Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по базисному учебному плану. Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы: содержательно - деятельностный, системно – комплексный, личностно ориентированный, региональный подходы;
Так же в программу включены следующие основные виды деятельности: ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве); изобразительная деятельность (основы художественного изображения); декоративно-прикладная деятельность (основы народного декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры); художественно-конструкторская деятельность; художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Структура рабочей программы:
пояснительная записка;
основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов;
требования к уровню подготовки выпускников.
Тематическое планирование.
Количество часов по программе 34 , количество часов в неделю 1 , количество часов на региональный компонент 5
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Цели образования по предмету: Развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.
Задачи: воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства; раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр);углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве; знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов; показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искус-
ства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества; развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать
выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции; развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства;
развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции , а так же в процессе просмотра и обсуждения выполненных работ в классе.
Особенности рабочей программы : данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по базисному учебному плану. Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы: содержательно - деятельностный, системно – комплексный, личностно ориентированный, региональный подходы;
Так же в программу включены следующие основные виды деятельности: ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве); изобразительная деятельность (основы художественного изображения); декоративно-прикладная деятельность (основы народного декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры); художественно-конструкторская деятельность; художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Структура рабочей программы:
пояснительная записка;
основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов;
требования к уровню подготовки выпускников.
Тематическое планирование.
Количество часов по программе 34 , количество часов в неделю 1 , количество часов на региональный компонент 5
Распределение часов по темам:
№ п/п | Название темы | Количество часов по рабочей программе | ||||||
Количество часов | ЦОКД | ИД | ДПД | ХКД | ХТД | РК | ||
1 | Образ матери-земли в искусстве | 8 | 8 | 6 | 2 | 2 | ||
Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве | 3 | |||||||
Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве | 5 | |||||||
2 | Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве. | 8 | 8 | 6 | 2 | |||
Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла | 4 | |||||||
Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека | 2 | |||||||
Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев | 2 | |||||||
3 | Лад народной жизни и образы его в искусстве. | 10 | 10 | 2 | 5 | 3 | 3 | |
Польза и красота в образах деревянного русского зодчества | 5 | |||||||
Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка» | 2 | |||||||
Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры | 3 | |||||||
4 | Образ единения человека с природой в искусстве. | 8 | 8 | 4 | 2 | 2 | ||
Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа | 2 | |||||||
Тема защиты природы в искусстве | 2 | |||||||
Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве | 4 | |||||||
ИТОГО | 34 | 34 | 18 | 7 | 5 | 4 | 5 |
Формы, методы работы: диалоги об искусстве, уроки графики, изобразительного творчества, живописи, декоративного творчества, скульптуры, народного творчества, народного творчества с элементами художественного конструирования. Индивидуальная, групповая. коллективная деятельность.
Условия реализации рабочей программы: Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: 5 класс: методическое пособие/- Москва, «Просвещение», 2008 год. Учебник : Изобразительное искусство. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М. : Просвещение, 2009.
№ п/п | Название темы | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||||||||||||||||||||||||
цокд | ид | дпд | хкд | хтд | рк | цокд | ид | дпд | хкд | хтд | рк | цокд | ид | дпд | хкд | хтд | рк | цокд | ид | дпд | хкд | хтд | рк | ||||||
1 | Образ матери-земли в искусстве | 9 | 9 | 6 | 2 | - | - | 2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
2 | Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве. | - | - | 1 | - | - | - | - | 7 | 7 | 5 | - | - | 2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
3 | Лад народной жизни и образы его в искусстве. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 10 | 10 | 2 | 5 | 3 | 3 | - | - | - | - | - | - | - | |
4 | Образ единения человека с природой в искусстве. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 8 | 8 | 4 | - | 2 | 2 | - |
5 | |||||||||||||||||||||||||||||
Всего | 9 | 9 | 7 | 2 | - | - | 2 | 7 | 7 | 5 | - | - | 2 | - | 10 | 10 | 2 | 5 | 3 | - | 3 | 8 | 8 | 4 | - | 2 | 2 | - | |
Содержание программы
5 класс
Тема года: Природа и человек в искусстве
1-я четверть: Образ матери-земли в искусстве
Блок 1. Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве (3 ч)
Красота осеннего пейзажа (1 ч)
Диалоги об искусстве. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Пейзаж в творчестве художников разных эпох. Выразительные возможности языка живописного пейзажа в передаче лирического образа природы.
Урок живописи. Колорит осеннего пейзажа в технике монотипии.
Изобразительные материалы: гуашь, бумага, стекло или пластик.
Осенние мотивы (1 ч)
Диалоги об искусстве. Пейзаж в графике. Условность художественного языка графики. Линия, штрих, соотношение светлых темных пятен, силуэты. Передача состояния и пространства в пейзаже средствами графики.
