Преподавание цветоведения на уроках ИЗО с применением современных технологий
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
ЦВЕТОВЕДЕНИЕ – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных истории искусства, философии, эстетики, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_cvetovedeniya_na_urokah.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание цветоведения на уроках ИЗО с применением современных технологий
ЦВЕТОВЕДЕНИЕ – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных истории искусства, философии, эстетики, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.
Физика изучает природу цвета
Физиология – процесс восприятия цвета человеком
Психология – воздействие цвета на психику человека
Медицина – фармакологию света (цвета)
В теории живописи – художественные и эстетические свойства цвета
В начальных классах изучают:
Основные цвета
Прием смешения красок и получения новых цветов
Добавление белой и черной краски
Несобственные качества цвета
С шестых классов начинается изучение научного цветоведения и на уроках можно рассматривать темы:
Физическая природа цвета.
Счастье видеть мир цветным.
Почему небо голубое, а закат красный.
Оптическое смешение цветов.
Пространственное смешение цветов.
Фармакология света (цвета).
Психофизиологическое воздействие цвета на организм человека.
Колорит в натюрморте.
Роль света в пейзаже.
Выражение эмоций и чувств человека через цвет.
Помощь цвета в изображении человека.
Примеры уроков по цветоведению.
Примерный план урока (2-й класс, IV четверть)
Тема четверти: «Как говорит искусство»
Тема урока: «Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета» (технология игрового обучения)
Ход урока:
Рассмотрите внимательно все оттенки цветового круга и попытайтесь их назвать.
Дети называют цвета входящие в цветовой круг: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Между красным и оранжевым будет красно-оранжевый, между желтым и оранжевым – желто-оранжевый и так далее между каждой парой цветов.
Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную.
Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Что напоминают теплые цвета?
Возможные ответы детей: солнце, восход, закат, огнь, то, что дает тепло.
Холодные цвета: синие, голубые, сине-фиолетовые, сине-зеленые. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным.
Дети приводят примеры– льдом, снегом, водой, лунным светом…
Теплые цвета воспринимаются как более радостные, веселые, солнечные, в то время как холодные навивают грусть, печаль, тревогу, возможно загадочность и таинственность.
В творчестве любого художника есть периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Так, испанский художник П. Пикассо в одно время работал с холодными цветами, в другой период – с теплыми (так называемый голубой и розовый периоды в его творчестве). Одни художники могут писать красками теплого оттенка, другие отдают предпочтение холодным цветам.
Проводится игра.
Класс делится на 2 команды. На доске вывешены силуэты, из липкого двустороннего скотча на больших листах, замка Снежной Королевы и Жар- птицы. На горизонтальной плоскости разложены кусочки бумаги «теплых» и «холодных» цветов.
Одна команда оформляет этими кусочками цветной бумаги Жар-птицу, а другая замок Снежной Королевы.
Подводится результат выполненного коллективного задания.
Индивидуальная практическая работа.
Изображение Жар-птицы или замка Снежной Королевы по выбору. Работа выполняется гуашью крупными мазками (большой кистью).
Примерный план урока (6-й класс, IV четверть)
Тема урока: «Пейзаж-настроение. Природа и художник» (технология группового обучения)
Ход урока:
Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, создающий зрительное ощущение.
Многоцветие живой природы по-своему радует нас во все времена года. Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом красок. Вы можете остановить свой выбор на нежных весенних и сочных летних, ярких осенних и приглушенных зимних тонах. В творческой работе придерживайтесь принципа цветовой гармонии, и ваши рисунки получатся действительно красивыми.
Весна
Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому и весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, сиреневого, светло-желтого и охристого. Ну, а для контраста – цвет молодой зелени, маково- красный и ярко-желтый.
Лето
Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, желтые цвета. К каждому локальному цвету подбирается богатая гамма разнообразных сложных оттенков.
Осень
Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие свет. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого; темные красно-коричневый, бордовый и фиолетовый цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму может дополнить зеленый цвет хвои.
Зима
Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые тона льда, контрасты белого и черного цветов. Композиции чаще всего ясные, четкие, лаконичные. Романтический образ зимы помогут создать нежные цвета, удачно сочетающиеся с нейтральными серыми оттенками.
Групповая (парная) практическая работа.
Составить палитру времен года.
Игра «Цвет и чувства» (технология игрового обучения)
Одним из первых, кто начал исследовать воздействие цвета, был И. Гёте, который как поэт смог убедительно прочувствовать, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе.
И. Гёте любил рассматривать один и тот же пейзаж через стекла зеленого, желтого, красного и других цветов и наблюдать, как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека.
Принято считать, что богатый ассоциациями красный цвет – возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный; желтый цвет – теплый, бодрящий, веселый, привлекательный; оранжевый цвет – веселый, радостный, пламенный, добрый. Богат ассоциациями и зеленый цвет, он создает спокойное, приятное и мирное настроение.
А вот синий цвет характеризуют как серьезный, печальный, тоскливый, сентиментальный, спокойный. Фиолетовый цвет соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов – он является одновременно и притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывающим тоску и грусть.
Восприятие цвета очень индивидуально.
Индивидуальная практическая работа.
Выберите из столбца какое-нибудь слово и нарисуйте цветовое пятно, которая возникнет в вашем воображении. Особое внимание обратите на цветовое решение вашего замысла, постарайтесь, чтобы цвет передавал чувства, соответствовал слову, которое вы выберете. Используйте разнообразные художественные материалы (акварель, пастель, гуашь и др.).
ЧУВСТВА
радостный
счастливый
печальный
дружелюбный
сердитый
озабоченный
испуганный
таинственный
спокойный
завистливый
героический
удивленный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация интегративного подхода на уроках музыки через применение современных информационных технологий.
Вообще с метапредметными связями музыки очень хорошо эксперементировать. Благодаря тому, что музыка отражает нашу жизнь. Хорошее поле для творчества....
Применение современных технологий на уроках английского языка
Презентация по теме " Применение современных технологий на уроках английского языка"...
Методический бюллетень. Требования к современному уроку математики с применением новых технологий
В данной работе рассмотрены основные требования к современному уроку. К работе прилагаются некоторые темы дисциплины "Математика" с применением новых технологий: Урок по теме «Показательные...
Формирование учебно – познавательной компетенции на уроках математики посредством применения современных технологий
Этот материал представляет из себя выступление на ШМО учителей естественно - математического цикла на тему:«Формирование учебно – познавательной компетенции на уроках математики посредством прим...
«Концепция обучения и воспитания детей с применением современных технологий на уроках «Технология»
Основой моей концепции обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является: целенаправленное формирование у учащихся положительного отношения, интереса и готовности к труду, как основе ...
Эффективность применения современных технологий на уроках технологии.
Цифровые технологии, ИКТ я использую: в начале, в середине или в конце урока при подведении итогов работы, то есть можно дополнить лекцию, рассказ, показ приемов выполнения практического задания - фра...
Статья: Развитие мотивации обучающихся на уроках истории через применение современных образовательных технологий: "Игровая деятельность на уроке истории"
Игра – это форма деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта в котором складывается и совершенствуются необходимые в жизни знания, умения и...