Рабочая программа по ИЗО для 5 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Рабочая программа по ИЗО для 5 класса ..Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского.
Цель программы по изобразительному искусству для 5 класса предоставляет каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни, помогает в формировании любви и уважения к своей Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_izo_2011.doc | 221.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 им. Ю.А. Гагарина
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Председатель МС МОБУ СОШ № 3 Директор МОБУ СОШ №3
им. Ю.А. Гагарина им. Ю.А. Гагарина
«___»__________2011 год
(протокол №___) ________ В.И. Коренякин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учитель Шайхиева Н.И.
Предмет Изобразительное искусство
Класс 5
Учебный год 2011-2012
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей гуманитарно-
эстетическог цикла
«____»_________ 2011г.
(протокол №___)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского, допущенной Департаментом образовательных стандартов общего образования РФ Министерства образования РФ по изобразительному искусству для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №108), и рассчитана на общеобразовательную школу - 1 час в неделю.
Цель программы по изобразительному искусству для 5 класса предоставляет каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни, помогает в формировании любви и уважения к своей Родине.
Курс изобразительного искусства опирается на следующие виды деятельности:
Познавательная деятельность;
- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования);
- умение разделять процессы на этапы;
- творческое решение учебных и практических задач;
Информационно-коммуникативная деятельность;
- адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания;
- выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем;
- использование различных источников информации;
Рефлексивная деятельность:
- владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.
Произведения прикладного искусства играют большую роль в развитии художественной культуры, в подготовке к восприятию различных жанров искусства. Народное искусство специфично синтезирует в себе выразительные средства скульптуры, архитектуры, графики и живописи, поэтому так велико его значение в системе эстетического и художественного воспитания.
На решение главной задачи, пробуждения фантазии ученика и увлечения его народным творчеством направлена данная программа. В течении учебного года учащиеся изучают народные промыслы России, узнают о существовании связи композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом. Знакомятся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ. Большое внимание уделяется истории искусства, укреплению межпредметных связей (литература, история, мировая и художественная культура, музыка).
- НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Нормативные документы | |
1 | Закон РФ «Об образовании». |
2 | Изобразительное искусство. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы. Автор- Б.М.Неменский. Москва. Дрофа. 2001-2006 |
3 | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по изобразительному искусству. |
4 | Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (2004 г.). |
- ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· воспитание культуры восприятия произведений изобразительного декоративно- прикладного искусства, архитектуры;
· развитие художественно- творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
· освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
· овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме ( с натуры, по представлению, по памяти, по воображению);
· формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
- ЗАДАЧИ КУРСА
Цель художественного образования определяет характер конкретных задач:
- сформировать представление об основных географических центрах народных промыслов России:
- овладеть элементарными приемами росписи предметов народного быта;
- развитие ощущения гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- владеть основными сведениями о видах современного декоративно – прикладного искусства и их роли в жизни человека;
- формирование у учащихся навыков работы в области декоративно – прикладного искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому пониманию смысла и замысла художественных произведений;
- развитие у учащихся изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения;
- освоение языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и воплощения, собственных художественно-образных замыслов в ходе творческих заданий.
- КОМПЕТЕНЦИИ
Учащиеся 5 класса должны знать:
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- основные центры народных промыслов, историю их развития и возникновения (Гжель, Жостово, Хохлома, Дымково);
- уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (Древний Египет, Япония, средневековая Европа);
- иметь представление об основных тенденциях развития современного повседневного и выставочного искусства;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Учащиеся должны уметь:
- отражать в рисунках и проектах единство формы и декора ( на доступном уровне);
- создавать собственные проекты – импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов);
- создавать проекты предметов среды, объединенных единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи).
Учащиеся должны понимать:
- о значение народных корней;
- о связи времен в народном искусстве;
- место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена.
