ИНТЕРЬЕР КАК СИНТЕЗ ИСКУССТВ В АРХИТЕКТУРЕ. ДВОРЦОВЫЙ ИНТЕРЬЕР.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
Конспект урока содержит большой исторический материал об ансамбле Павловского дворца в г. Ломоносове, краткий справочный материал архитектурных терминов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvorcovyy_interer_7.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА ИНТЕРЬЕР КАК СИНТЕЗ СКУССТВ В АРХИТЕКТУРЕ.
ДВОРЦОВЫЙ ИНТЕРЬЕР.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Сформировать представление о синтезе искусств в интерьере как части архитектурного сооружения. Развивать творческую фантазию и познавательную активность. Познакомить учащихся с архитектурным ансамблем Павловского дворца в г. Ломоносове. Развивать ассоциативно-образное мышление при передаче объёма в рисунке.
МАТЕРИАЛЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ репродукции с изображением интерьеров разных архитектурных сооружений. Слайд-шоу «Павловск» и «Павловский дворец в Ораниенбауме». Словарь терминов. Учебные таблицы «Перспектива в интерьере».
ПРИМЕРНЫЙ ХОД УРОКА 2 часа
СОДЕРЖАНИЕ 1 урок. Беседа об интерьере как синтезе искусств и органичном сочетании его с архитектурным образом здания.
Архитектор, работая со скульптором и живописцем, всегда заботится о внешнем облике здания – экстерьере, и о внутреннем помещении – интерьере.
Монументальная живопись может быть размещена на самых разнообразных архитетурных плоскостях: стенах, потолках, окнах, колоннах и т.д.
Каждое из творений архитектуры созвучно эпохе. Поэтому интерьер средневекового замка сильно отличается от дворца в стиле барокко.
Интерьер это и отдельные фрагменты архитектурного пространства и комнаты с их убранством (мебелью и всеми вещами в ней).
Посмотрим интерьер Павловского дворца.
Павловский ансамбль создавался в течение 50 лет. Создателем дворца и парка стал шотландский архитектор Чарлз Камерон, приглашенный в Россию для работ в Царском Селе. Строгий и изящный Павловский дворец был возведен на месте разобранного деревянного. В отделке его многочисленных интерьеров в разное время принимали участие, кроме Камерона, В. Ф. Бренна, А. Н. Воронихин, Дж. Кваренги, К. И. Росси и др.
Важным этапом в творчестве Камерона стали работы в Павловске для великого князя Павла Петровича (1780-1801). Главной заслугой архитектора является создание генерального плана всего ансамбля, в том числе великолепного парка в долине р. Славянка. По проектам Камерона здесь были построены храм Дружбы, вольер, колоннада Аполлона и др. Самым значительным сооружением стал дворец с одноэтажными галереями и флигелем (1782-1786). Разнообразные отделочные материалы были использованы в отделке интерьера Греческого и Римского залов.
Ядром здания является компактный трехэтажный корпус, по его сторонам размещены флигели с изогнутыми в плане галереями. Первоначальный облик дворца отличался от современного, боковые одноэтажные галереи которого были надстроены. Парадный портик дворового фасада украшают четыре пары коринфских колонн, центральный объем дворца завершается куполом, его невысокий барабан окружен часто поставленными колонками. Еще до вступления на престол Павла к работам в Павловске был привлечен Бренна, который значительно изменил облик дворца, расширив его и надстроив галереи и боковые павильоны.
Со строгим внешним обликом дворца контрастируют его роскошные интерьеры. Первый этаж занимали гостиные, кабинеты, столовые, спальни. Парадные интерьеры носили представительский характер и располагались на втором этаже. Третий этаж был служебным. Главное помещение дворца — Итальянский зал — расположен под куполом. Его украшает великолепная люстра, изготовленная в конце 18 в. из бронзы и рубинового стекла. В создании зала принимали участие Камерон, Бренна, Воронихин. Анфиладу второго этажа завершают Зал Войны и симметричный ему Зал Мира. 3ал Войны одно время служил малым тронным залом. Большой, или Тронный, зал находится в южном павильоне дворца; его площадь 400 м, это самый обширный парадный интерьер дворца.
До 1917 Павловск оставался императорской резиденцией, в 1918 дворец был превращен в музей, а город в том же году переименован в Слуцк.
