Урока изобразительного искусства на тему "Натюрморт"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Леонова Елена Сергеевна

 

Урок

 изобразительного искусства на тему:

«Натюрморт из разнородных предметов: овощей и фруктов».

Цель:

Формировать  навыки коллективной работы в рисовании с натуры разнородных предметов в жанре натюрморт.

Задачи:

1.      Образовательная:

·         Научить детей умению составлять совместную композицию с учетом светотени.

2.      Развивающая:

·         Развивать чувство гармонии, чувство материала, цветовой и линейный ритм.

3.      Воспитательная:

·         Воспитать интерес к произведениям  живописного жанра - натюрморт.

Характеристика учащихся:  5  класс

Тип урока: комбинированный

Формы работы: проектная деятельность, фронтальная, работа в малых и больших группах .

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Оборудование:

а) для учителя: мультимедийный проектор, наглядные пособия, классная доска;

б) для ученика: на каждом рабочем столе для трех групп находятся: кисти, краски, баночка с водой, салфетки, набор муляжей, тарелочки для фруктов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_natyurmort.doc68 КБ
Microsoft Office document icon analiz_uroka.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

 изобразительного искусства на тему:

«Натюрморт из разнородных предметов: овощей и фруктов».

Цель:

Формировать  навыки коллективной работы в рисовании с натуры разнородных предметов в жанре натюрморт.

Задачи: 

  1. Образовательная:
  1. Научить детей умению составлять совместную композицию с учетом светотени.
  1. Развивающая:
  1. Развивать чувство гармонии, чувство материала, цветовой и линейный ритм.
  1. Воспитательная:
  1. Воспитать интерес к произведениям  живописного жанра - натюрморт.

Характеристика учащихся:  5  класс

Тип урока: комбинированный

Формы работы: проектная деятельность, фронтальная, работа в малых и больших группах .

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Оборудование:

а) для учителя: мультимедийный проектор, наглядные пособия, классная доска;

б) для ученика: на каждом рабочем столе для трех групп находятся: кисти, краски, баночка с водой, салфетки, набор муляжей, тарелочки для фруктов.  

                                                  ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята. Я пришла сегодня к вам в гости, что бы вместе с вами провести урок изобразительного искусства.  

Вводная рефлексия.

Учитель: Подойдите все ко мне пожалуйста. Сейчас я каждому из вас шепну одно слово на ушко, но это пока секрет. Дети становятся в круг. Я по кругу прохожу и каждому на ушко говорю разные слова:  «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт».

Затем загадываю загадки:

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это натюрморт

Учитель: Вот таким образом мы сейчас с вами разделились на 3 команды. Прошу занять места за первым столом команда «Портрет», за вторым столом команду «Пейзаж» и за третьим столом команду «Натюрморт».

А перед началом нашей работы я вам расскажу одну легенду, которая называется:  

Состязание художников.

Древнегреческий художник Зевксис жил в середине первого тысячелетия до нашей эры. За свои картины он получал так много денег, что вскоре перестал продавать их. Он дарил свои полотна городам и правителям, а когда речь заходила об оплате, говорил, что они бесценны и заплатить за них все равно ни у кого не хватит денег.

Считалось, что другой художник — Паррасий — не уступал Зевксису в мастерстве. Говорили, что в своей картине “Афинский народ” он сумел выразить все характерные черты афинян.

Зевксис вызвал Паррасия на состязание. Художники должны были выставить свои работы на афинской площади — пусть горожане решат, кому присудить победу. Зевксис изобразил кисть винограда. Ягоды до такой степени казались настоящими, что птицы слетались клевать их.

Паррасий не спешил выставлять свою картину. Когда наступил последний день отведенного срока, Зевксис не утерпел и явился в мастерскую Паррасия.

— Где же твоя картина? — спросил он.

— Вон там, за ширмой, — ответил Паррасий.

Зевксис хотел отдернуть ширму — его рука скользнула по полотну: ширма была нарисована!

Зевксис признал своё поражение, ведь ему удалось ввести в заблуждение неразумных птиц, а Паррасий обманул своим искусством человека, да к тому же – художника.

Ребята а скажите когда родилась живопись?

Ученики: «Очень давно, с времен древнейших людей».

Учитель: «Вот сегодня мы с вами ребята совершим не большую экскурсию по жанру живописи, в страну Натюрморта. А как вы думаете что означает слово натюрморт? Слайд 1.  

Ответы учащихся: «Мертвая природа»

Учитель: «Правильно! Это слово французское, и во время работы над натюрмортом именно красивые мелодии Франции будут сопровождать вас». А сейчас мы с вами будем путешествовать во времени. С тех пор как появился натюрморт и до наших дней.

Мозговой штурм. (во время демонстрации картин великих художников) Слайды 7 – 20

К каждой картине художника задается ряд вопросов.

  1. Что вы видите на этой картине?
  2. Как вы думаете, где это происходит?
  3. Когда это могло происходить?
  4. Как вы думаете, что осталось за кадром?

  1. Подготовительный момент

Учитель: «Ребята давайте подумаем, с чего же мы начнем свою работу?»

Ученики: «С выбора нужных деталей для натюрморта»

Учитель: «Правильно ребята, но задание будет еще не много по сложнее. Так как мы с вами разделились на группы, то и у каждой группы будет разный набор предметов. Кто то будет составлять свою композицию для натюрморта из овощей, кто то из фруктов, а кому то достанутся грибы.»

С каждой команды по одному человеку подходят к столу за коробками с муляжами.