Урок графики. Выполнение осеннего пейзажа графическими средствами по наблюдению, впечатлению от музыкальных и поэтических произведений. Выбор мотивов изображения в соответствии с заданным фоном (продолжение работы по монотипии, выполненной на предыдущем уроке) на темы «В парке», «Осенний хоровод» и т. д.
Изобразительные материалы: черная тушь, кисть, карандаш, фломастер, гелевая ручка, монотипия.
Осеннее настроение (1 ч)
Диалоги об искусстве. Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения.
Урок изобразительного творчества. Выполнение иллюстрации к лирическим стихам русских поэтов.
Изобразительные материалы: тонированная бумага, акварель, тушь, перо.
Примерный перечень произведений искусства1: графика — Леонардо да Винчи. Пейзажные штудии; И. Шишкин. «Сосны» (свинцовый кар.), «Деревня» (свинцовый кар., белила), «Река после дождя» (офорт); Т. Маврина. Серия зарисовок «Пути-дороги»; А. Остроумова-Лебедева. Циклы гравюр «Петербург», «Павловск» (цветные и черно-белые); И. Билибин. Заставки и концовки для журнала «Золотое руно», титульный разворот в книге «Онежские былины», серийная обложка для поэтического сборника издательства «Шиповник»; живопись — А. Дюрер. Пейзажные акварели; П. Брейгель
Старший. Цикл «Месяцы» («Возвращение стад», «Хмурый день»); П. Рубенс. «Осенний пейзаж с видом Стена»; С. Рейсдал. «Мельница в Вейне близ Дорстеде»; Дж. Констебл. «Воз с сеном», «Заход солнца осенью»; К. Д. Фридрих. «Деревенский пейзаж при утреннем освещении», «Гигантская горная гряда»; В. Ван Гог. «Пшеничное поле и кипарисы»; К. Моне. «Осенний день в Аржантее»; П. Сезанн. «У подножия Равин»; Ф. Васильев. «Мокрый луг»; И. Левитан. «Вечерний звон», «Золотая осень»; А. Головин. «Осень»; Л. Туржанский. «Золотая осень»; В. Борисов-Мусатов. «Осенний мотив»;
Е. Гуро. «Осенний сон»; музыка — П. Чайковский. «Времена года»; М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке»; литература — Н. Некрасов. «Славная осень»; С. Есенин. «Поздняя осень».
Блок 2. Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве (5 ч)
Дары осени (1ч)
Диалоги об искусстве. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох. Средства выделения главного и характера связи между предметами.
Урок графики. Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, грибов. Передача разнообразия природных форм и их изобилия.
Изобразительные материалы: простой карандаш, бумага.
Богатый урожай (1ч)
Диалоги об искусстве. Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получения их на палитре. Понятие собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения и окружения: цвет света и тени, цветной рефлекс. Приемы выявления формы предмета цветом, понятие «мазок по форме».
Урок живописи. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей без подготовительного рисунка.
Изобразительные материалы: акварель, гуашь, кисть, бумага.
Осень в твоем натюрморте (2 ч)
Диалоги об искусстве. Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности.
Уроки декоративного творчества. Выполнение декоративной композиции натюрморта на темы «Осень», «Дары осени», «Букет цветов и фрукты», «Яблоки и рябина» и т. д. в технике коллажа.
Изобразительные материалы: цветная бумага, фломастер, ткань, клей, ножницы.
Чудо-дерево (1 ч)
Диалоги об искусстве. Древо жизни в искусстве народов мира. Предания о чудесном древе в устном народном поэтическом творчестве: в сказках, загадках, песнях и заговорах. Разнообразие художественных образов древа жизни. Фантастические образы древа в современном декоративно-прикладном искусстве и народном творчестве.
Урок скульптуры. Лепка декоративной плакетки «Плодовое дерево». Стилизация.
Изобразительные материалы: цветной пластилин, глина.
Примерный перечень произведений искусства: графика — Д. Митрохин. «Орехи и два яблока» и другие рисунки графической серии;А. Матисс. «Натюрморт с магнолией» (серия «Темы и вариации»,чернила, перо), «Букет цветов в кувшине» (тушь, перо); живопись — Ф. Снайдерс. «Овощная лавка», «Фруктовая лавка»; Фра Анжелико. Фреска «Рай»; Я. Брейгель Старший (Бархатный). «Райский сад»; И. Хруцкий. «Овощи и цветы», «Натюрморт с грибами»; П. Сезанн. «Натюрморт с яблоками и апельсинами», «Персики и груши»; К. Коровин. «Цветы и фрукты»; П. Кончаловский. «Натюрморт. Фрукты», «Яблоки»; А. Куприн. «Натюрморт с тыквой»; М. Сарьян. «Фрукты»; народное и декоративно-прикладное искусство — стенная роспись гробницы Нашеден в Древнем Египте «Древо жизни с богиней плодородия»; мозаика во дворце короля Роджера в Палермо «Древо жизни»; мозаика в церкви Сан-Клименте «Райское древо жизни»; миниатюра в молитвеннике епископа Зальцбургского «Древо жизни и смерти»; Серафина. «Виноград»;
Л. Романова. «Осенний букет» (текстиль, коллаж); Ю. Селиверстов. «Лестница к дереву познания»; образцы северных вышивок и кружева с древом жизни, вырезанки из бумаги с мотивом дерева, цветущей ветки (Россия, Украина, Польша, Китай); «Древо плодоносящее» в произведениях дымковских мастериц.
