Открытый урок "Музыка ярмарочных гуляний"
презентация к уроку по музыке по теме

Лазарева Надежда Анатольевна

Тема

Музыка ярмарочных гуляний

Цели

Расширение темы «Музыка русского народа». Углубление знаний о народном творчестве. Формирование духовного мира учащихся  посредством интеграции музыкальных произведений, произведений художественной литературы, и произведений изобразительного искусства.

Основное содержание темы

Знакомство с творчеством скоморохов, с видами русских народных инструментов. Показать ценность и важность искусства скоморохов для развития русской музыки

Методы и формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи. Ресурсы.

СД диски с музыкальными произведениями, презентация, картина В. Сапрыкина "Скоморох"

Термины и понятия

Фольклор, скоморохи, домра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_lazarevoy_n.a._14_marta.docx27.36 КБ
Файл samoanaliz_lazareva.docx22.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема

Музыка ярмарочных гуляний

Цели

Расширение темы «Музыка русского народа». Углубление знаний о народном творчестве. Формирование духовного мира учащихся  посредством интеграции музыкальных произведений, произведений художественной литературы, и произведений изобразительного искусства.

Основное содержание темы

Знакомство с творчеством скоморохов, с видами русских народных инструментов. Показать ценность и важность искусства скоморохов для развития русской музыки

Методы и формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи. Ресурсы.

СД диски с музыкальными произведениями, презентация, картина В. Сапрыкина "Скоморох"

Термины и понятия

Фольклор, скоморохи, домра.

Технологическая карта урока музыки в 4 классе.

учитель музыки Лазарева Надежда Анатольевна

Технология изучения темы

Цели деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1 этап Приветствие

Настроить на хорошее настроение, ввести в тему урока

Музыкальное приветствие "Звонок"

Слайд 2.

Подготовка певческого аппарата

2 этап. Самоопределение к деятельности.

Научить определять эмоциональную и выразительную основу музыки

Мотивировать учащихся к изучению темы.

Актуализировать знания детей по теме "Музыка древней Руси".

Актуализировать умения

Фиксировать информацию о явлениях музыкальной культуры с помощью народных инструментов и ИКТ;

Строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно-музыкальной выразительности

-Прослушайте и угадайте по мелодии песню, композитора.

Слайд 3.

-Чему посвящена песня?

Работа над выразительным исполнением песни  "Русская изба", музыка Е.Птичкина. Беседа по тексту, характеру музыки.

Звучит  музыкальный отрывок из балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского «Народные гуляния на масленицу».

Слайд 4.

- Ребята, Куда привела нас музыка?

- По каким элементам музыкальной речи вы это определили?

-Сегодня я действительно  приглашаю вас на ярмарку.

Шумно и весело было на ярмарках, ведь это было место не только бойкой торговли. Что еще происходило на ярмарке в Древней Руси?

-Ни одна ярмарка не обходилась без странствующих артистов, которым не было равных в умении петь. танцевать, играть на музыкальных инструментах. и  называли их ...

Учитель читает стихотворение "Скоморох" Л.Мартынов на фоне звучания "Русских наигрышей".

Слайд 5.

-Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

-О чем мы узнаем?

Слайд 6.

Слушают мелодию песни. Ответы ребят:

-Песня «Русская изба» музыка Е.Птичкина

Пение в образе.

Работа над дикцией, распевами.

Слушают музыкальный отрывок.

Возможные ответы ребят:

-На ярмарку, на праздник, на народные гуляния.

Возможные ответы ребят:

- По характеру(веселый, шуточный, сумбурный...)

-Сочетание разных интонаций, тембров, гармоний (эффект шумной ярмарки).

Возможные ответы ребят:

- Встречи, концерты, игры, пляски.

Ответы ребят:

-Скоморох.

Учащиеся формулируют тему урока, пытаются определить его цели и задачи.

Возможные ответы ребят:

-Музыка на ярмарке;

-Выходцы из русского народа;

-Роль скоморохов в народном творчестве.

Возможные ответы ребят:

-Кто такие скоморохи?

-Как повлияло творчество (искусство) скоморохов на развитие русской музыки.

Личностные:

- проявлять интерес к изучению темы;

- реализовать творческий потенциал в процессе коллективного и индивидуального творчества.

Познавательные умения:

-расширить свои представления о народном творчестве;

-передавать свои впечатления о музыкальных произведениях;

-выбирать способы решения исполнительской задачи.

