Сказочная птица
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
Тема:Сказочная птица. /Фантастическое изображение - декоративная композиция./
Форма: Беседа, творческая работа.
Цели и задачи:
· Воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору, развитие фантазии и умения творчески перерабатывать формы животного мира в декоративные.
· Углубить представление детей о традиционном образе птицы в народном творчестве, емкости фольклорных представлений.
· Развивать у обучающихся эстетическое восприятие особенностей орнаментального искусства.
· Активизировать творческое воображение детей.
· Формировать навыки композиционного решения образа – символа.
Примерный план занятия.
1. Беседа с детьми о том, насколько устойчиво в произведениях народного искусства представление о птице, несущей свет, сопровождается просмотром ЭОР «Сказочная птица».
2. Устное описание детьми образов сказочных птиц. Воспроизведение некоторых литературных отрывков.
3. Творческая работа. Задание: выполнить живописное изображение декоративного - сказочного образа птицы.
4. Итоги: обсуждение детских рисунков, выявление наиболее выразительных.
Информация педагога. Краткий справочный материал.
Занятие можно начать со знакомства с образом птицы в разных видах народного творчества. Это щепная птица из Архангельской области, вышитая птица-пава на полотенце, утица-ковш из Хохломы/Слайд 3/, лепная глиняная птица из Дымково/Слайд 4/ и Каргополя, деревянные свистульки в форме птицы. Рисунки-украшения на деревянных предметах это особая тема. Они часто выполнялись в виде диковинных птиц и животных. Тут забавные львы и сказочные птицы-звери - грифоны. Не менее распространены и таинственные птицы-девы Сирин и Алконост/Слайд 5/. (По возможности, желательно, показать эти предметы).
Народное творчество – особый вид искусства, вид духовного освоения действительности человеком и своими корнями лежит глубоко в древности. Оно связано с вековыми традициями древнеславянских верований. Украшение жилища, домашней утвари, одежды имело не только эстетическое, но и мифологическое значение, это была дань человека природе во всех её проявлениях.
С доисторических времен во все века люди жили в окружении зверей и птиц и всегда их изображали. В народном сознании сложились и передаются из поколения в поколение образы-символы, образы народной фантазии, которые живут в устном и письменном слове, обрядах, изображениях, игрушках, вышивке. Есть информация, которая помогает понять, как и почему в далекие времена человек обожествлял силы и явления природы. Так, например, в средневековых легендах представления о птицах были не менее фантастичны, чем о животных. Им приписывали мистическую силу и власть. Согласно представлениям той эпохи, орел, чтобы проверить силу и жизнеспособность своих детенышей, обращал их к солнцу: тех, кто не мог смотреть на солнце прямо, не закрывая глаз, сбрасывал с высоты. Таинственная сила птицы передавалась даже его перьям, поэтому к боевой стреле прикрепляли перо орла, чтобы она была быстролётной и меткой. Такими стрелами особенно дорожили, Образы некоторых птиц послужили поводом для сравнений: храбрых и гордых людей называли орлами /Слайд 6/, соколами; филин – олицетворение мудрости; с аистом связывалось представление о семейной радости и благополучии; голубь – символ мира.
Для наших далеких предков природа была единым домом. Природа и весь мир для них было одно и то же. Поэтому, стремясь понять и объяснить мир, люди рисовали его в своём воображении в виде дерева. Вершина дерева - это солнце, луна, птицы, в том числе и фантастические, т.е. небывалые, вымышленные (Гамаюн, Алконост, Сирин). Его ствол – это люди, животные, насекомые, леса и пр. Его корни – земля, змеи, вода, рыбы. Это дерево получило название «Мирового дерева».
Прежде чем повести разговор об особенностях изображения птиц народными мастерами, целесообразно заинтересовать детей любопытными фактами из русского фольклора. Так можно познакомить обучающихся с представлениями о птичьей символике в народной культуре, о «портретах» - образах разных птиц, об отношении к ним человека. В народном календаре, например, упорядоченная природная стихия представала в виде старика-годовика с его световыми птицами: «Вышел старик-годовик /Слайд 7/. Стал он махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – полетели первые три птицы /Слайд 8/. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка /Слайд 9/. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождик, залегли туманы. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная /Слайд 10/. Махнёт птица раз – станет светлым-светло, махнёт другой – станет темным-темно. (Птица – месяц, крыло – неделя, перо – день, сутки). Изображение диковинных птиц вместе с причудливым растительным орнаментом входят в тот сказочный мир, которым богата поэзия:
…В изразцах на печке в ряд
Птицы райские сидят… /Слайд 11/.
