Урок изобразительного искусства "Дорога к храму"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
УРОК №1-2 «Храмы России»
Дорога к храму.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-экскурсия.
Цели и задачи: знакомство с типами храмов, с устройством храма и колокольни, с архитектурными особенностями русских храмов, с историей русских храмов и колоколов; обогащение духовного мира учащихся, развитие познавательного интереса и творческих способностей, воспитание информационной культуры.
Продолжительность занятий: 90 минут (2 урока).
Необходимое оборудование: операционная среда Windows XP, медиапроектор, редактор Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word.
Технологический сценарий:
Содержание кадров.
Части-блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся). | № слайда |
1. Организационный момент. Целевая установка. | 1 |
Приложение. В презентацию урока входит словарь терминов и понятий, которые используются на уроке и которые помогут учителю самому разобраться и овладеть архитектурными особенностями русских храмов. Слайды 64-87.
Гиперссылки – слайды 1, 9, 11, 35, 53, 60.
Ход урока
1 слайд. Тема урока: Храмы России.
Цель: знакомство с типами храмов, с устройством храма и колокольни, с архитектурными особенностями русских храмов, с историей русских храмов и колоколов.
2 слайд. Эпиграф к теме и содержанию урока.
В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникли из грёзы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как берёзы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, не бывалой досель…
Н. Рубцов
3 слайд. Вступительное слово. С принятием православной веры Русь приобщилась к христианской культуре. Центром православия была тогда могущественная Византия со столицей в Царьграде. Он славился как один из самых больших, красивых и богатых городов мира. Бывавших там русских людей поражало великолепие греческой архитектуры.
«Прочность, польза, красота» - эта необычная формула была найдена почти две тысячи лет тому назад. Древнеримский зодчий Витрувий пришёл к выводу, что именно эти три понятия, взятые вместе, составляют сущность архитектуры.
Византийцы были первыми учителями русских. Но едва выбравшись из пелёнок ученичества, русское зодчество пошло своим самостоятельным путём. Уже изначально в новопостроенных храмах было нечто особенное, чего не знал художественный мир Византии. И эта непохожесть шла от языческих капищ, божниц и святилищ.
Русь – край лесов. Поначалу храмы, крепости и княжеские терема возводили из дерева. Но недолговечны деревянные строения. А вот камень и прочен, и надёжен, и огнестоек. К тому же наличие каменных зданий показывает, что князь в силе, земля его богата, а казна не пуста – ведь далеко не всякому по карману воздвигать соборы и дворцы из камня. В летописях о том, что тот или иной князь «заложи церковь каменьку», говорится как о большом и памятном событии.
Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Сохранившиеся до наших дней храмы Божии были и святыни, и твердыни Земли Русской. Но при этом русские храмы очень своеобразны по своей архитектуре.
4 слайд. Крестово-купольный тип храма (всё центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. Как правило, в плане он – прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию. Световой барабан крестово-купольного храма обычно опирается на пилон – четыре несущих массивных столба в центре здания, - откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест.
5 слайд. Шатровые храмы – это классика русской архитектуры. Храм воссоздаёт принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике». ( Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение, или часть сооружения, ставился на четырёхугольное основание – четверик. Восьмигранный шатёр органично вырастает из четырёхугольного здания храма.) Главный отличительный признак шатрового храма – сам шатёр, то есть шатровое покрытие, кровля в виде четырёхгранной или многогранной пирамиды. Облицовка глав, шатров и других частей здания могла быть выполнена лемехом – продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры. Храм со всех сторон окружён гульбищами – так в русской архитектуре 16-17 веков назывались галереи или террасы, окружающие здание, как правило, на уровне перекрытия первого этажа – подклети.
6 слайд. Ярусные храмы состоят из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций. Верхние ярусы (один или два) предназначены для колоколов.
7 слайд. Храмы-ротонды – это круглые (ротонда в переводе с латинского – круглый) в плане постройки церкви, подобные светским сооружениям: павильону, залу и т.д. В этих храмах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.
8 слайд. Храмы-«корабли» - это кубические храмы, соединённые с колокольней прямоугольным зданием и внешне напоминающие корабль. Это архитектурная метафора: храм – корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю.
