уроки изо
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Колокольный звон.
Цель: 1. Изучение духовной Культуры русского народа.
2. Формирование патриотических чувств, любви к отечеству.
Оформление: 1. фото- храмы, колокола, кремль…
2. музыка- колокольный звон.
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами-
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
В. Соловьев.
Учитель- вступительное слово.
Ученик-
Земля побелела от снега И так отрешенно глядела, Как будто душа ее- небо- Покинула мир, отлетела… Невидно родного простора, Теперь ты чужая планета. Долины, туманы, озера С того или этого света?! | И здесь ни причем время года- Живя нашей жизнью грешной, Себя позабыла природа, Уткнувшись в свой сон белоснежный… |
Учитель-
Храм- это образ преображенного мира, созидаемого по законам красоты и гармонии. (фото храма).
Ученик-
Есть красота несказанная, светлая, Та, что святою не зря называется… Тихо раскроется тайна заветная. Русь белой лебедью в сердце останется. | Сном благодатным радостью сбывшейся- Час созерцания, Богом подаренный, Будто бы чудом с небес опустившийся- Песней созвучною- Храм белокаменный… |
Учитель-
горит огнем, ярким пламенем полыхает глава древне русского храма. (фото Москва).
Ученик-
… у меняв Москве- купола горят, У меня в Москве- колокола звонят, И гробницы в ряд у меня стоят,- В них царицы спят и цари |
Учитель- (фото Кремля).
Златоглавая, белокаменная, православная Москва, сердце ее- Кремль- возвышается над Москвой- рекой… Москва- сердце Росси, ее первопрестольный град, горят главы ее храмов, устремляются молитвы верующих, звучащие в церквях, в небо. И в этом можно увидеть то, о чем спорят и говорят: смысл судьбы Росси, тайну русской души, горящей до самозабвения пламенем любви…
(фото храма).
Необычайным, притягивающим, красивым и непривычным является сам облик храма: но как прекрасен его “голос”! Иногда, еще не видя храма, находясь от него вдали, мы слышим звон его колоколов. (колокольный звон).
Ученик- Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
И в звучных листьях замер он…
Как шум от стаи журавлиной,-
Учитель-
только в одной стране мира- в Росси живет колокольная музыка. Только на Руси колокольный стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе, живописи.
Ученик-
Среди неба
Среди огнеликого
Чистым звонам твоим поклонюсь,
С колокольни Ивана Великого
Вижу всю православную Русь…
Учитель-
с древних времен на Руси колокола сопутствовали праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях, созывали людей на вече, указывали дорогу заблудившимся в ненастную погоду, в трагические для Отечества дни звали на защиту Родины.
Ученик-
Когда колокола торжественно звучат Иль ухо чуткое услышит звон их дальний, Невольно думаю печальною объят, Как будто песней погребально, Веселым звукам их внимаю грустно я, И тайным ропотом полна душа моя. Преданье ль тайное- тайник взволнует груди, Иль точно в звуках тех таится звук иной, Но, мниться, колокол я слышу вечевой, Разбитый, может быть на тысячи орудий, | Властям когда то роковой, Да, умер он ,давно замолк язык народа, Склонившего голову под тяжкий царский кнут, Но встанет грозный день, и воззовет свобода, Калеки вопли издадут, и растопченный прах и кости исполина Совокупит дух Божий воедино. И звучным голосом он снова загудит и в оный судный день, в расплаты час кровавый, в нем новгородская душа заговорит московской речью величавой… |
Учитель-
колокол является единственным музыкальным инструментом в православном храме. Уже в 4-5 в.в. из православной традиции ушла инструментальная музыка, которая была распространена в раннехристианский период. Отцы церкви отдавали предпочтение человеческому голосу, считая его самым совершенным инструментом , созданным богом . Но колокола остались роль их была исключительно подсобной – созывать верующих на молитву в будни и праздники . ученик -
Колокол дремавший разбудил поля Улыбнулась солнцу , сонная земля . Понеслись удары к синим небесам, Звонко раздается голос по лесам. | Скрылась за рекою белая луна , Звонко набежала резвая волна . Тихая долина отгоняет сон . Где-то за дорогой замирает звон . |
учитель-
колокола , которые сегодня кажутся такими привычными православными , пришли с запада . На Русь привозили колокола из Европы , пока не появились свои мастера колокольного дела . ( фото Ростова великого )
К северо- востоку от Москвы , над просторами озера Неро возвышается Ростовский Кремль – величавый архитектурный памятник. Среди множество белостенных построек 16-17в. выделяется звонница Успенского собора с 13 –ю колоколами – образцом литейного искусства русских умельцев 17в.. Ростовские звоны- замечательное творение русского народного эпоса. Самый большой колокол был отлит в 1688 г. ростовским мастером Флором Тереньтевым. Он весит 2000 пудов. Звук этого колокола узнавали за 20 км. от города.
