Урок по теме "Российские храмы - основа национальной культуры и духовности русского народа"
методическая разработка по теме

Крапивина Людмила Павловна

Урок по истории искусств детской школы искусств пробуждает у учащихся интерес к истории родного края, духовной красоте предков. Цель урока: актуализировать знания учащихся о истории родного края, познакомить с историей Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря, монастырского комплекса на Ганиной Яме, с Храмом-на-крови, и Белогорским монастырем. Урок формирует активную поисковую деятельность; самоопределяет учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiyskie_hramy.docx51.91 КБ

Предварительный просмотр:

Крапивина Людмила Павловна   208 – 747 - 819

Урок по истории искусств в 3 классе детской школы искусств.

Тема урока:

 Российские храмы – основа национальной культуры  и духовности русского народа.

Цель:

 пробудить у учащихся интерес к истории родного края, к красоте духовных потребностей      наших предков.

Задачи:

- актуализировать знания учащихся о истории родного края, познакомить с историей Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря, монастырского комплекса на Ганиной Яме, с Храмом – на - Крови, и Белогорским монастырём;

- формировать умения в активной поисковой деятельности;

- создать условия для ценностного самоопределения учащихся.

План урока:

/На фоне музыки показ слайдов «Храмы России»/

Учитель:

Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени,

С уваженья заветов святых.

Начинается с русской истории,

Что описывал Нестор - монах,

Благовеста с степными просторами,

 Шапкой той, что носил Мономах.                                                            

 Начинается Родина с Пушкина,

 Чудных сказок, что прелесть одна,

  Деревень с их кривыми избушками,

  Где жива всё ещё старина.

  Начинается Родина с мыслей,

  Чистых, светлых, душевных, простых,

  Искрометных и творчески быстрых,

  Дерзновенных, красивых, своих.

  И с мечты начинается Родина,

   Сокровенной в основе своей,

   Окрыленной, восторженной, радужной,

  Яркой жизни, твоей и моей!

   Начинается Родина с песни

   Про великую Древнюю Русь,

   С той земли, на которой живу я

   И своею Россией горжусь!

С сегодняшнего урока мы с вами , ребята, начинаем изучение истории русского изобразительного искусства. Познакомимся с многообразием и богатством художественного наследия Древней Руси.

Мы живем в трудное и удивительное время. Нас окружает большой мир, наполненный разными событиями. Каждый день приносит нам что - то новое, мы думаем о будущем, мечтаем о счастье, стремимся стать достойными гражданами своей страны.

Каждый из нас не может не видеть, как низко упал уровень духовной культуры людей, как безнравственны и подлы порой их поступки.

Не случайно задача возрождения духовной культуры стоит сегодня очень серьезно. Знания об истории своего края, своей малой родины обогащают в первую очередь наш духовный мир, развивают чувство прекрасного, приобщают к лучшим страницам истории и культуры России, помогают нам стать вдумчивыми и внимательными читателями, зрителями, слушателями, мы учимся отличать подлинные произведения от подделок.

          Сегодня можно свободно говорить о церковных ценностях: существующих и утраченных. Нам дорого все, что,  так или иначе, связано  с Православием  нашей малой родины.  Каждому  юноше  и  девушке  моего  поколения  необходимо   знать  жизненный  путь  своих  отцов  и  дедов.  Знать  историю  своего  рода,  края  и  Отечества.  В  противном  случае  мы  будем  повторять  ошибки  прошлых  поколений,  вместо  того,  чтобы  учиться  на  них.  Знание  истории  невозможно,  как  никогда  сказал  великий Поэт,  без  «любви  к  родному  пепелищу,  любви  к  отеческим  гробам»,  а  эту  любовь  надо  воспитывать  постоянно  и  не  противопоставлять  жизнь  отцов  и  детей,  как  это  делают  сегодня  некоторые  средства  массовой  информации,  электронные  и  печатные.  Как  показала  история,  ни  к  чему  хорошему  такое  противопоставление  не  приводит.  Знать свои  корни,  традиции,  помнить  жизнь  и  быт  предков -  вот  задача  нашего и  последующих  поколений.  Память  должна  быть  непрерывной. От  деда  к  отцу,  от  отца  к  сыну. И еще не поздно восстановить пробелы в истории православной культуры нашего края, села.

