Конспект урока "Христианские мотивы в лирике Лермонтова"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Лермонтов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hristianskie_motivy_v_lirike_lermontova.docx | 39.63 КБ |
lermontov.pptx | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по теме:
«Христианские мотивы в лирике Лермонтова»
Класс: 8А
Предмет: литература, основы православной культуры земли Смоленской
Цель: Проследить развитие христианской тематики в стихотворениях Лермонтова
Задачи:
* осмысление понятия «христианские мотивы»;
* изучение христианской тематики в ранней и поздней лирике Лермонтова, в его стихотворениях-молитвах;
*приобщение к духовно-нравственным ценностям православной культуры;
*вовлечение в исследовательскую деятельность;
* обогащение мира личности духовным и поэтическим наследием.
Оформление: мультимедиапроектор - презентация темы в ИКТ режиме, на доске: портрет Лермонтова, плакат-эпиграф «Как я любил, за что страдал, Тому судья лишь Бог да совесть. М.Ю. Лермонтов», карточки с эпитетами, характеризующими личность поэта, и названиями изучаемых стихотворений - открываются в течение урока, текст Великопостной молитвы Ефрема Сирина и стихотворения Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны» распечатан, разложен на партах, сборники стихотворений Лермонтова.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент и введение в тему |
Христианские - связанные с Христом, с верой в Бога- Творца. Мотивы —характерные для поэта лирические темы или комплекс чувств и переживаний. Мы постараемся увидеть, как отражается вера в Бога в стихотворениях Лермонтова, (читаю цель урока на слайде)
| Ученики отвечают: мотив одиночества, любовные мотивы, тема Родины, тема поэта и поэзии.
|
2.Проверка знаний учащихся | Н.А. Бердяев назвал Лермонтова "самым религиозным из русских поэтов ”.«Лермонтов не был никогда религиозным человеком», — утверждали многие литераторы, критики, академики. Мы попробуем сегодня это доказать или опровергнуть. Христианские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова - это очень глубокая и многогранная тема. Она включает в себя религиозные, библейские мотивы, богоборческую и демоническую темы. Заранее классу было предложено прочитать ряд стихотворений Михаила Юрьевича христианской тематики и почувствовать разницу в образах лирического героя.
(Учитель добавляет, комментирует) | Называют стихи, зачитывают строки: 1)«Молитва» 1839, «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива»; 2)«Кладбище» — гимн Творцу, «Ветка Палестины»; 3) «Молитва» 1829; «Выхожу один я на дорогу»; 4) «Мой Демон», «Я не для ангелов и рая» |
3.Ознакомление с новым материалом | Бог для Лермонтова — абсолютная реальность. Но отношение к нему однозначно определить трудно. После Лермонтова, — как значится в описи его имущества, — осталось «четыре образа и серебряный нательный крестик, вызолоченный с мощами». Существует рассказ о том, что Лермонтова, печоринствующего отрицателя, злого Лермонтова, один из его товарищей застал однажды в церкви. Он молился на коленях. Таким же тайным молитвенником, явным отрицателем, был он и в жизни, и в поэзии. Быть может, ни у одного из русских поэтов поэзия не является до такой степени молитвой, как у Лермонтова, но эта его молитва — тайная. Звучит песня на стихи М.Ю. Лермонтова “Ангел ” (меняются слайды).
Субботина А. раскрыла содержание стихотворения. - Подумайте, почему М.Ю. Лермонтов назвал стихотворение “Ангел”? Ангел ” - едва ли не единственное в ранней лирике стихотворение, в котором противоречие между землей и небом, действительностью и мечтой смягчено; стихотворение пронизано музыкой, оно само звучит как песня, исполненная “простых и сладких звуков Белинский счел стихотворение незрелым, не обнаружив в нем лермонтовского элемента ” - высоко ценимого им критического начала.
