Изобразительная деятельность.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Изобразительная деятельность для учащихся имеет важное коррекционно-развивающее значение. Такие занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы обучающихся коррекционных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 45 КБ |
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_risovanie_peskom.doc | 127.5 КБ |
shkola_zhivopisi.akvarel..doc | 87.5 КБ |
spisok_literatury.doc | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Концепция программы
Содержание программы дополнительного образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми на базе Программы для С(К)ОШ VIII вида с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.
Изобразительная деятельность для учащихся имеет важное коррекционно-развивающее значение. Такие занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Проблема развития способностей, приобретая в настоящее время особую актуальность. В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными способностями в общем цикле развития человека. Особое место среди способностей занимают психические «новообразования», не строго специализированные, а имеющие универсальный характер, что выражается в их влиянии на развитие многих сторон психической жизни и деятельности человека. Универсальный характер способностей проявляется в том, что они в процессе развития влекут за собой качественное преобразование различных видов деятельности, поведения, сознания ребенка в целом. К числу таких способностей относятся подражательная, коммуникативная, двигательная, языковая, символическая, способность к творческому воображению и др.
Исследования свидетельствуют, что различные виды деятельности детей с отставанием в умственном развитии характеризуются низким уровнем развития и недостаточностью проявлений воображения, неспособность планировать и самостоятельно определять приемы работы. Проводимые исследования познавательных и моторных функций детей с отклонениями в умственном развитии выявляют не сформированность ВПФ, общей и мелкой моторики, пространственного восприятия. Поэтому необходима система коррекционно-развивающей работы, прямо направленная на последовательное формирование способностей в различных видах изобразительной творческой деятельности.
Цели и задачи.
Целью данной программы является развитие художественных способностей, как средство достижение психологической готовности выпускников к самостоятельной жизни. Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью затрудняют их вхождение в социум. Программа «Изобразительная деятельность» может быть предложена как один из вариантов подготовки выпускников школ YIII вида к самостоятельной жизни.
Цель программы «Изобразительная деятельность» может быть достигнута при решении ряда задач:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально -эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Программа «Изобразительная деятельность» включает подпрограммы:
«Рисование песком», «Школа живописи. Акварель»
Разработана программа для реализации содержания дополнительного образования в области художественно-эстетических знаний и декоративно-прикладного искусства. Программа составлена с учетом регионального компонента, в котором представлена специфика Коми республики.
Программа «Изобразительная деятельность» разработана на основе:
1 «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида подготовительный и 1-4 классы 2-е издание М., «Просвещение» 2001.
2. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) школах YIII вида: новые учебные программы и метод материалы.- Кн.2 / Под.ред. А.М.Щербаковой.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС,2002.
Характеристика программы
Содержание программы позволяет ознакомить учащихся с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. Способствует формированию самостоятельного творческого опыта, воспитывает у учащихся художественный вкус, любовь к родному краю, ее истории, формирует у школьников способности осознавать, чувствовать и воспринимать красоту окружающего мира, природы, произведений искусства, воспитывает художественный вкус, развивает воображение, фантазию, побуждает творческую активность.
Занятия изобразительной деятельностью способствуют выявлению и развитию потенциальных возможностей детей, развитию компенсаторных возможностей речедвигательного, зрительного и слухового анализаторов.
В процессе занятий развивается наблюдательность, воображение, фантазия, пространственная ориентировка, мелкая моторика рук, аккуратность. Создание вокруг детей творческой атмосферы вызывает у них чувство удовлетворения и побуждает к общению. Постепенно увлечение становится любимым занятием в свободное время, т.е. формируется правильное социальное поведение. В процессе работы у детей формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи, сопричастности к успехам или неуспеху товарища.
Программа «Изобразительная деятельность» характеризуется:
- по типу - дополнительная образовательная;
- по направленности - художественно-эстетическая;
3. по виду - модифицированная.