2-я четверть: Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве
Блок 3. Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла (4 ч)
Человек и земля-кормилица (1 ч)
Диалоги об искусстве. Изобразительное и народное искусство, литература о народных традициях общения людей в совместном труде и забавах. Жизнь этих традиций в современном мире и отображение их в искусстве.
Урок графики. Зарисовки фигуры человека с натуры и по описанию. Поиски характерного движения, костюма, необходимых атрибутов для композиции «Осенние посиделки» (начало работы над композицией).
Изобразительные материалы: цветные мелки, фломастеры, акварель, бумага.
Делу — время, потехе — час (1ч)
Диалоги об искусстве. Традиции русских посиделок в изобразительном искусстве. Народные традиции общения молодежи во время отдыха в разных видах искусства: лаковой миниатюре, живописи, графике, мелкой пластике.
Урок графики. Выполнение поисковых эскизов композиции на тему «Осенние посиделки» (продолжение работы над многофигурной композицией).
Изобразительные материалы: цветные мелки, фломастер, бумага.
Осенние посиделки (2 ч)
Диалоги об искусстве. Е. Честняков — художник, знаток и певец народной жизни, быта, традиций. Отражение в творчестве Е. Честнякова темы народного праздника.
Уроки живописи. Выполнение многофигурной композиции на тему «Осенние посиделки» (завершение работы). Дополнительные варианты тем многофигурной композиции: «Капустинские вечера», «Девичьи засидки», «Чаепитие», «Слушаем музыку», «Театральные посиделки» и т. д.
Изобразительные материалы: живописные материалы по выбору учащихся.
Примерный перечень произведений искусства: графика — миниатюры «Богатейшего часослова герцога Беррийского»; иллюстрации к произведениям В. Жуковского, А. Пушкина, И. Тургенева, Л. Толстого и др. (фрагменты литературных произведений могут прозвучать на уроках); Е. Честняков. «Посиделки», «Сказочный мотив»,«Слу-
шают гусли», «Гости», «Крестьянские дети», «Праздничное шествие»; народный лубок «Новый год», «Лучина, лучинушка березовая...»; живопись — А. Лоренцетти. Фреска «Полевые работы»; П. Брейгель Старший. «Жатва», «Крестьянский танец»; А. Венецианов. «Гумно»; А. Рябушкин. «Втерся парень в хоровод»; Т. Назаренко. «После экзамена»; Ю. Кугач. «Перед танцами»; В. Попков. «Северная песня».
Блок 4. Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека(2ч)
Зимняя пора
Диалоги об искусстве. Времена года — любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. Своеобразие средств выразительности различных видов искусства в передаче красоты и особенностей зимней природы. Роль линий и цвета в выражении главных зимних признаков в графике.
Уроки графики. Выполнение по памяти и представлению пейзажа «Зимние причуды». Поиск выразительной композиции: ажурность, изящество деревьев и кустов, сказочность заснеженных архитектурных построек, изображение людей, радующихся приходу зимы.
Изобразительные материалы: тонированная бумага, цветные мелки.
Примерный перечень произведений искусства: графика — М. Врубель. «Дворик зимой» (кар.); Г. Верейский. «В саду Русского музея» (тушь, перо, кисть); живопись — П. Брейгель Старший. «Охотники на снегу»; А. ван Остаде. «Голландский зимний пейзаж»; Н. Пуссен. «Зима»; У. Тернер. «Снежная буря»; К. Моне. «Сорока на снегу»; И. Левитан. «Поселок»; К. Славин. «Иней»; А. Дейнека. «Девочка у окна»; Ю. Кугач. «В Загорске»; народное и декоративно-прикладное искусство — финифть, гжельская керамика, кружево; музыка —П. Чайковский. «Времена года»: «Декабрь, «Январь».
Блок 5. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2 ч)
Портрет героев сказок и былин для школьной новогодней галереи
Диалоги об искусстве. Образы положительных героев былин и сказок народов России и мира в различных видах искусства (живопись, графика, скульптура, народное и декоративно-прикладное искусство, театр, кино, телевидение).
Уроки изобразительного творчества. Выполнение портретов былинно-сказочных героев: «Василиса Прекрасная», «Елена Премудрая», «Русский богатырь Илья Муромец», «Золушка», «Щелкунчик», «Добрая фея» и т. д. Создание портретной галереи для новогоднего школьного зала.
Изобразительные материалы: акварель, гуашь, цветные мелки, тонированная или белая бумага.
