Рабочая программа по ИЗО 5 класс на основе авторской программы С.П. Ломова
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Настоящая рабочая программа «Искусство. Изобразительное искусство» для 5 класса предназначена для общеобразовательных учреждений, она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Данная программа ориентирована на содержание авторской программы С.П. Ломова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_lomov.rar | 51.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Землянская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО учителей ЗД по УВР Директор МОБУ
предметников
_____________. ___________ ___________
«___»___________2013г. «__»_____________2013г. «___»____________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
« Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс»
Срок реализации программы - 1 год
Составитель:
Лучникова Ольга Анатольевна, учитель ИЗО
МОБУ «Землянская ООШ»
Новосергиевского района
с. Землянка.
2013год.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………....3
2. Общая характеристика предмета…………………………………………………………………………………………...………….4
3. Место предмета в учебном плане………………………………………………………………………………………….…………..6
4. Цель обучения…………………………………………………………………………………………………………………..............7
5. Личностные, метапредметные, предметные результаты изучения предмета……………………………………………………….7
6. Способы контроля и оценивания образовательных достижений………………………………………………………....…………9
7. Содержание учебного предмета ……………………………………………………………………………………………………...13
8. Учебно-тематический план…………………………………………………………………………………………………………....18
9. План проектной деятельности………………………………………………………………………………………………………...18
10. Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………………………………19
11. Планируемые результаты повышенного уровня……………………………………………………………………………………50
12. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение…………………………………………………………………50
13. Список используемых источников…………………………………………………………………………………………………..53
1.Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа «Искусство. Изобразительное искусство» для 5 класса предназначена для общеобразовательных учреждений, она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Данная программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник, обеспечивающий ее реализацию, на особенности учащихся данного класса и разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:
1) Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 01 сентября 2013 г.;
2) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
3) Фундаментального ядра содержания общего образования;
4) Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
А также на основе:
1) Примерной программы «Изобразительное искусство» основного общего образования;
2) Рабочей программы «Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Авторы: С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, И. В. Кармазина, и др.);
3) Приказа №1312от 09.03.2004 Минобразования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»;
4) Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.12. № 1067 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 уч. год»;
5) Приказа МООО от 19.07.2013 № 01-21/1061 «Об утверждении регионального учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области»;
6) Учебного плана муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Землянская основная общеобразовательная школа» на 2013-2014 уч. год (педсовет, протокол №1 от 30.08.2013 года);
7) Устава школы;
8) Лицензии ОУ;
9) Учебного и учебно-методического обеспечения по изобразительному искусству.
2. Общая характеристика предмета
Данный предмет характеризует преемственность с программой для 1-4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и художественного материалов.
В основу предмета положены:
- единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
- система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (литература, русский язык, история, иностранные языки, музыка, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся 5 класса;
- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
В предмете сохранена традиционная для российского художественного образования ориентация на фундаментальный характер классической школы рисунка, живописи и композиции, на освоение школьниками основополагающих понятий в области изобразительного искусства и формирование графической грамотности. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных целей и задач предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; декоративное рисование; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного художественного образования, отвечая требованиям сегодняшнего дня, претерпели существенные изменения. Так, например, раздел «Декоративная работа» включает в себя основы дизайна. В предмете также отражено использование информационно-коммуникационных технологий для усиления визуальной и творческой составляющей обучения изобразительному искусству.
С целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, преемственности ступеней образовательной системы наряду с предметным содержанием большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. Виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом сезонных особенностей и интересов учащихся.
Преподавание предмета предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных образовательных технологий и методик. В ходе обучения для выполнения творческих заданий школьники пользуются различными художественными материалами: карандаш, акварель, акрил, темпера, гуашь, сангина или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочка и др.
Характеристика основных видов занятий
Программой предусмотрены основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя выполнение как длительных заданий, рассчитанных на 1 — 2 урока, так и кратковременных, которые выполняются в течение 7—15 минут (наброски и зарисовки).
Рисунки с натуры выполняются различными художественными материалами — простым карандашом, акварельными или гуашевыми красками. В отдельных заданиях применяется уголь, сангина, соус. Обычно такие задания предшествуют выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
На уроках рисования с натуры в 5—9 классах необходимо развивать художественные умения и навыки, сформированные в начальной школе, углублять основы знаний в области рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства. Учащиеся продолжают изучать элементарные закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения.
Рисование на темы, по памяти и представлению — это создание композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.
В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотной конструктивной передачи объема, пространственного положения, соблюдения пропорций, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки, определять общее и типическое в художественном образе.
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн на уроках изобразительного искусства предусматривают изготовление учащимися творческих декоративных композиций, составление эскизов оформительских работ, эскизов полиграфической продукции, эскизов костюмов. Знакомство с элементарными основами проектной графики вводит учащихся в современный мир дизайна. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета является важным основанием выполнения эскизов.
Во время практических работ важно использовать самые разнообразные художественные материалы и технику: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, ретушь, аппликация и т. д. Следует помнить, что каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес и любовь к искусству, расширяют представления об окружающем мире.
Школьники учатся понимать содержание картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.
Занятия обогащаются использованием современных информационных технологий, компьютерных мультимедийных программ, видеофильмов, экскурсиями в художественные галереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края.
Ознакомление детей с искусством, обучение их на основе русской реалистической художественной школы должно вестись в тесной связи с местными национальными особенностями изобразительного искусства, с традициями народных художественных ремесел, т. е. учитывать региональный компонент, без которого обучение искусству будет оторвано от реальной жизни. Также важно знакомить школьников и с творчеством выдающихся мастеров зарубежного искусства.
Главное, чтобы школьники осознали место отечественного изобразительного искусства в общей мировой художественной культуре, огромный вклад русских художников, национальных художников Российской Федерации в мировую сокровищницу общечеловеческих культурных ценностей. В то же время учащиеся должны иметь представление и о разнообразии художественных культур, о различных тенденциях развития мирового и отечественного искусства.
3. Место предмета в учебном плане
Настоящая программа «Изобразительное искусство. 5 класс» составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета «Изобразительное искусство в 5 классе»: 35 часов в год (1час в неделю). Количество часов в I четверти – 9; во II четверти – 7; в III четверти – 11; в IV четверти – 8.
4. Цель рабочей программы
Цель образовательного учреждения: создать условия для формирования социально активной, творческой, жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь.
Цель программы С. П. Ломова: содействовать формированию у учащихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщению к национальному культурному наследию, становлению целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рационально-логическим), реализации творческого потенциала школьников.
