Методическая разработка урока "Готический стиль в архитектуре"
методическая разработка (изобразительное искусство, 8 класс) по теме

Крюкова Татьяна Анатольевна

 

Полная разработка урока изобразительного искусства с применением групповой формы работы и мультимедийным сопровождением в виде презентации. Может быть использована на уроках на МХК. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Goticheskiy_stil_v_arhitekture.rar2.78 МБ
Файл Metodicheskaya_razrabotka_uroka.rar237.33 КБ

Подписи к слайдам:


Готический стиль в архитектуре

Урок изобразительного искусства в 8 классе

Учитель изобразительного искусства высшей категории Крюкова Т.А.

МОУ СОШ №7 им. А.П.Гайдара.

Повторим!

Проверка изученного материала.
Тест «Романская архитектура».
Постройте график обозначив ответы на вопросы точками на координатной сетке.

V

IV

III

II

I

Ответ




Вопрос

1

2

3

Вопрос I.

Какое из приведенных сооружений относится к романскому стилю?

1) 2) 3)

Вопрос II.

Назовите основной тип зданий романской архитектуры?




1) атриум;

2) акведук;

3) базилика.




Вопрос III.

Неф – это…

1) окно в виде арки;

2) часть помещения, разделенного рядами арок или колонн.




3) перекрытие в виде цилиндрического свода;




Вопрос IV.

Как называется главная башня феодального романского замка?

1) неф;

2) портал

3) донжон




Вопрос V.

Какая из приведенных характеристик более всего присуща романскому стилю

1. Монументальность, приземистая массивность, суровость и лаконичность форм.

2. Величественность, пропорциональность, господство прямых линий.

3. Помпезность, причудливость форм, излишняя орнаментальность,

Проверь себя!

V

IV

III

II

I

Ответ




Вопрос

1

2

3

Если получилась такая же фигура, значит ты молодец и можешь

поставить отметку «5», если ошибся в одном вопросе, то «4»,

в двух – «3»

Проверка (самопроверка) (показ слайда ): Те у кого получилась в результате буква «М» - молодцы, можете поставить себе за повторение материала отметку «5», кто ошибся в одном вопросе – ставит «4», а кто в двух – «3».

Выберите из приведенных определений те, которые характерны для романского стиля.

Строгость и монументальность

Массивность стен

Богатое декоративное убранство

Простота декора

Стремление ввысь

Приземистость







Ажурность каменной резьбы

Простота геометрических форм

Огромные стрельчатые окна

Воздушность и легкость













Тема урока: Готический стиль в архитектуре




Готический стиль возник во Франции во второй половине 12 века. Термин происходит от немецкого племени готов.




Рассмотрим исторические предпосылки возникновения нового стиля.




Средневековый город
в середине 12 века

Готические соборы

Конструкция готического собора

Воздушность и легкость готического здания основывается на каркасной системе постройки

Своды строили на системе арок, переброшенных в нескольких направлениях, выделенных гуртами, или нервюрами—утолщенными каменными жгутами.

Сплошные своды заменили реберными перекрытиями – аркбутанами.

Арки-аркбутаны опираются на столбы-контрфорсы, вынесенные за пределы здания.

Стена перестала играть конструктивную роль, ее заменили широкие проемы окон, порталов.

Своды

Цилиндрические своды заменили стрельчатые крестовые своды.







Романская архитектура

Готическая архитектура

Нервюры

Каркасная система

контрфорс

аркбутан

Стрельчатая арка – символ готики

Романская

полуциркульная арка

Готическая

стрельчатая арка

Витражи.

Для увеличившихся оконных проемов не было подходящего размера стекол.

Тогда еще не умели делать листовое стекло, поэтому в свинцовые рамы вставляли множество маленьких стеклышек.

Их окрашивали в разные цвета и составляли живописные картины — витражи

Окно-роза.

РОЗА, круглое окно с каменным переплетом в виде радиальных лучей в центре фасада романских и готических построек 12-15 вв.




Интерьер.
Сравните!

Приземистый романский интерьер

Небывалые по высоте и обширности интерьеры готических соборов

Собор Св. Вита в Праге.

Трудно представить себе готический собор по фотографиям. Мне посчастливилось побывать в двух соборах тогда еще Чехословакии – в пражском соборе Св. Вита и кафедральном соборе Св. Елизаветы в городе Кошице. И все же мне трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора

Гоголь о искусстве готики.