Примерный перечень произведений искусства: живопись — В. Васнецов. «Богатыри», «Три царевны подземного царства»; А. Костерин. «Илья Муромец» (Палех); Ю. Ракша. «Русь богатырская. Куликово поле»; М. Врубель. «Царевна-Лебедь», «Богатырь» (декоративное панно), «Царь Берендей» и другие сказочные герои (майолика); устное народное творчество и литература — «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Снегурочка»; сказки народов мира; музыка — М. Мусоргский. «Картинки с выставки» («Богатырские ворота»); Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Садко»; П. И. Чайковский. Балет
«Щелкунчик» (музыкальные фрагменты по выбору учителя).
3-я четверть: Лад народной жизни и образы его в искусстве
Блок 6. Польза и красота в образах деревянного русского зодчества (5 ч.)
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры (1 ч)
Диалоги об искусстве. Памятники древнерусской архитектуры: Кижи, Малые Корелы — уникальные заповедники деревянного зодчества. Типы домов-комплексов.
Урок графики. Зарисовки деревянных построек своего города, поселка, деревни. Выбор точки зрения и применение линейной перспективы как элемента художественного изображения.
Изобразительные материалы: простой, цветные карандаши, фломастеры.
Изба как модель мироздания (1 ч)
Диалоги об искусстве. Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Выражение народной символики в резном убранстве избы (фасад, интерьер). Общность и разнообразие резного декора изб разных регионов (Русский Север, Поволжье, Сибирь и др.).
Урок народного творчества. Зарисовки знаков-символов резьбы, украшающей фасад крестьянского дома: причелины, полотенца, карнизы, оконные наличники, ставни. Работа в творческих группах.
Изобразительные материалы: тонированная бумага, карандаш, фломастеры, ножницы, клей, кисточка.
Изба — произведение русских древоделов (1 ч)
Диалоги об искусстве. Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера.
Урок народного творчества с элементами художественного конструирования. Конструирование из бумаги крестьянского подворья с учетом региональных особенностей конструкции избы (подготовительный этап: заготовка строительного материала — «бревнышек»). Распределение объема работы между членами «плотницких артелей» — творческих групп.
Материалы для конструирования из бумаги: картон, чертежная бумага, клей ПВА, линейка, карандаш, ножницы, кисточка. Технологическая карта — план проектирования объекта (избы).
Фасад — лицо избы, окна — ее глаза (2 ч)
Диалоги об искусстве. Дом — как материальная основа и духовная целостность семьи.
Уроки народного творчества с элементами художественного конструирования. Конструирование крестьянского подворья силами «плотницких артелей». Украшение готового макета крестьянской избы (завершающий этап). Составление коллективного макета «Сельская улица» или «Красная улица нашего села».
Изобразительные материалы: бумага писчая, ножницы. Технологическая карта — план проектирования объекта.
Примерный перечень произведений искусства: архитектура — заповедник Кижи — дом из деревни Ошевнево; дом Сергеева из
деревни Логморучей; дом Яковлева из деревни Клещейла; дом Елизарова из деревни Середка (фотографии, слайды, видеофильмы); крестьянские дома Поволжья с декором глухой резьбы второй половины XIX в. (фотографии, слайды, видеофильмы); живопись —
Ф. Якупов. «Встреча»; О. Вуколов. «Прощание»; Е. Чернышева. «Лето в деревне»; А. Латеруллин. «Чаепитие». Возможно прослушивание
музыки, стихотворений, созвучных образному строю живописных произведений.
Наглядные материалы: таблица «Самцовая (безгвоздевая) крыша», таблица «Плотницкий инструмент (струг, топор дровосечный, потес, топор плотницкий, долото, просека, тесло)». Технологические карты возводимых архитектурных объемов — планы проектирования объекта.
Современные мультимедийные технологии обучения: курс «Ком-
пьютерная графика и дизайн» (фрагменты по выбору учителя).
Блок 7. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка» (2 ч)
Декорации к опере-сказке «Снегурочка» (1 ч)
Диалоги об искусстве. Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Выдающиеся мастера слова, музыки и живописи (А. Островский, Н. Римский-Корсаков, В. Васнецов) в работе над оперой-сказкой «Снегурочка».
Урок декоративного творчества. Выполнение эскиза декорации к сказке А. Островского «Снегурочка». Сказочный образ Берендеевки.
Изобразительные материалы: акварель, гуашь, кисть бумага.
Герои сказки в оперной постановке (1 ч)
Диалоги об искусстве. Народные традиции в театральном искусстве. Театральные эскизы костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка».
Урок декоративного творчества. Выполнение эскизов костюмов персонажей (по выбору учащихся) к опере-сказке «Снегурочка».
Работа в группах.
Изобразительные материалы: цветные карандаши, фломастер, пастель.
Примерный перечень произведений искусства: живопись — В. Васнецов. Эскизы декораций, костюмов персонажей к опере-сказке
«Снегурка»; литература — А. Островский. Сказка «Снегурочка» (отрывки по выбору учителя); музыка — Н. Римский-Корсаков.
