Программа по изобразительной деятельности "Жар-птица"
рабочая программа (изобразительное искусство) по теме

Каныгина Татьяна Александровна

Программа "Жар-птица" вводит детей в богатый и разнообразный мир искусства и призвана помочь им в его законах и правилах. Через сказку, рассказ, практические упражнения, в игровой форме дети учатся работать различными материалами, знакомятся с видами и жанрами в изобразительном искусстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества г. Курганинска

Рассмотрено:                                                                           Утверждаю:

на методическом совете                                     Директор МАОУ ДОД ЦДТ  

пр. № _____от _____ 20___г.                             г. Курганинска

                                                                               ______________ Г.А.Дунай    

                                                                               на педагогическом совете

                                                                               пр. №____ от _______ 20____г.

                                                                                                 

Образовательная программа

«Жар птица»

                                                                                          Срок реализации: 1 год

                                                                       Вид программы: модифицированная

                                                                       Направленность:

                                                                       художественно-эстетическая

                                                                       Возраст: 7-10 лет

                                                                       Разработала::

                                                                       Каныгина Татьяна Александровна

                                                                       методист МАОУ ДОД ЦДТ

                                                                       г. Курганинска              

г. Курганинск

2012г.

Пояснительная записка

Художественное творчество имеет большое значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Поэтому создание оптимальных условий для организации детского творчества с самого раннего возраста на сегодняшний день очень актуально. Открытие в ребёнке неповторимой индивидуальности поможет ему в дальнейшем  реализоваться в учебе, творчестве, в обществе.

Программа «Жар птица», относящаяся к художественно-эстетической направленности, вводит детей в богатый и разнообразный мир искусства и призвана помочь им ориентироваться в его законах и правилах. Через сказку, рассказ, практические упражнения, в игровой форме дети учатся работать различными материалами, знакомятся с видами и жанрами в изобразительном искусстве. В этом новизна программы.

Педагогическая целесообразность заключается в создании условий для дополнительного приобщения к изобразительному искусству, что способствует гармоничному развитию личности, приобщению к самостоятельному и коллективному творчеству, для достижения высоких результатов в работе.

Цель программы – расширение возможностей познания окружающего мира, усложнение механизмов его отражения в творческой  деятельности воспитанников.

          Задачи: 

Обучающие:

научить различать виды изобразительной деятельности;

обучить работать разнообразными художественными материалами;

обучить основам композиции;

научить применять в работе основные правила компоновки предметов на плоскости, основные законы перспективы, цветоведения, художественную терминологию.

Развивающие:

привить устойчивый интерес к художественной  деятельности;

развить художественный вкус,

пробудить фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

сформировать навыки анализа произведений искусства, оценки своей работы;

обогатить визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки.

Воспитательные:

воспитать внимание, аккуратность, целеустремленность.

привить навыки работы в группе,

поощрять доброжелательное отношение друг к другу, терпимость к чужому мнению;

воспитать стремление к разумной организации свободного времени.

Форма и режим занятий

            Программа рассчитана на 1 год обучения.

            В соответствии с данной образовательной программой:

форма занятий групповая; программа предусматривает реализацию и других форм организации занятий, таких как экскурсия, беседа, занятие-викторина, занятие-игра, пленер, игра-общение, конкурсные программы, уроки творчества, выставки творческих работ детей, самостоятельная работа, коллективная работа, индивидуальная практическая работа, валеоминутки;

наполняемость групп – 15-17 детей;

периодичность проведения занятий – 1 - 2 раза в неделю;

 (всего в год – 36часов, 72часа)

продолжительность занятий – 45 минут;

продолжительность перемены – 10 минут.

            Процесс усвоения учебного материала основывается на соблюдении

            основополагающих дидактических принципов:

наглядности;

системности;

доступности предлагаемого материала;

перехода от простого к сложному;

индивидуального подхода.

             В группу принимаются все желающие, специального отбора не производится.

