Рабочая программа по ИЗО 6-7 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Фаррахутдинова Эльвира Равхатовна

Рабочая программа по ИЗО -6-7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа по ИЗО63.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Хансверская основная общеобразовательная школа

Бавлинского муниципального районаРеспублики Татарстан

Рассмотрена и согласована                                   на заседании методического совета                     зам. директора по УВР                                      Л.М. Закирова    _______________                       Протокол № _____ от« ____» _______ 2011 г.

«Утверждена»                                           Директор МОУ Хансверская ООШ            

А.Х. Газымова ________________               Приказ № _____ от « _____ »________ 2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога первой   квалификационной   категории

Фаррахутдиновой Эльвиры Равхатовны

Искусство (ИЗО) 6-7 классы

1 час в неделю (всего 70 часов)

2011-2012 учебный год



Содержание рабочей программы:

Наименование

№ страницы

1.

титульный лист (название программы)

2.

пояснительная записка

3.

содержание тем учебного курса

4.

учебно-тематический план

5.     

требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

6.

перечень учебно-методического обеспечения

7.

список литературы (основной и дополнительной)

8.

приложения к программе.

9.

мониторинг


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерные программы по изобразительному искусству для 6–7 и составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа  составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2010 год издания).

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:

учебники:

– Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2001.

дополнительных пособийдля учителя:

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5–8 классы. Ч. 1. –Обнинск: Титул, 1998;

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5–8 классы. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998;

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5–8 классы. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998;

- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.

Технология обучения

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем  используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Ц е л и   художественного образования:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в  6 и 7 классах – по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, в 8 и 9 – по 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели.

Примерная программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Проверка знаний учащихся

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

Викторины

Кроссворды

Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

Тестирование

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
5–7 классы (105 часов)

Изобразительное искусство, его виды и жанры (40 часов).Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.

Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Вру-бель, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, К. С. Петров-Водкин и др.).

Опыт творческой деятельности.Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений.Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушьи др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.

Язык изобразительного искусства и художественный образ (35 ч). Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).

Опыт творческой деятельности. Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и в элементах архитектуры.

Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (20 ч). Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.

Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII–XX вв., стили и направления (В. В. Растрелли, Э.-М. Фальконе, В. И. Баженов, Ф. С. Рокотов, А. Г. Венецианов, А. А. Иванов, П. А. Фе-дотов, передвижники, «Мир искусств», С. Т. Коненков, В. И. Мухина, В. А. Фаворский и др.).

Вечные темы и великие исторические события в русском (В. И. Суриков, П. Д. Корин, М. В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О. Роден) искусстве.

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А. А. Дейнека, А. А. Пластов, Б. М. Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).

Опыт творческой деятельности.Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ:

6 КЛАСС:

Изображение фигуры человека и образ человека – 9 часов

Изображение  фигуры человека в истории искусства

Пропорции и строение фигуры человека

Лепка фигуры человека с натуры

Набросок фигуры человека с натуры

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

Поэзия повседневности –8 часов

Поэзия повседневной жизни  в искусстве разных народов.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Сюжет и содержание в картине.

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

Жизнь в моём городе (селе) в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

Великие темы жизни – 11 часов

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

Процесс работы надтематической картиной.

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Монументальная скульптура и образ истории народа.

Место и роль картины в искусстве XX века.

Реальность жизни и художественный образ – 7 часов

Искусство в иллюстрации. Слово и изображение

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

Зрительские умения и их значение для современного человека.

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

КЛАСС:

Древние корни   народного искусства -  9 часов

Древние образы в народном искусстве.Единство  формы,   конструкции,  декора   в народном жилище.

Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы

Конструкция и декор предметов народного  быта

Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта

Народная  праздничная одежда

Праздничные народные гулянья

Связь времён в народном искусстве -  8 часов

Древние образы в современных    народных игрушках

Единство  формы   и  декора   в   игрушках

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни

Современный интерес к народным промыслам в нашей жизни

Декор - человек, общество, время- 11 часов

Введение в проблематику четверти

Из истории декоративного искусства

Значение эмблемы  в определении места человека или группы людей в обществе

Значение  одежды   в  выражении   принадлежности человека к различным слоям общества

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Декоративное искусство в современном мире – 7 часов

Современное    повседневное и выставочное декоративное искусство

Современная интерпретация древних образов декоративного искусства

Создание  коллективной декоративной работы


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

наиболее крупные художественные музеи России и мира;

значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для восприятия и оценки произведений искусства;

самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
(базовый уровень)

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологической и библейской темах в искусстве;

о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, овыразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

о поэтической красоте повседневности, раскрываемой творчеством художников, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

 о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

о роли художественной иллюстрации;

о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; ороли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий;

об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о роли существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

В процессе практической работы учащиеся должны:

иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;

иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Требования  к уровню подготовки учащихся 7 класса

(базовый уровень)

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве предполагает, что учащиеся:

 должны:

учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать его с теми явлениями в жизни общества, которыми   порождается  данный  вид  искусства;

учиться выражать свое личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

проявлять   наблюдательность,     эрудицию   и   фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений. Формирование художественных знаний, умений и навыков.

Учащиеся должны понимать:

значение древних корней народного искусства;

связь времен в народном искусстве;

место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

особенности  народного  (крестьянского)   искусства своего края, области.

Учащиеся должны:

знать несколько разных народных промыслов, историю их возникновения и развития (например, Гжель, Жостово, Хохлома);

уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен, например: Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

представлять  тенденции  развития  современного  повседневного и выставочного декоративного искусства.

 В   процессе  практической  работы    на    уроках  учащиеся должны:

отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов и т. п.);

создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);

объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера своей школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

В VII классе продолжается накопление практических навыков выразительного использования фактуры материалов, цвета, рисунка, объема, пространства, композиции, умения согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль. Умения и навыки осваиваются семиклассниками в процессе разработки конкретной композиции рисунков или проектов (в соответствии с темой четверти).

        


7 класс

7 класс I четверть тема «Древние корни народного искусства»

п.

Наименование разделов темы

Кол

часов

Содержание нового материала

Практическая работа

Дидактическое обеспечение

Содержание деятельности ученика

Домашнее задание

материалы

Зрительный ряд

1

Единство  формы,   конструкции,  декора   в народном жилище

1

Органичное единство функционального и эстетического значения веши в интерьере крестьянского жилища. Удобство конструкции мебели, посуды, подчеркивание формы и конструкции узором.

 «В  русской  избе»,  выбор  композиции  интерьера  избы

беседа с показом слайдов, выбор тем для белее пристального изучения, создание поисковых групп, Формирование внимательного отношения народных мастеров к особенностям материала, из которого сделаны предметы быта (дерево, металл, глина).

подбор репродукций, открыток по теме- «Интерьер народного жилища».

примеры интерьеров крестьянского жилища из набора слайдов «Кижи. Музей-заповедник деревянного зодчества»; А. Архипов. «Весенний  праздник».

2

Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы

1

Народное искусство, его традиционные образы важно раскрыть ребятам как память народа, глубокими корнями уходящую в историю народных представлений о мироздании.

импровизации на тему древних образов в узорах вышивок па полотенцах, росписях и резьбе по дереву.

PowerPoint

Знакомство с Древними образами — солнечные диски, конь, птица, баба, древо жизни, которые проникнуты поэтическим восприятием мира в его связях с жизнью людей, с ритмическими чередованиями времени суток, времен гола и т. д.

: подбор зрительного материала по теме «Древние образы народного искусства»

слайды с примерами древних образов на прялках, на вышитых полотенцах, в резьбе по дереву

3

4

Конструкция и декор предметов народного быта

2

Подробное рассмотрение различных предметов народного быта. Прялка, ее значение в жизни крестьянской семьи, ее конструкция и символика орнамента. Ковши в форме птицы, утицы. Деревянные резные и расписные ложки, бочонки, солонки и пр.

PowerPoint

вырезание   из   картона   или   плотной   бумаги

форм различных предметов народного быта и их роспись

орнаментом   с   включением   древних     образов:   солнечные

знаки, птицы и др.  (работа индивидуально-коллективная).

подобрать зрительный материал по выбранной теме (народная мебель, народная посуда, народные вышивки).