Опера-сказка «Снегурочка» (музыкальные фрагменты по выбору учителя).
Блок 8. Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры (3 ч)
Масленица — праздник конца зимы и начала весны (1 ч)
Диалоги об искусстве. Масленица — народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ Масленицы в изобразительном и народном искусстве.
Урок графики. Зарисовки с натуры, по памяти людей в народных костюмах, в движении для панно «Широкая Масленица».
Изобразительные материалы: цветные карандаши, фломастер, пастель, акварель и др. (по выбору учащихся).
Гулянье на широкую Масленицу (2 ч)
Диалоги об искусстве. Традиции организации и оформления праздничной среды: архитектура, торговые ряды, горки, карусели, театр Петрушки.
Уроки декоративного творчества. Выполнение фигур людей в цвете. Составление панно «Широкая Масленица». Работа в группах. Праздничное действо на ярмарке.
Изобразительные материалы: цветная бумага, гуашь, акварель, кисть и др. (по выбору учащихся).
Примерный перечень произведений искусства: живопись — П. Брейгель Старший. «Битва Масленицы и Поста»; Б. Кустодиев. «Масленица»; народное и декоративно-прикладное искусство — современные праздничные гулянья на Масленицу в лаковой живописи Федоскино, Палеха, Холуя; календарные русские народные масленичные песни — «Ой, Масленица, протянись», «Прощай, Масленица»; музыка — П. Чайковский. «Времена года»: «Февраль. Масленица»; Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» (хор «Проводы Масленицы»).
4-я четверть: Образ единения человека с природой в искусстве
Блок 9. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2 ч)
Братья наши меньшие в твоей жизни (1ч)
Диалоги об искусстве. Своеобразие ранних изображений животных. Анималистический жанр. Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-прикладном искусстве. Реальные образы животных и декоративная их разработка.
Урок графики. Наброски и зарисовки животных по памяти и представлению. Главное в наброске — движение и энергия линии.
Изобразительные материалы: пастель, восковые мелки, сангина, уголь, тушь, фломастер и др. (по выбору учащихся).
Животное и его повадки в творчестве анималистов (1ч)
Диалоги об искусстве. Изображение животных в современном декоративно-прикладном искусстве. Искусство российских анималистов — В. Ватагина, И. Ефимова, А. Сотникова, В. Трофимова. Природа — творческая лаборатория художника-анималиста. Художественные средства выражения повадок животного и среды обитания в творчестве анималистов.
Урок скульптуры. Лепка с натуры, по памяти и представлению животного с использованием разных приемов лепки.
Изобразительные материалы: глина, пластилин.
Примерный перечень произведений искусства: наскальные рисунки — бизоны из пещеры Альтамира, лошади, раненый бык из пещеры Ласко; изображения животных в Каповой пещере (Башкирия); петроглифы на беломорских скалах в Карелии; народное и декоративно-прикладное искусство — скифские золртые изделия; изображения птиц и животных в раннехристианских и романских культовых и дворцовых сооружениях Европы; графика — А. Дюрер. «Кролик»; Рембрандт. «Лежащий лев»; П. Рубенс. Этюды зверей; В. Серов. Рисунки к басням А. Крылова; В. Ватагин. Иллюстрации к повести Р. Киплинга «Маугли» (голова тигра, пантера, обезьяна); скульптура — рельефы Дмитриевского собора во Владимире; П. Клодт. «Укрощение коня» (скульптурные группы Аничкова моста; «Лошадь с жеребенком»); И. Ефимов. «Жираф» (медь); В. Ватагин. «Моржи» (дерево), «Мартышка» (дерево), «Медведь» (дерево); мелкая пластика — А. Белашов. «Чайки» (фарфор); Д. Горлов. «Рысенок» (фарфор).
Блок 10. Тема защиты природы в искусстве (2 ч)
Экологическая тема в плакате
Диалоги об искусстве. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката. Специфика художественного языка плаката.
Уроки графики. Выполнение эскизов плакатов на темы «Голоса весеннего леса», «Пусть поют птицы», «Экология в картинках» (по выбору учащихся).
Изобразительные материалы: графические по выбору учащихся.
Примерный перечень произведений изобразительного искусства: работы художников рисованного плаката: А. Родченко, М. Черемных,
Кукрыниксов, М. Лукьянова.
Блок 11. Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве (4 ч)
Обрядовая кукла Троицыной недели (2 ч)
Диалоги об искусстве. Историко-культурная многослойность праздника Троицыной недели как праздника расцветающей природы.Основные атрибуты и содержание праздника — березка, троицкая кукла, венки из листьев, украшение дома ветками березы, песни,
хороводы, гадания на природе.
Уроки народного творчества с элементами художественного конструирования. Конструирование троицкой куклы в образе лесной девы.
Изобразительные материалы: бумага, дерево, текстильные материалы, акварель, гуашь.
