Конструктор урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Степанькова Светлана Александровна

Конструктор урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка». В материале представлены основные этапы урока, деятельность учащихся и учителя, текущий контроль , результат взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon russkaya_pryalka.ppt2.99 МБ
Microsoft Office document icon stepankova_s.a.urok_pryalka.doc88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская прялка Конструкция и декор предметов быта Урок для 5 класса Разработала Степанькова Светлана Александровна учитель изобразительного искусства МБОУ «Катынская СОШ»

Слайд 2

Прялка - древнее и простейшее приспособление для изготовления пряжи. Жарникова С.В. Мир образов русской прялки. Что такое прялка?

Слайд 3

Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Среди богинь-прях наиболее известна Макошь

Слайд 4

Мифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит…» (по описанию Баба-Яга, либо старуха/ведунья). Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается – а тот клубок помогает преодолеть пространство и время герою, ищущему свою судьбу

Слайд 5

Пряха. В низенькой светёлке Огонёк горит, Молодая пряха Под окном сидит. Молода, красива Карие глаза. По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы без конца… Ты о чём взгрустнула, Девица – краса?

Слайд 6

Лопасть Вертикальная часть прялки, к которой привязывалась кудель Городки Выступы в верней части , на которые клали кудель

Слайд 7

Донца вырезали из осины и липы. Они вырубались из целых кусков дерева, из пней с корнями либо делались составными. донце ножка

Слайд 8

Ну, а веретено было берёзовым. Гребень делали из твёрдых пород деревьев, чаще из клёна.

Слайд 9

1. Прялка и лопасти (навершия) прялок. XI-XV века 2. Донце прялки 3. Северорусская неразъёмная прялка, изготовленная из нижней части ствола с корнем (копанъ).XIX век 4. Навершие прялок, в которых использована языческая символика — «громовый знак», изображение «белого света», головы коней. XIX век 11 1 2 3 4

Слайд 10

Формы русских прялок

Слайд 11

Прялки были двух типов - прялки с гребнем и прялки с лопастью. Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями - на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.

Слайд 12

Прялки - терема Ярославская губерния 1848 г . XIX век

Слайд 13

Прялки с лопастью (прялки – башенки) Костромская губерния

Слайд 14

Прялки-гребни Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.

Слайд 15

Роспись (резьба) ножки – стоячка и « серьги» изображают подземное солнце

Слайд 16

Пермогорская прялка

Слайд 17

Пучужская прялка

Слайд 18

Борецкая прялка

Слайд 19

Мезенская прялка

Слайд 20

Вопросы для повторения 1. Из скольких частей состоит прялка? 2. Из каких пород деревьев делали прялку? 3.Какие декоративные мотивы преобладают в украшении прялок? 4.Какое имя было у богини – пряхи? 5. Как представлена картина мироздания в пермогорской прялке?

Слайд 21

Детские работы

Слайд 22

Источники



Предварительный просмотр:

Выполнил учитель МБОУ Катынская СШ

1 квалификационной категории

Степанькова С.А.

Конструктор урока изобразительного искусства в 5 классе по теме:

«Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка»

Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

5 класс

авторы: Горяева Н.А, Островская О.В., предметная линия учебников Б.М.Неменского

Краткое описание:  Урок является пятым в теме 5 класса "Древние корни народного искусства". На предыдущих уроках знакомились внешним и внутренним устройством русской избы. На данном уроке дети узнают о прялке – как об орудии труда и как о произведении искусства.

Тип урока: изучение нового материала (игровые технологии )

Цель: формировать навыки создания единого художественного образа в конструктивном оформлении предмета, познакомить учащихся с разнообразными по форме и декору русскими народными прялками, их основными элементами, воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков, развивать творческую активность, трудолюбие, самостоятельность, способность собирать и систематизировать художественно – познавательный материал.

Оборудование для учителя: 

  1. презентация «Русская прялка»,
  2. таблица «Формы русских прялок».
  3. Звуковой ряд: русская народная песня «Пряха».
  4. Горяева Н.А. методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс

Оборудование для учеников: 

  1. зрительный ряд: Горяева Н.А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М.Неменского.- М.: Просвещение,2014;
  2.  рабочая тетрадь Н.А.Горяева Твоя мастерская. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс;
  3.  фигурные ножницы,
  4. краски, кисти, картон,
  5. клей.

