интегрированный урок
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
Предварительный просмотр:
Тема : «Немеркнущий свет античности в декоре архитектуры».
1.Ведущий -
Добрый день, друзья!
Мы рады приветствовать вас в МОУДСОШ№1. Нечасто можно увидеть столько счастливых людей одновременно.
2.Ведущий –
А вы и есть самые счастливые, потому что вам выпал чудесный шанс - быть активными участниками сегодняшней встречи. Вы попадете в волшебный мир искусства, прикоснетесь к истокам красоты, имя которой - античность.
1.Ведущий –
Античность…это тот живительный неиссякаемый источник, из которого черпало вдохновение все позднейшее искусство, где всегда привлекали жизнеутверждающая сила, сознание ценности и красоты человеческой личности, вера в ее безграничные возможности.
2.Ведущий –
Античность – колыбель мирового искусства. Сколько нитей тянется от нее через века и расстояния в иные эпохи и цивилизации!
«Познай самого себя» - было начертано на храме Аполлона в Дельфах, где в то далекое время проводились так называемые «Дельфийские игры» которые, имели популярность не меньшую, чем Олимпийские. В Дельфы съезжались поэты, музыканты, танцоры, художники, чтобы показать свое искусство.
1.Ведущий –
Победитель получал оливковый венок, любовь и уважение граждан, а также небольшую денежную премию.
Свое второе рождение Дельфийские игры получили в эпоху возрождения. Например: Леонардо да Винчи неоднократно получал призы на этих соревнованиях.
Ведущий –
Вот и сегодня мы выявим своих победителей на наших Дельфийских играх.
Учитель-
Перед вами команды четырех эпох:
- «Античность»
- «Возрождение»
- «Россия в эпоху Ломоносова»
- «Современные мастера»
Тема сегодняшних соревнований «Немеркнущий свет античности в декоре архитектуры».
Сегодня мы продолжим знакомство на нашем занятии творческая мастерская с монументальными видами искусства. Живописными произведениями большого размера, которые являются украшениями архитектуры внутри и наружи. На прошлом занятии мы познакомились с искусством витража. Сегодня мы узнаем историю, технологию, химические процессы лежащие в основе производства таких живописных произведений как фреска, мозаика.
Учащийся-
Искусство и красота неразделимы поэтому античность не представляет себя без вдохновителей –муз. Прекрасные и благородные богини, оделяющие человека приятными речами, разумом, даром убеждения, приверженностью правде, искусству. И сегодня они среди вас. Кстати слово «мозаика» переводится с латинского как «посвященное музам», то есть «мозаика» и «муза» - слова однокоренные. Это говорит о том, что мозаика имеет самое непосредственное отношение к искусству.
Учащийся (историк)-
Мозаика возникла в античную эпоху. Один из наиболее эффектных, долговечных и трудоёмких видов монументально-декоративной живописи. др. Она представляет собой изображение или узор, выполненные из: камня, смальты, керамической плитки, стекла, кости и других материалов, которые закрепляются в слое извести, цемента, мастики или воска. Один из традиционных материалов мозаики является – смальта. Это один из "вечных" материалов в истории мировой культуры. Периоды расцвета и падения искусства смальты сменяли друг друга в веках и на разных континентах. А мозаики из смальты оставались яркими и неизменными символами эпох, цивилизаций, правителей.
Учащийся (химик)-
Для производства смальты руда нагревается до формирования оксида, затем смешивается с кремнием и подается производителям стекла, которые смешивают этот состав с калием для получения смальты. Таким образом смальта представляет собой кусочки однородной непрозрачной смеси из стекла и оксидов металлов.
В зависимости от пропорций материалов можно получить до 28 тысяч оттенков и превосходит по физическим свойствам обычное стекло. Поверхности, выложенные из смальты, долговечны, прочны, не боятся влаги, низкой температуры и химических веществ. Смальта имеет широкие эстетические возможности, хорошо сочетается с керамической плиткой. Гостиные и спальни, залы дворцов и соборов, фасады, купола, настенные панно, камины и предметы интерьеров. Смальта универсальна и практична, доступна и красива. Вся продукция смальты – это изделия дпи которые являются авторскими и поэтому уникальны.
Учащийся (историк)-
Значительных успехов в выплавке смальт достигли мастера Византии. В монументальной архитектуре христианских храмов мозаика использовалась повсеместно – как в создании сложных художественных композиций на библейские темы, так и в орнаментальном украшении различных поверхностей стен, окон, дверных проемов. Особым приемом стало использование золотой смальты в качестве фона для изображений.
Учащийся (историк) -
В эпоху Возрождения во Флоренции и Риме очень любили мозаику из цветных камней различных пород.
Существует два типа мозаичных произведений: составленные из малых кубиков смальты или камня (римская мозаика) и получаемые из тонких пластов разноцветных мраморов и яшм, вырезанных и составленных по контурам изображения (флорентийская мозаика).
Учащийся (историк) -
В Киевской Руси возле главного русского христианского храма Софии Киевской археологами найдены остатки производства смальт, использовавшихся для создания мозаик– образов Христа Вседержителя и Оранты Заступницы.
Учащийся (историк) -
В 18 веке Михаил Ломоносов фактически заново открыл технологию смальт. Он основал первую химическую лабораторию, где в течение 3 лет проделал более 4 тысяч опытов, Ломоносов нашел способ получать смальту практически любого цвета(112 оттенков смальты).
