Открытый урок в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Япония 19 век"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Пьянова Марина Рафисовна

Открытый урок в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Презентация по теме урока "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Япония 19 век"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор урока: Пьянова Марина Рафисовна, учитель изобразительного искусства, МАУ СОШ №17 г.Альметьевск

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 5 класс

Автор УМК (программы учебного курса):  Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд»

Тема урока: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»

Цель урока:  рассмотреть роль декоративного искусства в жизни человека и общества, истоки и специфику образного языка декоративного  искусства Японии 19 века; рассмотреть понятия искусство, каллиграфия, пагода, кимоно.

Задачи урока:

 - развивать умения и навыки учащихся  различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен,

 - видеть его стилистические особенности;

-  создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

Оборудование к уроку для учащихся:

1. Презентация к уроку.

2. Японская национальная музыка.

3. Технологические карты для 1 группы.

4. Технологические карты для 2 группы.

5. Технологические карты для 3 группы.

6. Технологические карты для 4 группы.

7. Лист ватмана, ножницы, клей — карандаш, двусторонний скотч.

8. Шаблоны дерева, пагоды, костюма.

9. Краски, кисти, баночки для воды, салфетки розовые разных оттенков.

10. Компьютер, проектор, экран.

11. Горяева И. А., Островская О. В. Изобразительное искусство: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. (2008)

 Музыкальный ряд:

Японская национальная музыка.

Материалы и инструменты:

Лист ватмана, ножницы, клей — карандаш, двусторонний скотч.

Принцип организации коллективной композиции:

свободное размещение.

 Оформление доски:

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Декоративное искусство Японии 19 века

Предварительная работа:

Подготовка шаблонов деревьев, шаблонов пагоды, шаблонов фигур людей в кимоно, пейзажной зарисовки, подготовка сообщений по группам: 1) природя Японии; 2) архитектура Японии; 3) национальный японский костюм;

Тип урока: открытия новых знаний; форма: урок - мастерская

Планируемые результаты

(предметные ПР)

-понимать специфику образного языка ДПИ

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен,

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой;

Личностные УУД

 1-уважительно относиться к культуре народного искусства;

   2-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

3-понимать роль искусства и культуры в жизни человека;

4- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; самоопределение.

 5- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Познавательные УУД

1-уметь выделять существенную информацию из текста;

2-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

3-уметь применять различные материалы и средства выразительности орнаментальных композиций (лаконичность, обобщенность, выразительность изобразительного мотива: ритм, симметрия) в творческой работе.

4- ориентировка на разнообразие способов решения задачи;

5-анализ объектов с целью выделения признаков; формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД

1-уметь строить небольшое монологическое высказывание, рассуждения;

2- уметь задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;

3-уметь формулировать собственное мнение, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

4- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

5- вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками;

Регулятивные УУД

1- принимать и сохранять учебную задачу; целеполагание.

2- планировать необходимые действия в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану; самоорганизация к уроку.

3- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

4-адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

5- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

№  

п/п

Этапы урока

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.

Организационный

момент (1 мин.)

Готовность к уроку. (контроль,

взаимоконтроль)

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке

Здравствуйте ребята,

Начинаем урок

Самоконтроль готовности

Личностные УУД: 

организация деятельности

Регулятивные УУД:

прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний, мотивация (3мин.)

Осознание необходимости получения новых знаний

Определение границ знания и незнания

Показ слайда

Что вы видите на слайде?

Кто догадался…

Какая тема сегодняшнего урока?

Участвуют в диалоге с учителем.

Личностные УУД:

раскрытие личностного смысла процесса учения

Познавательные УУД:

обеспечение эмоционального благополучия детей.

3.

Постановка учебной задачи

(2мин.)

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, задачу урока

Просит ответить на вопрос: «Что мы сегодня будем выполнять»?

И сегодня я предлагаю поговорить о декоративном искусстве на примере Японии, о его роли в жизни каждого человека и в обществе в целом. Создадим коллективный творческий проект — пейзаж японской деревни 

Японскую деревню 19 века

Определяют, какие знания надо получить, чтоб начать работу.

