учебно - тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс по ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
учебно тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс по ФГОС...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy_razrabotka_5_klass.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Иглинская общеобразовательная школа № 4 села Иглино »
муниципального района Иглинский район Республика Башкортостан
«Согласовано» Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель РМО На заседании ШМО Зам. Директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 4
____________ Протокол №_____ _______________________. ________Аетбаев Х.А
«___» _______2012г Руководитель ШМО
_______________ «____»_________2012г. «_____»________2012г.
«____»__________2012г.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»
В 5 классе средней общеобразовательной школы на 2012-2013 учебный год.
Рабочая программа подготовлена в соответствии с программой
«Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» под руководством Неменского Б.М.
А так же на основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству
и Авторской программы «Изобразительное искусство 1-8 классы»,по руководством В. С. Кузина.
Программы рекомендованы Министерством науки Российской Федерации.
Разбежкина Марина Михайловна учитель изо, черчения, МХК 1 категория
2012г
Введение
Искусство не роскошь. Это великая радость жизни, ее вкус, ее краски, ее аромат….
А.Н Бенуа
…Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее- то,
что каждый хотел бы сказать, но не может.
Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем,
кто стремиться вперед, к свету, хочет быть лучше, совершеннее.
Таков истинный смысл искусства.
М.М.Антокольский
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятия мира.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства — живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа — это базовый этап художественного образования учащихся. Поскольку в реальной практике школы в 5—7 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе.
В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.
V класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
УI и УII классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным искусствам .
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Формой проведения занятий по программе является урок.
Урок состоит :
введения в тему занятия,
восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;
созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;
обобщения и обсуждения итогов урока;
подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники.
Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:
— сотворчество учителя и ученика; диалогичность;
— четкость поставленных задач и вариативность их решения;
— освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.
Программа <Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.
Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, лепка, бумагопластика и др.).От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА.
Учащиеся должны знать:
— истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
— особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
— несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
— различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы ХУII века);
— различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик , витраж, декупаж и т. д.);
— выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
— умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
— уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
— умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
— создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
— владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).
Сетка часов для изучения курса изобразительного искусства в 5-9 классах общеобразовательных школ.
5 класс | «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека» | 35 часа |
1 четверть | «Древние корни народного искусства» | 8 часов |
2 четверть | «Связь времён в народном искусстве» | 7 часов |
3 четверть | «Декоративное искусство в современном мире» | 10 часов |
4 четверть | «Декор, человек, общество, время» | 10 часов |
6 класс | «Изобразительное искусство и мир интересов человека» | 35 часа |
1 четверть | Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» | 8 часов |
2 четверть | «Мир наших вещей. Натюрморт» | 7 часов |
3 четверть | «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» | 10 часов |
4 четверть | «Человек и пространство в изобразительном искусстве» | 10 часов |
7 класс | «Изобразительное искусство и мир интересов человека» | 35часа |
1 четверть | «Изображение фигуры человека и образ человека» | 8 часов |
2 четверть | «Поэзия повседневности» | 7 часов |
3 четверть | «Великие темы жизни» | 10 часов |
4 четверть | «Реальность жизни и художественный образ» | 10 часов |
8 класс | «Дизайн и архитектура в жизни человека» | 35 часа |
1 четверть | «Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник-дизайн-архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры» | 8 часов |
2 четверть | «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий» | 7 часов |
3 четверть | «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» | 10 часов |
4 четверть | «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» | 10 часов |
9 класс | «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение) | 33 часа |
1 четверть | «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств» | 8 часов |
2 четверть | «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств» | 7 часов |
3 четверть | «Азбука экранного искусства» | 10 часов |
4 четверть | «Фильм – искусство и технология» | 8 часов |
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;
- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009;
- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.
Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение изобразительного искусства 35 часов, 1 час в неделю.
