учебно - тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс по ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Разбежкина Марина Михайловна

учебно тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс по ФГОС...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursy_razrabotka_5_klass.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Иглинская общеобразовательная школа № 4 села Иглино »

муниципального района Иглинский район     Республика Башкортостан

«Согласовано»                                                     Рассмотрено»                               «Согласовано»                                  «Утверждаю»

Руководитель РМО                                                   На заседании ШМО                   Зам. Директора по УВР               Директор МБОУ СОШ № 4

____________                                                                 Протокол №_____                    _______________________.                ________Аетбаев Х.А

«___» _______2012г                                                Руководитель ШМО

                                                                                        _______________                     «____»_________2012г.               «_____»________2012г.

                                                                                   «____»__________2012г.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»

В 5   классе средней общеобразовательной  школы    на 2012-2013 учебный год.

Рабочая программа подготовлена  в соответствии с программой

«Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы»  под руководством Неменского Б.М.

А так же на основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству

и Авторской  программы «Изобразительное искусство 1-8 классы»,по руководством В. С. Кузина.

Программы рекомендованы Министерством науки  Российской Федерации.

                                                            Разбежкина Марина Михайловна учитель изо, черчения, МХК 1 категория

                                                                                                                        2012г

Введение

           Искусство не роскошь. Это великая радость жизни, ее вкус, ее краски, ее аромат….

                                                                                                                                                                                                                                 А.Н Бенуа

                                                                                                                                               …Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее- то,

                                                                                                                                                                   что каждый хотел бы сказать, но не может.

                                                                                                                             Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем,

                                                                                                                                 кто стремиться вперед, к свету, хочет быть лучше, совершеннее.

                                                                                                                                                                                                Таков истинный смысл искусства.

 М.М.Антокольский

                                                                                                                                                                                                                             

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятия мира.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства — живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа — это базовый этап художественного образования учащихся. Поскольку в реальной практике школы в 5—7 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе.

В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

V класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

УI и УII классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным искусствам .

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Формой проведения занятий по программе является урок.

Урок состоит :

введения в тему занятия,

восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;

созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;

обобщения и обсуждения итогов урока;

подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

— сотворчество учителя и ученика; диалогичность;

— четкость поставленных задач и вариативность их решения;

— освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.

Программа <Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, лепка, бумагопластика и др.).От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ,

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ  5  КЛАССА.

Учащиеся должны знать:

— истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

— особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

— несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

— различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы ХУII века);

— различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик , витраж, декупаж и т. д.);

— выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

— умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

— уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

— умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

— создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

  -    владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

— владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).

Сетка часов для изучения курса изобразительного искусства в 5-9 классах общеобразовательных школ.

5 класс

«Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека»

35 часа

1 четверть

«Древние корни народного искусства»

8 часов

2 четверть

«Связь времён в народном искусстве»

7 часов

3 четверть

«Декоративное искусство в современном  мире»

10 часов

4 четверть

«Декор, человек, общество, время»

10 часов

6 класс

«Изобразительное искусство и мир интересов человека»

35 часа

1 четверть

Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

8 часов

2 четверть

«Мир наших вещей. Натюрморт»

7 часов

3 четверть

«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»

10 часов

4 четверть

 «Человек и пространство в изобразительном искусстве»

10 часов

7 класс

«Изобразительное искусство и мир интересов человека»

35часа

1 четверть

«Изображение фигуры человека и образ человека»

8 часов

2 четверть

«Поэзия повседневности»

7 часов

3 четверть

«Великие темы жизни»

10 часов

4 четверть

«Реальность жизни и художественный образ»

10 часов

8 класс

«Дизайн и архитектура в жизни человека»

35 часа

1 четверть

«Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник-дизайн-архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»

8 часов

2 четверть

«Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»

7 часов

3 четверть

«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»

10 часов

4 четверть

«Человек в зеркале дизайна и архитектуры»

10 часов

9 класс

«Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)

33 часа

1 четверть

«Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств»

8 часов

2 четверть

«Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств»

7 часов

3 четверть

«Азбука экранного искусства»

10 часов

4 четверть

«Фильм – искусство и технология»

8 часов

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;

- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М.    Неменский.- М.: Просвещение, 2009;

- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.

Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение изобразительного искусства 35 часов, 1 час в неделю.