Мы непростительно мало знаем об истоках своей  малой родины, важнейшем периоде, в который складывалась основа национальной культуры народа, много определившей в его дальнейшей судьбе.

Поэтому изучение материала мы начинаем со знакомства с храмами нашей Уральской земли.

Ученик:

Свой рассказ я начну о самом маленьком городе Свердловской области.

 Город Верхотурье. Здесь проживает всего около 9 тыс. человек. Строительство города началось в 1598 году, и вопреки всем трудностям он поднялся на левом берегу реки Туры. Маленький, провинциальный бедный городишко, скажите вы. Да. Но нет на Урале иного с таким богатством истории, с таким великолепием памятников архитектуры, с таким мощным духовным потенциалом.

Спустя всего 6 лет после начала строительства города черный поп Иона устроил здесь монастырь во имя чудотворного Николы и святых страстотерпец Бориса и Глеба. Более трех столетий святая обитель притягивает к себе монахов и паломников.

Вот таким открывается путнику величественная панорама Верхотурского Свято - Николаевского монастыря на высоком Троицком камне.

Свято-Николаевский мужской монастырь расположен на холме в устье рек Свияги и Калачика, впадающих в Туру. Основание обители относится к 1604 году. Первым строителем и настоятелем стал инок Иона. В 1604 году он испросил позволения у царя Бориса Годунова, на возведение храма во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом во имя святых Бориса и Глеба. До 1704 года монастырь был малоизвестен и жил бедно. Своим расцветом обитель обязана святому праведному Симеону, чудотворные мощи которого были торжественно перенесены из села Меркушино под монастырские своды.

12 сентября 1704 года святые мощи установили в монастырской деревянной церкви в честь Покрова Проесвятой Богородицы. С этого времени праведного Симеона стали именовать Верхотурским. С начала XVIII века верхотурские монахи вели записи о чудесах Симеона, собирали свидетельства очевидцев. На основе этих записей, сведений из Сибирской летописи и материалов проверок в монастыре было составлено «Житие святого и праведного Симеона, Верхотурского чудотворца». В 1703 г. был заложен Свято -Троицкий собор.

По приказу Петра I, с благословения Митрополита Сибирского и Тобольского Филофея в Свято - Николаевском монастыре был заложен Свято - Троицкий собор. Получился храм величественный и светлый, с золотым пятиглавием, с поднявшейся в небо двухъярусной шатровой колокольней. От собора протянулась крепостная стена в форме «ласточкиных хвостов», напоминающих о Кремле Московском.

Русской Православной Церкви особо отметил это паломничество. С 25 мая 2001 года стало праздноваться второе обретение мощей праведного Симеона, которые ныне почивают под сводами Крестовоздвиженского собора. Таким образом, память великого уральского святого совершается три раза в год: 31 декабря, 25 мая и 25 сентября по новому стилю.

В июле 1914 года паломничество по святым местам Верхотурья совершила Великая Княгиня Елизавета Федоровна - ныне святая преподобномученица. В монастыре ей была устроена торжественная встреча. В том же году в Крестовоздвиженском соборе состоялось освящение левого Симеоновского придела, где пребывали мощи святого. Сень для раки была подарена монастырю Царской Семьи.

В 1925 году монастырь был закрыт. Еще в 1920 году богоборцы опечатали мощи праведного Симеона Верхотурского, которые в 1929 году были изъяты и переданы в Тагильский музей для использования в антирелигиозной работе. Спустя некоторое время мощи святого оказались в запасниках областного краеведческого музея. В 1989 году их вернули Церкви. Так состоялось второе обретение мощей праведника.

В годы советской власти в монастыре размещалась колония для несовершеннолетних. В 1990 году Верхотурский Николаевский монастырь был возрожден к духовной жизни

Ученица:          

 Главный придел Свято-Троицкого собора освящен 16 апреля 1709 года. Собор построен в стиле барокко. Он устремлен ввысь, светлый, воздушный. В соборе - 5 ярусов освещения, поэтому внутри него светло с раннего утра до позднего вечера.           Первоначально богослужения в храме проводились только летом, но затем был пристроен левый, теплый, придел, освященный во имя священномученика Харлампия. В Харлампиевском приделе Богослужения стали производиться в течение всего года.

