"ОСНОВЫ ДИЗАЙНА" авторская программа элективного курса
элективный курс по изобразительному искусству (изо, 9 класс) по теме
Авторская программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся в области дизайна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_dizayna_elektivnyy_kurs.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Управление общего образования
Г. Бодайбо
«Основы дизайна»
Программа элективного курса для 9 класса
Разработала: Дроздова Е.Ю. (учитель ИЗО и черчения, 1 категория)
Бодайбо
2005
Пояснительная записка.
Среди предметов художественно – эстетического цикла важное место занимает дизайн. Современный уровень развития производства, техники немыслим без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетический вид изделия или предмета.
Слово «дизайн» в переводе с английского значит «чертёж», «проект», «эскиз», «замысел».
Художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать, чертить, моделировать из бумаги, картона и т.д.
Данная программа включает комплекс вопросов не только расширяющих кругозор учащихся, но и имеет непосредственную связь с программой преподавания «Технологии» в 10 классе.
В процессе преподавания курса ведущая роль принадлежит проблемно – поисковой (исследовательской) пед. технологии. Практическая деятельность учащихся - метод проектов.
Итог курса предусматривает получение учащимися удостоверения о прохождении 1 ступени обучения дизайну; после окончания профильного курса выдается «Свидетельство» установленного образца с указанием темы выполненного проекта. А также в портфолио учащегося вкладывается отзыв преподавателя курса о деятельности учащегося. Успешно закончившим обучение, выдается рекомендация для продолжения обучения в вузе данного направления.
Цель: дать школьникам первое представление о дизайне как специфической художественно-творческой конструкторской деятельности человека.
Учебно – воспитательные задачи:
- ознакомить с основными методами художественного проектирования;
- повысить графическую грамотность учащихся, способствовать формированию у них технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения;
- подготовить детей к осознанному выбору профессии.
Программа рассчитана на 17 учебных часов, из них 8 отводится на теоретическую часть и 9 на практические (проектные и исследовательские работы).
Содержание учебного предмета.
- Введение.
Предмет, цель и задачи, история дизайна («Баухауз»). Дизайн – искусство организации целостной эстетической среды, новый вид профессиональной художественно – конструкторской деятельности. Воспитательная функция дизайна. Его социально – культурная и социально – политическая роль в жизни общества. Научная основа дизайна – техническая эстетика. Дизайн – это органическое единство пользы и красоты. Методика работы над проектированием и моделированием объектов дизайна.
- Ландшафтный дизайн. Фитодизайн.
Озеленение и благоустройство территорий. Рекомендации по устройству парков, садов, усадеб, их оформлению различными декоративными элементами, фонарями, оградами, дорожками, беседками, мостами и другими архитектурными деталями. Знакомство с понятием – экологический дизайн.
Фитодизайн. Искусство составления отдельных объёмных или плоских композиций из живых, а также засушенных цветов и растений, целостное оформление интерьеров цветами, травами, деревьями, корягами и т.п. Законы композиционного построения икебаны.
- Дизайн среды (интерьера и экстерьера).
Графические построения по законам перспективы. Достижение цветовой гармонии объектов дизайна с их окружением, целенаправленное формирование цвета интерьера и экстерьера зданий. Законы цветовой гармонии, особенности цветового видения. Санитарно – гигиенические требования к оформлению интерьеров и экстерьеров.
- Дизайн штор.
Ознакомительная беседа, исследовательская работа. История (краеведческая работа). Создание эскизов, подбор цветовой гаммы штор под определенный интерьер. Цветоведение. Санитарно – гигиенические требования к выбору штор.
- Дизайн одежды.
Моделирование и конструирование. Мода – отражение нашего мировоззрения, образ жизни, культурного уровня, социальных условий и многих других слагаемых жизни и общества. Знаменитые имена: В.Зайцев, В. Юдашкин, Пако Рабанн и другие. Новое качество старой вещи (создание коллекции).
Визаж, или искусство макияжа, участвует в создании прекрасного облика человека. Визажист (от франц.- лицо) – дизайнер и архитектор лица. «Макияж» - искусство оформления лица косметическими препаратами. Создание эскизов. Подбор гармоничного декоративного маникюра.
6. Арт – дизайн. Искусство проектирования объектов, которые не имеют прямого функционального назначения, но, будучи созданными, по всем законам формообразования, колористики и гармонии, эти объекты будут отвечать высоким требованиям, предъявляемых к произведениям искусства, поэтому их можно демонстрировать в выставочных залах. Поиск новых форм, конструкций и взаимодействий объекта и среды. Использование элементов бионики.
- Промышленный дизайн.
Общие понятия, история возникновения. Конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многого другого. Создание эскизов, набросков, зарисовок. Точный расчет, построение.
- Графический дизайн.