В Троицын день (2 ч)
Диалоги об искусстве. Образы весенних праздников и обрядов в культуре и искусстве народов мира (танец, музыка, обрядовый фольклор, изобразительно-пластическое творчество, театр как компоненты духовной жизни народа). Декоративные средства художественной выразительности, наиболее ярко передающие идею праздничности, торжественности, массовости события, единения человека с Природой.
Уроки изобразительного творчества. Выполнение многофигурной композиции на темы «Хоровод», «Тихая песня», «Веселый перепляс». Поиски изобразительного мотива, вариантов композиционного и декоративного решения. Работа в творческих группах.
Изобразительные материалы: гуашь, акварель, перо, фломастер и др. (по выбору учащихся).
Примерный перечень произведений искусства: живопись — И. Шишкин. «Цветы в лесу»; К. Юон. «К Троице», «Сельский праздник»; графика — Т.Маврина. Иллюстрации к книге «Гуси, лебеди да журавли»; А. Матисс. Серия «Джаз», «Полинезия. Море»; П. Пикассо. «Лицо мира»; народное и декоративно-прикладное искусство — вырезанки из цветной бумаги, лаковая миниатюра (Федоскино, Палех) на тему хоровода; И. Голиков. «Танец»; А. Котухина. «Березка»; календарные русские народные троицкие песни — «Березонька», «Ты, березка...», «Иди, Дуня, на базар»; музыка — Г. Свиридов. «Курские
песни»: «Зеленый дубок», «Да купил себе Ваня косу».
В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны
знать:
жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический) и виды изобразительного искусства (живопись, графика, книжная и печатная графика);
имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;
выдающиеся памятники народного деревянного зодчества;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, ритм, тон, форма, перспектива, композиция);
проявление синтеза искусств на примере годовых народных календарных праздников (Масленица, Троица), классической оперы, образа положительного героя былин и сказок народов России и мира;
уметь:
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;
применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве;
применять приемы художественного конструирования объемных предметов с опорой на план проектируемого объекта;
изображать с натуры, по памяти и представлению предметы несложных форм с использованием различных графических и живописных изобразительных материалов;
изображать фигуру человека, животных с натуры, по памяти и представлению с передачей движения и пропорций;
выполнять построение и перспективные изменения предметов, цветовое соотношение с учетом источника освещения и влияния цвета окружающей среды;
сравнивать предметы по форме, размеру, фактуре материала изображаемых с натуры предметов;
самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знаний народных традиций архитектуры, народного костюма, народных праздников, особенностей традиций искусства родного края;
создавать эскизы декоративных композиций с использованием знаний построения орнаментальных композиций, "элементарных навыков стилизации формы и цвета природных форм;
работать в творческих группах;
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эстетической оценки явлений окружающего мира;
восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них;
участия в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края;
сохранения памятников истории и культуры своего Отечества, бережного отношения к природе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол- во часов | Тип урока форма и вид деятельности | Элементы содержания | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
1 | Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве (3 часа) | Красота осеннего пейзажа | 1 | ЦОКД ИД живопись | Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Пейзаж в творчестве художников разных эпох. Выразительные возможности языка живописного пейзажа в передаче лирического образа природы. Колорит осеннего пейзажа в технике монотипии. | Бумага, гуашь, стекло или пластик | ||
2 | Осенние мотивы | 1 | ЦОКД ИД графика | Пейзаж в графике. Условность художественного языка графики. Линия, штрих, соотношение светлых темных пятен, силуэты. Передача состояния и пространства в пейзаже средствами графики. Выполнение осеннего пейзажа графическими средствами по наблюдению, впечатлению от музыкальных и поэтических произведений. Выбор мотивов изображения в соответствии с заданным фоном (продолжение работы по монотипии, выполненной на предыдущем уроке) на темы «В парке», «Осенний хоровод» и т. д. | Черная тушь, кисти, карандаш, фломастер, гелевая ручка, монотипия | |||
3 | Осеннее настроение | 1 | ЦОКД ИД графика | Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения. Выполнение иллюстрации к лирическим стихам русских поэтов. | Тонированная бумага, акварель, тушь, перо | |||
4 | Дары осени | 1 | ЦОКД ИД графика РК | Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, грибов. Передача разнообразия природных форм и их изобилия. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох. Средства выделения главного и характера связи между предметами. | Простой карандаш, бумага | |||
5 | Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве (5 часов) | Богатый урожай | 1 | ЦОКД ИД живопись | Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получения их на палитре. Понятие собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения и окружения: цвет света и тени, цветной рефлекс. Приемы выявления формы предмета цветом, понятие «мазок по форме». Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей без подготовительного рисунка. | Акварель, гуашь, кисть, бумага | ||
