План-конспект урока ИЗО Искусство против фашизма
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
На уроке ребята знакомятся с творчеством деятелей изобразительного искусства советского периода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_uroka_iskusstvo_protiv_fashizma.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Тема урока:
«Художественная культура советского времени. Искусство против фашизма»
Подготовила:
Жданова Татьяна Борисовна,
учитель ИЗО
г. Алексеевка, 2008 год
Тема урока: «Художественная культура советского времени. Искусство против фашизма»
Цели урока:
- образовательная: создать условия для изучения и повторения учащимися произведений великих мастеров советского времени;
- понять отличительную особенность произведений советского времени и отношение к Великой Отечественной войне как великой трагедии человечества ХХ века;
- показать роль деятелей искусства в освободительном движении;
- сопоставить проявление гуманизма, отражающего пламенный патриотизм и мужество советских людей, произведениям искусства воспетыми рыцарями долга (художниками, поэтами, музыкантами, скульпторами), проявляющих негодование к фашизму;
- развивающая: развивать у школьников способности зрителя, готового к восприятию произведений великих мастеров;
- развитие творческих способностей в поисково – исследовательских и индивидуальных видах учебной деятельности;
- расширить представление о понятиях «Мир», «Родина», «Отечественная война»;
- воспитательная: воспитание художественного вкуса;
- выработка устойчивой потребности общения с произведениями художественной культуры России и умение находить в них духовно – ценностные ориентиры;
- формирование высоко нравственной патриотической личности на основе культурно – исторических ценностей.
Материалы к уроку:
Журнал «Искусство» 1961 год №5, «Россия» издательство «Белый город», журнал «Юный художник»1985 №5, интернет ресурсы:
- http://vip.lenta.ru/topic/victory/motherland.htm
- http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/socrelism/plastov/plastov4.htm
- http://www.picture.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=13488
- http://www.sgu.ru/rus_hist/authors/?aid=136
- http://www.davno.ru/posters/artists/deineka/
- http://www.sgu.ru/rus_hist/authors/?aid=136
Музыкальное сопровождение:
- «Священная война» стихи Василия Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова;
- «Прощание славянки» В. И. Агапкин;
- «День Победы» музыка Давида Тухманова,
слова Владимира Харитонова
Зрительный ряд:
Слайдовая презентация урока.
План урока
- Орг. момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Просмотр слайдовой презентации с использованием новых информационных технологий обучающимися.
- Закрепление пройденного материала.
Ход урока
Слайд 1 Тема урока: «Художественная культура советского времени. Искусство против фашизма».
Слайд 2 Сегодня на уроке мы ознакомимся с творчеством деятелей искусства советского времени. Через общение с произведениями художественной культуры России постараемся найти духовно – ценностные ориентиры;
Слайд 3
«Высшее признание народа заслужили в годы войны деятели советской культуры – писатели, поэты, композиторы, артисты, художники, работники кино, журналисты. Своими произведениями они воспитывали пламенный патриотизм и мужество советских людей»
«Правда», 17июня 1984год.
Думая над страшным злом прошлого столетия, фашизмом, о судьбе и значении русского искусства, я вспоминаю слова Валерия Брюсова из стихотворения «Кинжал», написанного накануне первой русской революции в 1903 году.
Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей вечно сёстры.
(В.Брюсов)
Пророческая прозорливость этих слов подтвердилась в дни и ночи Великой Отечественной войны, когда искусство моей Родины было в самом пекле беспощадной битвы, на переднем крае победы. Искусство знало дни и ночи отступления. Вместе с грядущей победой оно собирало силы. Вместе с Родиной оно выстояло и, переломив страшное равновесие сил, прошло вместе с победой до самого Берлина. Искусство этого времени своей верой в победу воодушевляло народ и вело, ради грядущего, на смертный бой.
Армия работников искусства слилась с народом, сверяя его с учащенным сердцебиением - биение сердец, готовых к подвигу. И они шли на этот подвиг каждый со своей судьбой, своим талантом, всеми силами тела и духа, подогретых страстью долга и любви к жизни. Они были беззаветны в своем подвиге, а приходилось и умирать, как солдаты, тоже беззаветно.