          В годы советской власти храм был закрыт. С 1932 года богослужения в нем не проводились, собор и кремль постепенно ветшали и разрушались. Но за счет того, что ЮНЕСКО объявила Троицкий собор памятником архитектуры мирового значения, полностью он уничтожен не был. Богослужения в Харалампиевском приделе храма стали совершаться с 1998 года. Впоследствии Свято-Троицкому собору указом Правящего Архиерея был придан статус Архиерейского подворья. Сейчас это центральный и единственный действующий городской собор. Здесь же совершаются крещения, венчания и отпевания горожан, так как в расположенном рядом Свято-Николаевском монастыре эти обряды совершать не положено.

Крестовоздвиженский собор был заложен 12 сентября 1905 года – в праздник перенесения мощей Святого праведного Симеона Верхотурского. Много усилий для его строительства приложил настоятель Свято-Николаевского монастыря – отец Ксенофонт. Освящение собора и перенос в него мощей Симеона Верхотурского состоялись 11 сентября 1913 года, во время празднования 300-летия династии Романовых. В этот день в монастырь пришла телеграмма из Ливадии от царской семьи: «Верхотурье. Николаевский монастырь. Настоятелю о. Ксенофонту. От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным днём освящения нового храма, дорогой нашему сердцу обители и с завтрашним великим праздником. Просим ваших молитв перед ракой Преподобного. Николай. Анастасия". В Крестовоздвиженском соборе, над серебряной ракой с мощами Праведного Симеона была воздвигнута сень, подаренная монастырю императорской семьей. Сень была вызолочена под старое золото с серебряной надписью: «Сия сень сооружена к мощам Симеона Праведного в Верхотурский Николаевский монастырь иждивением и любовью Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя Императора Николая Александоровича, Благочестивейшей Государыни императрицы Александры Федоровны, наследника цесаревича Алексея Николаевича и Благоверных Великих княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии Николаевен в лето от Рождества Христова 1914 мая 25».

В 1919 году в Верхотурье была установлена советская власть, а годом позже, по настоянию органов губернской власти в Крестовоздвиженском соборе состоялось вскрытие мощей Святого Праведного Симеона Верхотурского. Вскоре архимандрит Ксенофонт был арестован. Его земная жизнь окончилась в 1933 году в Беломорбалтлаге... В 30-х годах Крестовоздвиженский собор был окончательно закрыт для верующих. Варварский был разбит его фаянсовый иконостас. Были предприняты попытки переоборудования помещения храма под кинотеатр, а позднее, для нужд колонии для несовершеннолетних преступников, расположившейся на территории монастыря. В 1990 году Свято-Николавеский монастырь был возвращен Православной церкви. Сегодня, нелегкие труды его братии и многих других неравнодушных людей, внесших свою лепту в возрождение Крестовоздвиженского собора, предстают перед взорами паломников, приехавших поклониться святыням Верхотурья.

Крестовоздвиженский собор — вторая по объему церковь в России, уступающая только Исаакиевскому собору в Петербурге. На его открытие в 1913 году в честь празднования трехсотлетия дома Романовых ожидали Николая Второго, который, впрочем, не смог приехать. Внутри собора находится целых три уникальных фаянсовых иконостаса, которые были уничтожены при советской власти и восстановлены в 1990 году.

Ученица:

я хочу вам поведать об иконе святого праведного Симеона Верхотурского с житием. Жизнь Симеона проходила в аскетической простоте, кротости и нестяжании. Невзирая на своё благородное происхождение, презрев почести и богатства земные, он поселился в уральской глуши, где занялся портновским ремеслом. «Чтобы избежать платы за труды, праведный Симеон, не докончив немного работы, уходил из дома и водворялся в новом месте. За это нередко приходилось ему переносить оскорбления и даже побои, и праведник переносил их терпеливо, как вполне заслуженное»,- сообщает нам житие святого. По обычному мирскому суждению, это был странный человек. Он так и не завёл собственного дома - не имел , где приклонить голову. Любимым занятием праведного Симеона было ужение рыбы, в котором сей странник Божий уподоблялся евангельским рыбакам-апостолам, великим «ловцам человеков. Болен же был чревом, явно, что от воздержания». Беседы Симеона, проникнутые задушевностью, с охотой были слушаемы инородцами и приносили хорошие плоды, искореняя предрассудки и суеверия и научая истинному богочитанию. В 1642 году в возрасте 35 лет праведный Симеон отошёл к Господу.

