интегрированная программа по изо и черчению
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Программа  по изобразительному искусству Б.Неменского для 8 класса с элементами черчения Ботвинникова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.docx43.95 КБ

Предварительный просмотр:

п/п

Название темы

Дата

Материалы и

инструменты

Задание

ИКТ

Кол-во часов

Тип урока

                                                     1 четверть. Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Художник – дизайн – архитектура.

Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

1,2

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции

Композиция чертежа, правила оформления. Понятия: чертёж, рисунок, макет.

Ф А 4, белая и черная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка

1) расположить на формате один большой прямо угольник из черной бумаги и, обрезая его, добиться баланса мас сы и поля;

2) расположить и зафиксировать один небольшой прямоуголь ник произвольно в любом месте формата, уравновесить компози цию добавлением еще двух разновеликих прямоугольников;

3)гармонично   сбалансировать   композиции   из   трех — пяти
прямоугольников, добиться простоты и выразительности.

Оформление листа для чертежа. Уч. Стр 3-17

репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича.

2

Урок изучения нового материала

3-5

Прямые линии и организация пространства. Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разрежен ность и сгущенность.

Линии в графике, назначение и функциональность линий чертежа.

Ф А 4,  бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка  резак.

 1) введение в композицию от трех до пяти прямых линий;

2) выполнение коллажно-графических работ с разными видами композиций (замкнутой, раскрытой, центровой, свободной и пр.). Уч. Стр 17-21. Гр.№1

репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича, В. Кандинского и т. п.

3

Урок изучения нового материала

6

Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна

Ф А 4,  бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка  резак.

1) введение в черно-белую композицию из прямо угольников и линий цветного круга;

2) создание композиции из произвольного количества про стейших цветных геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или кон траста;

3) в отвлеченной форме ритмом, характером и цветом мазка, линией или пятном выразить состояние, ощущение или событие (например, «шум дождя», «тишина», «суматоха», «выстрел» и др.).

1

Урок изучения нового материала

7.

Буква — строка — текст. Искусство шрифта.

бумага белая, черная и цветная, ножницы, клей, резак; вырезки из журналов и газет.

1) создание композиции, включающей, помимо пря моугольников, прямых линий и круга, букву;

2) создание композиции того же содержания, но с заменой ли нии строкой текста.

Уч. Стр.21-24

образцы плакатов и рекламных листовок, книг и журналов.

1

Урок изучения нового материала

8.

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

Ф А 4,  бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка,  резак.

1) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике;

3) изображение как фон композиции: упражнение, где фото графия является фоном плаката;

4)макеты плаката, поздравительной открытки.

образцы плакатов, поздравительных откры ток, книг и журналов.

1

Урок изучения нового материала

9

Многообразие форм полиграфического дизайна.  Коллажная композиция: образность и технология.

ножницы, клей, цветная бумага, вырезки из журналов

1) макет разворота или обложки книг;

2) макет разворота журнала.

образцы книг и журналов

1

Итоговый урок

                                           

                                                 II ЧЕТВЕРТЬ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ.

п/п

Название темы

Дата

Материалы и

инструменты

Задание

ИКТ

Кол-во часов

Тип урока

1, 2

Объект и пространство.

От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.

Понятие чертежа как

плоскостного изображения объёма. Проецирование в объёме (по осям).

Ф А 4,  бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка,  резак.

1) прочтение плоскостных изобразительных компози ций (из прямоугольников, пятен, линий) как чертежа-схемы архи тектурных объектов (вид сверху);

2)баланс объема и поля на макете (1 прямоугольник — 1 па раллелепипед);

3)баланс объемов между собой и с полем макета (добавление
соответственно к одному прямоугольнику еще двух прямоугольни ков и к одному параллелепипеду еще двух параллелепипедов).

Уч. Стр.31-44. 45-49,107-109

В. Кандинский. Черный аккомпанемент; К. Малевич. Супрематизм; Эль Лисицкий; образцы плоскостных композиций, выполненных учителем или самими учащимися по материалам предыдущей темы.

2

Урок изучения нового материала

3

Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Ф А 4,  бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка,  резак.

Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях.

иллюстрации из «Краткой энциклопедии ди зайна» О. И. Нестеренко; таблицы по черчению «Аксонометрия», «Ортогональные проекции».

1

Урок изучения нового материала

4,5

Конструкция: часть и целое.

Здание как сочетание различных объемных форм.