             Для реализации цели программы «Жар птица», изучение материала предполагается по следующим разделам:

Учимся рисовать.

Рисуем осень.

Рисуем зиму.

Рисуем весну.

Рисуем лето.

    Изучения учебного материала по временам года, позволяет наиболее полно и ярко раскрыть возможности изобразительного искусства  в повседневной жизни, используя различные техники и приёмы рисования.

Реализация задач программы «Жар птица»  завершается выставкой работ (каждый ребенок должен представить 2-3 своих лучших произведения). Воспитанники получают свидетельства об окончании курса изобразительного искусства в объединении «Жар птица» и возможность дальнейшего углублённого обучения данному предмету в других образовательных учреждениях города, района.

Ожидаемые результаты:

к концу учебного года дети знают: 

значения основных терминов;

понятия орнамент; симметрия, асимметрия, силуэт;

свойства живописных материалов, приемы работы с ними;

основы цветоведения, основные цвета, смешение цветов;

художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка.

Умеют:

пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

различать цвета по тепло-холодности, тональности, различать основные и дополнительные цвета.

Развивают:

пространственное воображение;

творческие способности;

мелкую моторику.

Воспитывают:

коммуникативные навыки;

аккуратность в работе;

позитивное отношение к окружающему миру.

Учебно-тематический план

на 144 час./год

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практик

I

Вводное занятие

4

4

-

II

Учимся рисовать

12

3

9

III

Рисуем осень

32

8

24

IV

Рисуем зиму

48

12

36

V

Рисуем весну

32

8

24

VI

Рисуем лето

8

2

6

VII

Подведение итогов, подготовка к выставкам, выставка

8

-

8

Итого:

144ч.

37ч.

107ч.

Содержание программы

Тема 1. Вводные

Организационный сбор. Условия безопасной работы (Правила ТБ). Круглый стол «Давайте познакомимся». Введение в образовательную программу.

Тема 2. Учимся рисовать  

Теория: Приемы работы простым карандашом и ластиком, цветными карандашами, фломастером, восковыми мелками.

Практика:

Простой карандаш и ластиком. Рисование различных линий простым карандашом.

Сказка о простом карандаше. Рассказывание сказки. С помощью простого карандаша разыграть свою историю.

Мир вокруг тебя. Рисование окружающего с использованием линии, пятна, цветовой и тоновой растяжки цветными карандашами.

Радуга над лужайкой. Изображение радуги фломастерами.

Восковые мелки. Рисование.

Перышки для сказочной птицы. Изображение сказочной птицы карандашами «Живопись».

Разноцветные шарики.

Сказка о фломастерах и цветных карандашах.

Изображение животных. Рисование тушью и пером.

Мои пушистые друзья. Рисование тушью и кистью.

Сказка о том, как поспорили кисти и перья. Рисование различного состояния природы (туман, дым, дождь).  Различные фактуры (пух, мех, пыль).

Тема 3. Рисуем осень

Теория: Первые впечатления от действительности, отражение результатов своих наблюдений и эмоций в рисунках. Пропорции, очертания. Общее пространственное расположение. Цвета изображаемых предметов.

Практика: Обучение приемам работы гуашью, акварелью («а-ля прима», «лессировка», по сырому), смешанной техники.

Рисование узоров в полосе. Гуашь.

Осеннее очарование. Акварель. «Лессировка».

Путешествие в осенний сад (выход на пленэр). А-ля прима.

Листопад. Смешение техник (Акварель и гуашь).

Листья и веточки. Смешение техник (акварель и  пастель).

Коллективная работа «Осенний сад». Смешение техник (акварель и карандаши).

Осеннее настроение. Смешение техник (акварель и фломастеры).

Фантастические облака. Передача своей фантазии на листе. Смешение техник  (акварель и восковые мелки).

Грустный дождик. Живопись «по-сырому».

После дождя «Мое ощущение осени». Смешение техник (акварель и гелевые ручки).

Тон (светлое и тёмное). Упражнения на растяжку тона, от светлого к темному.