Учитель:

Вслед за мужским обитателем - Свято -Николаевским монастырем, в 1622 году было начато строительство церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Так началась история женского монастыря В 1991 году был возобновлен Покровский женский монастырь. Первой его настоятельницей была монахиня Василисса. Немало сил и нервов пришлось потратить этой женщине, прежде чем обители была возвращена Ново - Покровская церковь, служившая при Советской власти баней.

Дело в том, что в 1930-е годы территория Верхотурского района стала использоваться для лагерей с заключенными. Применение нашлось и для стен Николаевского монастыря - за ними поместили колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Некоторые храмы были снесены, другие использовались не по назначению. Например, в одном из них хранили цемент, в другом была конюшня для овчарок. И только в конце 1960-х годов началась реконструкция и восстановление Свято - Николаевского монастыря, работа эта продолжается и сейчас.

Сейчас в женском монастыре находятся мощи юродивого Косьмы. Кроме них, в церкви монастыря находится чудодейственная икона "Умиление", написанная настоятельницей монастыря. К ним идут паломники и молят о помощи. Говорят, что часто чудесная помощь приходит...                       Здесь все напоено древностью и легендой.

Нужно только уметь увидеть, услышать, понять.

И может тогда Верхотурье станет откровением.

Одно из стихотворений Александра Блока посвящено русским христианским соборам и я думаю, что оно в полной мере относится и к храмам Святынь Верхотурья.

        «Люблю высокие соборы»

Люблю высокие соборы,

Душой смиряясь, посещать,

Входить на сумрачные хоры,

В толпе поющих исчезать.

Боюсь души моей двуликой

И осторожно хороню

Свой образ дьявольский и дикий

В сию священную броню.

В своей молитве суеверной

Ищу защиты у Христа,

Но из-под маски лицемерной

Смеются лживые уста.

И тихо, с неизменным ликом,

В мерцанье мертвенном свечей,

Бужу я память о двуликом

В сердцах молящихся людей.

Вот - содрогнулись, смолкли хоры,

В смятенье бросились бежать...

Люблю высокие соборы,

Душой смиряясь посещать.

Ученица:

Свою тему  о событиях тех давних времён я продолжу рассказом об ещё одном архитектурном храмовом сооружении – Храме-на-Крови.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале дома инженере Ипатьева  была  расстреляна  семья последнего русского императора Николая " Последний русский царь, в назидание всем нам, с достоинством прошел сквозь два главных искушения, которым подвергается человек на земле. Всю свою жизнь Николай II подвергался искушению славой и властью, но несмотря на это, сохранил в душе такие добродетели, как смирение, терпение и милосердие.

Здесь, в Екатеринбурге, Государь в пример потомкам перенес не менее суровое испытание унижением и лишениями. Но. не смотря на выпавшую на него чашу горя и cтpaданий, несмотря на всеобщее предательство  царь, словно ветхозаветный Иов Многострадальный. сохранил величие духа и упование Господа. Находясь в заточении, Царская Семья явила миру образец кротости и духовной красоты истинно православной семьи, способной выдержать самые суровые испытания. В память о подвиге Государя и его семьи  на месте кровавой драмы в Екатеринбурге в 2003 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был воздвигнут грандиозный храм. Храм был построен на месте разрушенного в 1977 году дома Ипатьева.

.Храмовый комплекс состоит из двух частей: нижнего и верхнего приделов. Ниж ний устроен на уровне подвала Ипатьевского дома, он освящен во имя Святых Царственных Страстотерпцев. Алтарь нижнего храма находится на месте той самой "расстрельной ком наты", где произошло убийство Царской Семьи. Верхний храм - во имя всех Святых, в земле Российской просиявших - это храм радости и веры, веры в достойное будущее России. Храм устремлен вверх, в нем много света. Главными его святынями являются рака  с частицей мощей святого преподобного  Серафима Саровского (в ней мощи старца покоились 12 лет), и икона Божией Матери Троеручица". Эта икона находилась в доме Ипатьева во время заточения в нем семьи Николая II, к этому образу в самые тяжелые дни своей жизни Царственные Страстотерпцы возносили свои молитвы.