Программа классифицируется:
- по цели обучения - коррекционно-развивающая;
- по форме организации содержания и процесса - комплексная, так как объединяет элементы изобразительного искусства, декоративно -прикладного творчества, технические умения, знания истории и культуры;
- по возрастному принципу - разновозрастная, так как предназначена для обучения детей младшего, среднего и старшего школьного возраста;
4. по времени реализации - одногодичная.
Программа позволяет развить художественные способности, индивидуальные творческие возможности, накопить опыт в восприятии художественных работ, развить полученные знания, умения и навыки, научится понимать органическую целостность народной культуры, оценить ее значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности.
Организационно педагогические основы обучения
Программа рассчитана для учащихся специальных (коррекционных) учреждений YIII вида от 7 до 15 лет и составлена с учетом психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей. Программа базируется на интеграции знаний школьников. Здесь находят отражение содержание и методы различных наук: биологии, географии, краеведения, психологии, изобразительного искусства, трудового обучения, декоративно - прикладного искусства.
В программе заложена возможность обучения детей с разным уровнем подготовленности, варьировать учебные часы в соответствии с желаниями детей и их заинтересованностью. Исходя из специфики контингента учащихся, возможно менять количество теоретических и практических часов той или иной темы.
Набор учащихся производится среди учащихся специальных (коррекционных) учреждений YIII вида без наличия специальной подготовки и не на конкурсной основе. Главным критерием отбора является желание ребенка заниматься изобразительной деятельностью. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность занятия - 2 часа.
Продолжительность образовательного процесса - 210 часа в уч. год. Количество обучающихся в группе 6 человек.
В соответствии с правилами техники безопасной работы, санитарно -гигиеническими нормами и календарно - тематическим планированием занятия проводятся по подгруппам.
Детские изобразительные работы можно использовать не только для демонстрации на выставках - показах, но и для оформления домашнего интерьера, школьных праздников.
Реализацию программы обеспечивают основные педагогические принципы, положенные в ее основу:
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
- Доброжелательный психологический климат на занятиях.
- Личностно - деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса.
- Оптимальное сочетание форм занятий - индивидуальной, групповой, коллективной.
Для успешного проведения занятий изобразительной деятельностью в специальной (коррекционной) школе YIII вида необходимо изучить особенности контингента учащихся. В обучении применять дифференцированный подход, который предполагает ориентацию на конкретного ребёнка, располагающего индивидуальными возможностями, особенностями и потребностями
Ключевые понятия, которыми оперирует программа
Коррекционно-педагогическая деятельность - планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с группами детей, имеющих незначительные отклонения в развитии и поведении, и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, создание необходимых условий для ее формирования и развития, способствующий полноценной интеграции подростков в социум.
Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием и памятью. Является основой наглядно-образного мышления.
Творческие способности - успешность обучения и усвоения приемов работы, создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, словом - индивидуальное творчество в различных областях деятельности.
Предварительный просмотр:
Рисование песком.
Пояснительная записка
Рисование песком - занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «замков», что является мощным развивающим фактором художественно- эстетического восприятия. Учитывая нетрадиционную технику рисования, задействующую мелкую моторику рук, а также координацию, пластику и прочие факторы, программа, безусловно, является сильнейшим стимулом для коррекционного развития ребенка и имеет психотерапевтическую направленность.
Целью программы является один из вариантов подготовки выпускников школы- интерната 8 вида к самостоятельной жизни. Обучение умственно отсталого ребенка изобразительной деятельности позволяет решить следующие задачи.
Расширить объем знаний учащихся об окружающем мире, и пробудить творческие качества личности. Содержание программы позволяет ознакомить учащихся с образцами мировой художественной культуры и народного творчества в области прикладного искусства, способствует формированию самостоятельного творческого опыта, воспитывает у учащихся художественный вкус, любовь к родному краю, ее истории, формирует у умственно отсталых школьников способности осознавать, чувствовать и воспринимать красоту окружающего мира, природы, произведений искусства, воспитывает художественный вкус, развивает воображение, фантазию, побуждает творческую активность.