| Комментарий ученицы к слайдам: реальной основой поэтического видения “небесной родины” послужили воспоминания поэта о матери и ее песнях, слышанных в младенчестве. Ангел несет живую душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни, память о песне остались. И вот - земные песни не могут заменить ей тех небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути?! Эти стихи положили на музыку более 30 композиторов, в том числе А.Е. Варламов, А.Г. Рубинштейн, С.В. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков и др. Вестник Бога. Защитник, тот,кто оберегае т от бед совершенство; неземной, сладостный; праздник души |
4.Ознакомление с новым материалом и обсуждение | Это было юношеское стихотворение, поэту нет и 17. Далее Лермонтов сосредоточен на вопросах веры, Божьего суда, спасения, вечного блаженства, возможности примирения в человеке духовного и телесно-чувственного начал - все это центральные в его миросозерцании вопросы. Они мучили его, ибо в пределах своего опыта он не мог до конца разрешить их. Я, веруя твоим словам, Глубоко в сердце погрузился, Однако же нашел я там, Что ум мой не по пустякам К чему-то тайному стремился. К тому, чего даны в залог С толпою звезд ночные своды, И что б уразуметь я мог Через мышления и годы. История познания продолжается в стихотворениях “Ночь”, “Исповедь”, “Я не для ангелов и рая..Это вехи лермонтовского самопознания, напряженного, неустанного. Настоящую его цель писатель объяснит позже, в “Герое нашего времени”: “Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие Божие”. Однако противоречие между “человеком внутренним” и “человеком внешним” остается в Лермонтове острым и драматичным. Я не для ангелов и рая Все сильным богом сотворен; Но для чего живу, страдая, Про это больше знает он, Как демон мой, я зла избранник, Как демон, с гордою душой, Я меж людей беспечный странник, Для мира и небес чужой; Прочти, мою с его судьбою Воспоминанием сравни И верь безжалостной душою, Что мы на свете с ним одни. Совсем недавно мы размышляли над философской лирикой А.С. Пушкина и также отмечали религиозные стороны его творчества. — Близок ли пушкинский путь искания смысла жизни лермонтовскому? В чем сходство и в чем своеобразие каждого из них? Заранее я попросила проследить в некоторых стихотворениях Пушкина и Лермонтова частоту употребления слов, наиболее повторяющихся. Таким образом, А.С. Пушкин сохранил доверие к жизни, цель которой состояла в героическом и гражданском служении идеалам “вольности святой». В иной духовной ситуации оказывается герой Лермонтова. Искание цели и смысла жизни никогда не покидает его. Для героя Лермонтова цель жизни — “неизъяснимая ”, I “безвестная ”, может быть, печальная и страшная , но всегда “желанная”.В поздней лирике Лермонтова искание смысла жизни уступает место сознанию осуществленности своей судьбы, того пути, который, бесспорно, есть и по которому идет герой. В лермонтовской поэзии мотив счастья преображается в мотив его невозможности и несбыточности. Страдание - это основная психологическая характеристика лермонтовского человека ”. | Выступление ученицы: Особое значение для Лермонтова приобретает тема демонизма”, намеченная в стихотворениях Пушкина Демон” (1823) и “Ангел” (1827), но не занявшая в творчестве Пушкина значительного места. Эту тему Лермонтов развивает на протяжении почти всей жизни.Полемичны “Пророк” Пушкина и “Пророк” Лермонтова. В стихотворении последнего вместо “гласа Бога” герой слышит презрительный и насмешливый голос толпы, утверждающей свое мнимое превосходство .Характерный для Пушкина поэтический культ дружбы почти отсутствует у Лермонтова. Выступление ученицы: При сравнении частотного словаря языка Пушкина и Лермонтова можно отметить, что есть слова, которые чаще встречаются у Лермонтова, чем у Пу^йк-ина: “страдание”, “грустить”, “зло”, “проклятье”, “рана”, “отчаянье”, “обман”, “стыд”, “смерть”, “ад”, “рай”, ангел”, “храм”. Анализируя эти группы слов, можно увидеть устойчивые лейтмотивы в лирике Лермонтова. Для Лермонтова же страдание с самого начала было естественным, необходимым психологическим состоянием, к которому он стремился, которое он искал и, наконец, открыто призывал: “Я жить хочу! Хочу печали, любви и счастью назло... что без страданий жизнь поэта?”; “Хочу любить, - и небеса молю о новых муках ”. |
