Урок по ИЗО "Мозаика. Автопортрет" 7 кл.
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 7 класс) по теме

Морякова Ирина Николаевна

Познакомить учащихся с историей мозаики и особенностями ее выполнения. Закрепить понятие «Автопортрет».

Формирование навыков:

  • Изготовление мозаичного полотна
  • Применение на практике в жанре портрета
  • Применение на практике знаний о пропорциях лица человека

Развитие творческих способностей. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

Воспитывать  уважение к мировой культуре, через знакомство с шедеврами мирового искусства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по ИЗО Мозаика 7 кл.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства

7 класс

Тема:  «Мозаичное изображение. Автопортрет.»

Рассчитано  на  2 урока  

Учитель: Рыдалова Ирина Николаевна

Цели и задачи:

Познакомить учащихся с историей мозаики и особенностями ее выполнения. Закрепить понятие «Автопортрет».

Формирование навыков:

  • Изготовление мозаичного полотна
  • Применение на практике в жанре портрета
  • Применение на практике знаний о пропорциях лица человека

Развитие творческих способностей. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

Воспитывать  уважение к мировой культуре, через знакомство с шедеврами мирового искусства.

Тип урока: урок изучения новых  знаний

Вид урока: урок творчества

Форма организации деятельности:  индивидуальная  или в паре

Вид занятий:  декоративно-прикладное творчество, мозаика

Оборудование:

Для учащихся:

Лист бумаги, салфетки, газетная бумага, старые журналы, ножницы, клей ПВА, простой карандаш, ластик.

Для учителя:

Мультимедийная  презентация «Мозаика», компьютер, интерактивная доска, лист бумаги, салфетки, старые газеты, журналы, ножницы, клей ПВА, простой карандаш, ластик . Таблица подробного построения портрета и расположения кусочков мозаики на лице. Таблица пропорций лица человека. Образец. Элемент релаксации.

План урока:

1

Организационный момент

1 мин

2

Вводная беседа.

«Что для искусства человек?

1 мин

3

Актуализация знаний

Автопортрет

5 мин

4

Беседа по теме, с использованием  мультимедийной презентации

  • Мозаика
  • История мозаики

5мин

5

Практическая часть

  1. Повторение последовательности выполнения работы.
  2. Напоминание о ТБ при работе с ножницами и клеем.
  3. Самостоятельная работа

3 мин

60 мин

6

 Подведение итогов

  • Экспресс-выставка
  • Рефлексия

5 мин

«Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны всем.»

                                                                Л.Н.Толстой

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку

2. Вводная беседа.

На протяжении всего учебного года на уроках изобразительного искусства мы с вами, так или иначе, касались одной  и той же темы. Изображали ли мы натюрморт, пейзаж. Говорили о народных  праздниках, костюмах, о эпохе Возрождения, об архитектуре, о теме войны в искусстве, о плакате и памятниках культуры мы с Вами не забывали о – человеке! Ведь именно без него искусство существовать не может.

( на доске изображается схема

ХУДОЖНИК-----------ПОРТРЕТ------------КИСТЬ)

Он:

  1. Либо творец произведения искусства,
  2. Либо его главный герой,
  3. Либо созерцатель умеющий чувствовать  и выражать свои эмоции, при этом сам подчас берущийся за кисть.

3. Актуализация знаний

Одним из видов изобразительного искусства  подтверждающим эту цепочку, на мой  взгляд является автопортрет.

-Напомните мне, что такое автопортрет?

-Автопортрет изображение художником самого себя.

Итак:

  1. Художник рисует
  2. И конечно он умеет чувствовать и через рисунок выражать свои эмоции.
  3. При этом он главный герой картины.

-А можем ли мы с вами эту своеобразную схему применить к себе?

-Когда мы с  вами видим нечто прекрасное, мы чувствуем?

-Мы можем выразить свои чувства и эмоции через искусство, например рисунок?

-То есть мы можем быть художниками?

-Если мы с вами можем применить к себе  два принципа этой  формулы, мы можем создать  свой автопортрет?

Сегодня мы с вами потрудимся над созданием автопортрета только в  мозаичной  технике.

4. Беседа  по теме:

Мозаика является  одним  из  видов монументального  искусства. С античности  до наших дней она украшает не только фасады, но и интерьеры зданий. В мозаике изображение составляется из кусочков разноцветных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов.