Сказка про Чёрную, Белого и Серых. Изображение семьи кошек с котятами разных тональных оттенков.

Линия. Пятно. Изображения животных, растений линией, пятном.

Комплексное занятие «Осенний калейдоскоп»

Тема 4. Рисуем зиму

 

Теория: Основы цветоведения (основные, составные, цвета; теплые, холодные цвета; сближенные, контрастные цвета). Основы декоративного рисования.

Практика:

Какого цвета снег? Изображение снега разными оттенками.

Цветной Дед Мороз. Цвет. Составные цвета.

Портрет Снегурочки. Цветовой круг.

Елочка – красавица. Тёплые и холодные цвета.

Украшения для елки. Контрастные цвета.

Зимний лес. Сближенные цвета. Смешение техник (акварель и восковые мелки).

Новогодний хоровод. Сказка о красках, весёлых и грустных.

Танец снежинок под зимними деревьями. Декоративный рисунок. Плоское изображение.

Сказочные сугробы, или кто живет под снегом? Фантазии на заданную тему. Техника исполнения любая.

Снежная птица зимы. Изображение сказочной птицы холодными цветами.

Интегрированное занятие «Путешествие в зимнюю сказку»

Тема 5. Рисуем весну

Теория: Объем (свет, полутон, тень, рефлекс, блик), пространство (свойства пространства).

Практика:

Объемные предметы. (Атрибуты весны).

Чудесные превращения. Рисование необычными техниками (нанесение цвета пальчиками) и различными материалами.

Город. Перспектива. Пространство.

Подарок маме. Букет. Монотипия.

Моя мама. Творческая работа.

Весеннее настроение. Смешение техник (акварель и цветные карандаши).

Весеннее дерево. Характер дерева. Отработка приемов: проведение непрерывных, красочных линий. Смешение техник (акварель и  пастель).

Волшебная птица весны. Гелевые ручки.

Сказочные домики. Любой выбор техники и материала.

Путешествие в весенний сад. Выход на пленэр

Интегрированное занятие «Весёлый ручеёк»

Тема 6. Рисуем лето

Теория: Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства.

Формирование умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, а также элементарные приемы кистевой росписи.

Практика: 

Цветы, травы и насекомые. Декоративное рисование.

«Чудесное дерево». Коллективная работа

«Моя любимая игрушка». «Золотая рыбка», «Веселый поезд» (коллаж).

«Такой забавный клоун». Контрастные цвета.

«Цветок на окне».

Комплексное занятие «Лето красное пришло» Любимый уголок парка

Методическое обеспечение

Для ребенка 7-10 лет необходим определенный уровень теоретических знаний, развитие пространственного воображения. В доступной форме проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате. Игра продолжает быть основной формой занятия.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук  в занятия вводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов.

Тема

Формы занятий

Приемы и методы

Итоги

1.

Рисуем осень

Пленэр, практическая работа, коллективная работа

Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный, практический

Зачетное занятие «Осенний калейдоскоп», внутри коллективная выставка

2.

Рисуем зиму

Экскурсия,

самостоятельная работа, занятие-игра

Словесный метод, наглядный, практический, метод эмоционального стимулирования

Зачетное занятие «Путешествие в зимнюю сказку», выставка

3.

Рисуем весну

Беседа, пленэр, коллективная работа, игра-общение, самостоятель-ная работа

Объяснительно-иллюстративный метод, практический, метод поощрения, работа под руководством педагога, дозированная помощь, самостоятельная работа

Зачетное занятие «Весенний ручеёк», выставка

4.

