"ОСНОВЫ ДИЗАЙНА" авторская программа элективного курса
элективный курс по изобразительному искусству (изо, 9 класс) по теме

ДРОЗДОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

Авторская программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся в области дизайна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_dizayna_elektivnyy_kurs.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Управление общего образования

Г. Бодайбо

«Основы дизайна»

Программа элективного курса для 9 класса

        

Разработала: Дроздова Е.Ю. (учитель ИЗО и черчения, 1 категория)

Бодайбо

2005

Пояснительная записка.

Среди предметов художественно – эстетического цикла важное место занимает дизайн. Современный уровень развития производства, техники немыслим без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетический  вид изделия или предмета.

Слово «дизайн» в переводе с английского значит «чертёж», «проект», «эскиз», «замысел».

Художественное  проектирование любой вещи требует умений рисовать, чертить, моделировать из бумаги, картона и т.д.

Данная программа включает комплекс вопросов не только расширяющих кругозор учащихся, но и имеет непосредственную связь с программой преподавания «Технологии» в 10 классе.

В  процессе преподавания курса ведущая роль принадлежит проблемно – поисковой (исследовательской) пед. технологии. Практическая деятельность учащихся - метод проектов.

Итог курса предусматривает получение учащимися удостоверения о прохождении 1 ступени обучения дизайну; после окончания профильного курса выдается «Свидетельство» установленного образца с указанием темы выполненного проекта. А также в портфолио учащегося вкладывается отзыв преподавателя курса о деятельности учащегося. Успешно закончившим обучение, выдается рекомендация для продолжения обучения в вузе данного направления.

Цель: дать школьникам первое представление о дизайне как специфической художественно-творческой конструкторской деятельности человека.

Учебно – воспитательные задачи:

  1. ознакомить с основными методами художественного проектирования;
  2. повысить графическую грамотность учащихся, способствовать формированию у них технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения;
  3. подготовить детей к осознанному выбору профессии.

Программа рассчитана на 17 учебных часов, из них 8 отводится на теоретическую часть и 9 на практические (проектные  и исследовательские работы).

Содержание учебного предмета.

  1. Введение. 

Предмет, цель и задачи, история дизайна («Баухауз»). Дизайн – искусство организации целостной эстетической среды, новый вид профессиональной художественно – конструкторской деятельности. Воспитательная функция дизайна. Его социально – культурная и социально – политическая роль в жизни общества. Научная основа дизайна – техническая эстетика. Дизайн – это органическое единство пользы и красоты. Методика работы над проектированием и моделированием объектов дизайна.

  1. Ландшафтный дизайн. Фитодизайн.

Озеленение и благоустройство территорий. Рекомендации по устройству парков, садов, усадеб, их оформлению различными декоративными элементами, фонарями, оградами, дорожками, беседками, мостами и другими архитектурными деталями. Знакомство с понятием – экологический дизайн.

Фитодизайн. Искусство составления отдельных объёмных или плоских композиций из живых, а также засушенных цветов и растений, целостное оформление интерьеров цветами, травами, деревьями, корягами и т.п. Законы композиционного построения икебаны.

  1. Дизайн среды (интерьера и экстерьера).

Графические построения по законам перспективы. Достижение цветовой гармонии объектов дизайна с их окружением, целенаправленное формирование цвета   интерьера и экстерьера зданий. Законы цветовой гармонии, особенности цветового видения. Санитарно – гигиенические требования к оформлению интерьеров и экстерьеров.

  1. Дизайн штор.

Ознакомительная беседа, исследовательская работа. История (краеведческая работа). Создание эскизов, подбор цветовой гаммы штор под определенный интерьер. Цветоведение. Санитарно – гигиенические требования к выбору штор.

  1. Дизайн одежды.

Моделирование и конструирование. Мода – отражение нашего мировоззрения, образ жизни, культурного уровня, социальных условий и многих других слагаемых жизни и общества. Знаменитые имена: В.Зайцев, В. Юдашкин, Пако Рабанн и другие. Новое качество старой вещи (создание коллекции).

Визаж, или искусство макияжа, участвует в создании прекрасного облика человека. Визажист (от франц.- лицо) – дизайнер и архитектор лица. «Макияж» -  искусство оформления лица косметическими препаратами. Создание эскизов. Подбор гармоничного декоративного маникюра.

 6. Арт – дизайн. Искусство проектирования объектов, которые не имеют прямого функционального назначения, но, будучи созданными, по всем законам формообразования, колористики и гармонии, эти объекты будут отвечать высоким требованиям, предъявляемых к произведениям искусства, поэтому их можно демонстрировать в выставочных залах. Поиск новых форм, конструкций и взаимодействий объекта и среды. Использование элементов бионики.