Понятие модуля. Узнай тела по их проекциям. Занимательные задачи

1) соединение объемов, составляющих здание спосо бом примыкания (пассивное соединение) и взаимного проникно вения (агрессивное соединение);

2) создание макета дома, построенного из модульных объемов (3—4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.

Уч. Стр.58-67.

2

Урок изучения нового материала

6,7

 Важнейшие архитектурные элементы здания

Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизон тальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архи тектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использо вание элементов здания в макете проектируемого объекта.

Понятие генерального плана. Строительный чертеж.

Ф А 4,  бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка,  резак.

1) проектирование объемно-пространственного объ екта из важнейших элементов здания;

2) создание зарисовки (с натуры, с репродукции, по вообра жению) архитектурных элементов здания по отдельности или все го здания целиком.

2

Урок изучения нового материала

8

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи.

Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Сопряжение.

Ф А 4,  бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка,  резак.

1) аналитическое упражнение — исследование формы вещей по предложению учителя;

2)проектное  упражнение  на  функциональное  использование формы (например: «Чем может быть шар?»);

Уч. Стр. 102-106

1

Урок изучения нового материала

9.

Роль и значение материала в конструкции.

Цвет в архитектуре и дизайне.

Ф А 4,  бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка,  резак.

1) проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги-скороходы, ковер-самолет, автомобиль агента 007 (полуфантастическое соединение функций);

2) построение формы (объекта) исходя из материала, его фак турных свойств (металлические банки, пробки, гвозди, проволо ка, вата, шарики, трубочки и др.).

Преобразование формы

 стр. 115-117.112-124.

фотографии интерьеров общественных мест с активным использованием цвета, фотографии городских фраг ментов или отдельных домов (например, старый Арбат, район Пенягино в Митино, Москва); А. Родченко. Мебель для рабочего клуба, образцы упаковок; В. Татлин. Макет памятника III Ин тернационалу (образец пространственной композиции).

1

Итоговый урок

III  ЧЕТВЕРТЬ.

ГОРОД И ЧЕЛОВЕК.

                                              СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

п/п

Название темы

Дата

Материалы и

инструменты

Задание

ИКТ

Кол-во часов

Тип урока

1

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Жанры архитектурных построек.

Ф А 4,  бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка,  резак.

1) силуэтная зарисовка самых знаменитых построек любого города, создание визитной карточки этого города;

2) графическая зарисовка или фотоколлаж исторического зда ния или уголка города определенной эпохи и стиля.

фотографии образцов народного жилища, средневековых замков и храмов (Донжон в Лоше, аббатство Монт Сен Мишель, собор Парижской Богоматери, Кельнский собор), мечетей и т. д.; фотографии архитектурных сооружений различ ных стилей (античный, романский, барокко и т. д.).

1

Урок изучения нового материала

2

Город сегодня и завтра.

Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

Ф А 4,  бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка,  резак.

1) нарисовать современное здание и, вырезав его, вмонтировать в фотографию городского пейзажа;

2) фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего».

3

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

Ф А 4,  бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка,  резак.

1) аналитическое прочтение различных видов компо зиционно-плоскостных схем существующих городов;

2) макетно-рельефное моделирование фрагмента города.

Презентация

4-5

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Общие сведения о соединении деталей конструкции

Ф А 4,  бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка,  резак.

1) создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульпту рой, бетонными вазонами и пр.;

2) эскизный макет витрины магазина.

Стр. 160-166

Презентация

6-7

Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

Как собирают мебель и детали механизмов.

Ф А 4,  бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка,  резак.

1) рисунок-проект интерьера одного из обществен ных мест (можно фрагмент);

2) эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предме та мебели (в технике аппликации).

Презентация

журналы по дизайну, иллюстрации интерьеров.

8

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Ф А 4,  бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка,  резак.

1) архитектурно-пейзажные зарисовки на тему соче тания города с живой природой (с натуры, с репродукции);

2) создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (например, сквер с фонтаном и памятником, детский парк, го родской сад с беседкой и пр.), использование имитирующих фактур.

Презентация

журналы по дизайну, иллюстрации интерьеров.

9-10

Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление

Ф А 4,  бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка,  резак.

коллективная работа — создание сложной простран ственно-макетной композиции с использованием различных фак тур и материалов («Город будущего», «Поселение в космосе» и т. д.), решение задач пропорциональности, сомасштабности, гар монии, баланса масс и форм в их пространственной и функцио нальной взаимосвязи.

Презентация

журналы по дизайну, иллюстрации интерьеров.

          IV ЧЕТВЕРТЬ.  ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ.