Распределение часов в течение учебного года

Период обучения

Темы блоков

Количество часов

1 четверть

Древние корни народного искусства

8 часов

2четверть

Связь времен в народном искусстве

7 часов

3 четверть

Декоративное искусство в современном мире

10 часов

4 четверть

Декор, человек, общество, время

10часов

Итого за год :

35 часов

Используемый УМК:

Программа

Министерство образования РФ. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2010

Учебник

Горяева Н. А., Островская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. (2008)

Дидактические средства для учащихся

Журналы «Художник», «Эскиз», карточки-тесты, репродукции…

Методическая литература

 Журналы «Начальная школа».

 Костерин, Н. П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1984.

Конышева, Н.М. Изобразительное искусство в начальных классах. – М.: Просвещение 1985.

 Компанцева, Л. В. Поэтические образы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.

развернутый тематический план

5 класс


Тема урока

Кол-во час.

Тип урока

Вид  деятельности учащихся

Планируемые результаты и уровень  освоения

Вид

контроля,

измерители

Дом.

задание

Дата

проведения

I четверть Блок 1. тема:  «Древние корни народного искусства»

1

Древние образы в народном искусстве.

1

Новый материал (объяснение)

Понятие и язык- декоративно прикладного искусства

Знать о возникновении и значении декоративно прикладного искусства

Уметь рисовать солярные знаки

Контроль за действиями

Найти материал

2

Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище

1

Комбинированный

Изучение языка декоративно прикладного искусства

Знать о конструкции и декора в народном жилище

Уметь изображать украшение наличников окон

Опрос

Контроль за действиями

Нарисовать жилище

3

Интерьер крестьянского дома.

1

Комбинированный

Понятие интерьера. Его особенности в русском и башкирском м крестьянском жилищи.

Знать о особенностях интерьера в крестьянском жилищи.

Уметь изображать фрагменты интерьера с основными предметами.

Опрос

Контроль за действиями

Найти информацию

4

Конструкция и декор предметов народного быта.

1

Комбинированный

Создание единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предметов

Уметь изображать декоративные формы предметов крестьянского быта.

Опрос

Контроль за действиями

Нарисовать предметы быта  имеющие дома

5

Русский народный орнамент (Башкирский народный орнамент).

1

Комбинированный

Виды орнамента. Принципы композиционного построения

Знать о видах орнамента, о композиционном построения орнамента.

Уметь декоративно оформлять предметы крестьянского быта.

Опрос

Контроль за действиями

Подготовить призентацию на тема «Башкирский орнамент»

6

Внутреннее убранство крестьянского дома и башкирской юрты

1

Комбинированный

Обобщение знаний по устройству в крестьянском быту.

Знать особенности устройство крестьянском быту в русском и башкирском жилищи.

Опрос

Тест- игра

Подобрать иллюстрации

по теме русский и башкирский  народные костюмы

7

Народная русская праздничная одежда

1

Комбинированный

Особенности русского праздничного костюма

Знать о связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды

Уметь выполнять эскизы народного костюма

Опрос

Контроль за действиями

Нарисовать головной  женский убор

8

Народная башкирская  праздничная одежда


1

Комбинированный

Особенности башкирского праздничного костюма

Знать о связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды

Уметь выполнять эскизы народного костюма

Опрос

Контроль за действиями

Подготовить пословицы и поговорки о труде и отдыхе

IIчетверть. Блок 2. Тема: «Связь времен в народном искусстве»

9

Праздничное народное гуляние.

1

Комбинированный

Обобщение знаний

о древних корнях народного искусства

Знать о народных традициях праздничных гуляний

Опрос

Принести любимые

игрушки

10

Древние образы в современных народных игрушках

1

Комбинированный

Знакомство с древней русской игрушкой.

Знать о значении древней русской игрушкой в жизни древнего общества.

Уметь создавать из пластилина свой образ игрушки сохраняя традиции промысла.

Опрос

Контроль за действиями

Разработать дизайн современной игрушки

11

Единство форм и декора в игрушках.

1

Комбинированный

Традиции в росписи глиняной игрушки, композиция и ритм цветовых пятен и элементов.

Знать о традициях в росписи глиняной игрушки

Уметь выполнять эскизы народной игрушки.

Опрос

Контроль за действиями

Эскиз глиняной игрушки

12

Народные промыслы,

их истоки и современное развитие.

