Методическая разработка, классный час, духовное краеведение, 7 класс "О мужестве, вере и служении Отечеству. Спор Петра I и святителя Митрофана Воронежского".
план-конспект урока по истории (5, 6, 7 класс)
Методическая разработка, классный час, духовное краеведение, 7 класс "О мужестве, вере и служении Отечеству. Спор Петра I и святителя Митрофана Воронежского".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс.
Тема: О мужестве, вере и служении Отечеству. Спор Петра I и святителя Митрофана Воронежского.
Цель: развитие духовно-эмоциональной сферы через присоединение к социокультурным духовным ценностям, познание истории родного края.
Задачи:
Обучающие: поверить знания учеников и степень усвоения материала о периоде правления Петра I; акцентировать внимание на противоречивую личность Петра и её значение в своей эпохе; подвести учащихся к итогу о том, что реформы способствовали укреплению самодержавия, установлению абсолютной монархии и возвышению международного статуса России; познакомить с жизнью святых людей, живших на Земле Русской; познакомить с жизнью Святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету.
Развивающие: развивать духовно – нравственные потребности каждого ребенка путем его приобщения к духовным ценностям; способствовать развитию логических общеучебных умений и навыков (установление причинно – следственных связей); развивать логическое мышление путем анализа источников грамотно строить свое выступление, правильно формулировать выводы; продолжать развивать интерес к предмету через приобщение познания истории родного края.
Воспитательные: создать условия для повышения общекультурного уровня обучающихся, продолжая развивать положительные качества (чувство взаимопомощи, доброжелательности, культуры чувств); развитие интереса к истории России, чувство патриотизма, гуманизма на примере исторической личности; совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к своей малой Родине.
Оборудование: мультимедийная установка, экран, раздаточный информационный материал для использования в групповой работе.
Ход урока
I.Организационный момент.
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие», - писал А.С. Пушкин. Тот, кто любит свою Родину, не может не вспомнить с благодарностью и благоговением о благочестивых и святых людях родной Земли, напитываясь из описания из описания их жизненных подвигов духовной мудростью стремясь подражать им в нашей жизни. Таким людям мы и посвятим сегодня наше занятие.
– Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на нашем занятии?
– Вслушайтесь в слово “Родина”. Что можно сказать об этом слове?
(Предполагаемые ответы детей).
– Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за него душой, желание служить ему – есть те душевные качества, без которых человек не имеет права считать себя личностью. Когда размышляешь о России и хочешь в нескольких словах сказать о ней, как она прекрасна, то лучше всего было бы взять в руки кисть художника и вместо слов использовать краски.
II. Сообщение целей, задач, плана урока.
"Пётр Великий. Служение Отечеству". (обращается внимание на запись).
Мы должны не только повторить уже известные вам факты, но и вместе попытаться осмыслить, проанализировать роль самой личности Петра I и его деятельность в своей эпохе.
III. Актуализация знаний учащихся.
1. Подготовительная беседа.
Вступительное слово учителя. Зачитывает строки о Петре I
Пётр Вяземский
Великий Петр, твой каждый след
Для сердца русского есть памятник священный,
И здесь, средь гордых скал, твой образ
Незабвенный
Встает в лучах любви, и славы, и побед.
Нам святы о тебе преданья вековые,
Жизнь русская тобой еще озарена,
И памяти твоей, Великий Петр, верна
Твоя великая Россия!
Май 1853
"Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля"
А.С.Пушкин
На рубеже XVII-XVIII столетий выявилось явное отставание России от стран Западной Европы.
- В чём его проявление?
- Почему, имея такую большую территорию, природные ресурсы, богатое историческое прошлое, Россия имела низкий международный статус?
Примерные ответы учащихся. Устарела система органов управления, не было флота, регулярной армии, очень слабая промышленность. Россия ещё не оправилась от Смутного времени, когда первостепенной задачей было отстоять свою независимость, не имела выхода к морям, соответственно были плохо развиты внешние связи.
