.
6. Перечислите стили росписи древнегреческих ваз.
1)________________________________
2)________________________________
7. Выберите верное определение и подчеркните его:
А) геральдика – наука о денежных знаках и монетах;
Б) геральдика – наука о гербах и их прочтении;
В) геральдика – наука о марках.
8. Нарисуйте стрелки, показывающие соответствие цвета и его значения в геральдике:
Золотой (желтый) Чистота и невинность
Серебряный Смелость и любовь
Голубой Богатство и справедливость
Красный Изобилие и надежда
Зеленый Величие и красота
Пурпурный Мудрость, печаль, траур
Черный Могущество
9. Практическое задание: выполните эскиз герба (личный, школьный, городской или другой)
Тест «Знайка» для 7 класса
1. Напишите ниже, какие виды изобразительного искусства Вы знаете?
_____________ , _____________ , ______________ , ______________ , ____________ , ____________
2. Дополните предложение по разновидностям жанров в изобразительном искусстве:
А) Изображение человека в живописи, скульптуре, графике называется………………………....
Б) Изображение исторических и военных событий называется …………………………жанром
В) Изображение неживых предметов (плоды, цветы, посуда) называется ………………………..
Г) Изображение природы называется …………………………………………………………..……
3. Перечислите:
А) три основных цвета ______________ , ______________ , _______________
Б) три производных цвета ______________ , ______________ , _______________
4. Напишите, как называется линия, разделяющая плоскость неба и земли? ___________________________________________________________________________
5. Подчеркните правильное окончание определения:
В линейной перспективе все предметы при удалении
а) увеличиваются
б) уменьшаются
в) остаются без изменений
В линейной перспективе параллельные линии по мере удаления от наблюдателя
а) сходятся в одной точке
б) остаются параллельными
в) расходятся.
В воздушной перспективе предметы при удалении
а) четкие
б) покрыты дымкой, расплывчаты.
6. Поставьте над фамилиями перечисленных ниже художников буквы:
А – если это художник-портретист
Б – если это художник-пейзажист.
Серов, Левицкий, Репин, Левитан, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Куинджи, Рембрандт, Крамской, Шишкин
7. Практическое задание: выполните пейзаж, используя только теплые или холодные тона.
Критерии оценки
Оценка «5» ставится если ребенок:
- готов к сотрудничеству с учителем (имеет все необходимые принадлежности и художественные материалы к уроку);
- у него возникает потребность, интерес к творчеству (в связи с различными видами художественной деятельности);
- проявляет интерес, упорство и настойчивость при выполнении задания;
- владеет художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте;
- в своей работе использует различные техники и приемы (особенность использования изобразительных средств в композиции: линии, мазка и т.д.);
- в своей работе отражает эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, к данной теме;
его работа:
- соответствует теме, определенной идее;
- имеет правильное композиционное решение замысла – выделение главного в композиции (фронтальное и угловое размещение предметов, наличие количества объектов, фигур людей от замысла, передача их величин, их взаимосвязь, связь композиционного центра со зрительным восприятием);
- оригинальна, непосредственна,
- в ней переданы чувства формы и фактуры (уровень передачи светотеневого объема;
- цветовое решение и эмоциональное использование цвета, гармоничный цветовой строй;
- особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита;
- сложность замысла - предварительной продуманности школьником использования образных средств изображения и выражения.
Оценка «4» ставится если ребенок:
- готов к сотрудничеству с учителем (имеет все необходимые принадлежности и художественные материалы к уроку);
- у него возникает потребность, интерес к творчеству;
- проявляет интерес, упорство и настойчивость при выполнении задания;
- неуверенно владеет художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте;
- в своей работе использует различные техники и приемы по рекомендации учителя;
- в своей работе отражает эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, к данной теме;
его работа:
- соответствует теме, определенной идее;
- допускает ошибки при построении композиции;
- оригинальна, непосредственна,
- в ней переданы чувства формы и фактуры с незначительными ошибками;
- цветовое решение и эмоциональное использование цвета, гармоничный цветовой строй – допускает незначительные ошибки;
- особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита;
- простой замысел.
Оценка «3» ставится если ребенок:
- не в полной мере готов к сотрудничеству с учителем (имеет не все необходимые принадлежности и художественные материалы к уроку);
- не проявляет интерес к творчеству, к этому его побуждает учитель;
- не проявляет интерес, упорство и настойчивость при выполнении задания;
- не в полной мере владеет художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте;
- в своей работе не желает использовать различные техники и приемы, довольствуется одной;
- в своей работе отражает эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, к данной теме;
его работа:
- не всегда соответствует теме, определенной идее;
- не имеет правильного композиционного решения;
- не оригинальна;
- в ней искажены чувства формы и фактуры (уровень передачи светотеневого объема;
- цветовое решение и эмоциональное использование цвета, гармоничный цветовой строй нарушены;
- замысел простой, не соответствует возрасту и способностям ребенка.
Оценка «2» ставится если ребенок:
- не готов к сотрудничеству с учителем;
- у него не возникает потребность, интерес к творчеству;
- не проявляет интерес, упорство и настойчивость при выполнении задания;
- не владеет художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте;
- в своей работе не использует различные техники и приемы;
- в своей работе не отражает эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, к данной теме;
его работа:
- не соответствует теме, определенной идее;
- не имеет правильное композиционное решение;
- в ней не переданы чувства формы и фактуры;
- цветовое решение и эмоциональное использование цвета, гармоничный цветовой строй нарушены;
- замысла нет.
Информационно-методическое обеспечение рабочей программы:
Литература основная и дополнительная:
- Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
- Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
- Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
- Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
- Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
- Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
- Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
- Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – 2-е изд., / авт. – сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – 2-е изд., / авт. – сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
- Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
- Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
- Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2003.
- Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
- Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
- Ростовцев, Н. Н., Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
Медиаресурсы:
- Азбука искусства. Как научиться понимать картину.
- Библиотека электронных наглядных пособий. Зарубежное классическое искусство.
- Библиотека электронных наглядных пособий. Мировая художественная культура.
- Большая электронная детская энциклопедия. Архитектура.
- Коллекция ВВС. Великие мастера. Леонардо да Винчи.
- Коллекция ВВС. Искусство и культура. Как искусство сотворило мир.
- Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Учимся понимать живопись. Практический курс.
- Школа рисунка и живописи. Электронное издание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...