Конспект урока "Деревня - деревянный мир"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

Павлова Наталья Сергеевна

Конспект урока "Гармония жилья с природой. Деревня - деревянный мир." По программе Б.М.Неменского 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garmoniya_zhilya_s_prirodoy_.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 п. Березайка»

Бологовского района Тверской области

 

Урок на тему:

«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир»

По программе Б.Н. Неменского

4 класс

Павлова Наталья Сергеевна

Учитель изобразительного искусства

Старшая вожатая

п. Березайка

2012 год.

 

 

Цель:

  • Познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы;
  • Раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой;
  • Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус. Слайд № 2

Задачи:

Обучающие:

  • Создание учащимися композиции «Деревня»;
  • Обогащение словарного и понятийного запаса детей.
  • Учить правильно, располагать объекты в пространстве.

Развивающие:

  • Совершенствовать  конструктивные навыки;
  • Развивать навыки индивидуальной  творческой деятельности.
  • Развитие творческого воображения;

Воспитывающие:

  • Воспитывать у учащихся интерес к историческому наследию нашего края.
  • Воспитать чувства патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле.
  • Воспитание аккуратности, взаимопомощи. Слайд № 3

Материалы и оборудование: 

Оборудование: презентация, иллюстрации, рисунки.

 Художественные принадлежности:   краски, тряпочка, кисти, баночка с водой,   цветные карандаши.

Музыкальный ряд:

Записи русских народных песен, русская народная музыка.

Зрительный ряд:

  • Изображение дома,
  • фотографии природы,  деревянных изб,
  • элементов избы, образцы домовой резьбы и наличников.

План урока:

Проверка готовности к уроку

Постановка художественной задачи.

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов

Ход урока:

I.Орг.момент:  

Я приглашаю  вас сегодня сделать интересную работу, но чтобы она получилась нужно терпение, умение аккуратно работать и помогать друг другу. Слайд № 4

Тема нашего урока:

 «Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир»

2. Беседа по теме урока.

 Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.

Особенности искусства нашей Родины складывались в древности с историей народа, в гармонии его жизни с природой. Сегодня истоки нашего искусства можно увидеть в образе традиционной деревни.

Всем ли понятно слово “гармония”?  

 Гармония ( от греч. -  связь, созвучие, соразмерность) – архитектуре.

 В изобразительных искусствах, в природе – стройная согласованность и соразмерное сочетание всех элементов. Слайд № 5

Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить.

Изба – русский срубной жилой дом. Главное место в них занимают плети, поэтому называют дома избами ( от слов «истьба», «истопа» - теплое место). Слайд № 6

Избы высокие, в два этажа. Нижний этаж  - подклеть – защищает от сырости, холода, наводнений. В домах обязательно деревянные полы, на чердаках – песок: всё для тепла.

 Как вы думаете, из какого материала строили и строят избы?  Слайд № 7

Из дерева.

 В Сибири воздвигали дома-терема из долговечной лиственницы. Они стоят до сих пор, поражая своей красотой и добротностью. Свидетели старины глубокой – памятники деревянного зодчества Каргополя, Кижей и других мест на Руси  поражают разнообразием форм, сплетением архитектурных стилей и высоким мастерством отделки. Уцелевшие произведения деревянной архитектуры относятся к ХVII вв.  Слайд № 8

    Дерево служило основным строительным материалом. Осенью метили подходящие деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В марте – апреле делали сруб: точно подгоняли брёвна друг к другу, возводили стены. Затем на несколько месяцев оставляли. Под собственной тяжестью брёвна плотно прижимались.

Фасад дома слайд № 9

Деревенские избы в старину ставили не по порядку, а, как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и соседу не мешать. Со временем избы стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «У – ЛИЦА».

 Улица  слайд № 10

Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял, как добывать пищу, строить дом, что почитать красотой и о чем мечтать.

 Учитель: С чего начинается Родина?

Ученики: с дома, улицы, деревушки или города, то есть с малой Родины.