Предварительная работа: учащиеся разбиваются на группы и готовят материал о прялках различных регионов России.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Результат взаимодействия

I. Организационный момент

Учитель создает эмоциональный настрой на уроке.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Желаю творческих успехов на уроке.

Учащиеся рассаживаются по группам, готовят к уроку учебники, сообщения, фигурные ножницы, картон, клей.

Вопросы учителя о подготовке к уроку

Включение в учебный процесс

II. Актуализация знаний

На предыдущих уроках мы знакомились с внешним и внутренним убранством русской избы. А теперь подумаем, какие предметы помогали крестьянину в его повседневной жизни?

Учащиеся называют предметы крестьянского быта. Ковш, ложки, короб, лукошко, сундук, прялка

Вопросы учителя, устные ответы учащихся

Прием «Я беру тебя с собой»

III. Постановка  цели и определение задач урока

Музыкальный эпиграф. Звучит русская народная песня «Пряха» (звуковой ряд).

 - Как вы думаете, о чём на сегодняшнем уроке пойдёт речь?

На доске вывешены слова, которые позволят сформулировать цель урока и составить план действий при изучении новой темы:

1. Узнать………

2. Изучить………….

3. Познакомиться………

4. Научиться……………

- А теперь составим план работы на уроке  (мозговой штурм). Учитель подводит итог:

  1. Узнать что такое прялка?
  2. Узнать о назначении прялки.
  3. Узнать, кто работал за прялкой.
  4. Узнать из какого материала изготавливали прялки.
  5. Изучить формы прялок, разнообразие их конструкции.
  6. Изучить из каких частей состояла прялка.
  7. Узнать какими узорами украшалась прялка.
  8. Научится выполнять макет прялки и украсить её символами – оберегами.

Учащиеся формулируют тему урока:

«Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка»

Учащиеся на основе предложенных слов самостоятельно формируют цель урока

Выполнить макет прялки и украсить её символами – оберегами. Проектная деятельность.

Сегодня вы работаете в группах, поэтому вам понадобятся критерии взаимооценки работы групп (КВРГ):

1.Организованность (работайте в группах быстро и тихо, слушайте, когда кто – то говорит).

2.Готовность (необходимые материалы).

3.Представление прялки – макета (соответствие формы прялки выбранному региону, выстраивание орнаментальной композиции в соответствии с традициями народного искусства: узоры, символы).

4.Активность и творческий подход при выполнении работы.

5.Аккуратность выполнения работы.

Вопросы учителя, устные ответы учащихся

(мозговой штурм)

Мотивация учебной деятельности

Учитель помогает, советует

Создание проблемной ситуации (Что? Зачем? Как?) Фиксация предметных учебных знаний

IV. Изучение нового материала                                

Дидактическая игра «Раздели предметы на группы». Работают в группах. Презентация слайды 2-6 (зрительный ряд).

- Из какого материала выполнены прялки?

В этом нам поможет разобраться загадка о прялке: На осине сижу, сквозь клену гляжу, берёзу трясу. Презентация слайды 7-10 (зрительный ряд)

Сегодня мы побываем на экскурсии в различных регионах России и узнаем много интересного о пряличных промыслах, которые существовали в древности. Слайды 11-20

Дидактическая игра «Собери из отдельных частей прялку». 

Учащиеся сравнивают предметы народного быта и труда и делят их на две группы (посуда, приспособления для труда). Выясняют, что прялка относится к приспособлениям для труда (прядения) и кто работал на ней. Вспоминают символы и орнаменты: солнце, вода, засеянное поле и др.

Каждая группа учащихся представляет подготовленный материал:

  • Городецкие прялки
  • Вологодские прялки
  • Ярославские прялки
  • Костромские прялки

Учащиеся конструируют прялку по группам (подготовленные части прялки).

Вопросы учителя, устные ответы

Анализ формы прялки. Выполнение задания по образцу

Игровая деятельность в группах

Анализ игровой деятельности

Игровая деятельность в группах

Анализ игровой деятельности

Физкультминутка

V.Закрепление учебного материала

Дидактическая игра на этапе повторения «Проверь утверждение».

Учитель дает каждой группе одинаковые задания.

