Открытый урок "О чем говорят гербы?"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

 

Герб – это немецкое слово. В переводе на русский язык оно означает “наследство”.

 Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_pro_gerby.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок изобразительного искусства в 5-м классе

по теме:

 "О чем говорят гербы?"

Подготовила- учитель ИЗО и МХК Пилипенко Е.А.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них.
  2. Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей.
  3. Воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны.
  4. Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.

Оборудование и материалы:

  1. Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг).
  2. Схемы-таблицы с изображением основных элементов классического герба.  
  3. Музыкальный ряд: Гимн России.
  4. Художественные материалы.

План урока:

  1. беседа о государственной символике России и Адыгеи , об истории появления гербов, об основных элементах гербов и их символическом значении.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Практическое выполнение задания.
  4. Подведение итогов, анализ и защита работ.

Ход урока

Музыкальный ряд: звучат гимны России и Адыгеи (ученики встают)

Беседа.

Постановка проблемы:

 Герб – это немецкое слово. В переводе на русский язык оно означает “наследство”.

 Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства. Рассмотрим гербы России и Адыгеи. Сравним их.

 Что общего и какое различие вы видите на гербах?

 Как вы думаете, когда появились первые гербы?

Экскурсия в историю

Яркое и красочное искусство геральдики развилось в мрачные времена упадка культуры и экономики, наступившего в Европе с гибелью Римской империи и утверждением христианской религии, когда возник феодализм, и сложилась система наследственной аристократии. Несколько факторов способствовало появлению гербов. В первую очередь - феодализм и крестовые походы. Во время крестовых походов европейские феодалы, которые были хорошо всем известны у себя на родине, влились в огромное интернациональное войско и на общем фоне потеряли обычно ярко выраженную внешнюю индивидуальность, из-за чего и возымели потребность как-то выделять себя из массы таких же рыцарей, демонстрировать свою национальную, родовую и военную принадлежность. Завоевания крестоносцев всегда сопровождались ужасным разбоем и грабежом, поэтому было установлено правило, согласно которому рыцарь, первым ворвавшийся в любой дом взятого города, объявлялся собственником всего, что в нем находилось.

Рыцарским турнирам герб обязан не в меньшей степени, чем крестовым походам. Турниры появились до крестовых походов. Турниры надолго стали неотъемлемой частью западноевропейской жизни. К участию в них допускались только рыцари с безупречной репутацией.

ГЕРОЛЬДЫ

Герольды систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику”.

Геральдическая азбука: деление щита (варианты)

Символика цвета:

В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей.

Металла два: золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается жёлтым цветом, а серебро белым.

Главных геральдических финифтей (тинктур, эмалей) пять:

Червлёнь - (красный) графически изображается вертикальными линиями. Получался смешиванием сурика и киновари.

Лазурь - (голубой) графически изображается горизонтальными линиями. Получался смешиванием кобальта и ультрамарина.

Зелень - (зелёный) графически изображается диагональными линиями геральдически справа. Получался смешиванием хрома и растительной зелени.

Пурпур - (пурпурный) графически изображается диагональными линиями геральдически слева. Получался смешиванием кармина и розового лака. Пурпур, редко применяемый в геральдике цвет, изображался лиловым и лилово-красным, тёмно-синим и другими оттенками синего. Это связано с тем, что натуральную пурпурную краску добывали из двух разных видов раковин в Средиземном море. Один давал тёмный, фиолетовый оттенок, а другой, так называемый тирский пурпур - огненно-красный.

Чёрнь - (чёрный) графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. Наносился жжёной слоновой костью. Французское название этого цвета "sable" указывает на его происхождение от черного собольего меха, распространенного на Востоке и в эпоху Крестовых походов попавшего в Европу.

Символика изображений:

Лев – сила, мужество, великодушие;

Орел – власть, господство и вместе с тем великодушие и прозорливость;

Конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота.

Собака – верность, преданность, повиновение;

Единорог – чистота, непорочность;

Феникс – бессмертие;

Змея – вечность;

Дуб – крепость, сила;

Солнце – свет, богатство, изобилие;

Посох – духовная власть.

Герб может иметь девиз – краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба.

Закрепление:

Постановка художественной задачи: выполнить проект своего собственного герба или герба своей семьи.

Выполнение задания.

Подведение итогов. Выставка и защита работ “Мой личный герб” и “Герб моей семьи”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: О чем говорят устаревшие слова ?

Данный урок русского языка разработан к учебнику "Русский язык" 5 класс под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос и др. На уроке широко используется краеведческий материал (работа с "Диа...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: О чем говорят устаревшие слова ?

Данный урок русского языка "О чем говорят устаревшие слова" разработан к учебнику "Русский язык" 5 класс под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос и др. На уроке широко используется крае...

План-конспект открытого урока по английскому языку Тема: "Говорим о родственниках. Активизация лексики по теме «Семья»" по УМК «Enjoy English»: М. З. Биболетова, 6 класс

Данный план-конспект урока может помочь учителю при подготовке к уроку по теме "Семья" по УМК  "Enjoy English": М. З. Биболетова, 6 класс...

Открытый урок по немецкому языку в 4 классе по теме " Лето говорит" Прощай!".

Цели, задачи урока, план урока, подробный коспект урока....

Открытый урок по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")

Урок - практикум. Цель урока: определение идейного звучания произедения....

Открытый урок по английскому языку 7 класса Тема урока: ««IN THE NEWS / Об этом говорят и пишут»»

Разработка урока по английскому языку, учебник Английский в фокусе, 7 класс, учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электрон. носителе /[Ю.Е. Ваулина, Д.Дули, О.Е. Подоляко, В. Э...