1

Комбинированный

Знакомство с народными промыслами России

Гжель, Жостово.

Знать о истоках и современном развитии народных промыслов России.

Подготовить основу для подноса или тарелочки из картона.

Опрос

Контроль за действиями

Принести предметы народных промыслов

13

Народные промыслы, их истоки и современное развитие.(Декупаж)

1

Комбинированный

Приемы и способы создания композиции, формирования навыков в современных видах искусства

Уметь создавать завершенный художественный образ в предмете народного промысла.

Знать о новых видах искусства и уметь их выполнять

Опрос

Контроль за действиями

Найти определение слово декупаж

14

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни (Башкирская роспись)

1

Комбинированный

Знакомство с народными промыслами России, Башкортостана

Городец, Хохлома., башкирская роспись

Знать о истоках и современном развитии народных промыслов

Уметь выполнять приемы росписи в традициях народных промыслов

Опрос

Контроль за действиями

Принисти  заготовку для росписи

15

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни

1

Комбинированный

Освоение принципов композиции на основе цветовых ритмов. Русская Матрешка,

Знать о истоках появления и значение русской Матрешки в жизни России.

Уметь выполнять декоративный натюрморт с натуры.

Опрос

Контроль за действиями

Принести предметы народных промыслов Башкортостана


III четверть .Блок 3 .Тема : «Декоративное искусство в современном мире»

16

Промыслы нашего края.

1

Комбинированный

Знакомство с народными промыслами Башкортостана

Знать о народных промыслах нашего края. Уметь расписать блюдо башкирским орнаментом

Опрос

Контроль за действиями

Приготовить доклад по теме «промыслы нашего края»

17

Введение в проблематику четверти: зачем людям украшения. Украшение башкирской красавицы

1

Комбинированный

Понятие социальной функции декоративного искусства.

Знать о эволюции и образном значении одежды в жизни человека определяющий его статус и род занятий, создающий имидж и подчеркивающий его индивидуальность.

Опрос

Принести иллюстрированный материл по декоративному искусству Древнего Египта

18

Украшения в жизни древних обществ

1

Комбинированный

Особенности декоративного искусства Древнего Египта

Знать о ювелирном искусстве Древнего Египта

Уметь выполнять эскиз ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства

Опрос

Контроль за действиями

Подобрать иллюстрирован-

ный материал по теме :Искусство Древней Греции.

19

Украшения в жизни древних обществ. Декоративное искусство Древней Греции.

1

Комбинированный

Особенности декоративного искусства Древней Греции.

Знать о тесной связи искусства Древней Греции с верованиями и мифологией.

Уметь выполнять наброски людей в греческой одежде.

Опрос

Контроль за действиями

Подготовить пересказ древнегреческого мифа

20

Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

1

Комбинированный

Знакомство со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамики

Знать о видах греческой вазописи.

Уметь изобразить мифологический сюжет на сосуде любой формы.

Опрос

Контроль за действиями

Нарисовать эскиз росписи вазы

21

Что такое эмблемы, зачем они людям.

1

Комбинированный

Знакомство с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем.

Знать о принципах составления композиций герба, сочетании цветов.

Уметь выполнять композицию герба.

Опрос

Контроль за действиями

подготовится к «рыцарскому турниру»

22

Гербы и эмблемы.

1

Комбинированный

Знакомство с гербами древних русских городов.

Знать историю герба родного города.

Уметь выполнять композицию герба

Рыцарский турнир

Подобрать иллюстрации с

интерьеры дворцов.

23

Декоративное искусство Западной Европы 17 век.

1

Комбинированный

Знакомство с декоративным искусством в стили барокко

Знать о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена.

Уметь создавать проектов предметов среды, объединенных единой стилистикой

Опрос

Контроль за действиями

Подобрать иллюстрации

по теме средневековая одежда.

24-25

Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17 века.

2

Комбинированный

Особенности средневековой одежды различных слоев общества. Выполнеие аппликации из различного материала костюма

Уметь поддерживать в роботе единство формы и декора.

Опрос

Контроль за действиями

Выполнить аппликацию по теме « Платье для королевы»

IVчетверть. Блок 4. Тема: «Декор, человек, общество, время»


26

Роль декоративного искусства в жизни общества.

1

Комбинированный

Обобщение и проверка знаний учащихся по теме

Обобщение знаний

Опрос

Посетить школьный музей

27

Современное повседневное  и выставочное декоративное            искусство.