VI. СТРУКТУРА КУРСА
№ п/п | Тема | Примерное кол-во часов |
1 | Древние корни народного искусства. | 8 |
2 | Связь времен в народном искусстве. | 8 |
3 | Декоративное искусство в современном мире. | 10 |
4 | Декор, человек, общество, время. | 8 |
Итого | 34 |
VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Дата | Тема | Примечание |
1-ая четверть. Древние корни народного искусства. | |||
1 | 2,7/09 | Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. | Подобрать информацию по теме. |
2-3 | 9,14/09 16,21/09 | Древние образы в народном искусстве. | Вышивка. |
4-5 | 23,28/09 30,5/10 | Конструкция и декор предметов народного быта и труда. | Прялка, полотенце. |
6-7 | 7,12/10 14,19/10 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. | Создание композиции на плоскости. |
8 | 21,26/10 | Современное повседневное и выставочное искусство. | Проект комнаты. |
9 | 28/10 | Обобщение темы четверти. | |
2-ая четверть. «Связь времен в народном искусстве». | |||
1-3 | 9,11/11 16,18/11 23,25/11 | Древние образы, единство Формы и декора в народных игрушках. | Эскиз игрушки. |
4-7 | 30,2/12 7,9/12 14,16/12 21,23/12 | Народные промыслы их современное развитие. Гжель, Жостово, Городец. | Подбор иллюстраций по темам. |
8 | 28,30/12 | Древние образы в произведениях современного декоративно – прикладного искусства. | Эскиз матрешки. |
3-ая четверть. Декоративное искусство в современном мире. | |||
1-2 | 13,18/01 20,25/01 | Народная праздничная одежда. | Эскиз костюма. |
3 | 27,1/02 | Кукла – берегиня в народном праздничном костюме. | |
4 | 3,8/02 | Эскиз орнамента по мотивам вышивки народного костюма. | Рушник. |
5-6 | 10,15/02 17,22/02 | Праздничные народные гулянья «Наш веселый хоровод» | Урок – игра. |
7 | 24,29/02 | Народные промыслы родного края. | Семикаракорская керамика. |
8-9 | 2,14/03 9,16/03 | «Красота земли родной» | |
4-ая четверть. «Декор, человек, общество, время». | |||
1 | 30,4/04 | Украшения в жизни древних обществ. | Мифы, эпосы. |
2-3 | 6,11/04 13,18/04 | Декоративное искусство Древней Греции. | Костюм, керамика. |
4 | 20,25/04 | Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. | Костюм эпохи Средневековья. |
5 | 27,2/05 | Улицы средневекового города. | Архитектура Средневековья. |
6 | 4,9/05 | О чем рассказывают гербы. | Составление герба. |
7 | 11,16/05 | Что такое эмблемы, зачем они нужны людям. | Эскиз. |
8-9 | 18,23/05 25,30/05 | Роль декоративно – прикладного искусства в жизни человека и общества. | Обобщение материала года. |
VIII. КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Вид контроля | Примерная дата |
1 | Многообразие народных промыслов. | 1 | тест | 21,23/12 |
2 | Декоративно – прикладное искусство в жизни человека и общества. | 1 | тест | 2,14/03 |
3 | Передача пространства в интерьере.. | 1 | Контрольный рисунок. | 6,11/04 |
IX. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Б.М.Неменский | Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» | 2001-2006 | Дрофа |
2 | О.В.Свиридова | Поурочные разработки по изобразительному искусству. 5 класс | 2006 | Волгоград. Издательство «Учитель» |
3 | Г.В.Беда. | Основы изобразительной грамоты. | 1969 | Москва. |
4 | А.Д.Алехин | Изобразительное искусство. Художник, педагог. Школа. | 1984 | М.; «Просвещение» |
Интернет ресурсы. Диски. |
X. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Блаватский В. Д. | История античной росписи керамики. | 1953 | М.; Издательство московского университета. |
2 | Бингем Дж. | Загадки рыцарского замка. | 2005 | М.: РОСМЕН. |
3 | Сурьянова Н. | Синие цветы Гжели. | 1987 | Москва. «Малыш». |
4 | Л.П.Стебловская | Учитесь рисовать | 1980 | Киев: Радяньска школа. |
5 | Макдональд Ф. | Одежда и украшения. | 2002 | АСТ Москва. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...