Конспект открытого занятия "Пасхальные мотивы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Тридворнова Светлана Николаевна

Конспект открытого занятия по  программе "Бисероплетение" ,

по теме "Пасхальные мотивы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по программе «Бисероплетение»

Тема: «Пасхальные мотивы»

Разработала: Тридворнова С.Н.

Цель: Познакомить воспитанников с одним из известнейших и  старейших праздников – Пасхе.

Задачи: Завершить создание пасхального панно.

Оборудование: Форма для заливки панно, форма половинки яйца, гипс, вода, крем, вата, мешалка, речной песок, бисер, проволока,  заготовки листочков, цветов.  

Ход занятия.

Ой, вы, гости-господа, сколько вас пришло сюда?

Вроде б мимо направлялись! И чего-то задержались?

Видно сказ дошел до вас про житье - бытье у нас.

На Руси обрядов много, скоро - праздник Бога!

Пасха - Бога воскресенье, чей второй день рожденья?

Кто ответит на вопрос? Сын его…                                      (Иисус Христос!)

Светлый день, счастливый день Воскресения Христосова  все   это сказано о Пасхе.  За долгие годы существования этот праздник не утратил своего значения, не забыт людьми. Глубоки корни, связывающие наш народ 

с православной верой.

История Пасхи своими корнями   уходит в глубокую древность, а традиции,  

связанные с ее празднованием, многократно изменялись.

 Примерно пять тысяч лет назад иудейские племена отмечали Пасху

 весной как праздник отела скота, затем ее связывали с началом жатвы. 

Позднее  с исходом евреев из Египта. Христиане же отмечали Пасху первоначально в связи  со смертью и страданиями Иисуса Христа. 

Ученики и последователи Христа восприняли Его смерть как искупление грехов мира,

а воскресение - как победу над силой зла и дарование Богом вечной жизни. Иисус Христос, принеся Себя в жертву на кресте, даровал людям избавление от вечной смерти и проклятия - неизбежных последствий человеческого греха.


 Само слово «пасха» в переводе с греческого означает «избавление». Празднование Пасхи было установлено еще в апостольские времена. На Руси празднование Пасхи было введено в конце Х века, и, согласно восточной традиции, стало главным событием года. С самого начала Пасха отмечалась широко, ибо являлась любимейшим народным праздником, когда «душа русская как бы растворяется и смягчается в теплых лучах Христовой любви».

Существует множество традиций, посвящённых празднованию Пасхи. Готовиться к Пасхе начинали заранее. В понедельник - вторник было принято красить яйца, которые были символом весеннего возрождения природы, плодородия земли. В старые времена они красились преимущественно в красный цвет, который ассоциировался, в первую очередь, с кровью Иисуса Христа.

Яйца, окрашенные в один цвет, называли крашенками.

Если на яйце были крапинки, полоски, пятнышки другого цвета - крапинки.

 Яйца, раскрашенные от руки узорами, назывались писанки.

 Сейчас можно окрасить яйца в любой цвет с помощью пищевых красителей.

В среду-четверг начинали печь в больших количествах куличи, делали пасху (творог, сливки, сметана, спрессованные в виде пирамидки), которые ели и угощали приходящих гостей всю Пасхальную неделю до Радуницы. В этот же день варили овсяный кисель для "ублажения" мороза.

В субботу освящают пасхальные яйца и куличи в церкви. 
Первым за пасхальным утренним столом ели освящённые яйца. Их же дарили всем, кто приходил в этот день в гости, или когда сами хозяева шли к кому-нибудь погостить. Даря яйца, говорили: "Христос воскрес". И в ответ отвечали: "Воистину воскрес".
 

Мы с вами познакомились с историей и традицией празднования пасхи.  Скажите, а как вы дома празднуете Пасху?

Ответы детей…………………………………………….

Тема нашего занятия «Пасхальные мотивы».

Как уже говорилось выше, на пасху красились яйца, пеклись куличи, делали пасху из творога, а вот мы с вами сегодня завершим работу над настенным панно, которое можно использовать как украшение помещения на праздник пасхи, а так же как подарок на праздник своим близким родственникам. В настоящее время очень много продается  подарочной продукции на пасху- это и салфетки, открытки, полотенчики, картинки и т.д.

Повторение

Мы с вами на предыдущих занятиях делали заготовки для создания пасхального панно.

Давайте вспомним, какие заготовки были сделаны вами?