Корригировать нарушения психофизических функций посредством творческих занятий. Рисование песком способствуют выявлению и развитию потенциальных возможностей детей, развитию компенсаторных возможностей речедвигательного, зрительного и слухового анализаторов. Работа по развитию и коррекции сенсорного восприятия ведется с опорой на сохранные функции анализаторов через ознакомление с различными видами прикладного искусства.
В процессе занятий развивается наблюдательность, воображение, фантазия, пространственная ориентировка, мелкая моторика рук, аккуратность.
Рисование песком способствует формированию умения концентрировать внимание, стимулируют развитие памяти, так как дети должны запоминать последовательность изготовления, приемы и технику работы.
Формировать правильные эмоционально-социальные навыки в процессе творческой деятельности. Включение детей в художественную деятельность снимает, присущие умственно отсталым детям, скованность, неуверенность, напряженность или, наоборот, агрессивность. Создание вокруг детей творческой атмосферы вызывает у них чувство удовлетворения и побуждает к общению. Постепенно увлечение становится любимым занятием в свободное время, т.е. формируется правильное социальное поведение. В процессе работы у детей формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи, сопричастности к успехам или неуспеху товарища.
Программа рассчитана на один год обучения.
Изучение курса начинается со среднего школьного возраста. Поэтому планирование ведется не по классам, а по годам обучения. Занятие проводится два раза в неделю по три урока на базе кабинета «Изобразительной деятельности».
В программе заложена возможность обучения детей с разным уровнем подготовленности, варьировать учебные часы в соответствии с желаниями детей и их заинтересованностью. Исходя из специфики контингента учащихся, возможно менять количество теоретических и практических часов той или иной темы.
Основными методами работы с учащимися являются:
словесный - предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминологии;
наглядный - показ приема деятельности, анализ образца, составление плана работы;
практической последовательности - рисование песком под руководством учителя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Песок рождает естественное желание - погрузить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. В этой нетрадиционной технике рисования объединяются воедино коррекционно -развивающие принципы вместе с художественной составляющей, и оптимизируется польза от общения с песком. В основе «песочной терапии» лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх. Принцип "терапии песком" был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате освоения программы «Рисование песком» обучающиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. Учащиеся способны различать форму при помощи зрения, осязания, обводящих движений рук, формировать графические представления формы; определять разницу по величине между предметами; ориентироваться на плоскости светового стола. Постигают простейшие приемы художественного проектирования и декоративного рисования.
Ожидаемый результат: имеют навыки работы с песком, владеют терминологией, планируют последовательность создания рисунка, проектируют декоративный рисунок, с натуры, рисунок на тему.
Должны знать: правила безопасной работы песком на световом столе; технику насыпания песка, технику выбирания песка, свободно совмещать эти техники.
Должны уметь: организовывать свое рабочее место, правильно сидеть и ориентироваться на плоскости светового стола, свободно рисовать округлые, прямоугольные треугольные формы, декоративно их заполнять, передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать их сходство и различия, сравнивать по величинам.
Творческие работы детей оцениваются на конкурсной основе путем демократического выбора учащихся.
