Роль физических упражнений в активизации умственной деятельности старшеклассников.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Роль физических упражнений в активизации умственной деятельности старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikaciya_kirichek.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Киричек Елена Тарасовна

МБОУ-ООШ №25

г. Армавир

Роль физических упражнений в активизации умственной деятельности старшеклассников.

  Одной из важных проблем повышения эффективности урока  является активизация мыслительной деятельности учащихся старших классов. Мышечные движения приобретают большое значение для развития способности мыслить, думать, рассуждать. Признавая роль физических упражнений в активизации умственной деятельности старшеклассников, учитель может воспитывать сообразительность, стремление глубже понять изучаемый материал, лучше усвоить его.

        Организм школьника –сложная развивающаяся система, и для правильного развития его необходимы двигательная активность, игры, физическая культура и спорт. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы и её основного звена-головного мозга. При этом важно. чтобы мышечные нагрузки были систематическими, разнообразными, достаточно интенсивными и не утомительными для ребят. Кора головного  мозга одновременно перерабатывает огромный поток информации и осуществляет тонкую и точную регуляцию слаженной деятельности организма. А любая разумная трудовая деятельность –это прежде всего движение.

          Родители и педагоги должны точно знать, что большая умственная нагрузка в сочетании с сидячим образом жизни ведёт к нарушению регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния. Предупредить столь неблагоприятный исход можно разумным распорядком дня, чётким режимом труда и отдыха, а главное - систематическими занятиями  физической культурой и спортом. Без движения ребёнок не смог бы познать окружающий мир, овладеть письмом, трудовыми и спортивными навыками. Постоянная тренировка делает мышцы более сильными, а организм в целом  приспособленным к условиям внешней среды. Даже умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал непреодолимую потребность пройтись по комнате. Так ему легче работать. Если взглянуть на  сосредоточенно думающего школьника, видно, как собрана, напряжена вся мускулатура его лица, рук, тела. Движение совершенно необходимо для полноценной работы мозга. Часто встречаются слабые, болезненные ребята, которые совсем не занимаются спортом, а тем не менее прекрасно учатся. Такие    «отличники» обкрадывают своё здоровье.

        Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышает артериальное давление. Выполнение физических упражнений происходит при сложном регулирующем воздействии эндокринной системы, происходит её тренировка.  Во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует в организме, а находится в селезёнке, таким образом,  стимулируется кроветворение. Во время мышечной работы увеличивается частота дыханий, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляция лёгких. Кроме того, интенсивное полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопления слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей. Некоторые думают, что чем лучше ребёнок питается и меньше двигается, тем быстрее он должен расти. На самом деле у малоподвижных  школьников обменные процессы понижены. У хорошо тренированных подростков спортивные упражнения, бег, ходьба, трудовые операции становятся четкими, ритмичными. В выполнение каждой операции или движения вовлекается только ограниченная, необходимая в этом случае группа мышц, все остальные мышцы - расслаблены, отдыхают. Умение чётко, грамотно и экономно выполнять движения позволяет организму хорошо приспособиться к любым условиям внешней среды, к любому виду деятельности.  

                С каждым классом программа становится всё сложнее, а её усвоение отнимает больше сил и времени. Кроме того, у подростков появляется потребность во внеклассных занятиях: кто занимается музыкой, кто   усиленно занят подготовкой к сдаче экзаменов, интернет и сотовый телефон стали неотъемлемой частью досуга. А в сутках всё те же 24 часа, и времени на активный отдых остаётся всё меньше. Многие родители жалуются, что подростки мало бывают на свежем воздухе. В результате ухудшается самочувствие, сон, нарушается гармоничное развитие, что влечёт снижение умственной работоспособности, памяти. В итоге страдает успеваемость. «Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения… гимнастика, прогулки на свежем воздухе… Всё, что укрепляет нервы, имеет большее значение для здоровья, памяти, чем всевозможные мнемонические подставки»,-сказал К.Д.Ушинский.  

             Вот почему анатомо-физиологические особенности основных периодов школьного возраста необходимы для обоснования влияния физических упражнений и спорта на развитие растущего организма:

1. Организм школьника в различные возрастные периоды обладает неодинаковыми функциональными возможностями.

2. Кроме возрастных особенностей у развивающихся детей имеются значительные половые различия.

3. Двигательный режим школьника зависит от занятий физической культурой или различными видами спорта. При определении деятельности и интенсивности тренировочных занятий следует учитывать возрастно-половую специфику развития школьников.

             Однако, все формы физического воспитания для младших школьников (гимнастика, прогулки, уроки физкультуры, игры) должны быть неотъемлемой частью распорядка для старшеклассников. Изменяется только характер занятий и нагрузок, с учётом психофизиологических особенностей пубертатного возраста. Наиболее эффективными приёмами активизации мыслительной деятельности старшеклассников на уроках физических упражнений являются: сообщение преподавателем сведений о рациональной технике движений и упражнений; использование межпредметных связей; изготовление и применение наглядных пособий (таблиц, презентаций) с последующим разбором технических и тактических действий учеников; изучение двигательных действий; использование вероятного прогнозирования двигательного действия; применение домашних заданий по воспитанию физических качеств; закрепление двигательных и организаторских навыков; обучение учеников самооценке и самоанализу движений в парах и группах; привлечение учащихся к подбору и проведению упражнений, игр, руководству командой, судейству. Данные пути активизации мыслительной деятельности обусловлены индивидуальными особенностями старшеклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Активизация умственной деятельности и самостоятельности на уроках математики»

« Активизация умственной деятельности и самостоятельности на уроках математики»...

Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы на уроках географии как способ активизации умственной деятельности

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯМультимедийные средства  и Интернет-ресурсы на уроках географии как способ  активизации умственной деятельности...

Нестандартные приемы активизации умственной деятельности на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи ...

«Влияние системы оздоровительных мер на активизацию умственной деятельности учащихся»

Влияние школы и учебной нагрузки столь велико потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развит...


 

Комментарии

Очень интересно. Жду новые Ваши работы!