ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

сумская татьяна ивановна

В данной работе затрагивается проблема эстетического воспитания подростающего поколения,через приобщение его к изобразительному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ
НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В последнее время все процессы в обществе ускорились. Культура общения молодого поколения стала максимально прагматичной, и этому способствуют тенденции развития цифрового мира. В этом есть как и положительные, так и отрицательные моменты. Современное поколение привыкло к динамическим образам (телевидение, интернет), при которых не развивается воображение и притупляется сознание.(2слайд)

Для того чтобы привить эстетическое воспитание исходя из современных тенденций, необходимо грамотно  вызвать интерес учащихся к предмету и удержать его. Через искусство происходит передача духовного опыта человечества, сохранение  культурных традиций, уважение к историческому и культурному наследию  народов России и всего мира. (3 слайд)

Для подрастающего поколения  искусство является своего рода оберегом, охраняющим ребенка от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма и могут нанести личностные и психические травмы детям, стать источниками формирования агрессивного поведения.

Цель преподавания предмета «изобразительное  искусство» в общеобразовательных учреждениях : донести до ребёнка и  вложить в него истинные ценности нашей жизни, обратить внимание ребёнка на вечные духовные ценности, на то, что близко каждому человеку, что помогает любить и созидать,  воспитать человека-творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности. (4 слайд)

В программе предмета «изобразительное  искусство» сочетаются два подхода: исторический и тематический. Обучающимся даются знания о художественной культуре различных эпох, начиная с Древнего искусства и заканчивая XX веком, где на конкретных примерах школьники видят многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой.

Для реализации вышеуказанных  целей мною применяются следующие методы обучения:    

(5 слайд) а) по источникам знаний – словесный, наглядный, практический; б) по степени взаимодействия учителя и учащихся – монологический, диалогический; в) по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский (например, при выполнении рефератов).

На уроках я прежде всего использую личностно-ориентированный подход, так как зачастую творческие задания требуют индивидуального решения, и приходится работать с каждым учеником лично. При построении уроков я учитываю все три вида мотиваций. Во-первых, социальную. Я не жалею похвалы для ребенка за успешно выполненную задачу рисунок, чтобы поднять авторитет ребенка среди товарищей. Прагматическую мотивацию я вижу в усилении внимания к предмету, т.к. некоторые из ребят намерены поступать в учебные заведения, в которых основное направление – искусство (в последнее время усилился интерес учеников к специальности дизайнер). При работе с сильными и одаренными учащимися я направляю основной акцент на содержательную мотивацию. На занятиях ввожу познавательные споры, например, на уроке о художественных стилях разбиваю учеников на группы, в которых они готовят материал для доказательства наиболее важного художественного стиля в мировом искусстве. В споре, как известно, рождается истина. Также ввожу учащихся в проблемные ситуации или устраиваю парадоксальные демонстрации, например, организовываю выставку истинных шедевров живописи или изделий декоративного искусства и вместе с ними «кичевые» работы. Одним из важнейших направлений я считаю стимулирование любознательности и познавательного интереса к саморазвитию. Например, через домашние задания: подбор материала для беседы, создание своей «малой художественной галереи» (репродукции, открытки, марки). И, конечно же, пытаюсь способствовать развитию как сильных, так и слабых учеников. Ведь хоть и говорят, что все дети талантливы, – лишь небольшое их количество по-настоящему способны к рисованию. Особенно у детей старших классов при возрастании самокритичности появляется некий страх перед созданием композиции. Поэтому моя цель в мотивационном обеспечении урока еще и сохранение эмоционального благополучия детей, веры в свои силы.

Умелая, неравнодушная подача материала учителем, индивидуальный подход   позволяет уделить внимание каждому учащемуся, выяснить наклонности, обсудить тему проекта, композицию (через эскиз), цветовую гамму, направить работу в более успешное русло для получения интересного творческого продукта. При получении хорошего или высокого результата, при подробном совместном оценивании, создается ситуация успеха. Мотивация к занятию предметом растёт. Возрастает уровень знаний, умений, навыков юного художника, а с ними и качество детских творений

Далее приводятся темы уроков и примеры заданий, благодаря которым и решается задача культурно-нравственного и духовного воспитания.

Целью всех уроков является формирование духовной культуры, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, освоение художественного опыта.

«Русская пейзажная живопись».

Кроме основной цели духовно-нравственного воспитания, патриотизма, любви к большой и малой родине ведется знакомство с мастерами пейзажной живописи Левитаном, Шишкиным, Саврасовым и др., особенностями их стилей.

 «Древнерусское искусство. Иконопись». Знакомство с творчеством А.Рублева, Ф.Грека, Дионисия. Основной акцент ставится на духовно-нравственное воспитание через  постижение истины в гармоничных святых и светлых образах «Троицы», «Спаса», «Преображения» и др.

Задание - попытка создать образ святого, покровительствующего твоему имени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

Развитие творческой личности на уроках изобразительного искусства.

Развитие эстетического вкуса учащихся, умения видеть красоту окружающего мира....

Статья на тему:"Опыт формирования учебной мотивации на уроках изобразительного искусства"

Данная статья дает учителю лучше понять,какие формы и  методы работы следует применить при подготовке к занятиям,чтобы вызвать интерес обучающихся....

"Формирование эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства"

Роль эстетического воспитания в формировании личности, ее всестороннем развитии трудно переоценить. Уже в древности отмечали значение красоты в жизни и деятельности человека. Исключительно велико и мн...

Проблемы художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и личности на уроках изобразительного искусства

   Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым?  ...

«Нравственные и духовные ориентиры на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС НОО И ООО»

laquo;Нравственные и духовные ориентиры на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС НОО И ООО» -выступление на педсовете...