Общая оценка уровня образовательной подготовки, повышения навыков выполнения творческих работ осуществляется исходя из результатов участия детей в выставках, конкурсах.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел | Общее Кол.часов | Теория | Практика |
1 | Декоративное рисование | 42 | 10 | 32 |
2 | Рисование с натуры | 48 | 9 | 39 |
3 | Рисование на темы | 120 | 19 | 101 |
Итого | 210 | 38 | 172 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел (тема) | Общее Кол.часов | Теория | Практика |
1 | Декоративное рисование | 42 | ||
1 | Вводное занятие | 3 | 2 | 1 |
2 | Техника насыпания горизонтальных прямых и волнистых линий | 3 | 1 | 2 |
3 | Техника насыпания вертикальных прямых и волнистых линий | 3 | 1 | 2 |
4 | Техника насыпания геометрических фигур. Заполнение песком геометр, фигур | 3 | 1 | 2 |
5 | Заполнение техникой насыпания волнистыми линиями геометр, фигур | 3 | 1 | 2 |
6 | Выполнение орнамента «Волна» | 3 | 3 | |
7 | Выполнение орнамента «Цветочный» | 3 | 1 | 2 |
8 | Выполнение орнамента «Геометрических фигур» | 3 | 1 | 2 |
9 | Выполнение орнамента в форме круга, квадрата, прямоугольника, овала. | 3 | 1 | 2 |
10 11 12 | Рисунки из букв и цифр | 3 3 3 | 1 | 2 3 3 |
13 14 | Итоговое занятие: «Автопортрет» | 3 3 | 1 | 2 3 |
2 | Рисование с натуры | 48 | ||
15 | Вводное занятие Техника выбирания песка | 3 | 1 | 2 |
16 | Рисование в технике выбирания песка горизонтальных прямых и волнистых линий | 3 | 1 | 2 |
17 | Рисование в технике выбирания песка вертикальных прямых и волнистых линий | 3 | 1 | 2 |
18 | Рисование в технике выбирания песка геометрических фигур. | 3 | 1 | 2 |
19 | Рисование с натуры овощей и фруктов | 3 | 1 | 2 |
20 21 | Рисование с натуры веток, еловых веток. | 3 3 | 1 | 2 3 |
22 23 24 | Рисование с натуры вазы, горшка, бутылки. | 3 3 3 | 1 | 2 3 3 |
25 26 27 28 | Рисование с натуры цветов ромашки, лилии, листа дерева. | 3 3 3 3 | 1 | 2 3 3 3 |
29 30 | Итоговое занятие: рисование с натуры (по выбору). | 3 3 | 1 | 2 3 |
3 | Рисование на темы. | 120 | ||
31 32 33 34 | Вводное занятие. Совмещение техник насыпания и выбирания песка. | 3 3 3 3 | 1 | 2 3 3 3 |
35 36 | Рисование на тему «Осень». | 3 3 | 1 | 2 3 |
37 38 | Рисование на тему «Снеговик» | 3 3 | 1 | 2 3 |
39 40 | Рисование на тему «Зима пришла», «Снегопад» | 3 3 | 1 | 2 3 |
41 42 | Рисование на тему «Нарядная ёлка». | 3 3 | 1 | 2 3 |
43 44 | Рисование на тему «Мой дом» | 3 3 | 1 | 2 3 |
45 46 | Рисование на тему «Романтика» | 3 3 | 1 | 2 3 |
47 48 | Рисование на тему «Птицы» | 3 3 | 1 | 2 3 |
49 50 | Рисование на тему «Сад» | 3 3 | 1 | 2 3 |
51 52 | Рисование на тему «Фрукты» | 3 3 | 1 | 2 3 |
53 54 | Рисование на тему «Море» | 3 3 | 1 | 2 3 |
55 56 | Рисование на тему «Корабль» | 3 3 | 1 | 2 3 |
57 58 | Рисование на тему «Путешествие» | 3 3 | 1 | 2 3 |
59 60 | Рисование на тему «Мой город» | 3 3 | 1 | 2 3 |
61 62 | Рисование на тему «Мой край» | 3 3 | 1 | 2 3 |
63 64 | Рисование на тему «Моя школа» | 3 3 | 1 | 2 3 |
65 66 | Рисование на тему «День рождения» | 3 3 | 1 | 2 3 |
67 68 | Рисование на тему «Семья» | 3 3 | 1 | 2 3 |
69 70 | Итоговое занятие «Детство» | 3 3 | 1 | 2 3 |
итого | 210 |
Содержание изучаемого материала программы «Рисование песком»
Программа обучения состоит из 3 разделов:
- Декоративное рисование
- Рисование с натуры
- Рисование на темы
Разделы рассматриваются в тесной взаимосвязи друг с другом. Выявляя общие приемы в работе, перенос знаний и умений, поддерживая мотивацию и подводя итоги обучения.
