План-конспект урока истории в 6 классе "Восточная Европа в середине I тысячелетия н. э."
план-конспект урока по истории (6 класс)

Филяков Степан Викторович

Цель: характеристика процесса расселения племён во время Великого переселения народов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Восточная Европа в середине I тысячелетия н. э.»

Цель: характеристика процесса расселения племён во время Великого переселения народов.

Задачи:

- сформировать представление об образе жизни готов, гуннов, тюрков, авар, населения Волжской Булгарии и Хазарского каганата;

- развивать умение находить нужную информацию в различных источниках и использовать её в обучении;

- воспитывать чувство патриотизма.        

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-практикум.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, карта «Восточная Европа в середине I тыс. н. э.», фрагменты исторических источников, учебные картины и иллюстрации.

План:

I. Орг. момент.

II. Актуализация.

III. Изучение нового материала.

1. Великое переселение народов.

2. Практическая работа «Кочевые народы на территории нашей страны в IV-X веках».

IV. Закрепление.

V. Итоги. Рефлексия.

VI. Д/З.

Ход урока:

I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация.

- Расскажите о греческой колонизации Причерноморья.

- Расскажите о кочевых народах Северного Причерноморья.

III. Изучение нового материала.

1. Великое переселение народов.

Причиной, вызвавшей одновременно перемещение огромной разно племенной массы людей в IV-VII вв. н. э., было резкое похолодание. Отрицательно сказавшиеся на условиях хозяйствования многих народов, побуждая искать новую среду обитания в более мягких климатических условиях. Продвигаясь вдоль полосы, которой шли готы, южнее её, археологи находят исторические памятники, относящиеся к славянам. Двинувшись в путь практически одновременно с готами, славяне заселили огромную территорию от берегов Балтики до Днепра, до Эгейского и Средиземного морей, Заняли Балканы. Участниками Великого переселения народов становятся и славяне, которые именно тогда впервые упоминаются в документах под своим именем. В ходе расселения образовалось три ветви славян – восточная, западная и южная.

2. Практическая работа «Кочевые народы на территории нашей страны в IV-X веках».

Названия племён/народов

Время расселения

Территория, которую они занимали; основанные ими государства, города

Занятия населения

Готы

III-IV вв.

Северное Причерноморье; не создали своего государства

Кочевое скотоводство, ремесло

Гунны

IV-VI вв.

Северное Причерноморье; не создали своего государства

Кочевое скотоводство, ремесло

Авары

VI-IX вв.

Бассейн р. Дунай; Аварский каганат

Кочевое скотоводство, ремесло

Тюрки

VI-VII вв.

Центральная Азия, земли Прикаспия и Приазовья; Тюркский каганат

Кочевое скотоводство

Хазары

VII-X вв.

Изначально – прикаспийские степи Северного Кавказа, затем – Северное Причерноморье; Хазарский каганат, Итиль, Саркел

Кочевое скотоводство, ремесло, торговля, земледелие

Волжские булгары

IX-XIII вв.

Земли между Камой и Волгой; Волжская Булгария, Булгар, Биляр

Земледелие, ремесло, торговля

Аланы

VI-XIII вв.

Северный Кавказ

Скотоводство

IV. Закрепление.

Задание. Прочитать фрагмент исторического источника «Из записки посла багдадского халифа Ахмеда Ибн Фадлана» и ответить на вопросы к документу.

V. Итоги. Рефлексия.

Итоги подводит один из учеников.

Анализ урока учащимися. Самоанализ учащимися своей деятельности на уроке.

VI. Д/З. Параграф 3 – прочитать, выучить записи в тетради, знать карту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" на тему : Развитие танцевальности у станка и на середине зала на основе элементов движений русского и белорусского танцев"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования«Детская школа искусств №7» г. Курска   ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока по предмету «Народно-...

план -конспект к уроку истории в 5 кл по теме Религия древних египтян

план -конспект к уроку истории в 5 кл  на тему" Религия древних египтян."В конспекте представлены разные формы опроса и закрепления материала, особое внимание уделяется игровой форме....