9 слайд. Русский православный храм – это образ космоса. Храм венчают купола с крестами. Это – образ неба. Количество куполов могло иметь символический смысл. Каждый купол опирается на барабан. Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания сводов. Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы – апсиды, в которых размещается алтарь. Количество апсид (одна, три, пять) зависит чаще всего от размеров храма. Вход в храм имеет красивое архитектурное оформление – портал. Нередко храм украшает аркатурный пояс.
10 слайд. Количество куполов на православных храмах глубоко символично. Два купола означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три купола – Троицу; пять – Иисуса Христа и четырёх евангелистов. Семь куполов отражает различные священные значения числа 7: семь даров Святого Духа, семь дней творения мира. Девять куполов – девять чинов Сил Небесных; 13 куполов (как на Софийских соборах в Киеве и Новгороде) символизируют Христа и Его 12 Апостолов. В России возникали также и очень своеобразные, выразительные многокупольные ансамбли. Знаменитый Кижский погост на Онежском озере, состоящий из двух многоглавых церквей и одноглавой колокольни, имеет общее число куполов 33, символизирующее 33 года земной жизни Христа Спасителя.
11 слайд. Заглянем внутрь храма. Внутреннее пространство организовано так называемыми нефами (неф в переводе с французского – корабль) – продольными частями храмового помещения. В здании может быть несколько нефов: центральный, или главный, боковые и поперечный. Друг от друга нефы отделены рядами колонн, столбов или арок. Центр храма – подкупольное пространство, освещённое естественным дневным светом, проникающим через окна барабана. По своему внутреннему устройству любая православная церковь состоит их трёх основных частей: алтаря, средней части храма и притвора. Алтарь отделён от остального интерьера высоким иконостасом. По древней традиции находиться в алтаре могут только мужчины. Со временем присутствие в этой части храма ограничилось только священнослужителями и избранным кругом лиц. В алтаре находится святой престол (стол, на котором лежат Евангелие и крест) – место невидимого присутствия Бога. Именно рядом со святым престолом совершаются важнейшие церковные богослужения. Средняя часть храма составляет его основной объём. Здесь во время богослужения собираются на молитву прихожане. Эта часть храма символизирует область небесную, ангельский мир, прибежище праведников. Притвор (предхрамие) – пристройка с западной, реже с северной или южной стороны храма. От остальных частей храма притвор отделён глухой стеной. Притвор символизирует область земного бытия. Во время богослужения в притвор допускаются лица, собирающиеся принять веру Христову, а также люди иной веры – «для слушания и поучения». Внешняя часть притвора – крыльцо храма – называется папертью. С давних времён на паперти собираются нищие и убогие и просят милостыню. На крыльце над входом в храм помещена икона с ликом того святого или с изображением того священного события, которому храм посвящён.
12 слайд. Ещё в Византии сложился единый порядок украшения храма росписями. Как мы уже говорили, храм олицетворял собою космос. Верхняя часть храма – купол, световой барабан, своды – символизировала небо и заполнялась соответствующими изображениями. В центральном куполе помещался образ Спаса Вседержителя в окружении ангелов. Ниже, в простенках барабана, изображали пророков или апостолов. Ещё ниже – четырёх евангелистов. Важнейшая часть храма – алтарь. Здесь помещали изображение Богоматери Оранты. Её фигура занимала верхнюю часть центральной апсиды. Ниже размещалась композиция Евхаристия (Причащение) – Христос причащает апостолов хлебом и вином. Под Евхаристией располагалась галерея святителей – отцов православной церкви. Средняя часть храма – стены и столбы – символизировала Землю. На северной и южной стенах располагались сюжеты из жизни того святого, в честь которого назван храм. Росписи тянулись несколькими горизонтальными рядами. На столбах чаще всего изображали мучеников – «столпов евангельского учения». Особое место в росписях храма принадлежало западной стене. Издревле здесь помещали композицию «Страшный суд». Главное место в ней отводилось восседающему на троне верховному Судье – Христу. Слева и справа от него – Богоматерь и Иоанн Креститель, ангелы и апостолы. Перед троном стоят коленопреклоненные прародители человечества, первые грешники Адам и Ева. Ниже Христа изображён престол. Под ним весы – «мера дел человеческих». Рядом с ними – ангел и чёрт, взвешивающие человеческие души. Почти всю композицию по диагонали пересекает огромный змей – символ греха. Его голова находится у ног Адама, а хвост спускается в Ад. В кровавом пламени Ада на чудовищном звере сидит Сатана с душою Иуды в руках. В левом нижнем углу – Рай, к воротам которого спешит толпа праведников под предводительством апостола Петра. «Страшный суд» должен был вселять в верующих представление о неизбежности расплаты за греховную жизнь.
