Открытый урок в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Япония 19 век"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Открытый урок в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Презентация по теме урока "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Япония 19 век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_yaponii.docx | 31.49 КБ |
rol_dekorativnogo_iskusstva_v_zhizni_cheloveka_i_obshchestva.pptx | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор урока: Пьянова Марина Рафисовна, учитель изобразительного искусства, МАУ СОШ №17 г.Альметьевск
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 5 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд»
Тема урока: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»
Цель урока: рассмотреть роль декоративного искусства в жизни человека и общества, истоки и специфику образного языка декоративного искусства Японии 19 века; рассмотреть понятия искусство, каллиграфия, пагода, кимоно.
Задачи урока:
- развивать умения и навыки учащихся различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен,
- видеть его стилистические особенности;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
Оборудование к уроку для учащихся:
1. Презентация к уроку.
2. Японская национальная музыка.
3. Технологические карты для 1 группы.
4. Технологические карты для 2 группы.
5. Технологические карты для 3 группы.
6. Технологические карты для 4 группы.
7. Лист ватмана, ножницы, клей — карандаш, двусторонний скотч.
8. Шаблоны дерева, пагоды, костюма.
9. Краски, кисти, баночки для воды, салфетки розовые разных оттенков.
10. Компьютер, проектор, экран.
11. Горяева И. А., Островская О. В. Изобразительное искусство: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. (2008)
Музыкальный ряд:
Японская национальная музыка.
Материалы и инструменты:
Лист ватмана, ножницы, клей — карандаш, двусторонний скотч.
Принцип организации коллективной композиции:
свободное размещение.
Оформление доски:
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Декоративное искусство Японии 19 века
Предварительная работа:
Подготовка шаблонов деревьев, шаблонов пагоды, шаблонов фигур людей в кимоно, пейзажной зарисовки, подготовка сообщений по группам: 1) природя Японии; 2) архитектура Японии; 3) национальный японский костюм;
Тип урока: открытия новых знаний; форма: урок - мастерская
Планируемые результаты
(предметные ПР)
-понимать специфику образного языка ДПИ
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен,
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой;
Личностные УУД
1-уважительно относиться к культуре народного искусства;
2-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
3-понимать роль искусства и культуры в жизни человека;
4- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; самоопределение.
5- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Познавательные УУД
1-уметь выделять существенную информацию из текста;
2-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
3-уметь применять различные материалы и средства выразительности орнаментальных композиций (лаконичность, обобщенность, выразительность изобразительного мотива: ритм, симметрия) в творческой работе.
4- ориентировка на разнообразие способов решения задачи;
5-анализ объектов с целью выделения признаков; формулирование проблемы.
Коммуникативные УУД
1-уметь строить небольшое монологическое высказывание, рассуждения;
2- уметь задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
3-уметь формулировать собственное мнение, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
4- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
5- вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками;
Регулятивные УУД
1- принимать и сохранять учебную задачу; целеполагание.
2- планировать необходимые действия в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану; самоорганизация к уроку.
3- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
4-адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
5- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п/п | Этапы урока | Результат этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
1. | Организационный момент (1 мин.) | Готовность к уроку. (контроль, взаимоконтроль) | Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке | Здравствуйте ребята, Начинаем урок | Самоконтроль готовности | Личностные УУД: организация деятельности Регулятивные УУД: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Актуализация знаний, мотивация (3мин.) | Осознание необходимости получения новых знаний | Определение границ знания и незнания | Показ слайда Что вы видите на слайде? Кто догадался… Какая тема сегодняшнего урока? | Участвуют в диалоге с учителем. | Личностные УУД: раскрытие личностного смысла процесса учения Познавательные УУД: обеспечение эмоционального благополучия детей. |
3. | Постановка учебной задачи (2мин.) | Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, задачу урока | Просит ответить на вопрос: «Что мы сегодня будем выполнять»? И сегодня я предлагаю поговорить о декоративном искусстве на примере Японии, о его роли в жизни каждого человека и в обществе в целом. Создадим коллективный творческий проект — пейзаж японской деревни | Японскую деревню 19 века Определяют, какие знания надо получить, чтоб начать работу. Ставят учебную задачу: коллективный творческий проект — пейзаж японской деревни | Познавательные УУД: формирование навыков работы с информацией Регулятивные УУД: выделение и осознание учебного материала предыдущего урока. Коммуникативные УУД: развитие умения вступать в диалог Личностные УУД: направленность на процесс познания |
4. | Решение учебной задачи(3мин.) | Новые знания: Декоративное искусство - род пластических искусств, произведения которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в нее эстетическое идейно-образное начало. Включает различные искусства, служащие для украшения произведений архитектуры и садово-паркового искусства (монументально-декоративноеискусство), создающие художественные предметы для общественного и частногобыта (декоративно-прикладное искусство). Общество - совокупность, объединение людей, это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Архитектура - искусство проектировать и строить. Пагода. Понятие пагода изначально означало башню с несколькими ярусами и оригинально выгнутой крышей, что отличает архитектуру многих стран Востока. Японские пагоды - это храмы, среди которых имеются как действующие, так и древние, сохранившиеся в качестве памятников старины. Сакура -известный символ Японии и японской культуры - с давних пор почитаемое японцами растение, цветущая вишня. Кимоно - традиционная мужская и женская одежда японцев — прямокройный халат, запахивающийся направо и удерживаемый поясом ("оби"). Широкие рукава ("содэ") внизу мешкообразно провисают. Женские К. отличаются очень широким поясом и длинными рукавами… Каллиграфия — искусство правильного, красивого письма. | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания | - . Время работы ограничено постарайтесь выполнить работу за 15 минут | -Читают текст. -Отвечают на вопросы -Участвуют в беседе. -Знакомятся с основными элементами росписи -Составляют порядок действий: 1. Наметить карандашом ведущий стебель – криулю; 2.Вокруг этого стебля нарисовать карандашом крупные листья, ягоды, цветы 3. Работать в цвете над росписью 4.Украсить стебель приписками. | Регулятивные УУД: понимание и принятие учебных задач. Личностные УУД: развитие учебно-познавательного интереса |
5. | Самостоятельная работа(17мин.) | Умения применять новые знания в деятельности | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий | Предлагает создать творческий проект «Японская деревня 19 века». : распределяет на 3 микрогруппы; определяет задания для каждой микрогруппы: 1- сделать макеты цветущей сакуры; 2 — изобразить японские пагоды; 3 — создать кукол в национальных костюмах. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами. Включает национальную японскую музыку | 1 микрогруппа- делает макеты цветущей сакуры; 2 — изображает японские пагоды; 3 — создает кукол в национальных костюмах. | Личностные УУД: освоение культурного наследия Японии 19 века ,усвоение гуманистических, традиционных ценностей Японии . Регулятивные УУД: умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия. |
6. | Оценка (2мин.) | Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности | Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий | 1. Дает инструкцию по выполнению диагностической работы. 2. Предлагает рассказать, какие способы применили при декорировании. 3. Организует самоконтроль и взаимоконтроль . | готовые элементы композиции крепят к фону, оценивают свою работу, выставляют итоговые отметки. | Познавательные УУД: формирование умения сравнивать цель и результат Коммуникативные УУД: рефлексия своих действий. Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля по результату. |
7. | Итог. Рефлексия деятельности (2мин.) | Умение соотносить результаты собственной деятельности | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения | Подвести итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке? | 1. Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД. 2. Убирают рабочее место. | Коммуникативные УУД: - использование речи для регуляции своего действия Регулятивные УУД: - объективная самооценка результатов своей деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изобразительное искусство Японии Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала
«Большая волна в Канагава » , Кацусика Хокусай Начиная с X века , в японской живописи выделяют направление ямато -э : картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. В XIV веке развивается стиль суми -э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё -э — гравюры на дереве, изображавшие гейш , популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Влияние популярности гравюр укиё -э на европейское искусство XVIII века называют японизмом .