Сколько их было, рыцарей долга, художников и поэтов, музыкантов и певцов, волшебников прекрасного, каждый из которых, воодушевляя, сочувствуя, пророчествуя и негодуя, смеясь и проклиная фашизм, приближал общую победу.
«Жизнь без творчества – варварство», - сказал один философ.
У наших врагов, фашистов, не было искусства, потому что они были варварами двадцатого столетия, были палачами и несли смерть, а палачи, несущие смерть, обходятся без песен. Песня им не нужна. Для свиньи весь мир – корыто. Наше искусство вело войну с варварами. И в общей победе есть доля победы нашего искусства.
Искусство плаката – это неотъемлемый жанр изобразительного искусства.
Слайд 4
Плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт», 1941 год.
Адрес :Истории создания плаката «Родина – мать зовет» http://vip.lenta.ru/topic/victory/motherland.htm
Фонограмма 03 «Священная война»
Первой песней войны была «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача и музыку А. В. Александрова. 24 июня текст был опубликован в «Известиях» и «Красной звезде», а 25 июня композитор написал музыку. На шестой день песня уже звучала по радио.
Из воспоминаний художников-фронтовиков:
«Утро 22 июня 1941 года было тёплым, безоблачным. Жил я в г. Буденовке (ныне Новозерск). Воскресное утро, молодёжь и взрослые расчищали площадку и рыли котлованы под фундамент Дворца культуры. Задорные песни, духовой оркестр привлекали внимание идущих на пляж людей, и, позабыв об отдыхе, они тоже включались в работу. Песни, музыка, труд – всё сливалось воедино. Нелегко было пройти мимо, не взяв лопату и не поработав вместе со всеми. Лишь в середине дня из экстренного сообщения правительства горожане узнали о вероломном нападении фашистской германии на нашу страну. Всё взрослое население в Буденовке, наспех собрав заплечные мешки, потянулось к военкомату, а затем на грузовиках отправилось по назначению в действующую армию. Плачь детей, жён и близких, прощающихся с отъезжающими, раздарил нам души…»
Фонограмма 04 «Прощание славянки» В. И. Агапкин
Слайд 5
Аркадий Пластов «Фашист пролетел» 1942 г.
"Дорого стоит русский характер, и истинно дорог земле русский человек", - эти слова принадлежат Аркадию Александровичу Пластову, художнику, чьё жизнелюбивое творчество навсегда осталось гимном России и её людям.
Когда грянула Великая Отечественная война, художник-патриот откликнулся на нашествие гитлеровских оккупантов простой, на первый взгляд, но по-особому трагически-скорбной картиной "Фашист пролетел". На бреющем полете летит над полем немецкий самолет - и вот уже расстреляно колхозное стадо, убит мальчик-пастушок и горько воет верный пёс. А вокруг - тихое свечение красок осеннего пейзажа. "Осень тогда у нас стояла тихая, златотканная, удивительно душевная, теплая... И вот что-то непомерно свирепое, невыразимое по жестокости... Надо было сопротивляться, надо было кричать, чтобы проснулись даже мертвые. Надо было это чудовище показать во всем его обличье", - вспоминал художник.
На беспощадный бой с ненавистным врагом звала эта картина, написанная в 1942 году.
Адрес репродукция картина А. Пластова «Фашист пролетел»
http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/socrelism/plastov/plastov4.html
Слайд 6
В 41-ом враг у стен столицы. Юрий Иванович Пименов создает полотно
«Москва. Зима сорок первого года».1943 г.
Весь город встаёт на её защиту. Создаются оборонительные – рвы, надолбы, ежи, как это всё подлинно изобразил художник А.Дейнека в своей картине «Оборона Москвы»
Адрес :Творчество А. Дейнека.
http://www.davno.ru/posters/artists/deineka/
Слайд 7
Всем известно, что первые годы были очень тяжёлыми для нашего народа. Чтобы поднять дух Советской Армии, состоялся парад на Красной площади 1941 года. А в 1942 году уже было создано полотно «Парад на Красной площади 7 ноября 1941». К. Юон
От бескрайней равнины Сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.
Выходил он свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну.