Цель: содействовать приобщению к национальному и мировому культурному наследию, формированию у обучающихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, реализации творческого потенциала для успешной социализации личности ребенка средствами изобразительного искусства.
Задачи реализации программы:
- знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;
- формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
- овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональной России и других стран.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства и имеют следующие целевые установки:
— осознание ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, любовь к своему краю и Отечеству;
— осознание ценности труда, науки и творчества;
— осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности;
— осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством;
— осознание ценности здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Результаты освоения предмета «Изобразительное искусство. 5 класс»
Личностные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
- основы гражданской идентичности — чувство гордости за свою Родину, любви к своему краю, осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов России и мира;
- мотивация учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;
- ориентация на образец поведения хорошего ученика, на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- умение соблюдать последовательность выполнения изображения;
- умение выбирать и использовать различные художественные материалы для выполнения изображения;
- умение проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
- умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки.
Предметные результаты
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, ритм, тон, объем, конструкция, пропорции, цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;
- композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;
- особенности местных традиций в резьбе и росписи русских прялок;
- основные виды декоративно-прикладного искусства и дизайна;
- ведущие художественные музеи России и мира;
- памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края.
Обучающиеся должны уметь:
- рисовать с натуры, по памяти и представлению отдельные предметы и натюрморты; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;
- изображать фигуру человека с натуры, по памяти и представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет в волейбол и т. д.);
- использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;
- самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных.
6. Способы контроля и оценивания образовательных достижений
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового):
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Формы текущего контроля:
- викторины;
- кроссворды;
- отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;
- тестирование;
- проекты.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест,
индивидуальный итоговый проект.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы: оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы, аккуратность.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Критерии и нормы оценок по изобразительному искусству
Самостоятельность
«5»-«4»- работа выполнена самостоятельно (без помощи учителя, выбрана композиция, определены размеры, пропорции, форма, пространственное расположение, цвет изображаемых объектов, последовательность выполнения рисунка);
«3»- несамостоятельно (весь ход работы выполнен с помощью учителя).
Выразительность рисунка
«5»-«4» - выразительная передача изображаемого (удачный, наиболее отвечающий теме сюжет, пространственное расположение предмета, выбранный формат, оригинальная компоновка, четко выделено использование в композиции контрастов цвета, света, тени, ритма, динамики, гармоничное сочетание цветов, яркости, звучности цвета, гибких, изящных линий);
«3» - невыразительная передача изображаемого в рисунке (рисунок очень мелкий, сдвинут, неудачная компоновка, отсутствует композиционное единство между элементами сюжета, не используется линия симметрии, ритм, динамика, линия рисунка отличается однообразием, отсутствует гармоническое сочетание цветов, оттенков.
Способ выполнения рисунка
«5»-«4»-правильный (эффективный) способ выполнения рисунка - от общего к частному, от частного снова к общему, выполнение предварительного эскиза, использование схемы, линий построения рисунка.
«3»- неправильный способ выполнения рисунка - рисование ведется отдельными частями, деталями, отсутствует использование схемы, линий построения рисунка.
Эмоционально-эстетическое отношение
«5»-«4» - ярко выраженное эмоционально-эстетическое отношение, проявляющееся в стремлении аккуратно и красиво выполнить рисунок, во внимательном наблюдении и изображении натуры, всех элементов композиции, учащийся с увлечением работает над созданием композиции, неоднократно отставляет свой рисунок и любуется им;
«3»- отсутствие эмоционально-эстетического отношения, проявляющееся в пассивности наблюдения и изображения, поисках композиции, в неаккуратном выполнении рисунка, в отсутствии интереса к работе.
Альтернативная оценка базового и повышенного уровня результатов деятельности
Бально-рейтиноговая система – это система оценки знаний накопительного типа, которая отражает творческий потенциал каждого учащегося, она формирует навыки самостоятельной деятельности, вырабатывает чувство самоподдержки и взаимопомощи. Главная цель бально-рейтинговой – влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики знаний на каждом этапе их усвоения. БРС - это наиболее удачное средство правильно оценить возможности и способности ученика, вызвать соревнование между детьми, побудить к дальнейшему творческому поиску.
Подготовительное домашнее задание нацеливает детей на поисковую деятельность в разных ее формах. Это посещение музея, просмотр интернета, знакомство с разнообразной литературой по народным костюмам и многое другое.
Вся работа отражена в технологической карте. На первом занятии четверти детям выдаются эти технологические карты
Учащиеся включаются в поисковую работу: готовят небольшие презентации по теме четверти, кто-то может принести рушник с вышивкой, раскрывающий богатство художественных решений традиционных образов и мотивов, идут в музей, читают литературные источники, готовят рефераты или доклады, сдают обязательные творческие работы и т. д. После демонстрации поискового и творческого материала, дети сами проставляют себе баллы, согласовывая с учителем.
Пример
№ п/п | Практическое задание | Базовый уровень | Накопленные баллы |
1. | Посещение школьного музея. | 5 | |
2. | Проект «Животные и птицы в набросках» (книжка-малышка | 5 | |
3. | Мини-сочинение «Мой любимый мультгерой» | 5 | |
4. | Творческий проект «Новогодний костюм» | 10 | |
5. | Подбор материала на тему «Храмовые комплексы Новосергиевского района» | 5 | |
6. | Сообщение на тему «История народного промысла Гжель» | 5 | |
7. | Сообщение на тему «История развития народного промысла Хохлома» | 5 | |
8. | Составление кроссворда на тему «Народные промыслы» (5-7 слов) | 5 | |
9. | Проект «Интерьер класса нового поколения» | 15 | |
10. | Сообщение на тему «История книгопечатания» или «Первые книги» | ||
11. | Эскиз модели автомобиля будущего | 10 | |
12 | Участие в конкурсе районной газеты «Дворик моей мечты» | ||
11. | Активное участие в работе на занятии. | 10 | |
12. | Итоговый творческий проект | 5 |
Результат:
минимальное количество балов - 30 , что соответствует оценке « 3»
среднее количество баллов – 31-65 , что соответствует оценке «4»
максимальное количество баллов – 66-85, что соответствует оценке «5»
РНС является катализатором инновационных процессов в образовательном пространстве и способствует формированию нового человека, умеющего мгновенно реагировать на требования времени и успешно их преодолевать, творчески и мотивированно развиваться.
7. Содержание учебного предмета
Рисование с натуры (8 ч)
Изображение с натуры отдельных предметов и групп предметов (натюрморт). Учет особенностей конструктивного строения изображаемых предметов, основных закономерностей наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени. Соблюдение последовательности выполнения изображения.