Н.Кончаловская.
Диковинные птицы-символы, они соединяют в себе наглядную выразительность с глубокой мыслью о первоосновах бытия, причем так, что обе эти стороны символа слитны до неразличимости, полного взаимопроникновения. Символ никогда нельзя исчерпать последовательным перечислением его значений, чем больше вглядываешься и вдумываешься в него, тем больше обретаешь потаённого, до конца невыразимого. А Сирин и Алконост – символы особые. В них воплотилось представление о совершенных существах, которым открыты небесные просторы и глубины премудрости. В них отразилось старинное предание о древе жизни, на ветвях которого они свили свои гнёзда.
Сирин и Алконост – птицы древних легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописям /Слайд12/, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов Владимир - Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире, Георгиевский собор в Юрьев - Подольском). Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые тогда русским людям. Им известны были – Кентавр или Китоврас – человекоконь, стреляющий из лука, Грифон – крылатый лев с головой орла и Дракон – крылатый змей /Слайд 13/.Эти чудо - звери связаны с преданиями и искусством Востока. Там же, в глубокой древности родился сюжет о сладкоголосых птицах-девах. Он нашел отражение в «Одиссее» Гомера. Это морские девы-сирены, завлекающие пением моряков /Слайд 14/.
Древние славяне молились дождю и солнцу, матери-земле, почитали ветер и огонь, воды рек и озёр, рощи, отдельные деревья, животных и птиц. По их верованиям, растения и животные были слугами добрых и злых сил, и делились на друзей и врагов человека.
Птица с распростёртыми крыльями и отходящими от её во все стороны лучами символизировала солнце /Слайд 15/. Уточка была традиционным древнеславянским символом очистительной силы воды. Считалось, что птица- солнце и уточка, соединенные в двух сторонах одного колта (висячие подвески головного убора), могут защитить женщину от бед.
Птиц часто связывают и с печальными событиями. Они были так же носителями несчастий и бед. Такой была фантастическая птица с женским лицом – дева Обида. В отличие от Сирина и Алконоста она всегда изображалась с распростертыми крыльями, разгонявшими хорошие и светлые времена. Вестником несчастий считался Див, или Птич, - гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева. /Слайд 16/
Постепенно образ Сирина стали считать в народе райским, т.е. божественным, наделять необыкновенными качествами, неземной красотой, чудным пением и добротой./Слайд 17/
…Прилетела птица райская, Садилась на тот сырой дуб, Пела она песни царские. Кто в эту пору – времечко
Помоется росою с этой шелковой травы,
Тот здрав будет!
Л.Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу».
Расположение двух птиц по сторонам дерева, ветки, стилизованного листа – одна из наиболее распространённых символических композиций древнеславянского языческого искусства. Она идет из первых легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло дерево. От двух птиц, свивших на нем гнездо, началась жизнь на Земле. Дерево, или Древо жизни, стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы – символом добра и семейного счастья. Всё изображение в целом означало жизнь и благополучие.
В народном календаре, обычаях и обрядах народа образ птицы неотделим от начала весны. Один из обычаев был печь «жаворонки» - вкусные булочки в форме птичек, так отмечали начало весны. А её весной выпускали на волю птиц, проживших в доме человека зиму. Был обычай, весело закликая птиц, петь песенки про птиц. Народные песни хранят этот образ, связанный с теплом и урожаем, закликаньем весны. Закличка – просьба замкнуть зиму, отомкнуть лето:
…Жавороночки, прилетите к нам,
Красно летичко принесите нам,
А зимушку унесите от нас… или:
…Уж вы, жаворонки, жавороночки,
Прилетите - ка к нам,
Принесите нам
Лету теплого, песку желтого, хлеба нового…
Прибавление света означало прилёт птиц – наступление весны. Живые поэтические ассоциации становятся ключом для понимания содержания образа. В народных сказках и поверьях нередко сравнивали зарю с блестящей златокрылой птицей /Слайд 18/,несущей каждый день по золотому яйцу – солнце. Это образ птицы – петуха соединяется с мыслью о свете. В одной украинской загадке сказано: «Сидит пивень (петух) на вербе опустив косы (лучи) на землю». Петух когда-то был символом огня, затем оберегом от пожаров и нечистой силы. Считалось, что первые петухи прогоняют нечистую силу. Петух открывает новый день, и он должен быть счастливым и добрым. Поэтому петух – один из основных элементов в вышивке и орнаментах у многих народов. Народные мастера не редко находили адекватное данному содержанию образное решение, выйдя на образ крыла-огня. (Хохлома) /Слайд 19/
Нет ни одного народа, кроме русского, у которого бы образ фантастической и загадочной чудо-птицы, названой им в сказках «Жар», нашёл такое глубокое и разностороннее воплощение во всех областях художественной культуры, в том числе в живописи и декоративно-прикладном искусстве.