Рисуем лето

Беседа о видах декоративно-прикладного искусства, самостоятель-ная работа, коллективная работа

Объяснительно-иллюстративный метод «Приёмы кистевой росписи», практический, метод поощрения, дозированная помощь, самостоятельная работа

Зачетное занятие «Лето красное пришло…»

Виды, формы и методы контроля

Виды

контроля

Содержание

Методы и формы

Сроки контроля

Вводный

Уровень знаний

по ИЗО

Наблюдение, индивидуальное и групповое собеседование, тестирование

Сентябрь

Текущий

Освоение учебного материала по теме

Диагностические задания:

устный опрос, графический тест, практические работы, зачетное занятие, коллективные работы, игры, выставки, привлечение воспитанников второго года    бучения к занятиям в качестве помощника преподавателя

Сентябрь -

январь –

май

Оценка самостоятельнос-ти, возможностей, умения спланировать работу, способность к самоконтролю, рефлексия.

Наблюдение, контролирующее результативность.

Выставки работ, просмотр работ с одновременной защитой их ребенком

Сентябрь-май

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач

Итоговая выставка

Май

Список литературы для педагогов

1. Н.П. Костерин, Учебное рисование, Москва, «Просвещение, 1977г.

2. М.А. Гусакова, Аппликация. Учебное пособие, Москва, Просвещение, 1977г.

3. Т.Я. Шпикалова, Изобразительное искусство, Москва, Просвещение, 2000г.

4. Е.С. Кондахчан, Методика преподавания рисунка в средней школе, Москва, 1952г.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерное распределение учебных занятий

в календарно-тематических планах на 144 час/нед., 72 час/нед., 36 час/нед.

Согласовано                                  Календарно-тематический план 1 год обучения (144 час/нед)

Зам.директора по УВР                                             на 20____ - 20_____ уч. год

________ Ф.И.О.                        

«___»________ 2012г.

Тема

Дата

Факт.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I

1. Вводное занятие. Введение в программу. Инструменты. Оборудование. Знакомство с главными цветами. Теплые и холодные цвета. Палитра. Практика. 

Работа гуашью.

4

4

-

II

Учимся рисовать

12

3

9

2. Простой карандаш и ластик. Рисование различных линий простым карандашом


3. Рисование с использованием линии, пятна, цветовой и тоновой растяжки цветными карандашами


4. Изображение животных. Рисование тушью и пером; тушью и кистью

4




4






4


1




1






1


3




3






3


III

Рисуем осень

32

8

24

5. Путешествие в осенний сад. А-ля прима.


6.Листопад (акварель, гуашь)


7. Листья и веточки

(акварель и пастель)


8. Коллективная работа «Осенний сад» (акварель, карандаши)


9. Осеннее настроение (акварель, фломастеры)


10. Фантастические облака (акварель, восковые мелки)


11. Грустный дождик. Живопись «по-сырому»


12. Комплексное занятие «Осень в гости к нам пришла»

4



4


4



4




4



4



4



4



1



1


1



1




1



1



1



1



3



3


3



3




3



3



3



3


IV

Рисуем зиму

48

12

36

13. Какого цвета снег? Изображение снега разными оттенками.


14. Ёлочка – красавица. Теплые и холодные цвета.


15. Украшение для ёлки. Контрастные цвета


16. Портрет Снегурочки. Цветовой круг


17. Цветной Дед Мороз.

Цвет. Составные цвета


18. Новогодний хоровод. Сказка о красках, веселых и грустных.


19. Зимний лес. Сближение цвета (акварель, восковые мелки)


20. Танец снежинок под зимними деревьями. Плоское изображение


21. Танец снежинок под зимними деревьями. Декоративный рисунок


22. Фантазии на заданную тему. Техника исполнения любая


23. Снежная птица зимы. Изображение сказочной птицы холодными цветами


24. Интегрированное занятие «Зимняя круговерть»

4




4



4



4



4



4




4




4




4




4




4




4

1




1



1



1



1



1




1




1




1




1




1




1

3




3



3



3



3



3




3




3




3




3




3




3

V

Рисуем весну

32

8

24

25. Объёмные предметы. Атрибуты весны


26. Чудесные превращения. Рисование необычными техниками.