6-7 | Осень в твоем натюрморте | 2 | ЦОКД ДПД Декоративное творчество | Выполнение декоративной композиции натюрморта на темы «Осень», «Дары осени», «Букет цветов и фрукты», «Яблоки и рябина» и т. д. в технике коллажа. Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности. | Цветная бумага, фломастер, ткань, клей, ножницы | |||
8 | Чудо - дерево | 1 | ЦОКД ИД скульптура РК | Лепка декоративной плакетки «Плодовое дерево». Стилизация. Древо жизни в искусстве народов мира. Предания о чудесном древе в устном народном поэтическом творчестве: в сказках, загадках, песнях и заговорах. Разнообразие художественных образов древа жизни. Фантастические образы древа в современном декоративно-прикладном искусстве и народном творчестве. | Цветной пластилин, глина | |||
9 | Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла (4 ч) | Человек и земля -кормилица | 1 | ЦОКД ИД графика | Изобразительное и народное искусство, литература о народных традициях общения людей в совместном труде и забавах. Жизнь этих традиций в современном мире и отображение их в искусстве. Зарисовки фигуры человека с натуры и по описанию. Поиски характерного движения, костюма, необходимых атрибутов для композиции «Осенние посиделки» (начало работы над композицией). | Цветные мелки, фломастеры, акварель, бумага | ||
10 | Делу – время, потехе - час | 1 | ЦОКД ИД графика | Традиции русских посиделок в изобразительном искусстве. Народные традиции общения молодежи во время отдыха в разных видах искусства: лаковой миниатюре, живописи, графике, мелкой пластике. Выполнение поисковых эскизов композиции на тему «Осенние посиделки» (продолжение работы над многофигурной композицией). | Цветные мелки, фломастер, бумага | |||
11-12 | Осенние посиделки | 2 | ЦОКД ИД живопись | Е. Честняков — художник, знаток и певец народной жизни, быта, традиций. Отражение в творчестве Е. Честнякова темы народного праздника. Выполнение многофигурной композиции на тему «Осенние посиделки» (завершение работы). Дополнительные варианты тем многофигурной композиции: «Капустинские вечера», «Девичьи засидки», «Чаепитие», «Слушаем музыку», «Театральные посиделки» и т. д. | Живописные материалы по выбору учащихся | |||
13-14 | Образ времени года в искусстве (2 часа) | Зимняя пора | 2 | ЦОКД ИД графика | Времена года — любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. Своеобразие средств выразительности различных видов искусства в передаче красоты и особенностей зимней природы. Роль линий и цвета в выражении главных зимних признаков в графике. Выполнение по памяти и представлению пейзажа «Зимние причуды». Поиск выразительной композиции: ажурность, изящество деревьев и кустов, сказочность заснеженных архитектурных построек, изображение людей, радующихся приходу зимы. | Тонированная бумага, цветные мелки | ||
15-16 | Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2 часа) | Портрет героев сказок и былин для школьной новогодней галереи | 2 | ЦОКД ХТД Изобразительное творчество | Образы положительных героев былин и сказок народов России и мира в различных видах искусства (живопись, графика, скульптура, народное и декоративно-прикладное искусство, театр, кино, телевидение). Выполнение портретов былинно-сказочных героев: «Василиса Прекрасная», «Елена Премудрая», «Русский богатырь Илья Муромец», «Золушка», «Щелкунчик», «Добрая фея» и т. д. Создание портретной галереи для новогоднего школьного зала. | Акварель, гуашь, цветные мелки, тонированная или белая бумага | ||
17 | Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры | 1 | ЦОКД ИД графика | Памятники древнерусской архитектуры: Кижи, Малые Корелы — уникальные заповедники деревянного зодчества. Типы домов-комплексов. Зарисовки деревянных построек своего города, поселка, деревни. Выбор точки зрения и применение линейной перспективы как элемента художественного изображения. | Простой, цветные карандаши, фломастеры | |||
18 | Польза и красота в образах деревянного русского зодчества (5 часов) | Изба как модель мироздания | 1 | ЦОКД ДПД народное творчество | Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Выражение народной символики в резном убранстве избы (фасад, интерьер). Общность и разнообразие резного декора изб разных регионов (Русский Север, Поволжье, Сибирь и др.). Зарисовки знаков-символов резьбы, украшающей фасад крестьянского дома: причелины, полотенца, карнизы, оконные наличники, ставни. Работа в творческих группах. | Тонированная бумага, карандаш, фломастеры, ножницы, клей, кисточка | ||
19 | Изба – произведение русских древоделов | 1 | ЦОКД ХКД народное творчество с элементами конструирования РК | Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера. Конструирование из бумаги крестьянского подворья с учетом региональных особенностей конструкции избы (подготовительный этап: заготовка строительного материала — «бревнышек»). Распределение объема работы между членами «плотницких артелей» — творческих групп. | Картон, чертежная бумага, клей ПВА, линейка, карандаш, ножницы, кисточка. | |||