п/п

Название темы

Дата

Материалы и

инструменты

Задание

ИКТ

Кол-во часов

Тип урока

1

Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

Учет в проекте инже нернобытовых и санитарно-технических задач.

Условные изображения на чертеже.

Ф А 4,  бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка,  резак.

1) создание поэтажного плана воображаемого дома; выбор особенностей дома — роскошь, удобство или аскетизм; учет образа жизни людей (чертеж);

2) технический рисунок (эскиз) частного дома в городе, при городе, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) — основная конфигурация дома, влияние назначения внутренних помещений на общий силуэт здания (задание может выполняться на компью тере в программе  3D Architector Deluxe и Visio.

 иллюстрации с изображением современных частных строений: дома, коттеджи и пр.; образцы исторических и современных построек: изба, русские усадьбы, европейский дом, азиатские жилища.

2

Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещнопространственной среды жилища.

Ф А 4,  бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, карандаш, линейка,  резак.

1) создание схемы предметной компоновки интерье ров дома;

2) эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта про странственного воплощения плана своей комнаты (задание по воз можности выполняется на компьютере в программе 3D Architector Deluxe и Visio, Компас. Зонирование помещения с помощью цвета.

журналы по дизайну, иллюстрации интерьеров.

3

Дизайн и архитектура моего сада.

вырезки из журналов, цветная бумага для аппликации; природные материалы: веточки, сухие соцветия, камушки и т. д.

1) создание плана земельного участка с обозначени ем элементов, организующих мини-пейзаж сада;

2)создание общего вида сада — рисунок плюс коллаж (аппликация);

3)макетирование фрагмента сада из природных материалов;

создание композиции из цветов, веток и т. д. по мотивам
искусства икебаны.

фотографии европейских и восточных садов из журналов по дизайну и садоводству.

4

Мода, культура и ты.

Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

карандаш, тушь, бумага белая и цветная, клей,  гуашь, кисть, фломастеры.

1) специфика эскиза модных коллекций одежды — создание рисунка-копии;

создание своего собственного проекта вечернего платья —
рисунок или рельефный коллаж;

видеорепортаж с улицы на тему «Мода»; совместный ана лиз увиденного на уроке.

 журналы мод.

5

Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды.

Карандаш, тушь, бумага белая и цветная, клей, резак, гуашь, кисть, фломастеры.

1) создание словесного списка-перечня всех элемен тов воображаемого гардероба с небольшими поясняющими зари совками вещей;

2) проектный рисунок одного из комплектов костюма (для до ма, для улицы, для работы и пр.), подбор цветовой гаммы.

Каталоги мод и журналы.

6

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна.

карандаш, тушь, бумага белая и цветная, клей, резак, гуашь, кисть, фломастеры, косметика, грим, бижутерия, инструменты для прически, гуашь.

1) рисование прически и макияжа на фотографии;

2) упражнения в нанесении макияжа и создании прически на «живой натуре» (попарно, по трое учеников и т. п.).

Каталоги мод и журналы

7

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.

коллективное задание (по группам): создание имидж-мейкерского  сценария-проекта (например, «Петров — лучший спортсмен года», «Иванова — в мэры», «Петрова — мисс Евро пы») с использованием различных визуальных элементов. Соревновательно-игровой показ проектов.

8

Моделируя себя — моделируешь мир.

Занятие демон стрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокуль турного облика, показывает понимание места этих искусств и их Образного языка в ряду пластических искусств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по черчению " Графический язык твоей профессии"

Данный курс предназначен для обучения учащихся 10-11 классов, утвердившихся  в выборе специальности архитектора, строителя, дизайнера, инженера, конструктора, топографа, геолога и других професси...

Программа элективного курса по черчению в 10-11 кл. «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики»

В данном курсе учащиеся знакомятся с основными навыками современных профессий инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, дизайнера и т.д.Дизайн – проектирование, ставше...

Рабочая программа по дисциплине: "Компьютерное черчение 10-11 класс"

Пояснительная записка В современном мире не возможно представить современное промышленное предприятие или конструкторское бюро без компьютеров и специальных графических и других программ, предназ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Черчение» для второй ступени обучения 9класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету«Черчение»для второй ступени обучения9класс...

Рабочая программа по элективному предмету "Черчение" для учащихся 10 и 11 класса

Рабочая программа по элективному предмету "Черчение" для учащихся 10 - 11 класса составлена с целью углубления знаний в области графики. Как средство передачи инженегрных знаний графика будет необходи...