Батик-рисование по ткани
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме
Знакомить детей с техникой рисования - батиком, с разными способами создания рисунка на ткани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
batik.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Батик
Батик – это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку или на коробку из под конфет, или делается паспарту любой формы. Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.
Тема: «Берёзка»
Ход занятия
- Организационная часть
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, какое дерево издавна особо почитаемое на Руси?
Мнение детей.
Если возникают затруднения, воспитатель направляет детей к правильному ответу загадкой:
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (Берёзки).
Демонстрация репродукции картины И. Остроухова «Берёзы».
Воспитатель. Берёзка является символом Росси. Издавна на Руси существовал праздник почитания цветущий растительности и плодородия – Троица. Берёзка была центром внимания на этом празднике. Ветки берёзы, сорванные в этот день, хранились в домах весь год, до следующего летнего праздника, как оберег здоровья и счастья живущих в доме. В этот день девушки выходили в берёзовую рощу, плели венки из цветов, вплетали в них берёзовые ветки, а потом водили хороводы, пели песни, посвящённые берёзки:
Берёза моя, берёзонька, берёза моя белая,
Берёза кудрявая, стоишь ты берёзонька,
Посередь долинушки, на тебе, берёзонька,
Листья зелёные, под тобой, берёзонька,
Трава шелковая, близ тебя, берёзонька,
Красны девушки, в семик поют,
Под тобой девушки венки плетут. Русская народная песня.
Физкультминутка
«Ай да берёзка!»
Мы вокруг берёзки встанем хоровод, Дети берут разноцветные платочки и
Радостно и звонко каждый запоёт идут по кругу вправо, взявшись за
руки.
Ай да берёзка, белый ствол! Дети идут в круг, поднимают руки
вверх.
Зеленей, зеленей ты листвой! Идут назад, опустив руки.
Яркие платочки в руки мы возьмём. Дети идут по кругу влево, взявшись
У берёзки стройной пляску заведём за руки.
Ай да берёзка, белый ствол! Дети идут в круг, поднимают руки
вверх.
Зеленей, зеленей ты листвой. Идут назад, опустив руки.
К вечеру мы дружно скажем ей : «Прощай! Стоя в кругу, машут платочками.
Ты без нас, берёзка, в поле не скучай!»
Ай да берёзка, белый ствол! Дети идут в круг, поднимают руки
вверх.
Зеленей, зеленей ты листвой.
Ж. Агаджанова
Воспитатель. Берёза – щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву и сложили про её достоинства загадки:
С одного дерева да четыре угодья:
Первое – тёмной ночи свет,
Второе – некопаный колодезь,
Третье – старому здоровье,
Четвёртое – разбитому связь.
Мы сейчас разберём с вами отгадки на все четыре загадки.
Первая – издавна деревенская изба освещалась берёзовой лучиной. При её свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, малые дети слушали сказки взрослых, мужчины плели из берёзовой бересты лапти, корзины, делали шкатулки, туеса.
Вторая – из некопаного колодезя вкусный и полезный для здоровья берёзовый сок. В начале весны по белому стволу дерева начинают стекать капельки сока.
Чтобы набрать его, люди делают в стволе отверстие, собирают сок в разные ёмкости и потом с удовольствием пьют, так как он обладает целебными свойствами. А чтобы берёзка не истекала соком и не погибла, отверстие замазывают глиной или землёй.
Третья – здоровье прибавляет и старому и малому берёзовый веник, который русские люди используют в банях: им хлещут себя, чтобы из тела все хвори выгнать да душу порадовать.
Четвёртая – ствол берёзы покрыт берестой, которой оплетали глиняную посуду, чтобы она не разбивалась и служила подольше.
Ребята, а кто – нибудь знает, откуда берёза получила своё название?
Предположение детей.
Воспитатель. Название своё берёза получила от древнего слова «БЕР», которое обозначало «СВЕТЛЫЙ», «БЕЛЫЙ», «ЯСНЫЙ». Именно от «БЕР» и образовалось сначала «БЕРЗА»,а потом «БЕРЁЗА».
Хорошо бродить по берёзовой роще в любое время года, воздух в ней прозрачен и чист. Многие поэты посвятили свои произведения русской берёзке – символу красоты и чистоты.
Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,
В белом сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Люблю её нарядную, родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую, она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится и гнётся, но не ломится!