Раздел 1. Декоративное рисование
Теория:
Правила безопасной работы на световом столе. Правила поведения в кабинете «ИЗО»
Техника насыпания песка. Различная плотность и ширина насыпания. Знакомство с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Сведения о применении узоров на ковра, тканях, посуде, игрушках, керамике и др.
Практическая работа:
Выработка у учащихся умение свободно, без напряжения насыпать прямые вертикальные, горизонтальные, наклонные, волнистые линии различной плотности и ширины.
Ориентация на плоскости светового стола.
Игровые графические упражнения - насыпание прямых линий «Провода», «Дорожки», «Высокие столбы», «Заборчик», «Идет косой дождь», «Высокие горы», «Туристическая палатка», «Лесенки», «Дорожки», «Шахматная доска», «Качели».
Игровые графические упражнения - насыпание волнистых линий «Волны», «Дым», «Фонтанчик».
Игровые графические упражнения - насыпание замкнутых линий «Мячик», «Ленты», «Цепочка», «Бусы».
Игровые графические упражнения - насыпание контура предметов разной геометрической формы «Флажки», «Дорожные Знаки».
Раздел 2. Рисование с натуры
Теория
Техника выбирания песка. Понятие контур предмета.
Понятие форма, величина предмета. Сравнение по основным свойствам.
Правила размещения рисунка
Практическая работа:
Рисование предметов с натуры техникой выбирания песка. Расположение нескольких изображений предметов на плоскости светового стола.
Игровые графические упражнения - выбирание волнистых линий «Волны», «Дым», «Фонтанчик».
Игровые графические упражнения - выбирание замкнутых линий «Мячик», «Ленты», «Цепочка», «Бусы».
Игровые графические упражнения - выбирание контура предметов разной геометрической формы «Флажки», «Дорожные Знаки».
Раздел 3. Рисование на темы
Теория
Совмещение техник насыпания и выбирания песка.
Правила составления композиции (наиболее простой для изображения момент из темы).
Правила размещения изображаемого на плоскости стола (основы перспективы)
Практическая работа:
Рисование на темы, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов.
В работе совмещать техники насыпания и выбирания песка. Оформление выставки фотографий рисунков песком.
Предварительный просмотр:
Школа живописи. Акварель.
Пояснительная записка
Данная программа по дополнительному образованию разработана для преподавания рисунка и живописи в детских учреждениях VIII вида учащимся 7-9-х классов разновозрастной группы.
Программа составлена на один год и рассчитана на 210 часов при условии реализации 6 часов в неделю.
Цель программы: содействовать становлению и развитию личности ребенка с отклонениями в развитии, заложить основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развития его творчества.
Обучение умственно отсталого ребенка способом полезного проведения досуга, в данном случае обучение различным художественным техникам - позволяет решить следующие задачи:
- расширить объем знаний воспитанников об окружающем мире и пробудить творческие качества личности;
- научить приемам работы с различными материалами,
- формировать правильные эмоционально- социальные навыки в процессе творческой деятельности;
- корригировать нарушения психофизических функций посредством творческих занятий;
развивать наблюдательность, фантазию, пространственную ориентировку, мелкую моторику.
Занятия живописью способствуют формированию умения концентрировать внимание, стимулируют развитие памяти, конструктивное мышление, творческое воображение; развитию художественного вкуса; развитию умения переносить знания, умения и навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность вне урока.
Задачи программы
- Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств: изобразительным, декоративно-прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.
- Формирование художественно-образного мышления и эмоционально -
чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству,
как основе развития творческой личности; формирование эмоционально- ценностного отношения к жизни.
- Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
- Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
- Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.
При изучении закономерностей и принципов объемно-пространственной композиции, её видов и средств выявления формы, происходит формирование пространственных представлений и мышления, в которых учащиеся анализируют, а затем синтезируют абстрактные и реальные признаки предмета, соотнося их закономерностями построения композиции.
Изобразительная деятельность — неотъемлемая часть познавательных процессов, в которых представления играют важную роль, являясь переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлению.
Важную роль играет освоение детьми разнообразных изобразительных графических умений, таких как раскрашивание, штриховка. Учащиеся осваивают различные изобразительные материалы: карандаш (простой и цветные), краски (гуашь и акварель), мелки, фломастеры.
Дети учатся проводить вертикальные, горизонтальные прямые, рисуют волнистые линии, многократно упражняются в воспроизведении основных геометрических фигур.
Занятия рисованием и живописью представляют сильное средство развития речи учащихся.
На занятиях учащиеся усваивают слова, обозначающие:
- названия предметов, связанных с изображением;
- признаки предмета или его частей (по величине, по цвету, по форме);
- практические действия (“провести”, “разделить”, “соединить”, “раскрасить”);
- пространственные отношения (“посередине”, “вверху”, “слева”, “ближе”).
Кроме этого школьники усваивают и такие понятия, как “форма”, “величина”, “контраст”, “симметрия”, “ритм”.
На занятиях рисования и живописи развивается зрительная память, так при рисовании предметов с натуры происходит запоминание формы, цвета, величины элементов.
Зрительное внимание развивается в процессе анализа, сравнения своей работы с образцом.
Таким образом, занятия рисованием и живописью развивают:
- зрительное восприятие формы, цвета, величины предметов;
- интеллектуальные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, планирование;
- пространственные представления и глазомер;
- мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию;
- речь;
- память, внимание;
- воображение;
- способствуют воспитанию эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему.
Тематическое планирование.
7-9 класс (210 ч.в год) - 6 ч в неделю.
Наименование разделов. | Количество часов | ||
Всего | Теоретическая часть | Практическая часть | |
Школа живописи. Акварель. | |||
1.Вводное занятие. Материалы и инструменты. | 3 | 1 | 2 |
2. Основы живописи акварелью. | 36 | 6 | 30 |
3. Основные приемы. | 24 | 4 | 20 |
4. Разные приемы в акварели. | 18 | 3 | 15 |
5. Простые упражнения. | 24 | 4 | 20 |
6. Натюрморт. | 27 | 5 | 22 |
7. Цветы. | 21 | 4 | 17 |
8. Картины – фантазии. | 57 | 5 | 52 |
итого | 210 | 21 | 189 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Часы | Дата | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Материалы и инструменты. ТБ | 1 | 2 | |
2 | Основы живописи акварелью. - игра с красками, - первичные цвета, - смешивание красок, - работа с кистью, - прямые линии, - простая перспектива и карандашный набросок. | 6 | 5 5 5 5 5 5 | |
3 | Основные приемы. - нанесение ровного тонкого слоя, - лессировка, -«сырым по сырому», - сухая кисть. | 4 | 5 5 5 5 | |
4 | Разные приемы в акварели. - корпусная краска, - «открытый метод», - карандаш и акварельная краска. | 3 | 5 5 5 | |
5 | Простые упражнения. - упражнение с картошкой, - упражнение с бананом, - упражнение с розой, - упражнение с небом. | 4 | 5 5 5 5 | |
6 | Натюрморт. - композиция и пропорции, - составление композиции, выбор цвета, - последовательность написания натюрморта. | 1 1 3 | 5 5 12 | |
7 | Цветы. - составление композиции, выбор цвета, - последовательность написания цветов. | 1 3 | 5 12 | |
8 | Картины-фантазии. Абстрактные мотивы акриловыми и акварельными красками. - выбор материалов и инструментов, - практическая работа. | 1 4 | 2 50 | |
итого | 21 | 189 |
ПРОГРАММА
«Школа живописи. Акварель»
1.Вводное занятие. Материалы и инструменты. (3 ч)
Теоретические сведения (1ч)
Виды и выбор красок, кистей, бумаги. Поверхность и вес акварельной бумаги, способ натягивания бумаги на чертежную доску, мольберт. Другие материалы (карандаши, губка, промокательная бумага, сосуд для воды, ластик и др.). Основной акварельный набор. Рамки. Работа на мольберте. Пленэр.