  1. Промышленный дизайн.

Общие понятия, история возникновения. Конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многого другого. Создание эскизов, набросков, зарисовок. Точный расчет, построение.

  1. Графический дизайн.

Основа графического дизайна – шрифт. Он является индикатором визуальной культуры. Требования к созданию шрифтов. Изготовление трафаретов. Применение шрифтов в графическом редакторе Word, использование элементов коллекции WordArt. Шрифты художественные, наборные и чертежные. Геометрические основы шрифтов. Пропорциональные отношения в шрифтах. Пиктограммы и шрифт в рекламе. Лейбл и трейдмарк (торговый знак, фабричная марка).

Календарно – тематическое планирование.

2005-2006 год.



Темы занятий


СЕНТ.


ОКТ.


НОЯБ.


ДЕК.

Раздел 1.

1.

Общие сведения о дизайне, его виды, историческая справка.


Раздел 2.

2.

Ландшафтный дизайн. Фитодизайн.


Раздел 3.

3.

Дизайн среды (интерьера и экстерьера)

4.

Дизайн штор.

Раздел 4

5.

Арт – дизайн..

6.

Дизайн одежды. Визаж

Раздел 5

7.

Промышленный дизайн.

8.

Графический дизайн.

РАЗДЕЛ 1.

Введение.

Цель: объяснить теоретические положения основ дизайна, различать и характеризовать виды дизайна.

Задачи:

  1. научить разбираться в художественно – выразительных особенностях языка дизайна;
  2. различать художественно – эстетические достоинства и составляющие элементы объектов дизайна.

РАЗДЕЛ 2.

Ландшафтный дизайн. Фитодизайн.

Цель: научить детей учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа объектов дизайна; использовать природные формы в создании композиций.

Задачи:

  1. изучить основы формообразования;
  2. рассмотреть экологический дизайн, как отдельную область ландшафтного дизайна.

РАЗДЕЛ 3.

Дизайн интерьера. Дизайн штор.

Цель:  выполнить графические построения по законам перспективы, использовать межпредметные связи (черчение, изо, технологию и т. д.).

Задачи:

  1. строить композиции по законам цветовой гармонии;
  2. четко разграничивать назначение интерьера;
  3. рассмотреть все стили и направления в архитектуре;
  4. декорировать интерьер шторами.

РАЗДЕЛ 4.

Арт – дизайн. Дизайн одежды. Визаж.

Цель: изучить основы цветоведения, выработать понятие стиль; рассмотреть возможности создания композиций  не только на плоскости, но и  объёмно – пространственных.

Задачи:

  1. гармонично подбирать цветовую гамму;
  2. использовать терминологию (фактура, колорит, силуэт, пропорции и т.д.).

РАЗДЕЛ 5.

Промышленный и графический дизайн.

Цель: получить сведения о практической графике (используемой в ДПИ), систематизировать знания о графических основах художественной деятельности.

Задачи:

  1. отследить этапы развития письменности, создания шрифтов;
  2. разработать образцы различных символов;
  3. применять на практике знания о стандартизации;
  4. приобрести навыки работы на компьютере, использовать его графические возможности, а также знания о декоре изделий материальной культуры;
  5. гармонично использовать цветовые  отношения, контрасты.

Формы проведения занятий различные: основная роль определена как деловая игра, лекция, а также семинар, исследование, изобретательство, защита творческих работ.

Учебно - тематическое планирование.



Темы занятий



Количество часов

теоретические

практические

1.

Общие сведения о дизайне, его виды, историческая справка.

1

2.

Ландшафтный дизайн. Фитодизайн.

1

2

3.

Дизайн среды (интерьера и экстерьера)

2

2

4.

Дизайн штор.

1

1

5.

Арт - дизайн.

1

6.

Дизайн одежды. Визаж

1

2

7.

Промышленный дизайн.

1

8.

Графический дизайн.

1

1

9.

Итоговое занятие – семинар.

1

Примерный перечень проектных работ.

1.Строительный чертеж здания (фасад) с элементами ландшафтного      дизайна.  

  1. Искусство составления букетов.
  2. Перспективные построения интерьеров, способы заливки цветом.
  3. Изготовление образцов штор, ламбрекенов (с различными дизайнерскими находками), составление технологических карт по их изготовлению.
  4. Реставрация одежды (б\у), декорирование, «её вторая жизнь».
  5. Создание эскиза фантазийного макияжа.
  6. Декоративный маникюр.
  7. Создание и применение авторского шрифта.
  8. Объявления различного характера при помощи графического редактора Word и WordArt.

Форма занятий

Деятельность учащихся

1

Урок – презентация

Класс разбит на 3 группы, каждая из которых получает комплект фотографий и проводит анализ, предлагает идеи в применении дизайнерских «перевоплощений».