Основа графического дизайна – шрифт. Он является индикатором визуальной культуры. Требования к созданию шрифтов. Изготовление трафаретов. Применение шрифтов в графическом редакторе Word, использование элементов коллекции WordArt. Шрифты художественные, наборные и чертежные. Геометрические основы шрифтов. Пропорциональные отношения в шрифтах. Пиктограммы и шрифт в рекламе. Лейбл и трейдмарк (торговый знак, фабричная марка).
Календарно – тематическое планирование.
2005-2006 год.
№ | Темы занятий | СЕНТ. | ОКТ. | НОЯБ. | ДЕК. |
Раздел 1. | |||||
1. | Общие сведения о дизайне, его виды, историческая справка. | ||||
Раздел 2. | |||||
2. | Ландшафтный дизайн. Фитодизайн. | ||||
Раздел 3. | |||||
3. | Дизайн среды (интерьера и экстерьера) | ||||
4. | Дизайн штор. | ||||
Раздел 4 | |||||
5. | Арт – дизайн.. | ||||
6. | Дизайн одежды. Визаж | ||||
Раздел 5 | |||||
7. | Промышленный дизайн. | ||||
8. | Графический дизайн. |
РАЗДЕЛ 1.
Введение.
Цель: объяснить теоретические положения основ дизайна, различать и характеризовать виды дизайна.
Задачи:
- научить разбираться в художественно – выразительных особенностях языка дизайна;
- различать художественно – эстетические достоинства и составляющие элементы объектов дизайна.
РАЗДЕЛ 2.
Ландшафтный дизайн. Фитодизайн.
Цель: научить детей учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа объектов дизайна; использовать природные формы в создании композиций.
Задачи:
- изучить основы формообразования;
- рассмотреть экологический дизайн, как отдельную область ландшафтного дизайна.
РАЗДЕЛ 3.
Дизайн интерьера. Дизайн штор.
Цель: выполнить графические построения по законам перспективы, использовать межпредметные связи (черчение, изо, технологию и т. д.).
Задачи:
- строить композиции по законам цветовой гармонии;
- четко разграничивать назначение интерьера;
- рассмотреть все стили и направления в архитектуре;
- декорировать интерьер шторами.
РАЗДЕЛ 4.
Арт – дизайн. Дизайн одежды. Визаж.
Цель: изучить основы цветоведения, выработать понятие стиль; рассмотреть возможности создания композиций не только на плоскости, но и объёмно – пространственных.
Задачи:
- гармонично подбирать цветовую гамму;
- использовать терминологию (фактура, колорит, силуэт, пропорции и т.д.).
РАЗДЕЛ 5.
Промышленный и графический дизайн.
Цель: получить сведения о практической графике (используемой в ДПИ), систематизировать знания о графических основах художественной деятельности.
Задачи:
- отследить этапы развития письменности, создания шрифтов;
- разработать образцы различных символов;
- применять на практике знания о стандартизации;
- приобрести навыки работы на компьютере, использовать его графические возможности, а также знания о декоре изделий материальной культуры;
- гармонично использовать цветовые отношения, контрасты.
Формы проведения занятий различные: основная роль определена как деловая игра, лекция, а также семинар, исследование, изобретательство, защита творческих работ.
Учебно - тематическое планирование.
№ | Темы занятий | Количество часов | |
теоретические | практические | ||
1. | Общие сведения о дизайне, его виды, историческая справка. | 1 | |
2. | Ландшафтный дизайн. Фитодизайн. | 1 | 2 |
3. | Дизайн среды (интерьера и экстерьера) | 2 | 2 |
4. | Дизайн штор. | 1 | 1 |
5. | Арт - дизайн. | 1 | |
6. | Дизайн одежды. Визаж | 1 | 2 |
7. | Промышленный дизайн. | 1 | |
8. | Графический дизайн. | 1 | 1 |
9. | Итоговое занятие – семинар. | 1 |
Примерный перечень проектных работ.
1.Строительный чертеж здания (фасад) с элементами ландшафтного дизайна.
- Искусство составления букетов.
- Перспективные построения интерьеров, способы заливки цветом.
- Изготовление образцов штор, ламбрекенов (с различными дизайнерскими находками), составление технологических карт по их изготовлению.
- Реставрация одежды (б\у), декорирование, «её вторая жизнь».
- Создание эскиза фантазийного макияжа.
- Декоративный маникюр.
- Создание и применение авторского шрифта.
- Объявления различного характера при помощи графического редактора Word и WordArt.