Ответы детей ………………….(основа формы под панно, половинка яйца, цветы, листочки.)

Правильно все это мы с вами подготовили, а теперь повторим технологию изготовления всех наших составляющих.

Задание №1.

У вас на столах в коробочке, есть материалы и инструменты, вам необходимо из них, выбрать только те, которые необходимы для заливки основы формы панно и половинки яйца.

У вас есть три  минуты, на то что бы посовещаться и выбрать необходимые инструменты и материалы. (достают и ставят на стол )

Сейчас Юля проверит, правильно ли вы выбрали для заливания форм инструменты и материалы.

(-емкость для замешивания раствора,

-формы (под панно основа, половинка яйца);

- мешалка (палочка или ложка);

-вода;

- гипс;

- проволока;

- крем;

- вата.

Юля подводит итоги……………………………………………………………………………….

С.Н. устно с детьми повторяет технологию заливания форм гипсом.

Задание №2. Проводит Юля.

Давайте вспомним, что мы делали с формами после их сушки?

Ответы детей …………………(Красили их)

А сколько есть способов покраски форм?

Ответы детей………………….(перечисляют способы покраски:

- развести в воде нужный цвет краски и развести гипс;

- после сушки покрасить в нужный цвет;

- после сушки покрасить  краской из баллончика в любой цвет).

Молодцы вы хорошо справились с заданием.

У нас еще один основной компонент панно – это половинка яйца.

Ответ детей

Отвечает Тридворнова Лена

Один из символов Пасхи — крашеное яйцо. Оно означает торжество новой жизни. Яйца верующие дарят друг другу при пасхальном целовании и приветствии: "Христос Воскресе!".  

По  преданию начало этому обычаю положила одна из учениц Христа Мария Магдалина. Святая Мария Магдалина с проповедью пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия,

 стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая

 императора, приносить ему что-либо в дар.  Святая Мария была бедна и принесла в дар

 правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил 

и сказал: "Как может кто-то воскреснуть из мертвых?

 Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным".  И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, 

свидетельствуя истинность Христова Воскресения. 

С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами Пасхального приветствия "Христос воскресе!".

Знаете ли вы...

  1. На пасхальной утрени русские цари во время обряда христосования раздавали вместе с натуральными — лебедиными, гусиными, утиными, куриными и голубиными — также точеные деревянные и костяные яйца, резные и расписные «золотом и яркими красками в узор или цветными травами, а в травах птицы и звери, и люди» (так писал историк Н. Костомаров). Яйца эти изготовлялись мастерами Оружейной палаты и монахами Троице-Сергиевой лавры. Постепенно пасхальные яйца, не утратив своей обрядовой значимости, превратились в своеобразный дорогой и изысканный подарок. А затем изготовление таких яиц превратилось в особый вид искусства.
  1. В России пасхальные яйца изготовлялись из драгоценных металлов, резной кости, дерева, камня, папье-маше, стекла и фарфора. В кладовых Зимнего дворца имелся постоянный запас пасхальных яиц для императорских детей, для подарков, для выставок.
  1. Подлинную известность и мировую славу шедевров ювелирного искусства снискали пасхальные яйца фирмы «Фаберже». Мастерские фирмы создали пятьдесят шесть уникальных подарочных яиц для российских императоров. Двенадцать яиц было изготовлено для владельца золотых приисков Кельча, для князя Юсупова и для герцогини Мальборо. Каждое яйцо было сделано с невероятным мастерством. Замечательные коллекции пасхальных яиц сохранились во многих российских музеях: Государственном Эрмитаже, музеях московского Кремля, Историческом музее, Музее народного искусства и других.

В настоящее время мастерицы мира создают великолепные шедевры бисерных яиц не хуже фирмы «Фаберже». Они тоже очень красивы и разнообразные (посмотрите на эти картинки)

Ну, а мы с вами еще не великие мастерицы, мы только учимся. И тоже имеем свои определенные успехи.

Задание № 3

 Сейчас я вам раздам карточки, на которых с одной стороны есть рисунки, а с другой надписи.

Укажите стрелочками правильный ответ каждого вида плетения. (дети задание выполнили)

А теперь скажите, какой вид плетения мы использовали для обплетания яйца?        

Ответы детей………….(правильно плетение сетка и у нас получились вот такие заготовки яиц)

Но, мы с вами делали еще и цветочки, а в какой  технике плетения мы делали их, есть ли эта техника плетения на этой карточки?