Японская каллиграфия В Японии каллиграфия считается одним из видов искусств и носит название сёдо ( яп. 書道 « путь письма» ? ). Наравне с рисованием каллиграфия преподаётся в школах. Искусство каллиграфии было завезено в Японию вместе с китайской письменностью. В старину в Японии признаком культурного человека считалось владение искусством каллиграфии.
Каллиграфия
Изначально под словом « пагода » понимали башню имеющую несколько ярусов и отличающуюся выгнутой крышей, что является характерной чертой в архитектуре многих стран с Востока. Японские пагоды
В Японии пагоды являются храмами, действующими либо древними, сохранившимися в виде памятников прошлого . Запоминаются большим количеством ярусов и яркими расцветками
Кимоно – национальная японская одежда
Кимоно переводится, как одежда, наряд. Это халат с широкими прямоугольными рукавами. Не имеет карманов. Его надевают в официальных случаях. Японский костюм один из самых красивых в мире.
Какими бывают кимоно? Кимоно в Японии и сегодня носят все от мала до велика. Оно передаётся по наследству. Все жизненные события заставляют надеть кимоно- костюм.
Женское кимоно
Мужское кимоно
САКУРА — СИМВОЛ ЯПОНИИ Сакурой называют деревья семейства розовых, подсемейства сливовых (вид – вишня мелкопильчатая), большая часть которых исполняет чисто декоративную функцию: цветут, но не плодоносят (в отличие от других деревьев её вида, японскую сакуру выращивают не ради ягод, а цветов). Существует 16 видов сакуры и более 400 её разновидностей.
Праздник Ханами Цветение сакуры в Японии празднуют на государственном уровне: официальное открытие Ханами («Созерцание цветов») происходит в главном токийском парке Синдзюку – при этом участие в нём берут не только известные политики, но и члены императорской семьи.
Задание для первой группы учащихся 1 . Подготовленный шаблон дерева перенести на плотную бумагу. 2. Раскрасить ствол и ветви. 3. Вырезать ствол с ветвями. 4. Нарвать кусочками салфетки розового цвета. Скрутить их в виде цветов и приклеить к ветвям.
Задание для второй группы учащихся 1 . Подготовленный шаблон пагоды перенести на плотную бумагу. 2. Раскрасить пагоду. 3. Вырезать пагоду ножницами. 4. Прикрепить её к фону.
Задание для третьей группы учащихся 1 . Подготовленный шаблон фигуры человека в костюме перенести на плотную бумагу. 2. Раскрасить костюм. 3. Вырезать фигуру ножницами. 4. Прикрепить её к фону.
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами. 1. Ножницы необходимо передавать и держать в закрытом виде. 2. Передавать ножницы необходимо в закрытом виде ручками вперёд. 3. Вырезая из бумаги, лезвия ножниц необходимо направлять от себя.
. Создание элементов коллективной работы . -Ребята, до окончания урока мы должны закончить выполнение нашего творческого проекта — создать изображение японской деревни 19 века.
. С пасибо за внимание! Презентацию подготовила Пьянова М.Р. Учитель изобразительного искусства МАУ СОШ №17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта. 5 класс. ИЗО. «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»
Поурочноу планирование по ФГОС....
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Французский костюм 17 века.
Конспект урока для 5 класс с учетом ФГОС...
Конспект урока за 5 класс: Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества...
Роль декоративного искусств в жизни человека и общества
(текстильный коллаж) 5 класс 2 урокЦель: обучение аппликации разноцветными лоскутками, развитие художественно- творческих способностей учащихся, понимание красоты, воспитание и...
План-конспект урока по ИЗО 6 класс Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Витражи - искусство средневековья Западной Европы.
Данный план-конспект урока по изобразительному искусству для 6 класса к разделу "Декор — человек, общество, время." Он позволяет более подробно познакомить учащихся с такой видом...
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества". Это один из последних уроков в четверти, урок обобщение знаний, полученных в че...
ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»
Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...