13 слайд. О прекрасном творении человеческих рук, от вида которого замирает сердце, на Руси издавна говорят: «диво дивное». Приложение 2.
Есть на Руси храмы, созданные будто не человеческими руками, а чьей-то волшебной волей. И напоминают издали эти храмы то ли старинные корабли, устремившиеся куда-то на всех парусах, то ли пряничные города из волшебных сказок.
14-25 слайды. Сообщения учащихся.
Попроси любого соотечественника назвать несколько православных храмов, что он ответит? Что нам известно о знаменитых памятниках русского зодчества? Какие летописные сведения, легенды, даты дошли до нас?
26 слайд. И конечно же немыслим русский храм без колокольного звона. Жизнь русского человека с колыбели протекала под колокольные звоны.
Благовест
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовёт и манит
Он в край родимый,
В край благодатный,
Забытый мною, –
И , непонятной
Томим тоскою,
Молюсь и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;
Далёко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные.
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает (А. Толстой)
Оттого и пословица сложена: «Звоном началось, звоном и кончится», потому что немыслима Русская Земля без пения колоколов.
27 слайд. Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории и народа, и страны.
Из истории колокола.
28 слайд. О колоколах в России впервые упоминается в летописях 988 года. В Киеве были колокола при Успенской и Ирининской церквях. В Новгороде колокола упоминаются при храме св.Софии в самом начале XI века. В 1106 году прп.Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нём «великий звон». Колокола помещали в звонницах храма, но очень часто – на специальных сооружениях рядом с церковью – колокольнях (с 19 в.).
29 слайд. В Москве до революции 1917 года насчитывалось примерно 4000 храмов. На их звонницах и колокольнях было по 5-10 колоколов, иногда и больше; для разных случаев – праздник, будни, беда – использовались разные колокола.
30 слайд. На колокольне Ивана Великого в Кремле, построенной в 1505-1508 гг. и имеющей высоту 81 метр, было 52 колокола (в последствии – 37).
Колоколам часто давали имена: Медведь, Реут, Сысой и др.
31 слайд. Колокола были большие и малые. Масса некоторых больших колоколов такова: Лебедя (сделанного в 1550г.) – 2200 пудов (36,08 м); Большого Успенского (1654 г.) – 8000 пудов (131,2 м).; Сысоя – 2000 пудов(1689 г.); Полиелейного – 1000 пудов (1683 г.).
32 слайд. Огромнейший и единственный по своей величине во всём мире считается московский Царь-колокол (1735 г.), его масса свыше 12000 пудов (196,8 м).
33 слайд. С древних времён колокола проходили обряд освещения, и только потом их помещали на колокольню.
Колокольный звон.
34 слайд. Звон колокола был голосом Родины. Он воспевал её силу и красоту, он напоминал о долге перед ней. А если колокол умолкал – это значило, что родину постигло несчастье. Колокола покорённого города были желанными трофеями для победителя. Их срывали с колоколен и звонниц, их разрушали, их переплавляли на пушки и монеты. Большей кары, как лишение колокола, не было для опального города.
С древности колокол – глас Божий, а между тем привычные нам сегодня звоны прижились лишь с XVI столетия. Музыка колоколов – это целое искусство. Она сплетена из величавого гула медных гигантов (от них идёт основной тон) и заливистого сопровождения многочисленных «малюток» (они дают особые «призвуки», или «обертоны»). По разным церковным праздникам были разные звоны, разное количество ударов в большой и малые колокола. По колокольному звону люди узнавали о радостных и печальных событиях. Разливистый благовест означал добрые новости, благую весть, набат был сигналом тревоги. Были свои звоны по случаю встреч и проводов.