Наброски, зарисовки с натуры фигуры человека, животных. Приемы работы различными графическими и живописными материалами. Передача личных впечатлений средствами художественной выразительности.
Примерные задания по живописи:
изображение посуды, утвари, предметов крестьянского обихода, наброски и этюды растений, животных, людей.
Примерные задания по рисунку:
изображение предметов быта, геометрических тел, гипсового орнамента, интерьера комнаты с мебелью, игрушечных машин, наброски и зарисовки фигур человека, птиц, зверей.
Рисование на темы, по памяти и представлению (12 ч)
Рисование по памяти и представлению отдельных предметов, растений, животных, людей, интерьера комнаты, пейзажа.
Рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению.
Иллюстрирование произведений устного народного творчества (русских народных сказок, загадок, былин). Иллюстрирование рассказов, стихотворений, отрывков из повестей и поэм.
Законы композиции. Композиционный центр (прием изоляции, перенесение главного на второй план и т. п.). Особенности симметричной и асимметричной композиции. Передача с помощью композиционных средств состояния покоя или движения (статика и динамика в композиции). Соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов (массы), тона и цвета. Цвет как важнейшее средство художественной выразительности в тематической композиции.
Примерные задания по композиции:
а) рисование на темы: «Русские богатыри», «Русский народный праздник Масленица», «Ледовое побоище», «Бородинское сражение», «Курская дуга», «Подвиг разведчика», «Битва под Сталинградом», «9 Мая — День Победы», «Уборка хлеба», «Зимние развлечения», «Дети во дворе», «Рыбаки на берегу», «Я делаю зарядку», «Юные футболисты», «На детской площадке», «Не нарушайте правила дорожного движения», «В зоопарке», «В лес за грибами», «Поливаем огород», «Новогодний карнавал», «Русский танец», «Школьный хор» и др.;
б) иллюстрирование произведений устного народного творчества: русские народные загадки, сказки «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый волк», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Никита Кожемяка», «Сказка про Илью Муромца»; былины «Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула», «Три богатыря» (сборник былинных сказов); «Калевала» (карело-финский эпос), «Нарты» (эпос народов Северного Кавказа); «В тридевятом царстве-государстве», «Иван-богатырь» (чувашская сказка) и др.;
в) иллюстрирование произведений классиков русской литературы: А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы), П. П. Ершов «Конек-горбунок».
Примерные задания по живописи и рисунку: рисование по памяти и представлению транспорта, растений, животных, людей, интерьера комнаты; изображение пейзажа, передающего настроение: «Пейзаж с озером», «Морская гавань», «Роща в тумане», «В горах», «Летом в деревне», «Гроза в поле», «Осенний день», «Тихий вечер», «Ледоход», «Прилет птиц», «Ива (береза, вишня) цветет».
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (12 ч)
Художественный язык декоративного искусства. Виды декоративно-прикладного искусства. Основные схемы и закономерности декоративной композиции. Цвет, тон, колорит, форма как изобразительные элементы декоративного обобщения. Эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира.
Народное искусство. Народный мастер как носитель традиций, коллективного творческого и художественного опыта. Художественные промыслы России, эстетические идеалы и связь времен. Роспись по дереву: Хохлома, Городец, Северная Двина и Мезень. Керамика Гжели, Скопина, Опошни. Дымковские, каргопольские и филимоновские игрушки. Русская матрешка: история возникновения и современные промыслы. Сюжетно-декоративная народная роспись прялок как образец русского народного искусства. Декоративная композиция на основе художественных особенностей произведений народного искусства. Произведения художников современного декоративно-прикладного искусства.
Виды дизайна: промышленный дизайн, дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн. Эскизное решение интерьеров школьных помещений (юбилей школы, праздники, памятные даты) как одно из направлений проектной графики. Художественное конструирование предметов оформления детского парка (фигурки для фонтанов в детском парке, предметы деревянной «сказочной» мебели).
Примерные задания по декоративно-прикладному и народному искусству:
а) выполнение эскиза и роспись бытового изделия — фигурные, «волшебные» сосуды; сосуд-зверь, сосуд-птица (возможны варианты на основе синтеза художественных приемов устного и изобразительного народного творчества); предметы деревянной «сказочной» мебели;
б) выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки;
в) выполнение эскиза пятиместной матрешки по мотивам русских народных сказок.
Примерные задания по художественному конструированию и дизайну:
а) выполнение эскиза декоративного панно (для праздничной сцены актового зала школы, украшения школьного интерьера) на темы «Русские богатыри», «Сказочный город», «Слава героям Отечества» и т. п.;
б) выполнение эскизов фигур для фонтанов в детском парке.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (2 ч)
Понятие слова «музей». История возникновения художественных музеев. Художественные музеи мира: Лувр, Метрополитен-музей; музеи России: Оружейная палата, Кунсткамера, Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Примерные темы бесед:
ведущие художественные музеи России и мира;
героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства;
Великая Отечественная война в произведениях художников;
мирный труд людей в изобразительном искусстве;
образ праздника в произведениях художников;
виды изобразительного искусства: архитектура,
скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, дизайн;
жанры изобразительного искусства: исторический, батальный, бытовой;
русская сказка в произведениях художников;
художественный язык народного искусства;
самобытность древнерусской архитектуры;
искусство народов России;
роль дизайна в организации предметно-пространственной среды.
Проектная деятельность учащихся (1ч + 6 ч. в др. видах занятий)
Реализовать творческие и исследовательские способности учащихся, повысить мотивацию и эффективность учебной деятельности позволяет метод проектов. Проектная деятельность стимулирует интерес школьников как к индивидуальным, так и коллективным формам работы. В структуру учебного проекта входят следующие компоненты:
— анализ актуальности проводимой работы;
— выбор цели, формулирование задач;
— выбор средств и методов для реализации целей и задач;
— планирование, определение последовательности и сроков работы;
— проведение проектных работ;
— оформление и представление результатов.
Создание проекта направлено на получение определенного продукта. Примером продукта проектных работ, создаваемых на занятиях изобразительного искусства в школе, могут быть разработка и изготовление декоративных или дизайнерских изделий или разработка компьютерных учебных пособий (мультимедийные презентации и т. п.). В то же время проектная деятельность учащихся ориентирована не только на получение продукта предметных результатов деятельности, но и в первую очередь на личностное развитие школьников.
Представление результатов проектной деятельности формирует у учащихся такие универсальные учебные действия, как умение структурировать материал, обсуждать, объяснять, доказывать, планировать выступление, вести диалог, и многие другие.
Рекомендуемые произведения
Айвазовский И. Море. Коктебель; Девятый вал.
Билибин И. Баба Яга.