27. Город. Перспектива. Пространство


28. Моя мама. Творческая работа


29. Весеннее дерево. Характер дерева (акварель, пастель)


30. Сказочные домики. Любой выбор техники и материала


31. Интегрированное занятие «Весенний калейдоскоп»


32. Путешествие в весенний сад. Выход на пленэр

4



4




4



4



4




4




4



4

1



1




1



1



1




1




1



1

3



3




3



3



3




3




3



3

VI

Рисуем лето

8

2

6

33. Цветы, травы и насекомые. Декоративное рисование


36. Комплексное занятие «Летние краски»

4




4

1




1

3




3

VII

Подведение итогов, подготовка к выставкам, выставки

8

-

8

- Подготовка к выставке


- Оформление выставки

6


2

-


-

6


2

Итого:

144ч.

37ч.

107ч.

Согласовано                                  Календарно-тематический план 1 год обучения (72 час/нед.)

Зам.директора по УВР                                             на 20____ - 20_____ уч. год

________ Ф.И.О.                        

«___»________ 2012г.

Тема

Дата

Факт.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I

1. Вводное занятие. Введение в программу. Инструменты. Оборудование. Знакомство с главными цветами. Теплые и холодные цвета. Палитра. Практика. 

Работа гуашью.

2

2

-

II

Учимся рисовать

6

1

5

2. Простой карандаш и ластик. Рисование различных линий простым карандашом


3. Рисование с использованием линии, пятна, цветовой и тоновой растяжки цветными карандашами


4. Изображение животных. Рисование тушью и пером; тушью и кистью

2




2






2


0,5




0,5






-



1,5




1,5






2


III

Рисуем осень

16

4

12

5. Путешествие в осенний сад. А-ля прима.


6.Листопад (акварель, гуашь)


7. Листья и веточки

(акварель и пастель)


8. Коллективная работа «Осенний сад» (акварель, карандаши)


9. Осеннее настроение (акварель, фломастеры)


10. Фантастические облака (акварель, восковые мелки)


11. Грустный дождик. Живопись «по-сырому»


12. Комплексное занятие «Осень в гости к нам пришла»

2



2


2



2




2



2



2



2



1



1


1



1




-



-



-



-



1



1


1



1




2



2



2



2


IV

Рисуем зиму

24

6

18

13. Какого цвета снег? Изображение снега разными оттенками.


14. Ёлочка – красавица. Теплые и холодные цвета.


15. Украшение для ёлки. Контрастные цвета


16. Портрет Снегурочки. Цветовой круг


17. Цветной Дед Мороз.

Цвет. Составные цвета


18. Новогодний хоровод. Сказка о красках, веселых и грустных.


19. Зимний лес. Сближение цвета (акварель, восковые мелки)


20. Танец снежинок под зимними деревьями. Плоское изображение


21. Танец снежинок под зимними деревьями. Декоративный рисунок


22. Фантазии на заданную тему. Техника исполнения любая


23. Снежная птица зимы. Изображение сказочной птицы холодными цветами


24. Интегрированное занятие «Зимняя круговерть»

2




2



2



2



2



2




2




2




2




2




2




2

1




1



1



0,5



0,5



-




0,5




0,5




0,5




0,5




-




-

1




1



1



1,5



1,5



2




1,5




1,5




1,5




1,5




2




2

V

Рисуем весну

16

4

12

25. Объёмные предметы. Атрибуты весны


26. Чудесные превращения. Рисование необычными техниками.


27. Город. Перспектива. Пространство


28. Моя мама. Творческая работа


29. Весеннее дерево. Характер дерева (акварель, пастель)


30. Сказочные домики. Любой выбор техники и материала


31. Интегрированное занятие «Весенний калейдоскоп»


32. Путешествие в весенний сад. Выход на пленэр

2



2




2



2



2




2




2



2

1



1




0,5



0,5



-




-




1



-

1



1




1,5



1,5



2




2




1



2

VI

Рисуем лето

4

1

3

33. Цветы, травы и насекомые. Декоративное рисование


36. Комплексное занятие «Летние краски»

2




2

1




-

1




2

VII

Подведение итогов, подготовка к выставкам, выставки

4

-

4

- Подготовка к выставке


- Оформление выставки

2


2

-


-

2


2

Итого:

72ч.