Регулятивные умения:

-понимать смысл исполнительских и творческих заданий;

 -высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства.

Коммуникативные умения:

- выражать свое мнение о музыке;

-выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми.

3 этап. Учебно - познавательная деятельность

Учебные задания на "знание", "понимание", "умение"

Передать образ скоморохов через произведения художественной литературы, музыки и живописи.

Формировать межпредметные,  метапредметные умения;

Воспитывать грамотного слушателя.

Огромную популярность на Руси получило искусство странствующих актеров – скоморохов. Это были актеры, которые сочетали в себе таланты певца, сказителя, потешника-балагура, танцора, фокусника, акробата, дрессировщика.

   

Откуда это название скоморох?

Слайд 7.

   -О происхождении слова скоморох до сих пор нет единого мнения. Благодаря большому разнообразию умений, в народе скоморохов называли «игрец», «гудец», «свирельник», «плясец».

Слайд 8.

 -Вот что должен был уметь бродячий музыкант.

"Хорошо изобретать и рифмовать, выступать в состязаниях, лихо бить в барабан, играть на инструментах, подражать пению птиц, ловко подбрасывать яблоки и подхватывать их на ножи, проделывать фокусы с картами" и т. д. Искусство скоморохов было тесно связано с русскими обрядами и верованиями.

. Выходцы из народной среды, скоморохи выступали против неспроведливости и жестокости, против богатых.

Следует отметить, что наряду со скоморохами-игроками по профессии в былинах упоминаются и певцы-любители

Скоморохом, музыкантом-профессионалом, был герой новгородских былин...

Слайд 9.

Искусству скоморохов Русь обязана появлением и распространением многих музыкальных инструментов.

А вы хотели бы стать скоморохами хотя бы на время урока? Тогда вам необходимо научиться определять звучание музыкальных инструментов.

Слайд 10, 11, 12, 13, 14, 15.   

 

Самым популярным инструментом  скоморохов была домра.

Слайд 14.

-Почему?

 Легкость и малая величина домры, ее звонкость пришлась по душе скоморохам.

  В наше время домра ведущий инструмент народного оркестра.

Образы скоморохов и их музыка вошли в произведения русских композиторов-классиков: "Камаринская" Глинки.

Слайд 16.

-Послушайте внимательно, что вы услышали?  

Искусство скоморохов пользовалось большой любовью народа. До сих пор в творчестве русских композиторов можно встретить образы скоморохов.

Слайд 17.

«Петрушка» - самый известный балет И.Ф.Стравинского, прочно связанный с традициями и культурой русского народа.  

Слайд18

   Однажды у композитора возник замысел. фортепианной пьесы с сопровождением оркестра.  Сочиняя пьесу, он мысленно представлял образ игрушечного плясуна, «вечного и несчастного героя всех ярмарок!»

Слайд 19.

   Все события балета происходят во время масленичного гулянья в Петербурге, поэтому этот балет называют еще и «балетом – улицей».

Главные действующие лица – куклы народного театра. Любимым героем театра был Петрушка, который веселил простой люд шутками и прибаутками.

Послушайте первую картину, которая называется «Народные гулянья на масленицу».

Как музыка помогает нам понять, что мы оказались на ярмарке?

Слайд20.

Просмотр картины Василия Сапрыкина "Скоморох".

-Почему художник в образе скомороха изобразил Максима Галкина?

- Какая песня из изученных ранее подойдет к этой картине?

-Почему?

Слайд21.

Учитель предлагает выразительно исполнить русскую народную песню "Вдоль по улице молодчик идет"

Обучающиеся отвечают на вопрос, рассуждают о значении слова «скоморох».

Возможные ответы ребят:

-Скоро смешит;

-За словом в карман не лезет;

-Всех смешит.

Ответы ребят:

-Садко.

Обучающие делятся на 2 команды, слушая определяют тембр инструментаи изображают игру на нем.

Размышляют о том, почему именно эти инструменты были популярны у скоморохов.

Возможные ответы ребят:

-плясовые наигрыши;

-скомороший напев.

-

Обучающиеся слушают музыку, размышляют о ее выразительной стороне

Обучающиеся сравнивают образ скомороха на картине и творческий образ артиста М.Галкина.

Возможные ответы ребят:

-ярко одет;

-веселый, озорной, любит петь;

-хочет выделиться из толпы.