Чем дорог образ Жар-птицы русскому человеку? Какой сокровенный и важный смысл вложил в него народ?
Издавна русский народ выражал в сказках свои мечты о правде и справедливости, о дружбе и любви, красоте и благородстве. Сказка о «Жар-птице» особая. «Жар-птица» - это символ прекрасной, высокой и светлой мечты, горячей влюблённости в неё и преданности ей, готовности к подвигу и героизму во имя её исполнения. Поймав перо Жар-птицы, Иван – царевич нашёл мечту, которая стала ему дороже золотых яблок и благополучия. Ради этой мечты он мужественно готов преодолеть любые трудности и опасности. /Слайд20/
Так в волшебной сказке о Жар-птице русский народ выразил лучшие качества своей души, своего характера, показывающие его подлинную силу, достоинство и гордость.
Много притч, мудрых пословиц и поговорок, метких крылатых выражений и нарицательных имен вошло в нашу культуру из русских народных сказок. Прилетело из далеких времен и чудесное слово «Жар-птица», ставшее символом высокой и прекрасной мечты, дарующей жизни – смысл, творчеству – вдохновение, геройству – силу духа.
Перед объяснением творческого задания, в целях активизации эстетического восприятия сказок, мифологических мотивов можно предложить детям отгадать загадки. Например, загадку о птице – солнце (Жар-птица):
Большая светлица,
Горит жар-птица,
Всяк её знает и обожает.
Её разгадка – это разгадка изобразительного языка и обозначает: светлица – образ мира, жар-птица – ясное солнышко. А птички поменьше (их называли павами) – будто лучики у солнца.
Загадки:
Что за птица: в лесу одна смешная птиц людей не боится, Весь день поёт «Ку-ку! Ку-ку».
Не летает высоко, не может научиться, Петь как петух « Ку-ка-ре-ку», А поет «Ко-ко-ко»?
(Кукушка), (Курица).
Кто в беретке ярко красной, В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит, Всё стучит, стучит, стучит! (Дятел).
В воде купался – сухим остался. (Гусь).
Красота движений, линий, форм, цветовой окраски птиц постоянно привлекает глаз человека, и они являются объектами изображения художников и народных мастеров /Слайды 29, 30/.В сказках птица - символ света, радости и счастья. Известны сказки о пылающей жар-птице с золотыми и серебряными перьями /Слайд 31/, петушке – золотом гребешке /Слайд 32/. Целесообразно вспомнить и зачитать некоторые литературные отрывки, например, из сказки «Финист – Ясный сокол», о Царевне Лебедь из «Сказки о царе Салтане». А.С.Пушкина, о Жар-птице из сказки П.Ершова «Конёк-Горбунок», о Петушке из сказки о «Золотом Петушке» А.С. Пушкина и т.д.
После этого каждый ребёнок придумывает и рисует свою сказочную птицу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказочные птицы
В данной конспекте представлен методическая разработка занятия "Сказочные птицы"...
Сказочные птицы
Сказочные птицы...
Тема занятия. Лепка сказочной птицы..
Содержание занятия. Лепка сказочной птицы...
Новогодняя пьеса-сказка "Сказочная птица"
Сказку использовала при проведении новогоднего праздника со старшеклассниками...
"Сказочная птица" (граттаж)
План-конспект занятия по изобразительному искусству для детей 7-9 лет. Знакомство с техникой граттаж....
Проект с использованием ИКТ 5 класс, технология Тема: «Сказочные птицы в интерьере дома»
Сайт проекта:https://sites.google.com/site/...
Проект "Сказочные птицы в интерьере дома"
Проект, который проводится на уроке технологии в 5 классе...