«Была архитектура необыкновенная... в недре ее находятся Миланский и Кельнский соборы…

Готическая архитектура, та готическая архитектура, которая образовалась перед окончанием средних веков, есть явление такое, какого еще никогда не изводил вкус и воображение человека.

В ней все соединено вместе: этот стройный и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные, узкие, с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений, эта легкая паутина резьбы, опутывающая его своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо; величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость — это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура. Вступая в священный мрак этого храма, сквозь который фантастически глядит разноцветный цвет окон, поднявши глаза кверху, где теряются, пересекаясь, стрельчатые своды один над другим, один над другим и им конца нет, — весьма естественно ощутить в душе невольный ужас присутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека».

Шедевры готической архитектуры.
Итоги работы поисковых групп

Французская готика.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам)

Немецкая готика.

Кельнский собор

Итальянская готика.

Миланский собор

Чешская Готика.

Собор Святого Вита в Праге.




Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам)

Собор Парижской Богоматери

– это пятинефная базилика

длиной 130 м и высотой 69 метров,

одновременно вмещающая в себе

9000 человек

Собор Парижской Богоматери
Западный фасад

Кельнский собор.

Собор возводился с 1248 года до конца 19 века.

Его длина составила 140 метров, ширина — 83 метров, высота центрального нефа — 43 метра.

Западный фасад поднимается на высоту 175 метров.

Высокие стрельчатые окна, в которые были вставлены цветные витражи, достигали в высоту более 17 метров.

Миланский собор.

Миланский собор часто называют «восьмым чудом света»

Его длина составляет 158 метров, ширина — 58 метров, высота центрального нефа — 46,8 метра.

Общая площадь собора составляет 11,3 тысячи квадратных метров.

Собор Св.Вита в Праге.

Практическая работа.

Виды работ.

Главный фасад собора

Окно-роза

Окно в виде стрельчатой арки,

Витраж

Виды техник.

Графический рисунок

Аппликация,

Бумагопластика,

Компьютерный рисунок.




Выводы и обобщения

Готика - это визитная карточка средневековой Европы.

А готический собор Парижской Богоматери так же символичен как египетские пирамиды, древнегреческий Парфенон и Колизей Древнего Рима.

Готические конструкции XII – XV веков перекликаются с современными архитектурными конструкциями, у которых нагрузку взял на себя тонкий железобетонный каркас, а стены стали стеклянными.

Современная архитектура нередко возвращается к витражу.

Подведение итогов.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

С какими новыми терминами вы сегодня познакомились

А сейчас каждая группа представляет свою работу и оценит вклад каждого в работу группы.

Оценка работы.

Рейтинговый лит.




Рейтинговый лист ученика 8Б класса _________________________________________




Техника выполнения

Творческий подход

Оценка за урок

Итого

Практическая работа

Краткий ответ на вопрос

Опережающее задание

Выступление с сообщением, «5»

Тест

«5»

18 – 23 балла - оценка «5»

14 – 17 баллов - оценка «4»

9 – 13 баллов - оценка «3»






Предварительный просмотр:

Тема урока: « Готический стиль в архитектуре».

Класс 8

Цель урока: Ознакомить учащихся с готическим стилем в искусстве средневековья, формировать навыки самостоятельного извлечения и представления знаний, умений и навыков.

Тип урока: комбинированный

Задачи урока.

Дидактические:

  1. Добиться знания истории возникновения, конструктивных особенностей и характерных черт готического стиля.

Развивающие:

  1. Формировать навыки самоконтроля
  2. Предоставить   возможность самостоятельного выбора вида работы
  3. Формировать навыки самостоятельного извлечения и представления знаний с использованием новых информационных технологий
  4. Формировать умение систематизировать знания; выделять главное

Воспитывающие:

  1. развивать  творческую  фантазию;
  1. уметь работать в группах, доброжелательно и культурно общаться на уроке

Методы:

  1. словесно-наглядные ( беседа)
  2. импрессивные (мультимедийное сопровождение урока)

Форма: фронтальная, индивидуально-групповая.

Оборудование: Компьютер,    проектор, экран.

Программное обеспечение: ОС Windows XP, MS – Office 2003,  Презентация    Power Point, графический редактор Paint, музыкальное сопровождение фрагменты мюзикла «Нотр-Дам»,

Материалы: Листы с тестом для каждого учащегося,  координатная сетка для выполнения тестового задания, рейтинговый лист для каждого ученика и для группы.