Учитель:

Я знаю, что многие из вас, ребята посетили этот храмовый комплекс. Кто-то был там на экскурсии, кто-то с родителями. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

(идёт беседа, учащиеся делятся своими воспоминаниями, рассказывают о своих впечатлениях)

Ученик:

Ночью 17 июля 1918 года тела расстрелянных членов царской семьи тайно вывезли за пределы Екатеринбурга и сбросили в старую железорудную шахту, а позднее уничтожили. На Ганиной яме была поставлена последняя точка в истории Российской империи.

В августе 2000 года на архиерейском соборе в Москве царская семья была прославлена в лике Святых Страстотерпцев. В сентябре того же года Ганину яму посетил Патриарх Алексий II, который благословил строительство на этом месте монастырского комплекса. Сегодня основную часть монастыря составляют семь храмов, по числу членов Царской Семьи. Все они выполнены в лучших традициях русского деревянного зодчества.

Центральным во всём комплексе является храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Главная святыня храма и всего монастыря - Крест-мошевик, с конца 18 века принадлежавший царственному дому Романовых. Сегодня известны случаи исцеления, которые происходят по молитвам верующих у креста.

7 июня 2001 года был освящён храм во имя святого Преподобного Серафима Саровского, великого подвижника православной веры, любимого святого семьи Николая JI.В1903 году Государь принял активное участие в прославлении Преподобного Серафима, а императрица после поездки в Саров и купания в его источнике родила долгожданного сына.

Храм во имя святого Преподобного Сергия Радонежского - один из самых величественных во всём комплексе. Главные святыни храма - иконы, написанные в Троице-Сергиевой лавре: образ святого Сергия Радонежского и святых Царственных Страстотерпцев.

22 сентября 2001 года был освящён надвратный монастырский храм в честь Ивере кой иконы Божией Матери. Список со знаменитой афонской святыни появился в России при первых Романовых и вскоре стал особо почитаемым. С этого времени икона считалась покровительницей Москвы. В 2002 году монастырь на Ганиной яме обрёл свой список чудотворной иконы Самым необычным по архитектуре является храм во имя святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, небесного покровителя последнего русского императора. Храм был освящён 19 мая 2002 года, в день рождения Николая II. Его 17 куполов напоминают о печальной дате - 17 июля 1918 года, дне убийства царской семьи. Главная святыня храма - образ святителя Николая Чудотворца, принадлежавший Царской Семье. Во время заточения в Ипатьевском доме Государь подарил эту икону послушнице Ново-Тихвинского монастыря, приносившей продукты для узников.

Храм в честь иконы Божией матери «Державная» отличается своими масштабами. Разместившись на горке, он величественно возвышается над комплексом. Своё название храм получил благодаря иконе, которую 15 (2) марта 1917 года обнаружили в подвале Вознесенской церкви подмосковного села Коломенское. На почерневшей от времени иконе была изображена Богоматерь со знаками царской власти. Именно в этот день произошло отречение Николая II от престола. Чудесное явление иконы символизировало, что отныне Богородица становится небесной Царицей России.

23 сентября 2003 года на патриаршем подворье был освящён храм во имя святого Иова Многострадального. День рождения Николая II приходится на день, когда православная церковь чтит память этого святого. Сам Император всегда предчувствовал трагическое будущее России и мученичество своей семьи, но, готовился встретить его по-христиански, с верою в Господа.

В центре всего комплекса на краю старого рудника установлен Поклонный крест. Рядом на камне слова из Священного писания: «Не пощажу его, ибо он пережёг кости царя Едомского в известь». Это последняя запись в дневнике императрицы Александры Фёдоровны. Вокруг шахты сегодня возвышаются семь деревьев, которые как бы символизируют членов Царской Семьи :сосна - Николая II, самая большая берёза - императрицу, четыре маленькие берёзки - царевен, а тоненькая осинка - царевича Алексея.

Учитель:

Пройдут скорбные дни лихолетья,

и, русский народ, испив чашу бед и скорбей,

осознает свой грех попустительства в пролитии царской крови,

грех молчания о содеянном зле, и пойдёт путём покаяния.

И здесь, на Ганиной Яме , тоже некоторые из вас побывали. Расскажите, пожалуйста, что поразило вас при посещении этого Святого места.

(идёт беседа, учащиеся делятся своими воспоминаниями, рассказывают о своих впечатлениях)

Ученица:

Он парит и блистает как лебедь,

Людям виден он даже во тьме.