Больтраффио. Портрет юноши в образе св. Себастьяна.
Брюллов К. Всадница.
Ван Гог В. Дорога в Овере после дождя.
Васнецов В. Аленушка; Богатыри; Иван-царевич на сером волке.
Васнецов Ю. Царевна-лягушка; Иллюстрации к сказке «Конек-горбунок».
Веласкес Д. Завтрак.
Верещагин В. Апофеоз войны.
Врубель М. Дворик зимой; Демон сидящий; Царевна-лебедь.
Дега Э. Балетный класс.
Дейнека А. Оборона Севастополя.
Делакруа Э. После кораблекрушения.
Иванов А. Явление Христа народу.
Караваджо. Лютнист.
Крамской И. Христос в пустыне; Неизвестная; Портрет Л. Н. Толстого.
Кузин С. Осень.
Кузнецов Е. Натюрморт с самоваром; Пасхальный натюрморт; Дары осени.
Куинджи А. Березовая роща.
Курнаков А. Строители.
Кустодиев Б. Купчиха за чаем; Ярмарка; Масленица.
Лактионов А. Письмо с фронта.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда); Мадонна с Младенцем (Мадонна Лита).
Милашевский В. Иллюстрации к сказке «Конек-горбунок».
Никиреев В. Дворик.
Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына.
Ренуар О. Мадам Жорж Шарпантье и ее дети Жоржетта и Поль.
Репин И. Портрет П. М. Третьякова; Бурлаки на Волге; Запорожцы пишут письмо турецкому султану.
Рубенс П. Мария Медичи, жена Генриха IV и регентша его сына Людовика XIII; Бракосочетание Марии Медичи.
Рублев А. Троица.
Рушева Н. Пушкин и Анна Керн.
Саврасов А. Грачи прилетели.
Сезанн П. Марсельский залив, увиденный из квартала Эстак.
Суриков В. Утро стрелецкой казни; Боярыня Морозова; Взятие снежного городка.
Шишкин И. Корабельная роща.
Яблонская Т. Урожай.
8. Учебно-тематический план
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание | Кол-во часов |
Рисование с натуры | 8 |
Рисование на темы, по памяти и представлению | 12 |
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн | 12 |
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 2 |
Защита проектов | 1 |
Итого за год | 35 |
9. Проектная деятельность
№ п/п | Темы проектов | № урока |
1 | Практико-ориентированный проект « Новогодний костюм» | 15-16 |
2 | Творческий проект «Композиция «Русские народные праздники»» | 18-19 |
3 | Творческий проект «Интерьер класса будущего» | 25-26 |
4 | Индивидуальный итоговый проект | 35 |
10. Календарно-тематическое планирование
№ | Сроки | Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание, термины и понятия | Виды деятельности, формы работы | Планируемые результаты обучения | Формы контроля | Домашнее задание | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
план | факт | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
1 | Цветовой круг. | 1 | Спектр. Составные и основные цвета. Теплые и холодные цвета. Контрастные и сближенные цвета. Упражнение с цветом (акварель) | Коллективный художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальн. работа по раб. тетради с. 18-19 | Познакомятся с понятием цветовой круг; Научатся различать теплые и холодные цвета; контрастные и сближенные цвета; Овладеют смешииванием красок для получения нужного цвета и оттенка | Познавательные: овладеть приемами механического смешения цветов; уметь осуществлять анализ цветовой палитры изображаемых предметов. Регулятивные: вырабатывать способность различать способ и результат действия. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; участвовать в обсуждении произведений изобразительного искусства. Личностные: эстетически воспринимать окружающий мир, произведения искусства; понимать значение красоты природы и произведений искусства для человека | любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений | Викторина, фронтальный опрос, контрольная работ, с. 27 - РТ | с. 21 в рабочей тетради | ||
2 | Пейзаж, передающий настроение (акварель) | 1 | Наблюдение и словесное описание зримого мира. Цветочные сочетания в окружающем пейзаже. Перспектива | Работа на пленэре. (Создание осеннего пейзажа, передающего настроения). | Познакомятся с понятиями: точка зрения, линия горизонта, перспектива Научатся словесно описывать окружающую природу, цветовые | Познавательные: умение находить информацию по теме урока в предметах окружающей действительности; развитие пространственного мышления Регулятивные: определять последовательность действий при работе над рисунком; уметь работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и рассуждать об особенностях воздушной перспективы Личностные: развивать способности эмоционально-ценностного отношения к искусству и окружающему миру, самостоятельность в поиске решения изобразительных задач | эстетические потребности, ценности и чувства. | Выставка рисунков | с.23 в рабочей тетради | ||
3-4 | Натюрморт с букетом цветов. | 2 | Условность декоративного изображения Колорит. Симметрия. Ассиметрия. | Индивидуальная работа в рабочей тетради - с. 40. Фронтально: художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальная работа над натюрмортом с натуры | Познакомятся с понятием теплый и холодный колорит; с приемами работы акварелью «по сухому» и «по сырому». Научатся выполнять стилизацию натуры, композиционное построение рисунка; Овладеют техникой «мазок» | Познавательные: осуществлять поиск зрительных материалов о колорите в произведениях живописи (репродукциях) Регулятивные: анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества Коммуникативные: участвовать в обсуждении художественных произведений, изображающих натюрморт Личностные: обладать способностью к творческому развитию; проявление авторского стиля в рисунке | эстетические потребности, ценности и чувства. | Выставка рисунков, ответы на вопросы | с. 3 в рабочей тетради | ||
5 | Живописные упражнения, монотипия. Осенний букет из листьев. | 1 | Монотипия как один из способов печатания. Заливка плоскости цветом. Цветовые переходы | Эвристическая беседа с опорой на наглядные пособия и рабочую тетрадь с.20 Индивидуальная и групповая работа с. 40 раб. тетради | Познакомятся с приемами работы акварелью, гуашью; техникой печатания «монотипия». Научатся выполнять заливку плоскости цветом; получать плавные переходы от одного цвета к другому; Овладеют техникой «монотипия» | Познавательные: овладеть приемами механического смешения цветов; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра; Регулятивные: определять последовательность действий при работе над рисунком; уметь работать самостоятельно Коммуникативные: уметь формулировать собственное суждение; учитывать мнение других Личностные: активно воспринимать произведения поэзии, живописи; уметь связывать свои наблюдения за приметами осени, родного края с оценкой увиденного в произведениях изобразительного искусства | любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений | Выставка рисунков | Подбор иллюстративного материала на осеннюю тематику | ||
6 | «Золотая осень». Рисунок осеннего дерева с натуры /по памяти | 1 | Живопись. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Очертания и формы дерева. Элементы воздушной и линейной перспективы. Цвет как средство передачи эмоционального состояния автора | Эвристическая беседа с опорой на презентацию, наглядные пособия и рабочую тетрадь с.48 Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальная работа над рисунком осеннего дерева | Познакомятся с жанром пейзажа; со строением дерева; изменением цвета в зависимости от освещения; с законами перспективы. Научатся выполнять рисунок с натуры или по памяти с использованием линейной и воздушной перспективы | Познавательные: осуществлять поиск информации из разных источников; приводить поэтические примеры изображения осени; Регулятивные: создавать способы поиска решения проблемной ситуации; планировать алгоритм действий; анализировать собственную деятельность на уроке Коммуникативные: рассуждать о художественных особенностях произведений, изображающих природу; выслушивать мнения своих товарищей Личностные: эстетическое восприятие произведений искусства; понимать значение красоты природы для поэтов, художников, для человека и принятие его | эстетические потребности, ценности и чувства. | Выставка рисунков, просмотр и анализ работ | Сбор материала по теме «Натюрморт» (художники, репродукции художников, история жанра), подбор иллюстративного материала на тему «Натюрморт» | ||