Материалы для учащихся: заготовки в виде окна-розы в технике бумагопластики, коробки из-под конфет, полоски бумаги шириной 2 – 2,5 см, альбомный лист, карандаш, ножницы, клей или степлер.

 


Содержание урока:

1 этап.          Повторение изученного материала

                Тестирование  

                Актуализация опорных знаний

2 этап.         Формирование новых знаний.

                Объяснение нового материала  

                Отчет о поисковой деятельности.

3 этап.         Практическая работа

                Выбор вида работы и техники исполнения.

4 этап.         Систематизация и обобщение

                Подведение итогов урока.         

5 этап.        Самоконтроль и самооценка

                Построение рейтинга группы.

        


Ход урока.

1. Повторение изученного материала.

 Слайд 2. 

На предыдущем уроке мы изучали архитектурный стиль, который господствовал    в Западной Европе в 11 – 13 веках. Какой это стиль?

Слайд 3. 

Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока, как знаете термины, относящиеся к данному стилю?

Слайды 4 – 8. 

Перед вами листы с тестом, который содержит 5 вопросов. И координатная сетка для ответов,  на которой нужно  построить  график, отметив точками правильные ответы.    

Слайд 9.

Проверка (самопроверка): Те у  кого получилась в результате  буква «М» - молодцы,  можете поставить себе за повторение материала отметку «5», кто ошибся в одном вопросе – ставит «4», а кто в двух –  «3».

Слайд 10.

Выберите из приведенных определений те, которые характерны для романского стиля:

  1. Строгость и монументальность
  2. Массивность стен
  3. Богатое декоративное убранство
  4. Простота декора
  5. Стремление ввысь
  6. Приземистость
  7. Ажурность каменной резьбы
  8. Простота геометрических форм
  9. Огромные стрельчатые окна
  10. Воздушность и легкость

(По мере названия черт, характеризующих романский стиль по щелчку  они исчезают. В результате останутся черты готического стиля.)

Итак отмеченные черты действительно присущи романскому стилю, а вот оставшиеся не отмеченными тоже относятся к определенному стилю, о нем то и пойдет речь на нашем уроке. Это – готический стиль.

Слайд 11. 

Итак, мы от раннего средневековья переходим к середине 12 века, когда   романский стиль сменился новым, более конструктивно продвинутым стилем.

Тема урока :  Готический стиль в архитектуре или готика. (запишите название стиля в нашу хронологическую таблицу).

Готический стиль возник во Франции во второй половине 12 века. Термин происходит от  немецкого племени готов.

Рассмотрим исторические предпосылки возникновения нового стиля.

Какова была историческая обстановка того времени.

Слайд 12. Выступление учащегося

Первые памятники готического стиля появились в средневековых городах Франции. В этот период население   городов быстро увеличивалось, однако постоянные войны не позволяли городам разрастаться вширь. Они были укрыты за могучими крепостными стенами,  застроены высокими, узкими домами, тесно прижатыми друг к другу.   В центре находилась небольшая площадь, а на ней — необходимо было возвести собор, башни которого виднелись бы далеко за пределами городских стен.  В то время собор играл значительную роль в жизни города. Он был не только местом, где проходили церковные службы. Как и ратуша, он являлся центром общественной жизни. Здесь заключались торговые сделки, читались лекции, иногда даже заседал парламент.

Поэтому соборы должны были вмещать большое количество людей, быть просторными. Перед зодчими встала задача расширить систему сводов, освободившись  от толщи и массивности стен и перекрытий романского стиля.

Слайд 13. 

Взгляните на эти произведения средневекового зодчества. Легкие, устремленные ввысь, они кажутся невесомыми.  Трудно поверить, что они из камня. Если в романских соборах камень, как ему и положено, создавал ощущение мощи и силы, то в готических он «потерял» свой вес, стал воздушным, как кружево.

Соборы и сейчас рождают чувство гордости за человека, сумевшего столь искусно все сделать, заставившего камень петь.

Слайды 14, 15 . 

Как же средневековые мастера добились этого ?

  1. Воздушность и легкость готического здания основывается на каркасной системе постройки
  2. Своды строили на системе арок, переброшенных в нескольких направлениях, выделенных гуртами, или нервюрами—утолщенными каменными жгутами.
  3. Сплошные своды заменили реберными перекрытиями – аркбутанами.
  4. Арки-аркбутаны опираются на столбы-контрфорсы, вынесенные за пределы здания.
  5. Стена перестала играть конструктивную роль,  ее заменили  широкие проемы окон, порталов.

Слайд 16.