1

Комбинированный

Знакомство современным декоративным искусством.

Знать о тенденциях современного декоративного искусства  уметь   отличать от традиционных народных промыслов.

Опрос

Подготовится к декоративной работе «витраж».

28

Современное декоративное искусство. Витраж.

1

Комбинированный

Знакомство с искусством витража.

Знать о истории возникновения витражного искусства.

Уметь выполнять эскиз декоративной  композиции для техники виража

Опрос

Контроль за действиями

Подготовить призентацию, доклады по теме «Современный витраж»

29

Создание декоративной работы витраж

1

Комбинированный

Выполнение декоративной работы витраж

Уметь выполнять работы по имитации техники витража.

Опрос

Контроль за действиями

Подборка материала

30

Древние образы в современном декоративном искусстве

1

Комбинированный

Обобщение знаний по теме. Знакомство с башкирскими художниками - прикладниками

Знать о древних образах отразившихся в народном искусстве.

Уметь отличать современное декоративное искусство от традиционного народного искусства.

Опрос

Подготовится к декоративной работе мозаика».

31

Создание декоративной работы из мозаики.

1

Комбинированный

Знакомство с искусством мозаика.

Знать о истории возникновения мозаичного искусства.

Уметь выполнять работы по имитации техники мозаика.

Опрос

Контроль за действиями

Подготовится к декоративной работе .

32 33

Создание коллективной декоративной работы . «красота родного края»

2

Комбинированный

Знакомство с различными техниками работы по выполнению декоративных панно. Коллективное выполнение декоративных панно

Уметь выполнять работу различными техниками .

Применять навыки коллективной работы.

Опрос

Контроль за действиями

Подготовится к декоративной работе

34

Мы знаем , мы умеем!

1

Урок игра

Подведение итогов

Уметь осознавать свои творческие способности.

Опрос

Контроль за действиями

Подготовится к выставки лучших работ.

35

Выставка работ

1

Комбинированный

Подведение итогов.

Уметь осознавать свои творческие способности.

Контроль за действиями

Посетить музеи

Литература основная:

Для учителя:

Свиридова О. В. Изобразительное искусство, 5 класс. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство, 6 класс. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство, 7 класс. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского.

Горяева Н. А., Островская О. В.. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Неменская Л. А.. Искусство в жизни человека. Москва «Просвещение», 2008.

Питерских А. С., Гуров Г. Е.. Дизайн и архитектура в жизни человека, М. «Просвещение», 2008.

Волков И. П.. Художественная студия в школе. Москва «Просвещение», 1993г.

Кузин В. З.. Наброски и зарисовки. Москва «Просвещение», 1981г.

Сурьянова Н. Синие цветы Гжели. - М.: Малыш, 1987.

Сидоров В. Жостовский букет // Юный художник. - № 8. - 1978.

Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: - учебник для учащихся 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 2001.

Газета «Первое сентября», 2001. - № 20.

Костерин Н. П. Учебное рисование. - М.: Просвещение, 1980.

Дл я учащихся:

Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: - учебник для учащихся 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 2001.

Список литературы по изобразительному искусству дополнительная

Для учителя:

Андерсон Д. «Ренуар», 1994 г., 80 стр.

Большая энциклопедия поделок. - М.: 2004 г.-255с.: илл.

Берснева «Ткань. Бумага. Тесто», - М.: 2002 г.-32 стр.

Веселые конкурсы.- М аст Пресс -2006 г. -288 стр.

. Гусарова И.Н. «Техника изонити»,- С-П.:2005. -48 стр.

Горохова О.Б. «Рисуем мультики и сказки», - СПб «Нева».:2002.-80 стр.

. Дорожин Ю.Г. «Узоры Северной  Двины»,-М.:-24 стр.

Дмитриева Н.А, Виноградова Н.А. «Искусство Древнего мира», - М.:1989г.,-207 стр.

Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству», - СП-б:2004г.-128 стр.

Ермильченко Н. «Импрессионисты. Энциклопедия живописи для детей», - М.:2003г.-47 стр.

.Жанровые сцены. - М.:2002г.-32 стр.

Жирнов И. «292 загадки», - М2005г.-48 стр.

Запаренко В. «Школа рисования», - М.:2006г.

История искусства для детей. Графика. - М.:2003г.-127 стр.