Учитель представляет учащимся вопросы

- Прялки изготавливались из ели.

- На прялках изображались символы: солнце, вода, засеянное поле, древо жизни, звёзды.

- Прялка состоит из частей: городки, лопата, дно, серьги, ножка, подставка.

Выполнить макет прялки и украсить её символами – оберегами.

Группам раздаём  карточки двух цветов: правильный ответ - зелёная карточка, неправильный – красная.

Самооценка и взаимооценка.

Выполнение макета прялки, используя фигурные ножницы, картон, краски, кисти, клей.

Вопросы учителя

Самостоятельная работа в группах, распределение заданий в группе

Учитель консультирует,

применяет «сигнальные карточеки»

Учитель консультирует

VI. Оценивание работ, самооценка

Выставка – ярмарка прялок (представление от каждой группы своей прялки).

Контрольные вопросы к уроку слайд 21

Учащиеся рассказывают о своих прялках. Представление прялки – макета (соответствие формы прялки выбранному региону, выстраивание орнаментальной композиции в соответствии с традициями народного искусства: узоры, символы).

Самооценка.

Рефлексия

VII. Итог урока

Учитель оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Вопросы:

  1. Какую тему мы изучали?
  2. Какие цели ставили перед собой?
  3. Что делали для достижения цели?
  4. Где, в каких регионах нашей страны мы побывали?
  5. Какой промысел был развит в этих регионах?
  6. Когда появились прялки?
  7. Что такое прялка?
  8. Как назывались отдельные части прялки?
  9. Какими узорами украшалась прялка?
  10. Какие символы использовались народными умельцами для украшения прялки?
  11. Почему прялки украшались этими символами?
  12. Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?
  13. Выразите свое мнение к сегодняшнему уроку? 

Учащиеся отвечают на вопросы и составляют мнение о проделанной работе.

Заполнение таблицы КВРГ по 5-балльной системе

Лист взаимооценки

1.Организованность

1

2

3

4

5

2. Готовность к уроку

1

2

3

4

5

3. Представление прялки

1

2

3

4

5

4. Активность и творческий подход при выполнении работы.

1

2

3

4

5

5. Аккуратность выполнения работы.

1

2

3

4

5

Оцени себя сам

Закончи предложение, используя фразы:

  • Начиная работу, мне пришлось …
  • Мне всё понятно, когда …
  • Лучше всего у меня получается …
  • Больше всего мне нравится работать с …
  • Особенно увлекательным я нахожу …
  • Я хочу узнать больше о …
  • Мне нужна помощь в …
  • Я затрудняюсь при выполнении … заданий.
  • Я с удовольствием обращаюсь за помощью к …
  • Я могу оказать помощь одноклассникам в …
  • Когда требуется добыть новую информацию, я…
  • В процессе работы я узнал, что…
  • В этой работе я бы улучшил …

Методика «тонких вопросов»

Рефлексия (подведение итогов урока) Анализ и обобщение игровой деятельности

Контрольный лист учителя

Контрольный лист

учителя

В процессе работы учащийся

Всегда

Иногда

Никогда

  1. Оказывал посильную помощь одноклассникам

  1. Принимал активное участие в обсуждении

3.   Делал выводы, обобщал полученную информацию

4.  Ладил с другими участниками группы

5.  Проявлял ответственность при работе в группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкция и декор предметов народного быта и труда «Русские прялки»

урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского по теме Конструкция и декор предметов народного быта и труда "Русская прялка"....

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. «Русские прялки».

план  - конспект урока по изо. по программе Б.М.Неменского 5 класс....

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...

Конспект урока на тему: "Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Русские прялки." 5 класс

Учащиеся знакомятся с отдельными предметами крестьянского быта, сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении. Учатся сравнивать и находить общее и особенное в конструкции. Ра...

Проект урока изобразительного искусства в 5 классе "Конструкция и декор предметов народного быта и труда".

Проект урока изобразительного искусства в 5 классе "Конструкция и декор предметов народного быта и труда" по программе Б.М.Неменского....

Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Урок по изобразительному искусству в 5 классе по теме "Внутренний мир русской избы.Конструкция, декор предметов народного быта и труда".Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусств...

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Презентация предназначена в помощь учителям изобразительного искусства, работающим по Программе Б.Неменского в 5 классе....