Слайд 8
Героика войны раскрывается в произведениях, посвящённых крупным военным событиям и боевому эпизоду. Создаются работы, в центре которых подвиг бойца или группы бойцов. И такая широта подхода отвечала той жизненной правде, за которой стоял подвиг народа, воплотивший в себя мужество многих отдельных людей. Одним из наиболее характерных представителей батальной картины стал А.Дейнека.
«Оборона Севастополя», 1942 год.
Здесь – схватка света и тьмы, натиск, продиктованный любовью к жизни.
Адрес :Творчество А. Дейнека.
http://www.davno.ru/posters/artists/deineka/
Слайд 9
В творчестве художников послевоенного периода ярость атаки, горести бойцов показал художник Петр Александрович Кривоногов «Защитники Брестской крепости» 1951 год.
Адрес: Русская история в изобразительном искусстве.
http://www.sgu.ru/rus_hist/authors/?aid=136
Слайд 10
Эти слова Некрасова из поэмы «Мороз - красный нос» «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» по праву можно отнести к данному персонажу, изображенному на картине Сергея Герасимова «Мать партизана» 1943 год. Фашизм – бездушен, он подчинен механизму страха и жестокости. Но русская душа, как говорят, непобедима.
Адрес: Арт - каталог живописи, репродукция картины
С. Герасимова «Мать партизана»
http://www.picture.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=13488
Слайд 11
Благородное стремление увековечить образы выдающихся сынов и дочерей Отечества, героев войны, привело художника В. Яковлева к созданию портрета П. В. Панфилова – героя Советского Союза гвардии генерал-майора.
Портрет И. В. Панфилова
Слайд 12
В монументальной пластике Владимир Цыгаль создал замечательный памятник Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева попавшего во время войны в лапы врагов. (Австрия)
Слайд 13
Достойный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков и победу советского народа в Великой Отечественной войне внес Союз Общества красного Креста и Красного полумесяца СССР. Совсем еще школьницами, пройдя медицинские курсы, девушки направлялись в действующую армию.
Плакат «Боевые подруги – на фронт!»
Марат Самсонов «Сестрица»
Слайд 14
Велик вклад в победу и тех, кто самоотверженно трудился в тылу: женщин, стариков, детей.
Они заменили ушедших на фронт мужей и сыновей, отцов и братьев, трудясь на полях и заводах.
Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила.
Какая безмерная тяжесть на женские плечи легла.
А с фронта приходили письма родных и близких, согревая измученные души матерей, жен и сестер.
Художники Нина Вотолина и А. Лактионов очень ярко воспроизвели эти радостные минуты.
А. Лактионов «Письмо с фронта» 1947 год
Н. Вотолина «Вести с фронта»
Слайд 15
В такие минуты вспоминается стихотворение Константина Симонова «Жди меня». (Ученик читает на фоне картины Андрея Горского «Без вести пропавший»)
ЖДИ МЕНЯ
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
(1941)
Адрес: Анализ стихотворения К. Симонова «Жди меня»
http://www.litra.ru/compositions/7744627851682.html
Слайд 16
Замечательным примером патриотического понимания задач художника является творчество нашего выдающегося писателя Михаила Шолохова. Его рассказ «Судьба человека» проникнут духом борьбы народа за свободу. В романе «Они сражались за Родину» писатель с большой любовью воссоздает образы патриотов своей Родины.
Слайд17
Долг великой моральной силы, какой является изобразительное искусство - найти тот язык и ту предельную выразительность, которая способна зажечь сердца людей на подвиги во имя священной свободы нации. В 1944 году своевременно велась работа над полотном Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода»
Адрес: Творчество Кукрыниксов.
http://www.cartoonia.net/k/ru_kukryniksy.htm
На переднем крае победы, в самом точном значении этих слов - написал Александр Твардовской народную книгу о бойце – поэму «Василий Теркин».
Она создавалась как дневник Победы и в конце стала памятником этой Победе.
Слайд 18
У некоторых искусствоведов есть предположение, что картина Юрия Михайловича Непринцева «Отдых после боя» была написана по мотивам поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Но мотивы создания полотна, скорее всего, как отклик художника на память войны, навеянный реальными обстоятельствами, фронтовой судьбой.