7-9 | Наброски и зарисовки в различных графических техниках. | 2 | Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Использование красок (смачивание разведение, смешивание). Изменение цвета в зависимости от освещения | Эвристическая беседа с опорой на наглядные пособия и рабочую тетрадь с.27,35 Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальная работа (с.28); рисунок овощей или фруктов (с.35) | Познакомятся с жанром натюрморта; с особенностями формы разных овощей и фруктов; правилами построения композиции. Научатся смешивать краски для получения нужного цвета и оттенков; учитывать освещенность предметов; выполнять рисунок с натуры | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации о натюрморте, об истории возникновения жанра; выделять жанровые признаки; формулировать ход (этапы) выполнения проблемного задания; выбирать и использовать различные художественные материалы для выполнения изображения Регулятивные: определять последовательность действий при работе над натюрмортом; работать самостоятельно и проводить анализ и самоанализ выполненных работ Коммуникативные: участвовать в диалоговом анализе художественного произведения; обсуждать результаты творческой деятельности Личностные: использование образного языка (объем, фактуру) изобразительного искусства для достижения своих целей | любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений; эстетические потребности, ценности и чувства. | Просмотр и анализ результатов собственного художественного творчества, выставка рисунков | Подбор иллюстративного материала к русским народным сказкам | ||
9 | Иллюстрирование сказок. Русские народные сказки | 1 | Устное народное творчество. Средства художественной выразительности. Иллюстрация к книге | Эвристическая беседа с опорой на мультфильм, книжные иллюстрации Художественный анализ произведений В.Васнецова Индивидуальная работа (с.24); Иллюстрирование любимой р.н. сказки | Познакомятся со сказочно-былинным жанром, с работами В.Васнецова Научатся применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по памяти или воображению) | Познавательные: способность воспринимать, анализировать и структуировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки Регулятивные: определять последовательность действий при работе над рисунком; уметь работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность Коммуникативные; выражать свои впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы Личностные: духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к русскому народу, к его обычаям и сказаниям | основы гражданской идентичности , осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям русского народа | Экспресс-выставка | Наблюдение за повадками и позами домашних животных. Сообщение о художниках-анималистах: Чарушине, Сутееве и др. | ||
10 | Наброски и зарисовки в различных графических техниках. | 1 | Анималистический жанр. Изображение животных, анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас | Эвристическая беседа с опорой на книжные иллюстрации и наглядные пособия Чтение отрывков с описанием животных Индивидуальная работа (с.42); Выполнение наброска кошки | Познакомятся с особенностями анималистического жанра; с анатомическим строением, пропорциями, цветовой окраски животных; с произведениями выдающихся художников. Научатся выполнять рисунок животного с применением средств художественной выразительности | Познавательные: овладеть приемами тушью и пером (гелиевой ручкой); ознакомятся с понятием «фактура» Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседника, вести диалог и отстаивать сою точку зрения Личностные: развитие интереса к деятельности художников-анималистов детской художественной литературы | любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений | Экспресс-выставка | Выполнить творческий проект «Животные и птицы» (книжка-малышка) | ||
11-12 | Гравюра на картоне | 2 | Виды графики. Гравюра как вид графики. Выразительные средства графики. Техника изготовления гравюры на картоне. | Эвристическая беседа по технике выполнения работы. Анализ графических работ выдающихся художников. Выполнение графической работы | Познакомятся с видами графики и гравюры; с выразительными средствами графики (линия, пятно); Научатся выполнять гравюру на картоне с использованием техники аппликации | Познавательные: овладение приемами в технике аппликации и гравюры; осуществлять анализ произведений различных видов искусства Регулятивные :умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности: контролировать учебные действия и оценивать результат; Коммуникативные : умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность. Личностные: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; знать имена художников-графиков |
| Выставка рисунков, анализ результатов творческой деятельности | Мини-сочинения «Мой любимый мультгерой» | ||
13 | Мультгерой | 1 | Мультипликация. Обучение приемам эффекта одушевления персонажей, анимации. Самостоятельная работа по созданию мультипликационного фильма | Эвристическая беседа с опорой видеомультфильм и аниме Работа в парах над созданием «движущейся» картинки» Индивидуально выполнить рисунок на тему «Мой любимый мультгерой» | Познакомятся со значением понятия мультипликация. научатся выполнять последовательные фазы движения рисованных фигур (создать в рисунке иллюзию движения предметов и облаков) | Познавательные: добывать новые знания, используя различные виды источников, включая Интернет; Регулятивные: создавать способы поиска решения проблемной ситуации; планировать алгоритм действий; анализировать собственную деятельность на уроке Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами; анализировать собственную деятельность Личностные: знать особенности создания мультипликационных фильмов; формировать интерес к работе художника-аниматора | любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений | Выставка работ | Подбор материала новогодней тематики (стихи, песни, загадки, открытки и др.) | ||
14 | Весёлый Дед Мороз | 1 | Аппликация, средства выразительности и эмоционального воздействия (цвет: сочетание оттенков, фактура). Правила безопасной работы с ножницами | Эвристическая беседа с опорой на литературный материал Работа в парах над созданием образа Деда мороза и выбором материалов для изготовления Индивидуально выполнить аппликацию на тему «Веселый Дед Мороз» | Познакомятся с особенностями техники аппликации из цветной бумаги и других материалов; со средствами выразительности и эмоционального воздействия. Научатся использовать в своей работе различные художественные и подручные материалы разной фактуры; | Познавательные: развитие чувства цельности композиции; проявлять творческую инициативу и фантазию Регулятивные: определяют последовательность действий при выполнении работы Коммуникативные: уметь оценивать свои учебные действия и своих одноклассников Личностные: Овладение различными приемами работы с бумагой; развитие самостоятельности в поиске решения поставленных изобразительных задач | любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений; ориентация на образец поведения хорошего ученика, на учебное сотрудничество с одноклассниками. | Просмотр, анализ и самооценка работ | Подбор материалов для творческого проекта «Новогодний костюм» | ||