Калинич М. «Рукоделие для детей», - Минск.:2000г.-136 стр.

.Кудрявцева Л. «Художники Виктор и Апполинарий Васнецовы», - М.:1996 г. -80 стр.

Коротеева Е.И. «Графика», - М.:2006г.-32 стр.

Как научится рисовать лица. - М.:-64 стр.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», - СП-б.:2004г. -304 стр.

Лопатина А., Скребцова М. «Краски рассказывают сказки», - М.:2005г. -224 стр.

. Масленников А.И. «Основы живописи», - Уфа.:2003 г. -104 стр.

 Мир шедевров. Шишкин. - М.:2001г. -64 стр.

 Мейстер А.Г. «Бумажная пластика», - М.:2001г. -64 стр.

Найс К. «Рисуем ручкой и тушью», - Минск.:2001г. -128 стр.

. Никологородская О. «Волшебные краски», - М.:1997г. -96 стр.

. Основы рисунка. - СПб.:1994г. -127 стр.

. Ривина Е. К. «Государственная символика России». – М.:2006 г. -64 стр.

.. Русская лаковая миниатюра.  - М.:1007 г. -126 стр.

. Словарь по изобразительному искусству. – СПб.:-2006 г. -128 стр.

.. Соколова М.С. «Художественная роспись по дереву». – М.: -2005 г. -303 стр.

. Соколова С.В. «Оригами». – СПб.: -2005 г.

.. Уатт Ф. «Как научиться рисовать». – М.: -2002 г. -96 стр.

. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». – Ярославль.: -2006 г. -96 стр.

. .шахова Н.В. «Художественная аппликация и узоры из бумаги». – Донецк.: - 2006 г. – 48 стр.

. Шалеева Г.И. «Учимся рисовать». – М.:2006 г. -223 стр., илл.

. Шитова С.н. «Народное искусство. Войлоки, ковры и ткани у южных башкир». – Уфа.: -2006 г. -200 стр., илл.

 Шедевры русской живописи. Энциклопедия мирового искусства. Альбом каталог.- М.:-2006 г. -567 стр., илл.

. Шептуля А. «Обереги своими руками». – М.: 2007 г. -64 стр., илл.

Для учащихся:

Большая энциклопедия поделок. - М.: 2004 г.-255с.: илл.

Горохова О.Б. «Рисуем мультики и сказки», - СПб «Нева».:2002.-80 стр.

. Дорожин Ю.Г. «Узоры Северной  Двины»,-М.:-24 стр.

Запаренко В. «Школа рисования», - М.:2006г.

История искусства для детей. Графика. - М.:2003г.-127 стр.

Найс К. «Рисуем ручкой и тушью», - Минск.:2001г. -128 стр.

Никологородская О. «Волшебные краски», - М.:1997г. -96 стр.

. Уатт Ф. «Как научиться рисовать». – М.: -2002 г. -96 стр.

. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». – Ярославль.: -2006 г. -96 стр.

. Шалеева Г.И. «Учимся рисовать». – М.:2006 г. -223 стр., илл.

Шедевры русской живописи. Энциклопедия мирового искусства. Альбом каталог.- М.:-2006 г. -567 стр., илл.

Журналы «Юный художник», «Эскиз»

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

Цифровые образовательные ресурсы:

«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

 «Русский  музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

Интернет – ресурсы:

Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно тематическое планирование по Изобразительному искусству по программе Б.М.Неменский

Учебно тематическое планирование. Рабочие программы по ИЗО-Б.М.Неменский...

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству с описанием универсальных учебных действий. 6 класс.

Календарно-тематическое планирование с описанием универсальных учебных действий...

Тематическое планирование по изобразительному искусству в соответствии требованиями ФГОС

планирование по изобразительному искусству 1-4 класс в соответствии ФГОС,включая региональный компонент...

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 6 классе (ФГОС)

Данный материал содержит календарно-тематическое планирование уроков ИЗО в 6 классах (ФГОС).Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой....

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1-4 класс (Б. Неменский) ФГОС

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1-4 класс....

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...

Рабочая программа и календарное тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс по ФГОС, для коррекционных школ.

Полная рабочая программа и ктп для 5 класса, по предмету изобразительное искусство, для учащихся коррекционных школ, по ФГОС, 34 часа в учебном году, по 1 часу в неделю. Рабочая программа составлена с...