Ставят учебную задачу: коллективный творческий проект — пейзаж японской деревни

Познавательные УУД: 

формирование навыков работы с информацией

Регулятивные УУД:

выделение и осознание учебного материала предыдущего урока.

Коммуникативные УУД:

развитие умения вступать в диалог

Личностные УУД:

направленность на процесс познания

4.

Решение учебной задачи(3мин.)

Новые знания:

Декоративное искусство - род пластических искусств, произведения которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в нее эстетическое идейно-образное начало. Включает различные искусства, служащие для украшения произведений архитектуры и садово-паркового искусства (монументально-декоративноеискусство), создающие художественные предметы для общественного и частногобыта (декоративно-прикладное искусство).

Общество - совокупность, объединение людей, это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут.

Архитектура - искусство проектировать и строить.

Пагода. Понятие пагода изначально означало башню с несколькими ярусами и оригинально выгнутой крышей, что отличает архитектуру многих стран Востока.

Японские пагоды - это храмы, среди которых имеются как действующие, так и древние, сохранившиеся в качестве памятников старины.

Сакура -известный символ Японии и японской культуры - с давних пор почитаемое японцами растение, цветущая вишня.

Кимоно - традиционная мужская и женская одежда японцев — прямокройный халат, запахивающийся направо и удерживаемый поясом ("оби"). Широкие рукава ("содэ") внизу мешкообразно провисают. Женские К. отличаются очень широким поясом и длинными рукавами…

Каллиграфия — искусство правильного, красивого письма.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания

-

.  

Время работы ограничено постарайтесь выполнить работу за 15 минут

-Читают текст.

-Отвечают на вопросы

-Участвуют в беседе.

-Знакомятся с основными элементами росписи

-Составляют порядок действий:

1. Наметить карандашом ведущий стебель – криулю;

2.Вокруг этого стебля нарисовать карандашом

крупные листья, ягоды, цветы

3. Работать в цвете над росписью

4.Украсить стебель приписками.

Регулятивные УУД:

понимание и принятие учебных задач.

Личностные УУД:

развитие учебно-познавательного интереса

5.

Самостоятельная работа(17мин.)

Умения применять новые знания в деятельности

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий

Предлагает создать творческий проект «Японская деревня 19 века».

: распределяет на 3 микрогруппы; определяет задания для каждой микрогруппы: 1- сделать макеты цветущей сакуры; 2 — изобразить японские пагоды; 3 — создать кукол в национальных костюмах.

Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.

Включает национальную японскую музыку

1 микрогруппа- делает макеты цветущей сакуры; 2 — изображает японские пагоды; 3 — создает кукол в национальных костюмах.

Личностные УУД: 

освоение   культурного наследия Японии 19 века ,усвоение гуманистических, традиционных ценностей Японии . 

Регулятивные УУД:

умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

6.

Оценка (2мин.)

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий

1. Дает инструкцию по выполнению диагностической работы.

2. Предлагает  рассказать, какие способы применили при декорировании.

3. Организует самоконтроль и взаимоконтроль

.

готовые элементы композиции крепят к фону, оценивают свою работу, выставляют итоговые отметки.

Познавательные УУД:

формирование умения сравнивать цель и результат

Коммуникативные  УУД:

рефлексия своих действий.

Регулятивные УУД:

осуществление пошагового контроля по результату.

7.

Итог.

Рефлексия деятельности

(2мин.)

Умение соотносить результаты собственной деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения

Подвести итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке?

1. Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД.

2. Убирают  рабочее  место.

Коммуникативные УУД:

-  использование речи для регуляции своего действия

Регулятивные УУД:

- объективная самооценка результатов своей деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Слайд 2

Изобразительное искусство Японии Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала

Слайд 3

«Большая волна в Канагава » , Кацусика Хокусай Начиная с X века , в японской живописи выделяют направление ямато -э : картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. В XIV веке развивается стиль суми -э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё -э — гравюры на дереве, изображавшие гейш , популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Влияние популярности гравюр укиё -э на европейское искусство XVIII века называют японизмом .