ножницы, бумага или картон, гуашь, кисти.

наборы слайдов «Русские прялки», «Кижи».

5

Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта

1

На этом уроке учащиеся обобщают приобретенные представления об интерьере народного жилища, о символике образов народного декора

PowerPoint

продолжение индивидуальной работы над рисунком по теме «В русской избе», врисовыванне в начатую на первом уроке композицию интерьера избы различных предметов народного быта, украшенных древними символическими образами

 работы учащихся, выполненные на уроках 2—4; наглядный материал с предметами старинной народной одежды, подобранный поисковыми группами.

6-8

Народная  праздничная одежда (костюм)

3

Представление людей об устройстве мира, о мироздании, рассматривая себя как неотъемлемую часть мироздания. На уроках-беседах с показом слайдов, с обсуждением принесенного учащимися иллюстративного материала по народному костюму,

и выполнение проектов праздничных костюмов

PowerPoint

работа над эскизами костюмов -импровизация по мотивам старинной праздничной одежды, и выполнение проектов праздничных костюмов с орнаментами (головные уборы, вышитые рубахи, сарафаны, пояски).

собирать иллюстративный материал
по народным праздникам

репродукции, слайды с примерами старинной праздничной одежды, нарядных головных уборов, вышитых рубах и юбок, плетеных поясов или самихпредметы.

9

Праздничные народные гулянья, обряды

1

Урок с выступлениями поисковых групп с рассказами о народном искусстве, можно с помощью работ, сделанных в четверти, создать в классе условный интерьер народного жилища,

порисовать на тему «Народный праздник

Муз/ ряд: народные мелодии — плясовые, протяжные PowerPoint

беседа, выступления поисковых групп или изображение   (эскизное)   праздничных  народных  гуляний

подобрать литературный и иллюстративный материал на тему «Старинное и современное народное декоративное искусство».

работы, слайды, собранный поисковыми группами иллюстративный материал по всем, темам четверти, примеры современного народного искусства

II четверть тема «СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ»

П.п

Наименование разделов темы

Кол- часов

Содержание нового материала

Практическая работа

Дидактическое обеспечение

Содержание деятельности ученика

Домашнее задание

материалы

Зрительный ряд

1

Древние образы в современных    народных игрушках

1

живучесть древнейших образов коня, птицы, бабы в современных народных игрушках (например, в дымковской, филимоновской игрушке). Внимание акцентируется на обобщенности объемной формы и на выразительных деталях

лепка (импровизация) по мотивам народных вылепленных игрушек.

подобрать иллюстративный материал по теме «Глиняные расписные игрушки в современных народных промыслах», принести его к следующему уроку, рассмотреть имеющиеся дома  народные игрушки.

пластилин или глина, стеки, подставки

набор слайдов «Народные художественные промыслы России. Керамика», диафильм с брошюрой  «Волшебный   мир   народной   игрушки».

2

Единство  формы   и  декора   в   игрушках

1

.Урок-обзор поисковой деятельности учащихся.  Зависимость формы и узоров от материала, из которого сделана игрушка (вылепленные из глины, сплетенные из соломки и т. п.).

роспись гуашью игрушек, вылепленных на предыдущем уроке.

PowerPoint

Сравнение и сопоставление узоров. В беседе обсуждается вопрос единства декоративной росписи и формы игрушки; образное значение древних декоративных узоров («солнечные» узоры на вылепленных конях, птицах; радужные полоски узоров — образ сияния).

подобрать иллюстративный материал по разнообразным народным промыслам (Гжель, Хохлома, Жостово, местные промыслы).

водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь, тонкие кисти.

новые кадры из диафильма, новые слайды из наборов, рекомендованных к предыдущему уроку.

3

4

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие

2

Урок можно начать с кратких выступлений учащихся. Желательно, чтобы рассказ о местном  промысле был более  подробным.

: работа над проектами.импровизациями по мотивам одного из трех предложенных художественных промыслов (Гжели, Хохломы, Жостова)   (по рядам).