Белый храм, возносящийся в небо,

Белый храм, на зелёном холме.

Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь.

 Расположен на живописных отрогах Уральских гор в 100 километрах от города Перми и в 80 километрах от города Кунгура.

Каждый, кто хоть единожды побывал здесь, знает это удивительное чувство. Отступают суета, невзгоды, горести, тревоги... Спокойной мирно становиться на душе. - Помолчать и помолиться, - так зачастую отвечают на вопрос, почему они здесь, многие паломники. А еще - подумать, поразмышлять и, возможно, принять для себя единственно правильное решение. Может быть, в этом и заключается главный, сокровенный смысл восстановления Белогорья. Именно для возрождения духовности стараются, всемерно помогая Свято-Николаевскому монастырю, как церковные, так и светские власти.

Почему гору, возвышающую среди лесов, назвали Белой? Объяснений несколько. Здесь долго - долго лежит, не тает белый снег. Здесь выходят на поверхность белые известняки.

А самое главное, белый цвет - цвет чистоты и святости. Гора - как ежедневный экзамен на белую, чистую совесть Каждый, отправляющийся на Белогорье, ожидает чуда. Для тех, кто приезжает сюда зимой, чудеса начинаются уже у подножия. Деревья здесь сказочные: пушистые, снегом припорошенные, словно хрустальные: здесь всегда гуляют сильные, очень сильные ветры. В ранних зимних сумерках многометровый Царский крест отчетливо вырисовывается на фоне величественного, словно бы затянутого прозрачной дымкой собора

Учитель:

Белая гора издавна служила местом спасения и молитвы. С XVIII века здесь находились кельи и скиты, где скрывались беглые старообрядцы.

Датой основания обители считается 9 июня 1890 года.

В этот день отец Стефан Луканин посетил Белую гору и воздвиг здесь первый деревянный крест, который простоял менее года.

Вот как описывает Луканин свои впечатления от первого посещения Белой горы в 1890 году: «Так как это было 8 июня, когда ночей нет, то мы и отправились к Белой горе в 10 часов вечера. Дороги почти не существовало, и в переходах через болота, ручьи и трясины мы провели до 3-х часов, так что прибыли к вершине горы около 2-х часов утра..."

"        Дивная местность и очаровательный вид с нея на все четыре стороны света до того поразили меня, что привели в какое-то особенное вдохновение и я, будучи точно вне себя, только и упрашивал товарищей: «Принесите топор, срубим дерево, сделаем крест и поставим его на сие место, ибо место это не простое и его нужно посвятить достойной и высокой цели..."

Отец Стефан уже не сомневался, что это место создано для миссионерского монастыря. На горе поставили небольшой деревянный крест, простоявший менее года. Так было положено начало созданию Белогорской обители.

В 1891 году в Японии на наследника Российского престола Цесаревича Николая было совершено покушение. По счастливой случайности трагедии удалось избежать. В честь этого "чудесного спасения" по благословению преосвященного Владимира, епископа Пермского и Соликамского, 16 мая 1891 года, в неделю Всех Святых, при крестном ходе миссионером отцом Стефаном Луканиным был освящен сооруженный на Белой горе величественный восьмиконечный крест высотой в 5 саженей (10 м 65 см), впоследствии прозванный в народе «Царским». Позже по этой же причине дадут название монастырю (Свято-Николаевский) и главному купольному храму (Крестовоздвиженский).

«Царский крест» простоял 10 лет. Но 23 апреля 1901 года во время сильной бури его снесло. Новый металлический крест был изготовлен и установлен на средства купца Н.С.Жирнова, впоследствии ставшего старостой монастыря. Эскиз изготовил пермский художник А.Н.Зеленин, который потом, после посещения монастыря в 1907 году, исполнил росписи Святых для его интерьера.

Соорудив и освятив «Царский крест», духовенство и все присутствующие приняли всеобщее обещание ежегодно в неделю Всех Святых совершать на Белую гору торжественный крестный ход от всех близлежащих приходов.

Эта традиция свято соблюдалась вплоть до закрытия монастыря, привлекая в лоно святой православной Церкви темные массы старообрядцев.

При этом особо отметим, что не было еще на Белой горе ни одного храма, ни одной монастырской постройки, ни одного православного священника, постоянно здесь живущего, - стоял только один «Царский крест».

Однако раскольники десятками отрекались от старой веры и принимали православие.