Ученик
- люблю безмерно колокол церковный И вновь, как тень, войду в холодный храм, Чтобы живой воды мне встретить там И вновь домой пойти походкой ровной. Но правды есть намек первоосновный В дерзаньи- с высоты пророчить нам, Что есть другая жизнь,- и я отдам | Все голоса за этот звук верховный, Гуди своим могучим языком. Зови дрожаньем грозного металла Разноязычных- эллина и галла. Буди простор и говори как гром Стократным- миллионным языком: Изваян мир из белого коралла. |
Учитель-
(фото Царь-колокола) Самым знаменитым колоколом в России является, конечно, Царь- колокол, отлитый мастерами Иваном и Михаилом Маториными в 1733-1735 годах. Он весил более 200 тонн. Во время пожара 1737 колокол рухнул и от него отвалился кусок весом 11,5 тонны. С тех пор он замолчал навсегда и сейчас Царь- колокол находится на территории Московского Кремля и поражает посетителей своими размерами.
Ученик-
Москва! Какой огромный Странноприимый дом! Всяк на Руси бездомный, Мы все к тебе придем… Над городом отвергнутым Петром, Перекатится колокольный звон. Гремучий опрокинулся прибой | Над женщиной, отвергнутой тобой. Царю Петру и вам, о царь, хвала! Но выше вас, цари,- колокола Пока они гремят из синевы- Неоспоримо первенство Москвы |
Учитель-
(фото колоколов)к колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Ревун, Широкий, Лебедь, Медведь- в зависимости от их звучания. Русские мастера начали лить колокола в 7-8 веках. Во время монгольского ига литье пришло в упадок, но возобновилось в 14веке, а к началу 16 века русские мастера достигли совершенства в 17 веке иноземцев. Ребята, кто знает как производиться отливка?
Ученик-
В огромной яме сооружали кирпичный “болван” и глиняную форму. Рядом в печи плавилась медь. Только за 5-10 минут до отливки к ней добавляли олово. Некоторые мастера бросали в растопленную массу серебряные монеты. Несколько работников Раскачав рычаг, пробивали в плавильной печи отверстие, из Которого вырывался металл. Стекая по желобам он заполнял форму. Чтобы успеху не повредили козни нечистой силы, перед литьем распускали самые нелепые слухи. Считалось чем нелепее слухи, тем звонче будет колокол.
Учитель- А как называются части колокола?
Ученик –
Части колокола назывались так же как части тела человека: у колокола был «язык», «ухо», «тулово». И если при отливе часть меди проливалась и её не хватало хотя бы на половину «ушей», считалось, что вся работа пропала.
Ученик –
В России самая бедная церковь имела не менее трёх колоколов, а на колокольнях богатых церквей их бывало до 10 и более.
Собрание всех колоколов называется звоном
Учитель –
В церковном уставе различают два рода звучания:
благовест (звучит колокольный звон), то есть звон в один колокол переходящий в перезвон, когда ударяют в несколько колоколов, но не сразу, а поочередно;
И Собственно звон, когда ударяют сразу в несколько колоколов.