 рассказы о хохломской посуде, жостовских подносах, гжельской керамике педагог дополняет рассказом об истории этих художественных промыслов, об их традициях, о своеобразии художественного языка, об особенностях формы, цветовой гаммы, органичном единстве формы и декора произведений.

поисковым группам подобрать иллюстративный материал по теме «Художественные промыслы нашей страны» (помимо тех промыслов, о которых шла речь на предыдущем уроке) и подготовить комментарии к нему.

 белая бумага, черная и цветная бумага, НОЖНИЦЫ, гуашь, большие и маленькие кисти.

наборы слайдов «Жостовские подносы», «Хохлома» и т. п.

5

6

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни

2

Жизнерадостный колорит, который вносят изделия народных промыслов в нашу жизнь. Задачей  двух уроков является дальнейшее освоение принципов гармонизации композиции на основе цветовых ритмов, цветовой доминанты.

декоративный натюрморт с натуры. Работа сразу от пятна с постепенной моделировкой формы цветом

подготовка поисковых групп к выступлениям с показом собранного материала по общей теме «Художественные промыслы нашей страны» (в каждой поисковой группе надо выбирать ведущих.

белая бумага, цветные мелки, акварель.

изображение с натуры одного из трех (на выбор) натюрмортов с изделиями народных промыслов, например с гжельской керамикой, жостовскими подносами ила хохломской посудой.

7

Современный интерес к народным промыслам в нашей жизни

1

урок беседы,.. К этому уроку учащиеся готовят в классе выставку выполненных за четверть работ для более полного обобщения темы II четверти «Связь времен в народном искусстве».

PowerPoint

Поисковые группы активно используют собранный материал при рассказе об истории возникновения того или иного промысла, задают классу . вопросы о символике языка в народном искусстве, предлагают наборы открыток, где вперемешку представлены изделия разных промыслов, чтобы их разделить по каким-либо признакам на разные группы

подумать, как интересно можно украсить свой дом  в новогодний  праздник.

III четверть тема «ДЕКОР, ЧЕГОВЕК. ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ»

П.п

Наименование разделов темы

Кол- часов

Содержание нового материала

Практическая работа

Дидактическое обеспечение

Содержание деятельности ученика

Домашнее задание

материалы

Зрительный ряд

1

Введение в проблематику четверти

1

Выражение через декор принадлежности к различным социальным группам в определенные периоды развития общества. Речь идет одновременно о влиянии мировоззрения и условий жизни людей разных стран и разных эпох на образный строй произведений декоративного искусства.

PowerPoint

В классе создаются новые поисковые группы для сбора материала по декоративному искусству Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма.

принести к следующему уроку иллюстративный материал по декоративному искусству Древнего Египта и Дрейней Греции (открытки, репродукции из журналов

наборы слайдов «Искусство Древнего Египта», «Античные инталии и камеи», «Прикладное искусство средних веков и Возрождение», «Петродворец», «Город Пушкин»..

2

3

4

Из истории декоративного искусства

3

Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта и Древней Греции. Символика украшении Древнего Египта. Символическое значение разных цветов в украшениях, разнообразные варианты солярных знаков Древнего Египта.

Большая  распространенность в быту  всех  слоев  населения Древней   Греции предметов    декоративно-прикладного искусства (например, греческиваз).

выполнение    эскизов  браслетов,    ожерелий, ваз   по   мотивам   декоративного     искусства  Древнего Египта, выполнение эскизов формы и декора греческих   ваз   (чернофигурных   и   краснофигурных).   Работа индивидуально-коллективная.

PowerPoint

подбирать наглядный материал по декоративному искусству эпохи средневековья и Возрождении, материал о гербах и эмблемах.

показ через эпидиаскоп репродукций по декоративному искусству Древнего Египта и Древней Греции.

5

6

Значение эмблемы  в определении места человека или группы людей в обществе

2

Символический характер языка декоративного искусства особенно ярко проявляется в гербах, флагах, эмблемах. Символика цвета в классической геральдике: золото символизирует знатность, богатство, серебро—невинность и доброту; красный цвет — храбрость, зеленый — надежду, черный—мудрость и печаль и т. д.