Ответы детей……………………………..

Молодцы и это вы усвоили.

Задание №4.

Посмотрите, пожалуйста, на доску, и скажите, какие из представленных видов плетения вы знаете и для чего вы их используете?

Ответы детей…………..

Молодцы.

Сегодня мы с вами сделаем последний элемент нашего панно. Это веточка вербы

А как вы думаете, почему именно вербу выбрали люди в качестве предвестника праздника?

Верба, не давшая еще листьев, цветет и как бы заявляет, что наша природа скоро наградит нас и все живое на земле теплом и новым урожаем. Эти распустившиеся пушистые почки повсюду на Руси считались целебными, наделенными особой силой; говорили, что соприкоснувшись с человеком, животным, землей, веточка вербы может поделиться с ними своей жизненной силой. В церкви вербу освящали, эти веточки, воткнутые за иконами, над дверьми, под крышами домов, были талисманами - оберегали от болезней и прочих несчастий.

Вот и мы добавим ее с вами в панно, что бы она оберегала наших близких от болезней и прочих несчастий.

Практическая часть:

Прежде чем приступить к работе,  давайте разомнемся:

Пожалуйста, все встаньте, выполним упражнение «Мастерица»

Я говорю и показываю вам движения, вы повторяете за мной движения.

Мастерица потянулась.

Раз – нагнулась,

Два – нагнулась.

Руки в стороны развела,

Бисер, видно, не нашла.

Чтобы бисер нам достать,

Нужно

На носочки встать.

Движения выполнять

по содержанию текста.

Движения сожаления.

Поворот в право – влево.

Руки вверх.

Подъем на носочки.

 Прошу всех присесть, спасибо за работу.

- Глазная гимнастика

Прежде чем начать нашу дальнейшую работу,  мы повторим технику безопасности роботы с проволокой, бисером.

У вас на столе есть кусочки проволоки и  бусины. Возьмите каждый себе 1 кусок проволоки и насыпьте небольшое количество бисерин на ткань.

1. На проволоку одеваем 7 бусин, спускаем их  середину  проволоки и делаем закрутку основания проволоки на полтора сантиметра.

2. Отводим один конец проволоки в сторону и набираем 7 бусин, делаем закрутку рядом с основанием.

3. На другом конце проволоки повторяем действие, что и во втором пункте.

4. Затем делаем закрутку основания на полтора сантиметра.

5. В последующем действия пунктов 2. 3. 4. повторяются еще три или четыре раза.

 Веточка вербы готова.

Можно приступать к оформлению панно.

Вам дается три минуты. Вы должны посовещаться и определиться, как вы разместите на панно все детали.

Что бы детали соединить с панно нам понадобиться клей. (Техника безопасности при работе с клеем).

 Склеивание деталей 5 минут.

Получили замечательное ПАСХАЛЬНОЕ ПАННО.

Закрепление нового материала.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по мотивам русской народной сказки «Колобок» с воспитанниками подготовительной к школе группы с ЗПР

Целью занятия яляется воспитание любви и интереса к сказке, как к средству развития творческого потенциала детей....

План - конспект открытого урока по программе «Волшебная кисть» , возраст 9-10 лет. «Копирование пейзажа по мотивам репродукции»

На данном уроке детям предлагается выполнить коллективную работу «Панорама Павлово» по мотивам линогравюры Павловского художника Александра Михаленя «Старое Павлово».Каждый уче...

Конспект открытого урока «Украшения –по мотивам пермского звериного стиля» с использованием элементов музейной педагогики

Конспект открытого урока«Украшения –по мотивам пермского звериного стиля» с использованием элементов музейной педагогики...

Конспект открытого занятия "Сказочное дерево по мотивам Дивеевской глиняной игрушки".

Лепка объёмного дерева с декорированием по мотивам Дивеевской глиняной игрушки, конструктивным  способ   лепки. Дивеевская игрушка из глины — удивительное явление с...

Зараменских Т.С., учитель ГБОУ средняя общеобразовательная школа №630 Приморского района Санкт-Петербурга. Конспект урока "Библейские мотивы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита""

Пристальное внимание уделяет учитель работе с текстом. Сложнейший материал "библейских" глав исследуется скрупулезно, внимательно, детально. Учитель использует на уроке иллюстративный матери...