Распределение часов в течение учебного года
Период обучения | Темы блоков | Количество часов |
1 четверть | Древние корни народного искусства | 8 часов |
2четверть | Связь времен в народном искусстве | 7 часов |
3 четверть | Декоративное искусство в современном мире | 10 часов |
4 четверть | Декор, человек, общество, время | 10часов |
Итого за год : | 35 часов |
Используемый УМК:
Программа | Министерство образования РФ. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2010 |
Учебник | Горяева Н. А., Островская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. (2008) |
Дидактические средства для учащихся | Журналы «Художник», «Эскиз», карточки-тесты, репродукции… |
Методическая литература | Журналы «Начальная школа». Костерин, Н. П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1984. Конышева, Н.М. Изобразительное искусство в начальных классах. – М.: Просвещение 1985. Компанцева, Л. В. Поэтические образы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. |
развернутый тематический план
5 класс
№ | Тема урока | Кол-во час. | Тип урока | Вид деятельности учащихся | Планируемые результаты и уровень освоения | Вид контроля, измерители | Дом. задание | Дата проведения |
I четверть Блок 1. тема: «Древние корни народного искусства» |
1 | Древние образы в народном искусстве. | 1 | Новый материал (объяснение) | Понятие и язык- декоративно прикладного искусства | Знать о возникновении и значении декоративно прикладного искусства Уметь рисовать солярные знаки | Контроль за действиями | Найти материал |
2 | Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище | 1 | Комбинированный | Изучение языка декоративно прикладного искусства | Знать о конструкции и декора в народном жилище Уметь изображать украшение наличников окон | Опрос Контроль за действиями | Нарисовать жилище |
3 | Интерьер крестьянского дома. | 1 | Комбинированный | Понятие интерьера. Его особенности в русском и башкирском м крестьянском жилищи. | Знать о особенностях интерьера в крестьянском жилищи. Уметь изображать фрагменты интерьера с основными предметами. | Опрос Контроль за действиями | Найти информацию |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта. | 1 | Комбинированный | Создание единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предметов | Уметь изображать декоративные формы предметов крестьянского быта. | Опрос Контроль за действиями | Нарисовать предметы быта имеющие дома |
5 | Русский народный орнамент (Башкирский народный орнамент). | 1 | Комбинированный | Виды орнамента. Принципы композиционного построения | Знать о видах орнамента, о композиционном построения орнамента. Уметь декоративно оформлять предметы крестьянского быта. | Опрос Контроль за действиями | Подготовить призентацию на тема «Башкирский орнамент» |
6 | Внутреннее убранство крестьянского дома и башкирской юрты | 1 | Комбинированный | Обобщение знаний по устройству в крестьянском быту. | Знать особенности устройство крестьянском быту в русском и башкирском жилищи. | Опрос Тест- игра | Подобрать иллюстрации по теме русский и башкирский народные костюмы |
7 | Народная русская праздничная одежда | 1 | Комбинированный | Особенности русского праздничного костюма | Знать о связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды Уметь выполнять эскизы народного костюма | Опрос Контроль за действиями | Нарисовать головной женский убор |
8 | Народная башкирская праздничная одежда | 1 | Комбинированный | Особенности башкирского праздничного костюма | Знать о связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды Уметь выполнять эскизы народного костюма | Опрос Контроль за действиями | Подготовить пословицы и поговорки о труде и отдыхе |
IIчетверть. Блок 2. Тема: «Связь времен в народном искусстве» |
9 | Праздничное народное гуляние. | 1 | Комбинированный | Обобщение знаний о древних корнях народного искусства | Знать о народных традициях праздничных гуляний | Опрос | Принести любимые игрушки |
10 | Древние образы в современных народных игрушках | 1 | Комбинированный | Знакомство с древней русской игрушкой. | Знать о значении древней русской игрушкой в жизни древнего общества. Уметь создавать из пластилина свой образ игрушки сохраняя традиции промысла. | Опрос Контроль за действиями | Разработать дизайн современной игрушки |
11 | Единство форм и декора в игрушках. | 1 | Комбинированный | Традиции в росписи глиняной игрушки, композиция и ритм цветовых пятен и элементов. | Знать о традициях в росписи глиняной игрушки Уметь выполнять эскизы народной игрушки. | Опрос Контроль за действиями | Эскиз глиняной игрушки |