2. Создание проблемного задания.
«На весь XVIII в. и шире — Петербургский период русской истории — ложится одна гигантская тень — Петра Великого — императора-реформатора. И пусть он действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены самой логикой исторического развития XVII в. … — все равно нельзя отрицать, что именно Петр стал создателем Новой России».
(Современный отечественный историк С.В.Бушуев)
- Действительно ли, Россия на тот период не считалась, крупной державой, хотя улучшить ее положение пытались и Алексей Михайлович и Софья? Но время крутых перемен, реформ выпало на долю Петра I, который стал действовать более жестко и решительно в отличие от своих предшественников.
IV. Основная часть урока
План:
- Реформы Петра I. Священник – слуга государственной власти
- Святитель Митрофан, епископ Воронежский
- Спор Петра I и Святителя Митрофана.
Составление опорного конспекта учащимися на протяжении всего урока.
Реформы государя:
а) военная реформа;
б) экономическая реформа;
в) реформа государственного управления;
г) церковная реформа.
Петр I обладал огромной энергией и , как писал один английский посол в докладе своему правительству, "только силой своего гения" сумел за короткий срок поднять Россию до уровня передовых стран Европы.
Действительно, личность Петра I неординарная, несмотря на его недостатки, порой жестокое обращение к людям, из всех русских царей только его назвали Великим.
А величие его проявилось в его реформах.
Реформы преобразователя:
А) Причины преобразовательных реформ;
- Какие первостепенные задачи стал решать Петр I в начале правления?
- Какие меры предпринимают для решения этих задач?
- Какой вывод делает Петр I после неудачного похода на Азов в 1695 г?
Примерные ответы учащихся: Вначале своего правления Петр I стал решать внешние задачи, выход к морю. Организовывает походы на Азов. Первый из них был неудачным.
- В каком городе началось строительство кораблей?
- Почему? Примерные ответы учащихся: В г. Воронеж. Корабельный лес, река Дон, впадающая в Азовское море.
- Присоединив в 1696 г. г. Азов, решил ли Петр проблему выхода в Черное море?
Примерные ответы учащихся: Нет, т. к. Керченский пролив оставался в турецких владениях.
- Какое решение принимает Петр I?
Примерные ответы учащихся: Для продолжения войны с Турцией нужны были союзники, с этой целью он организует "Великое посольство".
- Какие качества личности Петра проявила эта поездка?
- Каков был итог поездки?
Примерные ответы учащихся: Заключил "северный союз" с Данией, Саксонией, Речью Посполитой для борьбы со Швецией за выход в Балтийское море.
Б) Военная реформа;
- С каких реформ начинает свою преобразовательную деятельность Петр I?
Ответы учащихся: Начинает с военной реформы: создание флота и регулярной армии (работа с опорным конспектом).
1. Работа со словарем - Что такое регулярная армия? (постоянная, хорошо обученная - профессиональная армия создавалась с помощью рекрутских наборов)
- Как отнесся народ к созданию регулярной армии?
2. Приведение цитат из дополнительного источника.
"Какой он царь? Он крестьян разорил с домами, мужей наших побрал в солдаты, а нас с детьми осиротил и заставил плакать век". "Военная служба в то время была пожизненной, и добровольцев было слишком мало. Поэтому наборы превращались в добровольно жестокую экзекуцию. Рекрутов заковывали в кандалы и помещали в тюрьмы, т к. они сбегали".
- Была ли основа регулярной армии?
- Какое значение имело создание регулярной армии и флота?
Примерные ответы учащихся: потешные полки - будущие "Семеновский", "Преображенский".
Возросла военная мощь России.
В) Экономические реформы
Особенность преобразований Петра состоит в зависимости внутренней политики от внешней.
-Попробуем это доказать.
1. Особенность реформы
Внешняя политика связана с военной реформой, а внутренняя, в первую очередь, с экономикой (табличка) "экономические реформы"
-В чем особенность экономической реформы Петра I?
