Преподавание цветоведения на уроках ИЗО с применением современных технологий
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных истории искусства,  философии, эстетики, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_cvetovedeniya_na_urokah.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание цветоведения на уроках ИЗО с применением современных технологий

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных истории искусства,  философии, эстетики, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.

Физика изучает природу цвета
Физиология – процесс восприятия цвета человеком
Психология – воздействие цвета на психику человека
Медицина – фармакологию света (цвета)
В теории живописи – художественные и эстетические свойства цвета

В начальных классах изучают:

Основные цвета

Прием смешения красок и получения новых цветов

Добавление белой и черной краски

Несобственные качества цвета

С шестых классов начинается изучение научного цветоведения и на уроках можно рассматривать темы:

Физическая природа цвета.

Счастье видеть мир цветным.

Почему небо голубое, а закат красный.

Оптическое смешение цветов.

Пространственное смешение цветов.

Фармакология света (цвета).

Психофизиологическое воздействие цвета на организм человека.

Колорит в натюрморте.

Роль света в пейзаже.

Выражение эмоций и чувств человека через цвет.

Помощь цвета в изображении человека.

Примеры уроков по цветоведению.

Примерный план урока (2-й класс, IV четверть)

Тема четверти: «Как говорит искусство»

Тема урока: «Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета» (технология игрового обучения)

Ход урока:  

Рассмотрите внимательно все оттенки цветового круга и попытайтесь их назвать.

Дети называют цвета входящие в цветовой круг: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Между красным и оранжевым будет красно-оранжевый, между желтым и оранжевым – желто-оранжевый и так далее между каждой парой цветов.

Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную.

Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Что напоминают теплые цвета?

Возможные ответы детей: солнце, восход, закат, огнь, то, что дает тепло.

Холодные цвета: синие, голубые, сине-фиолетовые, сине-зеленые. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным.

Дети приводят примеры– льдом, снегом, водой, лунным светом…

Теплые цвета воспринимаются как более радостные, веселые, солнечные, в то время как холодные навивают грусть, печаль, тревогу, возможно загадочность и таинственность.

В творчестве любого художника есть периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Так, испанский художник П. Пикассо в одно время работал с холодными цветами, в другой период – с теплыми (так называемый голубой и розовый периоды в его творчестве). Одни художники могут писать красками теплого оттенка, другие отдают предпочтение холодным цветам.

Проводится игра.

Класс делится на 2 команды. На доске вывешены силуэты, из липкого двустороннего скотча на больших листах, замка Снежной Королевы и Жар- птицы. На горизонтальной плоскости разложены кусочки бумаги «теплых» и «холодных» цветов.

Одна команда оформляет этими кусочками цветной бумаги Жар-птицу, а другая замок Снежной Королевы.

Подводится результат выполненного коллективного задания.

Индивидуальная практическая работа.

Изображение Жар-птицы или замка Снежной Королевы по выбору. Работа выполняется гуашью крупными мазками (большой кистью).

Примерный план урока (6-й класс, IV четверть)

Тема урока: «Пейзаж-настроение. Природа и художник» (технология группового обучения)

Ход урока:

Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, создающий зрительное ощущение.

Многоцветие живой природы по-своему радует нас во все времена года. Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом красок. Вы можете остановить свой выбор на нежных весенних и сочных летних, ярких осенних и приглушенных зимних тонах. В творческой работе придерживайтесь принципа цветовой гармонии, и ваши рисунки получатся действительно красивыми.

Весна

Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому и весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, сиреневого, светло-желтого и охристого. Ну, а для контраста – цвет молодой зелени, маково- красный и ярко-желтый.

Лето

Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, желтые цвета. К каждому локальному цвету подбирается богатая гамма разнообразных сложных оттенков.

Осень

Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие свет. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого; темные красно-коричневый, бордовый и фиолетовый цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму может дополнить зеленый цвет хвои.

Зима

Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые тона льда, контрасты белого и черного цветов. Композиции чаще всего ясные, четкие, лаконичные. Романтический образ зимы помогут создать нежные цвета, удачно сочетающиеся с нейтральными серыми оттенками.

Групповая (парная) практическая работа.

Составить палитру времен года.

Игра «Цвет и чувства» (технология игрового обучения)

Одним из первых, кто начал исследовать воздействие цвета, был И. Гёте, который как поэт смог убедительно прочувствовать, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе.

И. Гёте любил рассматривать один и тот же пейзаж через стекла зеленого, желтого, красного и других цветов и наблюдать, как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека.

Принято считать, что богатый ассоциациями красный цвет – возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный; желтый цвет – теплый, бодрящий, веселый, привлекательный; оранжевый цвет – веселый, радостный, пламенный, добрый. Богат ассоциациями и зеленый цвет, он создает спокойное, приятное и мирное настроение.

А вот синий цвет характеризуют как серьезный, печальный, тоскливый, сентиментальный, спокойный. Фиолетовый цвет соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов – он является одновременно и притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывающим тоску и грусть.

Восприятие цвета очень индивидуально.

Индивидуальная практическая работа.

 Выберите из столбца какое-нибудь слово и нарисуйте цветовое пятно, которая возникнет в вашем воображении. Особое внимание обратите на цветовое решение вашего замысла, постарайтесь, чтобы цвет передавал чувства, соответствовал слову, которое вы выберете. Используйте разнообразные художественные материалы (акварель, пастель, гуашь и др.).

ЧУВСТВА

радостный

счастливый

печальный

дружелюбный

сердитый

озабоченный

испуганный

таинственный

спокойный

завистливый

героический

удивленный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация интегративного подхода на уроках музыки через применение современных информационных технологий.

Вообще с метапредметными связями  музыки  очень хорошо эксперементировать. Благодаря тому, что музыка отражает нашу жизнь. Хорошее поле для творчества....

Применение современных технологий на уроках английского языка

Презентация по теме " Применение современных технологий  на уроках английского языка"...

Методический бюллетень. Требования к современному уроку математики с применением новых технологий

В данной работе рассмотрены основные требования к современному уроку. К работе  прилагаются некоторые темы дисциплины "Математика" с применением новых технологий: Урок по теме «Показательные...

Формирование учебно – познавательной компетенции на уроках математики посредством применения современных технологий

Этот материал представляет из себя выступление  на ШМО учителей естественно - математического цикла на тему:«Формирование учебно – познавательной компетенции на уроках математики посредством прим...

«Концепция обучения и воспитания детей с применением современных технологий на уроках «Технология»

Основой моей концепции обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является: целенаправленное формирование у учащихся положительного отношения, интереса и готовности к труду, как основе ...

Эффективность применения современных технологий на уроках технологии.

Цифровые технологии, ИКТ я использую: в начале, в середине или в конце урока при подведении итогов работы, то есть можно дополнить лекцию, рассказ, показ приемов выполнения практического задания - фра...

Статья: Развитие мотивации обучающихся на уроках истории через применение современных образовательных технологий: "Игровая деятельность на уроке истории"

Игра – это форма деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта в котором складывается и совершенствуются необходимые в жизни знания, умения и...