35 слайд. Различают два вида церковного звона: благовест и собственно звон. Благовест – это мерные удары в один большой колокол, они созывают прихожан на службу.
Звон – когда звонят сразу во все колокола. Звон бывает четырёх видов. Трезвон – повторяется трижды после небольшого перерыва, звучит на всенощном бдении, литургии. Трезвон – символ радостной вести о воскресении мёртвых. Двузвон – когда звонят дважды – совершается на всенощном бдении. Перезвон– звон в каждый колокол поочерёдно (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого. Звучит на литургии, когда совершается таинство причащения, и в некоторых других случаях. Перебор– медленный звон в каждый колокол поочерёдно, от малого до самого большого, после удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют много раз. Перебор называют похоронным звоном, он выражает скорбь об усопших.
На этом этапе урока предусмотрено прослушать колокольные звоны.
36 слайд. Особенно любим русским человеком малиновый звон – весёлая перекличка окрестных колоколов, напоминающая певучую трель дорожных бубенчиков. Малиновым его назвал в честь бельгийского города Малина (теперь Мехелена) царь Пётр I, когда в 1717 году был в Нидерландах. Монарху настолько понравились чудные звуки колоколов, раздававшиеся со сторожевой башни, что он пожелал слышать точно такие же и в России. Колокола звонили благодаря использованию клавишного механизма, представлявшего собой своеобразный музыкальный инструмент – карильон. В 1716 году царь заказал в Голландии такой карильон с 35 колоколами, отдав за него огромные деньги. Через несколько лет диковина вышла из строя. В царствование Елизаветы Петровны мастер из Гааги Оорт Крас изготовил новую машину, которая была установлена на колокольне Петропавловского собора в северной столице. Однако малиновый звон в России научились исполнять без хитроумной машины: по слуху и вручную.
37 слайд. Не всякий мог стать звонарём. Для этого нужно было обладать хорошим музыкальным слухом и немалой сноровкой. К примеру, чтобы звонить «погласицей», приходилось «вязать петли» и для рук, и для ног и, раскачиваясь на верёвках, одновременно заставлять подавать голос сразу дюжину колоколов и при этом непременно попадать в лад. Знатоки легко различали колокола по их медным голосам и безошибочно определяли, с какой церкви звонят. Звонари-умельцы были в почёте. Правда, почти все они теряли слух из-за огромной нагрузки на барабанные перепонки.
Устройство колокола.
38 слайд. В создании колоколов было немало секретов. Давайте сменим лирику на физику. Что такое колокол? Колокол – это «самозвучащий сигнальный музыкальный инструмент». Такое научное определение даёт Энциклопедический словарь. «Опрокинутая чаша с малиновым звоном» - определение второе, поэтическое. Колокол – один из древнейших символов православной Руси, а ныне ещё и примета её возрождения – определение третье.
39 слайд. Колокол – металлическая чаша, перевёрнутая вверх дном, внутри которой по центру дна подвешен металлический «язык»; при их взаимном перемещении (например, движении «языка» при помощи верёвки) происходит удар о стенку чаши, и та издаёт звук. Это четвёртое определение-описание.
40 слайд. У каждого колокола есть основной тон, соответствующий высоте его звучания, и богатый, характерный только для него набор добавочных тонов – более низких и более высоких. Именно они и создают разнообразие тембров, по которым различают голоса колоколов с одинаковой высотой основного тона.
41 слайд. На протяжении многих веков литейщики колоколов искали решение вопросов, какими должны быть пропорции между размерами и массой, толщиной стенок в разных сечениях, какой быть форме колокола, чтобы получить гармоническое звучание. В XVIII в. удалось найти «правильную» форму колокола, при которой он звучал особенно гармонично: было значительно расширенно основание и наращена нижняя часть, ей придан вид заострённой массивной «губы». Диаметр нижней части равен высоте колокола, а диаметр верхней части – половине диаметра нижней.
42 слайд. Все эти сведения и расчёты хранились в секрете. Правильную форму колокола удалось найти только в 18 веке. В начале 20 века по количеству, качеству и величине колоколов, гармонии даваемых ими звуков Россия занимала в мире первое место.