В сентябре 1941 нацисты захватили Павловск. Они вырубили десятки тысяч парковых деревьев, разрушили павильоны и гидротехнические сооружения, подожгли дворец, сожгли здание курзала. Павловск был освобожден 24 января 1944, ему было возвращено историческое название, и сразу же начались восстановительные работы. Реставрация продолжалась до 1971, когда были открыты для посетителей Кавалерский и Тронный залы, а также Картинная галерея. Первоначальный облик был возвращен многочисленным парковым павильонам, был восстановлен и парк. Реставрацией руководили архитекторы Ф. Ф. Олейник, С. В. Попова-Гунич, В. Б. Можайская, И. Г. Капцюг, Ю. И. Синица. Огромную помощь при реставрации оказали сотрудники музея во главе с директором А. И. Зеленовой и главным хранителем А. М. Кучумовым.
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ
выбор сюжета; интерьер в каком архитектурном стиле вы решили рисовать;
выбор композиции; применение перспективы при выполнении задания: уровень зрения, сколько точек схода вы используете при выполнении рисунка;
какую монументальную живопись или архитектурные элементы ве будете использовать ;
начинать надо с общего, главного, медленно переходя к подробностям.
2 урок.
Дворцово-парковые ансамбли города Ломоносова (Ораниенбаума), находящегося на южном берегу Финского залива, в сорока километрах от Ленинграда, занимают в истории русского искусства особое место, как выдающиеся художественные памятники XVIII.
По поводу происхождения экзотического названия Ораниенбаум—апельсиновое дерево (от немецкого orange—апельсин, baum—дерево)—существует несколько версий. Логичнее всего предположить, что, выбирая наименование для своей приморской усадьбы, Меньшиков, как всегда, стремился сделать приятное Петру.
Первый принятый проект Большого дворца, заложенного, вероятно, в 1711 году, и сада в Ораниенбауме предположительно выполнил итальянский архитектор Джованни Марио Фонтана, работавший в России в 1703—1713 годах.
Меньшиков был арестован, а затем сослан. По приказу Петра II все принадлежащие ему имения и дворцы были конфискованы.
Совпадение окончания строительства самого великолепного из загородных летних дворцов петровского времени и крушения, казалось, неколебимой власти всесильного «светлейшего князя» обрело символическое значение: смерть Екатерины I и через четыре месяца после нее насильственное удаление с политической сцены виднейшего сподвижника Петра как бы подчеркнули окончание целой эпохи, одним из исторических и художественных памятников которой остался ансамбль Большого дворца. За шестнадцать лет, кроме дворца, состоявшего из центральной части, двух галерей и двух больших павильонов (Японского и Церковного) и связанного с дворцом служебного корпуса, в Ораниенбауме создали Нижний сад, декорированный фонтанами и скульптурой. С восточной стороны Большого дворца в затопленной низине—Нижний пруд, который именовался «Малым увеселительным морем», где держали небольшие суда для «водных увеселений» гостей резиденции.
После опалы Меньшикова с 1728 по 1743 год Ораниенбаум состоял в ведении Канцелярии от строений, Дворцовой канцелярии, причем в 1736 году «Ораниенбомское место с садом» было отдано в распоряжение Адмиралтейской коллегии. В этот период, сначала по указаниям М. Земцова и И. Мордвинова, велись ремонтные работы, а с 1736 года по чертежам и сметам П. Еропкина, М. Земцова, И. Коробова шло приспособление Большого дворца, из которого вывезли почти все декоративное убранство, и основных строений для размещения Морского госпиталя.
С 1746 года Петр Федорович и его жена Екатерина Алексеевна (принцесса Анхальт-цербстская, будущая Екатерина II) каждое лето жили в Ораниенбауме. Для содержания резиденции к ней было приписано две тысячи пятьсот крепостных. Это позволило начать значительные работы, ведущую роль в которых до 1756 года играл архитектор Б.-Ф. Растрелли.
По проектам Растрелли Большой дворец был полностью восстановлен, его главные интерьеры декорированы в приемах и материалах, характерных для поры расцвета русского барокко.
Новые стилистические черты, свойственные архитектуре рококо и раннего классицизма, начали появляться здесь, когда в 1756 году главным архитектором великокняжеского двора стал Антонио Ринальди. К началу работ в Ораниенбауме Ринальди уже пять лет жил в России. Именно о таких постройках и писал академик Д. С. Лихачев: «Необыкновенно интересны и, я бы сказал, трогательны архитекторы и живописцы, которые, перейдя во второй половине XVIII века к классицизму, сохранили в своих произведениях элементы рококо. К таким своеобразным классикам я отношу, например, Ринальди... Для пригородов Ленинграда второй половины XVIII века эти вкрапления рококо в классицизм очень характерны, они создают необходимую для пейзажных парков непринужденность индивидуального почерка зодчего».