Из воспоминаний художника: «…память человеческая ограничена, в ней остается далеко не все – лишь наиболее яркие впечатления и картины…»
Ю. Непринцев
А так хочется «вслушаться» в немой монолог главного героя, который вдруг становится звучным, физически ощутимым. И хотя мы не знаем, о чем конкретно рассказывает товарищам центральный персонаж, и какими репликами подбадривают его однополчане, очевидны задор, лукавство, здоровый юмор, неторопливость сочной выразительной речи. Невольно вспоминается строка из «Теркина»:
Слайд 19
Балагуру смотрят в рот.
Слово ловят жадно.
Хорошо когда кто врет
Весело и складно.
Слайд20
Петр Кривоногов «Победа»
30 апреля 1945 г. после тяжелых уличных боев советские войска штурмом взяли рейхстаг (ставку Гитлера), а в ночь с 8 на 9 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Адрес: Русская история в зеркале изобразительного искусства. Творчество П. Кривоногова.http://www.sgu.ru/rus_hist/authors/?aid=136
Слайд 21
Из воспоминаний фронтовиков – художников:
«Берлин. Утро 9 мая. В окно видны солнечные блики, поют, щебечут птицы, и это подчеркивает тишину, покой разлитый в природе. Вдруг, раздаются крики, стрельба. Хватаем оружие, выскакиваем во двор – там творится невероятное. Все кричат: «Победа!!!»
Фонограмма 010 «День Победы» музыка Давида Тухманова,
слова Владимира Харитонова
Владимир Харитонов, автор песни «День Победы», ушел на фронт в первые дни войны. Пережил все, что выпало на долю солдата. И самой дорогой ему среди многих фронтовых наград была медаль «За отвагу».
«Песня как бы повернула время вспять. И хотя написана была через три десятилетия после войны, кажется, что именно с ней мы победили», - сказал когда - то давний друг поэта композитор Владимир Шаинский.
В. Богаткин «Бранденбургские ворота» Литография 1949 год
Е. Моисеенко «Победа» 1972
А. Хмельницкий «Победа» 1958год
Слайд 22
Владимир Кастецкий «Возвращение домой».
Из воспоминаний фронтовиков – художников:
«Мы вернувшиеся с войны, живем вторую жизнь - ведь могли и не вернуться. Досталась она нам дорогой ценой. Все пережитое в годы войны, обострило до предела любовь к своей родной земле, к Родине».
Слайд 23
В. Дмитриевский «В день Победы».
Мир - это счастье.
Ценить и беречь мир надо –
Слишком дорогой ценой
он достался
Б. Лавренко
Слайд 24
Вопросы для закрепления пройденного материала:
- назовите авторов песни «Священная война»;
- какое произведение написанное в годы Великой Отечественной войны созвучно с созданием полотна «Отдых после боя» Юрия Непрынцева;
- назовите фамилии художников (их три) авторов картины «Бегство фашистов из Новгорода».
- Слайд 25
Определите, чьей кисти принадлежат данные работы.
Слайд 26
Правильные ответы
А) И. Тоидзе «Родина - мать зовет!»
Б) А. Дейнека «Оборона Москвы»
В) С. Герасимов «Мать партизана»
Г) А. Пластов «Фашист пролетел»
Слайд 27
Создавая эти картины, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока изобразительного искусства с применением средств ИКТ – 5 класс.
«Подготовка к выполнению и выполнение праздничной открытки 23 февраля – День защитника Отечества, символы и атрибуты Российской Армии»...
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
план - конспект урока по искусству в 9-м классе "Эстетическое формирование искусством окружающей среды"
Цель урока:- Показать наглядно вополощение общественных идей в художественных образах на примере архитектурных комплексов разных эпохтисторических и культурных эпох.- Дать определение:- архитектура;- ...
План-конспект урока по искусству 8 класс "Портрет в искусстве России"
Тема урока: « Портрет в искусстве России » Цели урока: Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции. Формирование у учащихся представления о многочисленных функциях иску...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...
План-конспект открытого занятия «Ладья против коня» объединение «Шахматы»
План-конспект открытого занятия «Ладья против коня» содержит подробное пошаговое описание тематического занятия....
План-конспект внеклассного мероприятия "Я против коррупции"
разработка внеклассного мероприятия "Я против коррупции"...