43 слайд. В звоне колокола, т.е. в его звуковом спектре, присутствуют неслышные звуки – ультразвук и инфразвук. Наше ухо не воспринимает их, но человек – биологическая система, и поэтому, так или иначе, отзывается на их воздействие.
44 слайд. Не потому ли, когда бьют колокола, в душе возникают ощущение торжественности, причастности к чему-то духовно высокому и светлому, ощущение неразрывной связи со своей родиной, со своим народом, его историей и традициями; или, наоборот, душой овладевают печальные, тревожные чувства? И начинаешь прислушиваться к самому себе, чувствуешь, как биение собственного сердца становится созвучно тональности и ритму звона.
Колокол русский народный,
Колокол храма святой,
Чуден голос свободный,
Люб отголосок мне твой.
Чистые, чудные звуки
Любо душою ловить,
Или тревожные муки
В сердце больном хоронить…
45 слайд. Из чего льют колокола? Наилучший материал для изготовления колоколов – бронза, состав которой 4 части меди и 1 часть олова (80% и 20%). Этот сплав слабо рассеивает механическую энергию за период колебания: у бронзы доля рассеяния наименьшая – 0,005. Медь и олово – мягкие материалы, но в сплаве делаются твёрдыми. В сплаве присутствуют примеси: наибольшее количество свинца (~ 2%), цинка (1,2%), железа (1,2%) – вредные примеси. Избыток олова придаёт колоколу звонкость, но делает бронзу более хрупкой.
46 слайд. Подъём колокола на колокольню.
47 слайд. Колокола размещаются на колокольнях – специальных башнях с открытым верхним ярусом. В устройстве колоколен используется явление резонанса, причём с древних времён.
48 слайд. И, конечно же, колокольни служили не только украшением храма и окрестностей. В их устройстве всё было продумано до мелочей. В верхней части шатра колокольни располагаются «слухи» – отверстия (окошечки, убывающие по величине к вершине) для резонанса звука. Кроме того, в толщу стен барабанов иногда встраивали пустые глиняные кувшины или горшки – «голосники», которые выполняли ту же роль, что и «слухи». Размеры окон звонницы делаются такими, чтобы частота колебаний столба воздуха в них совпадала с частотой звучания колокола. В роли резонатора выступает также просторное пустое пространство первого этажа звонниц, а в колокольне – весь внушительный по высоте (не в один десяток метров) столб воздуха в ней.
49 слайд. Русские зодчие умело использовали для усиления и создания особенностей распространения звука окружающий ландшафт. Церкви очень часто строили на высоком берегу озера или реки. Звон колоколов, попадая в такой резонатор, как водная гладь, становится особенно мягким и мелодичным.
История колоколов.
У многих колоколов есть не только свои имена, но и своя интересная история.
50-53 слайды. Сообщения учащихся.
53-63 слайды. Практическое задание по материалу урока. Можно использовать только часть заданий. Можно дать работу по вариантам. Часть творческих заданий можно использовать в качестве домашнего задания, распечатав текст.
Итог урока. Рефлексия. Презентация из рубрики «Без комментариев» – «Забытые храмы России». (Презентация показывается под музыку «Аве Мария».) Комментариев нет со стороны учителя, но дети от них удержаться не могут. Поэтому можно оставить от урока несколько минут, устроив что-то вроде «свободного микрофона» и дав детям возможность поделиться своими впечатлениями.
Домашнее задание: несколько человек получают творческие задания (слайд 63), остальных делим на две группы и даём работу с документами (слайды 61-62) – можно не только вставить пропущенные слова, но и подобрать к тексту иллюстрации (сделать маленькую презентацию и озвучить текст, сопровождая показом иллюстраций).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Российские храмы - основа национальной культуры и духовности русского народа"
Урок по истории искусств детской школы искусств пробуждает у учащихся интерес к истории родного края, духовной красоте предков. Цель урока: актуализировать знания учащихся о истории родного края, позн...
конспект урока МХК "Дорога к храму"
урок разработан на основе программы по МХК Даниловой ГИ...
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке....
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....
Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма"
Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма" для 8 класса...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...