Рабочая программа ИЗО 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы основного общего образования «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского –М. «Просвещение» 2011г._
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_6.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Мартышова Людмила Иосифовна – учитель высшей категории МОУ-СОШ № 6 г. Маркса
Рабочая программа
педагога высшей категории
Мартышовой Людмилы Иосифовны,
по
изобразительному искусству
(5,6,7,8,9 классы)
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 6
(6 «А», 6 «Б», 6 «В»)
Учитель: Мартышова Людмила Иосифовна
Количество часов:
всего - 34 часа; в неделю - 1 час;
Плановых самостоятельных работ (тест) – 2
Административных контрольных работ (тест) - 1
Планирование составлено
на основе образовательной программы
«Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.
Автор: Б.М. Неменский. Москва «Просвещение» 2005.
Учебники.
- Сокольникова Н.М. Учебник «Изобразительное искусство» в 4-х частях для 5-8 класс. Обнинск «Титул» 2007г.
Часть 1. Основы рисунка.
Часть 2. Основы живописи.
Часть 3. Основы композиции.
Часть 4. Краткий словарь художественных терминов.
Литература.
1. С.Д. Левин «Беседы с юным художником». Москва «Советский художник» 1988
- Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд». Книга для учителя. Москва Просвещение 2004
- Э. Норминг «Объёмный рисунок и перспектива». Москва ЭКСМО 2004
- Л.Д. Рондели «Народное декоративно-прикладное искусство». Москва Просвещение 1999
- Т.Я. Шпикалова «Народное искусство на уроках декоративного рисования». Москва Просвещение 1998
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет-ресурсов:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.
Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.
Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себе все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально- пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства- живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства- архитектура, дизайн; различные декоративно- прикладные искусства.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающих действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоением детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследие; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство в общеобразовательной школе -формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должно быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусства, т.е. зоркости души ребенка.
Изобразительное искусство. 6 класс
Пояснительная записка
6 класс, а также следующий 7, посвящены собственно изобразительному искусству. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества. Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык.
Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережитая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображенную реальность. В этом заключен механизм передачи от человека к человеку, от поколения к поколению опыта чувств и опыта видения мира.
При изучении языка изобразительного искусства мы неизбежно сталкиваемся с его изменчивостью. Он меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и его время, его окружение, его народ. Изменчивость языка искусств, т.е. правил изображения, - часть общего процесса развития человеческой культуры. Эти изменения естественны и необходимы, они определяются изменениями, которые происходят в жизни общества. Правила изображения не были установлены когда-либо и кем-либо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного развития: правила рождались как средства выражения определенного содержания, определенной системы ценностей, как выражение духовной жизни общества. Восприятие произведений искусства происходит на многих уровнях. Этому необходимо учиться, причем обязательно и через собственное практическое художественное творчество. Восприятие произведения не может быть задано: это индивидуальная творческая деятельность, труд души, доступный для человека, обладающего определенной культурой, определенным развитием личностных качеств и характером мышления. И тогда этот труд строит самого человека, развивает его самосознание, его взаимоотношение с другими людьми.
В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах выражения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придается освоению начальных основ грамоты изображения.
Изобразительное искусство. 6 класс.
Календарно-тематическое планирование.
Всего-34ч.