20-21 | Фасад – лицо избы, окна – ее глаза | 2 | ЦОКД ХКД народное творчество с элементами конструирования РК | Дом — как материальная основа и духовная целостность семьи. Конструирование крестьянского подворья силами «плотницких артелей». Украшение готового макета крестьянской избы (завершающий этап). Составление коллективного макета «Сельская улица» или «Красная улица нашего села». | Бумага писчая, ножницы. | |||
22 | Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка» (2 часа) | Декорации к опере-сказке «Снегурочка» | 1 | ЦОКД ДПД Декоративное творчество | Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Выдающиеся мастера слова, музыки и живописи (А. Островский, Н. Римский-Корсаков, В. Васнецов) в работе над оперой-сказкой «Снегурочка». Выполнение эскиза декорации к сказке А. Островского «Снегурочка». Сказочный образ Берендеевки. | Акварель, гуашь, кисть, бумага | ||
23 | Герои сказки в оперной постановке | 1 | ЦОКД ДПД Декоративное творчество | Народные традиции в театральном искусстве. Театральные эскизы костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка». Выполнение эскизов костюмов персонажей (по выбору учащихся) к опере-сказке «Снегурочка». | Цветные карандаши, фломастеры, пастель | |||
24 | Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры (3 часа) | Масленица – праздник конца зимы и начала весны | 1 | ЦОКД ИД графика | Масленица — народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ Масленицы в изобразительном и народном искусстве. Зарисовки с натуры, по памяти людей в народных костюмах, в движении для панно «Широкая Масленица». | Цветные карандаши, фломастеры, пастель, акварель и др. | ||
25-26 | Гулянье на широкую Масленицу | 2 | ЦОКД ДПД Декоративное творчество | Традиции организации и оформления праздничной среды: архитектура, торговые ряды, горки, карусели, театр Петрушки. Выполнение фигур людей в цвете. Составление панно «Широкая Масленица». Работа в группах. Праздничное действо на ярмарке. | Цветная бумага, гуашь, акварель, кисть и др. | |||
27 | Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч) | Братья наши меньшие в нашей жизни | 1 | ЦОКД ИД графика | Своеобразие ранних изображений животных. Анималистический жанр. Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-прикладном искусстве. Реальные образы животных и декоративная их разработка. Наброски и зарисовки животных по памяти и представлению. Главное в наброске — движение и энергия линии. | Пастель, восковые мелки, сангина, уголь, тушь, фломастер и др. | ||
28 | Животное и его повадки в творчестве анималистов | 1 | ЦОКД ИД скульптура | Изображение животных в современном декоративно-прикладном искусстве. Искусство российских анималистов — В. Ватагина, И. Ефимова, А. Сотникова, В. Трофимова. Природа — творческая лаборатория художника-анималиста. Художественные средства выражения повадок животного и среды обитания в творчестве анималистов. Лепка с натуры, по памяти и представлению животного с использованием разных приемов лепки. | Глина, пластилин | |||
29-30 | Тема защиты природы в искусстве (2 часа) | Экологическая тема в плакате | 2 | ЦОКД ИД графика | Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката. Специфика художественного языка плаката. Выполнение эскизов плакатов на темы «Голоса весеннего леса», «Пусть поют птицы», «Экология в картинках» (по выбору учащихся). | Графические материалы | ||
31-32 | Народный календарный праздник Троицыной недели (4 часа) | Обрядовая кукла Троицыной недели | 2 | ЦОКД ХКД народное творчество с элементами конструирования | Историко-культурная многослойность праздника Троицыной недели как праздника расцветающей природы. Основные атрибуты и содержание праздника — березка, троицкая кукла, венки из листьев, украшение дома ветками березы, песни, | Бумага, дерево, текстильные материалы, акварель, гуашь | ||
33-34 | В Троицын день | 2 | ЦОКД ХТД Изобразительное творчество | Образы весенних праздников и обрядов в культуре и искусстве народов мира (танец, музыка, обрядовый фольклор, изобразительно-пластическое творчество, театр как компоненты духовной жизни народа). Декоративные средства художественной выразительности, наиболее ярко передающие идею праздничности, торжественности, массовости события, единения человека с Природой. Выполнение многофигурной композиции на темы «Хоровод», «Тихая песня», «Веселый перепляс». Поиски изобразительного мотива, вариантов композиционного и декоративного решения. Работа в творческих группах. | Гуашь, акварель, перо, фломастеры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОСна основе авторской программы Е.М. Домогацкого
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС на основе авторской программы Е.М.Домогацкого. Разработала учитель МО БУ "ООШ с. Краснохолма г.Оренбурга" Гостева Ольга Ивановна...

Рабочая программа по биологии 10 класса на основе авторской программы В.В. Пасечника
Рабочая программа по биологии 10 класса на основе авторской программы В.В. Пасечника . 1 час в неделю....

Рабочая программа по биологии 11 класса на основе авторской программы В.В. Пасечника
Рабочая программа по биологии 11 класса на основе авторской программы В.В. Пасечника. 1 час в неделю....

Рабочая программа по ИЗО 5 класс на основе авторской программы С.П. Ломова
Настоящая рабочая программа «Искусство. Изобразительное искусство» для 5 класса предназначена для общеобразовательных учреждений, она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую с...