Господствующее положение мозаика заняла в Византии в убранстве храмов. На весь мир праславились знаменитые сохранившиеся равеннские  мозаики «Голуби у водопоя» из мавзолея Галлы Плацидии и декоративные мозаичные композиции церквей Сан-Витале и Сант-Аполлинаре-ин-Классе. Равенна была процветающим византийским торговым городом. Знатные и богатые горожане вели роскошную жизнь, украшая здания мраморными плитами и мозаиками, выполненными художниками, обученными в Византии. В церкви Сан-Витале изображен во всем великолепии и торжественности двор императора Юстиниана и императрицы Теодоры.

В Равенне до  сих пор  хранятся и поддерживаются  традиции изготовления мозаичных панно. В городе существует институт мозаики. Копии равеннских мозаик,  выполненные художниками этого заведения, известны во всем мире. В городском парке экспонируются мозаики известных итальянских и зарубежных художников, созданные в разных стилях и материалах  специально для этого парка и демонстрирующие связь между прошлым и настоящим и веру в будущее мозаичного искусства.

Испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926), живший в Барселоне и прославивший ее, использовал мозаику для декоративного оформления своих построек.

В России мозаичные изображения получили распространение с XVIII века. О собенно увлеченно работал над мозаикой М.в.ломоносов, который сам изготовлял цветное стекло, а затее  собирал из него картины, делал наборные столы. Его работы выставлены в  Русском музее в Петербурге. Уникальные мозаичные работы украшают внутреннее убранство Исаакиевского собора. Прежде были созданы живописные полотна, опираясь на которые мастера готовили и подбирали нужным образом окрашенные кусочки. Работа  по созданию мозаичных картин  потребовала много лет.

Украшение  внутренних помещений мозаиками становиться распространенным в России в 30-40-50 годы. Ярким примером являются станции метро, построенные в это время. Мозаичные  панно создаются для станций московского метрополитена «Комсомольская-кольцевая», «Киевская», «Аэропорт» и других. Замечательные мозаики для станции метро «Маяковская»  создал в 1938 году  известный художник Александр Дейнека.

Эта традиция продолжается и сегодня. Вновь открытые станции и переходы метро также украшаются мозаиками. А с современными компьютерными программами любое изображение можно сделать мозаичным. Вы сами соприкасались с темой, когда создавали мозаичное полотно в 6 классе. И в 3 четверти  учебного года в качестве арт-терапии покрывали мозаикой силуэт собственной ладони.

5. Практическая часть

Основные этапы работы.

Для того  чтобы создать автопортрет в технике мозаика вам необходимо вспомнить пропорции лица человека. Для этого вы можете пользоваться эскизом в тетради.

  1. Нарисуйте на листе эскиз автопортрета.
  2. Далее вам необходимо внимательно рассмотреть эскиз расположения кусочков мозаики на лице.
  3. Ваши кусочки могут быть разрезанными ножницами, а могут быть рваными.
  4. Кусочки должны близко  прилегать друг к другу.
  5. Старайтесь тщательно подбирать бумагу. Тем более что она у вас не просто цветная, а имеющая разные рисунки и фактуру (газеты, журналы). Не спешите, фантазируйте.
  6. Старайтесь передать свой характер, свои особенности, помните  это автопортрет.
  7. Если Вы решили делать работу на большом листе и вдвоем, сделайте собирательный образ, распределите правильно роли, советуйтесь друг с другом.

Не забывайте о ТБ при работе с ножницами и клеем.

Помните от беспорядка на столе – беспорядок в голове, от беспорядка в голове – беспорядок в руках,  а от беспорядка в руках – беспорядок в работе.

(Релаксация)

Приступаем к работе.

За 5 минут до конца урока работы вывешиваются на доску рядом друг с другом

6. Рефлексия. Подведение итогов.

- Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.

- Вам нравиться? Что именно?

- Какой вид портрета мы с вами вспомнили?

-С какой техникой Вы сегодня работали?

-Как звали известного ученого, который возродил мозаику в России?

Каждый из Вас сегодня был творцом, создателем, художником. Каждый из Вас сегодня задал себе  вопрос, какой я? Каждый из Вас своим сердцем, умом, руками чувствовал самого себя, и переложил эти чувствовал самого себя и переложил  эти чувства на белый лист. Каждый из вас созидал, ваял, делал. Сохраните эти чувства, интерес к созданию прекрасного и пронесите через года.

Всем спасибо. Не забудем убрать мусор и забрать свое оборудование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...