3 № урока |
Тема урока | Кол-во час | Основные понятия | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | факт | |||||
Триместр 1. (10ч.) | ||||||
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. 8ч. | ||||||
1 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 1 | Виды искусств: конструктивные, декоративные, изобразительные | Сбор информации по теме | ||
2 | Рисунок-основа ИЗО | 1 | Рисунок, набросок | Подбор иллюстративного материала - работ русских художников о природных явлениях | ||
3-4 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | 2 | Линия, пятно, ритм, силуэт, тон, | Подбор иллюстративного материала - работ русских художников о природных явлениях | ||
5 | Цвет. Основы цветоведения. | 1 | Цветовой круг. Тёплое и холодное. | Подбор иллюстраций сказочных изображений царства, города, планеты | ||
6 | Цвет в произведениях живописи | 1 | Локальный цвет, колорит, гармония цвета | Подбор иллюстративного материала по теме | ||
7 | Объёмные изображения в скульптуре | 1 | Объём, глина, камень | Подбор иллюстративного материала по теме | ||
8 | Основы языка изображения | 1 | Виды ИЗО | Подготовить сообщение «Виды ИЗО» | ||
Мир наших вещей. Натюрморт. 7ч. | ||||||
9 | Художественное познание: реальность и фантазия | 1 | Выразительные средства и правила изображения | Написать мини - рассказ к рисунку | ||
10 | Изображение предметного мира - натюрморт | 1 | Натюрморт | Подбор иллюстративного материала - натюрморт | ||
Триместр 2. (11ч.) | ||||||
1 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 1 | Линейные, плоскостные , объёмные формы | Подбор иллюстративного материала | ||
2 | Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. | 1 | Ракурс, линейная перспектива | Подбор иллюстративного материала | ||
3 | Освещение. Свет и тень | 1 | Свет, блик, полутень, Собственная тень, рефлекс, падающая тень | Подбор иллюстративного материала | ||
4 | Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте | 1 | Цвет, графика | Подбор иллюстративного материала - натюрморт | ||
5 | Выразительные возможности натюрморта. Защита проектов | 1 | Выставка работ- проектов | Оформить свои творческие проекты | ||
Вглядываясь в человека. Портрет в Изобразительном искусстве. 12ч. | ||||||
6 | Образ человека- главная тема искусства | 1 | Виды портретов, портрет | Подбор иллюстративного материала - виды портретов | ||
7 | Конструкция головы человека и её пропорции | 1 | Средняя линия и симметрия лица, Пропорции лица | Подбор иллюстративного материала – виды портретов | ||
8 | Изображение головы человека в пространстве | 1 | Поворот и ракурс головы | Подбор иллюстративного материала – виды портретов | ||
9-10 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | 2 | Пропорции головы | Описание внешности и характера литературного героя | ||
11 | Портрет в скульптуре | 1 | Скульптура | Описание внешности и характера литературного героя | ||
Триместр 3. (13ч.)
| ||||||
1 | Сатирические образы человека | 1 | Карикатура, дружеский шарж | Подбор иллюстративного материала по теме | ||
2 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | Свет: направленный сбоку, снизу, рассеянный | Подготовить проекты: сообщение, рефераты о жизни и творчестве И.Е.Репина | ||
3 | Портрет в живописи | 1 | Портрет, живопись | Подбор иллюстративного материала по теме | ||
4 | Роль цвета в портрете | 1 | Цвет и тон. Цвет и живописная фактура | Подбор иллюстративного материала о великих портретистах | ||
5 | Великие портретисты (обобщение темы). Защита проектов | 1 | Выставка работ- проектов | Оформить свои творческие проекты | ||
Человек и пространство в ИЗО. 7ч. | ||||||
6 | Жанры в ИЗО | 1 | Жанр | Проиллюстрировать жанры ИЗО | ||
7 | Изображение пространства | 1 | Виды перспективы | Продолжить работу со словарями и энциклопедической литературой по ИЗО | ||
8-9 | Правила линейной и воздушной перспективы | 2 | Точка зрения, точка схода, линия горизонта | Подбор иллюстративного материала по теме | ||
10 | Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства | 1 | Китайский пейзаж, Эпический и романтический пейзаж Европы | Подбор иллюстративного материала - пейзаж | ||
11 | Пейзаж – настроение. Природа и художник. | 1 | Колорит | Выполнить наброски пейзажа улиц с натуры | ||
12 | Городской пейзаж | 1 | Городской пейзаж | Подготовить доклады о работах художников пейзажистов | ||
13 | Выразительные возможности ИЗО (урок – обобщение) | 1 | Виды ИЗО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...