Таким образом, контрфорсы и аркбутаны составляли как бы скелет, вынутый из стен, что позволяло сами стены превратить в легкое, декоративное кружево из каменных оконных переплетов.

Слайд 17.

Стрельчатая арка считается символом готики: взгляд устремляется ввысь, и создается ощущение гораздо большей высоты, чем у круговой (романской) арки.

Слайд 18

Но для увеличившихся оконных проемов не было подходящего размера стекол. Тогда еще не умели делать листовое стекло, поэтому в свинцовые рамы вставляли множество маленьких стеклышек. Их окрашивали в разные цвета и составляли живописные картины — витражи. При раскраске витражей и скульптур художники.

Слайд 19

Еще одним элементом готического соборы было окно-роза, расположенное над главным порталом собора.

Слайд 20

Интерьер стал воздушнее и светлее, высота готических соборов вдвое больше романских.

Слайд 21

Трудно представить себе готический собор по фотографиям.  Мне посчастливилось побывать в двух соборах тогда еще Чехословакии – в пражском соборе Св. Вита и кафедральном соборе Св. Елизаветы в городе Кошице. И все же мне трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора

Слайд 22.

Поэтому давайте обратимся к описанию готического собора, которое дал Н.В.Гоголь. Найдите в тексте (тексты лежат у вас на партах) выражения, описывающие впечатления от собора. (фронтальная работа)

Слайд 23.

А сейчас самое время сказать о шедеврах готической архитектуры. Поисковые группы работали над поиском интересных фактов или описаний четырех знаменитых соборов мира.

Отчет работы поисковых групп.

Слайд 24 – 25.  Собор Парижской Богоматери. 

Слайд 26.                 Кельнский собор.

Слайд 27.                 Миланский собор.

Слайд 28                Собор Св. Вита в Праге

Слайд 29

Итак одно архитектурное направление но как талантливые зодчие находили нужные архитектурные решения

Нотр-Дам де Пари, застывшая в камне музыка Кёльнского собора, мраморное кружево Миланского собора, пражский собор Св. Вита   выражают характер того народа, который его создавал.

Поэтому при единстве стиля в каждом шедевре готики отражается   самобытность национальный колорит.

Слайд 30.

А сейчас я предлагаю вам побывать в роли художников, архитекторов, подмастерий и попытаться сотворить такое же готическое чудо. Вам предлагается на выбор разные виды работ и техник.

Слайд 31.

  1. Готика -  это визитная карточка  средневековой Европы.  
  2. А готический собор Парижской Богоматери так же символичен  как египетские пирамиды, древнегреческий  Парфенон и Колизей Древнего Рима.
  3. Готические   конструкции  XII – XV веков перекликаются с современными архитектурными конструкциями, у которых нагрузку взял на себя тонкий железобетонный каркас, а стены стали стеклянными.
  4. Современная архитектура нередко возвращается к витражу.

Слайд 32-33.

Группы демонстрируют то, что им удалось сделать за урок.

- Итак , а сейчас каждая группа продемонстрирует выполненную работу и оценит работу группы и каждого ученика в отдельности. Пожалуйста заполняем рейтинговый лист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Романский и Готический стили в архитектуре Средневековья», 6 класс

Презенация предназначена для наглядного изучения материала по теме "Средневековая литература и искусство",по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского,"Просвещение". 70505056_1.j...

Романский и готический стиль в архитектуре.

Краткий обзор романского и готических стилей в архитектуре...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Книжные стили речи. Научный стиль"

Методическая разработка предназначена для проведения урока развития речи в 5 классе по теме "Книжные стили. Научный стиль"....

Методическая разработка урока на тему Архитектура компьютера

Методическая разработка урока дисциплины «Информатика» на основе системно-деятельностного подхода при обучении информатикеТема: Архитектура компьютера. Основные устройства компьютера и их функции....

Методическая разработка. Презентация"Стиль жизни - здоровье". Советы по здоровому образу жизни

Предлагаемый материал  будет полезен педагогическим работникам основного и дополнительного образования в деятельности по направлению здоровьесбережение.Здесь даны основные принципы (в форме совет...

Методическая разработка урока "Функциональные стили речи русскогоязыка.Разговорный стиль"

Цели: обобщение и  углубление знаний о разговорном стиле, об особенностях речевых жанров (письмо, SMS).Обучающие:Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; повтори...

Методическая разработка, интерактивного теста "Стили архитектуры" - ИЗО 7 класс

Тесты предназначены для учащихся 7-го класса по теме архитектурные стили...