Учитель: тонкие березки, русские избы и огороды, обнесённые простеньким плетнем, - все это такое близкое родное.

     Делали из дерева отсюда, и пошло - ДЕРЕВНЯ.

Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит. Слайд № 11

Всякий разумный человек стремился расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти, холоду было, как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Избы славян были непременно обращены дверью на юг.  Слайд № 12

 

3. Практическая часть.

Задание: рисунок изображающий русскую деревню, выполняется группой детей .

Сегодня  мы должны в своей работе показать гармонию жилья с природой. 

Деревня – это не только жилые дома. Это целый мир построек разного назначения. Создавая образ деревни, нужно иметь ввиду богатство деревянного мира:

избы, амбары, сараи, риги, бани, мельницы, колодцы, церкви, часовни, ограды, ворота.

 Давайте обратим  внимание на самую сложную задачу – передачу пространства, перспективы. Совместными усилиями решается проблема: как выразительней, естественней, красивее изобразить дома, добиться их гармоничного вхождения в окружающую природу 

Самый удачный вариант, при котором есть ближние и дальние дома,  т.е. создаётся естественная композиция. В результате учащиеся легко запоминают правила, на которые будут опираться при создании панно: тот, что ближе – крупнее и располагается на листе ниже.

  1.  Итог.

Выставка работ. Оценка.

Мне понравились ваши работы по композиционному решению, по построению. Использовали не только знания, полученные на этом уроке, но и привносили свою фантазию, воображение.

Учитель предлагает самим учащимся проанализировать свои работы, используя наводящие вопросы:

1. Что вам хотелось показать в своей работе?

2. Что означает слово гармония?

3. Применялся ли закон перспективы при выполнении нашей работы?

4. Из какого дерева строили дома Сибири?

5. Что означает слово сруб?

Список литературы:

В. Елкин  Дерево рассказывает сказки. - М.,  «Просвещение» 1978.

Н. И. Каплан т. Б. Митлянская  Народные художественные промыслы .- М., Высшая школа, 1980 .

А. С. Хворостов Декоративно – прикладное искусство в школе. –м. :Просвещение, 1981.

Неменский, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2003.

Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003.

Половников, А. О. Русь деревянная. - М.: Просвещение, 1998.

Семенова, М. Древняя Русь в лицах. - М.: Просвещение, 1998.

Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. - М.: Агар, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Металлические и деревянные музыкальные инструменты" - конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» для детей подготовительной к школе группы с применением ИКТ

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. На занятии дети знакомятся с металлическими и деревянными музыкальными инструментами и учатся на них играть....

План - конспект урока. Аппликация из пластилина на деревянной основе. Панно «Урожай»

Технологическая карта урока Цели, задачи.УДД. Составление технологической карты. Правила  работы с пластилином. Cловарно – лексическая    работа. Работы детей....

Конспект урока развития речи :Подготовка к творческой работе о деревянном зодчестве в Кижах(для учащихся 6 классов)

В разработке использован материал о деревянном зодчестве в Кижах.Целью занятия является подготовка к написанию творческой работы.А также:-развитие творческих способностей при работе с дополнительным м...

Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Симфонический оркестр. Деревянные духовые инструменты"

Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Симфонический оркестр. Деревянные духовые инструменты" 6 класс (легкая степень умственной отсталости)...

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе с использованием информационно-коммуникационной технологии. Городецкая роспись. Узнаём о народных мастерах из Городца, о том, как деревянные изделия украшаются сказочными букетами.

Тема: Городецкая роспись. Узнаём о народных мастерах из Городца, о том, как деревянные изделия украшаются сказочными букетами.Цель: Продолжать знакомство с русскими народными промыслами, рассказать о ...

Тест по предмету: "Технология устройства деревянных конструкций и сборки деревянных домов "

Тест для проверки знаний по предмету: "Технология устройства деревянных конструкций и сборки деревянных домов."...

План - конспект урока по ОСЖ "Кухонная утварь. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями."

План - конспект урока по ОСЖ 6 класс "Кухонная утварь. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями."...