№ | Форма занятий | Деятельность учащихся |
1 | Урок – презентация | Класс разбит на 3 группы, каждая из которых получает комплект фотографий и проводит анализ, предлагает идеи в применении дизайнерских «перевоплощений». |
2-4 | а)Урок – заочная экскурсия б)Урок конкурс на лучшую композицию из сухих растений. | Сбор гербария (в том числе «гуманного», т.е.фотографий, иллюстраций, репродукций художников). Класс разбит на группы, каждая предлагает свою экскурсию в тот или иной объект. Практическая работа «Искусство составления букета», презентация. |
5-8 | Проект «Интерьер. Детская- помещение многофункциональное» приложение | Сбор материала, знакомство с объектами дизайна, выполнение проекта по технологии. Итоговая защита проекта. |
9-10 | Краткосрочный проект «Дизайн штор» | Постановка проблемы, частично – поисковая деятельность учащихся, накопление материала, составления технологической таблицы, практическая работа в технике «Коллаж» |
11 | Урок - заочная экскурсия | Подготовка реферата по данной теме, анализ иллюстративного материала. |
12-14 | Экскурсия в «Салон красоты», ателье модной одежды. Практические работы. | Практическая работа в форме соревнования (КВН), представление моделей |
15 | Урок «Что? Где? Когда? | Интеллектуальная игра. |
16-17 | Урок «Ролевая игра» | Знакомство с лучшими образцами графического дизайна, создание объявлений для различных праздников, рекламы и т. д., работа в творческих группах «фирмах» |
18 | Урок – семинар | Подготовка рефератов по выбору учащихся, выступления |
Ожидаемые результаты.
В процессе обучения у детей формируется умение работать в группах, анализировать, выделять главное, обобщать, творчески мыслить.
На протяжении трех лет мы занимаемся проектами, разрабатываем и внедряем в жизнь дизайнерские идеи по оформлению интерьера, изготовлению декоративных изделий, методических пособий для занятий кружков и т. д.
Из-за отдаленности от областного центра, дети нашего города не имеют возможности пополнять свои знания; посещать выставки художников, дизайнеров, а также проходить обучение на подготовительных курсах в ВУЗы.
Но мы нашли выход из создавшегося положения, путем создания программы «Основы дизайна» где будут изучаться основы конструирования предметного мира по законам красоты. Приобретая новые знания, навыки работы в этом курсе, учащиеся смогут самостоятельно реализовывать свои идеи в будущем.
Этот курс является начальным этапом в профориентации детей, после окончания, которого они продолжат обучение в различных колледжах, ВУЗах эстетического направления.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что элективный курс «Основы дизайна» будет являться огромным подспорьем в эстетическом воспитании подрастающего поколения, их социализации и адаптации.
Литература.
CD – диск «Лучший софт для архитектора 2003»; «Архитектура»+ учебники и техническая документация на русском языке; Большая детская электронная энциклопедия. Искусство. MEDIA GROUP, 2003.
Для учителя:
Интерьер школы. - М., «Просвещение»,1972, В.Н. Шихеева, Т.Е. Астравая.
Изобразительное искусство и методика его преподавания. – М., 1999, «Академия», Н.М.Сокольникова.
Методика преподавания черчения. - М., «Просвещение», 1981, В.И.Кузьменко, М.А.Косолапов.
Методика обучения черчению и графике. - М., «Владос»,2004, А.А.Павлова, С.В.Жуков.
Наглядный и теоретический материал «ЕШКО» профессиональные курсы по специальности «Дизайн интерьера».
Для учащихся:
Детская энциклопедия «Я познаю мир» (искусство, архитектура) – М., ООО «Издательство Астрель», 2003, Т.Ю.Кравченко.
Дом.- М., «Прогресс», 1995, Марио Гомболи (В.С.Мухин).
Что нам стоит… и как построить…- №6 2002 г. Иркутск - (региональный журнал о ремонте, строительстве, материалах и услугах)
Ремонт и дизайн квартиры своими руками. (Сер. «Домашняя энциклопедия»). – Ростов н /Д; «Феникс», Гуль Н.
Ремонт и переустройство жилища. Евроремонт. – М., ООО «Хэлтон», 2000, Сафроненко В.М.
Цветы в саду. – «Нижегородское Книжное Издательство»,2001, Балашов А.И.
(справочное руководство по приусадебному цветоводству).
Домашний салон красоты. – М., «Рипол Классик», 1999, Навдаев П.
Энциклопедия для детей. Искусство. – М., «Аванта», 2003,Майсурян Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу «Правовые основы предпринимательства», учащихся 10 - 11 х классов. Рабочая п...
программа элективного курса для 6 класса основы естествознания
по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....
программа элективного курса "Основы избирательного права" 9 класс
Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в программах и учебниках по обществознанию. Однако эти вопросы представлены не полно, ...
программа элективного курса " Основы здоровья"
Программа элективного курса "Основы здоровья" для учащихся 5 класса.В ней изложено примерное содержание и тематическое планирование, которое может корректировать учитель по мере необходимости. Цель да...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда
Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...
Основы программирования. Программа элективного курса для 10-го класса
Программа на 35 часов....