15-16 | Новогодний маскарад | 2 | Дизайн. Виды дизайна: промышленный, дизайн среды, графический дизайн, дизайн костюма. | Эвристическая беседа с опорой видеоролик и рабочую тетрадь (с. 25, 65) Работа над проектом « Новогодний костюм» (в парах и индивидуально) | Познакомятся с видами дизайна; Познакомятся с историей костюма Научатся выполнять творческий проект, используя информационные ресурсы | Познавательные: добывать новые знания, используя различные виды источников, включая Интернет; Регулятивные: создавать способы поиска решения проблемной ситуации; планировать алгоритм действий; анализировать собственную деятельность на уроке Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы Личностные: знать особенности создания костюма; формировать интерес к работе дизайнера по костюмам | ориентация на образец поведения хорошего ученика, на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками эстетические потребности, ценности и чувства. | Защита проекта | Поисковая работа на тему «Великие портретисты» | ||
17 | Наброски с натуры фигуры человека | 1 | Портрет как жанр изобразительного искусства. Конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. Пропорции фигуры человека. | Эвристическая беседа с опорой на произведения художников разных эпох Работа в тетради (с 50 -53) Тоновая разработка формы | Познакомятся с особенностями жанра портрета; с конструктивно-анатомическим строением человека, с пропорциями его тела; с законами распределения светотени на поверхности форм, выявляющей их объем; с назначением наброска и особенности его выполнения Научатся анализировать строение и пропорциональные отношения фигуры изображаемого; выполнять набросок с натуры фигуры человека | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации о портрете, истории возникновения жанра; формулировать ход выполнения проблемного задания Регулятивные: умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки. Коммуникативные: уметь участвовать в анализе художественных произведений; отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя; Личностные: Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями классического искусства; умение работать графическими материалами | интерес к приобретению новых знаний и умений. | Практический рисунок | Поисковая работа «Праздники моего села». – индивидуально. с. 54 –РТ - всем | ||
18-19 | Композиция «Русские народные праздники» | 2 | Композиция. Цветовой и тоновой контраст. Народные праздничные гуляния родного села. Обычаи и традиции родного края. Рождество. Масленица. Ивана Купала. | Эвристическая беседа с опорой на видеофильм и репродукции картин Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальная работа (с.60) Кол. работа над композицией «Русские народные праздники» | Познакомятся с лучшими работами русских художников народных гуляний; Научатся выполнять сюжетный рисунок по правилам композиции с учетом светового и тонового контраста | Познавательные: знать народные праздники и обычаи своего села; развитие чувства цельности композиции; проявлять творческую инициативу и фантазию Регулятивные: устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; Коммуникативные способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; Личностные: уважение к культуре и традициям народов России; осознание своей национальности через знакомство с лучшими образцами русского изобразительного искусства; отражающими тему народных гуляний | основы гражданской идентичности чувство любви к своему краю, осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям и обычаям; интерес к приобретению новых знаний и умений | Защита проекта | Поисковая работа «Храмовые комплексы Новосергиевского района» - индивидуально, Принести фото с изображением храмов, церквей | ||
20-21 | «Колокольный звон Оренбуржья» | 2 | Графика как вид изобразительного искусства. Штрих, линия и пятно. Техника штриха. Знакомство с произведениями художников-графиков. Процарапывание по навощенной бумаге. Правила безопасности труда. | Эвристическая беседа с опорой на мультимедийную презентацию и репродукции картин Индивидуальная работа (с.15) создание работы в технике «граттаж» « Колокольный звон Оренбуржья» | Познакомятся с хроматическими и ахроматическими цветами. Научатся использовать символизм черного и белого цветов в своих работах Овладеют техникой «граттаж» | Познавательные: знать основные храмовые комплексы Новосергиевского района; Регулятивные: вырабатывать способность различать способ и результат действия; умение соблюдать последовательность выполнения предложенных действий Коммуникативные: обсуждать результаты творческой деятельности Личностные: осознавать свою гражданскую идентичность; желание сохранять культурное наследие родного края | основы гражданской идентичности чувство гордости за свою Родину, любви к своему краю, | Выставка работ | Сообщения «История народного промысла Гжель» | ||
22 | Волшебный сосуд | 1 | Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и отличие. Гжельская керамика. Кумганы, квасники. Элементы росписи: капельки, волны, линии, гжельская роза | Эвристическая беседа с опорой на мультимедийную презентацию и наглядные пособия Создание проекта сосуда-животного, сосуда-птицы по мотивам гжельских мастеров | Познакомятся с особенностями гжельской росписи, с историей возникновения Научатся работать в стиле народных мастеров Гжели; создавать свой декоративный мотив | Познавательные: овладение приемами работы в стиле народных мастеров; осуществлять анализ произведений различных видов декоративно-прикладного искусства Регулятивные: умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности: контролировать учебные действия и оценивать результат; Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свое мнение Личностные: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; Уважение к работе народных умельцев | уважение к культуре и традициям народов России; интерес к приобретению новых знаний и умений; эстетические потребности, ценности и чувства. | Ярмарка изделий | Наблюдения за зимней природой, сбор стихов и загадок на тему «Зима» | ||
23 | Зимний пейзаж | 1 | Пейзажная живопись. Жанры пейзажа. Перспектива. Работы художников Грабаря, Юона. Образ зимы в произведениях музыки и литературы | Эвристическая беседа с опорой на мультимедийную презентацию; произведения художников, литераторов, музыкантов. Работа в тетради (с.46-47, 48) Рисование на тему «Падает снег» с использование свечи | Познакомятся с творчеством русских художников-пейзажистов. Научатся изображать пейзаж с низкой и высокой линией горизонта, различать передний и дальний план | Познавательные: осуществлять поиск информации из разных источников; приводить поэтические примеры изображения осени; Регулятивные: создавать способы поиска решения проблемной ситуации; планировать алгоритм действий; анализировать собственную деятельность на уроке Коммуникативные: рассуждать о художественных особенностях произведений, изображающих природу; выслушивать мнения своих товарищей Личностные: эстетическое восприятие произведений искусства; понимать значение красоты природы для поэтов, художников, для человека и принятие его | эстетические потребности, ценности и чувства. | Контрольная работа, с. 49 - РТ | Сообщения «История народного промысла хохлома» | ||