12 | Народные промыслы, их истоки и современное развитие. | 1 | Комбинированный | Знакомство с народными промыслами России Гжель, Жостово. | Знать о истоках и современном развитии народных промыслов России. Подготовить основу для подноса или тарелочки из картона. | Опрос Контроль за действиями | Принести предметы народных промыслов |
13 | Народные промыслы, их истоки и современное развитие.(Декупаж) | 1 | Комбинированный | Приемы и способы создания композиции, формирования навыков в современных видах искусства | Уметь создавать завершенный художественный образ в предмете народного промысла. Знать о новых видах искусства и уметь их выполнять | Опрос Контроль за действиями | Найти определение слово декупаж |
14 | Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни (Башкирская роспись) | 1 | Комбинированный | Знакомство с народными промыслами России, Башкортостана Городец, Хохлома., башкирская роспись | Знать о истоках и современном развитии народных промыслов Уметь выполнять приемы росписи в традициях народных промыслов | Опрос Контроль за действиями | Принисти заготовку для росписи |
15 | Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни | 1 | Комбинированный | Освоение принципов композиции на основе цветовых ритмов. Русская Матрешка, | Знать о истоках появления и значение русской Матрешки в жизни России. Уметь выполнять декоративный натюрморт с натуры. | Опрос Контроль за действиями | Принести предметы народных промыслов Башкортостана |
III четверть .Блок 3 .Тема : «Декоративное искусство в современном мире» |
16 | Промыслы нашего края. | 1 | Комбинированный | Знакомство с народными промыслами Башкортостана | Знать о народных промыслах нашего края. Уметь расписать блюдо башкирским орнаментом | Опрос Контроль за действиями | Приготовить доклад по теме «промыслы нашего края» |
17 | Введение в проблематику четверти: зачем людям украшения. Украшение башкирской красавицы | 1 | Комбинированный | Понятие социальной функции декоративного искусства. | Знать о эволюции и образном значении одежды в жизни человека определяющий его статус и род занятий, создающий имидж и подчеркивающий его индивидуальность. | Опрос | Принести иллюстрированный материл по декоративному искусству Древнего Египта |
18 | Украшения в жизни древних обществ | 1 | Комбинированный | Особенности декоративного искусства Древнего Египта | Знать о ювелирном искусстве Древнего Египта Уметь выполнять эскиз ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства | Опрос Контроль за действиями | Подобрать иллюстрирован- ный материал по теме :Искусство Древней Греции. |
19 | Украшения в жизни древних обществ. Декоративное искусство Древней Греции. | 1 | Комбинированный | Особенности декоративного искусства Древней Греции. | Знать о тесной связи искусства Древней Греции с верованиями и мифологией. Уметь выполнять наброски людей в греческой одежде. | Опрос Контроль за действиями | Подготовить пересказ древнегреческого мифа |
20 | Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись. | 1 | Комбинированный | Знакомство со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамики | Знать о видах греческой вазописи. Уметь изобразить мифологический сюжет на сосуде любой формы. | Опрос Контроль за действиями | Нарисовать эскиз росписи вазы |
21 | Что такое эмблемы, зачем они людям. | 1 | Комбинированный | Знакомство с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем. | Знать о принципах составления композиций герба, сочетании цветов. Уметь выполнять композицию герба. | Опрос Контроль за действиями | подготовится к «рыцарскому турниру» |
22 | Гербы и эмблемы. | 1 | Комбинированный | Знакомство с гербами древних русских городов. | Знать историю герба родного города. Уметь выполнять композицию герба | Рыцарский турнир | Подобрать иллюстрации с интерьеры дворцов. |
23 | Декоративное искусство Западной Европы 17 век. | 1 | Комбинированный | Знакомство с декоративным искусством в стили барокко | Знать о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена. Уметь создавать проектов предметов среды, объединенных единой стилистикой | Опрос Контроль за действиями | Подобрать иллюстрации по теме средневековая одежда. |
24-25 | Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17 века. | 2 | Комбинированный | Особенности средневековой одежды различных слоев общества. Выполнеие аппликации из различного материала костюма | Уметь поддерживать в роботе единство формы и декора. | Опрос Контроль за действиями | Выполнить аппликацию по теме « Платье для королевы» |