Примерные ответы учащихся: Развивались преимущественно отрасли экономики, непосредственно связанные с обеспечением армии: снаряжением, вооружением.
- Какие меры принимает Петр I для развития промышленности?
(табличка) "промышленность" + "мануфактура"
Примерные ответы учащихся: Для развития промышленности строятся крупные мануфактуры, особенно металлургические и текстильные.
3. Вывод по экономической реформе.
Таким образом, экономические реформы Петра I с одной стороны показали быстрый рост промышленности, развитие торговли; с другой- ухудшение положения населения, ужесточению закрепощения крестьян.
- Что это: неразумность в политике или вынужденные меры?
Примерные ответы учащихся: На данном этапе нужно было сконцентрировать все силы для обеспечения армии и улучшения экономического развития и для поднятия ее международного положения. Поэтому, меры предпринятые Петром I оправдывают его действия.
Г) Государственные реформы.
1. Причины модернизации органов государственного управления.
Необходимость модернизации органов государственного управления проявилось ещё в XVII в.
Но реформация власти выпала на долю Петра?
- Что способствовало этому решению?
Примерные ответы учащихся:
Во-первых: обострение положения в стране в связи с ухудшением жизни трудового народа.
Во-вторых: Петр I считал, что прежняя приказная система изжила себя и лучше для России будет создание новых органов по европейскому образцу.
А) Работа со схемой государственного устройства России в начале XVIII в. ( Схема предварительно была составлена учащимися в рабочих тетрадях)
-Как проходило реформирование органов власти?
Примерные ответы учащихся: Реформы управления проходили постепенно, новая система сложилась не сразу, поначалу продолжали действовать прежние органы.
-Какой принцип построения был заложен в основе реформ?
-Объясните, как вы это понимаете?
Примерные ответы учащихся:
Реформирование проводилось по принципу коллегиональности. (Учащиеся рассказывают о создании коллегий, сената, изменении в органах местного управления.)
Б) Вывод. Все эти действия Петра I реформатора приводили к усилению власти самого монарха. В 1721 г. Сенат преподнес Петру I вместе с титулом императора именование "Великого".
2. "Табель о рангах".
- Что вы можете сказать о таком сословном документе, как "Табель о рангах". Ведь он шел вразрез с принципом государства?
Примерные ответы учащихся: Согласно этому документу любой мог выслужиться и получить дворянство. Теперь каждый свободный человек, благодаря своей личной заслуги, т. е. в зависимости от способностей, мог в принципе занять самый высокий пост.
3. Церковная реформа.
К реформам государственного управления мы относим и изменения в положении Русской Православной церкви.
- Почему Петр I реформировал церковь, ведь он сам был верующим человеком?
Примерные ответы учащихся: Потому что деятельность царя - преобразователя, внедрявшего в России европейские порядки не вызывала одобрения у духовенства. Кроме того, церковь - это источник доходов, так нужных для реформирования всей России. Для управления религиозными делами был создан Синод во главе со светским лицом, который непосредственно подчинялся государю.
Вывод. На смену сословной монархии XVII века в России приходит новая форма правления, которая характеризуется усилением власти монарха.
- Назовите эту форму правления?
Ответы учащихся: Россия стала на путь укрепления самодержавия - значит, оформилась абсолютная монархия.
Д) "Культурная революция".
Для успешного проведения реформ стране были нужны образованные люди. И в первую очередь это понимал Петр I.
- Почему реформы, проводимые царем в области культуры и просвещения, называют "культурной революцией"? Вспомните, что такое революция?
Примерные ответы учащихся: Слово "революция" означает коренные изменения. И если
мы посмотрим на преобразования Петра в этой области, то увидим, с одной стороны - происходило подавление национальной культуры и насильственное приобщение к внешней культуре Запада, а с другой стороны - "великие творения".
-Приведите примеры, цитаты о культурной жизни страны.
- Все же, произошла "культурная революция" в петровскую эпоху или нет?