Теперь ваша задача состоит в том, что бы разукрасить наброски предметов, вырезать их аккуратно ножницами, вспомним ребята технику безопасность по работе с ножницами.

Ученики: «Правила работы с ножницами»

Учитель: «Ваша задача состоит в том, что бы лист бумаги формата А3 заполнить вашим натюрмортом».

  1. Самостоятельная работа.
  1. Учащиеся в течении отведенного времени  работают в цвете.
  2. Перед каждым учащимся лежат муляжи фруктов, овощей или грибов.
  3. Затем предметам необходимо дать высохнуть и аккуратно вырезать их.
  4. На заготовке картины (лист формата А3 с рамочкой) ребята выкладывают свою композицию.

 Учитель: «Какие прекрасные натюрморты у вас получились, но что то в них не хватает все таки ребята?»

Ученики:  тени  от фруктов.

Время на прорисовку светотени.

  1. Итог урока

Учитель: Подводим итог занятия, сравниваем,  что сделали за отведенное время, оцениваем по следующим критериям:

а) целостность композиции;

б) выразительность исполнения цвета, рисунка, объема;

в) умение согласовать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль;

г) декоративность композиции;

д) аккуратность исполнения.

Учитель: Перед вами лежат листочки оценивания. Поставьте балы каждой из команды соперников. Но будьте ребята друг к другу толерантны. Сегодня мы с вами работали впервые и даже если,  что то,  не получилось, это не страшно. Ниже 4 мы не будем никому ставить.

Ребята, а давайте вспомним нашу легенду, о живописи. Ваши работы сегодня тоже очень живописны.

Заключительная рефлексия.

  1. Ребята что нового вы узнали сегодня на уроке?
  2. Научились вы сами составлять натюрморт?
  3. Понравилось ли вам работать в группах?

VI. Домашнее задание

Дома поработать в техники «Гризайль».

Учитель: Спасибо большое за урок. Мне с вами тоже было очень интересно работать. Желаю вам только отличных отметок и не только на уроках рисования.

№ п/п

Критерии оценивания

Баллы

А

Целостность композиции;

Б

Выразительность исполнения цвета, рисунка, объема;

В

Умение согласовать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль;

Г

Декоративность композиции;

Д

Аккуратность исполнения.

№ п/п

Критерии оценивания

Баллы

А

Целостность композиции;

Б

Выразительность исполнения цвета, рисунка, объема;

В

Умение согласовать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль;

Г

Декоративность композиции;

Д

Аккуратность исполнения.

№ п/п

Критерии оценивания

Баллы

А

Целостность композиции;

Б

Выразительность исполнения цвета, рисунка, объема;

В

Умение согласовать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль;

Г

Декоративность композиции;

Д

Аккуратность исполнения.



Предварительный просмотр:

Анализ урока.

Данный урок изобразительного искусства по программе Кузина составлен в соответствии с календарно – тематическим планированием.

Цель урока: Формировать  навыки коллективной работы в рисовании с натуры разнородных предметов в жанре натюрморт.

Задачи: 

  1. Образовательная:
  1. Научить детей умению составлять совместную композицию с учетом светотени.
  1. Развивающая:
  1. Развивать чувство гармонии, чувство материала, цветовой и линейный ритм.
  1. Воспитательная:
  1. Воспитать интерес к произведениям  живописного жанра - натюрморт.

Была обеспечена комплексность и взаимосвязь целей, их «триединство».

  1. При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей среднего звена, реальные возможности учеников 5 класса.
  2. Специфика урока заключается в использовании интерактивной технологии в частности использования разных форм групповой работы в сочетании с проектной технологии.
  3. Выбранная структура урока (организационный момент, включающий деление класса на группы, эмоциональный настрой, мотивирование на результат, путем анализа, обобщения, рефлексии) была рациональна для решения задач. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между этапами урока логичны.
  4. В начале урока была поставлена проблема: «Составить полную композицию и названия своего натюрморта».  Выбранные методы обучения: индивидуальная и  работа в малых группах способствовали решению данной цели урока, а так же повышали активность и мотивацию обучающихся.
  5. Этапы изучения нового материала построены на основе создания проблемных ситуаций, которые стимулировали самостоятельность мышления и творческую активность учащихся, так же использовался логический метод в исторической последовательности.
  6. Обратная связь учащихся и учителя осуществлялась с помощью фронтального опроса, творческой работы (создание картины с помощью аппликаций).
  7. Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (тематическая физминутка), игровой (отгадывание загадок), интерактивной технологией.  Групповые методы формы работы на уроке осуществились. Межпредметные связи (МХК, музыка).
  8. Для проведения урока использовался учебный кабинет школы, технические средства обучения – компьютер и медиапроектор, репродукции картин, аудио записи музыкальных композиций соответствовал теме урока.
  9. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой работы, т.к. снималась тревожность, мнительность и нерешительность, в результате обобщение на уроке продуктивными качествами. Содержание учебного материала и виды работ, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока для создания мини проекта.
  10. За счет смены видов деятельности, с разным уровнем нагрузки было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.
  11. С воспитательной точки зрения урок способствовал развитию творческой активности, формированию у учащихся интереса живописного  жанра, натюрморта, положительного отношения к окружающему миру и художественного интереса к предметам обихода.
  12. Домашнее задание было дано дифференцировано.
  13. Все поставленные задачи удалось реализовать, но планируя урок на следующих раз, я бы заменила наброски предметов, сделанных за ранее, самостоятельной работой учащихся. Использование дальнего плана в техники драпировки  и прорисовку ближнего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны

Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и  практическое зн...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...