Обучающиеся работают в группах, предлагают песню

-«Вдоль по улице молодчик идет»

Возможные ответы ребят:

-ярко одет;

-веселый, озорной, любит петь;

-хочет выделиться из толпы.

Выразительное исполнение песни.

Личностные:

- проявлять интерес к музыкальной культуре России;

- проявлять мотивацию к внеурочной музыкально- эстетической деятельности и в творческом самовыражении.

Познавательные умения:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий;

-соотносить различные произведения искусства;

-строить свои рассуждения о характере, жанре, средсвах музыкальной выразительности.

Регулятивные умения:

-понимать смысл исполнительских и творческихзаданий;

-воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, картине.

Коммуникативные умения:

- открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров.

- взаимодействие в группе согласно условиям.

4 этап. Диагностика качества освоения темы. Рефлексивная деятельность

Обобщить новые знания, полученные на уроке

Обучающимся предлагается викторина по теме "Искусство скоморохов на Руси", и отрывки музыкальных произведений, звучащих на уроке.

 У вас на парте изображение куклы Петрушки. Я еще раз включаю фрагмент из балета «Петрушка», а вы под звуки музыки изобразите условно ваше настроение от урока,  раскрасив костюм кукольного персонажа.

Дети вспоминают  материал урока и отвечают на вопросы, называют музыкальные произведения, композиторов.

Предметные:

Обобщение полученных знаний

Регулятивные:

Мобилизация сил для преодоления препятствий.

 Коммуникативные:

Высказывания собственного мнения.

Общекультурная

самооценка и взаимооценка.

 



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока во 4 В классе.

Тема: «Музыка ярмарочных гуляний».

Учитель:  Лазарева Н.А.

Тип урока:  Расширение темы «Музыка русского народа».

Цель: Углубление знаний о народном творчестве. Формирование духовного мира учащихся через музыку, поэзию и произведения изобразительного искусства.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- раскрыть особенности музыкального искусства скоморохов;

- фиксировать информацию о явлениях музыкальной культуры с помощью  народных инструментов и ИКТ ;

- научиться сравнительному анализу музыкальных произведений.

Личностные результаты:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно-музыкальной выразительности.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

  • расширить свои представления о народном творчестве;
  • соотносить различные произведения искусства;
  • формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • совершенствование вокально-хоровых навыков.

Регулятивные УУД:

  • понимать смысл исполнительских и творческих заданий;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, картине.
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • оценивать  совместно  с  учителем  результаты  своих действий;
  • совершенствовать вокально-хоровые навыки;
  • высказывать свою точку зрения, предположения, версии.

Коммуникативные УУД: 

 оформлять свои мысли в устной речи, понимать речь других;

- открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров.

- адекватно реагировать на обращение учителя;

- взаимодействие в группе согласно условиям.

Методы обучения:

  • Словесно - индуктивный;
  •  Объяснительно-иллюстративный (с использованием мультимедийного сопровождения)
  • Анализ музыкального произведения;
  • Частично - поисковый;
  • Метод стимулирования обучающихся (с целью усвоения материала всеми учениками посредством организации деятельности);

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Урок музыки проведен 11.10. 2014 года  в 4 «в» классе, в котором обучается 25 человек (14  девочек и 11 мальчиков). Большинство детей  имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Почти все дети  обладают навыками учебного труда, умеют анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свою точку зрения. Многие обучающиеся сохраняют внимание на протяжении всего урока. В классе преобладает благоприятный климат, царит атмосфера доброжелательности. Класс работоспособный, дружный, активный.           

Структура урока: Все этапы урока были последовательными  и логически связанными. Структура урока соответствует данному типу урока. Урок отличается целостностью, эмоциональной атмосферой познания. Дозировка времени для каждого этапа  деятельности детей продумана и соответствует психологическим особенностям процесса внимания у школьников.   Соблюдается принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.

Организация учебной работы на уроке: Данный урок способствовал формированию знаний в области музыкального искусства, умению слушать и запоминать учебный материал, развивал навыки вокально-хорового пения. На уроке учащиеся работали с наглядностями, что позволило усвоить информацию не только на слух, но и визуально.

При ознакомлении с новым материалом у учащихся было хорошее восприятие, понимание, активное пробуждение познавательного интереса.

На уроке уделялось внимание слуховому анализу.  В уроке были использованы различные  виды деятельности, каждый из которых логически мотивирован и целесообразен (слушание, пение, двигательная и ритмическая  импровизация).