Практическая работа (2ч)
Подготовка материалов и инструментов. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Подготовка бумаги к работе.
2. Основы живописи акварелью. (36 ч)
Теоретические сведения (6ч)
Цветовой круг. Первичные (основные) цвета. Дополнительные цвета. Приемы работы с кистью. Простая перспектива. Линия горизонта. Точка схода. Глубина и объём (создание трехмерного объекта) Практическая работа (30ч)
Смешивание красок. Работа с кистью. Выполнение упражнений по проведению прямых линий. Изображение трехмерного объекта на двухмерной плоскости (на листе бумаги).
3. Основные приемы. (24 ч)
Теоретические сведения (4ч)
Разбавление краски водой. Правила нанесения краски на бумагу (кисть перемещается в горизонтальном направлении слева направо и после нанесения каждой горизонтальной полосы – вниз). Плотность краски. Хранение краски. Палитра. Размывка с постепенным переходом тона (с постепенным перемещением кисти вниз – добавлять к краске на палитре больше воды). Правила выполнения лессировки. Многослойная живопись. Техника «сырым по сырому». Получение различных эффектов. Прием «сухая кисть».
Практическая работа (20ч)
Выполнение упражнений основными приёмами. Индивидуальная работа с учащимися. Выполнение работ с применением различных приемов и методов живописи акварелью.
4. Разные приемы в акварели. (18 ч)
Теоретические сведения (3ч)
Стиль и техники работы с красками. Сравнение различных методов. Применение корпусной краски, тонированная акварельная бумага. «Открытый метод» - между красками остается незакрашенная полоска белой бумаги (позволяет работать почти безостановочно). Работа карандашом. Степени твердости, заточка, правила держания карандаша. Передача тона и фактуры. Свет, тень, полутень. Локальные тона.
Практическая работа (15ч)
Выполнение упражнений и работ с применением корпусной краски, открытого метода, акварели и карандаша.
5. Простые упражнения. (24 ч)
Теоретические сведения (4ч)
Подготовка бумаги, краски, кистей. Этапы выполнения живописи акварелью. Выбор приемов и методов. Смешивание красок.
Практическая работа (20ч)
Выполнение упражнений по написанию акварелью картошки, банана, розы. Упражнение с написанием неба. Индивидуальная работа.
6. Натюрморт. (27 ч)
Теоретические сведения (5ч)
Азбука композиции, равновесие. Контраст-нюанс. Пропорции. Составление натюрморта. Выбор красок. Последовательность выполнения работы.
Практическая работа (22ч)
Выполнение работы по написанию натюрморта. Индивидуальная работа.
7. Цветы. (21 ч)
Теоретические сведения (4ч)
Жанры в живописи. Правила рисования деревьев и цветов. Цветовая гамма изображения цветов. Составление композиции. Выбор бумаги, краски, методов и приёмов. Стадии выполнения работы.
Практическая работа (17ч)
Выполнение работы по рисованию цветов. Индивидуальная работа.
8. Картины – фантазии. (57 ч)
Теоретические сведения (5ч)
Оригинальная декоративная живопись. Грунтовка холстов. Оформление фона. Материалы и инструменты. Живопись акварелью и акриловыми красками. Эффекты пастелью. Использование витражной краски. Использование кистей разной толщины и качества. Коллажи. Последовательность выполнения работы.
