Технология применения дидактического материала на уроках изобразительного искусства
методическая разработка (изобразительное искусство) на тему
С целью отслеживания результатов обязательного минимума содержания образования по изобразительному искусству, предлагается внедрить тематический и итоговый контроль, опирающийся на перфокарты, разработанные автором данного проекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Научно-практическая разработка
«Технология применения дидактического материала на уроках изобразительного искусства».
Автор: Волошаненко Татьяна Борисовна,
учитель изобразительного искусства.
г. Новый Уренгой
Наименование опыта.
Технология применения дидактического материала на уроках изобразительного искусства.
Новизна опыта.
С целью отслеживания результатов обязательного минимума содержания образования по изобразительному искусству, предлагается внедрить тематический и итоговый контроль, опирающийся на перфокарты, разработанные автором данного проекта.
Гипотеза. Применение перфокарт свидетельствует о реальном и объективном фиксировании результатов, о качественном позитивном изменении рисунков учащихся.
Теоретическое обоснование опыта.
Основная цель опыта состоит в получении данных об уровне овладения основными знаниями и умениями по изобразительному искусству на уровне общеобразовательной подготовки, необходимой для дальнейшего обучения.
Контроль результативности художественного обучения учащихся по сей день вызывает много споров. Оценка художественной деятельности - сложное и деликатное дело. Как сделать интереснее и эффективнее ту часть урока, которую не все дети любят – контроль и диагностику знаний?
Важной задачей педагога является воспитание и развитие у школьников уверенности в своих силах, а неосторожная отрицательная оценка может разрушить эту уверенность, обескуражить школьника, погасить интерес к художественной деятельности. Поэтому и оценка текущей и итоговой работы учащихся, должны служить средствам поощрения.
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы или завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету.
Как составная часть процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Главная функция контроля – диагностическая. В зависимости от видов контроля она конкретизируется в ряде задач.
Текущий контроль - это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, это оценка результатов обучения на уроке. Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам, средствам.
Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы, периода обучения. В нем учитываются и данные текущего контроля.
Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.
Перфокарты - незаслуженно забытый метод проверки результатов обучения, это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень его усвоения учащимися.
Этот способ проверки ученических знаний имеет свои преимущества:
1. Объективность оценки результатов;
2. Возможное использование перфокарт на всех этапах обучения от первичного закрепления и систематизации до итогового контроля и оценки знаний;
3. Возможное использование перфокарт во всех формах ученической работы: фронтальной, групповой, индивидуальной – в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
4. Многократность использования перфокарт;
5. Скорость проверки результатов.
Технологические процедуры в границах данного опыта.
Спецификация включает инструкцию с описанием назначения перфокарт, условий их применения, структуры с указанием числа заданий в перфокарте, времени выполнения, критериев оценки заданий, распределения заданий по блокам содержания и контролируемым видам деятельности.
В перфокарте художественного характера, также как в любом другом психологическом тесте, полная стандартизация и объективность практически недостижимы. Следует учитывать, что искусство воспринимается сугубо индивидуально и самим экспериментатором. Однако объективность теста значительно увеличивается, если:
- установлена цель тестирования;
- на эмпирической основе определена степень трудности перфокарты или отдельных итоговых заданий (при необходимости можно отказаться от избыточно легких или трудных заданий, в месте с тем добавить новые, чтобы заполнить пробелы).
Организация обследования детей проводится во фронтальной форме, т.е. со всем классом. Известно, что надежность результатов всякой диагностики в значительной мере зависит и от мотивации испытуемых во время эксперимента. Для детей высокая и положительная мотивация к заданию – обязательное условие достоверности результатов тестирования.
Поэтому процедура обследования должна включать небольшой рассказ учителя о важности старания школьников при выполнении задания.
На результате обследования сказываются также условия, в которых оно проходит. Чтобы избежать неорганизованности и страха, вызванных проведением обследования, лучше проводить в условиях, максимально приближенных к привычной обстановке. В школе при фронтальном обследовании – это уроки изобразительного искусства. Процедура данной методики рассчитана на 5-10 минут урока.
Инструкция испытуемым зачитывается учителем. Работа детей должна быть максимально самостоятельной.
По ходу занятия надо подбадривать детей похвалой за сосредоточенность за хороший темп работы, но не излишнюю поспешность. Хвалить надо обязательно за то, что действительно хорошо сделано ребенком.
Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном опыте.
Для получения результатов исследования можно воспользоваться описательной статистикой, которая позволит обобщить первичные результаты, полученные при наблюдении в эксперименте.
Из полученных результатов эксперимента можно понять, что применение перфокарт для тематического и итогового контроля школьников эффективно способствует усвоению теоретического материала на уроках изобразительного искусства, в частности, пониманию искусствоведческих терминов, запоминанию названий произведений искусств и их авторов, чем традиционный устный опрос.
Реализация процедуры обеспечивалась объективной и достоверной информацией о реальном уровне учебных достижений школьников через:
1) создание условий в учебном процессе для проведения:
2) обеспечение заданий обязательным минимумом содержания программ общеобразовательной школы;
3) соответствие процедур опроса возрастному уровню школьников;
4) осуществление анализа результатов контроля школьников.
Анализируя работы трудно не заметить в рисунке ученика из опытной группы хорошо выраженной динамичности и плановости в композиции, что находилось под контролем тестовых материалов. Выявился позитивный рост достижений учащегося опытной группы. Отсюда следует, что контрольно-измерительная процедура на уроках изобразительного искусства фиксирует объективно реальный уровень учебных достижений школьников и эффективно улучшает качество художественного образования.
Результативность.
В ходе разработки данного проекта были рассмотрены психолого-педагогические аспекты диагностики достижений учащихся в художественном образовании. В результате апробации тематических итоговых заданий экспериментально-опытным путем были получены результаты, свидетельствующие о том, что их применение эффективно сказывается на повышении уровня достижений учащихся. В то же время, при ограничении только устным контролем усвоения школьниками теоретического материала по изобразительному искусству, выявляются более низкие показатели искусствознания, т.е. гипотеза подтверждается. Применение перфокарт свидетельствует о реальном и объективном фиксировании результатов, о качественном позитивном изменении рисунков учащихся из опытной группы. Преимущество данных рисунков заключается по таким критериальным параметрам средств художественной выразительности, как:
- композиционное решение;
- характер формы предметов (передача пропорций);
- качество конструктивного построения;
- выявление объема предметов тоном;
- правила перспективы;
- выражение эмоционального настроения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Применение перфокарт дает четкое представление о результатах учебного процесса по изобразительному искусству в 5-7 классах общеобразовательной школы.
2. Перфокарты выявляют наличие обязательного уровня подготовки школьников по изобразительному искусству, в частности, теоретических знаний, определенных нормативными документами и психологическими возможностями возраста.
3. Разработанные перфокарты имеют развивающий и познавательный характер.
4. Перфокарты выполняют функции входной, промежуточной и выходной диагностики в процессе занятий по изобразительному искусству.
Мониторинг уровня достижений учащихся по изобразительному искусству (для учащихся 5-х классов)
5 «б» - контроль знаний учащихся с применением перфокарт
5 «к» - устный контроль усвоения школьниками теоретического материала
№ п/п | Содержание | Уровень достижений учащихся |
5 «Б» класс | 5 «К» класс |
1. | Композиционное решение | 100% | 83% |
2. | Характер формы предметов (передача пропорций) | 88% | 84% |
3. | Качество конструктивного построения | 94% | 80% |
4. | Выявление объема предметов тоном | 92% | 84% |
5. | Правила перспективы | 95% | 78% |
6. | Выражение эмоционального настроения | 100% | 72% |
Уровень достижений учащихся по изобразительному искусству в 6-х классах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал к уроку изобразительное искусство "Особенности выполнения проектных работ учащихся по теме «Скульптура»"
Проектные работы учащихся по теме...
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства, как один из факторов всестороннего развития личности»
Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства. дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя п...
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»...
ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи
Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»
Если ученик не научится в школе сам ничего творить,то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,так как мало таких, которые, научившись копировать,умели делать самостоятельное приложение ...
Применение диагностического тестирования на уроках изобразительного искусства с целью повышения качества обучения.
В методической разработке рассматривается метод тестирования как эффективная форма оценки знаний учащихся, позволяющая дополнить арсенал педагогических средств, активизирующих процесс обучения. По рез...
Дидактический материал к уроку изобразительного искусства "Виды орнаментов", 1-2 класс
Орнамент — это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и так далее), архитектурных...