В результате всех этих действий у миссионера о.Стефана Луканина окончательно укрепилась мысль об устройстве именно здесь, на Белой горе, просветительно-миссионерского монастыря.

В  1893 году произошел  ряд  важных событий, неразрывно связанных с Белогорской обителью: - 18 июня 1893 года было освящено место для закладки храма на Белой горе в память чудесного спасения жизни Цесаревича Николая Александровича, наследника Российского престола;

29 июня, при многотысячном стечении народа, Епископ Пермский Петр торжественно освятил главный храм обители в честь Иверской иконы Божией Матери.

Освещение места и закладка Крестовоздвиженского собора на Белой горе состоялись 24 июня 1902 года. Величественный храм в честь воздвижения креста Господня (по проекту архитектора Тона, автора и создателя Московского храма Христа Спасителя) строился 15 лет и являлся одним из красивейших в России. Размеры собора составляли 53,25 м в длину, ширину и высоту, а вместимость его была рассчитана на 5 тысяч молящихся (по некоторым данным более 8 тысяч). В то время он был третий в России по размерам после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Внутреннее убранство храма поражало своей красотой! Пол внутри собора был выложен из каменной разноцветной метлахской плитки. Изящно сделаны заклиросные киоты. Иконы для главного и боковых иконостасов исполнены белогорскими мастерами в греческом стиле, что вызывало особое молитвенное настроение у людей.

Снаружи белоснежные стены храма были украшены иконами, писанными на жести в мастерской монастыря. Вокруг собора была площадь, залитая асфальтом. Теперь молящиеся могли не опасаться, что при крестном ходе завязнут в грязи или наглотаются пыли. Кроме того, заасфальтированная площадка надежно защищала нижнюю часть храма от сырости.

Позолоченные кресты на куполах видны были вокруг на многие-многие версты. "Отрадно было видеть, - вспоминают очевидцы, - как золотые кресты далеко испускают свой блеск, привлекая собой внимание богомольцев, идущих издалека помолится в родную для них обитель сию".

7-9 июня  1917  года состоялось торжественное освящение Крестовоздвиженского соборного храма.

Трагические события настали для монастыря уже в 1918 году. 12 августа 1918 года большевики замучили и бросили в реку Каму архимандрита Варлаама. С августа 1918 года по январь 1919 года большевики расстреляли и замучили 34 монахов Белогорского монастыря.  

18 июня 1919 года большевики захватили Пермь, а вскоре и весь Пермский край, через четыре года в марте 1923 года монастырь был окончательно закрыт.

С 1930 года на Белой горе открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, годом позже открыт дом инвалидов. В 1941—1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны. С 1946 по 1986 годы на Белой горе находился дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства. В 1980 году в Белогорский соборе вспыхнул огонь, который сильно повредил храм, в частности сгорели почти все купола храма.

Началом возрождения монастыря считаются 1988—1989 года, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси.

Ученица: Творческий проект храма.

А сейчас  я хочу обратиться к своим истокам. Я родилась и живу в поселке Уфимский. Уже много лет ведется речь о строительстве храма на территории нашего поселка.

За основу своего проекта я взяла идею создания небольшой церкви. Конечно, мне нравятся большие прекрасные соборы Древней Руси. Но для нашего небольшого поселка более гармонично будет смотреться небольшая церковь.

Место для её строительства я выбрала на берегу реки Бисерть. Всякий, кто будет подъезжать к нашему поселку со стороны Ачита, издалека увидит возвышающуюся церковь. А с другого берега будет видно в воде ее' отражение. Я хочу построить её из белого камня, так как белый цвет на Руси символизирует чистоту, нравственность.

Храм, собор, церковь возводились, как правило, на высоком холмистом месте. Решались задачи как религиозные, так и практические. Строение должно было хорошо просматриваться со всех точек, служить местом сбора людей, отвечать задаче объединения мыслей и помыслов пришедших в храм молиться богу.

Я больше внимания уделила внешнему облику церкви, её формам. В своем проекте я постаралась следовать традициям русского зодчества. Я хотела бы видеть нашу церковь белокаменной, с красивыми куполами. Сделав много набросков, я пришла к выводу, что это небольшой четверик в основании с пятью золотыми куполами.

Перед церковью мы с ребятами  обязательно разобьем клумбы с красивыми цветами. Они будут радовать глаз прихожан.