Будничный звон (звуки колокола), напоминающий звон с небольших городских колоколен, резко контрастирует с приподнятыми праздничными перезвонами. В будничном звоне участвуют только средние колокола и исполняет один звонарь. А в праздники, например в Пасху, всю неделю на колокольню пускали всех желающих. Звонить в колокола было любимым занятием русских. (Пасхальный звон)
Ученик –
В родных полях вечерний тихий звон,-
Я так любил внимать ему когда-то
В час как лучи вечернего заката
Позолотят вечерний небосклон…
Учитель -
В 1960 году русский поэт Николай Рубцов написал стихотворение, посвящённое великому художнику И. Левитану.
Ученик –
В глаза бревенчатым лачугам Глядит алеющая мгла, Над колокольным лугом Собор звонит в колокола! Звон за окольный и окольный У окон, около колон,- | Я слышу звон и колокольный, И колокольчиковый звон. И колокольцем каждым в душу До новых радостей и сил Твои луга звонят не глуше Колоколов твоей Руси |
Учитель -
Какая же картина Левитана поразила Рубцова настолько и оказалась созвучна его внутреннему миру, что душа его отозвалась стихами? Это картина «Вечерний звон».
Ученик – (фото картины)
... наступило время вечерней службы в храме – в монастыре, стоящем на берегу реки. День уже клонится к ночи: солнце почти село, его лучи освещают картину из-за горизонта. К вечерней молитве плывут люди – видимо из деревни стоящей на другом берегу. И мы уже знаем, что ко времени начала службы в храме раздаётся колокольный звон, созывающий людей в храм. Картина удивительно прозрачна и тиха. Мир, видимый на ней, не шелохнётся, не поколеблется. Безветренно в мире. Все будто слушает . И в этом прозрачном пространстве спокойно и медленно плывут в небе облака , как волны мягкой зыби , идущей от горизонта , оттуда . откуда исходят солнечные лучи и где расположен монастырь . Словно самая небесная высь живет волнами звука и света , несет их себе . А потом все это – и небо , и храм со звонницей – отражается в реке , и пространство картины становится безграничным . Если в мире картины есть звук , то разносится он далеко во все пределы – по глади спокойной реки, над затихшим пред вечерним миром , в небесной выси – и достигает едва ли не самых глубин . По всей крещеной Руси звонят колокола : колокола православных хромов ежедневно и еженощно напоминают о боге и о Царствии Небесном .
Учитель -
Невозможно говорить о вечернем звоне и не вспомнить прекрасные строки :
Вечерний звон , вечерний звон !
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном
Где я любил , где отчий дом ,
И как я с ним на век простясь ,
Там слушал звон в последний раз ! ...
Учитель -
Как и люди колокола имеют свою судьбу .
Ученик –
Отправимся в Нижний Новгород . С 12 века в Новгороде для решения всех вопросов собиралось народное собрание – вече . А созывал Новгородцев вечевой колокол . Он столетиями был символом Новгородской вольности. Легенда рассказывает, что покорив свободный Новгород, царь Иван Грозный приказал снять вечевой
колокол и доставить в Москву, чтобы звенел в лад с московскими. Но когда вечевой колокол везли через Валдай, на одном из склонов опрокинулись сани и колокол свалился в овраг. У поэта К. Случевского есть стихотворение «Новгородское приданье»:
Ученик –
Холмы и топи! Глушь лесная! И ту размыло!...как тут быть? И царь, добравшись до Валдая, Приказ дал колокол разбить. Разбили колокол, разбили! | Сгребли валдайцам медный сор, И колокольчики отлили, И отливают до сих пор. И, быль старинную вещая, В тиши степей, в глуши лесной, Тот колокольчик изнывая, Гудит и бьется под дугой!... |
Ученик –
Другой царь, Борис Годунов, приказал высечь плетьми и отправить в ссылку в Сибирь колокол из города Углича, который поднял народ на бунт после убийства царевича Дмитрия.
Ученик –
Не обошлось без историй о колоколах и в царствование Петра I. Когда для молодой российской армии понадобились пушки, по приказу царя со многих церквей были сняты колокола и отправлены на переплавку.
Ученик –
А в 1771 году уже императрица Екатерина II приказала вырвать язык у Московского колокола, который призывал народ к бунту.
Учитель -
Нельзя не рассказать о звоне, который называется набат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...