А. Прокофьев
Воспитатель. Художники тоже часто изображают берёзу, восхищаясь её природной красотой, изящным белым силуэтом, кружевным контуром её кроны, нежной зеленью её листвы. Художники пишут свои картины на специальном материале – холсте, имеющим тканевую основу, обработанную специальным составом. Мы сегодня тоже будем рисовать на ткани. Такой способ изображения называется БАТИК.
При рисовании на ткани нужно соблюдать ряд правил: не набирать на кисть слишком много краски, чтобы она не растеклась по ткани; работать концом кисти, чтобы рисуемые контуры были ровные, одинаковой толщины, а вот чтобы придать объём изображаемым объектам, можно воспользоваться приёмом примакивания всем ворсом к поверхности, тогда контуры получатся слегка расплывчатыми и более объёмными.
- Практическая часть
1. Нарисовать простым карандашом контур ствола берёзы – тонкий, стройный, узкий и заострённый наверху.
2. Нарисовать контуры всех веток, начиная с середины ствола, с обеих сторон дерева (длинные снизу и короткие наверху), под наклоном вправо – влево, концы веток плавно округлить с наклоном вниз.
3. Дополнить основные ветки короткими боковыми веточками.
4. Обвести контур рисунка гуашью чёрного цвета концом тонкой кисти (следить за тем
чтобы деревянная основа направлена вверх только в этом случае линия будет получаться тонкой и одинаковой толщины)
5. Концом кисти изобразить длинные линии сверху в нижней части ствола, оставляя между ними незакрашенные промежутки, и короткие горизонтальные штрихи с левой и с правой стороны внутри нарисованного контура ствола.
6. Для выполнения листвы использовать способ тычка концом кисти (если листья на берёзе только распускаются) или приёмом примакивания всем ворсом (летний, осенний вариант), используя оттенки зелёного цвета – светлого и тёмного (с добавлением жёлтого для осенней композиции).
7. Внести в рисунок дополнения: травку, солнышко, облака, птиц и др.
Физкультминутка
«Берёзка»
Мы берёзку посадили, Выпрямиться, стоя за столом.
Мы водой её полили Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд.
И берёзка подросла, Потянуть руки вверх.
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.
И ребят благодарила. Поклоны головой, сесть.
- Итог занятия
Воспитатель. У нас с вами получилась настоящая берёзовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислониться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья, полюбоваться чудом, сотворённым матушкой _ природой,
Как приятна берёзок гряда!
Бьёт зелёный прибой у дороги,
Им без устали моет вода
Без того побелевшие ноги. А. Прокофьев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие "Ткани всякие нужны, ткани всякие важны..."
Занятие включает в себя несколько видов и форм проведения : это и посещение предполагаемого салона-магазина с консультациями педагога по выбору ткани для конкретного изделия, интересная информация из...
"Ткани растений. лабораторная работа "Рассматривание тканей растений""
Представлена методическая разработка урока биологии в 6 классе с использованием ЦОР. урок включает в себя лабораторную работу по рассматриванию препаратов тканей растения под микроскопом, работу с фле...
«Химические волокна, их свойства. Ассортимент изделий из искусственных и синтетических тканей. Правила ухода за тканями».
Урок из раздела материаловедение. На занятии систематизируем знания о текстильных волокнах и их свойствах, знакомимся с технологией получения химических волокон и их свойствами. В качестве практическо...
Урок "Ткани из шерстяных и шелковых тканей"
Презентация и план-конспект урока. Урок-игра по сценарию телевизионной программы "Контрольная закупка"...
Ткани животных: мышечная ткань. 6 класс
Урок биологии в 6 классе. ВиЭксМ 2011. Проектирование современного урока биологии по УМК Сонина Н.И. в условиях реализации ФГОС второго поколения.Это третья тема в разделе «Ткани», после изучения соед...
Технологическая карта по технологии в 5 классе по теме: "Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. Раскладка лекала фартука ткани."
Урок технологии по ФГОС 2 поколения по теме: " Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. Раскдадка лекала фартука." Формирует универсально-учебные действия, имеет практическую направленность....
Текстильные волокна и ткани. Получение ткани. Стороны ткани.
Данный материал знакомит учащихся с видами текстильных волокон. Подробно дан материал о видах натуральных волокон растительного происхождения, а также рассмотрены этапы производства ткани ...