IVчетверть. Блок 4. Тема: «Декор, человек, общество, время» |
26 | Роль декоративного искусства в жизни общества. | 1 | Комбинированный | Обобщение и проверка знаний учащихся по теме | Обобщение знаний | Опрос | Посетить школьный музей |
27 | Современное повседневное и выставочное декоративное искусство. | 1 | Комбинированный | Знакомство современным декоративным искусством. | Знать о тенденциях современного декоративного искусства уметь отличать от традиционных народных промыслов. | Опрос | Подготовится к декоративной работе «витраж». |
28 | Современное декоративное искусство. Витраж. | 1 | Комбинированный | Знакомство с искусством витража. | Знать о истории возникновения витражного искусства. Уметь выполнять эскиз декоративной композиции для техники виража | Опрос Контроль за действиями | Подготовить призентацию, доклады по теме «Современный витраж» |
29 | Создание декоративной работы витраж | 1 | Комбинированный | Выполнение декоративной работы витраж | Уметь выполнять работы по имитации техники витража. | Опрос Контроль за действиями | Подборка материала |
30 | Древние образы в современном декоративном искусстве | 1 | Комбинированный | Обобщение знаний по теме. Знакомство с башкирскими художниками - прикладниками | Знать о древних образах отразившихся в народном искусстве. Уметь отличать современное декоративное искусство от традиционного народного искусства. | Опрос | Подготовится к декоративной работе мозаика». |
31 | Создание декоративной работы из мозаики. | 1 | Комбинированный | Знакомство с искусством мозаика. | Знать о истории возникновения мозаичного искусства. Уметь выполнять работы по имитации техники мозаика. | Опрос Контроль за действиями | Подготовится к декоративной работе . |
32 33 | Создание коллективной декоративной работы . «красота родного края» | 2 | Комбинированный | Знакомство с различными техниками работы по выполнению декоративных панно. Коллективное выполнение декоративных панно | Уметь выполнять работу различными техниками . Применять навыки коллективной работы. | Опрос Контроль за действиями | Подготовится к декоративной работе |
34 | Мы знаем , мы умеем! | 1 | Урок игра | Подведение итогов | Уметь осознавать свои творческие способности. | Опрос Контроль за действиями | Подготовится к выставки лучших работ. |
35 | Выставка работ | 1 | Комбинированный | Подведение итогов. | Уметь осознавать свои творческие способности. | Контроль за действиями | Посетить музеи |
Литература основная:
Для учителя:
Свиридова О. В. Изобразительное искусство, 5 класс. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство, 6 класс. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство, 7 класс. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского.
Горяева Н. А., Островская О. В.. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Неменская Л. А.. Искусство в жизни человека. Москва «Просвещение», 2008.
Питерских А. С., Гуров Г. Е.. Дизайн и архитектура в жизни человека, М. «Просвещение», 2008.
Волков И. П.. Художественная студия в школе. Москва «Просвещение», 1993г.
Кузин В. З.. Наброски и зарисовки. Москва «Просвещение», 1981г.
Сурьянова Н. Синие цветы Гжели. - М.: Малыш, 1987.
Сидоров В. Жостовский букет // Юный художник. - № 8. - 1978.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: - учебник для учащихся 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 2001.
Газета «Первое сентября», 2001. - № 20.
Костерин Н. П. Учебное рисование. - М.: Просвещение, 1980.
Дл я учащихся:
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: - учебник для учащихся 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 2001.
Список литературы по изобразительному искусству дополнительная
Для учителя:
Андерсон Д. «Ренуар», 1994 г., 80 стр.
Большая энциклопедия поделок. - М.: 2004 г.-255с.: илл.
Берснева «Ткань. Бумага. Тесто», - М.: 2002 г.-32 стр.
Веселые конкурсы.- М аст Пресс -2006 г. -288 стр.
. Гусарова И.Н. «Техника изонити»,- С-П.:2005. -48 стр.
Горохова О.Б. «Рисуем мультики и сказки», - СПб «Нева».:2002.-80 стр.
. Дорожин Ю.Г. «Узоры Северной Двины»,-М.:-24 стр.
Дмитриева Н.А, Виноградова Н.А. «Искусство Древнего мира», - М.:1989г.,-207 стр.
Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству», - СП-б:2004г.-128 стр.
Ермильченко Н. «Импрессионисты. Энциклопедия живописи для детей», - М.:2003г.-47 стр.
.Жанровые сцены. - М.:2002г.-32 стр.
Жирнов И. «292 загадки», - М2005г.-48 стр.
Запаренко В. «Школа рисования», - М.:2006г.
История искусства для детей. Графика. - М.:2003г.-127 стр.
Калинич М. «Рукоделие для детей», - Минск.:2000г.-136 стр.