Примерные ответы учащихся: Культурная жизнь страны кардинальным образом изменилась, мы с полным утверждением можем говорить, что в России произошла настоящая "культурная революция". И в этом огромная заслуга Петра Великого.
3. Значение реформ.
- Почему Петра 1 называют Великим?
Примерные ответы учащихся: Потому что его заслуги перед Отечеством очень велики (уч-ся кратко перечисляют реформы).
Все это позволяет говорить о том, что международный статус России как державы вырос.
Россия стала империей.
- Какой ценой были проведены преобразования в России?
Примерные ответы учащихся: Народ России заплатил за реформы дорогой ценой, войны, строительство городов, дорог, водоканалов унесло тысячи жизней. Жизнь не стала легче, крепостное право даже ужесточилось.
Примерные ответы учащихся: Нет, своими реформами Петр I не исказил исторический путь России, он верил в свой народ, любил его и Россию. Он лишь приблизил ее к развитию ведущих западных держав.
Да, на самом деле Петр всегда оставался патриотом и думал о будущем России, России великой и могучей.
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над сомой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы.
Приложение (Слайды № 2, 3)
Любите свою Родину, и она даст Вам силу. Пока мы с ней, с ее скорбями и трудностями – мы счастливы, ибо разделяем ее судьбу и имеем единство со своим народом. А останемся без нее, жизнь станет бесцветной и призрачной, ибо второй Родины на земле обрести невозможно, если первая именовалась Святой Русью.
(Слайд № 4)
Любить Родину – значит знать ее прошлое, жить ее настоящим, думать о ее будущем.
II. Целеполагающий этап
Мы сказали, что не может быть любви к Родине без знания ее истории.
Тот, кто любит свою Родину, не может не вспомнить с благодарностью и благоговением о благочестивых и святых людях родной Земли, напитываясь из описания из описания их жизненных подвигов духовной мудростью стремясь подражать им в нашей жизни. Сегодня тема нашего урока “Святители и Святые Земли Русской (местночтимые святые).
Святитель Митрофан Воронежский”.
(Слайды № 5, 6)
III. Операционно-исполнительный этап
Сейчас вы будете работать в группах, используя в своей работе информационные карточки. Вы познакомитесь с информацией о жизни и деятельности нашего земляки Земли Ивановской Святителя Митрофана Воронежского.
“Узнай сам”.
(Слайд № 7)
Информационная карточка для 1-й группы
“Святитель Митрофан (в миру Михаил) родился в ноябре 1623 г. в Антилохово (Слайд № 8) Суздальского уезда (ныне Савинский район Ивановской области) в семье потомственного священника Василия и Марии, “воспитан в непорочном благочестии Восточной церкви, в православной вере”. До 40 лет будущий Святитель служил приходским священником в селе Сидоровское Шуйского уезда” (Слайд № 8).
Информационная карточка для 2-й группы
“ В начале 1660 г. в селе Антилохово, где жил тогда еще священник Михаил, умирает его жена, и он решает принять монашеский постриг и уходит в Николо-Шартомский монастырь (Слайд № 9). Подстрижен в монахи с именем Митрофан. По данным известного Шуйского краеведа В.А. Борисова (1809–1862) Святитель Митрофан “имел пребывание там несколько лет”. В Золотниковской Успенской пустыни (ныне Тейковский район Ивановской области) тоже находился несколько лет.
Информационная карточка для 3-й группы
В июне 1665 г., уже ставший известным своей благочестивой жизнью иеромонах Митрофан избран настоятелем Яхромского Успенского монастыря (Слайд № 10) (40 км от г. Владимира). Этим монастырем он управлял 10 лет. Жил он в скромной келье в подвальной части Храма. Помещение этой кельи сохранилось до наших дней: после прославления святителя Митрофана на Лике Святых там находился Храм в его честь (ныне Храм восстанавливается).
Информационная карточка для 4-й группы
Патриарх Иоаким (1674–1690), узнав о святой жизни игумена Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимандрита знаменитого Макарьево-Унженского монастыря (Слайд № 11) . Под его руководством был построен каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней.