6.Беседа, обсуждение нового |
Молились ли вы? Какие молитвы Молитва есть словесное выражение Великопостной молитвы Ефрема уныния, любоначалия И празднословия смиренномудрия, Терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, благословен ecu во веки веков. Аминь. Эта молитва была написана много богослужением. Молитва Ефрема преимуществу молитва покаяния. v лучших его стихотворений. Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех осужденья, И дух смирения, Автор воспетой поэтом молитвы - преподобный Ефрем Сирин - жил в Сирии (отсюда и его прозвание о которых говорит Пушкин в первой Различные состояния души, отражались в молитве. Потребность «говорить к Богу», открываться ему в том или ином жизненном положении, душевном состоянии присуща едва ли не всем русским поэтам. В творчестве Лермонтова три стихотворения с одноименным названием: “Молитва” - 1829, 1837, 1839 годы. 'Попробуем осмыслить эти произведения: что волновало поэта, каким предстает лирический герой, какие молитвы нашли отражение в лермонтовских “Молитвах”? Сам Лермонтов только три своих стихотворения назвал «Молитвами». Но многие исследователи его творчества, особенно дореволюционной поры, определяют как молитвы ещё некоторые его стихотворения, количество которых варьируется. «Ангел» “Когда волнуется желтеющая нива": «Ветка Палестины» Ему становится доступна и близка святыня, на которой надолго задерживается его задумчивый, Заботой тайною хранима Всё полно мира и отрады Немой души его пустыню ...Прикованный незримой стой, Он с новой грустью стал знаком; В нем чувство вдруг заговорило Однако противоречие между Противоречию этому не суждено | Ответы на вопросы: Молитва. «Господи помилуй» «Отче Наш» Выступления 3 учащихся, интерпретация стихотворений Лермонтова “Молитва ”. Выступление учащегося: Самопознание раскрывало «человека внутреннего», просветляло взор. В эти мгновения, превыше всего ценимые Лермонтовым, освобожденный от чувственных томлений, мятежных желаний, от шума и однообразия внешней жизни «человек внутренний» обретает покой и способность к высшим созерцаниям, как в строках стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива ”: Тогда смиряется души моей тревога Тогда расходятся морщины на челе, И счастье ч могу постигнуть на земле, Ив небесах я вижу бога... Выступление учащегося: Сначала духовное восхождение «Я ищу свободы и покоя». На высотах горных покой и свобода сливаются воедино, на что указывает откровение и православное Предание. Туда и влечется «человек духовный» у Лермонтова; это религиозно-метафизическая вершина и лирическая кульминация всей речи поэта. Если приведенная строка изъявляет волю к абсолютному благу, то уже в следующей: Я б хотел забыться и заснуть! напряжение падает; «Песнь восхождения» сменяется интонацией нисходящей. Следуя желаниям «человека телеснодушевного», поэт спускается с горных высот в тихие долины. Там вечность осязаемо длится в чередовании дня и ночи, зримо хранится в темной зелени дуба, там сладкий голос, лелея слух, поет про любовь. Человек хочет забыть о своем высшем предназначении и раствориться в безмятежном блаженстветварной природы. |
Закрепление | Прочитайте высказывание настроение поэзии Лермонтова Ключевский определил как русский поэт доселе не был так способен глубоко проникнуться этим народным чувством и дать ему художественное выражение, как Лермонтов» Стихотворения-молитвы Лермонтова тоже отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции.«Молитва» 1829г.- это мольба-спор лирического героя с Господом. «Молитва» 1837 г. — чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит о счастье любимой женщины, хотя сам он «странник с пустынной душой». «Молитва» 1839г. — это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда. «Когда волнуется желтеющая нива» - это единение с Богом, растворение в мире природы, а стихотворение «Выхожу один я на дорогу» — итог, философское размышление о жизни.- | Ответы учащихся Учащиеся оценивают ответы друг друга на уроке |