.Кудрявцева Л. «Художники Виктор и Апполинарий Васнецовы», - М.:1996 г. -80 стр.
Коротеева Е.И. «Графика», - М.:2006г.-32 стр.
Как научится рисовать лица. - М.:-64 стр.
Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», - СП-б.:2004г. -304 стр.
Лопатина А., Скребцова М. «Краски рассказывают сказки», - М.:2005г. -224 стр.
. Масленников А.И. «Основы живописи», - Уфа.:2003 г. -104 стр.
Мир шедевров. Шишкин. - М.:2001г. -64 стр.
Мейстер А.Г. «Бумажная пластика», - М.:2001г. -64 стр.
Найс К. «Рисуем ручкой и тушью», - Минск.:2001г. -128 стр.
. Никологородская О. «Волшебные краски», - М.:1997г. -96 стр.
. Основы рисунка. - СПб.:1994г. -127 стр.
. Ривина Е. К. «Государственная символика России». – М.:2006 г. -64 стр.
.. Русская лаковая миниатюра. - М.:1007 г. -126 стр.
. Словарь по изобразительному искусству. – СПб.:-2006 г. -128 стр.
.. Соколова М.С. «Художественная роспись по дереву». – М.: -2005 г. -303 стр.
. Соколова С.В. «Оригами». – СПб.: -2005 г.
.. Уатт Ф. «Как научиться рисовать». – М.: -2002 г. -96 стр.
. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». – Ярославль.: -2006 г. -96 стр.
. .шахова Н.В. «Художественная аппликация и узоры из бумаги». – Донецк.: - 2006 г. – 48 стр.
. Шалеева Г.И. «Учимся рисовать». – М.:2006 г. -223 стр., илл.
. Шитова С.н. «Народное искусство. Войлоки, ковры и ткани у южных башкир». – Уфа.: -2006 г. -200 стр., илл.
Шедевры русской живописи. Энциклопедия мирового искусства. Альбом каталог.- М.:-2006 г. -567 стр., илл.
. Шептуля А. «Обереги своими руками». – М.: 2007 г. -64 стр., илл.
Для учащихся:
Большая энциклопедия поделок. - М.: 2004 г.-255с.: илл.
Горохова О.Б. «Рисуем мультики и сказки», - СПб «Нева».:2002.-80 стр.
. Дорожин Ю.Г. «Узоры Северной Двины»,-М.:-24 стр.
Запаренко В. «Школа рисования», - М.:2006г.
История искусства для детей. Графика. - М.:2003г.-127 стр.
Найс К. «Рисуем ручкой и тушью», - Минск.:2001г. -128 стр.
Никологородская О. «Волшебные краски», - М.:1997г. -96 стр.
. Уатт Ф. «Как научиться рисовать». – М.: -2002 г. -96 стр.
. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». – Ярославль.: -2006 г. -96 стр.
. Шалеева Г.И. «Учимся рисовать». – М.:2006 г. -223 стр., илл.
Шедевры русской живописи. Энциклопедия мирового искусства. Альбом каталог.- М.:-2006 г. -567 стр., илл.
Журналы «Юный художник», «Эскиз»
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
Цифровые образовательные ресурсы:
«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;
«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.
Интернет – ресурсы:
Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно тематическое планирование по Изобразительному искусству по программе Б.М.Неменский
Учебно тематическое планирование. Рабочие программы по ИЗО-Б.М.Неменский...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству с описанием универсальных учебных действий. 6 класс.
Календарно-тематическое планирование с описанием универсальных учебных действий...
Тематическое планирование по изобразительному искусству в соответствии требованиями ФГОС
планирование по изобразительному искусству 1-4 класс в соответствии ФГОС,включая региональный компонент...
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 6 классе (ФГОС)
Данный материал содержит календарно-тематическое планирование уроков ИЗО в 6 классах (ФГОС).Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой....
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1-4 класс (Б. Неменский) ФГОС
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1-4 класс....
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...
Рабочая программа и календарное тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс по ФГОС, для коррекционных школ.
Полная рабочая программа и ктп для 5 класса, по предмету изобразительное искусство, для учащихся коррекционных школ, по ФГОС, 34 часа в учебном году, по 1 часу в неделю. Рабочая программа составлена с...
- Мне нравится (1)