По чертежам и рисункам Ринальди, при участии первоклассных русских и западноевропейских мастеров и живописцев построили Китайский дворец.
Екатерина II очень редко пользовалась своей первой загородной летней резиденцией, где столь многое напоминало о ненавистном Петре III. Поэтому по ее распоряжению в 1792 году Большой дворец со всеми службами и Петерштадтскою крепостью передали морскому ведомству. Так же как после опалы Меншикова, это вновь привело к утрате внутреннего убранства дворцовых интерьеров. Но через четыре года Ораниенбауму опять вернул и значение резиденции наследника престола. Все его строения, парки и приписанные к Ораниенбаумскому дворцу более двух тысяч душ крестьян из окрестных мыз перешли в собственность великого князя Александра Павловича (Александра I). В 1831 году Ораниенбаум стал летней резиденцией его брата—великого князя Михаила Павловича, от него он перешел к дочери—Екатерине Михайловне, по мужу герцогине Мекленбург-Стрелицкой; их потомки владели дворцово-парковыми ансамблями Ораниенбаума до 1917 года.
В конце XIX века дворцово-парковый комплекс Ораниенбаума обрел композицию и облик, которые сохранились до наших дней.
Судьба Ораниенбаума, как и всех дворцово-парковых ансамблей бывших царских резиденций, была изменена Великой Октябрьской социалистической революцией. Декретом Совета Народных Комиссаров от 13 августа 1918 года парки, дворцы, павильоны Ораниенбаума были объявлены всенародным достоянием и взяты под государственную охрану. Китайский дворец был превращен в музей, интерьеры и коллекции которого тщательно изучались и реставрировались.
В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум перенес тяжелые испытания. В сентябре 1941 года город и примыкающие к нему территории были окружены фашистами, но под защитой кронштадтских батарей и орудий кораблей, среди которых в Ораниенбаумском порту находился легендарный крейсер «Аврора», моряки и солдаты отстояли «Ораниенбаумский пятачок». Защитники «пятачка» спасли художественные памятники Ораниенбаума, его уникальные дворцы и парки от уничтожения.
23 февраля 1948 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Ораниенбаум был переименован в город Ломоносов. Новое название города в честь гениального ученого и поэта отметило памятный факт летописи Ораниенбаума, связанный с деятельностью Ломоносова в Усть-Рудице—поселке вблизи города на речке Рудица, где по его чертежам в 1753 году создали фабрику по варке стекла и изготовлению стеклянной мозаики.
В наши дни дворцово-парковые ансамбли Ораниенбаума обрели особую ценность, как единственные архитектурно-художественные памятники в ленинградских пригородах, не подвергшиеся разрушению в годы Великой Отечественной войны. Здесь сохранены подлинны произведения крупнейших зодчих, живописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства XVIII столетия.
КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Аттик – стенка над аркой.
Альков – ниша в стене для кровати.
Анфилада – переход из комнаты в комнату, когда двери располагаются строго друг против друга.
Антресоли – два полуэтажа.
Кариатида – скульптура-женская фигура вместо колонны.
Кассеты –углубления в стене, арке, потолке.
Плафон – расписной потолок.
Пилястры – полуколонны.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
Сегодня мы усложним задачу и выполним эскиз интерьера, в оформлении которого монументальная живопись, скульптура, использованы так, чтобы соответствовать назначению и стилю архитектурного сооружения.
ИТОГИ выставка работ учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств", 9 класс, "Искусство"
Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств" (презентация+конспект(2 части)+тест), 9 класс, "Искусство"...
урок искусства 9 класс на тему "Синтез искусств"
Урок искусства 9 класс на тему "Синтез искусств"...
Программа эстетического курса «Воспитание искусством. Формирование музыкального творчества на основе синтеза искусств».
Программа разработана с целью формирования музыкальной культуры, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства во внеурочн...
Презентация к уроку по Искусству 9 класс по теме: "Храмовый синтез искусств"
Презентация к уроку "Искусство" 9 класс на тему: "Храмовый синтез искусств" знакомит обучающихся с понятием синтеза искусства; с возникновением, развитием и существованием искусства разных ...
Конспект урока по искусству для 9 класс на тему: Храмовый синтез искусств
Конспект по искусству 9 класс. Тема: Храмовый синтез искусств. Составлен с использованием диалектического способа обучения...
Урок искусства в 8 классе "Синтез искусств в создании художественного образа спектакля"
· познакомить с понятием «синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественн...
Открытый урок пл МХК " Искусство.Виды искусств. Синтез искусств", 10 класс
Материал содержит разработку урока, презентацию, рабочие материалы, задания....