Информационная карточка для 5-й группы
2 апреля 1682 года Святитель Митрофан стал епископом Воронежским. Под мудрым управлением Святителя церковная и государственная жизнь края испытывали благодетельную перемену. Построен кафедральный Собор, превосходивший размерами все церкви Воронежа (Слайд № 12).
Информационная карточка для 6-й группы
Известность Святителя Митрофана переросла границы Воронежской епархии, много был наслышан о нем и император Петр Первый (Слайд № 13). Петр Первый решил строить флот. Местом постройки избрал Воронеж. Царский замысел не имел поддержки как среди части бояр, так и в народе. В это трудное время для Петра Первого и России Святитель Митрофан поддерживал добрые начинания царя, фактически он стал в Воронеже главным союзником Петра Великого в его флотских делах. Он пожертвовал значительные средства на постройку двух кораблей и трех галер (Слайд № 13). Когда корабли были построены, Святитель Митрофан Благословил и напутствовал русские войска, отправившиеся В Азовский поход (Слайд № 13). Вернулись войска с долгожданной победой.
Информационная карточка для 7-й группы
В августе 1703 г., когда Святителю было уже 80 лет, его постигла тяжелая болезнь, скончался Святитель Митрофан 23 ноября 1703г. Гроб с телом Великого Святителя нес до усыпальницы сам Петр Первый. Прощаясь, он сказал: “Не осталось у меня такого старца. Ему же буди вечная память” (Слайд № 13).
Информационная карточка для 8-й группы
В духовном завещании Святитель наставляет людей (Слайд № 14): “Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность – богат будеши; воздержно Пий, мало яждь – здрав будеши; твори благо, бегай злаго – спасен будеши…”.
IV. Ориентировочно-мотивационный этап
Подведение итогов работы в группах. Обмен информацией и использованием презентации к уроку о Святителе Митрофане Воронежском.
Известный историк С.М. Соловьев назвал Святителя Митрофана (Слайд № 14) лучшим из великорусских архиереев, знаменитым “святостью жизни и сходившимся с Петром Первым в усердном радении о благе родной земли”. В России память Святителя Митрофана чтится с большой любовью.
V. Рефлексивно-оценочный этап
Подведение итога урока.
Что вы можете рассказать своим товарищам, родственникам и о Святителе Митрофане Воронежском.
Оцените полученные знания на уроке:
(Слайд № 14)
Наш урок хочется закончить следующими строками:
“Родина… благоговей перед этой землей, русский человек, и служи этой земле всеми силами души твоей”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида на тему "Юные защитники отечества"
Методическая разработка содержит презентацию и план-конспект классного часа. Классный час проводится в конкурсно - игровой форме с учащимися 9 класса....
Методическая разработка классного часа для 5 класса. День рождения наук.
Цель: Получше узнать друг друга и посмотреть, какой же класс – 5 Приобщать детей к знаниям....

Методическая разработка классного часа для 9 класса на тему «Урок толерантности»
Материал для открытого урока для учащихся 9 класса лицея-интерната на туму "Урока толерантности"....

Методическая разработка классного часа в 11 классе «Я выбираю жизнь»
Суицид рассматривается как ведущая причина смертей во всём мире, поэтому он является значительной общественной проблемой. Целью классного часа является воспитание бережного отношения к самому се...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Любовь и уважение к Отечеству"
Сценарий урока литературы призван познакомить обучающихся с христианским отношением к родине и гражданскому долгу, усвоить, какие действия, качества свойственны православным людям, прививать любовь к ...

Презентация, "Духовное краеведение", 7 класс, «О мужестве, вере и служении Отечеству. Спор Петра I и святителя Митрофана Воронежского.»
Презентация, "Духовное краеведение", 7 класс, «О мужестве, вере и служении Отечеству. Спор Петра I и святителя Митрофана Воронежского.»...