24 | Золотые узоры Хохломы | 1 | Хохлома. Украшение и стилизация. Понятие об орнаменте и его элементах элементы хохломской росписи. | Эвристическая беседа с опорой на мультимедийную презентацию и наглядные пособия Выполнение эскиза и роспись бытового изделия | Познакомятся с особенностями росписи и ее элементами; с историей развития промысла Научатся выполнять роспись тарелочки в стиле Хохломы | Познавательные: овладение особенностями сюжета хохломской росписи; осуществлять анализ произведений различных видов декоративно-прикладного искусства Регулятивные: умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности: контролировать учебные действия и оценивать результат; Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свое мнение Личностные: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; осознание необходимости сохранения традиций народных промыслов | уважение к культуре и традициям народов России; мотивация учебной деятельности, | Реклама изделий | Составить кроссворд на тему «Народные промыслы» | ||
25-26 | Эскиз оформления интерьера школьного помещения | 2 | Основные конструктивные особенности. Дизайн интерьера. Фронтальная и угловая перспектива. Знакомство с произведениями компьютерной графики | Эвристическая беседа с опорой на мультимедийную презентацию и компьютерную графику Работа в тетрадях (с. 4-7) Выполнение проекта «Интерьер класса будущего» | Познакомятся основными конструктивными особенностями изображения строений призматических форм расположенных во фронтальной проекции и под случайный углом зрения Научатся анализировать форму предметов; создавать интерьер по законам линейной перспективы | Познавательные: добывать новые знания, используя различные виды источников, включая Интернет; Регулятивные: создавать способы поиска решения проблемной ситуации; планировать алгоритм действий; анализировать собственную деятельность на уроке Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы Личностные: знать особенности создания интерьера; формировать интерес к работе дизайнера помещений | эстетические потребности, ценности и чувства. | Защита проекта | Принести загадки об овощах и фруктах | ||
27 | Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, овощей и фруктов | 2 | Объемное изображение формы предмета. Светотень. Моделировка светотенью и цветом. Знакомство с натюрмортами выдающихся мастеров живописи | Эвристическая беседа с опорой на произведения живописи и рабочую тетрадь (с. 34, 36) сочинение и рисование творческого натюрморта «Мой рабочий стол» | Познакомятся с перспективой круга, с правилами композиции Научатся выполнять построение цилиндра находящегося выше и ниже линии горизонта выполнять форэскизы | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации из разных источников; формулировать ход выполнения проблемного задания Регулятивные: умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки. Коммуникативные: уметь участвовать в анализе художественных произведений; отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя; Личностные: Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями классического искусства; умение работать графическими материалами | интерес к приобретению новых знаний и умений; эстетические потребности, ценности и чувства. | Экспресс-выставка | Подбор иллюстративного материала на тему «Сказочные терема» | ||
28 | Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических фигур | 1 | Архитектура. Изображение архитектурных сооружений в картинах мастеров живописи. Архитектурный облик города Оренбурга | Эвристическая беседа с опорой на презентацию «Путешествуя по Оренбургу» Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Работа в тетради (с10-11,64) Рисование «Старинного терема» | Познакомятся с понятием архитектура; Со стилями архитектуры; с произведения художников городского пейзажа Научатся выполнять рисунок старинного терема с использованием законов линейной перспективы | Познавательные: ориентироваться в архитектурных стилях своего города; развитие чувства цельности композиции; проявлять творческую инициативу и фантазию Регулятивные: устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; Коммуникативные способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; Личностные: осознание гражданской идентичности через знакомство с архитектурой города Оренбурга, понимание смысла, содержащегося в украшениях и в элементах архитектуры |
эстетические потребности, ценности и чувства. | Контрольная работа, с. 64-65 | Подготовить индивидуально сообщения: «История книгопечатания»; «Первые книги» Всем принести образцы шрифтов | ||
29 | Буквица | 1 | История книгопечатания и роль художника в создании книги. искусство каллиграфии. Принципы образования шрифта. Виды шрифтов | Эвристическая беседа с опорой на художественную литературу, продукцию печатной графики Написать текст объявления, используя различные шрифты | Познакомятся с ролью художников в создании книги; понятие буквица и вязь;с виды шрифтов. Научатся писать текст печатными буквами | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации из разных источников; формулировать ход выполнения проблемного задания Регулятивные: умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки. Коммуникативные: отмечать выразительные средства изображения Личностные: Развитие эстетических чувств на основе знакомства с образцами работ древнерусских летописцев | интерес к приобретению новых знаний и умений; эстетические потребности, ценности и чувства. | Анализ результатов практической деятельности | Прочитать сказку «Конек-горбунок» П. Ершова | ||
30 | Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конёк-горбунок» | 1 | Иллюстрация как один из видов графики. Произведения художников-иллюстраторов. Закономерности композиции. Основы цветоведения | Эвристическая беседа с опорой на презентацию «Творчество Врубеля» и произведения художников иллюстраторов. Рабочая тетрадь (с.61-62) Иллюстрация к сказке | Познакомятся с творчеством художников-иллюстраторов. Научатся выполнять иллюстрацию к сказке с использованием всех изобразительных средств | Познавательные: способность воспринимать, анализировать и структуировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки Личностные: формировать эстетические потребности, ценности и чувства; ориентацию на образец поведения «хорошего ученика», на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: формировать способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. | мотивация учебной деятельности, ориентация на учебное сотрудничество с учителем | Конкурс на лучшую иллюстрацию | РТ, с. 61, принести игрушечные автомобили | ||
31 | Мы рисуем автомобиль | 1 | Промышленный дизайн. Перспектива и угол зрения. | Эвристическая беседа с опорой на наглядные пособия. Работа в тетради (с.9,10) Выполнить эскиз линейно-конструктивного построения машины под случайным углом зрения | Познакомятся с особенностями работы промышленного дизайнера; Научатся выполнять работу с учетом перспективы и угла зрения | Познавательные: наблюдать, сравнивать, выполнять анализ, сопоставление предметов и их геометрической формы Регулятивные: создавать способы поиска решения проблемной ситуации; планировать алгоритм действий; анализировать собственную деятельность на уроке Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы Личностные: знать особенности построения модели; формировать интерес к работе промышленного дизайнера | любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений; | Анализ выполненных работ | Разработать модель автомобиля будущего | ||
32 | Тематическое рисование «На прогулке» | 1 | Пропорции и мимика лиц; произведения мастеров живописи с изображением людей разного возраста, с разным эмоциональным состоянием | Эвристическая беседа с художественную литературу, продукцию Работа в тетради (с.55-57) Рисование на тему «На детской площадке» | Познакомятся с особенностями рисования людей разной возрастной группы; Научатся рисовать человека в разной позе; передавать эмоциональное состояние мамы и ребенка | Познавательные: умение находить информацию по теме урока в предметах окружающей действительности; развитие пространственного мышления Регулятивные: определять последовательность действий при работе над рисунком; уметь работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и рассуждать об особенностях воздушной перспективы Личностные: развивать способности эмоционально-ценностного отношения к искусству и окружающему миру, самостоятельность в поиске решения изобразительных задач | эстетические потребности, ценности и чувства, осознание социальной значимости | Просмотр и анализ работ | Участие в конкурсе «Дворик моей мечты» газеты «Голос глубинки» | ||