На уроке нашло отражение сочетание фронтальной работы с учащимися и индивидуальной, предусмотрены вопросы и задания детям, а также использование технических средств.

Система работы учителя: В ходе изучения данной темы с классом был достигнут контакт. На уроке использовалась речевая деятельность, исполнение музыкальных произведений, исполнение песен. На уроке применялись информационных технологии, т.к. у нынешних школьников есть определённое смещение в сторону зрительного ряда, то есть им непросто воспринимать только аудиоматериал.

Урок прошёл организованно, был логический переход от одного этапа к другому, присутствовало чёткое управление учебной работой обучающихся, владение классом, соблюдение дисциплины. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и обучающиеся чувствовали себя достаточно свободно.

Технологии, методы и приёмы, используемые на уроке: Содержание, технологии, методы и приёмы отобраны в соответствии с целью и типом урока. Учитывая преобладающую роль наглядного восприятия детей этого возраста, урок сопровождался мультимедийной презентацией. Материал для изучения с помощью слайдов был нагляден, доступен и прост, носил развивающий характер .

Методы (словесно-индуктивный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию) и основные дидактические принципы  (наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности, сознательности и активности,  прочности в овладении ЗУН) согласуются с целью и задачами урока.  

На этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи детям было предложено прослушать отрывок музыкального произведения. При этом задаётся  проблема (Куда привела нас музыка?), играющая роль мотивации учебной деятельности.

На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников. Выдвигаются гипотезы (кто такой скоморох?)

Новые знания, приобретенные в ходе совместного открытия, являются личностно значимыми и присваиваются учениками сразу же, без дополнительных усилий на запоминание.

Взаимосвязь между музыкой и живописи просматривалась при показе картины В.Сапрыкина «Скоморох» и в сопоставлении с песнями. 

Любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства, а также восприятие музыки как важной части жизни каждого человека просматривается на протяжении всего урока: слушание  и исполнение песен.

На этапе подведения итогов урока обучающимся было предложено разукрасить костюм куклы Петрушки в зависимости от настроения от урока.

 Система работы обучающихся: На уроке учащиеся были активными. Из-за возрастных особенностей использовалась частая смена деятельности: слушание (музыки, рассказ учителя,), анализ музыкального произведения, и исполнение песни, определение по тембру музыкальных инструментов, игра на внимание, пластические движения под музыку.

Общие результаты урока: план урока выполнен полностью. Подведение итогов показало, что обучающиеся  усвоили материал урока.

Считаю, что все дети в течение урока смогли реализовать свои образовательные потребности, возможности и способности. Ситуация успеха каждого ребёнка формировалась как на протяжении всего урока, так и на отдельных его этапах.

Оценка своей работы на уроке наглядно показала, что детям на уроке было комфортно, они довольны и уроком и собой.

Учитель музыки                                              Лазарева Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства "Народные гуляния"

Урок изобразительного искусства в 5 классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством художника Б.Кустодиева. школьники повторяют изученное о пропорциях человеческой фигуры и учатся передавать в работе ...

Урок изобразительного искусства "Народные гуляния"

Урок изобразительного искусства в 5 классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством художника Б.Кустодиева. школьники повторяют изученное о пропорциях человеческой фигуры и учатся передавать в работе ...

Конспект урока ИЗО 5 класс "Народные праздничные гулянья"

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «Делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в праздничные дни.  Так в конце зимы , в период с конца февр...

"Особенности национальной потехи" (масленичные гуляния)

Предлагаю музыкальное театрализованное костюмированное, а самое главное, познавательное   представление  на праздник "Масленица". Вы узнаете не только о днях  Масленицы, но и ...

Методические рекомендации и сценарий проведения народного гуляния "Масленица"

В методической рекомендации подробно описывается ход проведения традиционного праздника, проводимого на "Городской станции юных туристов" г.Ногинска, а также подборка подвижных игр во время проведения...

Конспект урока музыки 4 класс Тема: «Ярмарочное гулянье»

Полный конспект урока музыки для 4 класса. Тема: "Ярмарочное гулянье". Урок входит в программу Сергеевой, Критской по музыке, в раздел "Гори, гори ясно, чтобы не погасло"...

Презентация к уроку музыки. Тема: «Ярмарочное гулянье. Ярмарка» 4 класс.

Цель –  знакомство с русской традицией ярмарочных гуляний. Формирование музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Ф.Стравинского – балет «Петрушка...