Практическая работа (52ч)
Подготовка натяжных холстов, бумаги. Создание картин-фантазий. Индивидуальная работа.
Итоговая выставка работ учащихся.
Ожидаемые результаты.
К концу обучения курса по программе «Школа живописи. Акварель» учащиеся
должны знать:
- необходимые материалы и инструменты для выполнения живописи акварелью,
- основные и дополнительные цвета цветового круга,
- основные методы и приёмы написания акварелью,
- основы композиции и перспективы.
должны уметь:
- разводить и смешивать краски,
- выполнять основные приемы и методы написания акварелью,
- грамотно составлять композицию рисунка,
- передавать тон, форму и фактуру предметов карандашом.
Предварительный просмотр:
Библиография.
- «Школа живописи. Акварель» Элвин Крошоу, Москва, АСТ Астрель, 2004г.
- «Школа рисования. Натюрморт. Особенности жанра и композиции» Москва, «Мир книги», 2008г.
- «Школа рисования. Пейзаж. Основы техники изображения» Москва, «Мир книги», 2009г.
- «Школа рисования. Свет и цвет в живописи. Особенности изображения» Москва, «Мир книги», 2008г.
- «Искусство владения цветом» Вики Макмарри, изд. «Кристина – новый век», 2008г.
- «Работа карандашом» - журналы « Юный художник»: № 7, 8, 9 - 1989г.; № 1,2 - 1990г.
- «Цвет» - журналы « Юный художник»: № 3, 4, 6, 7, 8 – 1988г.
- « Рисование на тему…» - журналы « Юный художник»: № 12 – 1988г.; № 1, 3, 4, 5, 6, 12 – 1989г.
- « Пропорции и композиция» - журналы « Юный художник»: № 10, 11 – 1988г.; № 1 – 1992г.
- « Смешение красок» - журналы « Юный художник»: № 3 – 1984г.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Естигнеева Т.Д. Коррекционно-развивающие и адаптирующие игры.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
- Серия «Школа рисования». Графика. Подробный практический курс. Редактор Небукина Ф.А. «Издательство Мир книги» 2009
- Программы Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений 8 вида подготовительный и 1-4 классы. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2001.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателей дет сад. - М.: Просвещение, 1985.
- Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательных школ. М., «Педагогика», 1994.
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективная изобразительная деятельность и формы её организации на уроках изобразительного искусства
Мир, окружающий маленького человека, огромен и многообразен. Но порой мы, взрослые, недооцениваем того влияния, которое оказывают на формирование чувств ребенка повседневные жизненные ситуации, люди, ...
"Развитие изобразительных навыков у детей с ЗПР в процессе использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"
Консультация для воспитателей и педагогов реабилитационного центра. Работая с детьми с задержкой психического развития, я пришла к выводу, что развитие у них изобразительных навыков...
Непосредственно-образовательная деятельность по изобразительной деятельности "Зимние узоры"
Развитие творческого воображения и фантазии у детей в процессе декоративно-прикладного творчества....
Художественно-изобразительная деятельности во внеурочной деятельности.
Главная задача внеурочной деятельности по изобразительному искусству состоит в расширении и углублении знаний, полученных на уроках, по основам изобразительной грамоты, формированию практических худож...
Конспект Непрерывной - образовательной деятельности с детьми средней группы по изобразительной деятельности в соответствии с технологией метода «Ситуация»
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение д/с №47Колпинск...
Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары Мугуддиновны Изобразительная деятельность 2019-2020 уч. год
Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары МугуддиновныИзобразительная деятельность2019-2020 уч. год «Мир состоит из множества соединенийкрасок и света. И...
Конспект Непрерывной - образовательной деятельности с детьми средней группы по изобразительной деятельности в соответствии с технологией метода «Ситуация»
Тема: «Зимний пейзаж»Цель: Формировать умение создавать зимний пейзаж с помощью техники обрывной аппликации....