Подведение итогов | Сегодня мы только приоткрыли страницы поэзии Лермонтова. Впереди поиски осмысления этой непростой темы. Знакомство с творчеством поэта показало нам, что трагические сомнения и поиски смысла жизни не лишали его веры в светлый Высший мир, в жизнь бесконечную, из высот и далей которой земная жизнь выглядит лишь кратким эпизодом...Веры вам. неустанного поиска смысла жизни, обретения истины и духовного восхождения! |
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф Лермонтов самый религиозный из русских поэтов. Н.А. Бердяев
Цели урока Проследить развитие христианской тематики в стихотворениях Лермонтова Задачи: * осмысление понятия «христианские мотивы»; * изучение христианской тематики в ранней и поздней лирике Лермонтова, в его стихотворениях-молитвах; * приобщение к духовно-нравственным ценностям православной культуры; *вовлечение в исследовательскую деятельность; * обогащение мира личности духовным и поэтическим наследием.
" Ангел " (1831год) В 1831 году (в 17 лет) М.Ю. Лермонтов (в 17 лет) написал своё первое стихотворение "Ангел". По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез, И звук его песни в душе молодой Остался, - без слез, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.
Кто же такие ангелы? Ангел — дух или существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Традиционно ангел изображается, как человекоподобное существо с крыльями за спиной.
Как писалось стихотворение Лермонтов брал за основу для стихотворения воспоминания о своей матери, её песнях, которые он слышал совсем маленьким. Ангел несёт живую душу, что бы вселить её в земного человека и поёт песню…
Душа не запомнила эту песню, но память о ней осталась. Душа на земле томится, тоскует вспоминая те небесные звуки, и земные песни не могут заменить ей небесные звуки.
Точно так мать поэта, молодай и красивая женщина (которую он считал ангелом) пела ему песни и готовила к трудной и жестокой жизни.
В этом стихотворении отсуцтвуют мотивы демонизма и богоборчества. Земной мир не рисуется враждебным, хотя поэт говорит о нём: «Мир печалей и слёз». И он конечно отступает перед небесным. Противоречия между землёй и небом здесь смягчено.
«И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли…» Эти стихи положили на музыку более 30 композиторов, в том числе: Варламов, Рубинштейн, Римский-Корсаков
"Молитва" (1837 год) "В минуту жизни трудную…" По словам А.О.Смирновой (Россет) написана была «Молитва» для Машеньки Щербаковой А.О.Смирнова
Машенька велела ему молиться, когда у него на сердце тоска. Он пообещал ей и написал стихотворение «Молитву».
" Когда волнуется желтеющая нива " (1837год) Весна – ландыш Лето – слива Осень – желтеет нива «И в небесах я вижу Бога…»
" Выхожу один я на дорогу " (1841год) «Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит. Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Христианские мотивы в лирике Лермонтова
Конспект урока по теме "Христианские мотивы в лирике Лермонтова"...
Патриотические мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова
Данная работа посвящена анализу патриотических мотивов в творчестве М.Ю. Лермонтова....
Опорный конспект по теме "Основные темы и мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова", 9 класс
Опорный конспект по теме "Основные темы и мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова" предназначен для обучающихся 9 класса и при повторении материала в 10 классе. Данный опорный конспект позволяет быстро в...
Христианские мотивы в лирике Лермонтова.
Аннотация В данной работе моим учеником рассматривается творчество Михаила Юрьевича Лермонтова в контексте времени. Даётся сравнение двух точек зрения на творчество поэта. В первой о...
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
Конспект урока....
Конспект урока "Христианские мотивы в лирике Лермонтова"
Конспект урока...