2-4

а)Урок – заочная экскурсия





б)Урок конкурс на лучшую композицию из сухих растений.

Сбор гербария (в том числе «гуманного», т.е.фотографий, иллюстраций, репродукций художников). Класс разбит на группы, каждая предлагает свою экскурсию в тот или иной объект.

Практическая работа «Искусство составления букета», презентация.

5-8

Проект «Интерьер. Детская- помещение многофункциональное» приложение

Сбор материала, знакомство с объектами дизайна, выполнение проекта по технологии. Итоговая защита проекта.

9-10

Краткосрочный проект «Дизайн штор»

Постановка проблемы, частично – поисковая деятельность учащихся, накопление материала, составления технологической таблицы, практическая работа в технике «Коллаж»

11

Урок - заочная экскурсия

Подготовка реферата по данной теме, анализ иллюстративного материала.

12-14

Экскурсия в «Салон красоты», ателье модной одежды. Практические работы.

Практическая работа в форме соревнования (КВН), представление моделей

15

Урок «Что? Где? Когда?

Интеллектуальная игра.

16-17

Урок «Ролевая игра»

Знакомство с лучшими образцами графического дизайна, создание объявлений для различных праздников, рекламы и т. д., работа в творческих группах «фирмах»

18

Урок – семинар

Подготовка рефератов по выбору учащихся, выступления

Ожидаемые результаты.

В процессе обучения у детей формируется  умение работать в группах, анализировать, выделять главное, обобщать, творчески мыслить.

На протяжении трех лет мы занимаемся проектами, разрабатываем и внедряем в жизнь дизайнерские идеи по оформлению интерьера, изготовлению декоративных изделий, методических пособий для занятий кружков и т. д.

Из-за отдаленности от областного центра, дети нашего города не имеют  возможности пополнять свои знания; посещать выставки художников, дизайнеров, а также проходить обучение на подготовительных курсах в ВУЗы.

Но мы нашли выход из создавшегося положения, путем создания программы «Основы дизайна» где будут изучаться основы конструирования предметного мира по законам красоты. Приобретая новые знания, навыки работы в этом курсе, учащиеся смогут самостоятельно реализовывать свои идеи в будущем.

Этот курс является начальным этапом в профориентации детей, после окончания, которого они продолжат обучение в различных колледжах, ВУЗах эстетического направления.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что элективный курс «Основы дизайна» будет являться огромным подспорьем в эстетическом воспитании подрастающего поколения, их социализации и адаптации.

Литература.

CD – диск «Лучший софт для архитектора 2003»; «Архитектура»+ учебники и техническая документация на русском языке; Большая детская электронная энциклопедия. Искусство. MEDIA GROUP, 2003.

Для учителя:

Интерьер школы. -  М., «Просвещение»,1972, В.Н. Шихеева, Т.Е. Астравая.

Изобразительное искусство и методика его преподавания. – М., 1999, «Академия», Н.М.Сокольникова.

Методика преподавания черчения. -  М., «Просвещение», 1981, В.И.Кузьменко, М.А.Косолапов.

Методика обучения черчению и графике. -  М., «Владос»,2004, А.А.Павлова, С.В.Жуков.

Наглядный и теоретический материал «ЕШКО» профессиональные курсы по специальности «Дизайн интерьера».

Для учащихся:

Детская энциклопедия «Я познаю мир» (искусство, архитектура) – М., ООО «Издательство Астрель», 2003, Т.Ю.Кравченко.

Дом.- М., «Прогресс», 1995, Марио Гомболи (В.С.Мухин).

Что нам стоит… и как построить…- №6 2002 г. Иркутск - (региональный журнал о ремонте, строительстве, материалах и услугах)

Ремонт и дизайн квартиры своими руками. (Сер. «Домашняя энциклопедия»).  – Ростов н /Д; «Феникс», Гуль Н.

Ремонт и переустройство жилища. Евроремонт. – М., ООО «Хэлтон», 2000, Сафроненко В.М.

Цветы в саду. – «Нижегородское Книжное Издательство»,2001, Балашов А.И.

(справочное руководство по приусадебному цветоводству).

Домашний салон красоты. – М., «Рипол Классик», 1999, Навдаев П.

Энциклопедия для детей. Искусство. – М., «Аванта», 2003,Майсурян Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

программа элективного курса "Основы избирательного права" 9 класс

Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в программах и учебниках по обществознанию. Однако эти вопросы  представлены не полно, ...

программа элективного курса " Основы здоровья"

Программа элективного курса "Основы здоровья" для учащихся 5 класса.В ней изложено примерное содержание и тематическое планирование, которое может корректировать учитель по мере необходимости. Цель да...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда

Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...