18ч.

54ч.

Согласовано                                  Календарно-тематический план 1 год обучения (36 час/нед.)

Зам.директора по УВР                                             на 20____ - 20_____ уч. год

________ Ф.И.О.                        

«___»________ 2012г.

Тема

Дата

Факт.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I

1. Вводное занятие.

Какие существуют краски. Приемы работы с различными инструментами.

1

1

-

II

Учимся рисовать

4

1

3

2. Сказка о простом карандаше. Рассказывание сказки с помощью карандаша

1

0,5

0,5

3. Радуга над лужайкой. Работа с фломастерами

1

0,5

0,5

4. Разноцветные шарики. Рисование восковыми мелками

1

-

1

5. Мои пушистые друзья. Рисование тушью и кистью

1

-

1

III

Рисуем осень

7

2

5

6. «Осеннее очарование» акварель, лессировка

1

0,5

0,5

7. «Осеннее настроение» акварель, фломастеры

1

0,5

0,5

8. Тон (светлое и темное). Упражнение на растяжку тона.

1

0,5

0,5

9. Рисование узоров в полосе. Гуашь.


1

0,5

0,5

10. После дождя «Мое ощущение осени» (акварель и гелевые ручки).


1


-


1

11. Линия. Пятно. Изображения животных, растений линией, пятном.

1

-

1

12. Комплексное занятие «Осенний калейдоскоп»

1

-

1

IV

Рисуем зиму

12

3

9

13. Какого цвета снег? Изображение снега разными оттенками

1

0,5

0,5

14. Цветной Дед Мороз. Цвет. Составные цвета

1

0,5

0,5

15. Портрет Снегурочки.

Цветовой круг

1

0,5

0,.5

16. Елочка – красавица. Теплые и холодные цвета

1

0,5

0,5

17. Контрастные цвета. Украшение для ёлки

1

0,5

0,5

18. Зимний лес (акварель, восковые мелки)


1

0,5

0,5

19. Сказка о красках – веселых и грустных.


1

-

1

20. Декоративный рисунок.


1

-

1

21.Танец снежинок. Плоское изображение


1

-

1

22. Фантазии на заданную тему. Сказочные сугробы, или кто живет под снегом?

1

-

1

23. Снежная птица зимы. Изображение сказочной птицы холодными цветами.

1

-

1

24. Интегрированное занятие «Путешествие в зимнюю сказку»

1

-

1

V

Рисуем весну

7

1

6

25. Монотипия. Букет маме.


1

0,5

0,5

26. Весеннее настроение (акварель, цветные карандаши)

1

0,5

0,5

27. Объемные предметы. Атрибуты весны. Рисование необычными техниками.

1

-

1

28. Весеннее дерево. Характер дерева. Отработка приемов: проведение непрерывных, красочных линий (акварель и  пастель)

1

-

1

29.Волшебная птица весны (гелевые ручки)


1

-

1

30. Интегрированное занятие «Весенний ручеёк»

1

-

1

31. Путешествие  в весенний сад. Выход на пленэр.

1

-

1

VI

Рисуем лето

2

-

2

32. Чудесное дерево


1

-

1

33. Комплексное занятие «Лето красное пришло». Любимый уголок парка

1

-

1

VII

Подведение итогов, подготовка к выставкам, выставки

3

-

3

- Подготовка к выставке


2

-

2

- Оформление выставки

1

-

1

Итого:

36ч.

8ч.

28ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Статья:"Анализ программ по изобразительному искусству и музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" па предмет интеграции.

Статья  посвящена анализу некоторых аспектов  государственных программ по изобразительному искусству под редакцией В.С. Кузина и Б.М. Неменского  на предмет интеграции  раздела "Яз...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...