Слайд 4

Японская каллиграфия В Японии каллиграфия считается одним из видов искусств и носит название сёдо ( яп. 書道 « путь письма» ? ). Наравне с рисованием каллиграфия преподаётся в школах. Искусство каллиграфии было завезено в Японию вместе с китайской письменностью. В старину в Японии признаком культурного человека считалось владение искусством каллиграфии.

Слайд 5

Каллиграфия

Слайд 6

Изначально под словом « пагода » понимали башню имеющую несколько ярусов и отличающуюся выгнутой крышей, что является характерной чертой в архитектуре многих стран с Востока. Японские пагоды

Слайд 7

В Японии пагоды являются храмами, действующими либо древними, сохранившимися в виде памятников прошлого . Запоминаются большим количеством ярусов и яркими расцветками

Слайд 8

Кимоно – национальная японская одежда

Слайд 9

Кимоно переводится, как одежда, наряд. Это халат с широкими прямоугольными рукавами. Не имеет карманов. Его надевают в официальных случаях. Японский костюм один из самых красивых в мире.

Слайд 10

Какими бывают кимоно? Кимоно в Японии и сегодня носят все от мала до велика. Оно передаётся по наследству. Все жизненные события заставляют надеть кимоно- костюм.

Слайд 11

Женское кимоно

Слайд 12

Мужское кимоно

Слайд 13

САКУРА — СИМВОЛ ЯПОНИИ Сакурой называют деревья семейства розовых, подсемейства сливовых (вид – вишня мелкопильчатая), большая часть которых исполняет чисто декоративную функцию: цветут, но не плодоносят (в отличие от других деревьев её вида, японскую сакуру выращивают не ради ягод, а цветов). Существует 16 видов сакуры и более 400 её разновидностей.

Слайд 14

Праздник Ханами Цветение сакуры в Японии празднуют на государственном уровне: официальное открытие Ханами («Созерцание цветов») происходит в главном токийском парке Синдзюку – при этом участие в нём берут не только известные политики, но и члены императорской семьи.

Слайд 15

Задание для первой группы учащихся 1 . Подготовленный шаблон дерева перенести на плотную бумагу. 2. Раскрасить ствол и ветви. 3. Вырезать ствол с ветвями. 4. Нарвать кусочками салфетки розового цвета. Скрутить их в виде цветов и приклеить к ветвям.

Слайд 16

Задание для второй группы учащихся 1 . Подготовленный шаблон пагоды перенести на плотную бумагу. 2. Раскрасить пагоду. 3. Вырезать пагоду ножницами. 4. Прикрепить её к фону.

Слайд 17

Задание для третьей группы учащихся 1 . Подготовленный шаблон фигуры человека в костюме перенести на плотную бумагу. 2. Раскрасить костюм. 3. Вырезать фигуру ножницами. 4. Прикрепить её к фону.

Слайд 18

Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами. 1. Ножницы необходимо передавать и держать в закрытом виде. 2. Передавать ножницы необходимо в закрытом виде ручками вперёд. 3. Вырезая из бумаги, лезвия ножниц необходимо направлять от себя.

Слайд 19

. Создание элементов коллективной работы . -Ребята, до окончания урока мы должны закончить выполнение нашего творческого проекта — создать изображение японской деревни 19 века.

Слайд 20

. С пасибо за внимание! Презентацию подготовила Пьянова М.Р. Учитель изобразительного искусства МАУ СОШ №17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока за 5 класс: Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества...

Роль декоративного искусств в жизни человека и общества

(текстильный коллаж)  5 класс   2 урокЦель: обучение аппликации разноцветными лоскутками, развитие художественно- творческих способностей учащихся, понимание красоты, воспитание  и...

План-конспект урока по ИЗО 6 класс Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Витражи - искусство средневековья Западной Европы.

Данный план-конспект урока по изобразительному искусству для 6 класса к разделу  "Декор — человек, общество, время." Он позволяет более подробно познакомить учащихся с такой видом...

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества". Это один из последних уроков в четверти, урок обобщение знаний, полученных в че...

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»

Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы  XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...