Учащийся (Ломоносов)-
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, не злату, но стеклу.
В 1753 г. под Петербургом я основал фабрику цветного стекла, а позднее мозаичную мастерскую в самом Петербурге.
Искусство, коим был прославлен Апеллес,
И коим ныне Рим главу свою вознес,
Коль пользы от Стекла приобрело велики,
Доказывают то Финифти, Мозаики,
Которы в век хранят геройских бодрость лиц,
Приятность нежную и красоту девиц,
Чрез множество веков себе подобны зрятся
И ветхой древности грызенья не боятся"...
Там вместе со своими помощниками создал огромную мозаику «Полтавская баталия». Работа длилась в мастерской два года. На нее пошло 1 030 000 кубиков разноцветной смальты.
Учащийся (историк) -
Следующий этап в истории смальты в России- 2-я половина 19 в.. Идея замены икон и элементов оформления Исаакиевского собора мозаиками способствовала быстрому росту интереса к смальте и мозаике. Кроме Исаакиевского собора еще одним монументальным объектом, полностью отделанным мозаиками из смальты, стал Храм Воскресения Христова(Спас на крови).
Учащийся -
Следующим периодом популярности смальты стало послевоенное советское время. Смальта использовалась практически повсеместно для украшения станций метро и остановок общественного транспорта, так и для интерьерных композиций. Отдельным направлением стало использование смальты в оформлении фонтанов в курортных и южных городах. И в нашем городе в настоящее время мозаику продолжают использовать для оформления современных архитектурных сооружений- Д/к Мир, парк Елочки, храм «Всех святых, на земле просиявших»- сохраняет традицию византийских мастеров, используют мозаики на золотом фоне.
Учащийся (историк) –
Высокая стоимость мозаичных работ привели к использованию фресковых техник в отделке храмов, дворцов и общественных помещений.
Учащийся (историк)-
История на стенной живописи началась еще с ритуальных рисунков, которыми наши предки украшали мрачные стены пещер. Наиболее древние образцы фресок обнаружены при раскопках Критской цивилизации. На полторы тысячи лет моложе их фрески города Помпеи, в 79 году нашей эры погребенной под пеплом вулкана Везувий. Эти фрески вновь увидели свет в наше время.
Учащийся (художник)-
Фресковая живопись или живопись аффреско - способ писания картин и других изображений на стенах, сводах и потолках зданий пигментами по свежей, то есть по еще сырой штукатурке. «secco» (ит.) –работа известковыми красками по сухой штукатурной поверхности, схватившейся, отвердевшей, но смоченной перед работой.
Учащийся (художник)-
Важным обстоятельством прочности и долговечности фрески является качественная подготовка поверхности. Например, на одной из фресок в г.Помпеях запечатлена работа штукатуров, которые «устраивают особые водоемы, где мешают известь с песком... а затем... вводят в действие рабочие команды и заставляют их бить это месиво деревянным пестиком».
Вообще, качеству грунта - штукатурки - во фресковой живописи придается очень большое значение, поскольку от него зависит долговечность создаваемых картин. На Руси известь, применяемая для фресок, проходила многолетнюю обработку: в течение трех-восьми лет ее выдерживали в особых ямах, постоянно перелопачивая. Для получения штукатурки известь смешивали с гипсом, мелом, мелко толченым кирпичом, рубленым льдом.
Учащийся (химик)-
Приступить к работе живописец может тогда, когда вода из грунта испарилась настолько, что он не блестит от мокроты, но при этом остается сырым. При создании наиболее древних фресок наряду с покупными минеральными красками русские мастера применяли цветные глины красных, желтых, коричневых, зеленых тонов. Эти глины тщательно растирали на воде. Попадавшиеся в них крохотные частички кварца и слюды создавали особую фактуру живописи, слабое ее мерцание. Современные художники, копирующие старинные фрески, также используют в качестве пигментов различные глины, при росписи храм «Всех святых на земле просиявших» в нашем городе используются и современные анилиновые краски.
Учащийся –
Предполагается, что технику фрески знали на Руси уже в 10-12 веках. Именно в ней выполнены самые значительные и выдающиеся произведения церковной стенописи- работы Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека.
Древняя истина гласит: «Жизнь коротка, искусство вечно…» Вечные немеркнущие образы искусства раскрывают суть нравственных понятий Любви, Красоты, Добра, Справедливости, Торжества Жизни и разума
(фрагмент фильма Дионисий).
Учащийся –
В первые годы Советской власти в нашей стране фреской было выполнено довольно много работ в рабочих клубах и домах культуры, которые почти не сохранились до наших дней. И у нас в городе при росписи храма «Всех святых, на земле просиявших» также используется фресковая живопись.
Ведущие-
стих
Учитель-
Сейчас мы выявим победителей на наших Дельфийских играх. На прошлом занятии мы познакомились с искусством витража. Сегодня на уроке познакомились с искусством мозаики и фрески, узнали способы их получения и выполнения, сделали эскиз для выполнения собственной работы.
Каждая команда выполнит элементы живописного монументального произведения (фреска, мозаика, витраж) для декора кабинета изо. Среди нас сегодня есть, как опытные мастера, так и подмастерья. Подмастерья выполняют мозаику из цветной бумаги. (техника безопасности при работе с ножницами), а мастера из смальты.
Учащиеся выполняют работу.
Венец всякого состязания награждение победителей оливковым венком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе
Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...
Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".
Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....