Работа индивидуально коллективная

по созданию панно (по мотивам сказки «Золушка», например) или «Улица средневекового города, городские жители разных сословий на улице

импровизация на темы гербов и эмблем. На материале средневековья — гербы ремесленных цехов, па материале современности — эмблемы класса, кабинетов школы.

поискать в домашней библиотеке и принести в класс па следующий урок иллюстрированные книжки со сказками братьев Гримм, Ш. Перро, Г.-Х. Андерсена

набор слайдов «Старинные гербы русских городов», репродукции современных гербов и эмблем

7

8

9

Значение  одежды   в  выражении   принадлежности человека к различным слоям общества

3

стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи, определенной страны; необходимо отметить строгую регламентацию одежды для людей разных сословий, например, в эпоху средневековья, когда по внешнему виду (прежде всего, по одежде) можно было

легко определить и конкретное занятие человека и его место в иерархической структуре общества.

— закрепить эмоциональный интерес к стилевому единству декоративного искусства. Кроме того, внимание обращается на особенности художественного языка классического декоративного искусства — тонкие переходы одного цвета в другой, цветовые нюансы. Усложненный характер линейных очертаний, утонченные переплетения растительных элементов в орнаментике изделий дворцовых интерьеров.

PowerPoint

создание панно (для игры-викторины) «Дворцовый интерьер и бал во дворце» (по мотивам сказки «Золушка», например) или «Улица средневекового города, городские жители разных сословий на улице».   Работа  индивидуально-коллективная.

подготовиться к игре-викторине по теме  четверти:   «Декор,  человек,  общество,  время».  Подобрать материалы по декоративному искусству разных эпох.

набор слайдов «Прикладное искусство средневековья и Возрождения». «Павловск», «Ломоносов».

10

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1

Урок по теме четверти с широким привлечением работ, выполненных в течение четверти, с показом слайдов по декоративному искусству разных эпох, а также с включением собранных поисковыми группами открыток, репродукций.

Посетить, если представится возможность, музей декоративно-прикладного искусства, музей-усадьбу, выставку современных  художников— мастеров  прикладного  искусства

: присмотреться к примерам современного декоративного искусства (в фойе кинотеатра, в общественных зданиях разного назначения).

IV четверть тема «СОВРЕМЕННОЕ ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО»

п.п

Наименование разделов темы

Кол- часов

Содержание нового материала

Практическая работа

Дидактическое обеспечение

Содержание деятельности ученика

Домашнее задание

материалы

Зрительный ряд

1

Современное    повседневное и выставочное декоративное искусство

1

Беседа с учащимися об использовании декоративного искусства в оформлении интерьеров зданий различного назначения сопровождается показом слайдов. Учащиеся, побывавшие на выставках современного декоративного искусства или в музеях-усадьбах, делятся своими впечатлениями

наброски по памяти интерьеров школы с целью дальнейшей разработки их декоративного оформления (работа индивидуальная); в конце урока обсуждаются идеи и предложения ребят (по выполненным наброскам).

еще раз внимательно осмотреть школьные интерьеры и обдумать идею художественного оформления вестибюлей или коридора школы коллективным панно

альбомные листы бумаги, карандаш или уголь.

2

Современная интерпретация древних образов декоративного искусства

1

Продолжение обсуждения идеи художественного оформления интерьера школы декоративным панно. Выбор содержательного мотива для панно. Обсуждение высказываемых предложений.

эскизы коллективного панно для украшения интерьера школы с использованием известных в народном искусстве древних образов — древо жизни, конь, птица, праматерь-земля.

цветная или тонированная бумага, цветные мелки или гуашь, кисти.

работы учащихся, выполненные в I четверти при изучении древних образов в декоре жилища и предметов народного быта.

3

4

5

6

7

Создание  коллективной декоративной работы

5

эскиз будущей работы в натуральную величину. Общая композиция расчленяется на фрагменты, которые выполняются отдельными учениками (или группами), а затем монтируются в общее декоративное панно. В конце учебного года, как всегда, устраивается отчетная выставка работ учащихся

собирать иллюстративный материал
по народным праздникам

репродукции, слайды с примерами из старинной праздничной одежды, нарядных головных уборов, вышитых рубах и юбок, плетеных поясов или самих предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...