33 | Сетчатый узор | 1 | Художественные промыслы: ковроткачество, промыслы Оренбургской области Элементы сетчатого орнамента. Контрастные цвета | Эвристическая беседа с художественную литературу, продукцию печатной графики Написать текст объявления, используя различные шрифты | Познакомятся с Художественными промыслами Оренбургской области и народов России; с элементами сетчатого орнамента; Научатся создавать композицию узора используя вариативность использования элементов | Познавательные: осуществлять анализ предметов декоративно-прикладного искусства, устанавливать аналогии, умение находить информацию по теме урока в предметах окружающей действительности; развитие пространственного мышления Регулятивные: определять последовательность действий при работе над рисунком; уметь работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и рассуждать об особенностях воздушной перспективы Личностные: развивать способности эмоционально-ценностного отношения к искусству и окружающему миру, самостоятельность в поиске решения изобразительных задач | основы гражданской идентичности чувство гордости за свою малую родину, любви к своему краю | Анализ и просмотр декоративных работ | Подготовка к индивидуальным итоговым проектам | ||
34 | Беседа «Ведущие художественные музеи России». | 1 | Третьяковская галерея, Эрмитаж, музей им. А.С.Пушкина; экспозиция, выставка, шедевр | Эвристическая беседа с опорой на мультимедийную презентацию и произведения искусства Игра «Знатоки и ценители» Рисование на тему «Люблю грозу в начале мая» | Познакомятся с ведущими музеями нашей страны и хранящимися в них коллекциями художественных произведений; Научатся передавать эмоциональное состояние весенней природы | Личностные: формировать основы гражданской идентичности: чувство уважения к культуре своей страны; интерес к приобретению новых знаний и умений; эстетические потребности, ценности и чувства. Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; Познавательные: умение добывать и обрабатывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | основы гражданской идентичности, уважение к культурному наследию России, эстетические потребности, ценности и чувства. | Викторина | Подготовка к защите индивидуальных итоговых проектов | ||
35 | Итоговый урок. Защита индивидуальных итоговых проектов | 1 | Обобщение тем года | Выступление с презентационными материалами | Научатся выступать публично, защищая результаты своей творческой деятельности, апеллируя специальными терминами | Коммуникативные: участвовать в жизни класса, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности. вести диалог. Регулятивные: формировать умение структурировать материал, обсуждать, объяснять, доказывать, планировать выступление. | ориентация на образец поведения хорошего ученика; эстетические потребности, ценности и чувства. | Защита проектов |
11. Планируемые результаты повышенного уровня.
Обучающиеся 5 класса получат возможность научиться:
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
- определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа
12. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
12.1. Учебно - методическое обеспечение
- Ломов С. П. и др. Изобразительное искусство. 5—9 классы. Программа для общеобразовательных учреждений
- Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник. В 2 ч.
- Ломов С. П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь.
- Ломов С. П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Методическое пособие.
12.2. Материально- техническое обеспечение
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | |
1 | 2 | 3 | |
Печатные пособия | |||
1 | Портреты русских и зарубежных художников | Д | |
2 | Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента | Д | |
3 | Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта | Д | |
4 | Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека | Д | |
5 | Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству | Д | |
6 | Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте | К | |
Цифровые образовательные ресурсы | |||
7 | Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники | Д | |
8 | Электронные библиотеки по искусству | Д | |
Технические средства обучения | |||
9 | CD/DVD-проигрыватели | Д | |
10 | Мультимедиа-проектор | Д | |
11 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций | Д | |
12 | Аудиозаписи по музыке, литературные произведения | Д | |
13 | СD-диски:
| Д | |
Учебно-практическое оборудование | |||
14 | Краски акварельные | К | |
15 | Краски гуашевые | К | |
16 | Тушь | К | |
17 | Ручки с перьями | К | |
18 | Бумага А3, А4 | К | |
19 | Бумага цветная | К | |
20 | фломастеры | К | |
21 | Восковые мелки | К | |
22 | Пастель | Ф | |
23 | Кисти беличьи №5, 10,20 | К | |
24 | Кисти, щетина №3,10.13 | К | |
25 | Емкости для воды | К | |
26 | Стеки (набор) | К | |
27 | Пластилин/глина | К | |
28 | Клей | Ф | |
29 | Ножницы | К | |
30 | Муляжи фруктов (комплект) | Д | |
31 | Муляжи овощей (комплект) | Д | |
32 | Гербарии | Ф | |
33 | Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов | Д | |
34 | Гипсовые геометрические тела | Д | |
35 | Гипсовые орнаменты | Д | |
36 | Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.) | П |
Конкретное количество указанных средств и объектов музыкально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса. Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный материал (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся):
Кабинет изобразительного искусства должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу художественной мастерской, выставочного зала, лектория: наличие мольбертов, диапроекторов, магнитной доски, мультимедийного оборудования.
Выбор помещения и его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.178-02).
12.3.Интернет-ресурсы.
- Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
- Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
- Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
- Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5
- Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
- www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
- http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал
- http://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков
- http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира
- http://festival.1september.ru/ - Викторины
- http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал
- http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников
- http://art.festival.1september.ru/ - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"
http://.draw.demiart.ru - Уроки рисования
13. Список используемых источников:
1. Данилюк А.Я, Кондакова А.Мю, Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.( Стандарты второго поколения).
2. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.176 с. (Стандарты второго поколения).
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
4.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
5. РНС оценки. Коллективная монография (п/р Загашева И. О., Лабинской Т.А.) – СПб:ГОУСПО педагогический колледж №1 им. Н.А. Некрасова, 2010
Лучникова Ольга Анатольевна, МОБУ «ЗемлянскаяООШ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....