Выполняя работу, я совершила  увлекательное путешествие    в    русскую    старину,    своими   глазами   увидела необыкновенную красоту древних храмов и постаралась отразить это в своей работе.

Учитель:

В сознании русского человека красота неразрывно связана с правдой. От православия Россия приняла бесценный дар - этико-эстетический идеал, к которому она стремится всю свою нелегкую историю, то, сбиваясь с праведного пути, то, возвращаясь на него. Идеал этот – святость.

 В завершении хотелось бы привести две цитаты из наших современников. Знаменитый исследователь русской литературы и культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу… Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство».

 «Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых…»

Так сказал однажды великий князь Константин Романов. Действительно, русская архитектура начиналась с триумфа света, величия и необычной гармонии. Удивительно, как много у нас, на Урале, великолепных храмов, украшенных мозаикой, фресками, иконами. Всё это явлено в рукотворном творении торжества небесной власти. На примере уральских храмов, я убедилась, что  идеи христианства в России неразрывно связаны с идеей нравственной чистоты, духовного совершенства.


Список используемой литературы.

1.О. Федорущенко. “Белогорский Свято-Николаевский монастырь»,                 2004г

2. Игумен Филипп. «Верхотурье».                                                                           2005г

3. А. Рычков. « 7 Православных путешествий по Среднему Уралу»                   2007г

4. Филарет. «Православные святыни России».                            Минск,              2006г

5.Департамент культуры правительства Свердловской области.

     «Земля Святого Симеона».                                          Екатеринбург,                1998г

6.Сайты Интернета

7. Фотографии из личного архива.


  1. Творческий проект храма.

А сейчас  я хочу обратиться к своим истокам. Я родилась и живу в поселке Уфимский. Уже много лет ведется речь о строительстве храма на территории нашего поселка.

За основу своего проекта я взяла идею создания небольшой церкви. Конечно, мне нравятся большие прекрасные соборы Древней Руси. Но для нашего небольшого поселка более гармонично будет смотреться небольшая церковь.

Место для её строительства я выбрала на берегу реки Бисерть. Всякий, кто будет подъезжать к нашему поселку со стороны Ачита, издалека увидит возвышающуюся церковь. А с другого берега будет видно в воде ее' отражение. Я хочу построить её из белого камня, так как белый цвет на Руси символизирует чистоту, нравственность.

Храм, собор, церковь возводились, как правило, на высоком холмистом месте. Решались задачи как религиозные, так и практические. Строение должно было хорошо просматриваться со всех точек, служить местом сбора людей, отвечать задаче объединения мыслей и помыслов пришедших в храм молиться богу.

Я больше внимания уделила внешнему облику церкви, её формам. В своем проекте я постаралась следовать традициям русского зодчества. Я хотела бы видеть нашу церковь белокаменной, с красивыми куполами. Сделав много набросков, я пришла к выводу, что это небольшой четверик в основании с пятью золотыми куполами.

Перед церковью мы с ребятами  обязательно разобьем клумбы с красивыми цветами. Они будут радовать глаз прихожан.

Выполняя исследовательскую работу, я совершила  увлекательное путешествие    в    русскую    старину,    своими   глазами   увидела необыкновенную красоту древних храмов и постаралась отразить это в своей работе.




Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Ачитская детская школа искусств»

Исследовательская работа

«Российские храмы –

основа национальной культуры

и духовности русского народа»

Выполнила: Юшкова

Юлия Сергеевна, 15лет,

 учащаяся 5кл. Ачитской ДШИ.

Руководитель: Крапивина

Людмила Павловна,

преподаватель изобразительного

 искусства Ачитской  ДШИ,

высшая квалификационная категория.

2011год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»

  Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа  диалога национальных культур) с 2002 года  является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...

«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»

  Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа  диалога национальных культур) с 2002 года  является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...

Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры

Роль этнопедагогики неоценима в формировании нравственных качеств ребенка. Программа воспитательной работы СОШ № 19 г. Улан-Удэ "Угайм сулдэ" направлена на развитие духовно-нравственного пот...

Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Формирование духовно- нравственного воспитания учащихся через интерес к национальной культуре и традициям русского народа.

В настоящее время актуальным направлением духовно-нравственного  воспитания является формирование у учащихся этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.Особая роль в р...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...